--PAGE_BREAK--Чтобы кандидат соответствовал образу героя и настоящего лидера, важно соответствующим образом осветить не только его настоящее, но и прошлое. Поэтому особое место занимает жанр политической биографии. В сущности, она представляет собой декларацию, провозглашающую кандидата ревностным защитником интересов народа и состоящую из символов, порождаемых определенной идеологией. В ряду этих символов – происхождение лидера [как правило, он из простой семьи, интеллигентной; американский стереотип, пропагандирующий ценности общества равных возможностей. Важно также представить политика в качестве преемника чего-то или кого-то – дела национального героя, предыдущего успешного лидера и т.п. Факты биографии, используемые в политической рекламе, подвергаются тщательному отбору, так чтобы они соответствовали идеалам адресной группы. Наиболее ценны факты из биографии политического деятеля, которые знакомы избирателю и вызывают у него определенные ассоциации.
Успех рекламной кампании во многом зависит от того, в какой мере отбираемые факты биографии героя соответствуют принятым в данный момент нравственным ценностям. В свое время Д. Буш не учел смены отношения американцев к вьетнамской войне. Пытаясь обвинить своего соперника Б. Клинтона в том, что в молодости тот участвовал в демонстрациях против американской агрессии во Вьетнаме, он оказал ему помощь на его пути к Белому дому15.Часто биографию кандидата составляет не только то, что он делал, но и то, чего он не делал. Например, отсутствие у кандидата политического опыта и неучастие в тех или иных видах политической деятельности порой может рассматриваться как плюс – как свидетельство его свежести, неиспорченности.
Одна из составляющих имиджевой успешности – способность лидера в любой ситуации ощущать свою правоту: «Вождь не требует оправдания для своих действий, он всегда прав. Его ошибкой становится только то, что он сам признает в качестве ошибки. Вождь – это сплошная идеализация»16.
Еще одно качество, без которого невозможно навести мосты между лидером и массами, – готовность лидера принять на себя ответственность за положение дел в стране, правительстве, регионе.
Черты и качества, которые лидер обязан демонстрировать, должны быть однозначны, четко определены, ярко выражены, достаточно постоянны. Ядро имиджа составляют три основные компоненты: внешняя (поведенческая) направленность личности, внутренняя ориентация личности и иерархия временных характеристик личности кандидата17.
Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на достижение определенных действенных результатов, направленность на общение и направленность на завоевание авторитета, власти.
Внутренняя ориентация личности отражает те способности политика, с помощью которых он достигает поставленных целей. Одни достигают их преимущественно за счет интеллектуальных способностей, другие – за счет эмоциональных, третьи – за счет волевых.
Иерархия временных личностных характеристик лидера включает в себя образы «прошлого» (что означает возвращение в него), «реального» (пассивное подчинение человека текущим событиям) и «будущего».
Необходимо осуществлять отбор и дифференциацию качеств политика и пунктов его программы по степени выигрышности. Во-первых, сам по себе объем рекламного сообщения небезграничен: «Существует определенный набор сведений, который текстовик может в разумных пределах сообщить о виски, кандидате политической партии или вертикально сверлильном станке»18. Во-вторых, восприятие рекламируемых качеств зависит от множества разнообразных факторов. Поэтому и отбор их должен идти по многим направлениям. В-третьих, избиратель не в состоянии удержать в голове большое количество даже самых выигрышных, на взгляд рекламиста, фактов.
Одним словом, мы всегда имеем дело с определенной иерархией, одни параметры оказываются более существенными, чем другие.
Предметом рассмотрения в предвыборной рекламе должны быть не только положительные, но и отрицательные качества политиков. При этом на первый взгляд может показаться, что образы кандидатов составлены из взаимоисключающих качеств. На самом же деле они просто перемешаны. Наличие в образе некоторых отрицательных черт, которые считаются незначительными, способно не ослабить, а обогатить имидж, сделать его более объемным. Этого, например, можно достичь включением в образ политика: милых бытовых чудачеств, небольших недостатков внешности, характера, неуклюжести, непрактичности в бытовых вопросах, имевших место в прошлом, но уже преодоленных заблуждений, ошибок, информации о расплате за профессиональные успехи здоровьем, нервами, отсутствием семьи, сведений об обмане и бестактности, допущенных по отношению к данному политику третьими лицами19.
Очень важная коммуникативная составляющая имиджа – образ будущего, который включается в него. Он должен быть настолько ярким, чтобы захватить избирателя. Руководствуясь теорией лидерства, избрание определенного кандидата можно отождествить с выделением лица, с которым определенные социальные слои связывают надежду на удовлетворение своих интересов. Таким образом, существенное значение для успеха на выборах имеет выработка программы или корректировка уже существующей в соответствии с чаяниями избирателей. Политическая реклама, конечно, упрощает дело, сводя противостояние политических программ к простым альтернативам. Но именно благодаря этому упрощению она и становится эффективным инструментом политической борьбы.
Один из первичных компонентов имиджа, представляющихся доминантными в восприятии избирателей, – глубина понимания лидером социально-экономических проблем, которые стоят перед обществом в данный момент.
В программе, которую предлагает кандидат, должны сохраняться уже знакомые избирателю формулы подхода к решению проблем, внедренных в его сознание в качестве первоочередных в результате многократного повторения в СМИ. Цели и конкретные задачи, поставленные в предвыборных программах лидеров общенационального масштаба и кандидатов иных уровней, должны быть скорректированы, соотнесены с широтой полномочий того уровня власти, на который они претендуют. Программа должна быть рассчитана на все социальные группы и слои электората, по содержанию она не должна сильно отличаться от господствующих в обществе представлений, чтобы легко восприниматься электоратом. Однако по форме представления программа не может обойтись без новаций, в противном случае она будет неинтересной.
Имидж политика выступает в политической коммуникации в качестве посредника между лидером и массой. Он постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами коммуникации. Специфическое качество имиджа – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммуникации заключается еще и в том, что сообщения создаются с учетом ожидаемой реакции населения.
Таким образом, для политической рекламы наибольший интерес представляют объективный (текущий) имидж, поскольку именно он подвергается корректировке в процессе реализации рекламной стратегии, и моделируемый, то есть тот, который будет транслироваться на аудиторию. Для эффективной стратегии идеально, когда моделируемый образ становится текущим.
Глава II. Анализ предвыборных кампаний Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.)
Проведение выборов различных уровней в нашей стране за последнее время показало, что особо широко в избирательных кампаниях стали использоваться имиджевые установки. Не исключением использование таких технологий стала и саратовская область, на выборах главы администрации области в 1996 году. Победу на выборах в условиях конкурентной борьбы одержал Д.Ф. Аяцков во многом за счет успешного формирования своего имиджа. Это был фактически первый публичный политик в области, который широко освещал свою деятельность во всех региональных СМИ.
Аяцков Д.Ф. категорически возражал против собственного назначения главой администрации области, однако готовился к участию в губернаторских выборах 1996 года, еще будучи вице-мэром Саратова20.
В своей предвыборной кампании он широко использовал структурные элементы рекламного имиджа, одной из которых являлась его активная политическая деятельность до вступления в должность губернатора. Осенью 1993 г. Аяцкову «было рекомендовано» баллотироваться в Государственную Думу 5-го созыва. Однако в ноябре 1993 г. он был выдвинут кандидатом в члены Совета Федерации по Саратовскому двухмандатному избирательному округу N 64. В округе были зарегистрированы 4 кандидата. Аяцков, набрав 29,6 процентов голосов, опередил своего основного соперника — мэра Саратова Юрия Китова и вместе с главой администрации области Юрием Белых был избран членом Совета Федерации первого созыва. Вошел в состав комитета по обороне и безопасности21. В марте 1994 г. он был назначен руководителем рабочей группы, занимавшейся разработкой устава г. Саратова. Летом 1995 г. Д. Ф.Аяцков присоединился к большинству в Саратовской областной думе в его борьбе с администрацией области за проведение выборов в органы местного самоуправления22.
Обладая не маловажным административным ресурсом и имея связи с политической элитой региона в первой избирательной кампании Д.Ф. Аяцков формировал свой имидж по нескольким критериям. Будучи первым публичным политиком в области команда его политтехнологов сформировала несколько образов широко применяющихся на протяжении всей кампании: образ «хозяина», «свой мужик», «вожак», «реформатор», «новатор», «патриот», «Экзотик», «благодетель меценат»23.
В этих условиях поиск нейтральных способов и путей решения различных общественных проблем как областного, так и общероссийского масштаба был характерен на протяжении всего периода его деятельности. Примером такого рода деятельности может послужить ситуация в Буденновске и многие другие.
По данным Института гуманитарных и политических исследований (ИГПИ), после событий в Буденновске, связанных с захватом заложников отрядом Шамиля Басаева в июне 1995 г., Аяцков выезжал на место трагедии в личном автомобиле и организовал поездку в Буденновск саратовских журналистов.
25 октября 1995 г. Аяцков, по сведениям агенства «PostFactum», вошел в состав комиссии Совета Федерации по расследованию инцидента в ингушском аэропорту «Слепцовск-Ингушетия» после того, как 24 октября неизвестными были обстреляны самолет и здание аэропорта.
В ноябре 1995 г. возглавил российскую делегацию, принимавшую участие в качестве наблюдателей в выборах президента Грузии.
За лето 1996 г. благодаря личным связям Аяцкова в Саратовскую область удалось привлечь дополнительные ассигнования на сумму, в несколько раз превышающую собственно бюджет региона24.
Еще один структурный элемент в формировании имиджа Д.Ф. Аяцкого послужила признательность его президентом Российской Федерации 26 декабря 1996 г. Борис Ельцин своим указом за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд наградил Аяцкова орденом Почета.
Перспективы будущего устройства для блага народа саратовской области Д.Ф. Аяцков отмечал в своей предвыборной программе. Он отмечал, что главная задача Федерального Собрания — восстановление легитимного правового порядка на основе национального государственного порядка, национального примирения и согласия, социальной справедливости. Выражал убеждение, что государственное устройство России должно обеспечивать демократический контроль институтов и структур исполнительной власти и администрации со стороны общества. Считал, что главным инструментом сохранения стабильности в обществе должно стать разделение властей, равноправие органов законодательной и исполнительной власти. Целью и условием демократических реформ считал единство России. Выступал за сохранение и развитие интеллектульного и культурного потенциала общества. Полагал, что экономические реформы должны продолжаться, но «быть скорректированы». Аяцков полагал, что необходимо прекратить развал производства и разграбление природных ресурсов России, органично сочетать углубление экономической свободы граждан с рациональным государственным регулированием экономики, выделить приоритеты и приступить к структурной перестройке производства, пересмотреть налоговое законодательство, укрепить налоговую службу, включая налоговую инспекцию. Заявлял, что действующая ставка налогов — главный источник криминализации экономики, поэтому требуется дифференциация налогов и их уменьшение для товаропроизводителей. Ратовал за целенаправленное формирование нового среднего класса, включающего интеллигенцию и квалифицированных рабочих и служащих. В своей предвыборной программе Дмитрий Аяцков также высказался за активизацию государственной социальной политики. Отмечал важность повышения роли местного самоуправления, четкого разделения полномочий с федеральными властями, увеличения доли отчислений с налогов в бюджет города и области. Выступил с предложением принять самостоятельную программу развития Саратовской области и Поволжского региона, которая должна иметь целью «превращение Саратова в технополис»25.
Относительно чеченского вопроса немаловажного на момент его избирательной кампании как для народа Россия, так и для государства в целом. Аяцков высказал мнение, что обращение Ельцина к главам российских регионов — «берите суверенитета столько, сколько проглотите» — явилось катализатором отделения Чечни. Введение войск в Чечню в декабре 1994 г. охарактеризовал как попытку руководства страны с помощью маленькой победоносной войны заработать большие политические дивиденды, а саму военную операцию оценил как «спланированную и проведенную силовыми министерствами совершенно бездарно». Однако заявил: «Сейчас отступать уже некуда, надо выполнять указания президента и разоружить всех, кто незаконно взял в руки оружие». Выход из кризиса Аяцков видел в развитии переговорного процесса. Считал необходимым объявить амнистию и провести переговоры с авторитетными и уважаемыми людьми в Чечне: военными, духовенством, старейшинами разных кланов, представителями общественных движений. Также предложил ввести федеральное правление и должность наместника президента России на Кавказе, которому должны подчиняться войска и местная администрация. Заявил о необходимости в целях стабилизации нынешней ситуации воссоздать единое государство чеченцев и ингушей в составе России. Предложил временно назначить главой Чечено-Ингушетии Руслана Аушева, а исполнительную власть доверить Саламбеку Хаджиеву. В этом же интервью высказался за полную замену руководства временной администрации в осетино-ингушской зоне чрезвычайного положения как не справившегося с поставленными перед ним задачами. Аяцков заявлял также об отсутствии у руководства страны четкой концепции национальной политики, а министров РФ по делам национальностей (начиная с Сергея Шахрая) назвал «дилетантами»26.
Аяцков выражал мнение, что если кризис в Чечне не будет урегулирован, то весь Кавказ может «взорваться подобно пороховой бочке». Выход предложил искать в созыве «Круглого стола» для переговоров по Северному Кавказу. Дмитрий Аяцков считал, что такой форум может способствовать созданию не только «всеобъемлющего соглашения между всеми силами, так или иначе втянутыми в этот запутанный клубок, но и сохранению целостности государства». Считал, что конференция по Северному Кавказу должна не только обозначить позиции сторон, но и отыскать дееспособный механизм реализации возможных соглашений, контроля за их соблюдением.
На президентских выборах в июне — июле 1996 г. поддержал Бориса Ельцина. По словам Аяцкова, он обещал главе государства «вырвать Саратовскую область из красного пояса». Считал, что только президент Борис Ельцин может довести начатые им реформы до конца. Высказывал мнение, что страна начинает выходить из тяжелого кризиса и уже начинают появляться позитивные результаты реформ. Сильной стороной Ельцина Аяцков считал то, что он так и не создал президентскую партию, так как он — президент всей России и должен стоять выше мелких партийных дрязг, усиливающихся при приближении выборов27. Сразу после назначения губернатором области Дмитрий Аяцков заявил, что основными направлениями его деятельности будут разработка соглашения о разграничения полномочий с центром, подписание договора об общественном согласии, активизация строительства муниципального жилья, усиление борьбы с преступностью и решение вопроса выплат зарплат, пенсий и пособий. Подобные заявления формировали у избирателей стойкий образ «хозяина», который приведет область в порядок. Высказал намерение консолидировать все силы области для обеспечения победы на президентских выборах Бориса Ельцина. Добился подписания «договора об общественном согласии» со всеми политическими силами и представителями ветвей власти Саратовской области. Отказались ставить под этим документом свою подпись только саратовские коммунисты. После чего Аяцков серией распоряжений заменил более 60 процентов глав районных и городских администраций.
продолжение
--PAGE_BREAK--Свою избирательную кампанию летом 1996 г. Аяцков проводил под лозунгами «Область достойна сильного губернатора» и «Конкретные дела для жителей области!». В ходе предвыборной кампании заявлял, что хотел бы сделать Саратовскую область лучшим регионом в России в течение ближайших трех — четырех лет, «чтобы ее жителям завидовали, как завидуют сегодня москвичам». Обещал построить два международных аэропорта, оказывать помощь агрокомплексу. Аяцков заявлял также о том, что поставил своей среднесрочной стратегической задачей сделать Саратов официальной столицей Поволжья, а долгосрочной — попытаться в будущем переместить в Саратов и столицу России28.
Сразу после своего избрания губернатором области Д.Ф. Аяцков закрепил себя в образе миротворца, заявив на пресс-конференции 2 сентября 1996 г., что «объявляет амнистию своим политическим противникам и приглашает их за стол переговоров». Так же он не стал вступать в опалу к пришедшему к власти В.В. Путину, он заявил что «готов подставить плечо» президенту Владимиру Путину, и поддержать его в усилиях по укреплению государственности и вертикали власти.
По мнению Сергея Филатова Аяцков — «это реформатор, человек демократического склада, имеющий хорошие организаторские способности, прошедший депутатскую школу, имеющий свою команду». Он «своей энергией сумел повести людей на реформы, на демократический путь развития» (радиостанция «Эхо Москвы», 2 сентября 1996 г.).
Образ в первой предвыборной кампании Д. Ф. Аяцкого многими политическими деятелями был определен как, образ хозяйственника, реально реализующего существующие проблемы в области.
Председатель Аграрной партии России Михаил Лапшин, оценивая предварительные результаты выборов губернатора Саратовской области, заявил, что теперь избирателей в регионах волнует конкретная деятельность кандидата на пост главы местной исполнительной власти как «администратора и хозяйственника».
Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов на пресс-конференции заявил, что считает Аяцкова неплохим хозяйственником, который вел предвыборную борьбу весьма корректно и не демонстрировал свою политическую ангажированность. Зюганов также признал, что тактика, которую избрал Аяцков, отмежевавшись от своих предшественников и «проведя довольно серьезную работу по экономическому укреплению региона», чем сумел привлечь на свою сторону многих избирателей — аграриев, «оказалась не только разумной, но и выигрышной».
Руководитель пресс-службы президента РФ Игорь Игнатьев сообщил агенству «Интерфакс», что предварительные итоги выборов в Саратовской области Борис Ельцин расценил как дополнительное свидетельство того, что «россияне ждут от руководителей страны практических действий, которые могли бы улучшить социально-экономическое положение на местах».
Автор обширного аналитического материала «Саратовская область» И.В. Малякин охарактеризовал Д.Аяцкова так: «человек политической генерации, порожденной постсоветским бизнесом. Он еще недостаточно отошел от „номенклатурной генерации“, но достаточно много представлений вобрал из криминально-предпринимательской среды, в которой немало времени вращался. В частности — представление о том, что ключевой проблемой во всех делах является разрешение денежного вопроса; если же деньги не демонстрируют достаточной эффективности при своем применении, то используются те или иные методы силового воздействия»29.
По мнению аналитика ИГПИ Александра Филиппова, Аяцков в 1993 г. был избран членом Совета Федерации за счет победы над Китовым на селе. Голосование в сельских районах за Аяцкова, где он был до этого неизвестен, было обеспечено заключением союза с главой областной администрации Юрием Белых (также баллотировавшимся в Совет Федерации). 2 февраля 1994 г. Китов был снят президентом РФ с должности главы администрации г. Саратова. 18 февраля 1994 г. Китов покончил жизнь самоубийством. Возникшая ситуация привела к разрыву союза Белых — Аяцков, так как последний не получил обещанного при заключении альянса назначения на пост главы администрации г. Саратова («Саратовская область весной 1996 года», политический мониторинг ИГПИ от 19 июня 1996 г.).
По мнению некоторых депутатов областной Думы, Аяцков имел в течение 1994-1995 гг. реальную и неограниченную власть на всей территории Саратова. После этого предметом его политических интересов стало руководство областью. С 1994 г началась борьба Аяцкова с главой администрации области Юрием Белых.
Исход борьбы между Аяцковым и Белых был легко предсказуем, поскольку первый использовал весь доступный ему арсенал средств. А он был гораздо более обширен, чем у Белых, «хотя бы просто в силу отсутствия психологических ограничений». Основным политическим ресурсом у Аяцкова в этой борьбе в 1994-95 годах был статус депутата Совета Федерации, члена комитета по обороне и безопасности. При этом в региональных СМИ (но только региональных), он выступал в роли идеолога, создавая себе «образ волевого, сильного, крутого человека соответствующий внешности»30.
Аналитик ИГПИ Дамир Фаритов считает, что предвыборная кампания Аяцкова на пост губернатора началась 15 апреля 1996 г., когда он был назначен на эту должность согласно указу президента РФ. Все его поведение в этот период определялось этим предвыборным контекстом. Штурм и натиск, которые демонстрировал Аяцков, начиная с момента назначения, ни один нормальный человек не способен выдержать сколько-нибудь долгое время. «Это откровенно спринтерский забег, финиш которого неизбежно должен наступить не позднее, чем закончатся выборы». Также Фаритов считает, что авторитарная модель правления в Саратовской области окончательно установилась летом 1996 г. «Аяцков превратился в персонифицированный центр местной политической жизни, подчинив себе единственный имеющийся в области орган законодательной власти, поставив под контроль СМИ, дезорганизовав и расколов потенциальную оппозицию. Последней, впрочем, довольно слабо, противостоящей ему силой остались коммунисты. Поражение Гордеева на выборах губернатора окончательно деморализует и их». По мнению Фаритова, альтернативы дальнейшей авторитаризации локальной политической системы области пока нет31.
Журналист газеты «Сегодня» (3 сентября 1996 г.) Татьяна Малкина считает, что Аяцков «умен, амбициозен, деятелен, сексуален и обаятелен. Роль хозяина губернии ему к лицу, и чувствует он себя в ней уютно».
По оценкам журналистов, Дмитрий Аяцков заявил о себе, как об активном политическом деятели, демонстрируя свои связи с политической элитой России. Он стал первым так называемым «единым кандидатом» партии власти и в ходе избирательной кампании по выборам губернатора Саратовской области летом 1996 г. получил поддержку от администрации президента и правительства РФ. 27 июля 1996 г. в Саратов нанес визит начальника управления по работе с территориями администрации президента РФ Сергей Самойлов. 13 августа 1996 г. область посетил Юрий Лужков. 21 августа Аяцков встречался с Виктором Черномырдиным, после чего последний в интервью Саратовскому телевидению призвал жителей области проголосовать за действующего губернатора. В день выборов 1 сентября Аяцкова посетил заместитель главы администрации президента по регионам Александр Казаков. 7 сентября на церемонии вступления Аяцкова на должность губернатора Саратовской области присутствовал глава администрации президента РФ Анатолий Чубайс.
В октябре 1994 г. по приглашению Аяцкова в Саратов прибыла группа американских бизнесменов во главе с руководителем «Скот юропиен корпорейшн» Робертом Краттеи (газета «Саратов» от 4 октября 1994 г.).
По сведениям местных депутатов, Аяцков, занимая пост вице-мэра Саратова, завоевал расположение местных бизнесменов тем, что легко и охотно выполнял их просьбы, формально не входившие в его компетенцию. Так, летом 1996 г. он поддержал инициативу саратовских предприятий топливно-энергетического комплекса и их крупнейших акционеров АО «Нарат» и АО «Нафта», которые попытались выйти из состава АО «Сиданко» и образовать Саратовскую нефтяную компанию. По данным газеты «Комсомольская правда» от 2 июля 1996 г., они также поставили ряд условий перед АО «Сиданко»: в советах областных предприятий ТЭК большинство голосов должно быть у саратовцев, генеральными директорами на всех предприятиях могут быть только представители области по согласованию с губернатором. Однако «Сиданко» категорически отвергло требования саратовцев. Аяцков заявил в интервью газете «Комсомольская правда»: «Предприятия Саратовского ТЭКа должны работать прежде всего на область, а не на столичные банки»32.
Таким образом, из изложенного выше материала можно сделать вывод, что первая избирательная кампания Д.Ф. Аяцкого была проведена в соответствии, с современными коммуникационными технологиями, что свидетельствует о том, что и сам лидер и его команда выборы губернатора 1996 года выиграли вполне честно и заслуженно.
Вместе с тем дальнейшая деятельность по использованию полученной власти показала, что используемые технологии имеют вполне конкретные пределы. Поэтому, уже с 1998 года началось падение рейтинга губернатора в саратовской области. Применение массированного коммуникационного воздействия в подконтрольных губернатору СМИ результатов не принесло. Поэтому досрочные выборы губернатора 2000 года носили уже принципиально иной характер.
Одним из мотивов, формирующих внешний облик избирательной кампании в Саратовской области 2000 года, стала почти целиком продиктованная логикой региональной мифологии инициатива губернатора, связанная с созданием в Государственной Думе РФ нового созыва так называемой «Фракции депутатов от Саратовской области». Фактически выдвинутая еще в октябре, в ноябре она начала приобретать директивный облик, трансформируясь в ряд конкретных действий — причем носящих не только ритуальный, но и актуальный характер. Общий смысл выдвинутой губернатором идеи сводится к тому, что область как можно более полно должна реализовать возможность проведения в Госдуму своих представителей не только по округам (здесь их число фиксировано и возрасти не может), но и по спискам — вне зависимости от того, о списке какого именно избирательного объединения идет речь.
Следующим шагом областного руководства стала попытка начать внедрение принципа примата интересов области по отношению к личным и партийным интересам в среде самих кандидатов в депутаты. 16 ноября состоялось подписание последними предложенного губернатором меморандума о верности интересам региона. В соответствии с этим договором, главной своей задачей в случае избрания в Госдуму кандидаты признают защиту в ней интересов избравших их граждан, работу на благо России и — отдельно — жителей Саратовской области. Помимо достаточно ритуальных обещаний, документ этот содержит и одно в высшей степени своеобразное — кандидаты обязуются руководствоваться в работе «волей избирателей, а не решениями руководящих органов партий» — в том числе, видимо, и тех, от которых избираются в думу. Те из них, кто нарушат свое обещание, будут отзываться из состава нижней палаты российского парламента, причем решение об этом будут принимать не сами граждане, а Общественная палата при губернаторе, В обмен ряд кандидатов попросил Аяцкова публично заявить о невмешательстве в избирательную кампанию и, в первую очередь, об отказе от избирательной поддержки «губернаторского списка» кандидатов. Однако в самом меморандуме вообще никакие обязательства подписавшего его «от имени жителей области» губернатора не закреплены.
Однако на этот раз инициатива губернатор оказалась фактически торпедирована. Из 72 претендующих на места в Государственной Думе представителей области меморандум подписало лишь 55 человек. Интересно, что в федеральных СМИ, освещавших это событие, приводилась, как правило, информация совсем иного рода — там говорилось о двух неподписантах. Позже эта информация была опровергнута представителями ряда политических объединений, которые подписали этот документ в собственной редакции, устранив из него либо фактически отказ от защиты интересов своих избирательных объединений, либо возможность отзыва по решению Общественной палаты — то есть, фактически сведя значение этого документа на нет.
Логично предположить, что источником преувеличений является одна из работающих с информацией служб в команде губернатора, однако вице-губернатор Сергей Наумов в ходе общения с прессой полностью отверг любые предположения такого рода и полностью признал факт преувеличенности числа подписавших меморандум кандидатов — впрочем, уже после того, как ложная информация уже получила самую широкую огласку.
Следует отметить, что в избранной командой губернатора тактике имеется совершенно рациональная составляющая. Избранный Аяцковым первоначально курс на поддержку НДР и провал последующих попыток уйти из этого избирательного объединения, примкнув, например, к движению «Единство», поставили его перед угрозой лишиться возможности опереться в Государственной Думе хотя бы на какую-то организованную силу, способную лоббировать интересы самого Аяцкова и Саратовской области. Действия, направленные на создание некой основы для формирования саратовской фракции, выглядит попыткой компенсировать хотя бы часть последствий потери, которая выглядит уже неизбежной.
В ноябре конфликт между командой губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова и командой мэра областного центра Юрия Аксененко вступил в критическую фазу и окончательно перестал быть скрытым. Ожидания губернатора и его сторонников, связанные с опасностью вступления саратовской мэрии в избирательную кампанию как политического актора, руководствующегося лишь собственными интересами, полностью подтвердились, хотя масштабы продемонстрированной мэрией активности и оказались меньше, чем можно было бы предположить. Хотя на территории Саратова существует два избирательных округа (здесь полностью располагается Саратовский округ, а два района города входят в Энгельсский), прямую поддержку мэрии получил кандидат лишь по одному из них — выдвинутый в Энгельсе региональной организацией «ЯБЛОКА» предприниматель Виктор Тюхтин. Причины такой ограниченности совершенно непонятны, информация по данному вопросу отсутствует.
К концу ноября Тюхтин в своем округе оказался, по существу, наиболее активным кандидатом. Им была развернута широкомасштабная кампания, ведущаяся как через наглядную агитацию (листовки, рекламные календари и буклеты, публикации в СМИ), так и через живое общение с избирателями агитаторов и лично Тюхтина. Особенно эффективной выглядит кампания, ведущаяся им в СМИ — через «Саратовскую мэрию», региональное приложение к «Новой газете», а также выходящие при содействии последнего издания полубульварный еженедельник «Новый репортер» и молодежный «Хулиган». Строится она во многом на критике и прямых выпадах в адрес главного тюхтинского конкурента — поддерживаемого губернатором бывшего первого секретаря Саратовского обкома КПСС, ныне депутата Государственной Думы РФ по списку ЛДПР Владимира Гусева. Некоторые публикации носят весьма нетрадиционный для Саратовской области характер, ставший даже причиной обвинения газет «тюхтинской группы» в применении «грязных технологий» — например, в одном из номеров «Хулигана», в рубрике, пародирующей некие абстрактные выборы, где участвуют кандидаты-животные, комментируемой от лица «русских Бэвиса и Батт-Хэда», кандидату Гусю придан предвыборный лозунг «Старый Гусь воздух не испортит». Сходный тон имеют и некоторые другие материалы.
Вся эта деятельность вызывает откровенное беспокойство команды губернатора, явно не готовой вести борьбу с противником, оппонирующем ей в подобном ключе. В частности, весьма тревожно звучало выступление директора областного департамента печати, информации и массовых коммуникаций Александра Сергеева на состоявшемся 29 ноября заседании постоянно действующего совещания при областном правительстве (кстати, весьма характерно, что в этот день на нем рассматривался ход выборов в Энгельсском районе — ни один из других районов не был предметом подобного рассмотрения). Сергеев неоднократно возвращался к используемым Тюхтиным приемам, особо указывая при этом на те из них, которые не применяются «другими кандидатами». Он также указывал на некоторые промахи, допускаемые администрацией района в некой абстрактной «разъяснительной работе» среди населения и отметил, что проведенный его ведомством опрос показал: Тюхтина знает каждый 4-й избиратель, тогда как Гусева — лишь каждый 6-й. После того, как Сергеев сообщил о четырех жалобах на действия СМИ, зафиксированных по Энгельсскому округу, особо отметив при этом жалобы на издания «тюхтинского блока», но указав в то же время, что прямого нарушения закона в действиях газет не обнаружено, Камшилов сказал буквально следующее: «Нельзя ссылаться на отсутствие закона… Если СМИ нарушает закон, то обращение в суд должно следовать немедленно»33. Каким образом может нарушаться закон, который отсутствует, председатель правительства не пояснил, а разъяснения Сергеева относительно того, что оснований для судебного преследования в действиях газет не обнаружено, воспринял раздраженно, отреагировав фразой: «Вы директор департамента или человек с улицы?.. Ищите основания!»34.
продолжение
--PAGE_BREAK--