--PAGE_BREAK--
1.3 Организация внеклассного чтения под руководством учителя
Современные требования к литературному образованию подрастающего поколения нашли отражение в школьных программах. Программой узаконены новые формы руководства самостоятельным чтением учащихся — уроки внеклассного чтения и факультативные курсы по литературе. Но в кружках и факультативных занятиях принимает участие лишь небольшая часть школьников, уже полюбивших книгу. А наше время требует приобщения к книге всех учащихся. Разбуженная читательская активность, в свою очередь, заставляет совершенствовать методы организации кружковой и факультативной работы.
В связи с введением факультативных курсов по литературе у учителей несколько ослаб интерес к урокам внеклассного чтения, хотя эти уроки, обязательные для всех, позволяют в какой-то мере систематически контролировать и направлять самостоятельное чтение всех учащихся. Нельзя сказать, что часы, отведенные программой на беседы по внеклассному чтению, полностью решают эту проблему, но они позволяют систематически обобщать читательский опыт школьников и направлять их интересы. Уроки внеклассного чтения — это лишь вехи, а между ними — повседневная кропотливая работа учителя и разбуженная читательская активность учащихся.
Чем вызывается эта активность? Прежде всего программными уроками по чтению, их содержанием, качеством, творческим началом. В процессе изучения литературы учитель рекомендует учащимся прочитать наиболее значительные произведения писателя, книги о его жизни и творчестве, воспоминания современников о нем. В распоряжении учителя целый арсенал побудительных средств — рассказ о книге или писателе, организация выставок, конкурсы, работа над сочинением, подготовка к литературному вечеру, конференции, выпуски литературных газету. Все это, вместе взятое, и создает в школе ту литературную атмосферу, которая более всего способствует рождению читательской активности. [9]
Какие книги отобрать для обсуждения на уроках внеклассного чтения решает учитель, опираясь на рекомендательный список, предложенный программой, и учитывая желание учащихся.
Правильно делают те учителя, которые пытаются установить связи между классным изучением литературы и внеклассным чтением учащихся. Жизнь показала, что эти связи могут быть самыми разнообразными и высшей степени плодотворными.
Само название — урок внеклассного чтения — нуждается в разъяснении с одной стороны, это действительно урок, поскольку проводится в отведенное расписанием время, при участии всего класса, и каждый участник его должен проделать определенную работу. В тоже время это название условно, потому что, кроме методов обычного урока, здесь широко используются методы и приемы внеклассной работы по литературе. Во многом эти уроки напоминают литературный вечер, конференцию. Здесь гораздо шире можно использовать музыку, живопись, кинофильм, эпидиаскоп и другие вспомогательные средства. [5]
Но самое главное, что должно отличать урок внеклассного чтения от обычного урока, — это особая атмосфера, которая и определяет успех дела. «Уроки внеклассного чтения должны носить праздничный характер». Наблюдения показали, что при повторении через год или два учащиеся хорошо помнят то, о чем говорилось на этих уроках. Это естественно, так как уроки внеклассного чтения проводятся по материалу, особенно близкому интересам учащихся, а особенная настроенность их обеспечивает прочность усвоения.
Контроль за чтением должен проводиться главным образом в процессе подготовки, а не на самом уроке. Урок — это праздник, и ничто не должно омрачать его. Ребята это очень быстро понимают, и те, кто не подготовился, чувствуют себя виноватыми, стараются предупредить учителя заранее. Как правило, случаи неподготовленности бывают очень редко. Учащиеся любят эти уроки, ждут их и серьезно готовятся к ним. [13]
Учителя давно отказались от обязательного выставления в журнал привычной оценки всем участникам урока внеклассного чтения. Удобной формой контроля за чтением на ряду с другими может быть зачет. Все, кто прочитал произведение и сделал в тетради по внеклассному чтению соответствующую запись, получают зачет. На последней странице тетради записывается тема урока и ставится подпись учителя. После выполнения работы учитель отдельно беседует с учащимися. Отметка о зачете может вносится в журнал, особенно на первых парах, пока ученики не привыкнут к новым для них формам учета их труда.
Конечно, и на уроке внеклассного чтения необходимо ставить оценки в журнал учащимся, сделавшим доклад, активно участвующим в обсуждении, так как проделанный учеником труд требует признания, поощрения и порицания. Но в данном случае обычная пятибалльная система оказывается недостаточно гибкой, и приходится прибегать к словесным оценкам-характеристикам. Иногда простое замечание учителя — «глубокая мысль», «интересное выступление», «замечательно оформленная работа», «непоследовательно», «бездоказательно» и т.д. — значит для ученика гораздо больше, чем формальная «пятерка» или «тройка» в журнале. Ученик привыкает видеть оценку своего труда прежде всего в том, как принимают его выступление товарищи, учитель, а это уже акт самосознания, «одна из существенных сторон подготовки человека к «взрослой», самостоятельной жизни, где нет пятибалльной системы, а поведение и деятельность человека оцениваются много сложнее, чем наблюдая живую практику проведения уроков внеклассного чтения, учитывая свой опыт и опыт других учителей, освещенный в печати, можно отметить, что в общей системе уроков внеклассного чтения и в методике построения каждого урока определились некоторые закономерности, позволяющие выделить несколько типов уроков, в соответствии с целями и задачами, которые они решают, а также определить место каждого урока в общей системе внеклассной работы по литературе».
1.
Вводные уроки. Это уроки, посвященные общим вопросам чтения, элементарной библиографической подготовке учащихся, воспитанию культуры чтения. О необходимости таких уроков говорила Н. К. Крупская, называя их «библиотечными уроками». Учащиеся знакомятся с историей книги, устройством библиотек, приобретают навыки пользования каталогом, получают советы, как выбрать книгу, как читать, какой системе следовать в чтении. Такие уроки пока проводятся далеко не во всех школах, хотя необходимость в них становится все более очевидной.
2.
Уроки рекомендации книги. Назначение этих уроков — пропаганда хорошей книги среди школьников. Школа располагает многими испытанными методами рекомендации книг. Это красочно оформленные списки и плакаты, выставки книг, рассказы учителя и учащихся о новых интересных книгах, раздел в школьной газете «Советуем прочитать!», передачи по школьному радио, вечера, диспуты и т.д.
Широкое распространение в системе руководства самостоятельным чтением учащихся в последние годы заняли уроки и конференции, посвященные рекомендации книги. Проводятся они часто в форме устных журналов, что позволяет учителю привлекать музыку, живопись, фотографию и рисунок. Такие уроки и конференции стали не только способом пропаганды книги, но и эффективным средством эстетического воспитания учащихся.
3.
Уроки по углублению понимания прочитанного. В общей системе уроков внеклассного чтения эти уроки должны занимать ведущее место, поскольку главная задача учителя — научить учащихся глубоко воспринимать прочитанное. Практика проведения таких уроков разнообразна. Это урок-беседа, урок-диспут, конкурс чтецов. На этих уроках широко используется выразительное чтение, художественное рассказывание, учащиеся готовят инсценировки, викторины, самостоятельно работают над композицией и языком произведения. В этой группе следует выделить на первое место беседу и диспут, так как эти методические формы организации урока требуют наибольшей активности и самостоятельности учащихся. [18]
Поскольку, ребенок тратит больше времени на чтение дома, чем в классе, учителю необходимо проводить беседы с родителями, о важности семейного чтения.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями. [44]
Домашнее чтение — одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь е в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. [16]
Проблемы детского чтения начинаются, как известно, со взрослых. «Вечно занятым» родителям проще включить ребенку телевизор или компьютерную игру, чем сесть с ним рядом и прочитать книжку. Хотя потому, что этим невозможно заниматься «между делом», совмещая с мытьем посуды или любимым сериалом. Исследования показывают, что средний взрослый в России тратит на просмотр телепередач три часа в день, средний работающий — два! Умножим на 7 дней. Минимум 14 часов в неделю — полный день от подъема до отбоя. А потом мы говорим, что нет времени читать детям и жалуемся, что дети все больше «уходят» в компьютер. Если вдуматься, увлечение виртуальным миром или уход подростка «на улицу» во многом результат именно этого. Они ищут компенсацию недостатку общения.
А ведь чтение вместе — это и есть общение. И нужно-то на него 20 минут в день. Традиция семейного чтения — очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдет в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение — это не способ получить информацию и не форма накапливания знаний. Это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого, непрямолинейного воспитания, которое и есть самое главное и самое действенное. [31]
Как правило, под семейным чтением подразумевают общее или только взрослыми для детей чтение вслух. Важность чтения вслух состоит не только в том, что ребенок, не умеющий читать, приобщается таким образом к книге. Процесс чтения вслух содержит в себе очень важный для развития ребенка момент совместного действия, сопереживания.
Кроме того, доказано, что если ребенок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь. [29]
Семейное чтение становится важной частью домашнего уклада, когда оно превращено в ритуал. Например, читают вслух, когда уже все собрались после рабочего дня, после ужина перед сном. Хорошо, если к этому времени у ребенка закончены все текущие дела (уроки, уборка игрушек, умывание и т.п.). В предвкушении чтения и эти дела, которые часто вызывают проблемы, пройдут легче. Важно не превращать чтение в орудие поощрения или наказания. Не стоит говорить: «Уберешь игрушки — почитаю». Лучше предположить, что они и так будут убраны, но «чем быстрее ты уберешь игрушки, тем больше мы успеем прочитать».
Ритуал семейного чтения не должен зависеть от поведения ребенка или настроения взрослых в течение дня, иначе пропадает интерес к чтению, так как процесс будет связан с неприятными эмоциями. Если чтение происходит не вечером, а среди дня, то очень важно, чтобы это было не в суете одновременно с домашними делами, а как специальное дело: сидя рядом, не отвлекаясь на телефон и другие разговоры. Такое чтение формирует взаимопонимание детей и взрослых.
После первых сказок и коротких рассказов можно переходить к большим книгам, растягивая удовольствие на много дней.
Очень важно не прекращать чтения вслух, когда дети научились читать сами. Во-первых, самостоятельное чтение на первых порах представляет для ребенка нелегкую работу, и он еще долго не сможет получать удовольствия от сюжетных ходов и языка книги, будучи поглощенным самим процессом чтения. Во-вторых, и в главных, семейное чтение — важнейший момент общения детей и родителей, ведь оно предполагает и сидение рядом (а для развития малышей тактильные ощущения столь же важны как и другие), и сопереживание, и обсуждение.
Закончив чтение, предложите ребенку тихонько самому подумать о том, что будет в книге дальше. На следующий день перед началом чтения попросите напомнить вам о том, что было в книжке вчера, и поделиться тем, как он себе представляет развитие действия. Это помогает ребенку лучше вникнуть в текст и развивает его речь и воображение.
Есть семьи, где традиция совместного чтения не прерывается, когда дети уже выросли. Объединение семьи вечером за общей книгой не мешает каждому в другое время читать свою книгу и вести свою жизнь, но помогает единению семьи и взаимопониманию, что особенно важно, когда дети — подростки.
Могут, например, дети-подростки и родители читать и порознь, не вслух, одни и те же книжки, рекомендуя друг другу и потом обсуждая. Такая традиция, во-первых, объединяет детей и родителей, порождая взаимопонимание и в других вопросах, не только литературных, а во-вторых, помогает подростку читать самые сложные (т.е. «взрослые») литературные произведения, разбираясь в них вместе со взрослыми. [16]
Так совместная работа учителя и родителей помогает воспитать у ребенка любовь к книге, потребность в самообразовании, стремление узнавать что-то новое и интересное, находя ответы на вопросы не в интернете, а в процессе чтения художественной литературы.
Глава
2. Описание внеклассной работы
2.1 Педагогический опыт
внеклассной работы
В настоящее время одной из проблем начальной школы является нежелание детей читать. У подрастающего поколения сменились приоритеты: компьютер, дворовые компании, интернет-знакомства — занимают почти все их свободное время, а книги стали ненужным и неинтересным предметом обихода.
Итак, Отечество наше, еще недавно лидировавшее среди «читающих» стран, теперь занимает 27-е место 32 возможных… Это статистический факт, отмеченный Н.Н. Светловской. [3]
Хорошо это или плохо? Плохо потому, что массовое неумение и нежелание нового поколения читать хорошие книги — это путь в никуда: без личностно осмысленного «присвоения» опыта предшествующих поколений, т.е. без желания и умения думать над тем и переживать то, что было, нельзя эффективно прогнозировать и успешно добиваться того, что должно быть.
Ведь именно художественная литература является одним из источников формирования у подрастающего поколения любви к Родине, уважения к традициям и культуре своего народа.
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать, удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.
Не могут оставить равнодушными результаты изучения сформированности навыка чтения навыка чтения у школьников и студентов разных стран мира, проведенного в последнее десятилетие Международной ассоциацией чтения. Россия участвовала в этих исследованиях в 2000 и 2003 гг. Российские пятнадцатилетние школьники по качеству чтения заняли в 2000г. 27-е место из 32 стран и 33-е место — из 40 стран в 2003г.
При этом выявлено, что в России только 3% учащихся этого возраста находятся на самом высоком, пятом, уровне качества чтения. (Для сравнения: таких учащихся в Великобритании 15%, по 10% учащихся в Канаде, Финляндии, Новой Зеландии.)
Настало время задуматься: почему же при современной постановке обучения чтению в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают, почему у них снижается интерес к чтению и что надо делать для преодоления этих негативных явлений? Пора, наконец, осознать, что чтение в нашей стране стало проблемой: по данным ВЦИОМ, в 2000 г. людей, не читающих книг, было 34%. Еще на Первом Всероссийском конгрессе в поддержку чтения, состоявшемся в Москве в 2001 г., было отмечено, что эта проблема становится государственно важной. [14]
А решением этой проблемы должны заниматься непосредственно учителя начальных классов. В начальной школе очень важное значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. При этом нужно учитывать тот факт, что значительная часть детей на втором и третьем году обучения не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, изучаемым в начальных классах. А ведь до поступления в 1 класс все дети мечтают учиться. Они хотят познавать, общаться, действовать. Поэтому учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого учителю необходимо использовать в своей работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.
Все начинается с детства. Небо, земля, запахи и звуки понятны и необыкновенны. И первые навыки творческого общения с действительностью, первые соприкосновения с загадочным миром прекрасного происходят в детстве, в частности в школе.
«Надо беречь детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Через игру, через фантазию, чрез неповторимое детское творчество — путь к сердцу ребенка», — писал В.Сухомлинский. Поэтому так важны поиски новых путей преподавания. [12]
Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов является дидактическая игра — сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребенка в мир познания.
Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.
Возможность представления заданий и упражнений, преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует сглаживанию и сокращению адаптивного периода. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессовый фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Из-за объема изучаемой на уроках информации учитель не всегда может уделить время игре, но зато со всем размахом может обращаться к различным игровым формам во внеклассной работе по чтению.
Единой классификации литературных игр пока не существует. Поэтому разделяют их по некоторым признакам. Литературные игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако в одних играх отчетливее выступают одни признаки, в других — иные.
Изучение педагогического опыта учителей показывает, что во внеклассной работе они все чаще обращаются к словесным играм — викторинам, головоломкам, загадкам, кроссвордам, тестовым заданиям, литературным играм и олимпиадам и т.п.
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому очень важно воспитывать духовно богатую личность, уделяя особое внимание эстетическому воспитанию детей, в частности, воспитанию эстетического вкуса у всех детей и выявлению тех из них, тех кто хочет заниматься творчеством и имеет к этому склонности от природы.
Большой интерес у детей вызывают литературные игры. Они несут в себе соревновательный элемент, помогают сплочению коллектива, так как проводятся в форме командных соревнований. В них могут принимать активное участие не только все дети из класса, но и их родители, что создает атмосферу праздника. (Приложение 1.)
Литературная игра — это форма литературного образования, основанная на развертывании (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Соревновательные литературные игры — это тип литературных игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации литературных знаний, навыков и умений.
В. Давыдова считает, что игра-соревнование позволяет решить самые разные воспитательные и образовательные задачи:
— помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
— обеспечивает настрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
— включает ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
— воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации. [28]
Игра-соревнование может иметь несколько вариантов, различные условия и правила.
Проведение игр-соревнований имеет большое значение еще и потому, что учащиеся видят сразу результат своей работы, а так же свои положительные и отрицательные стороны.
По мнению В.В. Лаврентьева, в игре чаще всего представляющей индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость самообладание, выдержка, воля к победе — все то, без чего не мыслим успех. Наличие всех этих условий составляет основу всякого плодотворного труда. [21]
Но есть и простые варианты литературных игр — буриме, например, дополнить четверостишие по предложенным двум строчкам:
В чистом поле, в белом поле
Было все белым-бело.
Детский вариант:
Снегом зайчику на горке
Его лапки замело.
Очень нравится детям такой вид игры: подобрать из предложенных слов пропущенные рифмы во фрагменте стихотворения:
Широка и глубока
Под мостом текла …
Под корягой, под мостом …
Жил в реке усатый …
(С.Михалков.)
Слова: строка, дом, река, треска, дном, сом.
Проведение подобных литературных игр стимулирует ребят на создание собственных стихов. А любое творчество развивает нестандартное мышление, ребята становятся более любознательными, учатся с желанием и удовольствием. Это еще раз доказывает, что развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он не избрал бы в будущем.
Таким образом, в ходе соревновательной литературной игры отношение к «миру книг» формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики учащихся.
Соревновательная литературная игра может быть проведена и в виде викторины — формы интеллектуальной игры, де успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов.
Викторина — один из видов работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся, развивающий память, внимание, наблюдательность, приносящий радость.
Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова, викторина представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой».
Викторины составляются как по одному стихотворению, сказке рассказу, так и по двум и более произведениям одного или нескольких писателей.
Если ребенок недостаточно хорошо знает литературное произведение, его иногда может выручить смекалка. Отвечая на вопросы литературных викторин, дети обязательно должны сказать, кто автор конкретного литературного произведения, как оно точно называется, независимо от того, спрашивается об этом в вопросах викторины или нет. За верный ответ на каждый вопрос — одно очко, за название фамилии автора и названия книги — по одному очку, т.е. максимально за некоторые вопросы можно получить три очка.
Исследователь Ю.Ганичев выделяет следующие цели викторины:
— проверить уровень полученных знаний;
— стимулировать самостоятельное изучение материала;
— развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникативность. [23]
Таким образом, викторина — это не просто игра, а одна из форм контроля знаний (Приложения 2, 4.).
Кроссворды в системе дидактических игр занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с «самими собой», т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т.п. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.
Если посмотреть на характер познавательных интересов, то учащиеся с многосторонними и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что слабые учащиеся не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде — это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно появляется желание искать и отгадывать другие слова, т.е. актуализируется познавательный интерес.
Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа — наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности — проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа, как процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т.д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.
Кроссворд — это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.
Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.
Здесь же можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке или на внеклассном занятии. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.
Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.п. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.
Составление кроссвордов — дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной областью знаний. Еще труднее составить кроссворды на определенные разделы или темы.
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.
Для поддержания непрерывного интереса к этому виду дидактической игры необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.
При решении кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова — необходимые условия для верного выполнения задания.
Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, Группируют слова по количеству букв, активизируют полученные знания, привлекают свое воображение и фантазию.
Незаметно для себя ученики уточняют правописание слов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог «собрать» кроссворд, то ему придется «разобрать» данную конструкцию и «собрать» ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности.
К сожалению, на уроках у учителей не всегда хватает времени на разгадывание и составление кроссвордов, зато во внеурочное время — это один из любимых видов деятельности детей. (Приложение 5.)
Для учащихся соревновательная игра выступает как имитация реальных ситуаций на эмоциональном уровне, позволяющая развивать контактность с окружающим миром.
Одним из методов, прививающих детям интерес к чтению и любовь к книге, является литературная олимпиада. (Приложение 7.)
Предложенная олимпиада рассчитана на учащихся 4 класса. Тексты заданий построены так, что, не прочитав книгу, правильный ответ дать невозможно (даже если видел фильм, снятый по литературному произведению).
Всего за год проводится несколько туров, в которых участвуют все ученики. Один тур включает вопросы по одной книге. В классе вывешивается плакат, в котором выставляются полученные баллы за каждый тур, что тоже стимулирует детей. Предлагается прочитать книги:
Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот».
В. Лагин «Старик Хоттабыч».
А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (только эта книга.)
А. Лингрен «Три повести о Малыше и Карлсоне» (все повести.)
Список книг можно огласить сразу, чтобы дети могли заранее найти ту книгу, которой нет в их домашней библиотеке.
Подобную олимпиаду можно провести и в конце года, но в этом случае детям заранее дается весь рекомендательный список с указанием на то, что по их содержания будет составлена и проведена олимпиада.
Так же во внеклассной работе по литературному чтению учитель может использовать тестовые задания. Чем же привлекают тесты внимание учителей? В первую очередь тем, что они дают возможность быстро провести проверку знаний учащихся и без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию.
Однако в практике работы начальной школы тестирование должного места еще не занимает. Хотя и у младших школьников оно может применяться успешно на различных этапах урока и во внеклассной работе. Как известно, для того чтобы у ребенка появился интерес к общению с книгой, чтобы обучение его было более успешным, ему необходимо овладеть осознанным чтением. Это одно из самых главных условий.
Существует много различных способов и средств формирования и проверки навыка осознанного чтения. Одним из таких является тестирование.
Многие учителя в своей практике используют тесты, которые помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя, а также способствуют переходу от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного. Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Ребята тонко чувствуют юмор, заложенный в некоторых высказываниях, охотно реагируют на него. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение и привлечь к работе всех детей.
Предложенное тестовое задание можно использовать сразу после знакомства с произведением. Детям раздают карточки с вопросами, а свои ответы они фиксируют на листочках. (Приложение 6.)
Форму проведения внеклассных занятий выбирает учитель, разрабатывает он их в зависимости от возможностей школы, особенностей класса, своих личных предпочтений. Все перечисленные ранее формы внеклассных мероприятий не только формируют у детей интерес к предмету, но и являются одним из способов проверки усвоения содержания прочитанных произведений. В зависимости от наличия свободного времени учитель решает, что он проведет с ребятами: викторину, литературную игру, КВН или будет отгадывать кроссворды.
По одной теме учителю целесообразно иметь как можно больше разработок, которые он хранит в своей методической копилке и пользуется ими в процессе работы. (Приложения 1, 2, 3.)
В проведении подобных мероприятий активное участие могут принимать и родители. Они могут быть членами жюри, ведущими или просто зрителями. (Приложение 1.)
Как правило, при такой форме работы задействован весь класс, дети сами просят дать им роль, если в сценарий праздника включена инсценировка, каждый ученик старается внести свой вклад при подготовке подобных мероприятий.
Одной из положительных сторон этого вида работы является сплочение класса и взаимодействие педагога и родителей.
В заключение следует добавить, что привлечение игровых форм обучения во внеклассной работе по литературному чтению способствует формированию интереса к чтению у младших школьников.
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2 Анализ проделанной работы
Наше исследование было проведено в МОУ СОШ № 2 Рязанской области, Шиловского района, п.Лесного с 11 февраля по 30 марта 2008 года.
Опрос состоял из 5 вопросов. В проведении исследования участвовали 19 человек. Возраст учащихся 9 — 10 лет, 4 класс.
Цель первичного опроса заключалась в проверке уровня заинтересованности детей чтением.
В ходе анкетирования было установлено, что лишь 30 % детей из класса любят читать книги и уделяют на чтение в среднем 1,5 — 2 часа в день, остальные читают только программные произведения.
Детям была предложена анкета:
1. Любите ли вы читать? Почему?
2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?
3. Хотели бы вы стать членами литературного кружка?
4. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия по чтению (поэтические вечера, литературные игры, викторины и др.)?
5. Как часто по вашему мнению их нужно проводить?
После обработки анкет были получены следующие данные:
1. Большинство детей не любит читать и проводит свое свободное время за экраном телевизора, компьютером, гуляет с друзьями.
2. Что в среднем ребенок тратит на чтение 1 час в день, читая книги по учебной программе.
3. На третий вопрос анкеты были получены положительные ответы лишь от 12 % учащихся.
4. При ответе на четвертый вопрос были получены самые лучшие результаты, так как на него положительно отреагировали 40 % учащихся.
5. Большинство детей думают, что их нужно проводить 1 раз месяц.
Обработав данные анкет мы получили «весьма печальные данные», большинство детей не любят читать, да и те кто читает тратят на это мало времени. В основном дети читают только программные произведения, а о других сказочных персонажах они могут узнать из фильмов, да и им это уже не интересно.
Во время практики мною были проведены следующие мероприятия:
Литературная игра «Сказочный мир А.С. Пушкина» (Приложение 1), литературная викторина по произведениям Н.Н. Носова (Приложение 4), еще мы с детьми разгадывали кроссворды по произведениям С.В. Михалкова (Приложение 5).
Главной целью этих мероприятий было повысить уровень заинтересованности детей чтением.
И это с моей точки зрения удалось весьма не плохо.
Дети принимали активное участие в этих мероприятиях, им было интересно, они просили проводить их как можно чаще.
В конце практики был проведен повторный опрос. Его цель сравнить повысился ли у детей интерес к чтению в ходе внеклассной работы по литературному чтению.
Анкетирование дало следующие результаты:
Увеличилось число учащихся желающих стать членами литературного кружка от 12% до 23%, дети стали уделять на чтение в среднем 1 до 1,5 часов на чтение художественной литературы, желание проводить внеклассные мероприятия увеличилось до двух раз в месяц.
Обработанные данные можно представить в виде таблицы.
Вопросы
Средние показатели
До проведения мероприятий
После проведения мероприятий
1. Любите ли вы читать?
Почему?
30 %
35 %
2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?
1 час
1час 30 мин
3. Хотели бы вы стать членами литературного кружка?
12 %
23 %
4. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия (поэтические вечера, литературные игры, викторины)?
40 %
60 %
5. Как часто, по вашему мнению, их нужно проводить?
1 раз в месяц
2 раза в месяц
В заключение проделанной работы была проведена беседа на тему «О пользе внеклассных мероприятий».
Вот что думают по этому поводу учащиеся (мнения ребят приводятся в оригинале).
Сухоруков Сергей: Раньше, приходя из школы, я включал компьютер, и начинал играть в разные игры, например, «В гоночки», «Стратегии» и т.п. В настоящее время после проведенной внеклассной работы, я стал больше читать, потому что не смог ответить на многие вопросы викторины и мне стало стыдно перед одноклассниками.
Федина Мария: Все свое свободное время я уделяла компьютеру и просмотру телевизора, а после проведения литературной игры и викторины я поняла, что есть и другие, наиболее интересные и полезные занятия. Я стала уделять чтению больше времени и заметила, что стала лучше учиться.
Костаринов Артем: На внеклассных занятиях я узнал много нового и теперь хочу стать членом литературного кружка.
Клочков Василий: Мне понравились проведенные мероприятия, было очень интересно. Я узнал много нового.
Ромашкин Миша: После внеклассных мероприятий я стал больше общаться с ребятами из класса, мы стали вместе делать уроки, у нас появились общие интересы.
Милешкина Анна: После проведенных мероприятий, я стала уделять больше времени на чтение книг и у меня стало больше хороших оценок.
Ответы детей свидетельствуют о несомненной пользе проведенных занятий.
Надо заметить, что и мы сами довольны полученными результатами. На наш взгляд, у ребят повысился интерес к чтению, они стали систематически выполнять задания данные учителем, больше уделять времени на чтение книг, у них улучшилась успеваемость. Так же на практике удалось понять для себя, на сколько важна внеклассная работа в начальной школе.
Внеклассная работа имеет организационные преимущества по сравнению с обычным уроком, так как форму проведения учитель выбирает сам в соответствии с интересами и индивидуальными способностями учащихся и самого педагога.
Итак, внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе представляет собой форму организации групповой деятельности и оказывает значительное обучающее и воспитательное воздействие на учащихся, являясь важным компонентом обучающего процесса.
Практическая ценность проведения внеклассной работы по литературному чтению определяется следующим:
— формирование интереса к предмету и чтению книг в целом;
— благотворное влияние на развитие личности младшего школьника. В частности, на саморазвитие и самосовершенствование;
— раскрытие индивидуальных особенностей и способностей учеников.
Таким образом, привлечение игровых форм обучения во внеклассной работе по литературному чтению оправдало себя практически, способствовало не только формированию у детей интереса к чтению, но и улучшению учебных показателей у всего класса в целом.
Так как проведенные мероприятия принесли положительный результат, хотелось бы дать несколько рекомендаций для повышения интереса к чтению у младших школьников:
— организовывать литературные кружки;
— внеклассные мероприятия проводить в игровой форме;
— проводить поэтические вечера;
— устраивать встречи с писателями (если есть такая возможность).
Заключение
«Нужно, чтобы взгляды детей на жизнь, природу,
общество и на самих себя утвердились как взгляды личные, самостоятельно выработанные».
В.А.Сухомлинский
Внеклассная работа по чтению в начальной школе имеет огромное воспитательное значение, развивающее и обучающее значение.
Во-первых, она не так строго ограничена временными рамками.
Во-вторых, имеет большое разнообразие форм и методов проведения.
Главными задачами внеклассной работы по литературному чтению являются: развитие у младших школьников интереса к чтению, выявление их интересов и склонностей, воспитание товарищества, дружбы, любви к Родине, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных на уроках чтения.
В первой главе данной дипломной работы были отмечены аспекты проведения кружковой работы по чтению, значение семейного чтения в формировании любви к книгам и интереса к чтению, правила оформления книжно книжного уголка в классе, были рассмотрены основные формы проведения внеклассных занятий в младшей школе.
Вторая глава была нацелена на рассмотрение и создание игровых форм внеклассной работы, как одного из средств развития у детей интереса к чтению, а так же в ней был проведен анализ применения этих форм на практике.
Внеклассная работа по чтению в начальной школе приобретает все большее значение. Это и важная образовательная проблема, поскольку уроки чтения не могут охватить всего объема знаний, необходимых младшему школьнику, и надежный путь применения знаний в жизни, и в известной мере решение вопроса организации досуга детей, и путь к развитию их индивидуальных склонностей и способностей, и одна из возможностей будущего профессионального самоопределения школьников.
Необходимость внеклассной работы диктуется не только желанием узнать нечто новое. Задачи внеклассной работы намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и созидательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать уровень языкового развития учащихся.
Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности между начальными и старшими классами.
Список литературы
1. Авдотина Н.А. «Праздник, посвященный творчеству К.И. Чуковского» // «Начальная школа», 2003 — № 1, С — 100-101.
2. Адаменко М.Н. «Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2001- №2001- № 4, С — 56-62.
3. Антонова Е.С. «Как я воспитываю интерес к книге». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 — № 12, С — 27-28.
4. Афанасьева М.Д. «Библиотека и юный читатель». // М. Издательство «Книжная палата». 1987, С- 72-75.
5. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. «Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах». // М. «Просвещение». 1978, С- 6-9.
6. Воронова И.А. «Материалы по русскому языку и чтению для внеклассной работы в начальной школе». // «Начальная школа плюс до и после». 2008 -№ 11, С — 70-72.
7. Вульфов В.З., Поташник М.М. «Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы». М. «Просвещение». 1983. С- 14-18.
8. Готокович Я. А. «Внеклассная и внешкольная работа по литературе». // М. «Просвещение» 1970, С — 72-75.
9. Груздева М.В. «Опыт работы учителя по ведению факультатива «Поэзия» для учащихся начальных классов ». // «Начальная школа». 2008 — № 10, С — 37-43.
10. Гусятникова О. «Турнир-викторина «Лесные тайны» по книге В.Бианки «Лесная газета»». // «Начальная школа». 2004 — № 2, С — 18-21.
11. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. «Готовимся к урокам внеклассного чтения». // АРКТИ ЛАРГОС, М. 1997, С — 28-41.
12. Ефросинина Л. «Как помочь детям войти в мир литературы?». // «Начальная школа». 2007 — № 4, С — 6-15.
13. Жукова И.Л. «Стратегия выбора книг для внеклассного чтения (3-4 кл.)». // «Начальная школа». 2007 — № 4, С — 26-31.
14. Зобнина М.А. «Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению?». // «Начальная школа». 2007 — № 8, С — 35-43.
15. Каирова Р.П. «Краеведческий турнир посвященный творчеству П.Бажова». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 — № 1, С — 65-67.
16. Короткова Л.Д. «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности». // «Начальная школа». 1993 — № 11, С — 15-17.
17. Кочетова П.Б. «Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать». // «Начальная школа». 2003 — № 1, С — 19-24.
18. Кутьев В.О. «Внеурочная деятельность школьников». // М. «Просвещение». 1983, С- 72-75.
19. Лазарева В.А. «Уроки литературного чтения в современной начальной школе». // «Начальная школа». 2005 — № 2, С — 2-10.
20. Лебедева Е.П. «Как избежать ошибок при подготовке и проведении урока литературного чтения». // «Начальная школа плюс до и после». 2006 — № 5, С — 19-22.
21. Локалова Н.П. «Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению». // «Начальная школа». 2007 — № 12, С — 14-19.
22. Львов М.Р., Горецкий В.Г. «Методика преподавания русского языка в начальной школе». // М. Издательский центр «Академия». 2008, С — 10-16.
23. Макеева С.Г. «Воспитательное чтение в условиях современного образования». // «Начальная школа». 2000, № 9, С — 70-89.
24. Мальцева О.В., Кавнатцкая Н.Г. «В поисках Эльдорадо». (Литературно-познавательная игра для детей 8-10 лет). // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2004 — № 7, С — 41-43.
25. Мельникова О.В. «Литературная олимпиада для учащихся 4кл.». // «Начальная школа». 2006 — № 3, С — 80-81.
26. Мартемьянова Т.Г. «Воспитание искусством слова». // «Начальная школа». 2003 — № 3, С — 22-27.
27. Михайлова М. «Литературный КВН по рассказам Н. Носова». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки». 2003 — № 11, С — 3-9.
28. Музыка Л.А. «Интерес к чтению. Как его пробудить?». // «Начальная школа». 2007 — № -6, С — 72-74.
29. Полищук М. «Семейное чтение и библиотека: грани взаимодействия». // «Библиотековедение». 2002 — № 6, С — 56-59.
30. Полозова Т.Д. «Что делать? Читать!». // «Начальная школа». 2008 — № 7, С — 72-76.
31. Попов И. «Семейные чтения». // «Дошкольное воспитание». 1996 — № 10, С — 87-89.
32. Пушкарева М.Д. «Внеклассная работа по литературе в школе». // М. Издательство «Академия». 1955, С — 48-54.
33. Романов Д. «Головоломка». // «Начальная школа». 2006 — № 5, С — 42-43.
34. Рудыка Т.П. «Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста». // «Начальная школа». 2007 — № 11, С — 28-33.
35. Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 — № 2, С — 59-61.
36. Сластенин В.А. «Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности». М. 1980, С — 56-74.
37. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. «Внеклассное чтение в 1 классе». // М. «Просвещение». 1991, С — 41-42.
38. Светловская Н.Н. «Методика внеклассного чтения». // М. «Просвещение». 1991, С — 44-65.
39. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 — № 10, С — 62-66.
40. Славгородский П.Ф. «Внеклассная работа по литературе». // М. «Просвещение», 1964, С — 24-29.
41. Сластенин В.А. «Методика воспитательной работы». // М. 2002, С — 47-48.
42. Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С — 62-76.
43. Тихонова Е.П. «Читательский дневник для начальной школы». // «Школьная библиотека». 2003 — № 6, С — 40-41.
44. Трофимова О.Г. «Книга в семье и духовное воспитание ребенка». // «Начальная школа». 1995 — № 7, С — 65-66.
45. Тумина Л.Е. «Кружок сочини сказку». // М. 1995, С — 313-325.
46. Ушаков Н.Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах». // М. «Просвещение». 1978, С — 4-10.
47. Ушаков Н.Н. «Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе». // М. «Просвещение». 1975, С — 6.
48. Чубарьян О.С. «Книга и чтение в жизни небольших городов». // М. 1973, С — 231-236.
Приложения
Литературная игра «Сказочный мир А.С.Пушкина».
Цели:
— проверить, как дети усвоили содержание сказок, свободно ли владеют материалом, понимают ли их смысл, умеют ли характеризовать героев сказок и их поступки;
— выяснить, смогут ли ответить на вопрос: чему учат нас сказки А.С. Пушкина?
Оборудование: самодельный стенд «В мире сказок А.С.Пушкина», портрет поэта, выставка детских работ (рисунков, поделок), атрибутика команд.
Ход игры:
1. Организационный момент. Вступление.
Ведущий. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы проводим литературную игру «Сказочный мир А.С.Пушкина». Представляем вам две команды знатоков. Первая команда — «Лукоморье».Вторая команда — «Синеморье» (представление капитанов).
Чтобы войти в сказочный мир А.С.Пушкина, надо знать волшебные слова. Давайте попытаемся их найти. Дети, кто знает волшебный ключик?
По очереди читают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
(«У лукоморья дуб зеленый». «Там чудеса…». «Там лес идол видений полны…». «Там королевич мимоходом…». «В темнице там…». «»Там царь Кощей над златом чахнет; там русский дух… Там Русью пахнет!)
Ведущий. Ай да ребята, ну и молодцы! Сразу видно, полюбились им волшебные сказки великого русского поэта. Путь в сказочный мир Пушкина открыт!
Ребята, а почему вы любите сказки А.С.Пушкина? Когда отмечается день рождения поэта? Как вы готовитесь к этому событию? Расскажите, пожалуйста!
Ученик. Мы решили изучить все сказки Пушкина. Долгими осенними вечерами читали сказки, рисовали сказочные сюжеты полюбившихся эпизодов, делали забавные игрушки из подручного материала. Да вот они!
Показывает, называет авторов.
2. Творческая разминка.
Ведущий. Молодцы, мои юные друзья! С большой пользой для себя вы проводите свое свободное время! А теперь я приглашаю команды на традиционную разминку, включающую творческие вопросы по произведениям А.С.Пушкина. Внимание! Жюри, приготовиться!
Вопросы разминки:
— Откуда эти сроки?
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…» («Сказка о царе Салтане».)
— Кто знает полное название «Сказки о царе Салтане»?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне о его могучем и славном богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
— Что кричал петушок сидя на спице?
(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)
— Кто вспомнит начало сказки о рыбаке и рыбке?
(«Жил старик со старухой
У самого синего моря…»)
— С какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(«Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее»?)
— В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство славного Салтана?
(В комара, муху, шмеля.)
— Как изобразил Пушкин царевну-лебедь?
(«Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…»)
— Какие чудеса увидели корабельщики на острове князя Гвидона?
(Белку, богатырей, царевну-лебедь, дивный град.)
3. Конкурс капитанов — блицтурнир.
Вопросы капитану команды «Лукоморье»:
— Как звали собаку в сказке о мертвой царевне? (Соколко.)
— Какими словами обращалась царевна-лебедь к князю Гвидону?
(«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?»)
— Назовите героев сказки о рыбаке и рыбке.
(Старик, старуха, рыбка, море.)
— Какими словами заканчивается сказка о мертвой царевне и царе Салтане?(«Я там был, мед, пиво пил и усы лишь обмочил».)
Ведущий. Вопрос для разрядки.
Дети, а были ли усы у А.С.Пушкина?
— Из какой сказки эти слова: «Волю первую твою я исполню как мою»? («Сказка о золотом петушке».)
Жюри подводит итог ответов капитана команды «Лукоморье».
Вопросы капитану команды «Синеморье».
— Как звали служанку злой мачехи в сказке о мертвой царевне?
(Чернавка.)
— С какими словами обращался князь Гвидон к морской волне?
(«Ты волна, моя волна! Ты гульлива и вольна!»)
— Назовите героев сказки о золотом петушке. (Царь Дадон, волшебник, царица, дети Дадона.)
— Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке?
(«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам — урок!»)
— Кому принадлежат эти слова: «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее…» (Зеркальцу.)
Ведущий. А теперь, ребята, разгадаем с вами сказочный кроссворд.
1. Дядька тридцати трех богатырей. (Черномор.)
2. Королевич. (Елисей.)
3. Коварная сватья. (Бабариха.)
4. Царь, которому царица родила богатыря. (Салтан.)
5. Работник попа. (Балда.)
6. Князь, владыка остова Буян. (Гвидон.)
7. Царь, который «над златом чахнет». (Кощей.)
8. Царь — обладатель петушка. (Дадон.)
В выделенных клетках по вертикали: сенная девушка злой царицы. (Чернавка.)
Ведущий. Дети, кто-то стучится к нам в дверь. Пришел почтальон Печкин, принес телеграммы. Давайте отгадаем, кто прислал нам эти сказочные телеграммы.
Телеграмма первая: «Да вот хочу веревкой море морщить, да вас, проклятое племя, корчить!» Кому принадлежат эти слова? (Балде.)
Телеграмма вторая: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола!» Кто так говорил? (Царь Дадон.)
Телеграмма третья: «Ветер весело шумит, судно весело бежит, мимо острова Буяна». Кто обращался с такими словами? (Корабельщики.)
Телеграмма четвертая: «Видит девица, что тут люди добрые живут, знать, не будет ей обидно». Чьи это слова? (Молодой царевны.)
Ведущий. Молодцы, хорошо знаете сказки Пушкина. Теперь порассуждаем о их содержании и смысле.
— Какие две силы борятся в сказках Пушкина? (Силы добра и зла.)
— Назовите силы добра. (Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать, царевна-лебедь, семь богатырей и др.)
— Назовите силы зла. (Ткачиха, повариха, Бобариха, коршун, Чернавка, злая царица, старуха, поп и др.)
— Кто побеждает в сказках А.С.Пушкина? (Добро. Зло наказано.)
— Какими словами мы с вами охарактеризуем старуху из сказки о рыбаке и рыбке? (Старуха злая, жестокая, завистливая, ленивая, ненасытная, жадная.)
— А старик какой? Кто скажет? (Добрый, мягкий, безвольный, запуганный…)
— Как вы думаете, простит старик свою старуху? Сделает он ей новое корыто? (Простит. Сделает. Он ведь очень трудолюбивый. Только трудом человек может добиться благополучия.)
— Какой урок преподносит нам А.С.Пушкин в «Сказке о золотом петушке»? (Надо быть обязательным человеком, уметь держать свое слово. Дал слово — выполни его.)
— Вы в жизни всегда держите свое слово? (Нет, не всегда. Дети приводят свои примеры.)
— Какую черту характера проявила старуха из сказке о рыбаке? (Зависть.)
— Да, дети, зависть губительная черта характера, она убивает человека, развращает его душу. А в нашей с вами школьной жизни мы встречаемся с завистью? (Бывает, к сожалению.)
Дети приводят свои примеры.
Ведущий. Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Вы все прекрасно знаете, как любил А.С.Пушкин родную природу, как воспевал ее в своих стихах. Какое время года Пушкин любил больше всего? (Осень и зиму. Он весну тоже любил.)
— Правильно. А про лето он сказал:
Ах лето красное,
Любил бы я тебя,
Когда б не пыль да зной,
Да комары, да мухи…
Силы природы в сказках А.С.Пушкина одушевленные, живые, он наделил их человеческими чертами. Давайте вспомним. (Волна — «Ты волна, моя волна…»; солнце — «Свет наш солнышко! Ты ходишь…»; луна — «Месяц, месяц, мой дружок! Позолоченный рожок!»; ветер — «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…».)
Ведущий. Дети, а как ведет себя море в сказке о золотой рыбке? Кто вспомнит? («Помутилося синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, видит — на море черная буря».)
В конце праздника все дети выходят к доске. Награждается победившая команда, вручаются призы второй команде и активным участникам. Чаепитие с родителями. Ведущий благодарит всех детей за участие, жюри — за активную работу, родителей — за помощь в организации и проведении мероприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--