Реферат по предмету "Политология"


Политические идеологии современного мира

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Факультет заочного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ
Тема: «Политические идеологии современного мира»
Выполнилстудент
ПАВЛОВ П.Н.
Шифр Э — 02 — 76 — М
Специальность 0060800
«Экономика и управление напредприятии»
НОВОСИБИРСК 2003

Содержание
Введение. Политические идеологии современного мира
Анархизм
Либерализм
Консерватизм
Социализм
Фашизм
Национализм
Литература
Введение. Политические идеологии современного мира
Важным элементом политическогосознания является политическая идеология. Теорию идеологии создали немецкиемыслители К. Маркс, Ф. Энгельс и К. Мангейм. По их мнению, идеология являетсядуховным образованием, проявившемся в результате появления классов и ихразличных интересов. Идеология выражает и защищает интересы различных классов исоциальных групп. Таким образом, идеология — это функциональнаяхарактеристика общественного сознания, отражающая общественную жизнь с позицииинтересов определенных классов или социальных групп. Это одностороннее,социально-заинтересованное реальной действительности.
Различают прогрессивные иреакционные идеологии, с точки зрения их отношения к развитию общественногопроцесса и объективного хода истории. Чтобы защищать интересы определенныхклассов, социальных групп, идеология должна иметь разработанную системупрограммных целей и средств их достижения, включающую в свое содержаниеэкономические, политические концепции.
Идеологическая система должнасформировать собственную теорию исторического процесса, моральные ценности иидеалы. Однако существование в обществе различных классов, интересы которыхчасто не совпадают, предполагает идеологическую борьбу. Господствующие классыдля сохранения собственной власти придают своим интересам формуобщенациональной идеологии. С помощью средств массовой информации, системыобразования и воспитания, в том числе и религиозного, правящая элита ведетидеологическую борьбу за внедрение в сознание народа нужного ей мировоззрения иморальных ценностей.
В случае успеха обществосплачивается во имя общих стратегических, национальных интересов, а правящаяэлита создает широкую социальную основу для своей власти. Идеологическаясистема является прочной, если она учитывает интересы других классов исоциальных групп общества.
Основой идеологической системыобщества является политическая идеология. То есть учение, обосновывающеепретензии правящего класса на власть или ее удержания с помощью подчиненияобщественного сознания своим идеям. Главной целью политической идеологиигосподствующий класс считает внедрение в общественное сознание своих ценностейи идеалов и регуляцию на их основе поведения граждан.
В политической идеологиивыделяют три уровня идеологического воздействия: теоретико-концептуальный,программно-директивный и поведенческий.
Теоретико-концептуальный. Наданном уровне формируются основные положения политической теории, обосновываютсяопределенные ценности и идеалы, лежащие в основе конкретного общества. Происходятотбор и обобщение идейного материала, устраняются противоречия между различнымиэлементами политических концепций с целью формирования единой,непротиворечивой, однородной идеологии. От уровня объективности и достоверностизависит степень восприятия политической идеологии населением.
Программно-директивный. На этомуровне общие идеологические принципы и идеалы воплощаются в конкретныеполитические программы, стратегические и тактические установки правящих элит. Черезних осуществляется социальная регуляция поведения в солидарных или враждебныхэлите классов. Источником, т.е. разработчиком программ и директив, являетсягосударственный аппарат и политические партии.
Поведенческий. Восприятиемассами политической идеологии приводит к определенному типу их политическогоповедения. Научно обоснованная, отражающая интересы большинства обществаполитическая идеология способствует сплочению народа, воплощается в конкретныхполитических делах широких слоев населения.
Анархизм
Анархизм — совокупностьобщественно-политических течений, отрицающих необходимость всякой власти вчеловеческом обществе, в том числе и в государственной.
Анархисты выступают занеограниченную свободу личности. Государство они считают источником угнетения,войн, паразитирующим на эксплуатации людей. Своей главной целью анархистысчитают радикальное изменение общественных отношений путем уничтожениягосударства и всего, что связано с государственной властью.
Анархизм как идейно-политическоетечение сложился в середине XIX века. Егоосновоположниками и теоретиками являются: немецкий философ Макс Штирнер,французский философ Пьер Прудон, русские революционеры М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин.Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно.
В своей легальной деятельностианархисты предпочитают использовать формы экономической и социальной борьбы — забастовки, массовые выступления в защиту трудовых и социальных прав людей. Анархистывыступают также против усиления государственного контроля за жизнью людей,против установления единого мирового порядка, глобализации западного общества,деятельности МВФ и Европейского сообщества и т.д.
В то же время анархисты в знакпротеста против государственной власти прибегают к террористическим действиям, т.е.к формам вооруженного насилия в политических целях. Акты террора применяютсяпротив официальных лиц, учреждений с целью дискредитации структур власти,запугивания населения. Часто акции сопровождаются выдвижением конкретныхполитических требований.
В обычном понимании термин«анархия» означает хаос, беспорядок, отсутствие всякого управления. Вместес тем в их понимании лозунг «Анархия — мать порядка» предполагаетформирование общественного порядка, основанного на свободном самоуправлении ивзаимодействии различных общественных ассоциаций. По мнению анархистов, народможет быть счастлив и свободен, если, организуясь снизу вверх, помимогосударств, партий, вождей, он сам создаст и организует свою жизнь.
В теории и практике анархизмасуществуют определенные противоречия и недостатки. В частности, исторически неоправдал себя индивидуальный террор против представителей государственнойвласти. История народовольческого и эсеровского террора в России показала егополную политическую несостоятельность.
Будущий общественный стройанархисты представляют довольно туманно, что ведет к идейной и политическойнеопределенности их действий. Отсутствие идейной стратегии и тактике приводит кглубоким противоречиям внутри анархистских движений, раскалывает их.Либерализм
Либерализм является одним изсамых распространенных идеологических течений. Он сформировался на рубеже XVII-XVIII веков как идеологиябуржуазии на базе идей эпохи Просвещения. В основу либерализма положен принципсвободы личности, ее ответственности перед самим собой, так и перед обществом,признание прав на индивидуальную свободу, самореализацию всех людей. Либерализмдовольно гармонично сочетал в своей идеологии принципы индивидуализма игуманизма. В общественной жизни принцип свободы трактуется либералами каксвобода от ограничений, регулирования со стороны государства.
Рассматривая отношениягосударства и гражданского общества, идеологи либерализма выдвигают идеюприоритета общества над государством. Идеология либерализма основана наотождествлении свободы и частной собственности.
В ХIХ-ХХвеках действовали две основные экономические модели, в равной степени,претендующие на наследие духа Просвещения — либеральный капитализм и социализм.
В 30-е годы ХХ века формируетсяидеология неолиберализма. Появление этой идеологии связано с экономическимкурсом президента США Ф.Д. Рузвельта. Для выхода из кризиса неолибералысформировали мобилизационную экономику, регулирование которой происходило черезопределенные государственные структуры. Одновременно стала проводиться активнаясоциальная политика. Власть монополий была ограничена. Через налоговую системуматериальные богатства общества в большей степени стали перераспределяться впользу народа.
В 50 — 60-е годы на Западе вобстановке значительного экономического подъема возникла неолиберальнаяконцепция «государства всеобщего благосостояния». В странах Запададействует так называемая «социальная рыночная экономика», предполагающаяперераспределение национального дохода через госбюджет и социальные программыдля повышения жизненного уровня народа.
В современных условияхклассический принцип либерализма в рыночной экономике – неограниченное потребительствоне может действовать без ограничений. Современные промышленные технологиирассчитаны на постоянное вытеснение труда машинным производством. Растущаябезработица, а значит, резкое снижение благосостояния трудящихся могут привестик огромным социальным потрясениям. Французский политолог Р. — Ж. Шварценбергсчитает, что для сохранения покоя и мира в обществе нужно ограничить действиесвободной конкуренции, товарно-денежного фетишизма, безудержногопотребительства.
Консерватизм
Консерватизм как идеологиявозник в качестве противовеса буржуазному либерализму, выступавшему в поддержкудемократических революций в Европе на рубеже XVIII-XIX веков. Создателями консерватизма являютсязападноевропейские философы и общественные деятели Э. Берк, Ж. Де Местр, Л. Де Бональд.
В ранний период своего развитияконсерватизм был связан с интересами светских и церковных феодалов, желавшихсохранить высшую власть, привилегии и богатства. После победы буржуазныхреволюций в Европе и Америке и установления капиталистических отношенийконсервативные слои общества выступили в их поддержку. В целом идеологияконсерватизма основывается на признании незыблемости естественным путемсложившегося порядка вещей и традиционных ценностей, связанных с семьей,религией, сословными разграничениями.
По мнению консерваторов, вобщественных отношениях должен действовать принцип преемственности,революционных преобразований, которые могут угрожать положению правящего классаи стабильности общества.
Современный консерватизм в значительнойстепени отличался от прежнего, В настоящее время консерваторы, как и либералы,выступают за свободу конкуренции, рыночные отношения, ограничениягосударственного вмешательства в экономику. Вместе с тем консерваторы всегдавыступали в защиту интересов правящих классов, крупного капитала.
Современный, новый консерватизм(неоконсерватизм) возник в 70-е годы ХХ века и формировался на основепротивостояния неолиберализму и социализму. С целью сохранения власти истабильности в обществе, неолиберализм и неоконсерватизм признают даженекоторые социалистические идеи, в частности, о необходимости государственногорегулирования экономики, развития государственных социальных программ дляподдержания приемлемого жизненного уровня населения.
Неоконсерваторы все же требуютограничения вмешательства государства в общественную и экономическую жизнь. Определяющейчертой идейно-политических установок неоконсерватизма является егоантигосударственная направленность — антиэтатизм. Являясь традиционнымизащитниками крупного капитала, консерваторы выступают за сохранение егопривилегированного положения.
Неоконсерваторы убеждены в том,что государство не обязано гарантировать достойную жизнь населения. Каждыйчеловек, по их мнению, должен сам заботиться о себе, своей семье, своих близкихи не рассчитывать на государственную помощь и поддержку. Выживать должнысильнейшие, а о «неудачниках», превратившихся в люмпенов иопустившихся на дно общества, государству нет дела.
Современное государство, помнению неоконсерваторов. Должно создать равенство возможностей, но не равенстворезультатов. Таким образом, в идеологии консерватизма сочетаются традиционныеценности: семья, мораль, религия, привилегированное положение правящих классовс ценностями буржуазного общества — индивидуализмом, свободой рыночныхотношений.Социализм
Идеи равенства, социальнойсправедливости возникли еще в глубокой древности. На их основе строились жизньраннехристианских общин, их идеология и культура. Теоретически и идеологическисоциализм оформился в Новое время в работах западноевропейских философов ипросветителей: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ж. — Ж.Руссо.
Они выступали с критикойфеодального, а затем и буржуазного строя. Пытались с утопических позицийобосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, чтобогатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Социалисты-утопистынадеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.
ВXIXвеке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялоськлассовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбуза свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельсасформировалось идеологическое течение марксизм, которое стало идеологиейпролетариата.
К концу XIXвека европейский социализм в основном утратил свою революционность. Европейскиемарксисты все большие надежды стали возлагать на мирный, эволюционный путьразвития общества от капитализма к социализму.
Российские марксисты, в отличиеот европейских, своей идеологией объединяли рабочее движение с революционнойборьбой за свержение буржуазного строя. На рубеже XIX иXX веков в России появилось революционное марксистскоеучение, разработанное В.И. Лениным — ленинизм, а на Западе — социал-демократия.
Победа Великой Октябрьскойсоциалистической революции в России в 1917 году позволила на практикеосуществить эти идеи. Однако в конечном итоге строительство справедливогообщенародного государства не получилось по причинам объективного исубъективного характера.
Теоретики социал-демократии — К.Каутский и Э. Бернштейн в основу своего учения взяли доктрину «демократическогосоциализма», или социализма с «человеческим лицом». По ихмнению, социализм не является конкретным общественным строем, а постепенныйпроцесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь.
Ленинизм и социал-демократиюсвязывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства ибратства всех людей, основанная на социальной справедливости, приоритетаобщественного над личным, необходимости государственного регулированияэкономики и общественной жизни.Фашизм
Фашизм как идеология возник в20-30 годы ХХ века в Италии, а затем в Германии, Испании, Португалии, Венгрии иряде других стран. Одной из причин его возникновения явились последствияобщественного кризиса капитализма. Переход «свободного капитализма» вмонополистический капитализм сопровождался в ряде стран постепенным поворотомот буржуазной демократии к политической реакции, созданием благоприятныхусловий для появления крайне правых течений консервативного экстремизма. Врезультате поражения Германии и ее союзников в Первой мировой войне в этихстранах критических размеров достигли военно-политический, экономический,социальный и идеологический кризисы.
Для сохранения своего господствафинансовый и военно-промышленный капитал побежденных в мировой войне странполитически и экономически поддержал формирование, а затем и приход к властифашистских партий.
В идейном плане фашизм — этонационал-социалистическая идеология, базой которой являются расизм и элитаризм.Фашисты проповедали идею «величия нации», избранной «расы господ»арийского происхождения. Другие народы они считали неполноценными, надлежащимипорабощению или уничтожению. Фашисты взяли на идейное вооружение теориюнемецкого философа Ф. Ницше о праве высшей расы сверхлюдей в своих интересахотвергать нормы общественной морали, обеспечивать господство сильных надслабыми.
Особое место в структуреполитического режима фашизма занимала фашистская партия. Ее отличительнымичертами были жесткая строго иерархическая вертикаль подчинения с культом вождя,сочетание массового террора с политикой социальной демагогии, открытый агрессивныйхарактер внешней политики, активное сращивание с государственным аппаратом. Придяк власти, фашисты ликвидировали избирательное право и парламентские режимы,запретили деятельность политических партий и организаций, ввели полный контрольнад средствами массовой информации и политическую цензуру, уничтожили вседемократические свободы, создали разветвленную систему политического сыска дляинтернирования, или ликвидации инакомыслящих.
Во внешней политике фашистскиережимы проводили политику агрессии, «завоевания жизненного пространства»,экспансионизма. Во внутренней политике фашистская идеология привела к созданиютоталитарных государств во главе с вождями: в Германии — А. Гитлера, в Италии — Б. Муссолини, в Испании — Ф. Франка, в Португалии — А. Салазара.
В современных условиях вседемократические цивилизованные государства ведут бескомпромиссную борьбу срецидивами фашистской идеологии, добиваются полного искоренения.Национализм
Нация — это устойчивая общностьлюдей, исторически сложившаяся на основе общности экономической жизни,территории, языка, однородности национального характера, проявляющегося вединстве и национальном своеобразии ее культуры.
В развивающемся капитализмесуществуют две тенденции в национальном вопросе. Первая историческая тенденцияпреобладает в период становления капитализма и проявляется в национальныхдвижениях и создании национальных государств. Вторая — проявляется в развитииэкономических т политических отношений между нациями, создании интернациональногоединства капитала, экономической жизни, политики.
Нации, объединенные вгосударства, имеют собственные жизненно важные национальные интересы. Ониотносятся, прежде всего, к проблемам безопасности, территориальной целостностигосударства, материального благополучия народа, сохранения языка, культуры,моральных ценностей нации. Государства, образующие нации, оберегая свойсуверенитет, с уважением должны относиться к национальным интересам другихнаций и государств.
Вместе с тем в условиях экономического,политического, идеологического кризиса в многонациональных государствах элитымалых народов могут попытаться завоевать власть, образовать самостоятельныемногонациональные государства с помощью идей национализма.
Национализм — это крайнереакционная идеология, основанная на идеях превосходства, национальнойисключительности какого-либо народа, стремлении создать для него болееблагоприятные условия жизни за счет других народов посредством преимущественносиловых действий. Национализм, в конечном итоге, неизбежно перерождается всепаратизм, терроризм, фашизм. Национализм не имеет ничего общего сестественными национальными интересами какого-либо народа.
Формы проявления сепаратизмамогут быть различными: от сравнительно мирных, постепенных до агрессивных,террористических. Во многом они зависят от поведения центральной власти. Именнобездеятельность центральной государственной власти привела к распаду СССР. Вэтот период четко прослеживались этапы постепенного развития и победысепаратизма:
разговоры о возрождениинациональной культуры;
принятие законов о языке с цельюдискриминации и вытеснения
русского населения;
провозглашение суверенитетасвоих республик в составе общего
государства;
провозглашение верховенствасвоих республиканских законов над
общегосударственными;
суверенитет собственных армий,правоохранительных органов.
Если бы высшее государственноеруководство СССР вместо попыток подписания нового союзного договора твердозаявило о незаконности процесса выхода из СССР бывших союзных республик,международное их признание вряд ли состоялось. Но этого не случилось, и врезультате победил откровенный сепаратизм.
В результате развала СССР отРоссии оказались отторгнуты огромные территории, в том числе и земли с русскимнаселением. Задача воссоединения этих территорий не может быть осуществлена безсерьезного изменения геополитической ситуации в мире. В настоящее время этаситуация остается неблагоприятной для России. Инерция разрушительногосепаратизма еще далеко не исчерпана. Россия не имеет союзников и должнарассчитывать только на себя. В тоже время за рубежом существуют и действуютмощные антироссийские силы, прямо ставящие задачу: не допустить воссоединения сРоссией ее исторических территорий и даже доминировать на пространстве бывшегоСССР.
Однако подобная ситуация невечна, и Россия, если она сможет восстановить свой экономический и военныйпотенциал, в будущем воссоздаст свое национальное и территориальное единство.
Для исключения опасностипроявления агрессивного или ползучего сепаратизма на российской территориинеобходимо осуществлять постепенный юридически обоснованный переход отнационально-территориального к губернско-территориальному принципугосударственного устройства России. Идее суверенитетов нужно противопоставитьидею сильной и неделимой России, в которой каждая нация имеет самовыражение вязыке, культуре, традициях на основе экономического подъема жизни и в системехозяйствования, учитывающей традиции равноправных народов России.
Литература
1.        Белов Г.А. Политология: курс лекций. — М., 1997.
2.        Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. — М., 1999.
3.        Политология: Учебное пособие для вузов / сост. и отв. ред. А.А. Радугин.М., 1999.
4.        Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. — Ростов-на-Дону,1997.
5.        Пугачев В.П. Политология: Справочник студента. — М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние различных индивидуальных стилей на потребительские предпочтения
Реферат Завантажувач шрифтів
Реферат Предпринимательство в Беларуси состояние и перспективы развития
Реферат Пресс-конференция как средство взаимодействия со СМИ
Реферат Предпринимательский риск виды риска оценка факторов и способы его минимизации
Реферат Оптимальність у системах керування
Реферат Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке
Реферат Предмет содержание и задачи экономического анализа
Реферат Анализ стихотворения Брюсова Грядущие гунны
Реферат Предмет і метод економічної теорії
Реферат Линейные симметрии многогранника паросочетанийи автоморфизмы графа
Реферат Проблемы цикличного развития экономики
Реферат Практическая культура безопасности эксплуатации АЭС
Реферат ChinaTaiwan Essay Research Paper After the fall
Реферат Петровские реформы 3