Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактическая игра как средство сенсорного воспитаня детей младшего дошкольного возраста

--PAGE_BREAK--
2
.  
Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ


Организация эксперимента

На базе ДОУ  «Ясли-сад №1» г. Каменца в первой младшей группе № 1 была проведена экспериментальная работа. В неё вошли дидактические игры – занятия по изодеятельности: на закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от 0 до шести лет. Экспериментальное исследование проводилось  с 12 детьми 2008  года рождения и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Время проведения: 2 месяца.
2.1.  Констатирующий эксперимент

Цель
:Выявить знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.

Дата проведения: 20.09.10.

Задачи:

— провести диагностический опрос младших дошкольников 2008  года рождения в восприятии цвета, формы, величины;

— зафиксировать полученные данные в таблицу.

Методы:
Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы
: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.

Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).

Форма организации:Групповая (по шесть человек в подгруппе).
Диагностика № 1

Величина



Ф.И. ребенка

Возраст

Большой

Средний

Маленький

1.

Андрей К.

29.11.2008

+

+

+

2.

 Камила С.

23.08.2008

+

-

+

3.

 Ренат Х.

02.02.2008

+

+

+

4.

 Катя А.

27.11.2008

+

+

+

5.

Самир Ф.

20.11.2008

+

+

+

6.

Вера Н.

26.11.2008

+

+

+

7.

 Дима Р.

07.10.2008

+

+

+

8.

 Коля Б.

24.07.2008

+

-

+

9.

Инга К.

07.08.2008

+

-

+

10.

 Сергей Г.

11.09.2008

+

-

+

11.

 Валя М.

14.04.2008

+

+

+

12.

Володя М.

07.04.2008

+

+

+



ИТОГО:



12  +

8 +,   4 -

12 +





Диаграмма 1. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин
Диагностика №2

Цвет



Ф.И. ребенка

Возраст

красный

синий

зеленый

желтый

1

 Андрей К.

29.11.2008

+

+

-

+

2

 Камила С.

23.08.2008

+

+

+

+

3

 Ренат Х.

02.02.2008

+

+

+

+

4

 Катя А.

27.11.2008

+

+

-

+

5

Самир Ф.

20.11.2008

+

+

+

+

6

Вера Н.

26.11.2008

+

+

-

+

7

 Дима Р.

07.10.2008

+

-

+

+

8

Коля Б.

24.07.2008

+

+

+

+

9

 Инга К.

07.08.2008

+

+

+

+

10

 Сергей Г.

11.09.2008

+

+

+

+

11

 Валя М.

14.04.2008

+

+

+

+

12

Володя М.

07.04.2008

+

+

+

+



ИТОГО:



12  +

11  +  1-

9  +      3 -

12  +





Диаграмма 2. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета
Диагностика № 3
Формы



Ф.И. ребенка

Возраст

круг

овал

квадрат

прямоугольник

треугольник

1

Андрей К.

29.11.2008

+

-

+

-

+

2

Камила С.

23.08.2008

+

-

+

-

-

3

Ренат Х.

02.02.2008

+

-

+

+

+

4

Катя А.

27.11.2008

+

-

+

-

+

5

Самир Ф.

20.11.2008

+

-

+

-

+

6

Вера Н.

26.11.2008

+

-

+

-

+

7

Дима Р.

07.10.2008

+

+

+

-

+

8

Коля Б.

24.07.2008

+

+

+

-

+

9

Инга К.

07.08.2008

+

+

+

+

+

10

Сергей Г.

11.09.2008

+

-

+

+

+

11

Валя М.

14.04.2008

+

-

+

+

+

12

Володя М.

07.04.2008

+

-

+

-

+



ИТОГО:



12  +

3+, 9 -

12  +

4 +, 8 —

11  +, 1 -





Диаграмма 3. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм


Вывод:
Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития средний: 50 % младших дошкольников испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2.  Формирующий эксперимент

 На основе полученных данных  было выделено шесть младших дошкольников 2008 года рождения.



Фамилия, имя ребенка

Возраст ребенка

1.

 Андрей К.

29.11.2008

2.

 Катя А.

27.11.2008

3.

 Дима Р.

07.10.2008

4.

 Коля Б.

24.07.2008

5.

 Инга К.

07.08.2008

6.

 Валя М.

14.04.2008

С вышеуказанными детьми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент.

Цель
:Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы. Время проведения: 20.09.10-20.10.10 г.

Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.

Приемы
: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.

Оборудование
:Система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.

Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета:

1. Спрячь мышку.

 Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).

2.                 Подбери по цвету.

Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.

3.                У кого какое платье.

Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета. (Приложение 1.)

Система дидактических игр на воспитание восприятия формы:

1.                Подбери фигуру.

Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в  их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.

2.                Кому какая форма.

Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).

3.Геометрическое лото.

  Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура)  (Приложение 2.)

Система дидактических игр на воспитание восприятия величины:

1.                 Башня.

Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими  и объемными предметами.

2.                 Что там?

Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 3  предметов по величине при составлении матрешки.

3.                 Сбор фруктов.

Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. (Приложение 3.)

Комплексная дидактическая  игра

4.                 Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».

5.                 Дидактическая задача: закрепить представления детей о 5 геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цветов  (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины. (Приложение 4.)
2.3.
  Контрольный эксперимент

После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы  младших дошкольников обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и  не прошедших обучение посредством дидактических игр.

Цель:Выявить закрепление знаний младших дошкольников 2007 года участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями младших дошкольников первой подгруппы, не участвующих в эксперименте. Время проведения: 20.10.10- 20.11.10

Методы:Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы:Сенсорное обследование с наглядным объяснением.

Оборудование:Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).

Диагностика № 4

Величина





Ф.И. ребенка

Возраст

Большой

Средний

Маленький

1

Андрей К.

29.11.2008

+

+

+

2

Камила С.

23.08.2008

+

-

+

3

Ренат Х.

02.02.2008

+

+

+

4

Катя А.

27.11.2008

+

+

+

5

Самир Ф.

20.11.2008

+

+

+

6

Вера Н.

26.11.2008

+

+

+

7

Дима Р.

07.10.2008

+

+

+

8

Коля Б.

24.07.2008

+

+

+

9

Инга К.

07.08.2008

+

+

+

10

Сергей Г.

11.09.2008

+

-

+

11

Валя М.

14.04.2008

+

+

+

12

Володя М.

07.04.2008

+

+

+



ИТОГО:



12  +

10 +,   2 -

12 +




Диаграмма 4. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин
Диагностика № 5



Ф.И. ребенка

Возраст

красный

синий

зелёный

желтый

1

Андрей К.

29.11.2008

+

+

+

+

2

Камила С.

23.08.2008

+

+

-

+

3

Ренат Х.

02.02.2008

+

+

+

+

4

Катя А.

27.11.2008

+

+

+

+

5

Самир Ф.

20.11.2008

+

+

+

+

6

Вера Н.

26.11.2008

+

+

-

+

7

Дима Р.

07.10.2008

+

+

+

+

8

Коля Б.

24.07.2008

+

+

+

+

9

Инга К.

07.08.2008

+

+

+

+

10

Сергей Г.

11.09.2008

+

+

+

+

11

Валя М.

14.04.2008

+

+

+

+

12

Володя М.

07.04.2008

+

+

+

+





ИТОГО:

12  +

12  +

10 +, 2 -

12  +



 Цвет


Диаграмма5. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета

Диагностика № 6

Формы





Ф.И. ребенка

Возраст

круг

овал

квадрат

прямоугольник

треугольник

1

Андрей К.

29.11.2008

+

+

+

+

+

2

Камила С.

23.08.2008

+

-

+

-

+

3

Ренат Х.

02.02.2008

+

-

+

+

+

4

Катя А.

27.11.2008

+

+

+

+

+

5

Самир Ф.

20.11.2008

+

-

+

-

+

6

Вера Н.

26.11.2008

+

-

+

-

+

7

Дима Р.

07.10.2008

+

+

+

+

+

8

Коля Б.

24.07.2008

+

+

+

+

+

9

Инга К.

07.08.2008

+

+

+

+

+

10

Сергей Г.

11.09.2008

+

-

+

+

-

11

Валя М.

14.04.2008

+

+

+

+

+

12

Володя М.

07.04.2008

+

-

+

-

+



ИТОГО:



12 +

6+,6 -

12  +

8 +, 4 -

11  +, 1 -





                                                        

Диаграмма 6. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм

Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.

Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры по изодеятельности повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в 1 -ой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний младших дошкольников от постоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 младших дошкольников, участвующих в формирующем эксперименте, при повторном констатирующем, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру младших дошкольников и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.



    продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

В связи с этим было проведено исследование на базе ДОУ «Ясли-сад №1» г. Каменец, целью которого являлось: определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста. Экспериментальное исследование, проведённое,  в первой младшей группе №1 показало, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в первой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод,  что эффективность дидактических игр  в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста, из этого следует, что гипотеза подтвердилась.



Литература

1.       Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.

2.       Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 13. – С.424

3.       Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание — 2002 № 3 – С.398

4.       Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. –  С.391

5.       Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.: Педагогика-Пресс,1999. – С.536

6.       Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008.– С. 315

7.       Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459

8.     Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, — К., Рад.школа, 2007. – С.368

9.       Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М., 1997. – С. 412

10.   Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302

11.Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87

12.   Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, — М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258

13.   Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456

14.   Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, кон­спекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. – С.371

15.   Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.,1997. – С.418

16.   Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко­льников. — Минск: Народная асвета, 2007.– С. 368

17.   Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. — М., 1997. – С. 452

18.   Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. –М,1997. – С. 381

19.   Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95

20.   Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95

21.   Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.: Питер,2002. – С.528


Система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний младших дошкольников первой младшей группы о цвете, форме, величине

Приложение 1

Дидактические игры по изучению цвета

Игра: «Спрячь мышку»

Словарь: Название 4 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий.

Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 – 15), посредине белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный материал: цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход занятия:

1. Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее.  Дети по очереди гладят мышку.  

— А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

2. Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».

Вызываю по очереди 3 младших дошкольников и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её  исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». 

 «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов)  и по 4 квадрата всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такова же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям,  исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

3.Заключение. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята  ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.


Игра: «Подбери по цвету»

Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).

Наглядный материал: кукла.

Раздаточный материал: карточки – коврики (30х20), разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый),  величины из картона.

Ход игры:

1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и виду куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. « Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здравствуй Катя, поздоровайтесь с Катей ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине».

2.« Дети мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета,  на такую вы их и положите.  А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».

3. После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Таня ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру.

Заключение. «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий раз. Теперь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания".

 


Игра: «У кого  какое платье»

Дидактическая задача:Учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.

Ход игры:

1. Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.

2.Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у неё платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.

3. Заключение: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название.         
Результаты



Ф.И.ребенка

Возраст

красный

синий

зеленый

желтый

1

Андрей К.

29.11.08

+

+

+

+

2

Катя А.

27.11.08

+

+

+

+

3

Дима Р.

07.10.08

+

+

+

+

4

Коля Б.

24.07.08

+

+

+

+

5

Инга К.

07.08.08

+

+

+

+



 

Приложение 2


Дидактические игры на определение формы

Игра: «Подбери фигуру»

Дидактическая задача: закрепить представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры  по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

Раздаточный материал: Карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.

Ход игры:

1. Посадить младших дошкольников за стол и вынести из раздевалки большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать.

2.  Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.

3. Заключение. « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.  

Игра: «Кому какая форма»

Дидактическая задача: научить младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.

Наглядный материал: большие мишка и матрешка.

Раздаточный материал: по 3 круга и овала разных  цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого ребенка.

Ход занятия:


1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили – были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как – то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам овалы от круга.   

2. Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит младших дошкольников вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. « А теперь все кружочки положите на один поднос   — матрешке, а все овалы на другой поднос – мишке». Наблюдает, как дети выполняет задание, в случае затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется.

3. Заключение.  «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка  — заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с овалами, отдадим их мише. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются.          
Результаты:



Ф.И.  ребенка

Возраст

Овал

Круг

1

Андрей К.

29.11.08

+

+

2

 Катя А.

27.11.08

+

+

3

Дима Р.

07.10.08

+

+

4

 Коля Б.

24.07.08

+

+

5

 Инга К.

07.08.08

+

+

6

 Валя М.

14.04.08

+

+


Геометрическое лото

Дидактическая задача: научить младших дошкольников сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек и изображениями геометрических фигур: по 1кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).

Ход игры:

1. Ребята, нас окружают геометрические фигуры. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы.

2. В игре принимает участие 6 младших дошкольников. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.   
Результаты



Ф.И. ребенка

Возраст

Овал

Круг

Квадрат

Прямоугольник

Треугольник

1

Андрей К.

29.11.08

+

+

+

+

+

2

Катя А.

27.11.08

+

+

+

+

+

3

Дима Р.

07.10.08

+

+

+

+

+

4

Коля Б.

24.07.08

+

+

+

+

+

5

Инга К.

07.08.08

+

+

+

+

+

6

Валя М.

14.04.08

+

+

+

+

+


    продолжение
--PAGE_BREAK--
Приложение 3

Дидактические игры на определение величины

Игра: «Башня»

Дидактическая задача: закрепить представления об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами.

Демонстрационный материал: 3 куба разной величины.

Раздаточный материал: на каждого ребенка по 3 квадрата разной величины, картонные зайчики, белый квадрат 5х5 в каждом квадрате с нарисованным зайцем.

Ход занятия:

Жили – были три братика – зайчика. Звали из Пушок – самый высокий, Белячок – средний, Шустрик – самый маленький и младший из братьев. Жили зайчики в высокой башне. Самый младший, Шустрик, жил в  самом верху на третьем этаже, Белячок на втором, а Пушок – на первом, самом большом этаже. Но как — то раз перепутали зайчики свои этажи и сломали башню, так как не поместились в другой комнате. Плачут зайчики, а что делать, в садик не ходили, не знают, что предметы бывают разной величины. А мои ребятки умные, если чего – то и не знают, то быстро учатся. Сейчас мы вместе построим новую башню для зайчиков и им тоже покажем, как можно построить башню, чтоб больше не ломали свой домик и в размерах предметов умели разбираться. «Дети сейчас мы будем строить башню. Кто хочет построить башню? Ну иди ты, Даня, Какой ты возьмешь кубик, чтобы начать постройку? Надо чтобы башня была устойчивая, не сломалась от прикосновения. Правильно, чтобы башня была устойчивой, нужно сначала взять самый большой кубик.  А теперь какой кубик нам поставит Ваня? (поменьше или средний). Совершенно верно, Ванечка, положи сверху средний кубик. А самый верхний, какой величины?  Выходи, Вика, скажи нам, пожалуйста, какой бы ты положила кубик? Правильно, самый маленький кубик.

Положи и садись к ребятам за стол.

2. Мы сейчас посадим зайчиков на выступы башни, пусть идут домой, а посадит их Алина. Иди сюда, солнышко, посмотри на зайчиков. Куда ты посадишь самого большого, Пушка? Молодец, это его комната. А куда поселится Белячок, тоже правильно. Остался один Шустрик – ну иди домой, малыш. Ты же у нас самый маленький. Умница, Алина, садись к ребятам. А теперь обратите внимание на то, что лежит на столах. У вас вместо кубиков – квадраты. Мы будем играть, как будто квадрат – это кубик. А из окошечка кубика выглядывает зайчик. Квадраты тоже разной величины: большой, средний и маленький. На столе сложите из них башенку. Только квадраты надо класть не один на другой, а один над другим. Какой мы возьмем квадрат? Правильно, самый большой. Положите его у нижнего края стола. А какой квадрат мы положим над ним? Правильно, средний. А вверх? Да, самый маленький. Посмотрите устойчивые ли, получились у вас башни? Всем ли зайчикам удобно? Молодцы, хорошо построили башню для зайчиков.  

3. Заключение:

Теперь всем зайчикам хорошо, у каждого есть своя комната. А если вы соедините или поставите рядом все башни, то получится большой городок для зайчиков. Вы так же можете соединить две башни и тогда получиться красивая ограда. Дети играют в квадратики и кубики. Строят башни.


Игра: « Что там? »

Дидактическая задача: Учить младших дошкольников устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал: Деревянная трехместная матрешка.

Ход занятия:

1.Читаю детям загадку:

«Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку». Дети, кто это такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, Матрешки. Сейчас мы с ним поиграем.

2. Я раскрываю одну матрешку и обнаруживаю в ней еще одну. « Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там». Разбираю вторую матрешку и нахожу в ней третью – самую маленькую. «Оказывается здесь целых три матрешки, (складываю все три), а можно сделать опять одну? А как?». Обращаю внимание младших дошкольников на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается.

3. Дети выполняют указанные действия, разбирая и собирая матрешку по очереди. Отмечая особо тех ребят, которые без проб, на глаз, находят нужные части матрешки и быстро собирают её. В конце игры матрешек выстраиваю по росту и веду на прогулку.
Игра: «Сбор фруктов»

Дидактическая задача:Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал: Яблоки – образцы (вырезанные из картона) 3 величин – большие, поменьше, маленькие; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 6 яблок разной величины). Диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 6,5 см. Книга с красочными иллюстрациями «Гуси – лебеди». Три куклы разного роста.

Ход занятия:

1. Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание красочных иллюстраций к сказке. «Смотрите, ребятки, какая красивая, обливная яблонька сестричку с братиком спрятала от злых гусей – лебедей. А мы тоже сейчас вырастим волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим или наших кукол. Положим им на тарелочки. Но куклы у нас разного размера, поэтому нам придется разложить яблоки по 3 разным корзинкам: самые большие для Алёны; Средние для Оли; Маленькие для Кати. Сейчас мы с вами, скажем волшебные слова, и на этом подносе вырастет самая настоящая яблоня. Только надо всем дружно сказать волшебные слова:   Крибле крабле бумс. Вот и выросла наша яблонька.

2. Показываю детям яблоню с яблоками и корзины. Возле корзинок сажаю трех кукол.  « На нашей яблоне растут яблоки трех размеров. Сейчас каждый ребенок по очереди подойдет к яблоньке и по образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если яблоко сорвано правильно прошу положить их в соответствующую корзинку».

3. Когда все яблоки сорваны и разложены по корзинам, дети относят яблоки на стол и продолжают угощать кукол. Если игра закончена, а дети ещё не наигрались, то яблоки можно повесить на место и повторить игру.

Результаты



Ф.И. ребенка

Возраст

Маленький

Средний

Большой

1

Андрей К.

29.11.08

+

+

+

2

 Катя А.

27.11.08

+

+

+

3

Дима Р.

07.10.08

+

+

+

4

 Коля Б.

24.07.08

+

+

+

5

 Инга К.

07.08.08

+

+

+

6

 Валя М.

14.04.08

+

+

+




Приложение 4

Комплексные дидактические игры

1.Комплексная игра. «Лото «Цвет и формы»

Дидактическая задача:

— закрепить представления младших дошкольников о 5 геометрических формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цвета (красный, желтый, зеленой, синий);

— учить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форму), отвлекаясь от третьего (величины).

Материал: 6 карт, на каждой из которых в разном порядке расположены 5 фигур – квадрат, прямоугольник, равносторонний треугольник, круг и овал. Размеры: квадрат 2,5 х 2,5 см.; прямоугольник 2,5 х 3,5 см.; сторона равностороннего треугольника равно 2,5 см.; диаметр круга 2,5 см.; Все фигуры наклеенные на одной карте имеют разный цвет. 30 вырезанных фигур – каждая из 5 форм представлена в 4 цветах (размеры: квадрат 5х5 см., прямоугольник 5х7 см., сторона равностороннего треугольника 5 см., диаметр круга 5 см., большой диаметр овала 7 см., малый – 5 см.)

Ход игры:

1. Ребята, смотрите, пока вы спали, к нам приходил почтальон. Он принес нам письмо. Давайте распечатаем его и посмотрим, что лежит в конверте и от кого оно. Вот тут пишется адрес и имя. Оно от куклы Алёны. Она прислала нам новую игру и потом придет посмотреть, как ребята научились в нее играть.

2. В игре могут участвовать от одного до шести младших дошкольников. Я беру на себя роль ведущего (позднее можно передать её ребенку). Дети получают по одной карте. Достаю из коробки по одной фигуре и спрашиваю. «У кого такая?» Если  ребенок, у кого фигура есть такого же цвета и формы, обнаружил это, он получает ее и закрывает соответствующую фигуру на своей карте. Если никто не попросили фигуру, она откладывается в сторону. Выигрывает тот,   кто первый закроет все фигуры на своих картах.

3. Дети складывают приносят кукол, мишек, зайчиков и их учат играть в лото. После окончания игры собирают фигуры в конверт и вместе складывают карты.

Результаты



Ф.И.ребенка

Возраст

красный

синий

зеленый

желтый

1

Андрей К.

29.11.08

+

+

+

+

2

Катя А.

27.11.08

+

+

+

+

3

Дима Р.

07.10.08

+

+

+

+

4

Коля Б.

24.07.08

+

+

+

+

5

Инга К.

07.08.08

+

+

+

+

6

 Валя М.

14.04.08

+

+

+

+





Ф.И.ребенка

Возраст

овал

круг

квадрат

прямоугольник

треугольник

1

Андрей К.

29.11.08

+

+

+

+

+

2

Катя А.

27.11.08

+

+

+

-

+

3

Дима Р.

07.10.08

+

+

+

-

+

4

Коля Б.

24.07.08

+

+

+

+

+

5

Инга К.

07.08.08

+

+

+

+

+

6

 Валя М.

14.04.08

+

+

+

+

+



Конструирование

Игра: «Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить играть с постройкой. Вызывать речевую активность младших дошкольников.

Словарь: Дорожка длинная, узкая, широкая, прочная.

Раздаточный материал: 5 кирпичиков, кукла,  резиновая собака, кошка. Дополнительные кубики разных цветов для дополнительной подстройки. Домик из картона для куклы.

Предварительная работа:

1.       Рассматривание во время прогулки проезжей части.

2.       Рассматривание иллюстраций, изображающих улицу.

3.       Объяснение функций дороги во время занятия по ОБЖ.

4.       Приготовление для занятия 5 кирпичиков 4 основных цветов, куклу, машину, резиновую собаку, кошка.

Ход занятия:

1. Введение. Ребята, сейчас я расскажу вам одну поучительную историю. Это кукла Катя и её любимые животные: кошка Мурка и собачка Бобик.

Они очень любят гулять по парку. Кто знает, что такое парк? Это лес в центре города. Там много деревьев, есть пруды. Кто любит ходить гулять в Кусково? Пошла кукла Катя со своими любимыми животными гулять в парк и заблудилась. А заблудилась она потому, что дорожки в парке были разбиты и куда идти — кукла Катя не знала. Чтоб кукла Катя дошла до своего домика надо построить ей длинную дорожку. Сейчас ребята станут около стола и помогут построить дорожку к домику куклы Кати.

2. Основная часть: У каждого у вас есть набор кубиков. Они все одинаковые по форме, размеру, но разные по цвету.

Сейчас каждый из вас, по очереди будет строить дорожку. Иди сюда, Вика, скажи мне пожалуйста, какого цвета у тебя кубики? «Красные». Берем по одному кирпичику правой рукой и кладем их рядом. Если мы будем строить из одного кирпичика, то дорожка получится узкая, а из двух – широкая. С правой стороны стола мы будем строить узкую дорожку для собаки и кошки, А широкую с левой стороны стола построим для куклы. Для этого надо брать сразу два кирпичика и кладу их рядом, тесно прижимая, друг к другу и четко соединяя стороны. Какую ты хочешь построить дорожку, Вика, узкую или широкую? Дети по очереди выходят к столу и строят дорожку. При этом называют цвет и какую именно; узкую или широкую.       

3. Итог. Дети помогают кукле Кате дойти до дома. Заносят её в дом и машут ей ручками. Помогаю детям обыгрывать ситуацию и развивать сюжет. К кукле Кате пришла подруга, котенок потерял дорогу домой, собирать грибы вдоль дорожки. Предлагаю им атрибуты и учу младших дошкольников развивать самостоятельно игровой сюжет. После игры дети помогают сложить кубики в ящик и сажают игрушки на место.

Результаты



Ф.И. ребенка

Возраст

Широкий

Узкий

1.

Андрей К.

29.11.08

+

-

2.

Алина М

27.11.08

+

+

3.

Дима Р.

07.10.08

+

+

4.

Коля Б.

24.07.08

+

+

5.

Инга К.

07.08.08

-

+

6.

Валя М.

14.04.08

+

+



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.