Муниципальноеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детскоготворчества п. Лиман»
Методическая разработка
Контрольный урок
«Знаем, умеем, покажем»
(Для педагоговдополнительного образования УДО)
Подготовила:педагог дополнительного
образованияРодионова
ТатьянаНиколаевна
2010 год
Пояснительнаязаписка
Говоря одостижениях учащихся, как о текущих, так и об итоговых в сфере дополнительногообразования можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым этидостижения необходимо отслеживать: учебные, личностные,социально-педагогические. Каждый из параметров может стать приоритетным в томили ином детском коллективе, в зависимости от его специфики. Владениепедагогической технологией мониторинга уровня обученности расширяет возможностьучителя и позволяет ему своевременно оказать педагогическую поддержкувоспитаннику, успешно преодолеть с ним трудности в обучении и подготовитьвоспитанников к самообразованию и саморазвитию.
Основнаятрудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности– отсутствие надежного инструмента их измерения.
Контрольныйурок «Знаем, умеем, покажем» — это своеобразная промежуточная аттестация длявоспитанников первого года обучения, занимающихся пошивом мягких игрушек,прошедших тему: «Плоскостная игрушка». Урок проходит в форме путешествия назагадочную планету мягких игрушек. Данная форма занятия понятна детям, отражаетреальный уровень их подготовки, не вызывает чувства страха и чувстванеуверенности, не формирует у ребенка позицию неудачника, не способного достичьопределенного успеха. При проведении используется разного рода тесты-испытания:«Алгоритм пошива игрушки», «Найди ошибку», «Виды швов»; загадки, стихи, игры.Результаты данных испытаний отслеживает компетентное жюри и отмечает в своднойтаблице (приложение 2) – для педагога, а для воспитанников – в пособии«Волшебная гора Знаний и Умений» (приложение 1). Наличие данного пособия делаетрезультаты аттестации воспитанников доступными, понятными для детей, позволяеткаждому ребенку видеть свое продвижение по «склону Знаний» и по «склону Умений»и сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Ребенок знает, насколько онвырос за полгода, за год.
Успех данного занятиябудет определяться четкостью заданий, тщательной подготовкой педагога кзанятию, созданием благоприятного эмоционального настроя. Материалы дляпрактической работы, тесты должны быть подготовлены заранее и разложены настолы, чтобы не тратить время на их раздачу.
Сценарийконтрольного занятия «Знаем, умеем, покажем»
Цель:проверить знания, умения и навыки при работе над мягкой игрушкой, провестипромежуточную диагностику.
Задачи:
1. Образовательная:закрепление ЗУН, полученных ребятами в кружке, при работе с различнымиинструментами, при выполнении ручных швов, знаний словарных слов, алгоритмапошива игрушек, знаний пословиц о труде.
2. Воспитательная:воспитание культуры труда, этических норм поведения, чувство «локтя»,товарищества и взаимопомощи, привитие эстетического вкуса.
3. Развивающая:развитие логического мышления, памяти, фантазии, активности.
Место проведения:ЦДТ, учреждения дополнительного образования детей.
Время проведения:в конце I полугодия.
Участники:воспитанники творческого объединения 1 года обучения.
Возраст: 7-10лет
Условия проведения:
1.Методическоеобеспечение:
-Тесты: «Алгоритм»,«Найди ошибку», «Звездное поле»;
-Пособие «Волшебнаягора Знаний и Умений»;
-Выставка детских работпо теме: «Плоскостная игрушка»
-Тема урока;
— Карточки-испытаниядля воспитанников (12 шт.), сводная таблица (1 шт.);
— Элементы цветика –семицветика (для практической работы);
— Тест на определениеобщественной направленности желаний «Цветик-семицветик»;
— Словарь терминов;
— Загадки-карточки;
— Пословицы к игре«Пантомима»;
2.Материально-техническоеобеспечение:
-Музыкальноеоформление;
— Фланелеграф;
— Звездолет;
-2 обруча, 2 стула;
— табличка «ЗвездныйСовет»;
— Номерки детям;
-Костюм Звездочки.
Награждение:ларец со сладостями.
Ходзанятия
I. Орг. Момент.
Учитель: Здравствуйте,ребята! Вы обратили внимание, что на занятии у нас присутствуют гости,руководители т/о, поприветствуем их.
II. Сообщение темы и целей.
Учитель: Сегодня у насне обычное занятие, а контрольное. Тема занятия «Знаем, умеем, покажем», иотправимся мы с вами в путешествие на планету МИГ – планету Мягких игрушек.Жители этой планеты – замечательные мастера своего дела, я думаю, они подостоинству оценят не только ваши знания, но и умения. В течении этого времени мыработали с разными ручными инструментами, изучали разные швы, использовали ихпри изготовлении плоскостных и полуобъемных игрушек, игрушек на основе шара.Пришло время подвести итог проделанной работы.
(Гаснет свет, входитпутеводная Звезда, в руке бенгальские огни)
Звезда: Упаду кому-тона ладошку,
В космос за собойпозвать хочу,
Только вот передохнунемножко
И опять к Земле яполечу.
Ведь меня Звездоюпутеводной
Люди называют-то незря,
Рождена я смелой исвободной
Вы готовы кстранствиям, друзья?
Дети: Да.
Учитель: Звездолетдавно стоит на старте
Вот и Путеводная Звезда
И маршруты сверены покарте
Только нет названьякорабля.
Учитель: Давайте придумаемназвание нашему кораблю и объясним почему так назвали.
(«Улыбка», «Веселыеребята» — любим веселиться, «Дружба» — потому что дружные)
Учитель: Да, к полетумы уже готовы
Есть и знания, естьумения, есть сноровка
И, к тому ж желаниебольшое,
А помогла во всем нам –тренировка.
Звездочка: Давайте жпоскорей займем места на нашем звездолете «Дружба»
Учитель: Теперьпроверим, все ли взяли мы, друзья,
Что на планете МИГ намбудет нужно.
Проводится игра навнимание «Все ли готово к полету».
Будьте внимательны, ябуду загадывать загадки, если отгадка пригодиться нам при пошиве мягкихигрушек, хлопайте в ладоши, а если нет — топайте ногами.
ЗАГАДКИ.
Ухом не слышит,
Носом не дышит,
Где побывает –
Хвост потеряет! (иголкас ниткой)
Бьют парнишку пофуражке,
Чтоб пожил он вдеревяшке. (Гвоздь)
Два больших блестящихдруга
Ухватились друг задруга
Наверху у них по зубу,
А внизу у них по кругу.(Ножницы)
Носик, как у Буратино.
Любит рисовать картины.(Карандаш)
Бела, пушиста, но неснег,
В чести у всех. (Вата)
Кругла гора,
Что ни шаг – нора.(Наперсток)
По секрету скажу вам нехвастая,
Я стальная, злая,зубастая. (Пила)
Здесь сидят, словно натравке,
И иголки, и булавки.(Игольница)
Расчерчу любую ткань
Всем на диво, толькоглянь!
Обведу лекала ловко,
Будет куколка собновкой. (Обмылок)
У сеньора есть причуда.
Сам сеньор по добройволе
Головой стучит повсюду,
Но не чувствует онболи. (Молоток)
Что за фурни, что затура?
То конфета, ильмикстура?
Это город, иль поселок?
Или лес из сотни елок?
Не конфета, немикстура,
Это просто — …(фурнитура)
Учитель: А чтоотносится к фурнитуре? (Тесьма, пуговицы, бусины, бисер)
Ответы детей.
Учитель: Молодцы! Сзаданием справились на «отлично». Звездолет к старту готов! Пристегните,пожалуйста, ремни! Взлет! (музыка «Время вперед!»)
Учитель: Звездолет«Дружба» приземлился на планете МИГ. Посмотрите, какая красота, столько мягкихигрушек. Есть на этой планете свой Звездный Совет, давайте с ним познакомимся.Но самая большая достопримечательность этой планеты — Волшебная гора Знаний иУмений. Чтобы покорить ее вершины и добраться до Пика Победы, нужно преодолетьне одно испытание. Но там вас ждет большой сюрприз. Хотите попробовать?
Дети: Да
Организацияупражнений по углубленному выявлению знаний и практических умений
Учитель: У вас настолах есть тесты-испытания. Работать будем самостоятельно.
1.Тест-испытание«Алгоритм пошива игрушки»
Учитель: Посмотрите наигрушки,
Как же сшить охота!
Чудо-слово «алгоритм»-
Вот ваш ключ к работе!
Учитель: А что такоеалгоритм?
Дети: Этопоследовательное выполнение действий.
Учитель: Вам нужносоставить алгоритм процесса выполнения мягкой игрушки, т.е расставить в нужнойпоследовательности этапы.
А) сшивание деталей.
Б) подбор материала иподготовка его к работе.
В) набивка.
Г) раскрой деталей.
Д) оформление изделия.
Е) сборка изделия.
Ж) эскиз. (Ж, Б, Г, А,В, Е, Д)
2 Тест-испытание «Найди ошибку».
Чтобы правильно кроить,
Шить и набивать,
То секреты мастерства
Должен ты познать.
Посмотрите на картинкии найдите ошибки. (приложение 5)
3 испытание «Виды швов»
Учитель: Шагаетмастерица
По шелку да по ситцу
Очень мал ее шажок,
А зовется он … стежок.
Вспомните, какие швы мыиспользуем в нашей работе.
Ответы детей.
Учитель: Играназывается «Поймай свою звезду»
На этом звездном полеимеется большое количество звезд. Каждый из вас выбирает по одной звездочке, наобратной стороне есть рисунок шва, вы должны его назвать.
4 испытание «Словарь»
Учитель: Чтоб шитьчеловечков
И милых зверушек
И множество разных,
Чудесных игрушек,
Нужно запомнить значениеслов
Для этого краткийсловарик готов! (Приложение 4)
Ой, что это случилось снашим словариком, он весь рассыпался, и термины и значения слов перепутались.Давайте попробуем собрать. Игра называется «Найди пару». Каждый из вас возьметпо карточке и по сигналу, перевернув ее начнет искать свою пару.
5 испытание
Учитель: Избавит ваштруд
От напрасной заботы
Знание правилбезопасной работы.
Ребята, а вы знаете этиправила?
(Правила в стихах –домашнее задание, выполнение правил отслеживается во время работы)
Дети: Правила в стихах.
Во-первых,иголки свои собери
И маленький домик дляних смастери
Открою тебе интересныйсекрет:
Ты другу расскажешь, аможет, и нет.
У нас и иголок имеютсяушки,
А ушки, конечно же,любят подушки
Иголкам подушку скорейподари
На ней все иголки своисобери.
Поверь, они счастливыбудут безумно,
А мы-то с тобойпоступили так умно.
Ты не бери иголку врот:
Иголка острая – неплод!
Ты лучше с нею не шути,
А то окажется внутри.
Игла в работе весела,
Она тонка и так мала!
Не будешь класть ее наместо,
Вдруг потеряется вотместку
И затаится вбеспорядке…
Тебе ж потом воткнетсяв пятку.
Иголки надо сосчитать,
Когда садишься заработу,
Потом внимательнособрать,
Хотя бывает неохота.
С наперстком, праволучше жить.
Как щит, он можетзащитить
Иголки нрав колючий
Он непременно укротит.
Работать с ножницамиможно,
Но только оченьосторожно
Не бегай с ними поквартире –
Так можно сделатьхаракири.
Напомнить хочу прорабочее место –
Диван или кресло?
Нет, там нам не место!
Усядемся лучше с тобойза столом,
И ткань здесь разложими мыло найдем.
Коробку достанем, гдевсе инструменты,
Сошьем все детали,набьем элементы,
Те, из которых игрушкародится…
Рабочее место тебепригодится!
С ножницами не шути,
Зря в руках их некрути.
И, держа за острый край
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
Учитель: Но эти правиланужно не только знать, но и выполнять во время работы. Сейчас мы это проверим,итак переходим к практической части.
Практическаячасть
Учитель: И будем шитьцветик-семицветик. Каждый сделает по одному элементу этого цветка. Сошьетпетельным швом, наполнит ватой. Задание понятно, приступаем к работе.
Элементы цветка готовы,давайте прикрепим их на фланелеграф. Но поскольку «Цветик — семицветик» — волшебный цветок, он может выполнить любое желание. Подумайте, что бы вы хотелипожелать для себя, для друзей, для семьи, для всех. Но помните, у каждого извас одно единственное желание.
Тест «Цветик — семицветик»
Учитель: Если не жалеясил трудиться,
То удача и сама придет
Главное, ребята, — нелениться
А Звездный наш Советитоги подведет.
А мы пока поиграем «Игроваяпауза»
Разобьемся на 2команды.
Игра «Выход в открытыйкосмос»
В 2-3 метрах от места,где выстроились команды, проведена прямая линия. Перед каждой командойпередними ножками на эту линию ставится стул. Командам раздается по обручу. Посигналу 1 члены команд пролезают в обручи и, держа их горизонтально на уровнеталии, бегут к стульям, кладут обручи так, чтобы стул оказался в их центре.Усаживаются на стулья, и подхватив их, вместе со стульями поворачиваются на180, затем ставят стул строго на место, снова залезают в обруч и бегомвозвращаются к команде. И так, пока все не проделают это. Побеждает команда,которая раньше всех закончит это соревнование.
Игра «Пантомима»
Возможно на другихпланетах
Возникнет ситуациятакая,
Где языков земных незнают,
И вам без слов, лишьжестами и мимикой,
Придется объясниться.
Вот пословицы. Скорее
Пантомимой нам изобразите,
Пусть другие отгадатьсумеют
Что вы этим им сказатьхотите.
(Семь раз отмерь — одинраз отрежь. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело – гуляйсмело. Дело мастера боится)
Итогурока. Награждение
Слово предоставляетсяЗвездному Совету.
Первой вершины нашейВолшебной горы знаний и умений достигли…
Вторую вершинупреодолели…
А на пик Победы сегоднядобрались…
Право достать призпредоставляется…
Учитель: А что же вэтом ларце? (сладости)
Я думаю, что их сегоднязаработали все. Ну что ж настало время возвращаться домой. Займите места вЗвездолете, пристегните ремни. Звездолет к старту готов! (музыка).
Вот мы и дома!
Понравилось ли вам нашепутешествие, а что особенно запомнилось?
Что мы вспомнили?(Алгоритм пошива игрушки, виды швов, словарные слова, разгадали загадки,пословицы о труде, сшили цветик-семицветик)
На этом наше занятиеокончено. Всего вам доброго. До свидания!
Приложения
Приложение1
/>
Приложение2
СВОДНАЯ ТАБЛИЦАФ.И. № Теоретические знания Практические умения Карта испытаний (тесты) (7б.)
Словарь
(2б.)
Техн. безо
пасности (1б.)
Общий
балл Техн. безопасности (1б.)
Подбор ткани
(2б.)
Качество швов
(5б.) Оформление Общий балл
Приложение3
Карточка воспитанника.Ф.И. № 1испытание «Алгоритм пошива игрушки» 2 испытание «Найди ошибку» 3 испытание «Виды швов» 1. 2. 3.
Приложение4
Словарь терминов.
Мех – ворсистыйматериал, используемый для пошива игрушек-зверей.
Синтепон – наполнительмягкой игрушки.
Стежок – нить,протянутая между двумя последовательными проколами иглы.
Раскрой – процесс,состоящий из обводки лекал и вырезания деталей из ткани и меха.
Эскиз – рисунок будущейигрушки.
Шаблон, лекало –вырезанные из картона детали игрушки.
Детали кроя –вырезанные из ткани детали игрушки.
Сборка – процесссоединения элементов в единое целое – игрушку.
Соединение – процесссметывания и сшивания деталей.
Оформление – процессработы над мордочкой игрушки и изготовление украшений и одежды.
Набивка – процесс, вкотором используется вата, синтепон.
Используемаялитература
Путятина Е.В.Учимся шить мягкие игрушки.Практическое пособие по изготовлению мягкой игрушки.- Ростов н/Д: Феникс,2003г.-176.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своимируками. Популярное пособие для родителей и педагогов – г. Ярославль: Академияразвития, 1997г. 208 с.
Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкаяигрушка.- СПб: Регата,2002-208с.