Реферат по предмету "Политология"


Классификация политических партий в зарубежных странах

Содержание
Введение
1. Понятиесущности и классификация партий
2.Регламентация правового статуса и порядка деятельности партий
3.Партийные системы зарубежных стран
Заключение
Литература
Введение
Первоначальнополитические партии в их современном понимании появились в Европе в периодбуржуазных революций. Потребность в новом политическом институте былаобусловлена самим характером политических перемен. На смену королевскомусуверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютистской власти сталзаменяться демократическим народным представительством, т. е. системой властинарода, реализуемой через выборных представителей. Вот тут-то и понадобилисьполитические партии. Логика борьбы за представительские мандаты подтолкнуласторонников различных взглядов объединяться в партии. При этом можно говорить оформировании двух лагерей: тех, кто пытался отстаивать прежние порядки,привилегии монарха и феодалов, с одной стороны, и тех, кто выступал заполитические свободы, права человека и равноправие — с другой. На данном этапеполитические партии, естественно, были еще малочисленными и маловлиятельными.Не имея необходимого опыта, они ограничивались вспомогательной ролью, непретендуя на лидерство в политическом процессе.
/>1. Понятие сущности и классификация партий
Анализконституционно-правовой структуры власти зарубежных стран невозможен безвсестороннего знания роли, места и значения политических партий. Политическиепартии являются особым институтом. Пронизывая все звенья конституционно-правовойструктуры власти, они оказывают решающее воздействие, как на их формирование,так и на их функционирование. Более того, в ряде случаев они способнысущественно менять официальный характер взаимоотношений между отдельнымиветвями власти, переворачивая последние едва ли ни с ног на голову, позволяяформально подконтрольному органу (например, правительству при парламентскойформе правления) контролировать и направлять деятельность контролирующегооргана (парламента), модифицируя существующую форму правления.
Безполитических партий невозможна ни выработка и формирование национальнойполитики, ни мобилизация ресурсов на ее осуществление, ни процессы принятиярешений по ее реализации, ни обеспечение такой реализации. Более того, безполитических партий невозможно обеспечение демократии как таковой, ибо свободадеятельности политических партий — залог демократии. Активная деятельностьполитических партий, их открытая конкуренция в борьбе за голоса избирателей, заполитические и социальные приоритеты, плюрализм представляемых ими политическихкурсов и программ, их встречная взаимокритика, уважительное отношение коппозиции и т.д. и есть основа основ того, что принято называть демократией илинародовластием.
Первоначальнополитические партии в их современном понимании появились в Европе в периодбуржуазных революций. Потребность в новом политическом институте былаобусловлена самим характером политических перемен. На смену королевскомусуверенитету пришел суверенитет народа, произвол абсолютистской власти сталзаменяться демократическим народным представительством, т. е. системой властинарода, реализуемой через выборных представителей. Вот тут-то и понадобилисьполитические партии. Логика борьбы за представительские мандаты подтолкнуласторонников различных взглядов объединяться в партии. При этом можно говорить оформировании двух лагерей: тех, кто пытался отстаивать прежние порядки,привилегии монарха и феодалов, с одной стороны, и тех, кто выступал заполитические свободы, права человека и равноправие — с другой. На данном этапеполитические партии, естественно, были еще малочисленными и маловлиятельными.Не имея необходимого опыта, они ограничивались вспомогательной ролью, непретендуя на лидерство в политическом процессе.
Центрполитического спектра традиционно занимают либеральные партии. Суть их позиции— экономика, основанная на рыночных отношениях при минимальном участиигосударства. Последнее ни при каких обстоятельствах не должно вмешиваться всферу экономики, а уж тем более — диктовать. Рыночные механизмы, по мнениюлибералов, достаточно эффективны для того, чтобы обеспечить само регуляцию. Тоже самое касается и гражданского общества в целом — либералы и здесь недопускают вмешательства, а уж тем более насилия, со стороны государства, полагаясьна институты самого гражданского общества. За государством признаетсяпреимущественно одна главная функция — поддерживать порядок, обеспечиватьбезопасные условия жизни для граждан, следить за тем, чтобы соблюдалсясуществующий закон.
Левыйфланг представлен социал-демократическими партиями. Их позиции диаметральнопротивоположны позициям консерваторов. Социал-демократы выступают не только заактивное вмешательство государства в экономику, но и за его непосредственноеучастие в экономической деятельности. Исключительно рыночных механизмов дляобеспечения сильной и здоровой экономики, по их мнению, недостаточно, не говоряуже о слишком высоких социальных издержках. Экономика должна иметь двавзаимодействующих и взаимодополняющих сектора: частный и государственный.Причем национализации, по их мнению, подлежат не только отдельные предприятия,но и целые отрасли промышленности (если они малопривлекательны для частногобизнеса). Именно так, в частности, поступают лейбористы Великобритании, когдаоказываются у власти (консерваторы, правда, сменяя их в правительстве, позжевсе это денационализируют). Благодаря усилиям французских социалистов сегоднядо 20% производственных мощностей Франции находится в собственностигосударства.
Социальныепроблемы для социал-демократов являются приоритетными. В данном отношении онитакже выступают за масштабное участие государства, предлагая финансироватьмногочисленные социальные программы за счет бюджетных средств. Социальныепроблемы при этом безусловно решаются. Сокращается безработица, растетзаработная плата, улучшаются условия труда, социальное обеспечение, медицинскоеобслуживание и т. д. Однако оборотной стороной медали становится неизбежноеповышение налогов. Конечно, социал-демократы пытаются и здесь искать более или менеесправедливые решения, перенося основную тяжесть налогового бремени на богатых,вводя драконовские поборы на сверхприбыли. Однако предотвратить неизбежныенегативные для экономической конъюнктуры последствия высокого налогообложения,в том числе экспорт капиталов из страны, удается далеко не всегда[1].
На левомфланге находятся также коммунистические партии. Отличительная черта последних —принципиально негативное отношение к частной собственности. Это одна изцентральных посылок марксистско-ленинской идеологии. Коммунисты выступают заогосударствление экономики, развитие ее на плановых началах. При этом,естественно, решение всех социальных проблем также ложится на плечигосударства, т. е. на бюджет. Идеал коммунистов — гармонично развитое общество,в котором полностью обеспечена социальная справедливость, нет бедных иугнетенных. Общество, в котором каждый работает по способностям и получает попотребностям.
Углубляя анализ,можно использовать дополнительные критерии классификации, в том численижеследующие:
Учетметодов действия политических партий. На этой основе различаются партиидемократические, действующие строго в рамках конституции, соблюдающие«правила игры», с уважением относящиеся к оппозиции (большинство извышеназванных партий) и партии радикальные, готовые во имя собственныхинтересов жертвовать демократией, склонные к авантюрам (коммунистическиепартии). Особую группу составляют экстремистские партии, делающие ставку насилу, используя откровенно противозаконные методы борьбы (террор, путчи,саботаж, захват заложников и т. п.). Радикальные партии, как правило, четкоорганизованы, имеют сильную, хорошо отлаженную структуру, отличаются жесткойдисциплиной, строгим отбором членов, высокими партийными взносами, нередко в ихсоставе (особенно у экстремистов) имеются специальные боевые подразделения дляорганизации силовых акций и т. д. Радикалы и экстремисты имеются как на левом,так и на правом флангах. В числе праворадикальных нередко фигурируют партиинеофашистского, националистического, расистского характера. Отношениеполитических партий к религии. Те из них, которые стремятся активноиспользовать в своей идеологии постулаты христианства, совмещая их с традиционнымиценностями демократии, объединяя граждан на основе общности веры называютсяконфессиональными (вероисповедными) партиями. Примерами таковых могут бытьХристианско-демократический союз Германии, христианско-социальные партииБельгии и Люксембурга, христианско-демократические партии Италии, рядалатиноамериканских стран и т. д. В Западной Европе бурный рост влияния иавторитета таких партий пришелся на послевоенные годы, когда они выступилиинициаторами восстановления ликвидированных фашистами институтов демократии.Сегодня они нередко занимают лидирующие позиции, чему в немалой степениспособствует тот факт, что политически они находятся на правом, консервативном,фланге. Правда, среди конфессиональных партий есть и свои «радикалы»— клерикальные партии, претендующие на контроль (причем не толькоидеологически, но и реально) как общества, так и государства, институтоввласти. В Европе подобные партии в настоящее время практически уже невстречаются (их время прошло), но вот в ряде исламских стран в видефундаментализма они действуют весьма активно.
Отношениепартий к национальной принадлежности граждан. Партии, объединяющиенационалистически настроенных граждан, составляют особую группу.Националистические партии создаются там, где исторически сложились конфликтныемежнациональные ситуации, остающиеся по сегодняшний день фактором политическойборьбы. Обычно при этом речь идет об интересах национального меньшинства,настаивающего на удовлетворении своих определяемых национальной спецификойзапросов. Примерами подобных партий могут быть Шведская народная партия вФинляндии, Демократических фронт франко фонов Брюсселя в Бельгии, шотландская иуэльская националистические партии в Великобритании и др. В ряде случаевдействия националистических партий способны дать практические результаты —усилия шотландской националистической партии, в частности, привели к созданию вШотландии в конце 90-х годов своего собственного парламента.
Наконец,нельзя не сказать еще об одной сравнительно новой политической силе в зарубежныхстранах — партиях «зеленых». Их специфика — акцент на требованияхзащиты окружающей среды в сочетании с превознесением общедемократических исоциальных ценностей. Очевидная актуальность этой идеи обеспечила«зеленым» поддержку среди различных социальных и политических сил —порой они выступают даже как «антипартийная партия». Сегодня«зеленые» активно действуют во многих зарубежных странах (Германия,Франция, Испания, Нидерланды, США и др.), имея в ряде случаев собственное представительствов парламенте. /> 2. Регламентация правового статуса ипорядка деятельности партий
Правовыеформы институциализации политических партий разнообразны. Она осуществляется наразличных уровнях, взаимодополняющих и развивающих друг друга. Сегодня статус ипорядок деятельности политических партий регламентируется: конституционно; врамках органических законов; нормами текущего законодательства; в формесудебных решений, затрагивающих конкретные аспекты деятельности партий,создавая тем самым прецеденты, которые являются немаловажным источникомконституционного права.
Началоконституционному законодательству о политических партиях было положено в первыепослевоенные годы. Именно тогда произошло радикальное изменение статуса партий:они стали конституционно-правовым институтом. Сегодня уже ни одна из вновьпринимаемых конституций не обходит партии своим вниманием. При этом на уровнеконституции, разумеется, фиксируются лишь главные, принципиальные особенностиправового статуса политических партий.
Во-первых,конституция закрепляет место и роль партий в общественно-политической жизни.Важнейшей их функцией признается участие в подготовке и проведении выборов,содействие формированию воли избирателей. «Партии содействуют формированиюволи народа» — сказано, например, в п. 1 ст. 21 Основного закона Германии.Партии способствуют «формированию народной воли и организации политическойвласти» — гласит п. 1 ст. 47 португальской Конституции. Впрочем, некоторыеконституции ставят вопрос шире, трактуя партии как «основной элементполитической деятельности» (ст. 6 Конституции Испании), фиксируя, чтопартии «должны служить свободному функционированию демократическогорежима» (ст. 29 Конституции Греции). Последнее юридически легализует нетолько предвыборную активность партий, но и их повседневную работу, в том числев государственных органах.
Во-вторых,конституция закрепляет принцип свободного образования и деятельности партий,как важнейшего критерия демократии (ст. 21 Основного закона Германии, ст. 4Конституции Франции, ст. 47 Конституции Португалии, ст. 6 Конституции Испании ит. д.). Более того, органы конституционного надзора ряда стран (Верховный судСША в 1968 г., Конституционный совет Франции в 1971 г.) в своих решениях специальноподчеркивали, что свобода партийной деятельности является одной из«наиболее ценных свобод» западного общества.
В-третьих,конституция недвусмысленно формулирует условия, при которых политические партиимогут пользоваться правом на свободную деятельность, т. е. фиксирует пределыпользования свободой. В качестве таковых указывается на необходимость соблюдатьзакон, «уважать принцип национального суверенитета и демократии» (ст.4 Конституции Франции) или «основы свободного демократическогопорядка» (ст. 21 Основного закона Германии), и, конечно же, партии должныбыть сами демократично внутренне организованы[2].
Причем,что особенно важно, конституция, ставя во главу угла интересы демократии, недопускает произвольные действия властей в отношении ни к одной политическойпартии. Прекращение или приостановка деятельности какой-либо партии, — какгласит закон, — возможна «только в соответствии с мотивированным судебнымрешением» (ст. 22 Конституции Испании, ст. 12 Конституции Греции, ст. 46Конституции Португалии). Конституция Германии еще более конкретна, прямоуказывая единственный орган, правомочный принимать соответствующие решения —Федеральный конституционный суд. Мотивируя изложенную позицию законодателя,германский юрист К. Хессе отмечает: «Свободная игра политических сил вусловиях демократии должна иметь свои границы, когда противники демократиипытаются средствами демократии ликвидировать саму демократию»[3].
Исходныеконституционные нормы, предопределяющие общую направленность институциализацииполитических партий, развиваются и конкретизируются в рамках органического итекущего законодательства.
Органическиезаконы (законы о выборах, регламенты палат парламента и др.), как правило,касаются лишь одного из аспектов деятельности политических партий, имеющегонепосредственное отношение к тому институту, которому посвящен данный правовойакт. В качестве примера можно сослаться на шведский Акт о Риксдаге, детальнорегулирующий все, что связано, в частности, с работой партий в парламенте.Документ подробно устанавливает порядок распределения депутатских мандатовмежду партиями; процедуру создания партийных групп, их задачи и компетенцию;роль партийных групп в формировании руководящих органов палаты; порядок и формыучастия партийных групп в законодательном процессе; обязанность председателяпалаты консультироваться с партийными группами по вопросам парламентскойпроцедуры; формы участия партий в выборах различных создаваемых парламентоморганов (шведских делегаций Северного Совета, Совета Европы и др.).
Специальныезаконы (текущее законодательство), напротив, подходят к вопросу широко,стремясь охватить все аспекты жизнедеятельности политических партий. При этомрегулируются следующие элементы их правового статуса:
даетсятрактовка политической партии, определяются ее функции, задачи и общая роль вполитической и государственной жизни. Партии есть «объединения граждан, —записано, в частности, в п. 12 Закона о партиях Германии, — которые постоянноили в течение длительного времени оказывают влияние на формированиеполитической воли народа в масштабе Федерации или отдельных земель и имеютнамерение содействовать представительству народа в немецком Бундестаге илиЛандтаге», благодаря «размеру и прочности их организации, количествучленов и их деятельности на внутриполитической арене». Организации,претендующие на статус политической партии, таким образом, должны помимопрочего обладать известным политическим весом и авторитетом. При этом в задачиполитических партий входит: «воспитание граждан, способных взять на себяответственность перед обществом», содействие их «светскому иполитическому образованию»; изучение вопросов национальной и международнойполитики; критическая оценка действий правительства; участие в работе органоввласти, забота о «постоянной живой связи между народом и органамигосударства»; содействие «осуществлению гражданами политическихправ» и развитию политических институтов. Подобная постановка вопросаочевидно ломает традиционный для многих зарубежных специалистов взгляд наполитическую партию как на «избирательную машину», делая еецентральным звеном политической и государственной жизни;
законрегулирует условия и порядок регистрации политических партий, причемрегистрация является обязательным условием деятельности партии. Для регистрациитребуется: определенный минимум членов партии (5 тыс. человек в Португалии, 1,5 тыс. человек в Швеции и т. д.), большинство из которых должно быть гражданамиданной страны; организационная оформленность партии; регулярная отчетность обисточниках финансирования (субсидии из-за границы запрещаются); четкость самогоназвания партии (оно не должно быть похоже на уже имеющиеся, недопустимоиспользование национальной или религиозной символики) и т. д. Регистрацияосуществляется министерством внутренних дел (Испания, Италия, Франция и др.),реже — министерством юстиции (Бельгия, Нидерланды), иногда Верховным судом(Португалия) или даже налоговым управлением (Швеция); права и обязанностичленов; возможные дисциплинарные меры к членам партии; общую структурупартийного аппарата; состав и полномочия руководящих органов; принцип гласностив работе партии; порядок принятия решений на партийных собраниях; сроки их созываи т. д. Иначе говоря, закон жестко определяет не только общую схему, но и -самосодержание важнейших партийных документов;
с особойтщательностью регулируются все вопросы, касающиеся предвыборной деятельностипартий. Зачастую фиксируется важнейшая норма — выдвигать кандидатов на выборахмогут только политические партии. Излагается процедура регистрации кандидатов.Регламентируется порядок ведения предвыборной борьбы, в частности,перечисляются допустимые формы рекламно-пропагандистской работы; порядок использованиясредств массовой информации, опросов общественного мнения; формулируются«правила игры» (требование лояльного отношения к оппонентам,недопустимость оскорблений, махинаций, грязных трюков и др.). Аналогичнымобразом, т. е. развернуто и совершенно конкретно, регламентируется участиеполитических партий в функционировании представительных органов власти и ворганах местного самоуправления[4]. /> 3. Партийные системы зарубежных стран
Партийнаясистема — важнейший компонент механизма власти. Однако в отличие от самихполитических партий, партийная система в демократических странах, как правило,не является и не может являться предметом конституционно-правовогорегулирования (исключение составляют диктаторские режимы, юридическификсирующие однопартийность, либо некоторые развивающиеся страны, где законопределяет конкретное число партий и где данное ограничение носит временный,переходный характер). Партийная система — результат динамики политическогопроцесса. Она создается самой жизнью. Ее специфика складывается подвоздействием многих факторов: конкретного соотношения политических сил,исторических традиций и обстоятельств, особенностей национального составанаселения, влияния религии и т. д.
Характерпартийной системы определяется возможностью и степенью реального участиялегально существующих политических партий в формировании государственныхорганов, прежде всего правительства, а также возможностью воздействия этихпартий на выработку и осуществление внутри — и внешнеполитического курсагосударства. Причем важно не число политических партий вообще, а число иполитическая ориентация тех партий, которые реально принимают участие восуществлении названных функций. С этой точки зрения различают следующиеосновные разновидности партийных систем: многопартийные, двухпартийные иоднопартийные.
/>Заключение
Возрастаниероли политических партий не могло не вызвать изменения в отношении к ним самогогосударства. Прежде оно, как правило, не вмешивалось в их деятельность,протекавшую в соответствии с конституционными обычаями, сложившейся практикой итрадициями. После второй мировой войны государство начало переходить кнепосредственной регламентации деятельности партий как части своего механизма.Во многих зарубежных странах было положено начало процессу правового оформлениядеятельности политических партий или их институциализации.
Длявозникновения партий необходим институт политического представительства, вкотором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи представительнойдемократии: с одной стороны, идея, согласно которой ни один человек не вправеправить другим человеком без согласия последнего, и с другой — мысль о том,что, поскольку каждый индивид не в состоянии непосредственно участвовать вуправлении государством, интересы различных категорий населения могут бытьпредставлены в системе власти особыми уполномоченными, которым делегированысоответствующие прерогативы и права.
/>Литература
1.        Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный левиафан. — М., 1985.
2.        Избирательные системы и партии в буржуазном государстве. — М., 1979.
3.        Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. — М.: Белые львы, 2008.
4.        Партии и выборы в капиталистическом государстве. — М., 1980.
5.        Перегудов С.П., Холодковский К.Г. Политическая партия: мировой опыт итенденции развития // Высш. школа, 2003. № 2.
6.        Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Политические исследования. 2004.№ 1-2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.