Содержание
1.План работы на период с 21 сентября по 17 октября
2.Диагностика старших дошкольников
2.1Методика диагностики развития речи дошкольников
2.2Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении
3.Коррекционная работа с Плиско Валерием (3 гр)
4.Работас родителями(рекомендации)
5.Работа с воспитателями(рекомендации)
6.Психопросвещение о нарушении развития речи
7.Психопрофилактика нарушений развития речи
8.Оценка гигиенического состояния с позиции педагога – психолога(оценкапроводимого занятия для гр.3).
9.Анализ занятия
1.План работы на период с 21 сентября по 17 октября
Согласно годовому планупедагога – психолога, можно выделить направления деятельности и планируемыерезультаты в данном дошкольном учреждении.
Основные направления вдеятельности:
1. Укреплениепсихологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальныеособенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развитияличности дошкольников в детском саду.
2. Исследованиединамики интеллектуального и личностного развития дошкольников, используясовременные психологические диагностики.
3. Продолжатьформировать у педагогов и родителей навыки психолого-педагогическойкомпетентности в общении.
4. Расширять знанияпедагогического коллектива и родителей о здоровом образе жизни.
Планируемые результаты:
1. Сохранениеестественных механизмов развития ребенка, предотвращая всякое возможное ихискажение и торможение.
2. Развитиеиндивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческихресурсов.
3. Формирование упедагогов и родителей коммуникативных навыков и представлений о здоровом образежизни.Дата Содержание работы 21.09 Ознакомление с дошкольным учреждением 22.09 Знакомство с психологом, воспитателями
23.09-
25.09 Ознакомление с документацией психолога, знакомство с группами дошкольников, составление и согласование плана работы на период прохождения практики 28.09 Работа психолога с детьми. Первичная диагностика вновь поступающих детей. 29.09
Проведение первичной диагностики в группе № 4.
Участие в консультации педагогов на тему «Как помочь ребенку в период адаптации?» 30.09
Диагностика интеллектуального развития группы «Фантазёры». Выявление детской одаренности.
Проведение методики диагностики развития речи в гр.№ 3 1.10
Коррекционно-развивающее занятие с детьми гр. 4 по развитию когнитивной сферы.
Участие в родительском собрании. Выступление психолога на тему: «Возрастные особенности психолого-педагогического образования дошкольников»
Диагностика родителей. Анкета «Какой я родитель?» 2.10
Проведение мониторинга по изучению потребностей семей в социально-психологической помощи.
Оформление консультативно – психологической агитации в групповом родительском уголке на тему «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению» 5.10
Диагностика интеллектуального развития детей гр. № 3
Участие в консультации педагогов на тему «Особенности психологической безопасности личности ребенка» (группа раннего возраста № 2) 6.10
Диагностика интеллектуального развития детей гр. № 4.
Проведение школы педагога «Комплимент как одно из средств гуманизации коммуникативных навыков дошкольников» 7.10
Диагностика уровня психического развития детей гр. № 2
Оформление информационной странички «Психолог советует» 8.10
Проведение игры- занятия для развития общения(гр.№3).
Психодиагностика. Изучение творческого потенциала педагогов(методика Е.Торранса для взрослых) 9.10
Проведение психогимнастики для детей, имеющих трудности в поведении.
Проведение методики изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении 12.10 Проведение сказкотерапии для детей, имеющих проблемы в личностном развитии 13.10 Психопрофилактическое мероприятие для психологического сопровождения процесса адаптации детей гр.№ 2. 14.10
Изучение эмоционального благополучия детей из семей группы риска среди сверстников(проведение социометрии).
Индивидуальное развивающее занятие с ребенком 4 лет с низким уровнем развития 15.10 Коррекционно-развивающее занятие с гр. № 3 по подготовке к обучению в школе 16.10 Психологический тренинг для психопрофилактики негативных личностных отклонений и школьной дезадаптации гр. № 4
2.Диагностика старших дошкольников
2.1Методика диагностики развития речи дошкольников
Данная методикапредназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет,а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методикасостоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое заданиеоценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Задание А. Придумайкак можно больше слов на букву С. (Время 1 мин.)
Задание Б. (Окончаниеслов).
Ход работы: ребенкаспрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По...». Если ребенок молчит(несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, непытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь,что я хочу сказать? Пона… » и т. д.
Всего ребенку дается 10слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие:1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.
Задание В. (Образованиепредложений с данными словами).
Ребенку предлагаетсясоставить фразу, в которую входили бы следующие слова:
1) девочка, мячик,кукла;
2) лето, лес, грибы.
Задание Г. (Подборрифмы). Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — этотакое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, еслиони оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучатодинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери какможно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет»день" ".
Задание Д.(Словообразование). Как будет называться маленький предмет?
мяч — мячик; рука — ...; солнце — ...; трава — ...; плечо — ...; ухо — ...; таз — …
Задание Е.(Словообразование). Если предмет сделан из железа, то какой он?
железо — ...; дерево — ...; снег — ...; пух — ...; бумага — …
Задание Ж. (Общийсловарный запас). Как называется человек, который учит, столярничает,плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?
Задание З. (Исследованиеособенностей звукового анализа слова).
Инструкция: "Ябуду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинаетсяна букву «д», сразу хлопнешь в ладоши".
Слова для предъявления:дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа,тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.
Результаты методикидиагностики развития речи
В исследованиипринимали участие 10 детей в возрасте 5 лет и 5 месяцев.
Основная массаучастников исследования называли 3-4 слова на букву с, что соответствуетсреднему результату. Такие же результаты (75%) показали участники и по заданию,где нужно было дополнить слоги. Таким образом, можно говорить о среднем уровнеразвития у дошкольников навыков и умений воспроизведения и дополнения слов.
С заданием направильное составление фраз справились в достаточном объеме только 35%дошкольников.
Одним из наиболеесложных заданий для участников было предложение подобрать рифмы к словам.Только 25% испытуемых успешно выполняли данный блок в методике.
Если говорить прозадание на словообразование, то достаточно большое количество детей (75%)справляются с подобными заданиями успешно. Однако, не всегда удавалосьдошкольникам составлять формы таких слов как таз, плечо.
Общий словарный запассредний и высокий у 70% дошкольников. Низким словарным запасом, исходя изрезультатов методики, обладают 30% испытуемых.
2.2Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении
Подготовка исследования
Подобрать 5-7 заданийдля ребенка; несколько незаконченных предложений, например:
1.Мальчик веселосмеялся, несмотря на то, что…
2. Если зимой будетсильный мороз, то…
3. Если взлететь высококак птица, то…
4. Мальчик заболел, унего поднялась температура, несмотря на то, что…
5. Если наступит деньрождения, то…
6. Девочка стояла околоокна, хотя…
7. Если снег растает,то…
8. В комнате погассвет, несмотря на то, что…
9. Если пойдет сильныйдождь, то..
10. Девочка стояла иплакала, несмотря на то, что…
Проведениеисследования.
Проводятся 3 серииэксперимента.
Первая серия. «Выполнизадание». Ребенка просят выполнить словесное поручение. Например, на столе вбеспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, положи их вкоробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Гдетеперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?».
Вторая серия. «Закончипредложение». Ребенка просят закончить предложения, читаемые экспериментатором.
Третья серия. «Закончипредложение наоборот». Инструкция к данной серии: «Я буду читать тебепредложения, а ты придумай конец фразы, но только такой, чтобы получилось какне на самом деле, а наоборот. Например, «Я лягу в постель, потому что не хочуспать».
Затем называют однуфразу и просят ребенка придумать концовку, проверяя, правильно ли он понялинструкцию. Так как во второй и третьей сериях исследования участвуют дети 6-7лет, то группа испытуемых выполняла только задания первой серии.
Обработка данных
Детей распределяют нагруппы в зависимости от развития умения устанавливать причинно-следственныесвязи.
1 уровень – дети частозатрудняются дать ответы на некоторые вопросы либо дают ответы с невернойпричинностью.
2 уровень – дети, какправило, отвечают на все вопросы, редко дают неправильный ответ, нозатрудняются в замене причинно-следственной связи.
3 уровень – детиотвечают на все вопросы, дают ответы только с правильной причинностью и вернойзаменой.
Выводы по проведеннойметодике.
В результате проведенияданной методики удалось определить дошкольников в группы, основывающиеся настепень развития умения устанавливать причинно-следственные связи.
Так, 2 ребенка показалирезультат первого уровня, то есть 10% испытуемых затрудняются дать ответы нанекоторые вопросы либо дают ответы с неверной причинностью.
3 уровень по показателюумения устанавливать причинно-следственные связи имеют 5 детей, что составляет25% группы. Значит, именно такое количество дошкольников способны отвечать навсе вопросы, давать ответы только с правильной причинностью и верной заменой.
Подавляющее жебольшинство (75%) дошкольников отвечают на все вопросы, редко дают неправильныйответ, но затрудняются в замене причинно-следственной связи.
3.Коррекционная работа с Плиско Валерием (3 гр)
В ходе диагностикиразвития речи у Плиско Валерия был выявлен низкий уровень развития словарногозапаса.
Коррекционное занятиепо расширению словарного запаса с Плиско Валерием.
Время занятия: 30-35мин.
Оборудование: мяч.
1. Игра сперебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй». В зависимости от темыигры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай,транспорт быстро называй».
Цель: расширениесловарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания ипамяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Ход игры. Психолог называетобобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч психологу,должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Психолог: — Овощи;Валерий: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.
Психолог: — Фрукты;Валерий: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.
Психолог: — Ягоды;Валерий: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.
Психолог: — Деревья;Валерий: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д.
2. Игра с мячом «Я знаютри названия животных (цветов)» или «Я знаю три имени девочек (пять именмальчиков)». Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.
Цель: расширениесловарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстротыреакции, ловкости.
Ход игры. Валерий,подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков:Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя», и так далее про пять имен девочек, названийфруктов, овощей, транспорта, рыб, животных и т.д.
3. Игра с мячом «Ктокак разговаривает?» (Мяч лови, да поскорей Назови язык зверей).
Цель: расширениесловарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход игры. Психолог бросаетмяч ребенку, называя животных. Ребенок, возвращая мяч, должен правильноответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собакаволк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает.
4. Игра сперебрасыванием мяча «Подскажи словечко» (Есть всего один ответ. Кто-то знает,кто-то — нет).
Цель: развитиемышления, быстроты реакции.
Ход игры. Психолог,бросая мяч ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращаямяч психологу, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Совалетает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? —Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, ау овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
4.Работа с родителями (рекомендации)
Увеличение активногословаря (2500-3000 слов к пяти годам) дает возможность ребенку полнее строитьвысказывания, точнее излагать мысли. Но увеличение словаря и развитие связнойречи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматическиеошибки, например, неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо хотят), несогласовывают слова в роде, в числе.
В этом возрасте великотяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создаватьсобственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуютразвитию у ребенка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
У малышей этоговозраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки впроизношении мягких согласных звуков вместо твердых, редко наблюдается пропускзвуков и слогов.
Однако малыши могутиспытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками.
Родителям важнопомнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чембольше ребенок будет общаться о взрослыми и сверстниками, тем быстрее икачественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть: четкой,неторопливой; доступной для понимания малыша, то есть не перегруженнойтруднопроизносимыми словами и сложными предложениями; грамотной, то есть несодержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.
Речь взрослых — образецдля детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения междуребенком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется идаже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого ипсихического развития. Поэтому очень важно общаться с ребенком, играть с ним,читать ему стихи и сказки.
В то же время неследует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития.
Главная роль вкоррекции речи ребенка раннего возраста принадлежит матери, и от того,насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционныхзанятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат всемье.
Своевременнаядиагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие нараннем этапе развития позволяют ребенку с психоречевыми нарушениями к 6-и годамприблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.
5.Работа с воспитателями(рекомендации)
Для развития словарногозапаса воспитателям можно порекомендовать проводить периодически физкультурныеминутки(примеры приведены ниже).
1. Звериная зарядка.
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
кулачками потеретьглаза
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая ротладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами встороны
А волчата спинкувыгнуть
прогнуться в спиневперед
И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты влоктях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание а ноги наногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища встороны
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала!
развести руки в сторонына уровне пояса ладонями вверх.
2. Липы.
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
Широким жестом развестируки в стороны.
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
Руки поднять вверх ипокачать ими из стороны в сторону.
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
Наклонившись вперед,покачать туловищем из стороны в сторону.
Чок – чок, каблучок!
Потопать ногами.
В танце кружитсясверчок.
Покружиться.
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс наскрипке.
Движения руками, какпри игре на скрипке.
Крылья бабочки мелькают–
Движения руками, каккрыльями.
С муравьем она порхает.
Покружиться парами.
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
Танцевальные движения,как в гопаке.
Звонко хлопают ладошки!
Похлопать в ладоши.
Всё! Устали ножки!
3. От зеленого причалаоттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад вперед
шаг назад
А потом шагнул вперед
шаг вперед
И поплыл, поплыл поречке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте
Ножки — ножки,
Куда бежите?
В лесок по мошок —
Избу мшить,
Чтоб не холодно жить.
Ножки — ножки,
Куда бежите?
В лесок, во борок,
Грибы — ягоды собирать,
Да (имя) угощать.
Потягушеньки — порастушеньки,
Поперек толстушеньки,
А в ножках — ходунешьки,
А в ручках — хватушечки,
А в роток — говорок,
А в голову — разумок.
Заинька, попляши,
Серенький попляши.
Кружком, бочкомповернись!
покружиться
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
топнуть ногой
Кружком, бочкомповернись!
покружиться
Заинька, бей в ладоши!
Серенький, бей владоши!
похлопать в ладоши
Кружком, бочкомповернись.
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
ходить по кругу
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Вверх летели
потянулись вверх
Вниз летели
присели на корточки
Вверх летели, внизлетели
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает.
6.Психопросвещение о нарушении развития речи
Первые лепетные словапоявляются у ребенка в конце первого — начале второго года жизни. Сначала этоодно- и двусложные слова: «дай», «на», «мама», «ляля» (двусложные состоят изсерии одинаковых слогов) и т.п. При попытке воспроизвести трехсложное словомалыш обычно опускает один из слогов: «мако» — молоко, «синя» — машина и т. п.
В возрасте от 2-х до3-х лет у ребенка вызывают трудности приставки с- перед согласным звуком и на-: «пать» — спать, «лить» — налить. При произнесении многосложных и незнакомыхслов малыш тоже испытывает затруднения.
К 4 годам он произноситвсе слоги в знакомых словах, приставки и окончания «не глотает». Приформировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную системуграмматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделенияобщих правил грамматики, их обобщения и практического закрепления их всобственной речи. В формировании грамматического строя речи выделяетсянесколько периодов.
Первый период (от 1года 3 мес. до 1 года 10 мес.) — период предложений включает два этапа: этаподнословного предложения («Бух», «Би-би», «Мяу» и пр.) и этап предложений изнескольких слов-корней: «Ля-ля бух», «Дай мако». К концу второго этапа ребенокначинает объединять в предложение до 3-х слов: «Баба, ниси сину» — Бабушка,принеси машину
Второй период (до 3лет) — период усвоения грамматической структуры предложения. Усваиваютсяпадежные окончания существительных, различные формы глаголов и т. д. Происходитрасширение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения:«Придет моя бабушка, пойдем гулять». В возрасте от 2,5 до 3 лет в предложениях,используемых ребенком, появляются союзы, предлоги: «Мама, положи на стол куклуи книгу».
Третий период (от 3 до7 лет). К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложнойсистемой грамматики, что позволяет ему перейти к освоению грамматическихзакономерностей при изучении русского языка
Одной из выраженныхособенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное,чем в норме, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Дети с такойречевой патологией понимают значения многих слов, объем их пассивного словаряблизок к норме. Употребление же слов в речи вызывает большие затруднения.Формирование грамматического строя при общем недоразвитии речи происходит сбольшими трудностями, чем овладение словарем. Усвоение грамматических форм,типы предложений появляются у таких детей примерно в той же последовательности,что и в норме, но в более медленном темпе. Наблюдается дисгармония развитиявсех систем языка, искажение общей картины речевого развития
7.Психопрофилактика нарушений развития речи
В своей повседневнойработе мы занимаемся развитием у детей всех основных аспектов устной речи:звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Длямногих детей с фонетико-фонематическим, а тем более общим недоразвитием речихарактерны трудности в усвоении новых слов. Это выражается не только в болеепоздних сроках появления слов в речи ребенка и малом их количестве, но и втрудностях понимания ребенком значений слов и искажении их звукослоговойструктуры.
Так, обследование речидетей последних трех лет выявило недостаточное количество обобщающих слов(овощи, мебель, одежда и т. д.). Дети называют небольшое количество слов вкаждой группе предметов: некоторые дети называют два-три наименования овощей, аназвать насекомых, рыб вообще затрудняются. Словарь дошкольника обогащаетсяпреимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запасаразнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядногоматериала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами,прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов,привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значениемогут иметь игры, регулярно проводимые психологом, воспитателями и родителями.
В игре можно ежедневнозакреплять употребление обобщающих слов в речи детей. Благодарным материаломдля развития устной речи детей является тема «Животные». В играх психологобращает внимание детей на различные способы словообразования. Словацелесообразно разделить на три группы:
1. Слова, в которыхоснова слова, обозначающего взрослое животное, сохраняется неизменной (у козы —козленок, у гуся — гусенок).
2. Слова с чередованиемсогласных в корне (у медведя — медвежонок).
3. Слова с различнойосновой слова (у овцы — ягненок).
Другой способувеличения в словаре ребенка имен существительных — это добавление суффиксов,где ведущий, объяснив правило образования новых слов при помощи уменьшительныхсуффиксов, называет первое слово (например, стол), а ребенок — второе (столик).Существительные для проведения этой игры лучше сгруппировать по сходствуокончаний. Профессор Г. А. Волкова указывает, что глагольный (предикативный)словарь является основой фразы и мыслительной деятельности человека, ирекомендует логопедам иметь картотеку глагольного словаря по следующимразделам:
1. Бытовые глаголы(одевается, умывается, играет).
2. Глаголы,обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает).
3. Глаголы движения(ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
4. Глаголы, выражающиечувства людей (улыбается, плачет, радуется).
5. Глаголы, связанные спрофессиями (лечит, строит, продает).
6. Глаголы, связанные спроцессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Часто детям с большимтрудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закреплениев речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировкив пространстве. Игра на данную тему проводится после предварительной работы покартинкам. Ведущий произносит прилагательное, а ребенок называет прилагательноес противоположным значением (горячий — холодный, острый — тупой, грязный —чистый). Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могутограничиваться словами «хороший — плохой», «маленький — большой». Ведущийспециалист в области логопедии Л. Г. Парамонова советует «отрабатывать»признаки предметов по смысловым группам:
1. Величина — большой(маленький), высокий (низкий), широкий (узкий).
2. Форма — круглый,овальный, продолговатый, квадратный, четырехугольный.
3. Цвет — основные +промежуточные (оранжевый, голубой, серый).
4. Вкус — горький,сладкий, соленый, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный.
5. Запах — приятный,неприятный, смолистый, цветочный.
6. Температура —холодный, горячий, теплый, прохладный.
7. Материал, изкоторого сделан предмет, — деревянный, стеклянный, железный.
8. Принадлежностьпредмета — мамин, папин, лисий, мед¬вежий.
9. Другие признаки —шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.
Проводя работу по этимнаправлениям с опорой на наглядность (часто натуральную), мы закрепляем употреблениев речи прилагательных в играх. Дети с общим недоразвитием речи часто допускаютошибки в образовании множественного числа имен существительных. Особенно труднодети усваивают те формы множественного числа, при образовании которыхнаблюдается чередование согласных в корне слова (ухо — уши) или выпадениегласных (день — дни).
Свое общение с детьминадо строить так, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний,но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, изобретать.
8.Оценка гигиенического состояния с позиции педагога – психолога(оценкапроводимого занятия для гр.3)
Помещение, в которомпроводится занятие, адаптировано к возрасту детей.
Расписание занятий,количество занятий и их трудность соответствует возрасту(5 лет), т.е. учитываютсявсе когнитивные, физиологические и психологические особенности данноговозраста.
Освещение ипроветривание соответствует признанным стандартам для нормальногофункционирования организма детей — дошкольников.
Новый материалобъясняется доступно для детей. При проведении занятия учитываются возрастныеособенности детей старшего дошкольного возраста, в том числе и подвижностьдетей в данном возрасте. Поэтому новый материал разбит на несколько частей иего объяснение не превышает 2-4 минут.
При наблюдении заповедением воспитанников на занятии нами были выявлены следующие моменты: приобъяснении нового материала у дошкольников ярко выражен интерес. На этапезакрепления – также. Когда воспитатель замечает, что дети начинают утрачивать вниманиек материалу, проводит физкультминутки, после чего дошкольники с новыми силамивключаются в работу. Проведение физкультминуток является постоянныммероприятием на занятиях, поэтому дети знают слова наизусть и активно участвуютв ее проведении.
9.Анализ занятия
1. Воспитатель назанятии показал высокий уровень знаний, эрудиции. Педагогическое мастерствонаходится на достаточно высоком уровне. Речь с дошкольниками качественна,грамотно построена, является доступной для детей данного возраста, что говорито том, что воспитатель владеет знаниями детской психологии.
Основной установкойявляется признание самоценности и уникальности каждого ребенка. Формированиеданной позиции осуществляется в процессе диалогического общения взрослого сребенком при определенных условиях, выработанных этим воспитателем.
Внешний видсоответствует возрасту детей – воспитатель использует в одежде яркие детали,что естественным образом повышает интерес детей.
2. Дошкольники назанятии показали высокий уровень познавательной активности, самостоятельность,достаточно высокий уровень развития умений, знаний, навыков. Над умениямиработать коллективно надо еще поработать. Дошкольники выражаютзаинтересованность в занятии. Степень организованности и дисциплинированности средний.
3. Занятие былоэффективным, имели место наглядные материалы.
Материал построен навзаимосвязях с окружающей действительностью. Объем предложенной информации непревышал нормы. Для наибольшей эффективности занятие было выстроено следующимобразом: информативная беседа, развивающая игра, обобщающийматериал(систематизация). Данная структура построения занятия соответствуетвозрасту.
Наблюдается наличиеобратной связи с детьми.
Воспитатель поступал назанятии психологически правильно: он не ориентировался на среднюю возрастнуюгруппу, т.к. жесткая ориентация на норму неприемлема. Для определенияобъективного подхода к конкретному ребенку кроме возрастных и функциональныхнорм развития были учтены возможность ситуативных изменений (снижение темпа,эмоциональное торможение — возбуждение и пр.). Дифференцировалисьпсихофизиологические особенности, связанные с функционированием нервнойсистемы. Были учтены различения в темпе жизнедеятельности, стеничности, какпоказателе работоспособности, и пластичности нервных и психических процессов.
Поставленные цели вначале занятия были достигну ты, т.е. результаты соответствовали поставленной цели.
Развитию дошкольниковв личностном и познавательном плане способствовали следующие методы и приемы,которые были использованы воспитателем на занятии:
— признание праваребенка на собственную точку зрения (собственное «я»);
— сотрудничество ипартнерство во взрослой и детской деятельностях.
— позитивное принятиеличности ребенка с опорой на положительные ожидания (авансирование).
Т.о., в общем занятиесоответствовало психологическим требованиям.