Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности формирования общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога и детей

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации вдошкольном возрасте
1.1 Общественные мотивы в мотивационной сфере дошкольника
1.2 Формирование общественныхмотивов поведения
1.3 Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
Глава 2. Организация трудовой деятельности педагога и детей
2.1 Совместная деятельность воспитателя и детей по ручному труду
2.2 Записи наблюдений за трудовой деятельностью детей
Заключение
Библиографический список
Введение
Становление мотивационной сферыребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблемамотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимостьцеленаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобномуобучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема донастоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей впсихологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ.
Современная теория обучения ивоспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается кличности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него подвлиянием деятельности и общения.
Дошкольный возраст — это периоднаиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. В общественные процессыкаждый человек включается раннего детства. Поэтому и гражданское воспитаниеначинается в юном возрасте. Среди разнообразных мотивов дошкольников особоеместо занимают общественные мотивы, который является одним из наиболееспецифичных для старшего дошкольного возраста.
Следует признать, чтопсихологические закономерности развития мотивационной сферы вообще и общественноймотивации в частности изучены явно недостаточно. Остаются мало исследованнымивопросы о закономерностях формирования общественной мотивации, о соотношениивнутренних и внешних факторов ее развития, о роли педагога и сверстника в еестановлении.
Актуальность данной темызаключается в том, что поняв механизм формирования мотивационной сферы ребенка,мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий настановление мотивации достижения наших детей. Необходимо сконцентрироваться надетском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитиепотенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит напервом месте в этом возрасте, поэтому нужно изучить мотивационную сферудошкольников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильноразвиваться. Развитие у ребенка данных мотивов в ходе обучения, задачапедагога, занимающегося с ребенком.
Исходя из актуальности темы,была поставлена следующая цель исследования: определить, каковы особенностиформирования общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога идетей.
Объект исследования: процессформирования общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога идетей.
Предмет исследования: особенностиформирования общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога идетей.
Цель, предмет и объектисследования обусловили постановку следующих задач:
Выявить место общественныхмотивов в мотивационной сфере дошкольника;
Рассмотреть формирование общественныхмотивов поведения;
Проанализировать развитиетрудовой деятельности в дошкольном возрасте;
Изучить опыт организациисовместной трудовой деятельности воспитателя и детей.
Структура исследования: курсоваяработа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из19 источников.
Глава 1. Теоретические основы формированиямотивации в дошкольном возрасте1.1 Общественные мотивы в мотивационной сфере дошкольника
Мотивационная сфера — этосложное образование. Мотивы различаются по уровню произвольности. Например,малыш побуждается непосредственными мотивами. Или это органические потребности,или различного рода непосредственные интересы, которые непроизвольно заставляютего действовать. В дальнейшем ребенок начинает руководствоваться идеалами,взглядами, убеждениями, и поведение его произвольно направляется целями инамерениями. При этом формируемый нравственный облик ребенка будет зависеть отсодержания убеждений, идеалов, намерений, от того, в какой степени они являютсяпередовыми и прогрессивными. Среди мотивов поведения особенно существенную рольиграют идеалы и убеждения. Еще Л.С. Выготский в свое время ставил вопрос онеобходимости изучения идеалов ребенка, так как именно идеалы играютогромнейшую роль в овладении нравственным поведением. Ученый считал, чтоотличительная черта психического развития заключается в том, что его результатв виде некоторого образца существует еще до начала развития в окружающейребенка общественной среде. Такие образцы (идеалы) направляют и регулируютпроцесс развития. [1]
Другим основополагающим мотивомявляются убеждения. В убеждениях проявляется собственное отношение ученика кразным фактам, событиям, суждениям. Если он совершенно нейтрально излагаетматериал, не дает собственной оценки изученному, то можно говорить только ознаниях, а не об убеждениях. Признак убеждения — наличие собственной оценки. Оболее высоком уровне убеждения свидетельствует и аргументация этой оценки. Особенноважно, чтобы мировоззрение стало убеждением и соответствующим побуждением,мотивом поведения и деятельности. Главенствующим мотивом является убеждение внеобходимости выполнить свой долг. Мотивы могут быть случайными, проявляющимисятолько в какой-то конкретной обстановке. Но они могут быть и очень устойчивыми.В процессе жизни у ребенка постепенно формируются и становятся устойчивымитакие мотивы, которые приобретают ведущее значение. Создается определеннаяиерархическая структура мотивационной сферы человека, которая обусловливаетнаправленность личности. Направленность личности имеет самое существенноезначение для ее характеристики.
Чем старше становится ребенок,тем все большее место среди нравственных мотивов поведения начинают заниматьобщественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести импользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить несложное задание радитого, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателяизготовить флажок в подарок малышам или салфеточку в подарок маме. Для этогонужно, чтобы дети хорошо представляли себе людей, для которых они делают вещь,испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели доконца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной формерассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности,о том удовольствии, которое им может доставить флажок.
По собственной инициативевыполнять работу для других дети начинают значительно позднее, когда ужепонимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим (старшиедошкольники говорят: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним»,«Я люблю маму, поэтому помогаю», «Чтобы помочь маме и все уметь»).По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп в играх, где отдействий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшиеи часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то времякак другая часть средних и все старшие дети действуют так, чтобы обеспечитьуспех всей команде.
Складывается иерархия мотивов: однииз них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Поведениемладшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребеноктолько что поделился гостинцем со сверстником, и тут же он отнимает у негоприглянувшуюся игрушку. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют другдруга и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, тодругой мотив. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием вразвитии личности ребенка. Возникающая иерархия мотивов придает определеннуюнаправленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможностьоценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом какхорошее или плохое.
Если главными мотивами поведениястановятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок вбольшинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясьпротивоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидетьдругого или солгать. Напротив, преобладание стремления лично получатьудовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство наддругими может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка. Конечно,после того как возникло соподчинение мотивов, ребенок не обязательно во всехслучаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами. Такогоне бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множестворазнообразных мотивов. [2]
1.2 Формирование общественных мотивов поведения
Эффективность формирования доброжелательныхобщественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливаеторганическую связь между разнообразными видами детской деятельности. Эта работадолжна обязательно найти отражение в плане воспитательно-образовательной работы.Например, педагог намечает: установить взаимосвязь занятий по конструированию сиграми, способствовать проявлению детского творчества и радостному объединениюребят веселым обыгрыванием детских поделок; в часы занятий по труду изготовитькомплекты предметов для игр «Ясли» и «Школа»; в процессеэтой деятельности воспитывать желание и умение заботиться о товарищах,выслушивать их предложения, согласовывать замыслы.
Воспитателю важно такжепостоянно вести записи наблюдений за поступками детей. Подробные дневниковыезаписи с наибольшей полнотой отражают фактически проведенную работу в течениекаждого дня. Именно здесь воспитатель отмечает, как воздействовали на ребенкапредусмотренные планом методы, удалось ли добиться цели, намеченной в планахсистемой воспитательных средств и методов, какие новые, не предусмотренныепланом приемы пришлось включить в эту систему и почему. Анализ записей вдневнике позволит ответить на эти и многие другие вопросы. Воспитание — творческийпроцесс, поэтому предусмотреть и планировать работу на две недели, месяц, годбез анализа предшествующих дневниковых записей невозможно.
Связь между различныминаправлениями воспитательного процесса должна намечаться и прослеживаться вразнообразных вариантах с использованием всего комплекса методов, средств,приемов. Только такой подход может обеспечить активность детей и более прочноеусвоение ими необходимых знаний и навыков, т.е. высокую эффективностьвоспитательной работы. Дело в том, что сами многогранные задачи воспитаниякультуры поведения являются тем основополагающим фактором, который цементируетнеобходимую взаимосвязь различных видов действий педагога и направляемой имдетской деятельности. Продуманное использование многовариативных связейпозволяет «красной нитью» провести воспитание культуры поведениячерез все процессы: обучение на занятиях, ознакомление с окружающейдействительностью, игры, конструктивную, изобразительную, музыкальную и другиевиды деятельности детей. Конкретная реализация взаимосвязи воспитательногопроцесса — самостоятельная деятельность.
Очень важно, чтобы весь режимдетского сада, все то, что мы называем повседневной жизнью, было наполненосодержательной деятельностью и общением. Нетрудно понять, насколько этоспособствует обогащению духовного мира ребенка. Решая данную задачу,воспитатель тем самым создает благоприятную почву для формированияположительных черт характера и нравственных качеств личности. Помимосамостоятельной ценности, они необходимы еще и как основа для сопротивлениядурному влиянию, с которым ребенок может встретиться. Ведь справедливость,честность, сдержанность, достоинство, дисциплинированность и другие нравственноволевые качества эффективно противостоят аморальным качествам — хитрости,лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лени. И хотя положительные моральныекачества у ребенка еще недостаточно стойки, он уже способен делать первые шагипо пути самостоятельного нравственного выбора.
Воспитание культуры поведения вподготовительной к школе группе направлено на побуждение ребенка к максимальнойсамостоятельности в выполнении правил личной гигиены, чтобы навыки и уменияличной опрятности, аккуратности, культуры еды переросли в потребность, чтобычистоплотность стала свойством личности. При этом воспитатель должен неустанноподчеркивать социальное значение правил аккуратности: их выполнение — этопризнак уважения к близким, знакомым, вообще к окружающим.
На укреплениекультурно-гигиенических навыков и привычек направлены некоторые игры-занятия,игры-упражнения. В зависимости от их конкретного содержания усваиваютсяразличные правила или их сочетания, например: следи за чистотой костюма, обуви,головного убора; мой руки перед едой и после загрязнения; правильно пользуйсяносовым платком; застегивай все пуговицы, следи за прической; знай расположениевещей, клади их всегда на место в детском саду и дома и т.п. [3]
В формировании общественныхмотивов поведения значительная роль принадлежит образцам, в качестве которыхвыступают конкретные взрослые люди. Ребенок подражает им. Воспитательиспользует положительные примеры в воспитании детей. Однако нарастает значениеактивной деятельности самого ребенка. Она регламентируется известными ипонятными ему правилами поведения. Последовательное их применение воспитателеми соответственно обоснованная оценка действий детей, защищающих или нарушающихопределенное правило, становятся критерием оценки и самооценки детей, основойих морального поведения. Повседневное действие по правилам обеспечивает формированиеу дошкольников сложнейших привычек: бытовых, культурных и нравственных. [4]1.3 Развитие трудовой деятельности в дошкольномвозрасте
К общественной мотивации,несомненно, нужно отнести трудовую мотивацию. Трудовая деятельность человеканаправлена на изменение, преобразование окружающего мира, на созданиеобщественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в егопродукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельностьосуществляется с помощью особых предметов — орудий труда. Поэтому успешностьтрудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями сорудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность трудаобеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий.В процессе труда человек регулирует и контролирует его ход, сличая полученныйрезультат с предполагаемым, прилагает волевые усилия, преодолевая трудности длядостижения намеченного.
В раннем детстве проявляетсястремление ребенка жить общей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малышвидит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах уребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед — хорошо вкусно поесть; постирала белье — приятно надеть чистое платье. Ребенкапривлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, чтобы ему позволилимыть посуду, стирать платочки. Подчеркнем, что смысл трудовых действий, ихназначение еще не всегда понятны ребенку. А эмоциональное желание действоватьвместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезностьрезультата. Качество труда малыша зачастую остается низким. Главное состоит втом, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны ипривлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основытрудолюбия и уважения к любому труду взрослых.
Первые трудовые умения малышаформируются благодаря возникновению устойчивого интереса к миру предметов ижелания действовать с ними. Орудийность является главной характеристикой труда.Поэтому освоение орудийных действий — важнейшая предпосылка становлениятрудовой деятельности. Подчеркнем, что малыша привлекает процесс использованияорудия. Как правило, он не выделяет результата своих усилий и поэтому часто недоводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у негоотсутствует. Цель оперирования с орудиями труда скрыта в самих действиях: неподмести пол, а мести его; не вымыть посуду, а мыть ее.
Во второй половине третьего годажизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Теперь малышвыделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку отвзрослого. Действия с орудиями труда помогают ребенку реализовать себя ипроявить все возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого возникаетвозможность ориентировать малыша на получение качественного результата и помочьему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому онарада. Подчеркивая смысл и результат простейших трудовых действий, уже в раннемдетстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что порадовалдругого. Именно в ориентации собственных действий и их результата на другогочеловека находится предпосылка становления общественных мотивов труда.
К концу раннего детства малышначинает осознавать результативность трудовых действий. Отделение действий отпредмета и себя от своих действий (в связи с употреблением собственного имени) позволяетмалышу уяснить способы употребления орудий и конечный результат своих действий.Установление связи между действием и его результатом позволяет предположитьбудущий результат. Представление о нем начинает руководить действием,появляются предпосылки планирования и контроля. В освоении орудийных действийбольшое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое действиеи его результат: «Подмел, помыл». А к концу третьего года жизниребенок с помощью речи начинает предварять свое действие: «Буду подметать.Буду мыть». Наряду с результативными действиями, смысл которых заключаетсяв преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий,предполагающих создание чего-то нового. Такие действия выполняются только всовместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки.Но самостоятельно получить новый продукт ребенок еще не может.
Таким образом, источник трудовойдеятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью,выполнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый. Предпосылкитрудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны сразвитием самосознания, личности. Назовем их:
освоение орудийных действий иформирование на их основе первых простейших трудовых умений и навыков;
стремление к достижениюрезультата своих действий и получение его оценки взрослым.
Трудовая деятельность дошкольникаотличается от производительного и бытового труда взрослых. Она не приводит кполучению объективно значимого продукта, зато имеет огромное значение дляпсихического развития самого ребенка.
Специфика труда дошкольникасостоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этихвидов деятельности общий источник — потребность принимать активное участие вжизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенокосваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми ипрофессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемомплане, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по путивозрастания условности игровых действий.
В труде действия и ситуация ихвыполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовойдеятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь сжизнью взрослых, чем в игре.
Чем младше дети, тем быстрее ихтруд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бываетв раннем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данноеребенку, непосильно для него и он не понимает, что от него требуют, или незнает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность.Шестилетние дети осознают различия игры и труда (как показали Я.Л. Коломинский,Л.В. Финькевич). В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители,выполняемые роли. В трудовой деятельности дошкольники подчеркиваютиспользование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективнуюцель труда («чтобы чисто было, порядок надо навести»), егообщественно полезную направленность. Игра рассматривается детьми какдеятельность для удовольствия, а труд как важная работа.
На всем протяжении дошкольногодетства связь игры и труда сохраняется. С одной стороны, часто необходимость вопределенных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогдадети изготавливают атрибуты и затем включают их в игру. С другой стороны,продукты детского труда нередко помогают создать воображаемую ситуацию,подсказывая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовлениеигрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игровой деятельностипроисходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых,сущность их взаимоотношений. Кроме того, ситуация игры (по данным Я.З. Неверович)наиболее благоприятна для развертывания трудовой деятельности тем, чтоулучшается качество работы, растет стремление довести ее до конца. Такаяситуация эффективна для формирования положительного отношения кхозяйственно-бытовому труду, особенно к однообразным процессам, например уборкеснега с веранды. Следует отметить, что преемственность между трудом и игройдошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает,обобщает и систематизирует представление о труде взрослых. С трудом, как и сигрой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомствос трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление опрофессиях, ведет к тому, что складываются первые профессиональныепредпочтения, намечаются профессиональные интересы.
По данным исследования,проведенного А.Н. Белоус, старший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесьпроявляются половые различия. Мальчики знают больше наименований профессий,связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, атакже строительством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозерист,экскаваторщик), и, конечно, военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности. Девочкибольше, чем мальчики, знают о профессиях воспитателя, учителя, врача,медсестры, парикмахера, музыкального работника, продавца. Самым сложным длядошкольников является осознание труда взрослых. Его общественную значимость онилегче выделяют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшиедошкольники знают орудия труда, необходимые людям многих профессий, могутописать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разныхспециальностей («капитан должен быть смелым и мужественным»). Ребенокпостигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждойпрофессии, что образно сформулировал С. Михалков в стихотворении «А что увас?»: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». У малышаскладывается уважительное отношение к труду взрослых. Заметим, что знания отруде взрослых выступают как центральное звено представлений о социальнойдействительности (В.И. Логинова).
Трудовая деятельностьдошкольника развивается в нескольких направлениях. Во-первых, происходитусложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новыхвидов и форм труда.
Совершенствование компонентовтруда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 годамотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередков труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет рольмамы. На протяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотивпоощрения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: «Чтобы мамане ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мневсегда что-нибудь вкусненькое дают», значит, взрослый занял неадекватнуюпозицию в трудовом воспитании. Об ошибках в трудовом воспитании говорят имотивы, связанные с выполнением требований взрослого: «Тружусь, потому чтомама сказала». Подчеркнем, что указанные две группы мотивов быстроприобретают устойчивый характер. Ссылка на них свидетельствует о том, чторебенок не понимает смысла труда, а в конечном счете у него не формируетсяпотребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляютсядостаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. Встаршем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребеноквидит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, чтобыпомогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»). Ребенокпереходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим. Дляформирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл трудавзрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболееблагоприятные условия для становления общественных мотивов в трудовойдеятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого исамостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше ихцели определяются удовлетворением собственных потребностей. Подчинить своидействия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если этацель им чувственно воспринимается, а задание понятно. Часто 3-4-летние детиотказываются убирать игрушки именно потому, что хорошо не представляют, что жеот них требуется.В. такой ситуации необходимо пояснение: «Сложи кубики вкоробку, а игрушки расставь на полке». Постепенно с накоплением опытатрудовой деятельности задание может формулироваться более обобщенно: «Наведипорядок в игрушечном уголке».
Старшие дошкольники принимают иставят цель труда на основе сформированных представлений. Они увереннодействуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающейвыполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. Свозрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными,опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.
Еще до начала трудовойдеятельности старший дошкольник выделяет условия, средства и способы достиженияцели. То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, чтозначительно повышает качество работы.
Успешность достижения цели взначительной степени зависит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считающее хорошей, независимо оттого, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически.В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают невсе ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому ониобращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственныхтрудовых действий.
На протяжении дошкольноговозраста усложняются осваиваемые детьми трудовые действия. Постепенно онистановятся более точными, быстрыми и координированными. Однако ограниченностьвозможностей ребенка, особенности его психического развития приводят к тому,что трудовые задания он обычно выполняет долго, не всегда качественно (ломаетсявеник, бьются тарелки). Поэтому так важно давать ребенку посильные задания,научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда. Критериемоценки трудовой деятельности малыша должно выступать не только достижениерезультата как такового, но главным образом его качество. Именно качестворезультата выражает отношение ребенка к другим людям, проявляемое в труде. Взрослыйстремится, чтобы у малыша складывалось бережное отношение к результатам нетолько своего труда, но и других людей. Если он знает, как трудно помыть полили посуду, скольких усилий это требует, то постарается не пачкать пол,аккуратно обращаться с посудой. И тогда качество трудовой деятельностистановится основным критерием в оценке действий своих и сверстников: чистовымыл стульчики, значит, хорошо потрудился.
Расширение взаимодействияребенка-дошкольника с окружающим, возрастание его физических и психическихвозможностей приводит к расширению сферы применения трудовых действий ипоявлению новых видов труда. Самый первый из них — труд по самообслуживанию — ребенокосваивает в раннем детстве. Выполнение этого вида труда направлено на самогосебя (и совершение изменений в самом себе): причесался, вымыл руки. Постепеннонаправленность на себя сменяется направленностью на другого, и тогда на основесамообслуживания возникает бытовой труд, где объектом преобразования становятсяпредметы, включенные в бытовые процессы: посуда, одежда, обувь. Вхозяйственно-бытовом труде важную роль играют внешние его атрибуты: фартук,пылесос, веник, щетка и т.д. Именно они и привлекают малыша. Результатхозяйственно-бытового труда становится интересным для дошкольника, есливзрослый формирует у ребенка потребность поддерживать порядок, эстетическипривлекательно организовать свой быт, постоянно указывает на важность изначимость такого труда для других людей и тем самым формирует его общественныемотивы. Следует подчеркнуть два вида направленности этого вида труда. Во-первых,направленность на организацию собственной бытовой деятельности: почистилодежду, чтобы она не портилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставилкрасиво столовые приборы, чтобы было приятно обедать. Во-вторых, направленностьна облегчение труда другого человека: помог маме постирать белье, чтобы онаменьше устала. Труд ребенка в природе направлен на растения и животных — объекты,которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере отнего зависит. Малыш видит, что если забыл полить цветок, то он засох; если ненапоил щенка, он страдает от жажды. Поэтому труд в природе формируетответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себябольшим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Активновзаимодействуя с природой, дошкольник ощущает свою причастность к ней. Посколькуручной труд требует сложных орудийных действий (умения пользоваться иглой,молотком, лобзиком и прочее), дошкольники осваивают его примерно с пяти лет. Своеобразиеручного труда состоит в том, что он приобретает собственно продуктивныйхарактер. Ребенок создает замысел, воплощает его и получает новый продукт ввиде вышивки, поделки. Мотивы этого труда разнообразны: игровые (сделатьатрибуты для игры); общественные (порадовать малышей, сделать приятное маме); эстетические(создать что-то красивое, украсить свой быт). Поэтому в ручном трудескладывается позиция ребенка — позиция созидателя.
Можно сделать вывод, что воснове освоения дошкольником разных видов труда лежат две взаимосвязанныетенденции, обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастаниемсамостоятельности ребенка в пределах сформированных у него умений. Вместе с темдошкольник все больше и больше включается в совместную со взрослым жизнь,выполняя вместе с ним обычные повседневные обязанности.
Усложнение проявленийсамостоятельности связано с усложнением форм организации трудовой деятельности.Рассмотрим эти формы, описанные Д.В. Сергеевой. Генетически первой и наиболееприемлемой из них для детей раннего и младшего дошкольного возраста выступаетсовместный со взрослым труд. Взрослый не только учит ребенка трудовым умениям,но постоянно контролирует процесс труда, показывает последовательностьдействий, помогает достичь результата и осознать способы действий, их связь сполученным результатом.
Следующая форма — поручение — характеризуетсятем, что взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, выделяетконечный результат и способы его достижения. Но поручение малыш может выполнитьтолько в том случае, если трудовое действие ему хорошо знакомо.
Наиболее высокий уровеньсамостоятельности проявляют дошкольники в труде по собственной инициативе. Ребенокне только организует собственный труд, но и замечает, когда необходимопотрудиться. Подчеркнем, что на протяжении всего дошкольного возрастасовместный труд со взрослым, протекая как сотрудничество, остаетсяпривлекательным для ребенка.
В дошкольном возрастескладывается совместный труд со сверстниками. Сначала взаимоотношения в трудевозникают на основе общего места или предмета труда, например когда дети моютстульчики. Это пока еще не совместная деятельность, так как одни дети активнодействуют, а другие им пассивно подражают. Возникновение направленности наорганизацию общей деятельности побуждает детей сообщать друг другу о своихнамерениях, мотивах и целях. Дошкольники оценивают свою работу, нобезотносительно к ее результату. Готовый результат обсуждается ими только сточки зрения количества или принадлежности исполнителя: «Это я вымыл».Старшие дошкольники начинают руководствоваться правилами организациисовместного труда. Они уточняют общую цель, раскрывают ее содержание, связываютс ней задачи определенных участников, договариваются о плане действий,распределяют обязанности, помогают сверстникам в процессе достижения цели,уступают часть материала в интересах дела. Дети стремятся к качественномурезультату, осознают его ценность и важность общего труда.
Выбор партнеров для совместноготруда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия усверстника трудовых навыков и умений, качественного и аккуратного выполнения имтрудовых действий, а также положительной оценки свойств личности сверстникасамим ребенком и позитивной оценки взрослыми его умений и личностных качеств.
Дошкольный возраст — это период,когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтомуон наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых — это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда,положительно относился к нему.
Положительное отношение к труду,которое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и педагогиподдерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляютему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобымалыш полюбил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть техническимиумениями и навыками, понимать общественную значимость труда, его важность длядругих людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малышусвоил правила, помогающие ему организовать собственную работу. Трудолюбие,формируемое у дошкольника, важнейшее личностное качество. Если правильноорганизовать трудовую деятельность ребенка, систематически включать малыша втрудовую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складывается привычка крегулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственномужеланию, проявляя инициативу и творчество, испытывая яркие положительныеэмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогаетвзрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд ипотребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходятим на помощь.
Дети сочувственно относятся когорчениям товарищей, замечают, когда требуется помощь, и оказывают ее.
Укажем особенности в развитиитрудовой деятельности дошкольника: складываются общественные мотивы труда; расширяютсяи усложняются трудовые умения и навыки; формируются целеполагание, планированиеи самоконтроль; расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяетусложнять формы трудовой деятельности; складывается совместный со сверстникамитруд; появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду,характеризующие трудолюбие; формируется представление о труде взрослых. [5]
Наряду с достижениями в трудовомвоспитании детей в дошкольных учреждениях есть еще много проблем и нерешенныхвопросов. Нередко еще воспитатели в старших группах, организуя совместнуютрудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы: поливаютрастения, чистят клетки животных, готовят корм, мастерят игрушки. А детямостаются лишь отдельные поручения — принеси, подай, помоги, подержи, что,естественно, не вызывает у них интереса к трудовому процессу.
Если дети постоянно получаютнедостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, безусилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить болеесложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довестиначатое дело до конца. Неудача же в свою очередь вызывает отрицательноеотношение к труду.
Бывает в практике и другаякрайность, когда воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, неучитывая возможности детей. Нельзя забывать о том, что, если ребенок взялся заработу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добилсяего за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться оттрудовой деятельности. Надо всегда давать посильную работу детям, чтобы навыполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным возможностям.
Ребята утомляются и тогда, когдадлительное время, занимаясь одним делом, находятся в одной позе, пользуютсяоборудованием, не соответствующим их возрастным возможностям, выполняют большойобъем работы в быстром темпе. Каждому педагогу важно помнить, что никакиебеседы о необходимости трудиться, никакие примеры самоотверженного трудавзрослых не сделают ребенка трудолюбивым, если он сам не испытывает радости оттрудовой деятельности. А любовь к труду как к общественно-полезному делувозникает и крепнет только в посильном деле.
В некоторых дошкольныхучреждениях отсутствуют планомерность и систематичность в организации трудадетей, в обучении их трудовым умениям и навыкам, и они участвуют в труде отслучая к случаю. Такой труд не оказывает достаточного воспитательного влияния,не формирует желания работать на пользу коллектива, привычку к систематическомувыполнению трудовых обязанностей.
В таком случае дети к концупребывания в дошкольном учреждении не умеют, а часто проявляют прямое нежеланиеучаствовать в работе. На предложение воспитателя что-то сделать отвечают:«Не умею», «Не хочется», «Надоело», «Устал».
Давая детям задание сделатьчто-то, воспитатели не всегда раскрывают значимость их труда для окружающих. Поэтомутрудовая деятельность детей часто является результатом подчинения авторитетувзрослых и проходит механически, без всякого интереса и желания. Плохопоступают и те воспитатели, которые в процессе труда слишком опекают детей,диктуют им, что надо делать, не дают возможности проявить активность исамостоятельность.
Дошкольники быстро привыкаютработать только по указанию. Теряется интерес к трудовой деятельности, азначит, и воспитательное воздействие ее на ребенка и в тех случаях, когдавыполняемая им работа на его глазах переделывается взрослыми. К сожалению,нередко можно наблюдать, как няня или воспитатель при детях заново переделываетто, что ими сделано: моет стол, подметает пол, убирает книги, переставляет стульяи т.д.
Труд обладает большимпедагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенокникогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководствевзрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, аглавное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы. Известныйсоветский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Труд становится великимвоспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даетрадость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождаетволнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту вокружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателяматериальных благ, без которых невозможна жизнь человека»[6].Воспитатели должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельностидетей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовымусилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детейпоявляется излишняя самоуверенность, у других — неуверенность в своих силах ивозможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Толькодобрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуютвоспитанию положительных черт личности. В теории и практике дошкольноговоспитания большое место в трудовом воспитании детей отводится ознакомлению ихс трудом взрослых, так как это способствует формированию представлений о ролитруда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде. Это возможнолишь при условии, если воспитатели научат детей видеть направленность трудовыхдействий людей на достижение результата, выделять результат труда. Деятельностьвзрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются ихигры. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «стройку»,передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, ихотношение к работе.
Глава 2. Организация трудовой деятельности педагогаи детей2.1 Совместная деятельность воспитателя и детей поручному труду
Нет необходимости доказывать,какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самоговоспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря, «золотыеруки». Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги,природного материала рождается интересная игрушка.
Составная, органическая частьтрудового воспитания в дошкольных учреждениях — ручной труд, который позволяетразвивать у детей начала конструкторских умений и способностей, в большой мереспособствует духовному развитию. Ручной труд в большей степени, чем другие видытруда, позволяет организовать первую ступень подготовки к политехническомуобучению. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различныхматериалов, учатся пользоваться ими. Детям отнюдь не безразлично, что делать, — чем более нужные, полезные, внешне привлекательные изделия предстоит сделать,тем с большим увлечением, интересом и энергией они относятся к их изготовлению.Очень важно, чтобы ребенку был виден и понятен результат его труда, и многиевоспитатели это учитывают в работе.
Данное мероприятие проведено набазе детского сада «Олененок» с. Саранпауль Березовского районаХМАО-Югра.
Цель: Продолжать воспитывать удетей желание заниматься ручным трудом, проявлять настойчивость умения. Привлекатьдетей к выполнению общего дела, создать атмосферу совместной работы, увлечьдетей перспективой получения совместного продукта труда. Учить, в общем делевыбрать тот труд, с которым справится наверняка.
Формировать трудовые навыки иумения в работе с бумагой, тканью, деревом, бросовым материалом, выполнятьтрудовые процессы целостно: от постановки цели до получения результата и уборкирабочего места.
Ход:
Подойдите ко мне, девочки, подойдите,мальчики. Посмотрите вокруг, красивая у нас группа?
(Ответы детей)
Нашу группу мы называем «Играй-городок».Почему мы ее так называем?
(Ответы детей: много игрушек,игровых уголков, что бы играли и занимались любимым делом)
Давайте пройдем по нашему «Играй-городку»,и немного поговорим о нем.
(Идем по уголкам, заслушиваемрассказы детей)
Ребята, мы прогулялись по нашему«Играй-городку». Интересно нам здесь живется. А благодаря кому у насвсе это есть? Чьим «золотым рукам» нужно сказать спасибо?
(Ответы детей: рабочим,строителям, электрикам, воспитателям, родителям, детям и т.д.)
Правильно, ребята! Все что здесьсделано, это сделано умелыми руками взрослых и детей. Покажите, что наши умелыеруки сделали.
(Дети демонстрируют свои поделкии ставят в отдельное место)
А чтобы наши «умелые рукине знали скуки » у нас есть что?
(Ответы детей)
«Город мастеров»
Что мы делаем в «Городемастеров»? Чем занимаемся?
(Ответы детей: пилим, шьем,работаем с проволокой и т.д.)
Просмотрите, у меня есть для вассюрприз. Вам, наверное, интересно узнать какой?
Рассказ: «Узнали о вашихзолотых руках, которые все умеют делать, две девочки: Маша и Даша. И решили ониприйти к нам на экскурсию, посмотреть. Вот эти девочки (показываю кукол). Аесли Маше и Даше понравится у нас, то они хотели бы остаться у нас навсегда. Тольковот где они будут у нас жить? (Дети высказываются) А, может быть, мы смастеримдля них квартиру? Вот здорово будет! (Высказывания детей) Справимся мы с этойработой, как вы думаете? Не подведут наши „золотые руки“? (Ответыдетей)
Посмотрите, я кое-чтоприготовила.
(Показываю „квартиру“ сделаннуюиз коробки)
Это только стены, что нужно ещесделать для того, чтобы здесь могли поселиться наши гости?
(Ответы детей: сделать красивымистены — наклеить обои, на окна сшить шторы, мебель поставить, сделатьсветильники и т.д.)
Пойдемте, посмотрим, что у насуже сделано (подходим к столу, отбираем то, что нужно для квартиры). Но нам ещемногое нужно сделать. Давайте распределимся кто, что будет делать.
(Дети распределяются наподгруппы — мастерские, берут необходимые для работы материалы, определяютместо работы. Я подхожу к каждому рабочему месту и на стол ставлю условноеобозначение:
Здесь у нас кто работает?
Швеи!
Значит, это швейная мастерская ит.д.
(Работают: столярный цех,подкрасочный, отделочники — строители. На каждом рабочем месте дети между собойраспределяют конкретную работу для каждого).
Дети приступают работе. Воспитательследит, давая советы, оказывая некоторую помощь при затруднении.
В конце трудовой деятельностидети приводят в порядок „квартиру“, поселяют кукол. Делают вывод.
Все мастерские со своим заданиемсправились хорошо, получилась очень красивая „квартира“.
А почему получилось все красиво?
Потому что мы трудились дружно,все вместе, помогали друг другу, советовались.
Затем дети убирают свои рабочиеместа.
На следующий день обыгрываютсвою поделку.
В ходе работы предлагаю детямвспомнить пословицы о труде, спеть песню. Известно, что „с песней и работаспорится“.
Также в нашем детском садувоспитывается интерес к сельскохозяйственному труду и любовь к природе. Детивместе с воспитателями и родителями сажают первые деревья, кустарники, цветы научастке. Педагогический коллектив поставил перед собой задачу — познакомитьдетей с некоторыми видами сельскохозяйственного труда. Предприятие, к которомуотносится дошкольное учреждение, построило специальное помещение для содержанияживотных и теплицу. На участке выделили место для маленького поля. Работа детейвсех групп была организована с учетом возрастных особенностей и возможностей,программы по ознакомлению с природой. Малыши вместе с воспитателями помогалистаршим детям кормить кроликов, а ребята старших и подготовительных к школегрупп отвечали за правильное содержание животных, обрабатывали маленькое поле,ухаживали за растениями в теплице и на поле.
Таким образом, можно суверенностью сказать, что в нашем детском саду в полной мере реализуетсяпроцесс формирования у детей общественных мотивов в условиях совместнойдеятельности педагога и детей.
2.2 Записи наблюдений за трудовой деятельностьюдетей
Приведем пример того, какребенок планирует свою трудовую деятельность.
Протокол беседы с Настей Е. (6лет).
Настя Б. надевает фартук.
Воспитатель: Что ты будешьделать?
Настя: Другим кушать давать.
Воспитатель: Как ты будешь этоделать?
Настя: Ну, буду всем другим столнакрывать. (Обращается к Жене) Женя, я буду тарелки носить.
Воспитатель: С чего ты начнешьсвою работу?
Настя: Сначала блюдца раздам,потом чашки, потом вилки и ложки (сопровождает речь жестами).
Воспитатель: Чем ты закончишьсвою работу?
Наcтя: Тарелки поставлю.
Воспитатель: Настя, что тыбудешь делать, если тебе понадобится помощь?
Настя (задумывается): Кого-нибудьпозову.
Воспитатель: Кого ты попросишьпомочь, если у тебя не получится?
Настя: Женю, Катю, Свету, Олю,Лену.
Воспитатель: Когда ты будешьпроверять свою работу?
Настя: А зачем проверять?
Воспитатель: А вдруг тыкому-нибудь забудешь поставить тарелку?
Настя: Ну, я когда все раздам,посмотрю везде.
Воспитатель: Что ты будешьделать, если заметишь, что сделала работу неправильно?
Настя: А я сделаю все правильно.
Старшие дошкольники могут ужепланировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовуюдеятельность, что проявляется в определении плана работы, нахождении общегомнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственностиза достижение цели. Сформированность навыков коллективного планированияспособствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельномусовершенствованию приемов и умений, необходимых для осуществлениясамостоятельного плана, повышению чувства ответственности. И как итогколлективного планирования выступает высокое качество полученного совместнорезультата трудовой деятельности.
Проиллюстрируем на примере такуюформу труда как поручение.
Протокол беседы с Женей А. (4года 1 мес).
Воспитатель, обращаясь к Жене: Тыдежурный. Что нужно прежде всего сделать?
Женя: А что, я сегодня один будудежурить?
Воспитатель: Пока один. Смотри,кто из детей сегодня в группе, и раскладывай посуду.
Женя раскладывает блюдца и вилки.Задумался: Елена Александровна, кто здесь сидит?
Воспитатель: Здесь сидят Саша,Сережа и Руслан. Четвертое место свободно.
Женя убирает лишнее блюдце. Раскладываетблюдца на третьем столе, обращаясь к воспитателю: А Даши нет сегодня?
Воспитатель: Поставь блюдце,Даша придет.
Женя ставит блюдце и уходит киграющим детям.
Воспитатель: Женя, посмотри тыеще не все сделал.
Женя подходит к столам: А, вилки!Раскладывает вилки и уходит играть.
Обязанность как формаорганизации труда дошкольника возможна в случае, если он понимает необходимостьпостоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержание этой формытруда первоначально определяет взрослый. А затем ребенок сам выбирает условия,средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда.Данная форма труда возможна в дошкольном возрасте лишь в постоянноповторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.
Приведем пример наблюдения за хозяйственно-бытовымтрудом.
Воспитатель: Вова, иди сюда! (Вова- 5 лет 4 мес. — подходит) Давай, ты будешь помогать ребятам мыть кирпичики. Вовакивает головой, берет у воспитателя фартук, идет в умывальную комнату вместе сЛешей (5 лет 6 мес.), приносит тазик с водой. Мальчики ставят таз на пол. Вовасадится на ковер рядом с Петей (5 лет 4 мес.), берет тряпку, опускает ее в тазс водой, отжимает, опять опускает в таз, намыливает, отжимает, берет кирпич ипротирает его.
Петя: Давай ты будешь мыть, а япротирать.
Вова поднимает голову: Ага! (Протягиваеттот же кирпич, кладет его на пол)
Петя берет этот кирпич ипротирает его.
Вова: Петька! Я же этот вымылуже!
Петя: Ну, я еще раз. Я же толькопротру, чтобы лучше было (протирает кирпич).
Вова: Ну, ладно (берет другойкирпич, протирает его).
Петя кладет кирпич на пол: Этиуже, наверное, высохли (подкидывает).
Вова дотрагивается до кирпичей: Вотэти высохли (показывает).
Мальчики встают, берут кирпичи иотносят в шкаф. Вова подходит к воспитателю: Светлана Сергеевна, мы вымыли!
Воспитатель: Молодцы!
Старшие дошкольники могутдостигать такого высокого уровня организации совместного труда, когда онрегулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор, скоторым все остальные считаются: обращаются с вопросами, подчиняютсятребованиям. Организатор распределяет материал, дает оценку результата труда,указывает на ошибки и небрежность в работе, служит посредником между детьми ивзрослым в тех случаях, когда требуется вмешательство педагога. Эту роль берутна себя дети инициативные, обладающие коммуникативными и организаторскиминавыками, хорошо освоившие техническую и мотивационную сторону трудовойдеятельности.
Заключение
Нами были изучены особенностиформирования общественных мотивов в условиях совместной деятельности педагога идетей. Напомним, что чем старше становится ребенок, тем важнее становятся длянего общественные мотивы — желание сделать что-то для других людей, принести импользу.
Эффективность формирования доброжелательныхобщественных мотивов поведения повышается, если педагог устанавливаеторганическую связь между разнообразными видами детской деятельности.
В формировании общественныхмотивов поведения значительная роль принадлежит образцам, в качестве которыхвыступают конкретные взрослые люди. Ребенок подражает им. Воспитательиспользует положительные примеры в воспитании детей.
Нет необходимости доказывать,какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самоговоспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря, „золотыеруки“. Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги,природного материала рождается интересная игрушка.
В данном исследовании мы выявилиместо общественных мотивов в мотивационной сфере дошкольника; рассмотрелиформирование общественных мотивов поведения; проанализировали развитие трудовойдеятельности в дошкольном возрасте; изучили опыт организации совместнойтрудовой деятельности воспитателя и детей.
Библиографический список
1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: 2-еизд. — М., 1997.
2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. — М., 1985.
3. Васильева М.А. Трудовое воспитание дошкольников. / Трудовое воспитаниедетей дошкольного возраста: Сборник статей / Сост. Л.В. Русскова. — М., 1984.
4. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук,Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. — М., 1984.
5. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическаяпрактика в системе образования. — М., 1998.
6. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: 2-е изд., доп.- М., — 1985.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 1998.
8. Лихачев Б.Т. Педагогика. — М, 1992.
9. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентовпедагогических ин-тов. — М.: Просвещение, 1971.
10. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник.- №1. — 1994.
11. Островская Л.Ф. Поведение — результат воспитания // Д/в. — №5. — 1977.
12. Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. — М., 1983.
13. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду. — М., 1985.
15. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. В 3-х т.М., 1979, т.1.
16. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. — М.:Академия, 1996. — 336с.
17. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1990.
18. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей // Д/в.- №5. — 1986.
19. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек. — М.,1986.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.