Реферат
На тему:
«Эволюционныетеории управления в образовании»
Введение
Получениесовременных знаний об управлении заключается в том, чтобы не только иметьклассическое представление о нем, но и понять его глубинные философские начала.Знания являются базовым основанием правильного воздействия на процессупорядочения жизнедеятельности обновляющихся хозяйственных объектов,функционирование которых тесно связано с другими процессами, протекающими вобществе.
Классическаятеория управления не может оставаться без изменений, так как меняются объектыуправления и среда их функционирования. Возникает необходимость перехода отприменения общих и объектно-ориентированных функций менеджмента в классическомварианте к менеджменту как системе управления, базирующейся на философиифункционирования и развития различных типов общества.
Дляупорядочения жизни в региональных, муниципальных образованиях, в организацияхчерез малое, особое и очень близкое конкретному человеку необходимо иметьсистему управления, общие ориентиры развития которой вырабатываютсянациональными общественно государственными институтами. Главный субъект этойсистемы – одухотворенный человек, ориентированный на сохранение и приумножениеисконных ценностей и традиций народа. Главная цель такой системы управления вмасштабе государства – поддержание процессов функционирования новой общности(российский народ), формируемой на основе жизненно необходимого принципавзаимодополнения, обеспечивающего крепкое державное единство и стабильностьразвития многонационального государства.
Управлениесистемами образования – одна из самых актуальных проблем данной сферы, такимеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательныхучреждений. История развития национальных систем образования свидетельствует отом, что конкретная организация, формы и методы управления образованием вомногом зависят от особенностей политических, экономических и культурныхтрадиций общества, от специфики государственного устройства и права.
1. Эволюцияуправления как науки
Древнейшемуискусственному сооружению около 6000 лет. Изуродованное и обезображенное, оно сохранилосьи до наших дней. Гениальный Менеджер сотворил его всего за три дня, вот какописывается начало этих грандиозных работ в самой великой Книге: «Вначале сотворилБог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и ДухБожий носился над водою». Так появилась наша планета Земля.
И кактолько люди заселили землю и стали жить племенами, то сразу же появиласьпотребность в науке и искусстве управления. Очевидно, что для поддержанияпорядка в сообществе первой сформировалась потребность в политическомуправлении. Совместный труд, защита от врагов и диких зверей стимулировализарождение экономического и военного управления. Грозные, необъяснимые природныеявления, удивительное совершенство и красота окружающего мира пробудилирелигиозно-мистические, нравственные и эстетические потребности людей. Пройдутвека, но управление в общественной жизни человека не потеряет своейактуальности.
Законы иметоды управления производством и обществом известны человечеству еще с древнихвремен. Обнаружены документы (одни из древнейших памятников письменности!)шумерской цивилизации, существовавшей более 5 тыс. лет назад, из которых видно,что древние менеджеры прекрасно понимали важность таких элементовадминистративного управления, как инвентаризация, регистрация фактов,организационная отчетность и контроль. Грандиозные сооружения Древнего Египтавызывают и сейчас изумление не только масштабностью, размахом строительныхработ, но и организационным талантом древних строителей: египтяне широкоприменяли планирование и контроль выполнения производственных программ.
Асооружение легендарного Иерусалимского храма, в ходе которого его создательХирам, предвосхищая метод делегирования полномочий, ввел децентрализацию ворганизации управления, разделив строителей храма на учеников, подмастерьев имастеров! Известно, что при сооружении этого храма в начале первого тысячелетиядо нашей эры применялся вахтовый метод, столь распространенный сегодня приосвоении нефтяных и газовых месторождений. Такой метод организации трудаобеспечивал быстрые темпы строительства. В 1901 г. при археологическихраскопках г. Сузы было найдено множество глиняных дощечек, на которых былзаписан кодекс законов царя Вавилона Хаммурапи, жившего около 4 тыс. лет назад.Кодекс четко устанавливал ответственность за порученную работу, определялуровень минимальной заработной платы и необходимость документальной отчетности.
Внедрениеновых технологий и методов управления в древние времена шло не только путемобмена или заимствования идей, но и с помощью силы. Монголы и скифы, завоевавВавилон, Египет, Шумерское царство, не только захватывали ценности и рабов, нои заимствовали достижения передовой научной мысли порабощенных стран:письменность, идею колеса, принципы создания ирригационных систем, плуг,гончарное искусство и т.д. Новые управленческие и технологические идеираспространялись и с помощью торговли. Велика роль знаменитого «шелкового пути»через страны Азии, путешествия финикийцев и известных первопроходцев, например,Марко Поло.
Неоценимвклад мыслителей Древней Греции и Рима в управление социумом, особенно вискусство управления. Великий афинский философ Сократ, живший за 400 лет донашей эры, остался в памяти человечества как непревзойденный мастер искусствадиалога (его именем назван один из методов искусства управления). Другойвеликий мыслитель-историк, также гражданин Афин и практически современникСократа Ксенофонт утвердил управление людьми как особый вид искусства.Достойный ученик великого Сократа Платон ввел понятие специализации. В 325 г.до нашей эры Александр Македонский создал орган коллегиального планирования иуправления войсками – штаб.
Если вДревней Греции успешно развивались демократические методы управления,давшие в итоге человечеству высокие образцы культуры и философии, то в другомнебольшом древнегреческом государстве – Спарте культивировались тоталитарныеметоды управления, основанные на жесткой дисциплине и полном подчиненииприказам. История цивилизации дает много примеров различных стилей управления,но человечество быстро забывает эти уроки. Однако структуры управления иорганизационные основы древности существенно отличаются от современных, чтохорошо видно из таблицы.
Сравнениестарой и новой организации управления
Старая организация
Современная организация Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности Четко ограничены управленческие группы, управленческая работа отделяется от неуправленческой деятельности Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения Акцент на приказ и интуицию Акцент на коллективную работу
Решающеезначение передовых технологий и новых принципов управления в развитии обществалегко доказать, рассмотрев историческую эволюцию человечества с позицийискусства управления государствами и умелого использования их стратегического,интеллектуального, военного и хозяйственного потенциала.
В IV в. до н.э. Рим былмаленьким, захолустным городком, который постоянно подвергался набегам галлов.Всего лишь через один век Рим подчинил себе всю Италию и стал самым сильнымгосударством древнего мира.
КрошечнаяГолландия, основная часть территории которой с трудом отвоевывалась у моря длявведения в сельскохозяйственный оборот, в XVIII в. была самой богатойи могущественной державой мира
В XIX в. вне конкуренциибыла Англия. Это страна первой промышленной революции. Чем еще можно объяснить «пассионарныевзрывы» в этих странах, кроме талантливого использования передового для своейэпохи комплекса методов управления государством и общественным производством?Но начала научно обоснованной экономики и системы управления ею были заложенытрудами «великого шотландца» Адама Смита (1723–1790) и английского экономистаДавида Рикардо (1772–1823). Смелая идея А. Смита о способности рыночнойсистемы к саморегуляции позволила ему сделать обоснованный вывод о разумностиминимального воздействия государства на экономику. Другая составляющая егоэкономической концепции о примате, главенстве индивидуальных интересов надколлективными категорически отвергалась советской идеологией. А. Смитутверждал, что «не от благожелательности мясника, пивовара или булочникаожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими собственных интересов. Мыобращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о нашихнуждах и об их выгодах».
Во все векалюди прекрасно понимали практическую выгоду разумного хозяйствования, ностранный факт – до XX в. лишь немногие мыслители задумывались о методах исредствах управления. Однако невиданные ранее масштабы производства со всейостротой поставили вопрос о формировании научных методов управления.Требовалась не абстрактная теория, а научные исследования, нацеленные нарешение конкретных проблем, на разработку практических рекомендаций. Научныеосновы управления производством были заложены в 1911 г., когда американскийинженер Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления».Идеи Тейлора были развиты многими его последователями, например, Г. Эмерсоном– одним из лидеров движения за научное управление производством. Многие идеиэтих ученых не потеряли своего значения и в наши дни, и даже применительно куправлению системой образования. Вот, например, взгляд Г. Эмерсона напроизводительность труда: «Истинная производительность всегда дает максимальныерезультаты при минимальных усилиях, напряжение, наоборот, дает довольно крупныерезультаты только лишь при усилиях ненормальных. Напряжение ипроизводительность – это вещи прямо противоположные. Работать напряженно – значитприлагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит прилагатьк делу усилия минимальные». Или: «Неопределенность, неуверенность, отсутствиечетко поставленных целей у исполнителей являются лишь отражениемнеопределенности, неуверенности, отсутствия отчетливо поставленных целей усамих руководителей. Таким образом, четкая постановка целей и доведение их донепосредственных исполнителей – первая предпосылка успешной работы». Как этоактуально для современной системы российского образования!
В начале XX в. Европа выдвинуласвоего теоретика и практика менеджмента Анри Файоля (1841–1925. В своемкапитальном труде «Общая и промышленная администрация» (1916) он изучал работувысших уровней управления. Файоль заслуженно считается создателем «теорииадминистрации» и системы принципов учета человеческого фактора в управлении.Файоль применил идеи Тейлора к деятельности высшего управленческого звена.Важным выводом Файоля была его концепция непрерывности управленческогопроцесса, характеризующегося следующими основными взаимосвязанными функциями:планирование, организация, руководство, координация и контроль. Главным же, поФайолю, являются вопросы человеческих отношений в коллективе и междуруководителями и подчиненными. А сочетание материального вознаграждения задобросовестный труд вместе с системой моральных стимулов является самымдейственным способом повышения производительности и заинтересованности врезультатах своего труда.
2.Макроуправленческая модель в управлении системой образования
2.1Проблемы управления образовательной системой в контексте трансформации образованияв России
Несмотря насуществующее множество национальных систем образования, в области управленияобразованием в зависимости от того, как распределены полномочия в принятиирешения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.
Централизованнаямодель управления системой образования предполагает концентрацию прав принятиярешений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления. Такаяцентрализованная модель управления (с некоторой передачей полномочий от центраместным властям) характерна для Италии, Испании, Греции, Португалии,Люксембурга, Франции и СССР.
Децентрализованнаямодель управления образованием предполагает передачу или делегированиеответственности за принятие ряда решений, а значит, и делегированиесоответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления. Активныйсдвиг в сторону децентрализованной модели управления образованием наблюдался впоследние двадцать лет ХХ века. В связи с этим, можно выделить шесть подходов кдецентрализации, наблюдаемых в странах – членах Европейского Союза. Эторассредоточение власти среди социальных партнеров, региональная передачавласти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия,маркетизация. Региональная модель управления характерна для Австрии, Германии,Бельгии. Местный контроль в управлении системой образования осуществляется встранах: Дания, Финляндия, Швеция, Ирландия. Институциональная автономияхарактерна для образовательных систем Нидерландов и Великобритании.
Трансформацияобразовательной системы предполагает осуществление целого комплексамероприятий, который бы служил механизмом реализации поставленных задач.Процесс реформирования образования ориентирован обычно на реформированиесодержания обучения, изменение учебно – методического обеспечения итрансформацию организационной структуры модели различных образовательныхучебных заведений. Более глубокая реформа затрагивает и функционирование всейструктуры образовательной системы, что с неизбежностью приводит к изменениювзаимосвязей между отдельными элементами системы, а также к возникновению новыхструктур.
Функционированиесистемы образования в прежних условиях (период существования СССР) предполагаловысокую степень централизации, что находило свое отражение на всех уровнях иструктурах образования. В определенном смысле этот способ организации системыобразования как нельзя лучше соответствовал заказу на образование, которыйтребовал воспитания в стенах учебных заведений определенного типа личности. Даннаяличность должна была быть готова к жизни в условиях господства тоталитарнойсистемы, когда отсутствие демократии и гражданского общества компенсировалосьразработанными стереотипами поведения и идеологизированными формами мышления.Это, безусловно, приводило не только к унификации учебных заведений, но к тому,что все образование пронизывалось духом единообразия. На уровне формированиясодержания образования централизация находила свое воплощение в единых подходахк моделированию информационных блоков, которые были универсальными для всехшкол во всех регионах бывшего Советского Союза. Преподавание предметовобщественно – исторического и гуманитарного циклов носило в значительнойстепени идеологизированный характер, что в значительной степени также отражалостремление получить в итоге обучения в школе личность определенного типа.Подобным же образом разрабатывалось и учебно-методическое обеспечение, когдавсе аналогичные учебные заведения по всей стране занимались по одним и тем жеучебникам. Точно также унифицированными выглядели и методы преподавания, хотя вопределенном смысле именно здесь учителя имели наибольшую степень свободы. Такимобразом, высокая степень централизации в конечном итоге формировалаопределенную модель школы, которая требовала и определенного типа управления.Данная модель управления обладала своими специфическими чертами, которые можнобыло в самом общем плане определить как следующие:
· Наличие разработанной системы управленческой вертикали, котораяэффективно осуществляла делегирование полномочий и реализацию управленческихзадач от центра к периферии системы
· Обеспечение высокой степени управляемости системой за счетреализации командно – административных методов управления
· Использование авторитарных методов управления системой образования
· Практическое отсутствие не административных рычагов управлениясистемой
· Отсутствие специальных механизмов управления образовательнойсистемой (системы аккредитации учебных заведений, сравнения дипломовобразования, оценки качества образования, стандартизации образования,тестирования и т.д.…)
· Отсутствие общественных органов управления образовательными иинститутами и общественных объединений, имеющих права влиять нафункционирование учебных заведений (например, ассоциаций с правом аккредитацииучебных заведений)
· Отсутствие специальных институтов, которые бы осуществлялипроцессы регулирования образовательной системы не административными методами (например,институтов образовательного аудита)
· Отсутствие квалифицированных специалистов в области управленияобразованием и управления системой образования в том числе
· Отсутствие профессионально подготовленных специалистов, которые неявляясь управленцами в тоже самое время осуществляют реализацию механизмовдемократического управления образованием (например, эксперты по качествуобразования)
Подобнаясистема управления отвечала целям и задачам функционирования и развития системыобразования. Безусловным достижением данной системы образования можно считатьналичие реальной всеобщности образования и доступности его всем без исключениягражданам страны. Важно и то, что образование носило универсальный характер,что позволяло сформировать поколение, обладающие определенным уровнем культурыинтеллигентности и образованности. Недостатком данной системы управления былото, что оно могло быть эффективным только при определенных условиях, посколькуоно было лишено гибкости и малоспособно к быстрым переменам и структурнымреформам. Вообще можно сказать с определенной долей натяжки, что в нашей странеотсутствовало в полном смысле этого слова управление образовательной системой.Происходило это потому, что управление образовательной системой осуществлялосьпо той же схеме, что и управление учебным заведением, просто появлялисьдополнительные органы государственного управления (отделы народногообразования, например), которые точно также рассматривали региональнуюобразовательную систему как учебное заведение, которое просто нуждается не вдругих механизмах и алгоритмах управления, а просто в другого типа нормативныхдокументах.
В этихусловиях полностью отсутствовало представление о том, что национальнаяобразовательная система является частью международного образования, важнымпринципом функционирования которого является свободное передвижение студентов,их право, начав образование в одной системе, продолжить его в другой, не говоряуже о праве профессоров и преподавателей на преподавание в различных странах,что служит одним из способов манифестации академической свободы.
Сложившаясямодель управления образовательной системой эффективно функционировала иобеспечивала развитие образовательной системы имеющимися у нее средствами дотого момента, пока в стране не начались масштабные перемены, вызвавшие в итогеи процессы трансформации образования. Инерционный потенциал, заложенный всистеме управления образовательной системой позволили ей осуществить запускреформирования образования, который осуществился, прежде всего, черезформирование представления о том, что должно менять в содержании образования.Управленцы старой школы оказались способными призвать новое поколениетеоретиков и учителей-практиков, сплотить их в творческие объединения иорганизовать организационно – деловые игры, которые были ориентированы навыработку нового видения образовательной системы. Новая модель быласформирована, отдельные ее элементы нашли свое воплощение в конкретнойобразовательной практике, появились новые типы учебных заведений, новыепрограммы и учебники, новые методы и технологии образования. Фактически всеэлементы новой образовательной системы были созданы, тем более что принципы еесуществования также были очевидны: демократизм, децентрализация, общественныйконтроль за образованием и т.д. Но новая система образования, тем не менее, невозникла, поскольку на смену старой модели пришла ее улучшенная версия, котораяв конечном итоге обернулась реальным кризисом системы образования. Произошлоэто частично вследствие ухудшения экономического положения в стране в условияхпереходного периода, а частично – потому, что новая идеальная модельобразования не была дополнена новыми моделями образовательной системы иуправления образовательной системой. При наличии огромного количества инновацийв системе образования (учебные заведения нового типа, негосударственная системаобразования, изменение содержания образования и технологий преподавания,появления учебно-методических комплексов и т.д.) не произошло реальногоизменения в управлении образовательной системой. Императивы развития тем неменее диктовали необходимость возникновения новых форм. Так в системеобразования появилась система аккредитации учебных заведений, но толькогосударственная, а не общественная. Появился фактически новый тип деятельности,но по-прежнему отсутствовали профессионалы, способные заниматься этой деятельностью– сертифицированные эксперты по оценке качества образования. Новая деятельностьне была обеспечена элементарными современными представлениями о качествеобразования и его мониторинге, не говоря уже о системе сравнения качестваобразования. В стране началась разработка стандартов образования, котораяосуществлялась в исключительно сжатые сроки, что затруднялось отсутствиемразработанной теории стандартизации и моделями тестирования достижений вобразовании, без чего невозможен реальный запуск стандартов образования.Огромные нагрузки на систему образования привели к ее разбалансировке,поскольку нарушился принцип непрерывности образования, причем сразу же внескольких звеньях образовательной цепочки (дошкольное образование – начальнаяшкола, начальная школа – средняя школа, средняя школа – высшая школа).Отсутствие единых стандартов управления негосударственной и государственнойсистемой высшего образования привело к чрезмерным нагрузкам на высшую школу, апотом к существенному спаду поступающих в высшие учебные заведения в связи собщим спадом рождаемости в стране.
Такимобразом, следует отметить, что одной из причин кризиса образования стало резкоенесоответствие возникших новых форм и содержания и сложившейся в течениедесятилетий модели макроуправления. Уровень управления образовательной системойне сложился как специфическая деятельность, характеризуемая собственнымимеханизмами и процессами, точно так же, как не появились и квалифицированныеносители данной деятельности – профессионалы – управленцы. В тоже самое времяпрактически отсутствует теоретико-методологическая модель макроуровняуправления образованием, то есть управления образовательной системой какцелостной структурой.
2.2Макроуправленческая деятельность в образовании: содержание и механизмы
Управлениенациональной системой образования может быть рассмотрено как совокупнаядеятельность по проектированию, организации, нормированию и развитию различных,но тесно взаимосвязанных объектов. Речь прежде всего идет о различных типахуправления, направленных на различные сферы образовательного пространства иобразовательной среды. Следует учитывать неоднозначность трактовок данныхпонятий в современном образовательном и педагогическом дискурсе. Поэтому,прежде всего, необходимо выделить следующую пару понятий: управлениеобразовательной системой – управление образовательным пространством.
Образовательнаясистема представляет собой совокупность образовательных институтов и механизмовреализации взаимодействия между этими институтами. Образовательная системаможет быть как региональной, так и национальной. Образовательное пространствопредставляет собою более широкое понятие, чем образовательная система. Онавключает в себя не только институты, но масс медиа, ориентированную наобразование, общественность, вовлеченную в решение проблем образования, а такжегосподствующие в данное время образовательные теории и социальнопсихологические стереотипы, регламентирующие поведения людей по поводу ихотношения к образованию. Таким образом, образовательное пространство понятие взначительной степени более сложное и многообразное, чем образовательнаясистема, что, безусловно, не может ни сказываться и на специфике управления.
Макроуправлениев образовании имеет два уровня управления: управление образовательной системой(национальный и региональный уровень) и управление образовательнымпространством. Поскольку образовательное пространство понятие в значительнойстепени более сложное и многообразное, чем образовательная система, постолькувозможности реального управления этим пространством в значительной степениограничены. Фактически речь может идти только о некотором регулировании исогласовании интересов, о попытках влияния, осуществляемых не столько за счетпрямого руководства и директив, сколько при помощи четкой постановкиобразовательных целей, хорошего знания механизмов развития образования изнакомства с разнообразными теориями и практиками международного образования.Только такие механизмы позволяют создать гибкую и развивающуюся модельуправления региональным образовательным пространством.
Такимобразом, управленец образования должен четко осознавать не только механизмыуправления, но и границы своих возможностей в каждом конкретном случае, что,безусловно, является залогом успешной управленческой деятельности. Попыткиспланировать и организовать национальное или региональное образовательноепространство во всех деталях и аспектах, простроить все возможные взаимосвязиисходя из того, что управление будет осуществляться из одного центрастратегического планирования, обречены на провал, сколь бы они ни былирациональными и научно обоснованными. Эффективная управленческая деятельностьвозможна только в случае использования специфических механизмов регулированиявзаимодействия различных институтов образовательной системы со всеми феноменамиобщественной и духовной жизни так или иначе связанными со сферой образования.
Немаловажноезначение для развития образовательного пространства имеет развитиеобразовательного мышления, а также образовательной теории. При этом следуетотметить, что носителями данного типа мышления должны стать не толькопредставители сферы образования, но и управленцы всех уровней, отвечающие заразвитие различных сфер жизнедеятельности общества. Таким образом,целесообразно для управленцев различных уровней предусматривать специальнуюподготовку по теории и практике управления образованием и особенно управленияобразовательными системами. Немаловажное значение имеет и постоянная работа поразвитию образовательной культуры всего общества.
2.3 Проектирование и программирование образования как ядромакроуправления
Управлениеобразовательными системами предполагает последовательную реализацию функциипроектирования и программирования образования, а также использованиеспециальных инструментов регулирования функционирования и развитияобразовательных систем. К данным инструментам относятся, прежде всего,механизмы обеспечения непрерывности образования, стандартизация образования,сравнения дипломов, оценки качества образования, аккредитации учебных заведенийи тестирования. Таким образом, можно сказать, что спецификой управленияобразованием на национальном и региональном уровне является необходимостьобеспечения внутренней устойчивости системы образования и прежде всего еенепрерывности, а также реализация принципов сосуществования с другимиобразовательными системами, то есть обеспечение возможностей продолжатьобразование в других регионах и странах.
Важнейшейособенностью управленческой деятельности в образовании является необходимостьреализации функции проектирования и программирования. В определенном смыслеможно сказать, что именно эти функции являются наиболее существенными дляуправления региональной образовательной системой. Важнейшей частью проектнойдеятельности является описание технологий выполнение проекта и тех ресурсов,которые необходимы для этого. Представление о ресурсах должно быть максимальношироким и включать в себя не только материальные ресурсы, но иинтеллектуальные, кадровые и т.д. Технологии реализации проекта также должны вдостаточной степени быть поливариантными и взаимодополняющими друг друга. Отэтого в значительной степени зависит успешность выполнения проекта.Немаловажным аспектом проектной деятельности является постоянная рефлексияпроведенных действий, что позволяет вовремя реагировать на появившиесясложности в выполнении проекта и корректировать технологии и план деятельности.
2.4 Механизмымакроуправления образованием
Успешностьуправления региональной образовательной системой зависит в значительной степениот успешности проектной деятельности, которая представляет собой ядроуправленческой деятельности и от того, насколько качественными получаютсяпродукты этой деятельности, воплощенные в проектно-нормативную документацию. Вто же самое время содержанием деятельности является обеспечение непрерывности ицелостности образования внутри образовательной системы и возможностивзаимодействия различных образовательных систем в масштабах мировогообразования. Фактически это означает, что управление образовательной системой должно,прежде всего, быть ориентировано на обеспечение целостности системы, чтоявляется залогом ее успешного функционирования и развития. Обеспечениецелостности возможно только как осуществление баланса внутренней устойчивости ивнешней взаимосвязи с другими образовательными системами.
3. Синергетика и управление образованием
3.1Необходимость синергетического подхода в управлении образованием
В условияхдемократизации общества образование, все больше приобретая характер открытойсистемы, имеет возможность вариативного пути развития. В то же время, вмногокомпонентной системе в образовании идет постоянное движение, результатомкоторого является переход его структур и подсистем из одного упорядоченногосостояния в другое.
Такимобразом, процессы самоорганизации в образовательной системе неизбежны всегда. Содной стороны, они стихийно «посягают» на разрушение целостности системы, а сдругой стороны, спонтанно «сообщают» о появлении новых источников развития.Количественные и качественные характеристики этих процессов определяютсявнутренними условиями системы, в том числе ресурсными, а также меройвоздействия на систему извне.
Отношениеобщества и государства к этому разное. В обществе все больше формируетсяпотребность в многообразии содержания образования, что явно стимулируетпроцессы самоорганизации. Однако система, управляющая образованием, пытаетсясохранить свою целостность при этом не учитывает перспективные запросыобщества, не учитывает, что образование как «сложное эволюционное целое»включает в себя большое количество структур и подсистем, темпы развития которыхмогут и не совпадать с темпами развития целого.
Складываетсявпечатление, что управляющая система дистанцируется от образовательной системы.Отдельные акты и даже программы, принимаемые вне общего контекста, еще большеобостряют возникшее противоречие, которое, в свою очередь, становится причинойпроблем образовательных систем разного уровня, в том числе и в образовательныхучреждениях.
В периодотчуждения общества и государства от системы образования (90-е годы XX века)инновационная деятельность в сфере образования стала выражением внутреннейпотребности системы к изменению. Поиск путей трансформации и развития,стремление самостоятельно определить свою роль в меняющихся социально-экономическихи политических условиях были для образовательных коллективов обусловлены нетолько проблемой выживания, но и потребностью оказать реальное влияние наобщество. Внутреннее многообразие образовательной системы, как результатинновационной деятельности, существенным образом изменило ситуацию, оказалосьспособным влиять на определение стратегических перспектив развития образования,выявляя при этом наиболее острые противоречия в системе в целом.
Инновационнаядеятельность – это качественный этап саморазвития личности, процесссамоактуализации субъектов образовательного процесса, ставший возможным какрезультат самообразования, саморефлексии. Поэтому для образовательныхучреждений, осуществляющих инновационную деятельность, особенно характерныпроцессы самоорганизации в педагогической и ученической среде, это может быть ивозникновение устойчивых структур (творческие группы, объединения), и появлениекреативных личностей, способных к созданию «личностно-нового», безотносительнок предыдущему общественному опыту. Изменяется и степень активности среды, чтоведет к расширению образовательного пространства, изменению отношений с нейвсех его субъектов-участников процесса образования. В этих условиях управлениестановится системообразующим фактором дальнейшего развития системы. Появляетсяпроблема оптимального соотношения целенаправленного организующего воздействия исамоорганизации, которое позволит сохранить не только целостность единого, но идолю хаоса, как источника самоорганизации и порядка в едином.
В динамичноменяющейся социальной обстановке управление образовательным процессом должноносить опережающий, превентивный характер. При этом оперативностьуправленческих решений становится столь высокой, что невозможно ихосуществление и выработка на уровне высоких административных эшелонов. Этопредполагает все в большей степени передачу управленческих функций, в том числеи стратегических, на уровень школьных администраций, педагогических коллективовразличных образовательных ступеней и даже на уровень малых творческих групппедагогических работников, в том числе классных руководителей, отдельныхпедагогов (мастеров, тьюторов, новаторов). Последнее возможно в инновационныхобразовательных учреждениях, в которых число участников управления намногобольше, чем в стандартном образовательном учреждении. При этом часть степенейсвободы, связанные административной формой управления, передаются свободнымтворческим группам, объединениям или педагогам. Возникает так называемыеобогащенная образовательная среда с поливариантным выбором, живущая по своимсинергетическим законам, законам самоорганизации и креативного динамическогохаоса, порождающего новые цели (смыслы), ценности и творческие импульсы. Этановая образовательная среда требует особого бережного к себе отношения и новыхделикатных форм управления. В таком образовательном пространстве управляющийсубъект делокализован и неотделим от участников образовательного процесса. Вэтом и заключается его синергетическая сущность, и именно поэтому синергетикарассматривается как подход, адекватный современности в образовании.
В этихусловиях администрация берет на себя функции, генерирующие стратегию развития,в том числе:
· вынужденная реакция на самоорганизацию в общеобразовательномучреждении. Эту функцию можно определить как догоняющую;
· инициирование инноваций. Это опережающая функция управления;
Дляпояснения данного подхода необходимо рассмотреть роль административногоуправления в общеобразовательном учреждении доперестроечного периода, в период демократизацииобщества и в условиях демократического гражданского общества.
В первомслучае администрация является проводником стандартов и регламентирующихуказаний, инициатива педагогического коллектива минимальна, носит локальныйхарактер, примером являются отдельные учителя-новаторы, которых знала всяроссийская школа. Администрация практически пассивна к инновациям снизу, чтосоответствует принципам жесткой централизации, характерной для советскогопериода развития общества.
Насовременном этапе в условиях демократизации общества системы управления всебольше приобретает характер государственно-общественный, что закреплено закономоб образовании. Повсеместно созданы Советы образовательных учреждений, которыедолжны осуществлять обратную связь коллективов педагогов, учащихся и родителейс администрацией, корректируя ее решения с учетом тенденций самоорганизации вобразовательных пространствах. Однако лишь на первый взгляд эта схемаобеспечивает учет внутренних и внешних социальных взглядов и тенденций развитияобщества. На деле время между принятием управляющего административного решения,его воплощения в жизнь и корректировкой (обратная связь) достаточнопродолжительно в современных условиях. Здесь мы имеем дело с «догоняющей», а вомногих случаях безнадежно запаздывающей системой управления. Корректировказачастую происходит методом проб и ошибок в нахождении оптимального варианта ибезнадежно отстает от уже изменившихся условий жизни. Такая системапоследовательного, медленного нащупывания оптимальных решений неэффективна всовременных условиях, тем более в будущем.
Наиболееадекватной является третья – инновационно-синергетическая система управления. Вэтой системе администрация более не является пассивным, ждущим участником винновационной цепи, выполняющим лишь функции «стимул-реакция». Рольадминистрации помимо гомеостатических функций, функций отклика на инициативыснизу дополняется функцией превентивного, опережающего управления,осуществляемого за счет генерации параллельных, альтернативных полей возможныхинициатив, предъявляемых любым субъектам образовательного пространства. Этопроисходит не только в рамках коридора допустимых функциями гомеостаза, но и засчет процессов самоорганизации в образовательном пространстве, например, внаправлении качественного нового развития образовательной программы. И этоотнюдь не единственные инициативы. И другие возможности могут порождатьсяпроцессами самоорганизации в образовательном пространстве. Возникающеемногообразие параллельных путей развития образовательного процесса позволяет вускоренном режиме выбирать и поддерживать наиболее оптимальные из них.Реализация опережающего, инновационного административного управления позволяетсоздать образовательное пространство с высокими адаптивными свойствами ивысокой скоростью реакции на вызовы быстро изменяющихся социальных условий.Кроме того, такая синергетическая система, в большой степени моделируя самусоциальную среду современного мира, оказывает влияние на его развитие, т. к.в образовании как ни в какой другой сфере представлено будущее в настоящем.
3.2Принципы синергетики и проблема управления образованием
Синергетикав сфере образования и педагогики несет большой эвристический потенциал, дает нетолько новый язык для перевода известных положений и терминов, но и эволюционнуюметодологию управления образовательным процессом с учетом феноменовсамоорганизации в образовательном пространстве.
Методологическиепринципы синергетики применительно к процессам взаимодействия образовательныхучреждений разного уровня в некотором регионе.
Гомеостатичность.Гомеостаз это поддержание программы функционирования системы в некоторыхрамках, позволяющих ей следовать к своей цели-аттрактору. В нашем рассмотрениипод системой может пониматься как отдельное образовательное учреждение, так иобразовательная система региона или вся система образования России в целом, итогда аттрактором-целью является как задача подготовки выпускников заданногоуровня требований, определяемых, в конечном счете, социальным заказом, так испособ-траектория обучения. Обратные связи, фиксирующими программуфункционирования определяются обязательными федеральными программами, уставныминормативами образовательных учреждений, традициями образовательной системы, атак же механизмами их реализации. Формирующие потоки в образовательных системах– это, прежде всего, потоки ресурсов материальных, административных,информационных.
Иерархичность.Основным смыслом структурной иерархии, является составная природа вышестоящихуровней по отношению к нижестоящим. Всякий раз элементы, связываясь вструктуру, передают ей часть своих функций, степеней свободы, которые теперьвыражаются от лица коллектива всей системы, как параметры порядка. Такова видеале роль законодательства в обществе, делегировавшего государству частьсвобод своих граждан; такова роль и нормативно правовых, инструктивныхдокументов, но лишь в случае, когда педагогическая среда их принимает испособна выполнять. При рассмотрении двух соседних уровней в состояниигомеостаза принцип подчинения гласит: долгоживущие переменные управляюткороткоживущими; вышележащий уровень, нижележащим, хотя сам образован из егоэлементов.
Именно такиерархизована любая административная система, в том числе и образовательная.Поэтому любые образовательные реформы «сверху» обречены, если они не адекватныцелям ниже лежащих уровней. Например, все попытки сократить административныйаппарат вызывали за последние тридцать лет лишь его увеличение.
Вроссийском образовательном кризисе наблюдается ослабление функций федеральныхуправляющих административных потоков, в силу их неспособности реагировать набыстроменяющуюся социальные потребности. В то время как передача большихадминистративных полномочий на региональный или школьный уровень позволяетоперативно решать многие проблемы, что оправдывает существование разнообразныхформ школьного самоуправления.
Нелинейность.Нелинейность есть нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении:результат действия суммы причин не равен сумме результатов отдельных причин.Кроме того, коллективные действия не сводятся к простой сумме индивидуальныхнезависимых действий. В задаче взаимодействия образовательных учрежденийразного уровня линейное управление возможно из единого центра при запретекоммуникации учреждений между собой – жесткое командное администрирование. Учетколлективных взаимодействий приводит к нелинейным откликам на административныевоздействия. Сетевые коммуникации создают собственные иерархические уровни,живущие параллельно административным центрам, дополняющие их и, зачастую, болееоперативные, чем последние.
Незамкнутость(открытость). Это означает, что иерархический уровень может развиваться,усложняться, только при обмене веществом, энергией, информацией с другимиуровнями. Именно внешние потоки и являются управляющими параметрами систем.Однако в человекомерных системах внешнее и внутреннее иногда меняются местами,например мотивационный ресурс является как внешним, так и внутренним, но вразных контекстах.
Неустойчивость.Точки неустойчивости систем, в том числе и образовательных, и есть самыеэффективные состояния для управления ими, выводя систему в неустойчивоесостояние, мы лишаем ее адаптивных способностей гомеостаза – отрицательныхобратных связей, на преодоление которых теперь не надо тратить энергиюуправляющего воздействия. В образовании это хорошо иллюстрирует методпроблемного обучения: новая идея рождается, когда учащийся находится внеустойчивом состоянии хаоса сомнений и выбора при высоком мотивационном фоне.
Динамическаяиерархичность (эмерджентность). Основной принцип прохождения системой точекбифуркаций, ее становления, рождения и гибели иерархических уровней. Этотпринцип описывает возникновение нового качества системы по горизонтали, т.е. наодном уровне, когда медленное изменение управляющих параметров мегауровняприводит к бифуркации, неустойчивости системы на макроуровне и перестройке егоструктуры. В точке бифуркации коллективные переменные, параметры порядкамакро-уровня возвращают свои степени свободы в хаос микроуровня, растворяясь внем. Затем в непосредственном процессе взаимодействия мега – и микроуровнейрождаются новые параметры порядка обновленного макроуровня. Именно здесьпроисходит эволюционный отбор альтернатив развития макроуровня. Это ключевойпринцип синергетики. В образовательных пространствах он описывает инновационныемеханизмы и явления смены доминант, рождение коллективных инициатив и новыхобразовательных программ и т.д.
Наблюдаемость.В синергетике это относительность интерпретаций к масштабу наблюдений иизначально ожидаемому результату. Целостное описание иерархической системыскладывается из коммуникации между наблюдателями разных уровней, подобно тому,как общая карта области сшивается из мозаики карт районов.
Врассматриваемом случае речь идет о коммуникации наблюдателей-акторов изразличных образовательных пространств, из различных образовательных учреждений.Фактическая задача здесь сформировать обогащенное, динамичное образовательноепространство, лишенное коммуникативных разрывов, адаптивное к социальнымпотребностям общества и региона, осуществляющее преемственность исогласованность в процессах непрерывного образования. Синергетика даетвозможность не навязать, а вырастить такое пространство. Несмотря на то, чтоуправление идет сверху вниз, но инновационные потоки идут снизу вверх, осуществляяадаптацию целостной системы к социальным изменениям. Управляющая вертикальдолжна лишь поощрять и отбирать здоровые инновационные формы.
3.3 Модельуправления
Всоответствии с принципами синергетики построена модель управленияобразовательным пространством. В этой модели целью управления является такоесогласованное взаимодействие элементов системы, которое бы обеспечило ифункционирование элементов и существование всей системы в целом, обеспечилосохранение и развитие системы образования, создание условий для развитиякоммуникативных связей между образовательными учреждениями региона. В конечномсчете, цель управления – создание условий для развития личности. Задачауправления – оптимизация взаимодействия исключающих друг друга процессовсохранения и изменения, происходящих в образовательном пространстве. Эту задачуможно представить как комплекс задач двух уровней: а) тактических – управлениеспонтанно сложившимся многообразием и б) стратегических – управление самимпроцессом возникновения многообразия.
В открытойсистеме новые элементы многообразия, возникающие спонтанно, угрожаютсложившейся системе связей, требуют своего места в этой системе, вторгаются внее, нарушая ее единство. Для сохранения этого единства необходимо, чтобыуправление носило превентивный характер, предвидело возникновение новыхэлементов, поддерживало гибкость, вариативность связей между элементами,сохраняло определенную меру их свободы. Это позволит сохранить единствоэлементов в их отношении друг к другу, обеспечить условия для возникновенияновых элементов, повышения степени их многообразия. Возникновение новоговозможно там, где предоставлены для этого большие возможности, где имеетсябольшая свобода выбора.
3.4Формирующие потоки
Условием формирования самоорганизующихся структур является наличиеформирующих потоков. В образовании мы отмечаем следующие типы потоков:информационные (степень коммуникативности), ресурсные (время, финансы, кадры иматериальное обеспечение). В свою очередь управление процессом самоорганизации можетбыть представлено тремя основными типами:
· Параметрическое: создание и фиксация управляющих потоков, которыеявляются управляющими параметрами. Это текущее среднесрочное управление, всостоянии нормы, управление на макроуровне.
· Динамическое: ситуационное, быстрое реагирование, принятие решенийв точках выбора, бифуркациях, состояниях неустойчивости и динамического хаоса.Управление краткосрочными процессами на микроуровне.
· Игровое: установление правил коммуникаций, логики взаимодействий.Стратегическое, долговременное управление на мегауровне.
Такимобразом, возникают традиции, крупномасштабное моделирование.
При этихтипах управления образовательное пространство самоорганизуется за счет своихпараметров порядка, иначе – коллективных переменных, возникающих в процессединамической иерархизации системы отношений субъектов среды.
Описаннаясистема взаимодействия и управления субъектами целостного ОП можетвоспроизводиться в каждом районе региона в упрощенном виде. Кроме того, какутверждают авторы данной теории, она может быть, при должной доработке, взятаза основу модели функционирования целостного образовательного пространстваРоссии.
Заключение
Одна изотличительных особенностей современной системы образования – переход отгосударственного к государственно-общественному управлению образованием.Сущность государственно-общественного управления заключается в объединенииусилий государства и общества в решении проблем образования.
Всоответствии с Федеральной программой планируется разработать механизмысовершенствования взаимодействия и координации деятельности органовгосударственной власти Российской Федерации, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединенийсистемы образования и общественных организаций по развитию системы образованиякак единого комплекса.
Эта задачаобусловлена наличием проблем в управлении образовательной системой в РФ. К ихчислу можно отнести:
· разрозненность совместной деятельности общества, системыобразования и средств массовой информации по распространению образовательных,воспитательных, научно-просветительных программ, других материалов;
· несовершенство форм и недостаточная активизации участияпрофессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений,педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) иобщественных организаций в реализации государственной политики в областиобразования;
· практическое отсутствие форм и методов развития самоуправленияобучающихся;
· неразвитость правовых основ взаимоотношений исполнителейобразовательных услуг, обучающихся и их родителей.
Несмотря наналичие проблем, необходимо отметить, что для современного состояния управлениясистемой образования характерен процесс создания новой децентрализованноймодели управления, и возможно, что разрабатываемые учеными теории управлениябудут воплощены в жизнь.
Литература
1. Алексеев Н.Г. Принципы и критерии экспертизы программразвития образования. Вопросы методологии 1994, NN 1,2.
2. Громыко Ю. Проектирование и программирование развития образования.М., 1996.
3. В.Г. Буданов, В.А. Журавлев, В.А. Харитонова. Управлениеобразовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемымоделирования.
4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма иконтекстное обучение. – М.: ИЦ, 1999.
5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Уч. пос.под ред. Смирнова С.А. – М.: Академия, 1998.
6. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управленияпедагогическими системами. Программно-методическое пособие. – М., 1999. ЖурналИмидж №8 2002 год.
7. Журнал Имидж №8 2002 год. Основные подходы к проектированиюобразовательных процессов.