Реферат по предмету "Педагогика"


Дидактические основы использования игрового метода на уроке физкультуры в 10 классах

Курсоваяработа
Тема:Дидактические основы использования игрового метода на уроке физкультуры в 10классах

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
I Теоретические аспекты физическогоразвития школьников на уроках физкультуры в 10 – 11 классах
1.1 Особенности физическогоразвития детей старшего школьного
возраста и влияниезанятий физическими упражнениями на организм
1.2 Педагогический контрольза физической подготовленностью
Выводы по I части
II Игра как средствои метод обучения двигательным действиям
1.1 Понятие и сущность игры
1.2 Методика проведенияподвижных игр
1.3 Особенности проведенияигр для юношей и девушек
1.4 Характеристика подвижныхигр
Выводы по II части
III Роль и значениеподвижных игр для физического совершенствования школьников
IV Фрагмент урока физическойкультуры в 10-11 классах с
использованием игровогометода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Цели:
1. выяснить понятие и сущность игры. изложить методику подвижныхигр
2. разработать фрагмент уроков физической культуры в 10-11 классахс использованием игрового метода
Кардинальные изменения, происходящие в жизни общества, выдвигают принципиальноновые задачи перед системой образования, которое однозначно признало приоритетправ личности школьника.
Совершенно очевидно, что улучшение здоровья детского населениянапрямую связано с поиском средств физического воздействия, отвечающимпсихофизиологическим особенностям детей.
Сегодня основным звеном системы физического воспитания в нашейстране является базовая физическая культура, а важнейшей ее формой — школьная,представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задачфизического воспитания в виде учебных занятий.
Уроки физической культуры обязательны для всех учащихся, ихсодержание определяется государственной учебной программой. Однако существующаяныне программа строго регламентирует все виды, средства и методы физическоговоспитания и, к сожалению, создает слишком «заорганизованный» процесс проведения занятий, чтопротиворечит естественным потребностям исследуемого контингента, не учитывает состояниездоровья учащихся и приходящую в негодность материально-техническую базубольшинства школ.
Изучая педагогическую литературу, можно прийти к выводу, что большинствометодик, используемых в физическом воспитании, направлены на развитие либо такназываемых «отстающих двигательных качеств» (Кадетова A.B., 1989; Никитин И.В.и др.), либо на комплексное развитие (Дьяконов В.В… Травин Ю.Г., 1979, 1982;Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б., 1992). В более поздних исследованиях(Бальсевич В.К., Болыненков В.Г., Рябинцев Ф.П., Гуревич И.А., 1996) дляэффективности решения задач физического воспитания в качестве средствиспользовали соревновательно-игровые задания, сюжетно-ролевые игры (ГермановаA.A., 1998).
Об эффективности уроков физической культуры игровой направленностиизложено в работах А.Е. Дубового (1999), О.В. Загрядской (1999), А.П. Матвеева(2003), Л.Н. Чащевой (1999) и др. Однако, несмотря на то, что игроваядеятельность рассматривается как наиболее естественная природосообразная деятельностьподростков, с помощью которой ребенок познает мир путем активной реализации иприсвоения структуры, норм, отношений, правил на всех уровнях человеческогопознания: образовательном, культурном, личностном, социальном (Портных Ю.И.,1994; Шмаков С.А., 1994), она не находит должного применения на уроках физическойкультуры в младших классах.
Следовательно, проблемой исследований является несоответствиемежду потенциальными возможностями игровой деятельности на личность и обществов целом и существующей практикой ее изучения и использования в целяхфизического воспитания школьников.
В этой связи становится очевидным, что цель предпринятого исследования направлено на определение путейболее эффективного использования игры как наиболее действенного методафизического воспитания, которое в единстве с другими (организационными,экономическими) мерами способствовало бы углублению развития физическойкультуры в стране и формированию нового человека, объективно необходимо исвоевременно.
Исходя из цели работы, сформулируем задачи, которые необходиморешить для достижения поставленной цели:
1.   Изучитьособенностифизического развития детей старшего школьного возраста и влияние занятийфизическими упражнениями на организм;
2.   Рассмотретьв работе как осуществляется педагогический контроль за физическойподготовленностью;
3.   Выяснитьсущностьигры; дать характеристику подвижным играм;
4.   Разработатьфрагмент уроков физической культуры в 10-11 классах с использованием игровогометода
5.   Изложитьметодику проведения подвижных игр;
6.   Сделатьсравнительный анализ двух групп, которая занимается подвижными играми и которая не занимается подвижнымииграми.
7.   Сделатьзаключение о роли и значении подвижных игр для физического совершенствования школьников;
8.   Вконце каждой главы сделать выводы об изложенной информации, а в итоге сделатьзаключение по всей работе.
Объект исследования: учебный процесс физического воспитанияучащихся 10- 11классов.
Предмет исследования: технология применения подвижных игр вфизическом воспитании школьников 10 – 11 классов.
Для исследования поставленной цели были использованы следующие методы:
1. Определено состояние здоровья школьников 10 – 11 классов кдозированию нагрузки на уроках по физической культуре.
2. С помощью корреляционного анализа выявлено, что итоговая оценкасостояния здоровья зависит от уровня функционального состояния,
физической подготовленности и физического развития.
3. Изучена программа физического воспитания, основанная напреимущественном использовании игрового метода.
4. Теоретически доказано, что применение игрового метода припроведении уроков физической культуры оказывает положительное влияние науровень здоровья школьников.

IТеоретические аспекты физического развитияшкольников на уроках физкультуры в 10 – 11 классах
 
1.1Особенности физического развития детей старшего школьного возрастаи влияние занятий физическими упражнениями наорганизм
Важно и то, что положительное влияние игрового метода ипредлагаемых средств на формирование растущего организма послужит не толькотолчком к уточнению программ по физическому воспитанию школьников, но и, исходяиз практической значимости, расширению общего курса подвижных и спортивных игрв учебных планах средних и высших учебных учреждениях.
Организм подростков имеет свои анатомические, физиологические ипсихологические особенности. Их необходимо знать и учитывать в процессе занятийфизическими упражнениями.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процессароста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном егопротекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половоесозревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различиякак в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляется росттела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе.
Различия между юношами и девушками в размерах и формах теладостигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши всреднем выше девушек на 10-12см. и тяжелее на 5-8 кг. Масса их мышц поотношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой тканименьше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ногидлиннее, чем у девушек.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большейчасти скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длинузамедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелетспособен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппаратасопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваютсяравномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила.
В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышцправой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (сбольшим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой илевой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности длявоспитания силы и выносливости мышц.
У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньшийприрост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но затоинтенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка,сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальнаялегочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем уюношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения идыхания у них оказываются гораздо ниже.
Сердце юношей на 10-15% больше по объему и массе, чем у девушек;пульс реже на 6-8 уд./мин., сердечные сокращения сильнее, что обусловливаетбольший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышатчаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100см3 меньше.
В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательнойсферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детейстаршего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений,точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные ипространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевуюактивность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способностьк терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость,что создает определенные трудности в физическом воспитании.
В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастнымигруппами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных икоординационных способностей (таблица 1).Таблица01. Темпы прироста различных физическихкачеству детей старшего школьного возраста (%)Физические способности Среднегодовой прирост юноши девушки Скоростные 1,5 0,2 Силовые 14,0 9,0 Общая выносливость 2,1 0,7 Скоростная выносливость 2,1 -0,6 Силовая выносливость 8,5 -2,0
Тем не менее, в этом возрастном периоде сохраняются еще немалыерезервы для улучшения двигательных способностей, особенно если делать этосистематически и направленно[1] [Ж.К. Холодов,С.В. Кузнецов, 1989].
Между развитием двигательных качеств и формированием двигательныхнавыков существует тесная связь. Освоение новых движений сопровождаетсясовершенствованием двигательных качеств. Различные движения избирательновоздействуют на двигательный аппарат человека, поэтому отдельные мышцы имышечные группы развиваются неравномерно.
Занятия физическими упражнениями ускоряет развитие двигательныхкачеств, но прирост их в различные возрастные периоды неодинаков.
Систематические занятия физическими упражнениями повышаютприспособительные реакции организма, обуславливают его правильноефункционирование. Реакции на физические нагрузки не проходят бесследно: онисопровождаются специфическими следовыми сдвигами (трофические процессы), набазе которых происходит увеличение структурных, энергетических, следовательно,и функциональных ресурсов организма.
Это является важным фактором повышения надежного функционированияфизиологических систем организма, что, естественно, приобретает особеннобольшое значение в ходе развития возрастных изменений.
Обеспечивается структурно-функциональное совершенствованиекровообращения и усиление трофических функций нервной системы, созданиедостаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечноймускулатуры. Увеличивается функциональный резерв, приспособление к нагрузкам,ускоряется восстановление.
Чем быстрее восстановление, тем больше у организма сил длявыполнения последующей работы, следовательно, тем выше его функциональныевозможности и работоспособность, т.е. увеличивается время работы и сокращаетсявремя врабатывания. При занятиях физическими упражнениями положительные эмоциивлияют на нервно-психический тонус, что, в свою очередь, влияет на ЧСС.
У подростков, занимающихся физическими упражнениями, наблюдаетсяурежение пульса в покое, т.к. в результате тренировок идет привыкание,адаптация организма к физическим нагрузкам, соответственно и глубина дыхания впокое будет больше, а её частота реже, что говорит об увеличении ЖЕЛ.Развивается психомоторная функция (быстрота и точность движения). Как правило,занимающиеся спортом, опережают своих ровесников в физическом развитии.

1.2Педагогический контроль за физической подготовленностью
 
Тестирование двигательных возможностей человека является одной изнаиболее важных областей деятельности научных работников и спортивныхпедагогов. Оно помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявляетуровни развития кондиционных и координационных способностей, позволяетоценивать качество технической и тактической подготовленности.
На основе результатов тестирования можно: сравниватьподготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проводитьспортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия всоревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль заобучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов, выявлять преимущество инедостатки применяемых средств, методов и обучения, форм организации занятий;наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физическойподготовленности подростков[2] [Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения. М. 1981].
Кроме этого задачи тестирования сводятся к следующему:
·  научить самих школьников определять уровень своей физическойподготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физическихупражнений;
·  стимулировать учащихся к дальнейшему повышению физическогосостояния (формы);
·  знать не столько исходный уровень развития двигательнойспособности, сколько его изменение за определённое время;
·   стимулироватьучащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, зазапланированное повышение личных результатов.
Одной из причин того, что за последние 25 лет у детей и подростковСША не повысился, а даже понизился уровень физической подготовленности,известный специалист Беспалько В.П.[3] [«Слагаемые педагогической технологии», 1995] называет традиционныйподход к тестированию, когда результаты стандартизированных тестов и нормативовсравниваются с показанным результатом, что может вызвать у большинства учащихсянегативное отношение к тестированию.
Тестирование должно способствовать повышению интереса у школьниковк занятиям физическими упражнениями, приносить им радость, а не вести кразвитию комплекса неполноценности. В этой связи учёный говорит о необходимостипересмотра организации тестирования. Им разработана батарея тестов, в которой:
1. Результаты тестов не сравниваются с нормативами, оценка ихвыполнения основана на изменениях, происшедших за определённый период времени;
2. Все компоненты теста модифицируются; используются облегчённыеварианты упражнений (упражнения, входящие в содержание теста, должны бытьдостаточно лёгкими, чтобы вероятность успешного выполнения была велика, оценкиноль и со знаком минус исключены).
Итак, при тестировании важно сближение научных (теоретических)задач и лично значимых положительных для человека мотивов участия в даннойпроцедуре[4] [Левина М.С. «Технологиипрофессионального педагогического образования», 2002].
Контроль за физической подготовленностью выступает как оперативноеуправление, которое обеспечивает функционирование системы в соответствии снамеченными планами. Оно заключается в периодическом и непрерывном сравненииполученных результатов с намеченными планами и последующей коррекцией процесса подготовки,и самих планов. Система контроля служит для получения информации о текущемсостоянии процесса физического воспитания. От информационного обеспечениязависит эффективность управления процесса физического воспитания.
Левина М.С. утверждает[5] [«Технологиипрофессионального педагогического образования», 2002], что сроки тестирования согласуются со школьнойпрограммой, которая предусматривает обязательное двухразовое тестированиефизической подготовленности учащихся. Первое целесообразно проводить во вторую- третью неделю сентября (после того как учебный процесс войдёт в нормальноерусло), а второе — за две недели до окончания учебного года (в более поздниесроки могут иметь место организационные трудности вызванные приближающимисяэкзаменами и каникулами). Знание годичных изменений в развитии двигательныхспособностей детей позволяет учителю вносить соответствующие корректировки впроцессе физического воспитания на следующий учебный год.
При оценке общей физической подготовленности детей, как ужеотмечалось, можно использовать самые разнообразные батареи тестов, выборкоторых зависит от конкретных задач тестирования и наличия необходимых условий.Однако, в связи с тем, что полученные результаты тестирования можно оцениватьлишь путём сравнения, целесообразно выбирать тесты, которые широко представленыв теории и практике физического воспитания детей.
Например, опираться на те, которые рекомендованы в «Комплекснойпрограмме физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательнойшколы» или в программах физического воспитания учащихся общеобразовательнойшколы.Педагогическийконтроль обусловлен содержанием учебно-воспитательного процесса, правильнаяорганизация которого предполагает постоянный обмен информацией между учителем иучеником о реальных результатах их совместного труда. Сущность такого контролясвоевременное получение объективной и достаточно полной информации о степениовладения техникой изучаемого двигательного действия и об уровне развитиядвигательных качеств на каждом этапе обучения.
Выводыпо Главе I
Анализ специальной литературы позволяет сказать,что специалисты физической культуры и спорта считают одной из главных задачфизического воспитания в общеобразовательной школе повышение уровня физическойподготовленности школьников. Для решения этой и других не менее важных задачфизического воспитания необходим систематический педагогический контроль, и егоанализ. Последнее время появилось мнение, что оценивать работу учащихсянеобходимо по показателям прироста индивидуальных результатов, что позволяетсоздать у школьников положительный психологический настрой и побуждает ихдобиваться более высокого уровня физической подготовленности.
Таким образом, способности проявляются и развиваются в процессевыполнения одной или нескольких деятельностей, но это всегда результатсовместного действия наследственных и средовых факторов.
Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока ещёне создана единая общепринятая классификация физических (двигательных)способностей человека. С определённой долей условий можно говорить обэлементарных и сложных физиологических способностях.
Более элементарными являются, координационные способности в бегеили в заданиях на статическое равновесие, быстрота реагирования в простыхусловиях, гибкость отдельных суставов позвоночника, более сложными — координационные способности, проявляющиеся в единоборствах и спортивных играх,быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость вдлительном беге. Планирование учебной работы по физическому воспитанию должноосуществляться с учетом периодов развития физических качеств.

IIИгра как метод обучения двигательнымдействиям
 
2.1     Понятие и сущность игры
 
Подвижная игра — одно из важных средстввсестороннего воспитания детей старшего школьного возраста. Характерная ееособенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности:в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическоеи трудовое воспитание. Активнаядвигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительныеэмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всехорганов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучаютцелесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.В подвижных играх создаются наиболее благопрятныеусловия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от«ловушки», надо проявитьловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетомигры, школьники могут выполнять синтересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости, чтоприводит к развитию выносливости.
Во время игры подростки действуют в соответствиис правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируютповедение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма,честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила,а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитаниюволевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться сотрицательными эмоциями. Вподвижных играх подростку приходитсясамому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и поройнеожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решениявозникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности,инициативы, творчества, сообразительности.
Игры помогают емурасширять и углублять свои представления об окружающей действительности.Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, подросткипрактически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, оявлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике.
 
2.2 Методикапроведения подвижных игр
 
Подвижные игры следует добирать такие, что воспитывают у учениковвысокие морально волевые качества и, укрепляют здоровья, оказывают содействиеправильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательныхпривычек и умений.
Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство,допускать грубость. Таким образом, подвижные игры сыграют большую роль ввоспитании сознательной дисциплины у детей, которая есть непременным условиемкаждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит оттого, как дети усвоили ее правила, которое есть из проявлений сознательной дисциплины.
В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественногоповедения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако играприносит пользу только тогда,если учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами (воспитательным,оздоровительным и образовательными), которые решаются во время игры, санатомо-физическими и психологическими особенностями учеников, с методикойпроведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарныхусловий.
Большинство подвижных игр имеет широкий диапазон: они доступныедетям разных групп. Наибольшая близость той или другой игры предопределяетсястепенью ее доступности. Важное условие успешности игровой деятельности — понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показомотдельных приемов и действий.
Обучение детей целесообразно начинать из простых, некомандных игр,потом перейти к переходных и завершить сложными — командными. К более сложнымиграм следует переходить своевременно, пока ученики не утратилизаинтересованности к изученных раньше. Это поможет закрепить привычки и умения.Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку.
Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставитьконкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие,учитывая состав участников, их вековые особенности, развитие и физическуюподготовленность.    При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий(урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживатьсяизвестного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложных. Дляэтого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитываетсяколичество элементов, которые входят в ее состав (бежал, прыжки, метание ит.п.).
Игры, которые состоят из меньшего количества элементов и в которыхнет распределения на команды, считаются более легкими.  Отбор игры зависит и отместа проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры свыстраиванием у колоны и шеренги, а также те, в которых игроки принимаютучастие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности сбегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивныхигр и т.п… При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря.Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряютинтерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины. 
Таким образом, эффективность проведения игры[6] [«Школа учит мыслить», 1987] зависит от адекватностирешения таких организационных факторов:
·  умение доходчиво и интересно объяснить игру;
·  размещение игроков во время ее проведения;
·  определение ведучих;
·  распределение на команды;
·  определение помощников и судий;
·  руководства процессом игры;
·  дозирование погрузки в игре;
·  окончание игры;
Перед объяснением учеников следует разместить в исходноеположение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщаетназвание игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место.При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, изкоторого все игроки могли бы его доброе видеть и слышать. Для лучшего усвоенияигры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особоевнимание игроков надо свернуть на правила игры. И если эта игра проводитсявпервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.
Существует несколько способов определения ведущего, а применяют ихв зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учительможет назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновавсвой выбор. Ведущего также могут избрать самые игроки. Однако для этогонеобходимо, чтобы они доброе знали друг друга, иначе их выбор не всегда будетудачной.
Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выборстимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевкув виде счета. Роли ведучого могут быть разнообразные и оказывать содействиеформированию организаторских привычек и активность.
В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и большекоманды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем однимиз следующих способов:
·  с помощью расчетов;
·  фигурной маршировкой;
·  по указанию руководителя;
·  по выбору капитанов, которые поочередно добирают себе игроков;
Все способы распределения на команды надо вводить соответственнохарактеру и условий проведения игры, а также состава игроков. В сложных играх сбольшим количеством игроков необходимо привлекать судий – помощников, онисчитают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры.
Помощники и судьи назначаются из учеников, уволенных за состояниемздоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности,для которых физическая погрузка чьей игры противопоказанное. Если такихучеников нет, то помощников и судий назначают из числа игроков.
Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающиймомент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижениезапланированного педагогического результата.
Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:
·  наблюдение за действиями учеников, игроков;
·  устранение ошибок;
·  показ правильных и коллективных приемов;
·  прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения кигрокам;
·  регулирование погрузок;
·         стимулирование необходимого уровня змагальной активности на протяжениивсей игры.
Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способрешения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческойинициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируякак лучшее действовать в того или другого случая. Важно своевременно исправлятьошибки.
Лучшее это делать во время специального перерыва, а (игроке в настоящее времяоставаться на своих местах). Объяснять ошибку нужно сжато, демонстрируяправильные действия. Если этих приемов недостаточно, применяют специальныеупражнения, в отдельности анализируют ту или другую ситуацию и объясняютспециальные действия.
Ответственным моментом в руководстве подвижными играми естьдозирование физической погрузки, определение которого есть более сложным, чем вфизических упражнениях, не связанных с игровыми действиями. Игроваядеятельность своей эмоциональностью захватывает детей и они не ощущаютусталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременнопрекратить игру или изменить ее интенсивность и характер погрузки.
Регулируя физическую погрузку в игре, учитель может использоватьразнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенный на игру;изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции,которую пробегают игроки; корегувати вес и количество предметов, усложнять лиупрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыхаили уточнения или анализа ошибок.
Окончание игры может быть своевременной (если игроки получилидостаточное физическое и эмоциональное погрузки). Преждевременное или внезапноеокончание игры вызовет неудовольствие у учеников. Во избежание этого, педагогдолжен уложиться в время, отведенный для игры.
После окончания игры необходимо подбить итоги. При сообщениирезультатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки иотрицательные и положительные моменты в их поведении. Желательно отметитьлучших ведущих, капитанов, судей,какуже отмечалось, подвижные игры используются для решения образовательных,воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.
В зависимости от задач и характера игры, ее физической иэмоциональной погрузки, состава учеников она может быть включена в все части тренировки.Подготовительная часть – игры небольшой подвижности и сложности, которыеоказывают содействие сосредоточенности внимания учеников.
Ххарактерными видами движений для этих игр есть ходьба, бежал с нескладнымидополнительными упражнениями. Основная часть — игры с бегом на скорость, спреодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которыетребуют большой подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействиеизучению и усовершенствованию техники выполнение тех или других движений.
Заключительная часть – игры незначительной и средней подвижности спростыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие активномуотдыху после интенсивной погрузки в основной части и завершении его с добрымрасположением духа. Всестороннего воспитания и гармонического развития учениковможно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильноорганизованного обучения подвижными играми.
Игры на местности належат к подвижных, вместе из тем они отличаютсяот них как содержанием, так и задачами, которые решают, а также условиями,методикой проведения. Они происходят в разнообразнейший местах на обычнойместности, в лесу и.т.д. Почти все игры, которые проводятся на местности,предусматривают наличие у детей определенной подготовки, знаний и привычек.
Каждая игра на местности должна начинаться и заканчиваться зазаранее определенными сигналами. После окончания игры тренер вместе с всемиигроками должен проанализировать их ход, определить победителей (группы иликоманды), отдельных игроков, которые в особенности успешно выполняли задачи. исудий – посредников, которые успешно справилось с своими обязанностями, а такжесказать о тех, кто получил замечание. Соблюдение дисциплины, правил и условийигры на местности оказывает содействие ее качественному проведению и повышаетзаинтересованность детей.
2.3     Особенностипроведения игр для юношей и девушек
Подвижные игры в старших классах в основном используются для повышенияобщей физической подготовленности, а также для специальной спортивнойподготовки подростков.
Следует помнить, что в 15—17-летнем возрасте (X—XI классы)продолжается рост и развитие организма. Процессы окостенения скелета,нарастания мышечной силы и развития внутренних органов еще не заканчиваются. Вдеятельности нервной и сердечно-сосудистой систем существует некотораянеуравновешенность, повышенная возбудимость.
Выносливость организма юношей и девушек 15—17 лет меньше, нежели увзрослых. Вес тела у юношей прибавляется главным образом благодаря увеличениюмышечной массы; у них не отмечается отставания в развитии мышечной силы поотношению к весу. Мышечная система девушек развивается медленнее, чем уюношей (в частности, слаба мускулатура плечевого пояса). Вес тела девушек увеличивается засчет длины туловища, развития тазового пояса и жировых отложений.
Сравнительная оценка соотношения длины туловища и ног девушек 15—17 летпоказывает, что у них при относительно большей длине туловища ноги короче, чему юношей; поэтому длина шага у них меньше. А данные сопоставления веса тела и жизненнойемкости легких обнаруживают, что эти показатели у девушек более низкие.
У школьников старшего возраста значительно возрастает способность кабстрактному мышлению и анализу своих действий и действий окружающих. Умногих юношей и девушек окончательно формируется интерес к занятиям попреимуществу тем или иным видом спорта, поэтому их привлекают подвижные игры,позволяющие совершенствоваться в выбранном виде спорта.
Вполне доступными и интересными для них становятся усложненные повзаимоотношениям участников подвижные игры, построенные на выполненииприемов и действий, значительных по трудности.
Систематически организуемые подвижные игры при правильномпроведении оказывают положительное влияние на динамику физического развития исовершенствование двигательных способностей занимающихся.
Принимая во внимание, что в этом возрасте развитиекостно-мышечного аппарата еще не закончилось, в играх нельзя допускатьдлительных односторонних силовых напряжений. Также противопоказаны повышенныенагрузки в играх с бегом и прыжками, перенапряжения, перетренировки, которыемогут повредить нервную и сердечно-сосудистую системы юношей и девушек. Однаков целях повышения общего физического развития и совершенствования двигательныхнавыков вполне возможно проводить игры с многократно повторяющимися активнымидействиями участников в течение довольно длительного времени. При этом необходимоучитывать, что физические возможности девушек в игровых действиях, требующихпроявления силы, скорости, координации движений и выносливости, меньше, чем уюношей.
Подвижные игры типа поединков (с борьбой двух, трех или несколькихифающих за место, время, результат), в которых каждый участник можетнепосредственно влиять на действия другого, лучше проводить таким образом,чтобы состязались «соперники» одного пола.
Однако в таких играх-упражнениях, где необходимо проявить силу,скорость или координацию движений при условиях попеременного выполнения заданийбез непосредственного сближения с «противником», могут принимать участиекоманды игроков и в смешанном по полу составе. При этом с целью уравниванияшансов на победу до проведения игры желательно установить меньшие по трудностии сложности требования для девушек.
Руководителю необходимо обращать внимание не только на численныйсостав команд, который должен быть примерно одинаков, но и на то, чтобыколичество юношей и девушек в каждой команде было примерно равным.
Таким образом обычно достигается некоторое равенство команд посилам. Но иногда, в зависимости от характера подвижной игры и тренированности играющих,равные по силе команды могут быть составлены и при неодинаковом соотношенииюношей или девушек в каждой.
В играх для девушек должны быть исключены прыжки, связанные ссильным сотрясением тела, резкие, рывковые движения рук, действия с высокойсиловой нагрузкой, особенно на плечевой пояс. Девушкам надо воздерживаться отучастия в подвижных играх (тем более от соревнований по играм) в дни менструальногоцикла.
Руководитель должен воспитать у учащихся старших классов такое отношение кзанятиям подвижными играми, чтобы они воспринимались ими как серьезное дело.Следует объяснить, что та или другая игра включается в урок целенаправленно иимеет учебно-тренировочное значение. Сознательно выполняя игровые задания, ученикибудут заниматься подвижными играми с повышенным интересом и лучшей дисциплиной.
В случае неудачного выполнения того или другого технического приема,тактического действия надо побуждать занимающихся к повторным попыткам, приучаяих таким образом в упорной, настойчивой тренировке добиваться положительныхрезультатов.
Юноши и девушки 15—17 лет иногда смушаются активно проявлять себяв играх, индивидуально выполнять, когда подойдет их очередь, те или другиезадания. Особенно часто это происходит при занятиях в группах, смешанных пополу. Одни из боязни показаться неуклюжими или нерасторопными иногда специальноиграют «не во всю силу» или в ответственные моменты игры намеренно допускают«неловкие» движения, чтобы вызвать смех и тем самым отвлечь внимание товариш, ейот должной оценки своих действий в игре; другие же просто избегают «опасных»положений в играх или играют неактивно.
Руководитель должен подходить к таким занимающимся достаточно тактично и неставить их в неудобное положение перед товарищами, а предлагать им посильные идоступные роли и задания.
Отстающих игроков необходимо побуждать к совершенствованию своихигровых действий, к активному поведению во время игры. В этомотношении на одного хорошо подействует ободряющее слово, сказанное руководителем,для другого полезен поединок с лучшим игроком, намеренно организованный руководителем,третий отреагирует на замечание, сделанное строгим тоном, и т.д.
Учитывая особые склонности отдельных занимающихся к тем или иным видамспорта, полезно давать им рекомендации по самостоятельному использованиюподвижных игр, занятия которыми могут содействовать закреплению и совершенствованиюумений и навыков в выбранном виде спорта.

2.4Характеристика подвижных игр
 
Подвижные игры как средство физического воспитания имеют рядособенностей[7] [«Педагогика физическойкультуры и спорта: учебник» под.ред. С.Д. Неверковича, 2006]. Наиболее характерные из них состоят изактивности и самостоятельность играющих, коллективности действий и неперервности изменения условийдеятельности.
Деятельность играющих подчиненная правилам игры, которыерегламентируют их, поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действияи руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются прежде всегосодержанием игры. Разность в отношениях разрешает выделить две основных группы– некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходныхигр. 
Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих.
Так же командные игры роз отводятся на два основных вида:
·  игры с одновременным участием всех играющих;
·  игры с поочередным участием (эстафеты).
Командные игры различаются и по форме поединка играющих.Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других,наоборот, активно ведут борьбу с ними.
Более детальная классификация игр основывается на их делении по подвижнымдействиям.
Различают игры:
·  имитационные (с подражательными действиями);
·  с перебежками;
·  с преодолением препятствий;
·  с мячом, палками и вторыми предметами;
·  с сопротивлением;
·  с ориентированием (по слуховим и зрительным сигналами).
Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами иусловиями проведения. Для каждой вековой группы характерные свои особенности ввыборе и методике проведения игры
 
Выводыпо Главе II
 
Анализнаучно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюденияпоказывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъемдетей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового исоревновательного характера, больше чем другие формы и средства физическойкультуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся.
Игровые виды идействия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи стем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторятьдвижения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможностиучащегося.
От последних всвою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетатьметоды относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью иметоды достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Уровень развития двигательных качеств в настоящее времянаходится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современнымтребованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблемавоспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего еесовершенствования.
Подвижные игры различной направленности являются оченьэффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Ониже в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость,быстрота, сила, координация и др.
При рациональном использовании игра становится эффективным методомфизического воспитания[8] [« Игровые методыподготовки кадров», 1995]. Использование подвижных игр предусматривает не только применениекаких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включенияметодических особенностей игры в любые физические упражнения.

IIIРоль и значение подвижных игр для физическогосовершенствования школьников
Формирование человека на всех этапах эволюционного развитияпроходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтомуфизические нагрузки приобрели важную биологическую роль в егожизнедеятельности.
За последние годы подвижные все решительнее завоевываетсимпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко иразносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся.
А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения,качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихсяусловиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения инавыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легкоперестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, нодаже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами.
На этапе совершенствования двигательных действий инеоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихсяспособность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемыедвижения в целостном, законченном виде. Можно полагать, что использованиеучащимися старших классов подвижных игр различной направленности на урокахфизической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развитияучащихся.

IVФрагмент урокафизической культуры в 10-11 классах с
использованием игрового метода
«Пятнадцать передач»
Подготовка. Для игры требуется набивной мяч весом 5 кг. Игратьмогут одновременно несколько команд, каждая из которых состоит из трех игроков,имеющих номера 1, 2, 3. Они становятся в одну шеренгу на расстоянии 7 — 8 мдруг от друга.
Содержание игры. Центральный игрок (номер 2) по сигналупреподавателя бросает набивной мяч своему партнеру слева (номер 1). Тот ловитмяч и бросает его вправо через центрального игрока номеру 3, который возвращаетмяч обратно центральному игроку. Это считается одной передачей. Играпродолжается, пока не будет выполнено 15 передач, что приносит команде победноеочко. Выигрывает команда, набравшая за установленное время большее число очков.
Правила игры: 1. Центральный игрок каждый раз должен объявлятьномер законченной передачи. 2. Если мяч у какой-либо команды упал, то онадолжна поднять его и начать передачу сначала. 3. Игроки не должны толкать друг другаруками.
«Перехват мяча»
Подготовка. Для проведения игры нужен набивной мяч весом 3 — 5 кг. Вцентре площадки обозначаются два круга: один диаметром 8 м и другой (внутрипервого) диаметром 3 м. В первом круге размещается игрок нападающей команды.Его задача — ловить мяч, который ему будут бросать другие игроки нападающейкоманды, находящиеся за вторым кругом. Пространство между границами первого ивторого кругов является зоной, в которой действуют игроки защищающейся команды.Они должны перехватывать мяч, посылаемый к центру, и отсылать его обратноигрокам нападающей команды.
Содержание игры. Мяч находится у игроков нападающей команды. Посигналу руководителя игроки начинают перебрасывать его между собой и неожиданнопередают игроку, стоящему в центральном круге. Защитники перехватывают мяч иотсылают его обратно нападающей команде. Руководитель считает, сколько разнападающим удалось передать мяч игроку в центре. Игра продолжается в течениезаранее установленного времени, после чего команды меняются ролями. Выигрываеткоманда, которой удалось большее количество раз передать мяч центральномуигроку.
Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Играпродолжается установленное время. 3. Время игры команды в защите и в нападениидолжно быть одинаковым. 4. Заступать за линию круга запрещается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Важной задачей является воспитание у школьников внимательности,корректности, готовности прийти на помощь, коллективизма, честности,бескорыстности, требовательности, критичности, доброжелательности в отношениико всем людям. Хорошим средством воспитания указанных качеств могут служитьразличные подвижные игры и соревнования. Выполняя в играх роли капитанакоманды, помощника руководителя (ведущего), водящего, защитника, нападающего,школьники учатся не только хорошо выполнять свои собственные обязанности, но иуправлять действиями других людей, организовывать их на решение общих задач.
Важное место в занятиях физической подготовки занимает игровой метод,который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работына уроке, повысить эмоциональность занятий, внести в них разнообразие. Задача состоит в том,чтобы из множества подвижных игр, соответствующим образом подобрать именно теигры, которые помогли в кратчайший срок повысить технику.
Работа с девушками старших классов на урокахфизкультуры – особая проблема многих средних школ. Решая ее, можно предложить для занятийсамые современные направления спортивно-оздоровительных тренировок. Эторазличные виды аэробики (степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика,тераробика и женская гимнастика), шейпинг, пилатес, таргет-тонинг, стретчинг сэлементами хатха-йоги. Раздел общей физической подготовки программы в рамкахуроков физкультуры включает элементы легкой атлетики, акробатики и спортивныхигр: волейбол, баскетбол, бадминтон и большой теннис (начальное обучение).Занятия с элементами специальной подготовки знакомят с новейшими технологиямифитнеса, объединяющего все виды аэробики и занятия в тренажерном зале.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.  Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценкиучения школьников. М. 1984.
2.  Бабанский Ю.К. Педагогика. М. 1990.
3.  Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М. 1977.
4.  Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1995
5.  Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М. 1982.
6.  Габа Д Т.В. Учебная деятельность и ее ДСХ. М. 1988.
7.  Дидактика средней школы. М. 1982. 11 .
8.  Ильин Е.Н. Рождение урока. М. 1986.
9.  3анков Л.В. Избранные труды. М. 1990 И.
10.     Кузнецов С.В., Как подготовить эффективный урок. 1989.
11.     Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М. 1986.
12.     Левина М.С. Технологии профессионального педагогическогообразования, 2002
13.     Леднев B.C. Содержание образования. М. 1989.
14.     Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. 1981.
15.     Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М. 1980.
16.     Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения. М. 1988. 18.
17.     Марев И Методологические основы дидактики. М. 1987.
18.     Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. 1972.
19.     Махмутов М.И. Проблемное обучение. М. 1975. И.Оконь В. Введение вобщую дидактику. М. 1990. 22.Организационные формы обучения.1991.
20.     Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров, 1995
21.     Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М. 1987.
22.     Педагогика. Учеб.пособие для студ. Пед. Вузов. Под ред. П.И. Пидкасистого,1996
23.     Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С.Д. Неверковича.- М.:Физическая культура, 2006
24.     Подласый И.П. Педагогика. М. 1996.
25.     Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М. 1987.
26.     Психология и педагогика. М. 1999.
27.     Роботова А.С., Леонтьева Т.В. Введение в педагогическуюдеятельность, 2002
28.     Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика, 2005
29.     Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. 1984. «Теоретические основыпроцесса обучения в советской школе». М.
30.     Эльконин Д.Б. Избр. психолог, труды. М. 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.