План
Введение
Сущность ученического самоуправления
Принципы ученического самоуправления
Функции ученического самоуправления
Роль ученического самоуправленияв развитии личности
Условия развития ученическогосамоуправления
Самоуправление в системе другихвоспитательных средств А.С.Макаренко
Заключение
Введение
С 1988г. все большеевлияние оказывает теория социального управления. Однако социологи не рассматривалипроблему школьного самоуправления. Это делали ведущие педагоги.
В.М. Коротов выявили раскрыл основные черты системы самоуправления
Р.Х.Шакуров исследовалзависимость сплоченности педагогического коллектива от стиля руководства школойи психологических особенностей учительского коллектива.
Л.И.Новикова раскрыластруктуру детского коллектива, систему связей и отношений.
Рассматривая педагогическиеосновы ученического самоуправления, Н.И.Приходько выявила основные функции и принципыдеятельности самоуправления учащихся.
М.И.Рожков выявилособенности развития самоуправления в различных детских коллективах.
В.И.Бочкарев выделил,что для более успешного развития школьного самоуправления необходимо сотрудничествоучителей, а прежде всего самого директора с учащимися.
И.П.Иванов раскрылсущность ученического самоуправления.
В условиях демократизирующейсяшколы постепенно ослабевает типичное для большинства школ сопротивление учащихсяпедагогическому воздействию, их отчуждению от педагогов, — возникают более благоприятныеусловия для воспитания и обучения детей. Включившись в процесс самоуправления, многиедети оказываются в позиции педагогов. Все это благоприятно сказывается на состояниии результативности учебно-воспитательного процесса. Ученическое самоуправление реальностало одним из стимулов развития культурной среды школы. Однако многие образовательныеучреждения не уделяют должного внимания к развитию школьного самоуправления, несчитая значения его места в гражданском воспитании школьников.
Таким образом,вопросы организации самоуправления учащихся находятся в центре внимания государстваи общества. С одной стороны, опыт демократического государственно-общественногоуправления школой формировался на серьезной научной основе, однако с другой стороны,не удалось избежать ошибок при формировании школьного самоуправления. Что было следствиемнедостаточной научно-методической проработанности данного вопроса, смешение организационныхформ детской активности. Данное противоречие определяет постановку проблемы исследования:каковы сущность, функции, принципы, условия развития и значение организацииученического самоуправления в развитии личности.
Объект исследования: процесс формирования социально-значимыхкачеств личности.
Предмет исследования: сущность, функции, принципы,условия развития ученического самоуправления.
Цель исследования: проанализировать и обобщитьтеоретические исследования и практический опыт в организации самоуправления учащихся,показать его значение для развития личности на современном этапе.
Задачи исследования:
1. Проанализироватьтеоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрытьсущность ученического самоуправления.
3. Определитьпринципы организации ученического самоуправления.
4. Определитьфункции самоуправления учащихся.
5. Определитьроль ученического самоуправления в развитии личности.
6. Охарактеризоватьусловия развития ученического самоуправления
7. Самоуправлениев системе других воспитательных средств А.С.Макаренко.
Гипотеза исследования:
1. Мы предполагаем,что детское самоуправление — демократическая форма организации детей, обеспечивающаяразвитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповыхцелей.
2. При организациидеятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться общимипринципами, характерных и для ученического самоуправления, и для педагогического.Наряду с общими принципами могут действовать и специфические, характерные принципысамоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональнымии местными условиями, особенностями и традициями.
3. Цели деятельностии развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенныхфункций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогическихфункций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования,т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя.
4. Участиеобучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкойи осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, что позволяетповысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установкина самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.
5. Развитиеученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешностирешения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического,социально-педагогического и психологического характера.
6. Самоуправление,без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, имело место в системедругих воспитательных средств и получило особое развитие в его научных трудах ипедагогической практике.
Методологическаяоснова исследования: прагматизм, комплексный, личностно-ориентированный, сущностный, деятельностныйподходы к проблеме исследования.
Теоретическаяоснова исследования: теоретические концепции А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, теоретическиевзгляды Н.И.Приходько, В.И.Бочкарева, Л.И.Новиковой.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение,обобщение.
Источники исследования:законодательствоРФ по образованию.
Сущность ученическогосамоуправления
Сущность, какправило, отражается в определении понятия, поэтому мы обратились к справочной литературеи научным публикациям по данной проблеме. Составители «Педагогического энциклопедическогословаря» определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллективаучащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решенийдля достижения общественно значимых целей.
Многогранностьдетского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источникмногочисленных толкований и определений. В социологии к самоуправлению подходятс позиции регулирования общественных отношений и определяют его как важнейшее средствосоциализации; в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, считая,по мнению Р.Х.Шакурова, самоуправление одной из социально-психологических функцийуправления; в педагогике – с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящихперед коллективом учащихся и педагогов.
Н.К.Крупская трактоваласамоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы. Надежда Константиновна рассматриваладетское самоуправление как, одно из средств всей системы воспитательной работы ипоказала на этом примере образец конкретного анализа детской деятельности и ее воспитательныхрезультатов.
Наибольшее развитиесамоуправление получило в педагогической деятельности А.С.Макаренко, который рассматривалсамоуправление как составное звено более широкой и общей проблемы – становлениявоспитательного коллектива (термин А.С.Макаренко.- А.Ю.).
Коллектив, — считалА.С.Макаренко,- не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов,это целеустремленный комплекс личностей, организованных и обладающих органами коллектива.
Органическое единствоинтересов коллектива и интересов общества А.С.Макаренко считал основным мотивомформирования потребности воспитанников в самоуправлении, а само самоуправление рассматривалкак условие получения конкретных навыков демократии.
Все педагоги-новаторысходятся во мнении, что коллектив — важная составляющая педагогического процесса.Однако более всего эту мысль развил и внедрил в практику создатель «Педагогики общейзаботы» И.П. Иванов. Он утверждает, что формирование личности происходит тольков коллективе и через коллектив. И.П. Иванов разработал методику КТД, в основе которойлежат забота и творчество, анализ каждого дела, являющиеся, по словам С.Л. Соловейчика,ключом к этой методике. И.П. Иванов применял в своей работе самоуправление школьников,рассматривая его как способ демократичной организации коллектива, как гуманистическойобщности детей и взрослых, имеющей целью свободное развитие каждого.
Н.И.Приходькопонимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованнуюи прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которых реализуютсяфункции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школой.
В.М. Коротов определяетученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива; Л.И.Новиковасчитает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельность,включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организациюучета и контроля.
Таким образом,мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организациидетей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решенийдля достижения групповых целей.
Принципы ученическогосамоуправления
Под принципамидеятельности мы понимаем те ее основания, которые определяют главные направления,всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы,организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления.Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятойклассификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами(В.Г.Афанасьев, М.К.Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко). На основеразработок этих авторов была предпринята попытка определения социально-педагогическихпринципов школьного самоуправления. Сложность решения данной задачи заключаетсяв том, что необходимо в выделяемых принципах учитываются важнейшие основания деятельностисразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей). Такимобразом, при организации деятельности органов школьного самоуправления предлагаетсяруководствоваться следующими общими принципами, характерных и для ученического самоуправления:
Принципомравноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектовшкольной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своемколлективе или ассоциации; Принципом выборности. В соответствии сним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочныхвыборов; Принципом обновляемости и преемственности. Этот принцип требуетпериодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенногов нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственностьв работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления.Н.И.Приходько объясняет это тем, что«выборы в органы самоуправления должны рассматриватьсяне как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия иответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению» [8, с.40].
Принципоткрытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждогочлена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативнойи достоверной информации; Принципом демократии. Предполагается вовлечениев самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, приэтом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительнойдемократии; Принцип законности. Необходимость неукоснительного следованияорганов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовымактам, уставу школы и ее локальным нормативным документам; Принцип целесообразности.Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностныхи коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов; Принциппредставительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителейв избираемых ими органах самоуправления; Принцип гуманности. Органысамоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России,меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижатьдостоинство взрослого или ребенка; Принцип коллегиальности и персональности.Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональнойответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявленияи развития способностей каждого;
Принципсвободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправлениясвободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность,творчество, самостоятельность и самодеятельность; Принцип критики и самокритики.Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающихлюдей;
Из более общегопринципа интеграции и дифференциации педагогического управления и детского самоуправлениявытекают следующие:
Принципсовета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решениена основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;
Принципдоброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практикеА.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность,всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученическогосамоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учительдолжен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимаетсоветы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старшихпомочь ему»[5, с.16];
Принципраспределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственностимежду всеми органами ученического самоуправления;
Принципотчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не режеодного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной имиработе и ее результатах;
Принципединства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагаетобеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И.Рожков:«Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемыеперед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты какнеприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможнолишь при позитивном их отношении к деятельности» [10.c.42];
Принципсоциальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокругединой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие целистановятся сопутствующими и подчиняются главной;
Еще один важныйпринцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И.Приходько – принципконкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьниковв различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителемодновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.
Наряду с названнымипринципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления,избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями,особенностями и традициями.
Функции ученическогосамоуправления
Цели деятельностии развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенныхфункций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогическихфункций. Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой «совокупностьоднородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач» [11, с.58], своевременноеи качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяетиерархизированную систему функций:
1.Целевыефункции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей.
2.Социально-психологические, которые способствуют:
а. формированиюсплоченного детского коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируютмежличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различныеобщественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступаютв отношения руководства и подчинения, взаимной ответственности, зависимости, контроля.Наличие таких отношений, по образному выражению А.С.Макаренко, «цементирует» коллектив,способствует формированию у учащихся потребности совместной работы и общения.
б. эмоциональнойтонизации коллектива (термин Р.Х.Шакурова.- А.Ю.), т.е. созданию в коллективе оптимистическогонастроения, «мажорного тона», как говорил А.С.Макаренко. Реализуя эту функцию, органысамоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждатьучащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу. Включившись в нее,органы самоуправления стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членовколлектива, осуществляют учет настроений учащихся и ищут пути улучшения эмоциональнойатмосферы, пытаются самостоятельно преодолеть возникающие трудности в создании благоприятногоклимата отношений.
3.Оперативно-организационныефункции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп. Они представляютсобой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятогорешения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; созданиеусловий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения,ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.
Необходимо отметить,что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют:
— социально-ориентированныефункции, отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическимколлективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесссоциализации учащихся. Как писала Н.К.Крупская: «Одной из самой важной функций школьногосамоуправления должно быть развитие у ребят организационных навыков» [4, с.21].
— личностно-ориентированные,которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.
М.И.Рожков выделяети специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализациявозможна только на основе такого признак системы, как саморазвитие. К ним он относит:
1.Самоактивизация предполагает вовлечение какможно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы,систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.
2.Организационноесаморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членамиученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллективасамостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторскихзадач.
3.Коллективныйсамоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельнымиорганизаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путейрешения управленческих задач.
Как пишет Н.И.Приходько:«В реальной школьной практике все функции ученического самоуправления находятсяв тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения,безусловно, требует анализа принятого решения, определения путей. Форм и методовего выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия»[8, с.44].
Ученическое самоуправлениене может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменятьдеятельности учителей, директор и его заместителя. Учащиеся должны делать толькото, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческиефункции с профессиональными.
Роль ученическогосамоуправления в развитии личности
Основное предназначениеученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся,направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие врешении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправленииспособствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностногоотношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развиваетсоциальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемныхситуациях. Ученическое самоуправление открывает дл многих школьников возможностипроявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение,принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Детское самоуправлениеявляется конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделыработы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий,участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно,всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей,и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления,учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь, по словамВ.М. Коротова, «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовкевоспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейшихкачеств нового человека» [5, с.27].
Согласно исследованиямН.И.Приходько, в ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируетсянаучное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений,как:
— анализироватьвозникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;
— предвидеть последствиясвоих действий и действий коллектива;
— оценивать создавшуюсяситуацию и находить оптимальное решение;
— анализироватьи синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;
— аргументированои логично отстаивать свое мнение;
— объективно оценивать своидействия, действия органов самоуправления;
— определять перспективы развитиясамоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;
— устанавливатьделовые отношения с товарищами и педагогами.
«Если школьникпассивен, бездеятелен, от его управленческих знаний и умений, информированностимало. Высокая управленческая культура школьника невозможна без высокой общественно-политическойактивности и гражданской социальной зрелости». [8.c.54]
Так же, воспитательноезначение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая вроли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств,необходимых человеку нашего времени, таких как:
1. преждевсего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива,глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправленияв роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего деласвои личные интересы.
2. формируетсяи такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членамиколлектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.
Характеризуя свойвоспитательный идеал, А.С.Макаренко писал: «Он(ученик.- А.Ю.) должен уметь подчинятьсятоварищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым,добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен бытьактивным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собойи влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, инаказание» [6.c. 49]. Самоуправление является лучшей школой воспитания таких качеств.Ведь они, по словам В.М.Коротова, будут закономерным результатом организованныхпедагогами отношений и деятельности учащихся в органах самоуправления.
3. участиев самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизньколлектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждогочлена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.
Действительныйсмысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в созданиитаких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательноезначение ученического самоуправления как раз заключается в создании практическинеограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальномповедении.
В.М. Коротов делаетакцент на том, что не следует думать, что положительные качества личности будутвоспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективесамоуправление. «Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководствуученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты,совершенно противоположные ожиданиям. При неправильной постановке самоуправлениямогут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества,как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм» [5.c.22]. Непосредственные причинытому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетностиотдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогическогоруководства.
Поэтому важнымусловием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детскогосамоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся,последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьногосамоуправления.
Условия развитияученического самоуправления
Развитие ученическогосамоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целогоряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогическогои психологического характера.
1. Организационныеусловия состоят в том, чтобы самоуправление функционировало на всех 4 уровнях (индивидуальный,первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, преждевсего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которойработает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей.Важно так же учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые онапризнана решать, а так же сложившиеся традиции, материальные и кадровые возможности.
2. Кадровыеусловия – возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления,а так же активистов ученического самоуправления.
3. Социально-педагогическиеусловия:
— Опора в работес учащимися на ведущие принципы деятельности, теорию воспитательного коллективаи педагогической диагностики; учет психологических и возрастных особенностей и возможностейучащихся, их индивидуальных качеств; направленность деятельности на реализацию потребностейи интересов учащихся в школе.
— Включение вработу с органами ученического самоуправления по возможности большего числа педагогов.
— Формированиеположительного отношения родителей к работе органов ученического самоуправленияи привлечение их к участию в их деятельности.
— Использованиев работе органов ученического самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игры,форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активностишкольников.
— Позиция сотрудничествапедагогов и учащихся в совместной деятельности.
4. Психологическиеусловия:
— Сплоченностьшкольных и первичных коллективов учащихся.
— Благоприятныйпсихологический климат в школе, преобладающее мажорное настроение в нем.
— Формированиеи развитие «этических ориентиров школьников»: добросовестного творческого отношенияк труду и общественной работе, стремления проявить в низ свои способности, лучшиекачества; развитие собственных волевых качеств, умение владеть своим настроением,быть выдержанным и терпеливым; доброта, тактичность, чуткость т отзывчивость в отношенияхс окружающими; умение ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливымзамечаниям и критике со стороны учителей, товарищей, родителей.
— Предоставлениекаждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствуетего склонностям и интересам, дает возможность для самореализации.
— Сближение формальнойи неформальной структур первичных и школьного коллективов за счет расширения системыпоручений в соответствии с интересами.
— Развитие деловогосотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощии взаимопонимания между участниками самоуправления.
— Выработка целей,ценностей, определение единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношенийвсех участников самоуправленческой деятельности.
— Психологическиобоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления.
— Желательно моральноеи материальное поощрение педагогов, детей, активно участвующих в самоуправлении.Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательногопроцесса.
5. Программно-методическиеусловия.
— Развитие ученическогосамоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этоговида деятельности на всех уровнях.
— Цели и задачипрограммно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основныепринципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитиюученического самоуправления.
— Программы обучениянавыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволятьпедагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов илис отдельным ребенком. «…ученическое самоуправление в школе может развиваться нетолько за счет расширения его границ, включения в самоуправленческую деятельностьновых и новых участников, но и за счет усложнения его задач» [7, с.15].
Самоуправлениев системе других воспитательных средств А.С.Макаренко
А.С. Макаренкоразработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой являетсяпедагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразнуюнауку». Теория А. С. Макаренко непосредственновырастала из практики: на протяжении 16 лет он талантливо и подвижнически бесстрашноосуществлял беспримерный педагогический эксперимент. Опираясь на традиции прогрессивнойотечественной и зарубежной педагогики, на идеи классиков марксизма-ленинизма, Макаренкочетко, полемически заостренно заявил о решающем влиянии социальной среды, условийтруда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Всевоспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и совсем незнакомых.Собственно воспитательный процесс (объект — субъект воспитания) является лишь однимиз факторов, формирующих человека. Воспитывает не только или не столько сам воспитатель,сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом вокруг центральногопункта — процесса хозяйствования. Своей деятельностью А. С. Макаренко отстаивалидею динамического единства жизни и воспитания. Занимаясь воспитанием подрастающегопоколения, он боролся, прежде всего, за гармоническое развитие личности ребенка.Дети, считал он, не «готовятся к труду и жизни», как утверждали иные ученые-педагоги,а живут и трудятся, мыслят и переживают. Он говорил: «Нет, дети — это живые жизни»- и учил относиться к ним как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их праваи обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Макаренкосделал важнейший новаторский вывод: педагогически целесообразная организация всейжизни и деятельности детей в коллективе — это общий и единый метод, обеспечивающийэффективность воспитания коллектива и социалистической личности.
Центральное местов теории А. С. Макаренко занимает учение о воспитательном коллективе, который является,во-первых, орудием формирования активной творческой личности с высокоразвитым чувствомдолга, чести, достоинства и, во-вторых, средством защиты интересов каждой личности,превращения внешних требований к личности во внутренние побудители ее развития.Макаренко впервые научно разработал (по его любимому выражению, «довел свою системудо станка») методику коммунистического воспитания в детском коллективе: детально,«технологично» рассмотрел такие вопросы, как взаимоотношения в коллективе, педагогическоетребование, дисциплина, поощрение и наказание, нравственное и трудовое воспитание,самоуправление, индивидуальный подход к детям. Основой самоуправления и всей внутреннейорганизации воспитательного коллектива в его представлении была производственно-профессиональнаянаправленность учреждения.
Личность и коллектив,коллектив и личность… Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение,переплетение интересов и взаимозависимостей — в самом центре новой педагогическойсистемы. «Я все свои 16 лет советской педагогической работы,- вспоминал А. С. Макаренко,-главные свои силы потратил на решение вопроса о строении коллектива». Ему говорили:как же коммуна может всех воспитать, если вы с одним человеком не справляетесь — выгоняете его на улицу. А он в ответ призывал отказаться от индивидуальной логики- ведь воспитывается не один человек, а весь коллектив. «Как вы думаете,- спрашивалон,- разве поднять руку за исключение товарища — это не значит взять на себя оченьбольшие обязательства, большую ответственность?» И тут же разъяснял, что, применяяэту меру наказания, коллектив тем самым, прежде всего, выражает коллективный гнев,коллективные требования, коллективный опыт.
Для пониманиявзглядов А. С. Макаренко важно уяснить диалектическую взаимосвязь ответственностии защищенности личности в коллективе. Он подчеркивал: «Защищая коллектив во всехточках его соприкосновения с эгоизмом личности, коллектив тем самым защищает и каждуюличность и обеспечивает для нее наиболее благоприятные условия развития. Требованияколлектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, кто участвуетв требовании. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания — она не объектвоспитательного влияния, а его носитель — субъект, но субъектом она становится,только выражая интересы всего коллектива».
Макаренко выступалза широкую и полную демократизацию воспитания и обучения, за создание нормальногопсихологического климата в детской среде, который дает каждому гарантию защищенности,гарантию свободного и творческого развития. Эти идеи были крайне актуальны в 20-еи 30-е годы. Сколько больших и малых трагедий разыгрывалось тогда в классах, школьныхкоридорах, на улице! Так было везде, где грубияну, эгоисту, хулигану, насильникуне противостоял коллектив — его мнение, воля, действие.
Самоуправление,без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, существовало в коммунеим. Дзержинского не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именнооно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбуодного человека. «Я принял решение — я отвечаю» — вот это переживание ответственностивоспитывается в коллективе с наибольшим трудом, но зато, когда оно воспитано, онотворит чудеса, доказывал своим опытом А. С. Макаренко. Там, где есть коллектив,отношение товарища к товарищу — это не вопрос дружбы, любви или соседства, а вопросответственной зависимости.
В макаренскихколлективах демократия не декларировалась, а гарантировалась и ежедневно, ежечасноосуществлялась. На самом деле, воспитанники имели право свободно и открыто на общихсобраниях обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, голоса воспитанникаи педагога были равны, каждого могли выбрать командиром и т. д. «Я ни разу,- утверждалАнтон Семенович,- не позволил себе лишить права члена коллектива и голоса ни одногокоммунара, вне зависимости от его возраста или развития. Общее собрание членов коммуныбыло действительно реальным, правящим органом».
Система самоуправленияв коммуне строилась не по типу демократического народоправства, как это нередкопредлагалось в научной литературе 20-х годов, а на основе демократического централизма- с широким развитием метода полномочий и поручений. Это значило, что в течениедня, месяца, года каждый коммунар многократно пребывал и в роли руководителя, т.е. выразителя воли коллектива, и в роли подчиненного. Таким образом, педагогическийпроцесс выводил детей из пассивного состояния «объектов воспитания» и превращалих в «субъектов воспитания», и этот феномен Антон Семенович называл чрезвычайносчастливой конъюнктурой воспитания, так как человек, разумно привлеченный к воздействиюна других, сам гораздо легче поддается воспитанию. Каждый ребенок включался в системуреальной ответственности — и в роли командира, и в роли рядового. Там, где такойсистемы нет, считал педагог-новатор, часто вырастают безвольные, не приспособленныек жизни люди.
В практике коммуныим. Ф. Э. Дзержинского успешно реализовались многие положения социалистической демократии.Возьмем хотя бы анализ коллектива, который проводился не заведующим коммуной, асоветом командиров — постоянно и гласно. Все коммунары делились на группы: действующийактив — те, которые явно для всех, с чувством, со страстью, с убеждением, с требованиямиведут коммуну, и резерв актива, который приходит на помощь активу немедленно, посути, это — завтрашние командиры. При таком подходе выборность руководителей становитсяделом естественным, справедливым и понятным каждому.
И еще очень важнаягрань жизни воспитательного коллектива — взаимоотношения педагогов со своими питомцами.А. С. Макаренко добивался того, чтобы они были не авторитарными, а демократичными,основанными на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности — в поле, у станка, в классе. В глазах ученика воспитатель — прежде всего член коллектива,а потом уже старший товарищ, наставник. При этом в коммуне сплошь и рядом складывалисьпарадоксальные для авторитарного мышления ситуации: подросток, дежурный по коммуне,приказывал, а воспитатель приказать не мог, его оружие — педагогическое мастерство.
Заключение
Таким образом,проанализировав и обобщив теоретические исследования и практический опыт в организациисамоуправлении учащихся, мы приходим к выводу, что многогранность детского самоуправлениякак психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкованийи определений. Изучив разные толкования сущности ученического самоуправления ведущихпедагогов, мы определили детское самоуправление как демократическую форму организациидетей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решенийдля достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общуюструктуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.
При организациидеятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться, каки общими, так и специфическими принципами, избранные конкретной школой, вызванныенациональными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.
Цели деятельностии развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенныхфункций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогическихфункций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования,т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя.Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов.Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.
Знание функций,принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системыего деятельности, его развитию и совершенствованию на четкой методологической основе.
Развитие ученическогосамоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целогоряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогическогои психологического характера.
Основное предназначениеученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся,направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие врешении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправленииспособствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностногоотношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развиваетсоциальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемныхситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможностипроявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение,принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Современная воспитательная практика неоднократно обращается к анализу проблемсамоуправления в школьном сообществе. Актуальность данного выбора очевидна, ибоименно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциалколлектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу дляразвития личности ребёнка.
Участие подростковв работе органов самоуправления — это способ практики жить в социальном пространствеправ и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности,осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественныйопыт.
Список используемойлитературы
1. Бочкарев,В.И. Директору школы о самоуправлении: пособие для руководителей общеобразовательныхшкол / В.И.Бочкарев.- М.: Владос, 1994.-142 с.
2. Бочкарев,В.И. Опыт школьного самоуправления / В.И.Бочкарев // народное образование.-2000.-№8.- С.99-102.
3. Иванов,И.П.Методика коммунарского воспитания: книга для учителя / И.П.Иванов.- М.: Просвещение,1990.-144 с.
4. Крупская,Н.К. Самоуправление / Н.К.Крупская // О школьном самоуправлении: сборник статейи выступлений / Н.К. Крупская.- М.: Прсвещение,1964.-270 с.
5. Коротов,В.М. Самоуправление школьников / В.М. Коротов.- М.: Просвещение,1981.-280с.
6. Макаренко,А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С.Макаренко.- М.: прсвещение,1988.-190с.
7. Новикова,Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И. Новикова.- М.: Просвещение, 1988.-190с.
8. Приходько,Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя / Н.И.Приходько.-М.: Просвещение, 1988.-190 с.
9. Прутченков,А.С. Развитие детского самоуправления через социально-значимую деятельность / А.С.Прутченков // Внешкольник: воспитание и дополнительное образование детей и молодежи.-2006.-№9.-С.27-28.
10. Рожков,М.И. Развитие самоуправление в детских коллективах: учеб.метод.пособие / М.И. Рожков.-М.: Гуманит.изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-206 с.
11. Шакуров,Р.Х. Социально-психологические основы управления руководителя и педагогическогоколлектива / Р.Х. Шакуров.- М.: Просвещение, 1990.- 206с.