ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРАСОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
НОВЫЕАКТИВНЫЕ ФОРМЫ В ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
(контрольнаяработа)
Выполнила:
студентзаочного отделения
Филологическогофакультета
4 курса
ВасильеваНина Владимировна
Руководитель:
ГейкоЕлена Васильевна
Омск2007
СОДЕРЖАНИЕ
Уроки русского языкав форме лабораторной работы
Использованиекомпьютерных программ и электронных пособий на уроках русского языка
Использованиеинформационно-компьютерных технологий на уроках русского языка
Изложение-киносценарийк художественному тексту
Урок-лабиринт порусскому языку
Использованнаялитература
УРОКИ РУССКОГОЯЗЫКА В ФОРМЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
[№1,2005; с. 30]
Ян АмосКоменский в своей «Великой дидактике» писал: «Природа все производит из корня иболее ниоткуда. Ибо сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев,цветов, плодов — все это рождается только от корня». Следовательно, правильнообучать учащихся — это значит развивть в них способность понимать, а незаполнять головы учеников готовой информацией.
В связис установкой на развитие мышления учащихся учителя все чаще применяют такиеметоды обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности,в частности лабораторные работы по русскому языку.
Привычнымделом как для учителя, так и для ученика являются лабораторные работы поестественно-научным предметам. На уроках русского языка тармин «лабораторнаяработа» звучит редко, «но по существу многие традиционные виды работыпроводятся как лабораторные работы: языковой анализ, орфографическиеупражнения, словообразовательные задачи, изложения, сочинения» [1;102], то естьна этапе усвоения и закрепления нового материала. Исходя изправктического и экспериментального опыта, можно прийти к выводу, чтолабораторная работа должна обрести свою концепцию и иметь свое определенноесамостоятельное место в методике преподавания русского языка, так как заключаетв себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и можетприменяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапеобъяснения нового материала.
Содержаниемлабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов,ставящих перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающийновое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестныхучащимся.
Тематикалабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы,касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебнойдеятельности. Заслуживают одобрения и большего внимания темы комплексногохарактера, нацеливающие учащихся на решение ряда взаимосвязанных вопросов,имеющих отношение к разным языковым уровням.
Заданияпри исследовательской методике могут быть различными. Если лабораторные занятияпредшествуют практическим, то ставится задача исследовать какой-то частныйвопрос; если же лабораторные работы следуют после практических, то они носятобобщающий характер.
Тема,начатая на практических занятиях, может быть продолжена в лабораторных работах,и наоборот.
Лабораторнымзанятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, а также они могут являтьсядомашним заданием. Задание должно включать этапы исследования:
1. наблюдение иизучение фактов и явлений;
2. выяснение непонятныхявлений, подлежащих исследованию;
3. выдвижение гипотезы;
4. построение плана исследования;
5. выяснение связейизучаемого явления с другими;
6. проведение лингвистического эксперимента;
7. решение лингвистических задач;
8. обобщениерезультатов и формулировка вывода.
Какособый вид самостоятельной работы учащихся лабораторные занятия формируютумения анализировать факты, фиксировать закономерности, исследовать языковойматериал, обобщать результаты исследования, делать выводы.
При проведениилабораторных работ следует учитывать следующие параметры:
1. Задания дляиндивидуальной и групповой работы. Оптимальное количество учащихся в группе —6-8 человек. Важно продумать оценочный лист, в котором будут фиксироватьсярезультаты качества обученности каждого ученика и работы в целом.
2. Время выполнения лабораторной работы.
3. Структура (алгоритм)проведения лабораторной работы:
1)подготовительный этап, включающий повторение теоретических сведений, выполнениепрактических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторнойработы и литературой к ней;
2)проведение лабораторной работы:
а)четкое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенныйв индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;
б)оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы;выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнемподготовленности учащихся;
в)самостоятельное выполнение лабораторной работы. Для этого очень важноопределить время выполнения работы. Основная функция учителя на этом этапеработы — контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по меренадобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторнойработы;
г)подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснениеучителем уровня овладения материалом.
4.Каждаяработа учащихся оценивается учителем. Результаты лабораторной работы тщательноанализируются в классе. Материал, предложенный для самостоятельного изучения,должен быть усвоен каждым. Степень усвоения материала проверяется припроведении в дальнейшем самостоятельных и контрольных работ.
ЛАБОРАТОРНАЯРАБОТА НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цель: совершенствовать пунктуационныенавыки обучающихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым;обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языковогоанализа текста; развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их насобственное творчество.
Оборудование:раздаточный материал(карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниямио ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля, ученические“Тетради-справочники”.
Тип урока:урок освоения новогоматериала.
Девизурока: “Оттворчества учителя – к творчеству ученика”.Ход урока:I. Оргмомент.
Сообщаетсятема, цель урока, делается запись темы лабораторной работы в“Тетради-справочнике”.II. Проведение инструктажа.
(Знакомство салгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по темеурока).
Карточка-инструкция:
· Прочитайстихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии).
Н. Лаздан
***
Я неучёный.
Я поэт.
Поэзия –моя судьба
и сила.
Поэма, одаи сонет –
Вот лирикимогучие светила.
Светить –задача мудреца.
Понятновсем, как
Дважды два– четыре.
Слагатьстихи – нести свой крест Творца.
Поэт неБог.
Он –светофор.
Регулировщик–
Лира…
· Найдии выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках,на которых напечатаны тексты стихотворения).
· Определи,какими частями речи выражены главные члены.
· Сформулируйвывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащими исказуемыми, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице.
Тире междуподлежащим и сказуемым.Тире ставится Примеры Тире не ставится Примеры 1. 1. 2. 2. 3. 3* 4. 5* Примечание: Примечание: 1. 1.
*Пример наданное положение правила в тексте отсутствует.
Примечание:слабые ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затемзаполнять таблицу.III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем.
В ходе работыучащиеся заполняют в “Тетради – справочнике” таблицу.
Проверочнаякарточка (выполняется на доске или проектируется на экран):Тире ставится Примеры Тире не ставится Примеры 1.сущ.-сущ. Поэзия – судьба. 1.П.- личн.мест. Я поэт. 2.инф.-сущ.; сущ-инф. Светить – задача мудреца. 2. П. не +Ск. Я не учёный. 3.числит-числит. Дважды два – четыре. 3*П. ср… союз+Ск. 4.инф – инф. Слагать стихи – нести свой крест Творца. 5*сущ-числ; числ-сущ. Примечание: Примечание: 1.П. – это (вот, значит) Ск. Поэма, ода и сонет – вот лирики светила. К п.1: если на личн.мест.падает логич.ударение, то тире может ставиться Он – светофор. IV. Закрепление нового материала. Диктант “Проверяю себя”.
Поэтическоевосприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам отдетства. Если человек не растеряет этот дар, то он – поэт или писатель.Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которойрасцветает и созревает искусство. (К.Г.Паустовский)
Работа наддеформированными предложениями.
Пунктограмма“Тире между подлежащим и сказуемым” часто встречается в произведениях устногонародного творчества (в пословицах и поговорках).
Задание:Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляяпропущенные знаки препинания.
1. Бедность не поро...
2. М… лчатьпотворств… вать злому делу.
3. Учен… е свет анеучен… е тьма.
4. Знания в юности этомудр… сть в старост...
5. Ж… знь как страшныйсон.
6. Ж… зньпрож… ть не лапти сплести. (Обратить внимание на последнюю пословицу: тирездесь ставится, так как не относится к дополнению “лапти”,а не к сказуемому “сплести”).V. Развитие речи.
(Творческаяработа выполняется учащимися дома).
Вам предстоитнаписать сочинение-миниатюру на тему любой из указанных пословиц.
– Какой типречи вы будете использовать в своём сочинении? (рассуждение).
– Каковакомпозиция текста-рассуждения? (тезис-доказательства-вывод).VI. Рефлексия.
Оцениваетсяуровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить навопросы “Заморочки из бочки”:
1. Иподлежащее, и сказуемое выражены одной и той же частью речи, а запятая непоставлена. Почему? (есть частица НЕ или сравнительный союз).
2. Подлежащее– личное местоимение, сказуемое – существительное, но тире между ними стоит. Почему?(логическое ударение падает на местоимение).
Подведениеитога работы, запись Д/З: правило по учебнику, конспект по “Тетради-справочнику”, сочинение – миниатюра или упр.154 (по выбору обучающегося).
Примечание: оцениваются все конспекты учащихся(таблицы), выставляется отметка за лабораторную работу каждому ученику, засочинения-миниатюры выставляются только отличные и хорошие отметки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕКОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙНА УРОКАХ РУССКОГОЯЗЫКА.
[№4,с.38, 2005; №6, с. 26, 2005;]
Компьютеризацияпроцесса образования — это реальность, с которой необходимо считаться.Большинство компьютерных программ создается в помощь учителю. Преимущество ихиспользования на уроке неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что даетзначительную экономию учительского времени при проверке контрольных исамостоятельных работ, и элементзанимательности, повышающий интерес учащихся кобучению, и создание условий для индивидуальной работы. Применение компьютерныхпрограмм позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методыобучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способностиучащихся.
Однакохотелось бы остановиться на некоторых трудностях, с которыми мы столкнулись припроведении занятий по компьютерным программам. Прежде всего при работе скомпьютером перестраивается сложившиеся отношения учитель — ученик,трансформируясь в отношения трех типов: учитель — компьютер, ученик —компьютер, учитель — ученик. Класс перестает быть некоей целостной системой ираспадается на несколько групп, работающих индивидуально. Обучать такойколлектив — задача довольно сложная.
Еще однатрудность заключается в том, что стандартные компьютерные приграммы по русскомуязыку в основном направлены на закрепление и проверку знаний по орфографии ипунктуации. Другие разделы лингвистики представлены довольно скудно.
В ходеобучения используются следующие программы:
1. программы, позволяющие отрабатывать навыки;
2. программы,содержащие образцы (например, разбора слов по составу);
3. программы,ориентированные на развитие скорости аналитического мыщления.
ПРИМЕРУРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Старшиеклассы.
Тема. Морфемика.
Из Блока1.
Задание:Выделите корни в данных словах.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
1. гнилой
2. несносно
3. мучительное
4. ужимки
5. перевести
6. вылавливать
7. содрогнулись
8. встревожен
9. прервав
10. возбуждал
11. влюбленный
12. подавай
13. смиренный
14. поворот
1. подыскать
2. назвать
3. соглашаться
4. ослепленье
5. неотвязчивый
6. забытье
7. представлю
8. сжала
9. дождемся
10. оживляться
11. царственной
12. утверждение
13. прорывы
14. обнажают
1. помышление
15. бейся
16. пришло
17. посмел
18. продлилось
19. признанья
20. погружен
21. предвижу
22. принимает
23. привычка
24. замирать
25. измерен
26. решено
27. гнался
ИзБлока 2.
Задание:Выполните морфемный анализ предложенных слов по образцу.
ОБРАЗЕЦ:
1. Заснеженный — причастие.
2. Изменяется по родам,числам и падежам: заснеженного, заснеженные, заснеженная.
3. Окончание -ый указываетна ед. ч., м. р., им. п. (вин. п).
4. Основа заснеж-простая, членимая, производная, свободная.
5. Корень -снеж-(снежок, снежный, снег) свободный.
6. Приставка за-со значением законченного действия; ср.: заметенный, заглушенный.
7. Суффикс -енн- формообразующий.
заснеженный
Задание:занесенный, снежинка
ИзБлока 3.
Задание:Найдите в тексте слово, соответствующее указанной схеме.
/>¬ ͡^ ^
Добротойчасто можно причинить вред, поэтому, желая сделать добро, тщательно всеобдумай. Из неудачи нередко можно извлечь полезный урок, поэтому промахи —лучшее подспорье делу.
Электронноепособие(например, электронное пособие «Русский язык. 5 класс») можно применять науроках разных типов: объяснение нового материала, закрепления, повторения иобобщения; на уроках-семинарах, уроках-практикумах, а также на контрольнызуроках. Кроме того, компьютерные программы помогут сомостоятельно изучить тему,закрепить полученные знания и проверить себя.
Единаяструктура программ, подготовленных с учетом коммуникативно-деятельностногоподхода, блоковая подача материала, последовательность умственных действий позакреплению изученного способствует тому, что теоретический и практическийматериал выстраивается в определенную систему, учащиеся видят взаимосвязи.Целенаправленная работа по формированию соответствующих умений и навыковпозволяет прочно усвоить тему.ИСПОЛЬЗОВАНИЕИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКАИспользование ИКТ прочно вошло в повседневную практику приизучении русского языка. Особенно ребятам полюбились уроки, разработанные«Виртуальной школой Кирилла и Мефодия». В предлагаемой разработкеурока русского языка в 7-м классе по теме «Мягкий знак после шипящих наконце наречий» мы сделали попытку творческого применения материалов КиМ. Сказкуо домовенке Кузе не просто прочитали, а разыграли в лицах и использовали длясоздания проблемной ситуации, что придало уроку интригу и динамику. Ребята изпассивных зрителей превратились в непосредственных помощников Кузи, овладелиновыми знаниями, получили урок нравственности, реализовались творчески.Разработка урока по теме:«Мягкий знак после шипящих на конценаречий»7 класс
Цели:
образовательные:
1) знания –изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих наконце наречий;
2) умения –находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их;
3) выработатьстойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
4) повторитьупотребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи;
развивающие:
– развитиевнимания, восприятия, памяти, ассоциативного и аналитического мышления, навыковсвязной речи, творческих способностей;
воспитательные:
–формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебногоматериала, формирование таких качеств личности ученика, как толерантность,способность к диалогу.
Тип урока:комбинированный.
Оборудование:
1. Компьютер,PC CD-ROM “Уроки русского языка Кирилла и Мефедоя 7 класс”.
2.Мультимедийная установка.
3. Таблицы.
4. Карточки –таблицы.
5. Тесты.
План урока:
1. Организационный момент.
2. “Наречия о музыке”.
3. Создание проблемнойситуации – подведение к теме урока.
4. Повторение.
5. Объяснение нового материала.
6. Закрепление.
7. Домашнее задание.Ход урока:I. ОрганизационныймоментУченикиДежурныйученик сдает рапорт о готовности класса к уроку.УчительУчительработает с журналом, отмечая отсутствующих.II. Вступительное слово учителя:
– Сегодня мыпродолжим изучение удивительной части речи – наречия. Начнем с творческойразминки “Наречия о музыке”
1. Звучитмузыкальный фрагмент – 1-2 минуты.
Учительтихонько говорит:
– И забываюмир – и в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем, и пробуждаетсяпоэзия во мне…
2. Написаниеучащимися мини-сочинения – 2-3 минуты.
3. 2-3ученика читают мини-сочинения, анализируют работы и выставляют оценки самиучащиеся (отмечаются положительная динамика в работах, удачное употреблениенаречий).
Вопросучителя:
– Вы видите,что работы ваших товарищей становятся с каждым днем все интереснее, ярче,выразительнее. Какие слова классиков уместно вспомнить, прослушавмини-сочинения?
1-2 ученикаприводят высказывания Гоголя Н.В.:
“Нет слова,которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца,так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово”;
ПаустовскогоК.Г.:
“С русскимязыком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чтонельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, шум и тень садов,неясность сна”.
Ответыоцениваются учащимися (фактические ошибки, выразительность, эмоциональность)
Делаетсявывод о роли наречийв русском языке:
Наречияобогащают нашу речь, создают образность, точность, яркость, “подсвечивают” и“живописуют” глаголы.III.
Созданиепроблемной ситуации с затруднением, в основе которой лежит одно единственноепротиворечие: между необходимостью выполнить задание и невозможностью этосделать, так как учащиеся не имеют сведений для выполнения нового задания.Используется мотивирующий прием “яркого пятна” – инсценировка помощи домовенкуКузе.
– Стук вдверь.
Учительспрашивает:
– Кто бы этомог быть?
Открываетсядверь, заходит Кузя.
–Здравствуйте ребята, как у вас тепло, уютно, “пахнет знаниями”!
ОтличницаНастя восклицает:
– Да это жедомовенок Кузя, который помогал нам при изучении тем “Причастие” и“Деепричастие”!
– Есть ли увас отличники?
Настя:
– Конечноесть. Я отличница!
Кузя:
– У меня ктебе серьёзное дело.
Настяулыбнулась:
– У тебя вседела серьёзные, рассказывай.
Кузя:
– Понимаешь,я тут написал письмо в домоуправление. Посмотри, как бы ошибок не было.Все-таки документ, – важно говорит Кузя.
На экранепоявляется заявление Кузи.
Заявление.
Заявляю, чтокак только ноч заполноч, приходит в мой дом всякая молодеж. Ноги все сплошгрязные от лужь. А ты тут ходиш, моеш, вытираеш, убираеш. В общем, жить мне такневмоч. Точ-в-точ от усталости упаду навзнич, никакой врачь не поможет. Так,что прошу поставить на мой дом домовенофон, а то я хоть и хорошь, но уйдуотсюда проч.
ДомовойКузьма.
Настя:
– Ты откудапро домофон узнал?
Кузя:
– Это мнедомовой из двенадцатой школы рассказал.
Ну, так как,ошибок много?
–Предостаточно! – сказала Настя строго. – Чему тебя только в школе учили? Давайразбираться. Смотри: ночь и молодежь – это существительные 3 склонения, ихпишем с мягким знаком.
– Ага, понял.Врач и лужа – тоже существительные, значит, я правильно написал.
– А вот инеправильно, – возмутилась отличница. – Эти существительные не 3 склонения, онипишутся без мягкого знака на конце.
– Это легкозапомнить, так любила поговаривать одна моя знакомая столетняя кикимора.
– Теперьосталось разобраться с глаголами. Запомни, Кузя, глаголы с шипящей на концепишутся с мягким знаком, например: ходишь, моешь, убираешь, вытираешь.
Учащиеся вэто время распределяют слова, в которых Настя нашла ошибки, в соответствующиеграфы таблицы и делают исправления цветным фломастером в тексте заявления,которое находится у каждого на парте.