Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкина > Г. В. Шостак массовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитания учебно-методическое пособие

Министерство образования Республики БеларусьБрестский государственный университет им. А.С. Пушкина Г.В. ШостакМАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XX ВЕКАВ СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Учебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Брест, 2002 Рецензенты: Щелокова О.Ф., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и исполнительства Украинского национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, Климук И.Я., кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики музыкального воспитания, теории музыки и игры на народ ных инструментах Могилевского государственного универ ситета им. А.А. Кулешова Г.В. ШостакМассовые музыкальные жанры XX века в системе музыкально-эстетического воспитанияУчебно-методическое пособие для учителей музыки и мировой художественной культуры и студентов педагогических вузов Предлагаемое учебно-методическое пособие “Массовые музыкальные жанры XX века» адресуется учителям, классным руководителям и организаторам воспитательной работы средних школ, гимназий и лицеев, а также студентам педагогических вузов. ВВЕДЕНИЕ. Проблема вовлеченности подрастающего поколения в сферу массовой музыкальной культуры является одной из центральных в музыкальной педагогике. Средства массовой коммуникации (СМК) — радио, телевидение, сеть звукозаписи, видео, периодическая печать — оказывают огромное влияние на многомиллионную аудиторию, тиражируя различные образцы массовой музыкальной культуры и распространяя информацию о них. Данная продукция далеко не всегда отличается высоким эстетическим качеством, а зачастую культивирует такие явления, как потребительское отношение к жизни, человеконенавистничество, моральная и половая распущенность. Наиболее беззащитными перед низкопробной музыкальной продукцией являются дети, которые оказываются не в состоянии понять и оценить достоинства и недостатки массовой музыкальной культуры, ее возможности по утолению духовного голода. С одной стороны, сами произведения массовой музыкальной культуры хорошо знакомы старшеклассникам, с другой — они зачастую лишены способности отличать высокохудожественные образцы от поделок сомнительного эстетического качества. В этой связи на педагога возлагается ответственная задача — научить старшеклассников ориентироваться в океане массовых музыкальных жанров, стилей и направлений, количество которых с течением времени возрастает в геометрической прогрессии, дать им умения и навыки отличать, «что такое хорошо и что такое плохо» (В. Маяковский). В ходе реализации данной задачи учитель объективно и неизбежно сталкивается с проблемами и трудностями. 1. С одной стороны, учащиеся могут лучше учителя ориентироваться в массовых жанрах и стилях, с другой — хорошо знакомый материал с трудом поддается (или не поддается вообще) осмыслению, так как у старшеклассников доминируют эмоциональные реакции на уровне «нравится — не нравится», что обусловливает поверхностный, рассеянный характер музыкального восприятия. 2. Количество часов, отводимое для изучения тем, посвященных джазу, авторской песне, поп- и рок-музыке на уроках эстетического цикла, не позволяет охватить даже самые значимые и распространенные явления массовой музыкальной культуры. 3. Специальная литература искусствоведческого и культурологического плана, посвященная массовой музыкальной культуре, ограничивается несколькими монографическими исследованиями и газетно-журнальными публикациями. Еще хуже обстоит дело с литературой учебно-методического характера. Отсюда вытекает необходимость введения в школьные и вузовские программы факультативного курса «Массовые музыкальные жанры XX века», предполагающего изучение социально-исторических, искусствоведческих и культурологических аспектов зарождения, развития и функционирования массовой музыкальной культуры. Предлагаемая работа может служить учебно-методическим пособием по вопросам, посвященным развитию массовых музыкальных жанров на территории Беларуси, для учителей общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, а также для студентов педагогических вузов при изучении тем, связанных с массовой музыкальной культурой.^ Глава I. ИЗУЧЕНИЕ МУЗЫКИ МАССОВЫХ ЖАНРОВ xx ВЕКА НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТАМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА. Факультативный курс «Массовая музыкальная культура XX века» наряду с другими предметами эстетического цикла имеет целью формирование у учащихся высокого эстетического вкуса. Реализация данной цели предполагает решение ряда образовательных, воспитательных и развивающих задач. К числу образовательных относятся: — усвоение опорных знаний, основных понятий и терминов, элементарных представлений о разновидностях массовой музыкальной культуры, особенностях художественно-образного языка авторской песни, джаза, поп- и рок-музыки во взаимосвязи с другими видами искусств — поэзией, живописью, театром, кино; — расширение художественно-эстетического опыта, овладение элементарными художественными навыками и умениями в практической деятельности; — умение самостоятельно определять наиболее распространенные жанры, стили и направления массовой музыкальной культуры, отличать подлинно художественные образцы от низкопробных поделок, рассчитанных сугубо на внешний успех; — обретение первоначального опыта создания художественного образа в процессе собственного художественного творчества. В качестве воспитательных задач выступают: — формирование у учащихся эстетического отношения к действительности и эмоционально-оценочного отношения к искусству; — воспитание элементарных мировоззренческих представлений и ценностных ориентаций, понимания учащимися связей массового музыкального искусства с культурной средой, с жизнедеятельностью человека, с современной техникой, со средствами массовой коммуникации; — формирование способности воспринимать, интерпретировать и оценивать образцы массовой музыкальной культуры, выражать личностное отношение к ним, аргументируя свои мысли и суждения; — воспитание художественных оценок, вкусов, нравственно-эстетических идеалов, потребностей в художественно-творческой самореализации и духовно-эстетическом самоусовершенствовании в соответствии с возрастными возможностями. В числе развивающих задач предмета: — обогащение эмоционально-чувственной сферы, развитие художественных и общих способностей; — стимулирование художественно-образного мышления, проявлений представления и интуиции; — формирование универсальных качеств творческой личности.^ § 1. Основные направления использования массовой музыкив учебном процессе. Использование массовой музыки в учебном процессе может осуществляться в трех направлениях:^ Изучение музыки массовых жанров XX векана факультативных занятиях. Экспериментальная факультативная программа «Массовые музыкальные жанры XX века» ориентирована на учащихся X класса. Программа предполагает раскрытие исторических, социальных и эстетических предпосылок и оснований возникновения, развития и функционирования наиболее значимых жанров, стилей и направлений современной массовой музыки (см. приложение). Оговоримся: данная программа не претендует на истину в последней инстанции. Каждая тема может быть дополнена, расширена или изменена по усмотрению преподавателя музыки или Мировой художественной культуры. ^ 2) Привлечение образцов массовой музыкив качестве иллюстративного материала. На наш взгляд, данное направление использования современной массовой музыки в учебном процессе также является эффективным: массовая музыка выступает здесь в качестве фасилитативного, т.е. активизирующего процесс восприятия школьниками художественных произведений фактора. Известно, что многие барды, рок-музыканты, композиторы, работающие в жанре эстрадной песни, часто обращались в своих произведениях к классическим литературным сюжетам, к поэтическому наследию прошлого. Наглядный тому пример — песенный цикл Д. Тухманова «По волне моей памяти», содержащий ряд вокальных и инструментальных номеров, связанных общим замыслом — стремлением к открытому лирическому высказыванию. «Композитор обратился к выдающимся образцам мировой классической поэзии и создал своего рода лирическую сюиту, в которой голоса поэтов разных эпох и стран соединились со звучанием современной песни. — отмечал музыкальный критик А. Бузовкин. — Тщательно отобранные произведения получили у Тухманова свежее музыкальное воплощение»1. Номера, входящие в цикл, могут быть использованы учителем для иллюстрации к разным темам программы «Мировая художественная культура».Так, например, песня «Сердце мое, сердце» (стихи И. В. Гёте) может быть продемонстрирована при изучении художественной культуры Германии XVIII века (VIII класс). Занятие, посвященное художественной культуры Польши первой половины XIX века (IX класс) можно проиллюстрировать песней «Посвящение в альбом» (стихи А. Мицкевича). В ходе изучения русской художественной культуры конца XIX — начала XX века (X класс) могут демонстрироваться фрагменты «Я мысленно вхожу в Ваш кабинет» (стихи М. Волошина) и «Смятение» (стихи А. Ахматовой). К числу произведений, апеллирующих к классической литературе, могут быть также отнесены рок-опера Э. Артемьева «Раскольников» (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»), вокальный цикл А. Градского на стихи Саши Черного «Сатиры», зонг-опера А. Богословского «Алые паруса (по одноименному роману А. Грина) и мн. др.^ 3) Организация тематических занятийс использованием массовой музыки. Тематические занятия могут организовываться по выбору как учителя, так и учащихся. Главное — предлагаемая тема должна быть интересной и школьникам, и преподавателю. Темы занятий могут быть самые разные — например, «Трактовка библейского сюжета в рок-музыке», «Христианские и буддийские мотивы в творчестве Бориса Гребенщикова», «Тема Петербурга в творчестве рок-музыкантов», «Властитель чувств» (творчество Булата Окуджавы), «Интерпретация поэзии Владимира Короткевича в творчестве белорусских бардов и рок-музыкантов».^ § 2. Принципы и методы изучения массовых музыкальных жанровв рамках предметов эстетического цикла. Остановимся на важнейших дидактических принципах и методах, которые необходимо использовать в учебном процессе. Для любого учебного предмета проблема выбора приемов, форм и методов обучения определяется его содержанием, а также возрастными особенностями учащихся. Необходимым условием, обеспечивающим эффективность занятий, является опора на принцип активной вовлеченности учащихся в учебный процесс. Как отмечает И.А. Химик, «принятие учеником целей и задач обучения как лично для него значимых — наиболее важное условие, определяющее внутреннюю активность личности в процессе обучения»1. Известно, что обладание новинками в области молодежной популярной музыки, ориентация в различных ее жанрах, стилях и направлениях повышают статус подростка в среде сверстников. Иными словами, знания в области популярной музыки включаются в систему ценностных ориентаций учащегося. Таким образом, подростку предоставляется возможность продемонстрировать собственную систему ценностей, а это является непременным условием приобщения к искусству. В организации учебного процесса важно учитывать, что учащиеся имеют разную предрасположенность к различным видам массовой музыки: одни отдают предпочтение ее танцевальным разновидностям — «диско», рэпу и рейву, другим нравится рок-музыка, третьим — авторская песня. Эффективности учебного процесса здесь может способствовать опора на принцип индивидуализации. Конечно, приспосабливать учебные действия только к индивидуальным вкусам учащихся не представляется возможным. Однако существует выход — предоставление каждому учащемуся права выбора видов, форм и способов деятельности, наиболее соответствующих их индивидуальности. Одним из таких способов может быть написание учеником реферата по той или иной интересующей его теме с последующим заслушиванием на семинарском занятии. Отсюда вытекает еще один важнейший принцип — принцип свободы выбора: учащимся предоставляется право выбирать не только виды, формы и способы деятельности, но и партнеров по выполнению заданий на основе симпатии, личных и деловых качеств. Это будет способствовать созданию благоприятных условий для доверительного диалога, а, следовательно — положительного эмоционального фона для усвоения информации. Учет возрастных особенностей учащихся обусловливает необходимость построения учебного материала по принципу доступности: не следует перегружать лекции обилием сложных терминов. Материал должен быть посильным для усвоения. Включение учащихся в активную деятельность может осуществляться на основе ряда методов обучения:Метод сравнения и сопоставления. Данный метод играет универсальную роль в изложении курса «Мировая художественная культура». Вне сравнения и сопоставления невозможен процесс не только познания, но и любой человеческой деятельности, так как лишь благодаря сравнению и сопоставлению можно выявить общие и отличительные черты предметов. Поскольку сравнивать можно все, что угодно, представляется необходимым внести уточняющий признак. Таким признаком может являться общность тем, исторического периода, национального своеобразия, художественного направления, индивидуального творческого почерка художника (писателя, композитора) и т.п. Формы осуществления метода сравнения и сопоставления различны — письменная работа, брейн-ринг, деловые игры, диспуты, дискуссии. Реализация данного метода может происходить посредством различныхприемов: 1. Сопоставительный анализ произведений академической и массовой музыки на уровне жизненного опыта, интеллектуальных способностей и эмоциональной реакции подростков. Учитель в качестве оптимального варианта может выбрать животрепещущую тему, доступную пониманию подростков — например, отражение темы любви в произведениях классической и поп-музыки. В качестве примеров могут быть рекомендованы романс М. Глинки на стихи А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и песня И. Митько «Лена». При этом педагог обращает внимание учащихся на приоритетное значение лирической мелодии и стихов в первом произведении и примитивность мелодиии, фоновый характер аранжировки, танцевальный ритм, отражение в тексте стандартного набора ценностей современного молодого человека — во втором. Возвышенному чувству любви, выраженному в глинкинском романсе, противопоставляется культ внешности и ориентация на материальные блага, характерный для героя песни И. Митько. Для наглядности приведем фрагменты двух текстов: 1. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. 2. Я хочу, чтоб ты сверкала, Как то самое колье, Что купил тебе я за у.е. 2. Сравнение индивидуальных прочтений отечественной и зарубежной поэзии в различных жанрах — песни, вокально-симфонической поэмы и рок-музыки. В качестве примера можно привести творчество классика белорусской поэзии Я. Купалы, к которому обращались и обращаются композиторы, работающие в разных жанрах. В числе произведений на его стихи можно порекомендовать гинм Л. Роговского «А хто там ідзе?», песни С. Полонского «На нашым полі» и Е. Тикоцкого «Хлопчык і лётчык», фрагменты кантаты И. Лученка «Курган» в исполнении солистов, хора и симфонического оркестра, его же поэмы «Гусляр» в аранжировке В. Мулявина (которая является переработкой вокально-симфонического произведения для рок-состава) в исполнении ВИА «Песняры» и оперы-притчи В. Мулявина «Песня пра долю» (по драматической поэме Я. Купалы «Адвечная песня» и ранней лирике поэта) в исполнении ВИА «Песняры» 3. Сопоставление образцов классической, народной и современной академической музыки в оригинальном исполнении и «ритмизированных» обработках (например, фрагмент из «Реквиема» В. А. Моцарта — «Dies irae» — в исполнении хора и симфонического оркестра и в интерпретации рок-группы «Магнит»). 4. Сопоставление с точки зрения эмоционального воздействия произведений одного композитора, работающего в разных жанрах (например, песня Е. Глебова на стихи Б. Окуджавы «Белый парус» в исполнении ВИА «Верасы» и фрагмент из его балета «Альпийская баллада» в исполнении симфонического оркестра).Метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу. Содержание школьной программы построено на основе взаимосвязанных тем, и каждый урок является органичной частью учебной четверти, полугодия, года, даже всей программы. Поэтому он может использоваться на лекционных и семинарских занятиях во время анализа художественных произведений, реализуясь в таких формах, как беседа, устный опрос, подготовка письменного сообщения. Так, в ходе изучения русской романсовой лирики, учитывая, что стилем жизни старшеклассников является современная молодежная музыкальная культура, целесообразно обратиться к рок-опере А. Рыбникова «"Юнона" и "Авось"» (по поэме А. Вознесенского «Авось»). В данном случае музыка Рыбникова выполняет две роли — становится связью эпох и моментом удивления. В произведении рассказывается о событиях в России начала XIX века. В то время в культурной жизни общества романс был одним из наиболее популярных и массовых жанров. Современными ритмами, новыми средствами музыкальной выразительности с использованием электроинструментов композитор стремился отразить события двухсотлетней давности. Возвращение к изучению рок-оперы «"Юнона" и "Авось"» происходит на занятиях по курсу «Массовые музыкальные жанры XX века».Метод структурно-функционального (художественно-педагогического) анализа. Данный метод предполагает знания об эпохе, ее социальных, эстетических, художественных особенностях, о чертах того или иного стиля, об авторе, и т.п., а также оценку значения и функции данного произведения в обществе. Он реализуется, главным образом, в форме беседы и позволяет рассматривать процесс развития всех разновидностей массовой музыкальной культуры во взаимосвязи с другими видами искусств и с социальными процессами, происходящими в обществе1. Особенно остро на происходящие в обществе события реагируют барды и рок-музыканты. Однако в ходе реализации данного метода недопустимы информационные перегрузки: переизбыток информации может повлечь за собой рассеивание внимания учащихся на второстепенных элементах.Метод погружения в художественный контекст произведения. Данный метод предполагает подробное рассмотрение программы музыкального произведения, учет связей с другими видами искусства (сопоставление литературного первоисточника или либретто, сравнение музыки первоначального образца и ее интерпретации, выявление сюжета фильма и музыки в его контексте и т.п.), знание культурной ситуации, способствовавшей созданию тех или иных произведений. Так, например, сравнивается поэма Я. Купалы «Адвечная песня» и либретто оперы-притчи «Песня пра долю», написанное В. Яшкиным. Другой пример — Полонез М. Огиньского в исполнении симфонического оркестра и его обработка под названием «Развітаньне з радзімай» на стихи, написанные С. Соколовым-Воюшем в исполнении проекта «Я нарадзіўся тут».Методы диспута и дискуссии. Диспут и дискуссия могут выступать в качестве не только форм, но и методов. Их реализация предполагает: — прослушивание на занятиях в аудиозаписи1 конкретных произведений в жанрах джаза, авторской песни, поп- и рок-музыки с последующим их анализом вначале по отдельным параметрам, а затем — с развернутой, аргументированной эстетико-оценочной характеристикой; — организацию обсуждений на семинарских занятиях материалов о деятельности и творчестве эстрадных исполнителей и рок-групп, опубликованных в периодической печати; — организацию обсуждения внепрограммного материала — развернутых музыковедческих и композиторских размышлений о путях, возможностях, перспективах, сложностях и проблемах развития поп- и рок-музыки с комментариями учителя; — написание учащимися рефератов о популярной музыке по свободно избранным ими темам с последующим заслушиванием и коллективным обсуждением лучших из них. В процессе подготовки лекционного материала учителю целесообразно пользоваться опорным конспектом, который представляет собой наглядную схему, отражающую основные понятия, раскрывающие содержание темы. Применение опорного конспекта способствует повышению эффективности работы, более четкой организации теоретического и фактического материала, его систематизации, помогает установить связь между понятиями, облегчает процесс усвоения знаний, а, следовательно, повышает интерес учащихся к курсу. Особенно важна работа с опорным конспектом в условиях отсутствия пособий и учебников. Сказанное в полной мере относится и к преподаванию курса «Массовые музыкальные жанры XX века».^ Глава II. СПЕЦКУРС«МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА xx ВЕКА»В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ. Научно-технический прогресс, обусловивший небывалое развитие индустрии развлечений и средств массовой коммуникации, не мог не оказать влияния на молодежную музыкальную культуру. В этой связи актуализируется педагогическая проблема формирования у подрастающего поколения высокой нравственно-эстетической культуры. Важнейшую роль в формировании ценностных ориентаций молодых людей играет музыкальное искусство. Между тем ни для кого не секрет, что музыкальные ориентации как школьников и учащихся ПТУ, так и студентов технических и гуманитарных вузов замыкаются исключительно на массовой музыкальной культуре, носящей по преимуществу развлекательный характер, восприятие которой не требует от перципиентов ни специальной подготовленности, ни интеллектуальных усилий к мыслительным операциям. Учитель музыки в ходе работы неизбежно сталкивается с противоречием между музыкой «школьной», изучение которой предусмотрено программой, и музыкальной культурой, воспринимаемой по каналам массовой коммуникации. «Изучение аспектов молодежного творчества, — подчеркивает Б.А. Брылин, — указывает на необходимость корреляции музыкальной деятельности учащихся старших классов, определения перспектив переключения их интересов от популярной музыки к народной и классической»1. Однако целенаправленное педагогическое руководство потребностями и интересами школьников в области популярной музыки может осуществлять только педагог, сам ориентирующийся в жанрово-стилевых разновидностях массовой музыкальной культуры. «Учителю музыки, — отмечает Л.А. Рапацкая, — необходимо разбираться в секретах популярности того или иного вокально-инструментального ансамбля, знать историю развития этого жанра в нашей стране. Он должен быть предельно доказательным в критике пошлости и примитивизма в произведениях как зарубежных, так и наших авторов»2. Между тем количество часов, отводимое на изучение темы «Музыка и современность» в рамках предмета «Методика музыкального воспитания», не позволяет даже поверхностно коснуться основных жанровых разновидностей массовой музыкальной культуры. В ряде вузов Беларуси, России и Украины более углубленное изучение современных массовых музыкальных жанров носит локальный и экспериментальный характер. В числе существующих технологий изучения массовой музыкальной культуры можно отметить программу «Проблемы современной художественной культуры», разработанную педагогом и искусствоведом Л.А. Рапацкой на базе Московского государственного заочного педагогического института1, методику формирования у студентов музыкальных специализаций готовности к эстетической оценке популярной эстрадной музыки, созданную О.Ф. Олениным в качестве эксперимента на базе Киевского института культуры им. А.Е. Корнейчука2 (ныне — Украинский национальный университет культуры), а также спецкурс «Проблемы современной музыкальной культуры», разработанный В.И. Дряпикой и прошедший апробацию в педагогических вузах Украины3. На основании изучения указанных программ и технологий нами была разработана программа «Массовая музыкальная культура XX века», которая в настоящее время проходит апробацию на психолого-педагогическом факультете Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. Данная программа предназначена для студентов — будущих учителей музыки в средних школах, гимназиях и лицеях. Музыка современных массовых жанров представляет собой комплекс различных музыкальных и социальных явлений. Поэтому данный курс выполняет роль гуманитарной дисциплины синтетического профилирующего характера, непосредственно связанной с формированием ценностных ориентаций будущих учителей музыки. Программа предусматривает изучение феномена массовой музыки XX века в непосредственной взаимосвязи с социально-психологическими и культурологическими явлениями в современном историческом контексте, включающем в себя как собственно музыкальные и эстетические, так и нравственные проблемы. Такой аспект способствует наиболее полному раскрытию особого воздействия современной массовой музыки на духовный мир каждого человека и общества в целом. Цель курса заключается в ознакомлении студентов с наиболее распространенными жанрами, стилями и направлениями массовой музыки; в формировании у них умений и навыков самостоятельно определять характерные черты современных музыкальных жанров, стилей и направлений; в ориентации студентов на художественно наиболее ценные образцы музыки массовых жанров. Главные задачи спецкурса — дать студентам систему знаний о социальных, исторических и художественных предпосылках возникновения современной массовой музыки, об особенностях ее функционирования в обществе; сформировать у них навыки аналитико-эстетического отношения к произведениям массового музыкального искусства; научить их давать аргументированные оценки достоинств и недостатков музыкальных произведений. Разработанный нами курс предполагает проблемное изложение материала: массовые музыкальные жанры, стили и направления рассматриваются в историко-культурном контексте — во взаимосвязи с другими видами искусства — литературой, театром, кино, — а также с социальными процессами, нашедшими отражение в таких жанровых разновидностях массовой музыки, как авторская песня и рок. Особое внимание уделено нами проблеме взаимосвязи массовой музыкальной культуры с мировоззренческими платформами различных молодежных движений — таких, как "новые левые", "стиляги", "битники", "хиппи", «панки», «металлисты», «байкеры», «рэперы», «рейверы» и др. Другой важный аспект изучения массовой музыкальной культуры — рассмотрение феномена рок-поэзии, который до настоящего времени недооценивается и трактуется как «примитив». «Более корректным представляется отнесение рок-поэзии к низовому слою поэтической традиции, обладающему однако эстетической ценностью. — утверждает филолог Т.Е. Логачева, возражая против толкований подобного рода. — Критерием художественности поэтического произведения можно считать, вероятно, масштаб личности, которая угадывается за словом, и эмоциональное начало, проявляющееся в личности поэта»1. Поэтому курс предполагает знакомство студентов с лучшими образцами отечественной и зарубежной рок-поэзии — с творчеством А. Башлачева, Б. Гребенщикова, Я. Дягилевой, А. Макаревича, Д. Ревякина, Ю. Шевчука, Л. Вольского, К. Камоцкой, Дж. Моррисона и мн. др. Важное место в лекционном курсе отводится вопросам развития национальной массовой музыкальной культуры, творчеству белорусских эстрадных исполнителей, бардов, рок-ансамблей, обращенному к национальным традициям. На наш взгляд, пробуждению у подростков интереса к национальной культуре может способствовать привлечение учителем на уроках эстетического цикла образцов белорусской авторской песни и рок-музыки, обращенных к тематике национального и духовного возрождения, в которых используются элементы белорусского фольклора. К числу таковых могут быть отнесены композиции групп, работающих в стиле фолк-рок, органично сочетающих элементы белорусского фольклора с современными ритмами — «Крыві», «Палац», «Троіца», «Юр’я» (Минск), «Витраж» (Брест), «Вруцелето» (Гомель), «Округ свободного искусства» (Могилев) и др. Сюда можно причислить обработки белорусских народных песен ВИА «Песняры», а также произведения «больших форм» — рок-поэму И. Лученка «Курган» (на стихи Я. Купалы) и рок-оперу В. Мулявина «Песня пра долю» (по мотивам белорусских обрядовых песен). В последние годы получает широкое распространение стиль «этно-музыка». Наиболее яркими его представителями в Беларуси являются группы «Ліцвіны» (Минск) и «Стары Ольса» (Гомель). С учетом широкой популярности в молодежной среде стиля «хэви-метал» учитель может привлечь национально ориентированные образцы, созданные в данном направлении — композиции групп «Vicious crusade», «Znich» (Минск), «Gods tower» (Гомель), «Gateward», «Wolfshade» (Брест) и др. Несмотря на то, что эти композиции написаны в соответствии с закономерностями и эстетикой стиля на английском языке, в их музыку мастерски вплетены белорусские песенные интонации. Национальная «диско»-музыка может быть представлена творчеством группы «Цягні-штурхай» (Минск), а также белорусско-украинского коллектива «Нічний портьє». В качестве образцов белорусской национальной авторской песни возможна иллюстрация записей бардов — Алеся Камоцкого (Минск), Дмитрия Бартосика (Гомель—Минск), Андрея Мельникова и Леры Сом (Новополоцк), Сяржука Соколова-Воюша (Новополоцк—Прага), Алеся Поплавского и Ольги Сидорук (Брест), Виктора Шалкевича (Гродно) и мн. др. Объем лекционного материала составляет 12 часов. За это время охватить даже наиболее значимые разновидности массовой музыкальной культуры не представляется возможным. Поэтому другой формой работы со студентами являются семинарские занятия (12 часов), в ходе которых мы организуем прослушивание конкретных музыкальных произведений и тематических программ джазовых музыкантов, эстрадных исполнителей, бардов и рок-групп, обсуждение внепрограммного материала — развернутых музыковедческих и композиторских размышлений о возможностях и перспективах, проблемах и сложностях развития массовой музыкальной культуры с комментариями преподавателя. Следует ориентировать студентов на самостоятельную работу с научной и научно-популярной литературой, с музыковедческими, искусствоведческими, культурологическими и социологическими материалами по проблемам массовой музыкальной культуры, опубликованными на страницах периодической печати. Важно отметить, что специальные книжные издания, посвященные белорусской массовой музыке на сегодня, к сожалению, отсутствуют. Однако растет количество исторических и искусствоведческих материалов, регулярно публикующихся на страницах газет и журналов, которые окажут педагогу несомненную помощь при подготовке лекций по соответствующим темам. Учитывая педагогическую направленность курса, следует останавливаться на вопросах музыкального воспитания, на передовых педагогических теориях, знакомить студентов со взглядами педагогов на проблему функционирования массовой музыкальной культуры. Еще одной формой работы может быть написание студентами рефератов по тематике массового музыкального искусства с последующим заслушиванием и обсуждением на семинарских занятиях. Как уже отмечалось, данный курс предназначается для студентов музыкальных специализаций. Однако изучение массовой музыкальной культуры представляется также полезным студентам, обучающимся по другим профилям — по истории, литературе и другим гуманитарным предметам. Кроме решения задачи повышения общего культурного уровня предмет "Массовая музыкальная культура XX века" призван выполнять и практическую функцию, поскольку может читаться в старших классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев в качестве факультативного курса, будучи тематически «привязанным» к урокам не только музыки, но и мировой художественной культуры.^ Глава III.РАЗВИТИЕ МАССОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В БЕЛАРУСИ. § 1. От песни — к поп-музыке. Звучит песня И. Лученка на стихи Л. Дранько-Майсюка «Полька беларуская» в исп. ВИА «Сябры»1.Учитель: — Только что мы прослушали песню в исполнении вокально-инструментального ансамбля. Нетрудно выделить ее характерные черты — танцевальность, легкая запоминаемость мелодии, современность темы. (^ Учитель предлагает учащимся определить тему песни.) Итак, прозвучала современная эстрадная песня. Но такой песня была далеко не всегда. Сегодня я предлагаю вам окинуть взглядом историю белорусской песни, проследить, какой она была 10, 20, 50, 100 лет назад. Когда зародилась белорусская песня? Вероятно, она существовала всегда, сколько жил белорусский народ. Именно песня наиболее полно и точно отражала мысли и чаяния белорусского народа. Ведь наиболее характерной чертой песни всегда была и остается актуальность, злободневность, способность откликаться на события, волнующие людей. До нас дошли песни крестьянского освободительного восстания 1863 года под предводительством Кастуся Калиновского. (^ При наличии фонограммы учитель может проиллюстрировать одну из песен тех лет.) Наиболее яркого расцвета белорусская песня достигла в начале XX века. Исследователи белорусской песни предлагают следующую периодизацию развития жанра на территории Беларуси. Рассмотрим вкратце каждый из этапов согласно выдвигаемой периодизации. 1) 1919-1932 — становление белорусской советской песни в творчестве самодеятельных и профессиональных композиторов. Белорусская советская песня вырастала из национального фольклора, питаясь богатыми традициями народного песенного искусства. Это не случайно: основным носителем белорусской песенной традиции было крестьянство, составлявшее в 1919 году около 90% всего населения республики. В данный период происходило отпочкование композиторской песенности от крестьянской песни. Создавались так называемые «песни-гутарки» гимнического характера («А хто там ідзе?» Л. Роговского на стихи Я. Купалы), произведения в стиле городской песенно-романсовой традиции (песни Н. Равенского «Слуцкія ткачыхі» на стихи М. Богдановича, «Люблю наш край» на стихи К. Буйло и др.). Одну из них мы сейчас послушаем.^ Звучит песня Н. Янчука на стихи Я. Купалы «Не загаснуць зоркі ў небе» в исп. проекта «Я нарадзіўся тут».Учитель: — Немало было написано песен — сатирических памфлетов и припевок («Стагоддзе XX» неизвестного автора). Наконец, пользовались популярностью русские революционные и солдатские песни — либо переведенные на белорусский язык, либо подвергнутые перетекстовке на актуальные для Белоруссии темы. (^ В качестве иллюстрации учитель может выбрать музыкальное произведение по собственному усмотрению.) 1920-е гг. отмечены формированием жанра массовой песни, предназначенной для коллективного исполнения. Были сформулированы ее основные принципы — простота, ясность, сжатость, динамизм, демократичность. В числе первых белорусских композиторов-песенников — Михаил Анцев, Василий Ефимов, Исаак Любан, Григорий Пукст, Николай Равенский, Владимир Теравский, Евгений Тикоцкий, Алексей Туренков, Николай Чуркин и др. Развитие белорусской песни тесно связано с развитием национальной поэзии. Предреволюционное творчество большинства белорусских поэтов исп


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :