Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие российской системы образования

Содержание
Введение
Глава1. Российская система образования
1.1     Рольобразования в развитии российского общества
1.2     Структурароссийской системы образования
1.3     Состояниероссийской системы образования и необходимость ее модернизации
Глава2. Государство и образование
2.1Приоритеты образовательной политики
2.2Формирование эффективных экономических отношений в школьном и профессиональномобразовании
2.3Значение региональных органов власти в модернизации образования
Глава 3. Пример внедрения инноваций вобразование на примере Новосибирской области
3.1     Механизмвнедрения инноваций на уровне муниципальных образований
3.2     Механизмпривлечения инвестиций в образование
3.3     Оценкаэффективности инновационного развития образования
3.4     Управлениеинновационным развитием образования
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Роль образования на современном этапе развитияРоссии определяется задачами ее перехода к демократическому и правовомугосударству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасностиотставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования какважнейшего фактора формирования нового качества экономики и обществаувеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российскаясистема образования способна конкурировать с системами образования передовыхстран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественностипроводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активнойроли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образованияс выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов ихэффективного использования.
Концепция развивает основные принципыобразовательной политики в России, которые определены в Законе РоссийскойФедерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальнойдоктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральнойпрограмме развития образования на 2000-2005 годы.
Концепция взаимосвязана с Основными направлениямисоциально-экономической политики Правительства Российской Федерации надолгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной,стратегической линии в предстоящее десятилетие — модернизации образования.
Цель данной курсовой работы рассмотреть значимостьразвития российской системы образования.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1.        Раскрытьроль образования в России;
2.        Рассмотретьзначение государства в развитии сферы образования;
3.        Рассмотреть проблемы, существующие в образовании ивозможные пути их решения.
В ходе написания работы былииспользованы статьи таких авторов как: Атаян А.Т., Бордовская Н.В., Жуков А.Д., Канаев Н.М., Лиферов А.П.,Невежина М.М. и др., а так же использовались источникисети интернет.

Глава 1. Российская системаобразования
 
1.1     Роль образования в развитии российского общества
Образовательная политика России, отражаяобщенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировомусообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития,обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
— ускорение темпов развития общества, расширениевозможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимостьповышения уровня готовности граждан к такому выбору;
— переход к постиндустриальному, информационномуобществу,
— значительное расширение масштабов межкультурноговзаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторыкоммуникабельности и толерантности;
— возникновение и рост глобальных проблем, которыемогут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международногосообщества, что требует формирования современного мышления у молодогопоколения;
— динамичное развитие экономики, рост конкуренции,сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,
— глубокие структурные изменения в сфере занятости,определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации ипереподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;
— возрастание роли человеческого капитала, который вразвитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, всвою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования какмолодежи, так и взрослого населения.
Отечественная система образования является важнымфактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международногопрестижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.
Особое значение имеет развитие плодотворногосотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странамиСодружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественниковза рубежом.
Новые социальные требования к системе российского образования
Школа — в широком смысле этого слова — должна статьважнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений,формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужнысовременно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могутсамостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируяих возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильность,динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности засудьбу страны.
На современном этапе развития России образование, вего неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощнойдвижущей силой экономического роста, повышения эффективности иконкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейшихфакторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучиякаждого гражданина.
Потенциал образования должен быть в полной мереиспользован для консолидации общества, сохранения единого социокультурногопространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальныхконфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальныхкультур и различных концессий, ограничения социального неравенства.
Многонациональной российской школе предстоитпроявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родногоязыков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленноеобразование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда,обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества свысоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовойкультурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей кполноценному качественному образованию в соответствии с их интересами исклонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания,национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать всевозможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попеченияродителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты,выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.
В условиях приоритетной поддержки образования состороны государства система образования должна обеспечить эффективноеиспользование своих ресурсов — человеческих, информационных, материальных,финансовых.
1.2 Структура российской системы образования
За последние десять лет система российскогообразования претерпела значительные изменения в русле общих процессовдемократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможнымв результате последовательной реализации законодательных актов в областиобразования, других нормативных документов.
В соответствии с Законами «Об образовании» и «Овысшем и послевузовском профессиональном образовании» развивается автономияобразовательных учреждений. Учебные заведения получили широкие возможности длягибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей ихобразовательными и иными услугами. В рамках этого процесса к настоящему временистатус юридических лиц получили около 85 % учреждений общего среднегообразования.
Становление автономии образовательных учрежденийсопровождается развитием их вариативности. Так, в составе учрежденийдошкольного образования общей численностью 53,9 тысяч единиц сложился широкийспектр их видов: с приоритетным осуществлением одного или несколькихнаправлений развития воспитанников – 2,3 тыс.; компенсирующего вида – 1,6 тыс.;ухода и оздоровления – 1,3 тыс.; комбинированного вида – 8,5 тыс.; центрыразвития ребенка – 0,5 тыс. Вариативные виды дошкольных образовательныхучреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов.
В системе общего образования получили широкоеразвитие школы с углубленным изучением предметов – около 15 % от общегоколичества средних (полных) школ; лицеи – 2 %; гимназии – 3 %.
В начальном профессиональном образованиисформировались учебные заведения повышенного типа, в основном, профессиональныелицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих. Онисоставляют 23,9 % от общего числа учебных заведений этого уровня.
В процессе обновления системы государственныхучреждений среднего профессионального образования развились новые виды учебныхзаведений – колледжи, доля которых составляет около 40% от всего количестваучреждений данного уровня. В колледжах ведется подготовка специалистов дляработы в области высоких технологий, в социальной сфере и для осуществлениядругих видов деятельности, требующей от работников высокого уровняинтеллектуального развития.
В составе высших учебных заведений получил развитиеуниверситетский сектор – 50 % от общего числа государственных вузов. Около 30 %составляет доля академий.
Развитие вариативности учебных заведенийпрофессионального образования сопровождалось преодолением сложившейся ранее ихотраслевой направленности, вступившей в противоречие с новыми запросами,обусловленными структурными сдвигами экономики, развитием региональных рынковтруда.
В значительной мере расширилась сама сетьпрофессиональных образовательных учреждений. Лицеи, техникумы, колледжи, вузы,их структурные подразделения стали значительно более доступными жителям дажесамых отдаленных районов страны. Постепенно формируется система открытого(дистанционного) образования.
Одним из существенных изменений в деятельностиобразования стало развитие вариативности образовательных программ, чтоспособствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большейориентации образования на требования рынка.
С развитием вариативности образовательных программзначительно расширился спектр издаваемой учебной литературы. Возникла иусиливается конкуренция авторов и авторских коллективов, возросла возможностьотбора наиболее качественных материалов для издания.
Значительным импульсом для развития образованиястала возможность предоставления образовательных услуг на платной основе. Содной стороны, это расширило возможность выбора обучающимсяуровня ивида образования, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств,позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практикапоказала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономических условияхнаселение готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема вгосударственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема.Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образованияначали играть негосударственные образовательные учреждения высшего образования.В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.
В результате число студентов в вузах странысоставляет в настоящее время около 4800 тыс. человек, или 327человек на10 тысяч населения.
Помимо личных средств обучаемых, в системуобразования начали поступать значительные объемы финансовых средств из другихвнебюджетных источников. Все это привело к формированию системы многоканальногофинансирования образования, дающей возможность образовательным учреждениямчастично компенсировать недостаточное бюджетное финансирование.
Одним из результатов перестройки деятельностипрофессионального образования явилось значительное изменение структурыподготовки кадров по отдельным профессиям, направлениям, специальностям. Этиизменения были обусловлены усилением ориентации образования как на личныепотребности обучаемых в получении профессии, специальности, так и на спросрынка труда в специалистах гуманитарного профиля, сферы сервиса, информационныхтехнологий. Произошла интеграции ряда специальностей в более крупные. Вначальном профессиональном образовании ранее существовавшие 1200 профессийрабочих объединены в 293 интегрированных. В среднем профессиональномобразованиина основе интеграции число специальностей уменьшилось на 12%. В высшемобразовании 35 специальностей (около 10% от общего количества) объединены врамках направлений профессиональной подготовки. Более подробно динамика этихизменений показана ниже, при характеристике состояния отдельных уровнейобразования.
Получила развитие интеграция образовательных инаучных учреждений, производственных предприятий различного видаучебно-научно-производственные комплексы. Это позволило начать системно решатьзадачи преемственности образовательных программ разного уровня, усилить связьобразования, науки и промышленности, более полно и эффективно использоватьимеющиеся материально-техническую базу, преподавательские кадры, финансовыересурсы. Особенное значение начинает приобретать формирование университетскихкомплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежныйопыт организации системы образования.
Сформировалась основная законодательная инормативно-правовая база образования. Утверждены типовые положения всехосновных видов образовательных учреждений, государственные образовательныестандарты начального, среднего и высшего профессионального образования.Принятые федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерациипо вопросам образования, законы и другие нормативные акты субъектов РоссийскойФедерации в основном обеспечивают правовое регулирование сферы образования,хотя по отдельным направлениям (нормативы финансирования, обеспечениесамостоятельности в использовании финансовых средств, льготы и преференцииобразовательным учреждениям и финансирующим образование лицам и др.) требуетсясущественное дополнение существующего правового поля в интересах развития сферыобразования.
Складывается и уже активно функционирует системаобщественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями исекторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы,учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союзректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональныесоветы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация«Роспрофтехобразование», Ассоциация технических университетов, Ассоциациянегосударственных вузов, попечительские советы и др.
Происходящие в образовании изменения отражаются всложившейся к настоящему времени системе образовательной статистики, котораясодержит многие сведения, характеризующие состояние, а также количественные икачественные изменения, происходящие в сфере образования. Отчасти в ней нашлисвое отражение новые явления и процессы в сфере образования (созданиенегосударственных учреждений, платное обучение в государственных учебныхзаведениях, появление новых видов учебных заведений, формированиемногоуровневой системы подготовки специалистов и др.). Постепенно вводятсяпоказатели, отвечающие международным требованиям.
Тем не менее, сегодняшняя образовательная статистикахарактеризует главным образом количественные аспекты системы образования иобразовательной деятельности, и слабо ориентирована на оценку качестваобразовательной деятельности и ее результативность. В ней не нашла адекватногоотражения кардинально изменившаяся ситуация в управлении, организационнойструктуре, финансировании сферы образования. В тоже время, многосторонняя,объективная оценка процессов модернизации образования требует реализациисоответствующих систем мониторинга и статистики образования.
1.3 Состояние российской системы образования и необходимостьее модернизации
Государственно-политические исоциально-экономические преобразования конца 80-х — начала 90-х годов оказалисущественное влияние на российское образование, позволив реализоватьакадемическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразиеобразовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитиемногонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе РоссийскойФедерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании».
Однако произошедший в 90-х годах общесистемныйсоциально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения.Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было занятьсясамовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностейстраны. В современных условиях образование более не может оставаться всостоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное содержание школьногообразования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школыфундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившеговека: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации),русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин(экономики, истории и права).
Профессиональное образование, в свою очередь, еще неспособно в должной мере решить проблему «кадрового голода»,обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то жевремя многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найтисебе работу, определиться в современной экономической жизни. В условияхэкономического расслоения общества все эти недостатки системы образованияусугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости отдоходов семьи.
В переходный период своего развития страна должнаразрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счетэкономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ееопережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны,в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане- все, заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий ростзатрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникамобразования и усиление стимулирования качества и результативностипедагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательностьобразования для вложения средств предприятий, организаций и граждан,модернизированы действующие в образовании организационно-экономическиемеханизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, атакже кардинально улучшить использование этих средств, направив ихнепосредственно в учебные заведения.
В условиях ожидаемого демографического спадаконтингент учащихся сократится практически на одну треть, что создаетситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целяхрационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационныхшкол и других «точек роста» в образовании.
Меры государственной поддержки образования будут сочетатьсяс усилением роли органов государственной власти и управления образованием вобеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работыобразовательных учреждений и организаций независимо от ихорганизационно-правовых форм, систематическом анализе перспективныхпотребностей рынков труда.
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения егофундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностямличности, общества и государства.
Модернизация образования — это политическая иобщенациональная задача, она не должна и не может осуществляться какведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования невсегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потомуопределение направлений модернизации и развития образования не может замыкатьсяв рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активнымисубъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья иродительская общественность, федеральные и региональные институтыгосударственной власти, органы местного самоуправления,профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие иобщественные институты.
Цель модернизации образования состоит в созданиимеханизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться впервоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
— обеспечение государственных гарантий доступности иравных возможностей получения полноценного образования;
— достижение нового современного качествадошкольного, общего и профессионального образования;
— формирование в системе образованиянормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения ииспользования внебюджетных ресурсов;
— повышение социального статуса и профессионализмаработников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
— развитие образования как открытойгосударственно-общественной системы на основе распределения ответственностимежду субъектами образовательной политики и повышения роли всех участниковобразовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательногоучреждения.
Основой современной образовательной политикигосударства является социальная адресность и сбалансированность социальныхинтересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнутытолько в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы спредставителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всехзаинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями иработодателями.
Осуществление модернизации образования затрагиваетпрактически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели,направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результатыобщественного мнения должны пристально изучаться органами управленияобразованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться припроведении модернизации образования.

Глава 2. Государство и образование
 
2.1 Приоритеты образовательнойполитики
Конституция Российской Федерации гарантирует праваграждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономическойситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. ПравительствоРоссийской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые иэкономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределахгосударственного образовательного стандарта и бесплатного образования другихуровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
— равного доступа всех граждан России к образованиюразных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
— получения образования в соответствии сустановленными государственными образовательными стандартами, гарантирующиминеобходимое для общества качество образования.
Доступность качественного образования означает такжегосударственные гарантии:
— обучения на учебно-материальной базе с использованиемсовременного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;
— обучения в условиях, гарантирующих защиту правличности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую ифизическую безопасность;
— социально-педагогической и психолого-педагогическойпомощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических ипсихологических);
— бесплатного пользования учащимися и студентамифондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.
Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии иреальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемыхгосударством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемогообразования и его соответствии государственным образовательным стандартам.
Для повышения объективности итоговой аттестациивыпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей наполучение среднего и высшего профессионального образования предстоитосуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательныхучреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебныезаведения с учетом результатов эксперимента по введению единогогосударственного экзамена. При этом в высших учебных заведениях, осуществляющихподготовку по профессиям, предполагающим наличие определенных творческих,психологических, физических наклонностей, а также реализующих учебные программыповышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требования кприему.
Одновременно будет отрабатываться система специализированнойподготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы,ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в томчисле с учетом реальных потребностей рынка труда. Для расширения доступностиобразования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будетразработан и реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечениюдоступности образования на всех его ступенях. В числе этих мер:
— разграничение полномочий и ответственности междуфедеральными органами государственной власти, органами государственной властисубъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
— передача оплаты труда и обеспечения учебногопроцесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектовРоссийской Федерации и придания им статуса государственных образовательныхучреждений;
— введение адресных целевых выплат длямалообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровняхдругих механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите.
Это обеспечит им доступность дополнительныхобразовательных услуг и возможность обучения в учреждениях образования,реализующих программы повышенного уровня; создание системы государственногообразовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детямиз малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональноеобразование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии;необходимо также использовать возможности государственного образовательногокредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям,имеющим особо важное значение для экономического и социального развитиягосударства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферуобразования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты правпотребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличениесуммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее доуровня прожиточного минимума; стимулирование создания для обучающихся фондоврабочих мест с неполным рабочим днем. Для обеспечения гражданам равных условийполучения на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образованиябудут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предоставлениина определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникамсредней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательныхучреждений начального и среднего профессионального образования для реализацииими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего иливысшего профессионального образования.
Важной организационно-педагогической мерой будетвосстановление на современной технической основе учета детей школьного возрастаи создание государственно-общественной системы обеспечения обязательногоосновного общего образования, мониторинга его реализации.
Для обеспечения сельским школьникам равныхвозможностей в получении качественного общего образования будут осуществленыспециальные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья должныбыть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиямидля обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, апри наличии соответствующих медицинских показаний — в специальных школах ишколах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера должны бытьобеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Правительство Российской Федерации планирует осуществитькомплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей имолодежи, социальным сиротством. В их числе:
— создание сети учебно-воспитательных учреждений потипу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов,
— казачьих школ, летных, мореходных, речных,промышленных,
— сельскохозяйственных и других училищ;
— создание специализированных консультативныхподростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические имедико-социальные проблемы;
— рационализация порядка и процедур усыновлениядетей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;
— расширение подготовки специальных кадров — социальных педагогов и психологов — по профилактике социального сиротства и дляработы с детьми группы риска;
— подготовка и переподготовка педагогических кадров,а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании иалкоголизма;
— введение на федеральном и региональном уровняхспециальных уполномоченных по правам ребенка.
Одна из причин, вызывающих рост асоциальногоповедения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговойдеятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становитсядетская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местногосамоуправления, органами управления образованием и образовательнымиучреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилениюпедагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул иповышению их занятости.
Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое звено образования — общеобразовательнаяшкола, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только наусвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, егопознавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должнаформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а такжеопыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то естьключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Опираясь на богатейший опыт российской и советскойшколы, следует сохранить лучшие традиции отечественногоестественно-математического, гуманитарного и художественного образования.Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичнойсоставляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процессобучения и развития.
Важнейшие задачи воспитания — формирование ушкольников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности икультуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности куспешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решенииэтих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образованиядетей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развитиясклонностей, способностей и интересов, социального и профессиональногосамоопределения детей и молодежи.
Исключительная роль в решении задач воспитанияпринадлежит семье. В целях создания необходимых условий достижения нового,современного качества общего образования планируется:
— итогам проводимого эксперимента пересмотретьструктуру и содержание общего образования, включая продолжительность обученияна каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное образованиебудет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007 годов);
— разработать и ввести в действие государственныеобразовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебныйплан, позволяющий учитывать особенности регионов и возможностиобщеобразовательных учреждений;
— провести оптимизацию учебной, психологической ифизической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условиядля сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а)реальной разгрузки содержания общего образования; б) использования эффективныхметодов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий физическойкультурой; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д)улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е)рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыхадетей и молодежи;
— обеспечить дифференциацию и индивидуализациюобразования при обеспечении государственных образовательных стандартов наоснове многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательныхпрограмм;
— более полно использовать нравственный потенциалискусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов вцелях духовного развития личности;
— отработать и ввести гибкую систему профилейобучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы сучреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
— усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешнуюсоциализацию учащихся: экономики, истории, права, русского, родного ииностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение,обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
— обеспечить знания выпускниками средней школы науровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
— предусмотреть введение обязательного экзамена поиностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена поинформационным технологиям за курс основной школы;
— создать в системе профессиональной ориентацииусловия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлениипрофессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей восвоении той или иной профессии;
— отработать в порядке эксперимента в 2002-2003годах различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельскойшколы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждомнаселенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начальногообразования);
— организовать на селе систему «школьныхавтобусов»;
— обеспечить в рамках Федеральной целевой программы«Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005гг.)» развитие дистанционного образования и др.;
— разработать нормативно-правовую базу для развитияновых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центрови комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;
— обеспечить государственную поддержку школ дляодаренных детей;
— создать эффективную государственно-общественнуюсистему экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержкиорганизации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников новогопоколения;
— обеспечить государственную поддержкуобразовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорнымплощадкам процесса модернизации образования;
— создать независимую от органов управленияобразованием государственную систему оценки качества образования, котораядолжна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективностиобразовательной деятельности.
2.2 Формирование эффективных экономических отношений вшкольном и профессиональном образовании
В ходе модернизации образования, рассматриваемого какприоритетная отрасль национальной экономики, государство будет последовательнонаращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности.
Важными элементами формирования эффективныхэкономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающихфактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:
— введение нормативного бюджетного финансированияобщего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечениягосударственных образовательных стандартов и необходимых условийобразовательного процесса;
— разработка дифференцированных нормативовбюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективесреднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых имиобразовательных программ;
— создание системы государственного образовательногокредитования субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленныхтерриторий для получения ими профессионального образования;
— выделение средств на развитие образования из бюджетоввсех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образованияучебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники,развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификациипреподавателей;
— достижение прозрачности межбюджетных отношений вчасти, касающейся финансового обеспечения образования;
— развитие механизмов финансовой поддержки субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований с учетом требованиймодернизации образования;
— обеспечение целевого использования средств,выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;
— стимулирование соучредительства и многоканальногофинансирования учреждений профессионального образования; переход кфинансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;
— нормативно-правовое обеспечение экономическойсамостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличенияразнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений иорганизаций;
— последовательная реализация принципа экономическойавтономии учебных заведений при введении казначейской системы учетавнебюджетных средств образовательных учреждений;
— обеспечение прозрачности финансовой деятельностиобразовательных учреждений, повышение их финансово-экономическойответственности;
— создание условий для привлечения дополнительныхсредств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;
— расширение на базе образовательных учрежденийдополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, каксредства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннегоресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационныхобразовательных процессов;
— создание на базе образовательных учреждений(особенно в сельской местности) культурно-образовательных,учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;
— поддержка профильного учебного производства набазе образовательных учреждений;
— предоставление возможности использовать средстваФедеральной программы развития образования для финансирования программ развитиявсех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учрежденийна условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.
Система образования должна быть ориентирована нетолько на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающийобщественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местныхсообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретныхпотребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечениядополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.
2.3 Значениерегиональных органов власти в модернизации образования
Регионы играютзначительную роль в инновационном развитии образования, поскольку: · реальнаяреформа не может ограничиваться единой программой действий по всей России вцелом. Она не может всюду проводиться по одной и той же схеме, исходить изодинакового набора задач, средств, темпов ее осуществления; · успешноепроведение реформы возможно только при сочетании разнообразия конкретныхподходов в отдельных регионах и единых принципов реформы; · чрезвычайно важноезначение имеет образовательное законотворчество субъектов Федерации, котороеявляется как фактором обогащения общефедерального законодательства обобразовании, так и действенным инструментом развития образования в регионах.
Сегодня, когда основыфедерального и регионального законодательства во всех сферах общественной жизниприведены в соответствие, образовательное законотворчество регионов призванорешать три основные задачи:
1) восполнение пробеловзаконодательства применительно к образовательным потребностям регионов впределах установленного разграничения полномочий;
2) экономическая исоциальная поддержка образовательных систем регионов и отдельныхобразовательных учреждений;
3) опережающаяпостановка и решение задач инновационного развития образования в регионах.
Поскольку реальныеусловия образовательной жизни регионов чрезвычайно многообразны, нетнеобходимости разрабатывать какую-либо единую модель законодательстваобразования для всех субъектов Федерации. Однако есть очевидная необходимостькоординационной и консультационной работы на федеральном и региональном уровняхв вопросах регионального образовательного законотворчества.
Только при активномучастии регионов в реформе образования возможно увидеть, поддержать ираспространить наиболее ценные содержательные инициативы лучших учителей школ,преподавателей вузов. Только такие инициативы позволят сделать реформы реальноинновационными, поднять качество образования на новый уровень.
Вместе с темисторически сложились и продолжают сохраняться диспропорции в экономическомположении регионов, а равно и в образовательном потенциале, ведущие к «географическому»неравенству их образовательных возможностей. Это требует приоритетной поддержкиобразования в депрессивных регионах и выравнивания образовательного потенциаласубъектов Российской Федерации.
Значение инновационнойдеятельности в сфере образования трудно переоценить. Система общего ипрофессионального образования обеспечивает Государство самым важным и ценнымресурсом — квалифицированными специалистами, способными быстро и качественнорешать поставленные перед ними задачи.
Развитие глобальной экономикинеизбежно влечет за собой увеличение требований к специалистам в самых разныхсферах, что, соотвественно, вынуждает учебные заведения адаптироваться к новымусловиям. Сохранить неизменно высокое качество подготовки специалистов помогаетследование новейшим тенденциям в образовательной деятельности.
Инновации в образовании- это не только внедрение компьютерных технологий, это и обновленные методикипреподавания, и современные подходы к работе с обучаемыми, и адаптация ктребованиям промышленности.
Инновационнаядеятельность в любом учебном заведении сопряжена с множеством трудностей иодной из серьезных проблем является слабая теоретическая база. Отсутствие илинедостаточность готовых методик и наработанного опыта вынуждает учебныезаведения самостоятельно заниматься разработкой инновационных программ вместоприменения уже отработанных решений.

Глава 3. Примервнедрения инноваций в образование на примере Новосибирской области
 
3.1 Механизм внедренияинноваций на уровне муниципальных образований
Инновационное развитиеобразования Новосибирской области реализуется через инициативы учредителейобразовательных учреждений и структуры их государственно-общественногоуправления, направленные на создание образовательных сред на территориях ихдеятельности.
Механизм точечногосетевого внедрения инноваций на уровне муниципальных образований подразумевает,что заявки на участие в инновационной деятельности подаются исключительномуниципальными органами власти или структурами государственно-общественногоуправления образованием как гарантами осуществления инновационных проектов исоздания единой образовательной среды в Новосибирской области. В рамках однойзаявки (возможно участие нескольких заявителей) может быть представленосоздание не менее двух взаимодействующих системных образовательных комплексов.
Механизм точечногосетевого внедрения инноваций создает благоприятные условия для развитияпринципов стратегического инвестирования и проектирования инновационногоразвития. Особые условия создаются для реализации принципа открытостиобразования и общественного участия. В рамках рассматриваемого механизма данныйпринцип реализуется через инициативное развитие общественно-гражданских формуправления образовательными учреждениями разных уровней, формирования региональнойи муниципальных образовательных политик, участия в оценке качества образования.
К формамобщественно-гражданского участия в управлении образованием можно отнести:
— советы участниковобразовательного процесса и советы образовательных учреждений;
— советы выпускниковобразовательных учреждений;
— попечительские советыи фонды образовательных учреждений;
— муниципальныеорганизации и региональную ассоциацию учителей и преподавателей;
— региональнуюассоциацию руководителей образования;
— фонды развитияобразования в муниципальных образованиях и в Новосибирской области, а также:
— общественную палатуНовосибирской области;
— ассоциацииработодателей и др.
Именногосударственно-общественные структуры управления образованием и определенияобразовательной политики обеспечивают широкое социальное взаимодействие,развивают сетевое сотрудничество образовательных учреждений разного уровня,типов и видов, их согласованное партнерство с другими объединениями граждан,проживающих или активно осуществляющих свою деятельность на территории, гдеформируется и развивается образовательная среда.
3.2 Механизмпривлечения инвестиций в образование
Общественное участие вуправлении образованием и процессах определения образовательной политикиявляется наиболее действенным механизмом привлечения в образование инвестицийза счет:
— создания эффективныхсоциально-экономических отношений между различными субъектами рынкаобразовательных услуг:
образовательнымиучреждениями разных уровней, разного типа и вида;
родителями, государственнымии муниципальными организациями и учреждениями, а также рынком труда какосновными заказчиками качества образования и подготовки специалистов;
— бизнес-инкубаторами,консалтинговыми фирмами и др.;
— развития фондов,создаваемых попечительскими советами и советами выпускников образовательныхучреждений;
— создания и развитиясистемы региональной и муниципальной поддержки образовательного кредитованиякак эффективного инструмента повышения доступности, прежде всего, системыпрофессионального образования.
Проект, какорганизационная форма инновационного развития образования Новосибирскойобласти, в полной мере соотносится с отказом от сметного финансированияобразовательных учреждений и переходом к механизму долгосрочного нормативногофинансирования потребителя образовательных услуг.
Нормативноефинансирование объективно приведет к инновационным процессам в образовании, ккоторым можно отнести:
— созданиепрогрессивных методик расчета нормативного финансирования по разным уровнямобразования, типам и видам образовательных учреждений;
— разработкузаконодательной и нормативной базы, повышающей финансово-экономическуюсамостоятельность и ответственность образовательных учреждений за качествообразовательных услуг;
— разработку механизмовмногоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений;
— обеспечениеразнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений разныхуровней через разработку соответствующей нормативно-правовой базы;
 - формированиемотивации работников образования, образовательных учреждений, органовуправления образованием к инновационному развитию.
При реализацииКонцепции инновационного развития образования Новосибирской области могутвозникнуть риски, связанные:
— с недооценкойпринципа управления по результатам;
— с неадекватной состороны системы образования интерпретацией выбранных принципов и направленийинновационного развития образования;
— с инертностьюзаконодателя в вопросах изменения существующих в настоящее время подходов кпредоставлению финансово-экономической самостоятельности образовательнымучреждениям;
— с неготовностьюсистемы образования к реализации Концепции инновационного развития образованияв Новосибирской области;
— со слабойкоординацией действий различных субъектов образовательной политики.
3.3 Оценкаэффективности инновационного развития образования
Концепцияинновационного развития образования Новосибирской области предлагаетсовременные подходы к оценке качества и эффективности образования. Всоответствии с такими подходами система оценки в большей степени опирается накачественные критерии и показатели, основные из которых ориентируются надолгосрочные эффекты, а их оценка отсрочена во времени в проявлениях иизмерениях.
Качественныедолгосрочные эффекты реализации Концепции инновационного развития образованияНовосибирской области можно разделить на две группы.
Первая – это длящиесяэффекты в инновационной работе образовательных учреждений и органов управленияобразованием. К ним относятся:
— диагностируемыерешения поставленных задач и достижение цели инновационного развитияобразовательных учреждений или системы образования в муниципальном образовании;
— долгосрочное иподтвержденное бюджетами планирование инновационных процессов, осуществляемыхобразовательными учреждениями или органами управления образованием;
— длительностьинициативного участия педагогических коллективов образовательных учреждений испециалистов органов управления образованием в инновационной деятельности;
— устойчивое позитивноеотношение участников образовательного процесса к инновационному развитиюобразования;
— наличие конкуренции врамках участия в образовательных процессах среди партнеров образовательныхучреждений или органа управления образованием;
— пролонгацияпартнерами предложений об участии в мероприятиях и программах, планируемых врамках инновационного развития образования, включая региональные, национальныеи международные и др.
Ко второй группенеобходимо отнести эффекты, связанные с долговременной поддержкой инновационнойдеятельности образовательного учреждения и органа управления образованием состороны общества. Среди них:
— постоянное увеличениепредложений партнерства в адрес образовательного учреждения или органауправления образованием;
— создание новыхинновационных проектов на территории муниципального образования;
— постоянный интереспедагогических работников к участию в курсах повышения квалификации, тренингах,инновационных семинарах, творческих исследованиях, в том числе и на основевнесения личного взноса участника, на добровольческой или безвозмездной основе;
— диагностируемоевнедрение инновационных образовательных технологий;
— активное лоббированиеобщественностью и партнерами в различных учреждениях и организациях интересовинновационной деятельности образовательного учреждения или органа управленияобразованием;
— долговременноеприсутствие в бюджетах региона и муниципальных образований статей офинансировании инновационных образовательных проектов и мероприятий,предлагаемых органами управления образования и образовательными учреждениями;
— соотношение вбюджетах всех уровней доли расходов на текущее содержание и функционированиесистемы образования и доли расходов на инновационные образовательные социальнозначимые программы и проекты;
— соотношение доли бюджетныхрасходов на образование с долей привлеченных средств на развитие образования идр.
Система количественныхиндикаторов эффективности инновационного развития образования Новосибирскойобласти соотносится с системой целевых индикаторов и показателей Федеральнойцелевой программы развития образования на 2006-2010 годы и Программысоциально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года.
3.4 Управлениеинновационным развитием образования
Основным принципомуправления инновационным развитием образования Новосибирской области являетсяуправление по результатам, т.е. управление, направленное на достижениеизмеряемых результатов, соотносимых с показателями направленийсоциально-экономического развития Новосибирской области.
Для реализации положенийданной Концепции и в соответствии с основными направлениями Программыстратегического социально-экономического развития Новосибирской областиразрабатывается Целевая межведомственная программа развития образованияНовосибирской области. Государственным заказчиком данной программы являетсяАдминистрация Новосибирской области.
В целях привлеченияобщественности к управлению Целевой межведомственной программой государственнымзаказчиком создается Общественно-государственный Совет по разработке иреализации Целевой межведомственной программы развития образованияНовосибирской области. В его состав входят депутаты Областного Совета,представители науки и специалисты в области образования, представителипредпринимательского сообщества, общественных и политических объединений, атакже представители государственного заказчика. Положение обОбщественно-государственном совете и его состав утверждаются губернаторомНовосибирской области. Для выполнения контрольно-рекомендательных функций врамках реализации Целевой межведомственной программы подобные советы могутсоздаваться на уровне муниципальных образований и городских округов области.
Для текущего управленияинновационными процессами в рамках Целевой межведомственной программы вДепартаменте образования Новосибирской области создается структурноеподразделение инновационного развития.
Мероприятия пометодическому, организационно-техническому и экспертному сопровождению Целевоймежведомственной программы, а также общественный контроль над ходом еевыполнения осуществляются за счет средств, выделяемых на ее реализацию.

Заключение
Оценивая прошедшие 20 лет реформ формирования российскогообразования, следует подчеркнуть, что за это время был осуществлен переход отсоветской школы, интегрированной в мировое образовательное пространство,отвечающей принципам гуманистическое, открытости, ориентации на качество,закладывающей основы общества знаний. Произошла смена основ образовательнойполитики, стало возможным многоканальное финансирование образования, сложилсярынок образовательных услуг. Однако коренная перестройка системы образованияотличается сложностью, болезненностью, глубокими противоречиями. На протяжениирассматриваемого периода наблюдалась борьба двух тенденций. С одной стороны — технократический подход к модернизации образования, основанный на автократизме,понимании образования как условия обеспечения государственного благополучия, сдругой — гуманистический, восходящий к свободному образованию, высшей ценностьюкоторого является личностное развитие.
В настоящее время определяющим в процессе модернизации становитсястремление к оптимизации управления образованием, к использованию рыночныхмеханизмов как фактора саморазвития образования, установления баланса междуразличными источниками его финансирования. По сути, усилия реформаторовнаправлены на создание управляемого рынка, формирование культуры рыночныхотношений в образовании. Несомненные достижения в области модернизации неотменяют серьезных и пока не нашедших решения проблем. В частности, стремление активноиспользовать европейский опыт приводит к игнорированию национальных традиций.Нельзя забывать, что механическое перенесение заимствованных моделей приводит кнегативным последствиям. Необходимо вернуться к традиции общественногообсуждения процессов реформирования, активно привлекать к разработке путеймодернизации научные институты. Кроме того, нужно признать, что постоянноевыдвижение новых задач, не всегда согласующихся с предшествующими, нарушениепреемственности в государственной образовательной политике наносит большой Вредстабильности в образовании, не позволяет глубоко осмыслять и анализироватьдостижения и недостатки реформ.
В России в процессе реализации «Концепции модернизациироссийского образования» наибольшее продвижение было сделано в Решениизадач по обновлению общего среднего образования. Концентрация усилий па данномнаправлении объяснялась тем. что общее образование, будучи опорой всейобразовательной системы и самым, массовым ее компонентом, являлось вместе стем наименее эффективным. Его содержание было оторванным от современныхпотребностей страны и в то же время крайне перегруженным. Это приводило кснижению общего образовательного уровня выпускников, резкому ухудшению здоровьядетей, т.е. к прогрессирующему истощению генофонда нации.
Средипервоочередных задач, которые, как представляется, стоят перед отечественнойвысшей школой, можно выделить две. Первая – это интенсификация работы попринятию образовательных моделей, которые согласовывались бы с «болонскими»принципами и отвечали национальным традициям и интересам России. Вторая – этопостроение целостной системы обеспечения качества. В работе даются рекомендациипо реализации этих и других задач модернизации российской высшей школы.
Несмотряна неоднозначные оценки европейского образовательного пространства инеоднородность отечественного высшего образования, очевидно, что развитиеБолонского процесса является инструментом гармонизации систем высшегообразования стран-участников и может быть взаимовыгодным способом формированияединого европейского рынка высококвалифицированного труда и высшегообразования. Участие России в этом процессе может позволить добитьсяравноправного положения наших вузов и специалистов не только в европейском, нои в мировом сообществе, решить проблему признания российских дипломов иукрепить наши позиции на мировом рынке образовательных услуг. Целесообразнорассматривать участие России в Болонской конвенции как способ реформированияотечественной системы образования, ее сближение с европейской, при условиисохранения фундаментальных ценностей и особенностей и конкурентных преимуществотечественной системы образования.

Список использованной литературы
1.   АтаянА.Т. Перспективы: вопросы образования. [Текст] / А.Т. Атаян – Париж: ЮНЕСКО,1991, 21-117 с.
2.   Бордовская Н.В. Педагогика. [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан –СПб: «Питер», 2004
3.   Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. [Текст] /А.Д. Жуков, Н.М. Канаев – Москва, ЭКМОС, 2000
4.   Лиферов А.П. Интеграция мирового образования – реальность третьеготысячелетия. [Текст] / А.П. Лиферов – М., 1997
5.   Невежина М.М. Педагогика. [Текст] / М.М.Невежина, Н.В. Пушкарёва,Е.В. Шарохина – М., «Риор», 2005
6.   Москва,Кремль Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронныйресурс] // www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml
7.   Н.А.Савченко, Инновации в образовании: основания и смысл[Электронный ресурс] // www.humanities.edu.ru/db/msg/84210
8.   Н.А.Савченко, Инновации в образовании: сущность и социальныемеханизмы [Электронный ресурс] //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84211
9.   О.А.Береснева, Концепция инновационного развития образованияНовосибирской области [Электронный ресурс] //http://www.websib.ru/develop/page.php?article=87


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Gothic Architecture Essay Research Paper Gothic ArchitectureThe
Реферат Расчёт экономической эффективности
Реферат Проблемы и возможности развития рефлексии при подготовке психолога.
Реферат Корпоративная стратегия
Реферат Акцизный сбор 28. Понятие акцизного сбора
Реферат Оценка финансовой устойчивости (на примере ЗАО "Тихоокеанская страховая компания")
Реферат Прийоми і правила стрільби з малокаліберної гвинтівки 2
Реферат Реклама на специализированных телеканалах
Реферат Анализ результатов хозяйственной деятельности ООО Домовой 27
Реферат 1900, г. Саратов †?, из крестьян. С 1914 г находился на послушническом искусе в Тихоновой пустыни, в 1915 г
Реферат Облік непрямих витрат та калькулювання собівартості продукції
Реферат Сравнительный анализ лингвистического наполнения концепта «ЦВЕТ» в русской и английской культурах
Реферат School Violence 2 Essay Research Paper Essay
Реферат Принятие решений в условиях неопределенности
Реферат Wars By Timothy Findley Essay Research Paper