Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава1.Формы организации обучения
1.1 Понятиео формах организации обучения
1.2 Историяразвития организационных форм обучения
Глава2. Дискуссия как одна из форм организации учебного процесса старшеклассников
2.1 Групповыедискуссии старшеклассников
2.2Дискуссия как форма диалога
2.3 Особенностистаршего школьного возраста в школе
Глава3. Практический материал
3.1Методика проведения дискуссии на уроке информатики
3.2План-конспект урока информатики с использованием дискуссии на современном уроке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении веков школанакопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формыобучения и сложились различные точки зрения на понятие, эффективностьприменения различных форм процесса обучения. До сих пор нет единого мнения поданному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируютсятрадиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Современныйпроцесс обучения предполагает в числе одной из важных задач значительноерасширение форм учебной деятельности студентов. Данная тема особо актуальна насегодняшний день, так как учебно-воспитательный процесс должен строиться какобщение, взаимодействие, обмен инициативами его участников — педагога истудентов, студентов между собой.
Именно такстроится учебно-воспитательный процесс при использовании групповых,интерактивных (т.е., основанных на взаимодействии) методов обучения — дискуссии, исполнения ролей, имитационной игры. Среди них учебная дискуссия — наиболее распространенный метод. Ее основная задача — выявление существующегомногообразия точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимостивсесторонний анализ каждой из них.
Дискуссиядолжна занять существенное место в процессе обучения по тем дисциплинам, гдеесть неоднозначность в объяснении явлений.
Цель работы: рассмотреть основные особенности проведения дискуссии вучебном процессе старшеклассников.
Задачиисследования:
1.Проанализировать научную литературу по данной теме.
2. Раскрытьсущность основных форм проведения дискуссии.
3.Проанализировать деятельность учащихся и преподавателя в условиях проведениядискуссии.
Объектисследования: дискуссия в современном учебном процессе.
Предмет исследования:анализ специфики методов, форм и действий проведения дискуссии.
Гипотеза: проведениедискуссии в учебном процессе способствует развитию у учащихся творческихспособностей, логике мышления и профессиональной компетентности.
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
1.1Организации форм обучения старшеклассников, характеристика
Организованное обучение ивоспитание осуществляется в рамках той или иной педагогической системы, имеетопределенное организационное оформление. В дидактике известны три основныесистемы организационного оформления педагогического процесса, отличающиеся однаот другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных ииндивидуальных форм организации деятельности воспитанников, степенью ихсамостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом состороны педагога. К ним относятся:
1) индивидуальное обучениеи воспитание;
2) классно-урочная система;
3) лекционно-семинарскаясистема.
Система индивидуальногообучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передачаопыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлениемписьменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общенияпосредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ниминдивидуально. Изложив материал одному, он давал ему задание длясамостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу споследним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагалновую порцию материала, давал задание — и так до тех пор, пока ученик, пооценке учителя, не осваивал науку, ремесло или искусство. Содержание обучения ивоспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученикиразного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий длякаждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Редкоучитель собирал всех учеников своей группы для коллективных бесед, наставленийили заучивания священных писаний и стихотворений.
Когда в средние века с увеличениемколичества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста,возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогическогопроцесса. Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения иее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режимучебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильныйсостав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста,стабильное расписание. Основной формой организации занятий в рамкахклассно-урочной системы, по Я.А.Коменскому, должен быть урок. Задача урокадолжна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урокначинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Онимеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка.Основное время при этом отводилось упражнению. Дальнейшее развитиеклассического учения Я.А.Коменского об уроке в отечественной педагогикеосуществил К.Д.Ушинский. Третья часть направлена на подытоживание проделаннойработы и на закрепление знаний и навыков. Большой вклад в разработку научныхоснов организации урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов иправил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновалнеобходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Существуют различныеклассификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся кструктуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы можноразделить на общие и конкретные.
На протяжении длительноговремени в педагогической литературе было общепринятым деление всехорганизационных форм на:
1. Общеклассные илифронтальные учебные занятия;
2. Групповые (бригадныеили звеньевые);
3. Индивидуальные.
В первом случае учительодновременно работает со всеми учащимися класса, во втором – в классе работаетнесколько групп учащихся и каждую небольшую группку обучает кто-то из учеников,в третьем – каждый ученик выполняет работу индивидуально, без чьей-либо помощи.Такая классификация является неполной. Во-первых, отсутствуют парные иколлективные учебные занятия. Во-вторых, в классификации члены деления неисключают друг друга, так фронтальные занятия являются частным случаемгрупповых. Остаётся неясным признак по которому производится такое деление,обычно это признак одинаковости или неодинаковости заданий. Если в классе всеучащиеся выполняют одну и ту же работу, то такие занятия следовало бы считатьфронтальными, но в действительности каждый ученик на этих занятиях работает индивидуально,обособленно друг от друга, даже без помощи учителя.
То же самое можно сказатьи о занятиях, на которых производится контрольная работа. А если на урокесамостоятельная работа по карточкам – одни ученики имеют одинаковые задания, адругие разные? Получается, что в классе проводится групповая работа, на самомделе все ученики работают индивидуально (ученики изолированы друг от друга).Аесли ученики работают в группах, но все группы имеют одинаковые задания? Это нефронтальная работа, а групповая. Следовательно, такое деление форм обученияявляется неправильным, неполным. Мы будем придерживаться классификации В. К.Дьяченко, она устраняет данные недочёты. Сравнение общих форм обучения даётся втаблице №3.
дискуссия старшеклассник учебный урок
Таблица №1. Общие формы учебной работы (В. К. Дьяченко)Индивидуальная Парная Групповая Коллективная
Обособленная учебная работа, без контакта с другими людьми.
(ученик-книга, ученик-тетрадь).
Работа внутри одной обособленной пары, участники пары постоянные, один говорит, один слушает.
(ученик-ученик, учитель-ученик).
Одного говорящего слушает либо несколько человек (бригадные, звеньевые занятия), либо весь класс (Общеклассные занятия).
(ученик-ученики).
Каждый ученик по очереди работает с разными членами коллектива и наоборот, все работают с каждым учеником.
(ученик-ученики, ученики-ученики). Таблица№2. Общие формы учебной работы учащихся (И. М. Чередов)Фронтальная Групповая Индивидуальная Управление учебной деятельностью всего класса при его работе над единой задачей при достаточно жёстком контроле учителя.
Сотрудничество в малых группах на принципах самоуправления с менее жёстким контролем учителя:
— Звеньевые
— Бригадные
— Кооперированно-групповые
— Дифференцированно-групповые
Самостоятельность ученика при максимальном проявлении его инициативы с учётом степени целеустремлённости, работоспособности, интересов, склонностей:
— Индивидуализированные
— Индивидуализированно-групповые.
Таблица № 3. Сравнение общих формобучения
Название формы
Достоинства
Недостатки Индивидуальная Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль. Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников Групповая Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования Слабого ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать Парная Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5-7 мин.), повышается качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем. Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценить уровень знаний учащихся, нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности Коллективная Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, коммуникабельность, трудолюбие учеников. Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившимся за помощью говорят «Сам учи, что тут сложного».
Если изучаемый материалосновывается на хорошо усвоенном ранее, нетруден и хорошо изложен в учебнике,учебных пособиях, преподаватель может провести по соответствующей темеконференцию, организовать дискуссию учеников. Дискуссия должна бытьподготовлена заранее, для чего учитель определяет учащимся темы докладов,основные направления самостоятельной работы. Роль педагога заключается вкомментировании полемики школьников, подведении итогов обсуждения. Эта формаорганизации обучения рассчитана на учащихся, имеющих сформированные умения инавыки работы с литературой.
1.2 Урок — основная форма организациипроцесса обучения
С позиций целостностипедагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму егоорганизации. Именно в уроке отображаются все преимущества классно-урочнойсистемы. В форме урока возможная эффективная организация не тольконаставительно-познавательной, а и других развивающих видов деятельности детей иподростков. Не случайно в последние годы значительное распространение получилиуроки культуры, работы, поэзии и т.п. Общения происходит между преподавателем иучениками, которые взаимодействуют. В зависимости от структуры учебного общенияВ. К. Дьяченко классифицирует общие формы как индивидуальные, парные,групповые, коллективные. Понятие «организация» в «Философской энциклопедии»трактуется как «упорядочение, налаживание, призрак в системе некоторогоматериального или духовного объекта, расположение соотношения частей объекта».Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образоморганизовано. Оно происходит и существует, прежде всего, в определенных формахего организации. Организационные формы обучения составляют материальную основуобучения. Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную,содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательногообщения, взаимодействия, отношений учителя и учеников. Форма обученияреализуется как органическое единство целенаправленной организации изучаемогосодержания, средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок,лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и т.п.) имеетсобственное учебно-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьмиконкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и привычек.Система же разных форм обучения, которое позволяет раскрыть целостные разделы,темы, теории, концепции, применить взаимозависимые умения и привычки, имеетобщее учебно-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания иличностные качества. Необходимость системной зависимости и разнообразия формобучения обусловлена своеобразностью содержания образования, а такжеособенностями восприятия и усвоение учебного материала детьми разных возрастныхгрупп. Содержание науки и возрастные особенности школьников требуютсоответствующей, адекватной формы обучения, определяют ее характер: место впроцессе обучения, сменную продолжительность, подвижную структуру, образаорганизации, методическое оборудование. Разные соединения этих компонентов даютвозможность создавать разнообразие и многообразие учебных форм. Каждый урокпредставляет собой по содержанию часть учебного курса по тому или иномуучебному предмету и имеет определенную дидактическую цель, которая обусловленаместом данного урока в учебном курсе, разделе, теме по тому или иному учебномупредмету. При классно-урочной системе обучения учебная работа проводится совсеми учащимися одновременно. Она может носить общеклассный, групповой илииндивидуальный характер.
Клаcсно-урочная система, принятая в школе, позволяет: 1)равномерно распределять изучение учебного курса по тому или иному предмету наопределенные части—уроки, которые в строгой логической последовательностиследуют друг за другом по расписанию в рамках точно отведенного учебноговремени; 2) планомерно осуществлять руководящую роль учителя в образовании,воспитании и развитии учащихся; 3) организовать учебную работу с учетомпсихологических особенностей овладения знаниями, умениями, навыками в ихединстве с формированием личности; 4) чередовать труд и отдых учащихся и темсамым содействовать внесению определенной четкости в работу школы; 5)формировать коллективистические отношения. Типы и структура уроков. Терминструктура латинского происхождения, он означает взаиморасположение и связьсоставных частей чего-либо, строение. Структура урока, т. е. взаиморасположениеего составных частей, зависит от того, какое место он занимает в общей системеуроков по теме курса. Каждый урок представляет собой организационно, логическии психологически законченное целое. Организационная целостность и законченностьурока состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенноевремя, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело,организуют на работу, время распределено четко и рационально. Логическаяцелостность находит свое выражение в определенном содержании урока,расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план темы, ее логическуюструктуру. Психологическая целостность характеризуется потребностью достиженияцели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлениемдальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены вдействие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.
В хорошем уроке организационная, логическая ипсихологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты,когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен(несделан вывод, не сформулировано правило; учащиеся не были активными науроке, у них не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувстваучебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим. Представляязаконченное целое, каждый урок вместе с тем является звеном единой цепи уроковпо теме учебного предмета. Поэтому для правильного построения любого уроканеобходимо осознать всю систему уроков по данной теме и место отдельного урокав данной системе. Это необходимо для того, чтобы видеть перспективу своейдеятельности, четко представить логическое содержание, образовательное ивоспитательное значение темы в целом и на этом основании определить основнуюдидактическую цель каждого урока, как будут конкретизированы образовательные ивоспитательные задачи темы на каждом уроке.
Определить основную дидактическую цель урока — значитустановить, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала,закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке иучету усвоения учебного материала. Урок может иметь и несколько дидактическихцелей. В зависимости от того, какая основная дидактическая цель решается на томили ином уроке, структура уроков, а следовательно, и типы уроков будутразличны. В педагогической литературе предлагаются различные классификациитипов уроков, но общепризнанной классификации нет, все же большинство дидактовсчитают, что классифицировать типы уроков нужно по признаку основнойдидактической цели урока. Исходя из основной дидактической цели урока, можноуказать такие типы уроков: объединенный, или комбинированный, урок; урокизучения нового; урок закрепления; урок повторения, или повторительно — обобщающий урок; урок проверки знаний, умений, навыков—контрольный, илиучетный, урок.
1. Объединенный, или комбинированный, урок. На урокахданного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного ипроверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы.Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников
(неустойчивость внимания, повышенная эмоциональнаявозбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ иучебников. В частности, своеобразие учебников математики состоит в том, что онипостроены поурочно, а главное—на каждом уроке предусматривается проведениеработы по нескольким линиям: работа над ранее усвоенными знаниями с целью ихповторения и закрепления, работа над изучением новых знаний и их закреплением,работа над материалом, готовящим к усвоению новых знаний. Структура уроковкомбинированного типа может быть такой:
1) проверка домашнего задания, 2) подготовка к усвоениюновых знаний, 3) объяснение нового материала, 4) закрепление изученногоматериала, 5) задание на дом.
Возможно и несколько другое расположение составных частейкомбинированного урока. Например: 1) изучение нового материала, 2) закреплениеизученного на данном уроке и ранее пройденного, 3) задание на дом, 4)подготовительная работа к изучению новой темы. На уроке комбинированного типаего составные части—повторение или проверка, изучение и закрепление нового — посвоему объему и времени представлены более или менее равномерно.2. Урокизучения нового. Уроки данного типа в чистом виде встречаются редко. Этообъясняется своеобразием учебного материала и неустойчивостью вниманияучащихся. Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждомуроке. Но бывают уроки, на которых изучение нового материала является основнойдидактической целью. Этой работе отводится большая часть времени на уроке, вседругие части урока также подчинены изучению нового.
Для того чтобы установить связи преемственности в изучениинового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных,повторяют те разделы и вопросы, которые подготавливают детей к восприятиюнового материала. На таком уроке происходит и первичное закрепление изучаемогоматериала.
Структура данного типа урока такова: 1) повторениематериала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний, 2) сообщениетемы и цели урока, 3) изучение нового материала, 4) проверка пониманияучащимися изученного материала и его первичное закрепление, 5) задание на дом.
Возможно и несколько другое расположение составных частейурока: 1) сообщение темы и цели урока, 2) изучение нового материала, 3) заданиена дом, 4) проверка понимания учащимися воспринятого материала и его первичноезакрепление.
3. Урок закрепления, совершенствования и развития знаний,умений и навыков. Данный тип урока особенно характерен для построения учебногопроцесса в начальных классах. Это объясняется тем, что одной из основных задачначального обучения является: научить учащихся учиться, вооружить ихопределенными умениями и навыками. По новой программе в отличие от ранеедействующей начальный этап формирования навыков иной. Так, например,вычислительные приемы раскрываются на основе осознания учащимися свойств арифметическихдействий, т. е. теоретические знания являются основой для выработки осознанныхумений и навыков. Основное место на уроках данного типа занимает выполнениеучащимися различных тренировочных упражнений, творческих работ. Упражненияпредлагаются в определенной системе, основой которой является постепенноенарастание трудностей.
Структура этих уроков, как правило, следующая: 1)сообщение цели предстоящей работы, 2) воспроизведение учащимися знаний, уменийи навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий, 3)выполнение учащимися различных упражнений, задач, 4) проверка выполненныхработ, 5) задание на дом (если это необходимо).
С целью развития знаний, умений и навыков на таких урокахиногда включаются элементы нового. С помощью специальных упражнений проводитсяподготовительная работа к изучению следующих тем. Но эти дидактические целиподчиняются основной дидактической цели урока—закреплению изученного.
4. Повторительно-обобщающие уроки. Уроки данного типапроводятся в конце изучения темы, ряда тем, раздела курса. Структура подобныхуроков может быть следующей:
1) вступительное слово учителя, в котором он подчеркиваетзначение изученной темы или тем, сообщает цель и план урока,
2) выполнение учащимися индивидуально и коллективно различногорода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, 3)проверка выполнения работ и восполнение имеющихся пробелов, 4) подведениеитогов.
5. Контрольные, или учетные, уроки. Основное место натаких уроках отводится либо письменной проверке — диктанту, сочинению,контрольной работе и т. п., либо устной проверке. Структура данного типа урокаблизка к структуре уроков двух предыдущих типов. В конце урока, если проверкапроводилась в устной форме, учитель, как правило, дает краткую характеристикузнаниям, умениям и навыкам учащихся, указывает на достижения, недостатки и путиих преодоления. Если проверка проводилась в письменной форме, то последующийурок посвящается разбору контрольной работы. Однако, если этого требует дело, внего по ходу урока могут быть внесены изменения. Например, если все намеченныев плане упражнения выполнены, но материал еще не усвоен детьми в такой степени,в какой нужно, то выполняются дополнительные упражнения. Ежедневный анализсобственных уроков с точки зрения того, что удалось на уроке и что не удалось,в чем причина неудачи и каковы пути ее преодоления, что нужно дальше развиватьи закреплять, положить в копилку опыта, должен стать потребностью учителя.Анализ собственных уроков, а также посещение уроков опытных учителей споследующим анализом этих уроков помогут молодому начинающему учителю овладетьискусством проведения уроков.
ГЛАВА2. Дискуссия как форма организации учебного процесса
2.1.Методика проведения дискуссии на уроке у старшеклассников
Дискуссия — это форма урока, которая призвана выявитьсуществующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и принеобходимости провести всесторонний анализ каждой из них, а затем иформирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческуюпроблему. В любом случае, в дискуссионном уроке должен присутствоватьхарактерный признак — конфликт, при котором каждый участник защищает своюпозицию. Следует отметить, что дискуссионные занятия чаще всего используютсяименно при преподавании истории. Это обусловлено тем, что исторический материалпредоставляет большие возможности для постановки проблемных вопросов иорганизации столкновения нескольких, зачастую противоположных, точек зрения. Всамом общем виде, используя общепедагогические классификации, все дискуссии наисторические темы можно поделить на несколько групп, в зависимости от принципових проведения, задач и результатов. Первый тип — это структурированная илирегламентированная дискуссия. На данном уроке «малые» группы учащихся изучаюткакую-либо «частную» проблему или вопрос как часть общей проблемы, которуюпредстоит решить классу. Другим типом дискуссии является дискуссия с элементамиигрового моделирования. На данном занятии учащиеся обсуждают историческую проблемус позиций «очевидцев» событий, как бы абстрагируясь от оценок современныхлюдей, учебников и дополнительной литературы. Но при этом часть школьниковпредставляют современных экспертов и поэтому имеют более поздние оценкирассматриваемых событий. Именно сочетание оценок прошлого времени и современныхсоздает своеобразие данной дискуссии. Третий тип дискуссии — проектная. Онаоснована на методе подготовки и защиты проектов по определенной теме. Существуети классификация дискуссий по формам проведения: «симпозиум», «круглый стол»,«дебаты». Анализируя различные классификации дискуссионных занятий, можновыделить две основные формы дискуссий. Это групповые дискуссии, в которыхучаствуют несколько групп по 3-5 человек и каждая группа отстаивает свою точку зренияна заданную проблему, а также уроки, на которых каждый ученик индивидуальновысказывает собственное мнение по теме. Следует отметить, что в школьнойпрактике наиболее приемлемой формой является групповая дискуссия, так как онаобеспечивает многообразие мнений и подходов к рассмотрению проблемы, и вобсуждении задействовано большинство учащихся. Также школьная дискуссия должнаобязательно заканчиваться формулированием общей позиции класса по обсуждаемомувопросу. Это обусловлено тем, что время, отведенное на изучение истории вшколе, знания и умения учащихся не позволяют на высоком уровне проводитьпродуктивную дискуссию, при которой каждый участник остается при своем мнении.К тому же в результате любого учебного занятия школьники должны получить определенныйобъем четких, непротиворечивых знаний, поэтому многообразие мнений в данномслучае не допустимо. Процесс проведения дискуссионного занятия включает в себянесколько этапов. Прежде всего, это подготовительный этап, на которомопределяется тема дискуссии. Она должна быть актуальной и солидной.Актуальность темы для учащихся определяется той пользой, которую принесут имполученные в ходе дискуссии знания и умения. Солидность темы предполагает еевысокую значимость в изучении истории. Мелкие вопросы на дискуссию невыносятся. Также непременным условием выбора темы для занятия такого родаявляется то, что она должна быть неоднозначной, то есть в литературе должныбыть представлены различные позиции по ней, что создаст возможность для обменамнениями. Определяя тему дискуссии, учителю нужно помнить, что проблемы,выносимые на обсуждение, должны быть не просто ключевыми в истории, но ипосильными для учащихся, вызывать их интерес. А также очень важно, чтобы темабыла обеспечена литературой, доступной школьникам по содержанию. Итак, вкачестве темы дискуссионного урока, как правило, выступают значимые событияистории, которые до сих пор неоднозначно рассматриваются в историческойлитературе и вызывают споры. Также на подготовительном этапе учитель составляетплан дискуссии, определяя основную проблему и ряд второстепенных вопросов,которые помогают более полно раскрыть содержание темы; отбирает литературу,которую необходимо изучить учащимся в процессе подготовки. Эти сведения затемпредоставляются школьникам.
На данном этапе учитель делит класс на условные группы ипроводит консультации с ними. Методисты отмечают, что в слабо подготовленномклассе можно предоставить учащимся право самостоятельного распределения погруппам (иногда при некотором контроле со стороны учителя), но в хорошоподготовленном классе целесообразно создавать группы «случайного выбора»,сформированные на основе жеребьевки, а в классах с сильной дифференциациейучащихся по уровню знаний скорее всего потребуется активное вмешательство учителя.При делении класса на группы нельзя формировать группы сильных и слабыхучащихся. Создание групп должно происходить на основе принципа взаимногообогащения, то есть в одну группу должны входить учащиеся с разным уровнемзнаний и умений.
Это, во-первых, способствует развитию более слабыхшкольников, которые будут обогащать свои знания и умения при работе с сильнымиучениками; а, во-вторых, такой принцип распределения на группы создастприблизительно одинаковые по уровню развития группы, что способствует активномуучастию в дискуссии максимального количества учеников. При необходимости наэтапе подготовки занятия данного типа могут быть проведены специальные урокиили лекции, направленные на ознакомление учащихся с фактическим материалом потеме дискуссии. Для того чтобы обсуждение на уроке прошло более продуктивно,учащиеся должны быть заранее ознакомлены с правилами ведения научного спора,такими как: продумай главное, что хочешь доказать; лучшее доказательство — точные факты; говори логично и последовательно; уважай своего оппонента и неискажай его мыслей; не повторяй сказанное до тебя; не размахивай руками и неповышай голоса.
В целом на этапе подготовки урока-дискуссии основная рольучителя заключается в консультировании школьников. Начинается дискуссия свводного слова учителя, в котором он формулирует основную проблему занятия,обосновывает ее, а также определяет регламент выступления участников, объясняетправила проведения дискуссии. Затем проходит обсуждение задания в группах ивыступления участников дискуссии. При этом эффективность и успешностьобсуждения целиком зависят от учителя. В ходе дискуссии его поведение должнобыть корректно, то есть преподавателю лучше не прерывать выступающих ивмешиваться в ход обсуждения только в том случае, если ученик отвечает не посуществу. В то же время учитель должен направлять рассуждения школьников кправильным выводам, подталкивать их к формированию общей позиции порассматриваемому вопросу, а для этого ему необходимо отсекать избыточнуюинформацию в выступлениях учащихся, тем самым группируя важные выводы и сближаяточки зрения дискутирующих.
На данном этапе роль учителя — руководство ходомдискуссии, то есть он ставит в случае необходимости дополнительные вопросы,помогает учащимся найти правильное решение поставленной проблемы, делаетобоснованные выводы. Преподаватель должен следить за тем, чтобы обсуждение незашло в тупик и не переросло в межличностный конфликт между учащимися, а такжеза соблюдением основных принципов дискуссии. Особо следует остановиться навопросе выставления оценок за дискуссионный урок. Учителю нужно помнить, чтоотмечены должны быть не только основные выступающие и оппоненты, но и наиболееактивные участники обсуждения. Необходимо оценивать и содержание ответов, ивысказанные учащимися мысли, их умения спорить, аргументировать свое мнение.Нельзя ставить оценки за добровольные, но неудачные ответы, а также оцениватьнизким баллом неверную точку зрения. Это может привести к тому, что школьникипотеряют интерес к обсуждению и стремление высказывать собственное мнение. Следуетотметить то влияние, которое оказывают дискуссионные занятия на развитиеличности учащихся. Уроки-дискуссии не только активизируют мыслительнуюдеятельность школьников и увеличивают их интерес к истории, но и способствуютразвитию устной речи, а также следующих умений: выслушивать оппонента,проявлять терпимость к иной точке зрения, аргументировано отстаиватьсобственную позицию.
Таким образом, дискуссии способствуют развитию у учащихсяосновных коммуникативных умений. В целом, дискуссия является такой формойзанятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, при этом ониовладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличиваетсяих интерес к истории. В старшем звене школы наиболее эффективными будутгрупповые дискуссии, в результате которых будет сформулирована общая позиция порассматриваемой проблеме. Именно такая форма урока позволяет школьникам нетолько развить определенные коммуникативные умения, но и способствует болееглубокому усвоению учебного материала.
Дискуссия-рассмотрение, исследование-обсуждение,рассмотрение спорной проблемы вопроса, в ходе которых выясняются различныеточки зрения. Дискуссия-процесс продолжения и расширения путем сопоставления,столкновения, ассимиляции, взаимообогащения предметных позиций участников.Учебная дискуссия представляет собой организуемый педагогом обмен мнениями, вкотором школьники отстаивают личные субъективные точки зрения по изучаемомувопросу.В ходе дискуссии создаются и осваиваются культурные ценности,происходит передача культурного опыта, формируются люди как социальныеиндивиды, личности с их знаниями и умениями, системой ценностей, творческимиспособностями. Важнейшей средой духовного, общественного и личностногопроявления человека, достижения взаимопонимания между людьми является общение,что имеет важное значение в дискуссии. Общение — это единственная возможностьдля человеческого существа стать человеком, личностью. Общение — этодеятельность в культуре, в соответствии с культурными образцами-идеями,ценностями, нормами. Все эти нормативно-ценностные образования призваныорганизовать человека в мире помочь освоиться в нем, сделать его своим,человеческим миром. Можно выделить два вида общения: внешнее общение,внутреннее общение. В процессе внешнего общения на уроках-дискуссии ученикиизлагают и отстаивают свои мнения, взгляды, в ходе чего между ними достигаетсявзаимопонимание, как говорил древнекитайский философ Конфуций “В спорахрождается истина”.
Внутреннее общение представляет собой взаимодействиечеловека самим с собой, внутренний диалог со вторым “Я”. Внутреннее общениеобеспечивает процесс самовоспитания, самосовершенствования, формированиясвободной нравственной воли, внутреннего человека, укрепляющего позиции своего духовногосамосостояния.
2.2Дискуссия на современном уроке
Мировоззрение может объединять людей, а может иразъединять — достаточно проанализировать историю двадцатого столетия. И внастоящее время взаимопонимание, уважение, взаимопомощь являются основоймировоззрения далеко не каждого человека, особенно молодого. Поэтому оченьважно у современной молодежи, которой принадлежит будущее, сформироватьгуманистическое мировоззрение. Несмотря на обобщенный характер отдельныхположений, круг рассматриваемых вопросов, не чужд личному опыту студентов.Актуализировать этот опыт, сделать его предметом анализа, можно лишь используяактивные диалоговые методы обучения. Поэтому дискуссия и беседа, выполнениеразличного рода заданий должны стать неотъемлемой частью занятия.
Занятие будет эффективным, если формыизложения материала преподаватель направит на повышение познавательнойактивности студентов. При подготовке методической разработки использованыразличные источники: учебно-методическая и справочная литература, работыизвестных русских философов и публицистов, материалы периодической печати,произведения художественной литературы. Современный урок предполагает в числеодной из важных задач значительное расширение форм учебной деятельностистудентов. Поэтому учебно-воспитательный процесс должен строиться как общение,взаимодействие, обмен инициативами его участников — педагога и студентов,студентов между собой. Имея возможность проявлять на занятиях инициативу, братьна себя ответственность, предлагать свою точку зрения и т. д., студенты вомногом приобретают статус субъекта учебной деятельности. Обучение становитсятакже их собственным делом, а не только делом преподавателя. Преподаватель истуденты будут вместе, хотя и с разными акцентами, участвовать в поисках истины.
Для педагога каждый студент — этосубъект, к которому он обращается не для того, чтобы ему что-то внушить, а длятого, чтобы стимулировать его активность, привлечь его к сотворчеству. Какотмечает А. Ф.Малышевский в книге «Мир человека», чем больше людей выступает ссобственными суждениями, тем больше шансов на результативность учебногопознавательного диалога. Именно так строится учебно-воспитательный процесс прииспользовании групповых, интерактивных (т.е., основанных на взаимодействии)методов обучения — дискуссии, исполнения ролей, имитационной игры. Среди нихучебная дискуссия — наиболее распространенный метод. Ее основная задача — выявление существующего многообразия точек зрения участников на какую-либопроблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. В методическойлитературе существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика,дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию,приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я».Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты — прения,обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании (парламентские дебаты,телевизионные дебаты). Диспут от латинского (disputare) — рассуждать,разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специальноорганизованную для определенной аудитории.
Широкое внедрение групповой дискуссиив учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируетсяна том, что усвоение программного материала будет эффективнее, если студентыбудут не только получать готовые знания от преподавателя, из учебников, но«добывать» их, решая познавательные задачи. В процессе дискуссии у студентовформируются специфические умения и навыки. Ситуация полемики вынуждает их какможно точнее формулировать свои мысли, правильно используя для этого понятия итермины. Студенты овладевают приемами доказательной полемики, заботятся обобоснованности своих предложений, подходов к решению. Дискуссия позволяетактуализировать нравственные проблемы, лежащие в основе научных знаний,показать их важность для современности. Она дает студентам возможностьпочувствовать те вопросы, разрешением которых были заняты в разные историческиеэпохи лучшие умы человечества. (Насколько благотворны постоянноосуществляющиеся преобразования общества, изменения всей культуры и самогочеловека? Что будет с природой? Не попадет ли человечество в такую ситуацию,когда оно не будет в состоянии справиться с теми проблемами, которые оно самопородило и др. Применение такой формы организации учебной деятельности, какдискуссия, позволяет разнообразить виды уроков, сделать их более интересными изапоминающимися. Учебная дискуссия уместна на семинаре, на зачете.
В том случае, когда необходимо решитьбольшую и неоднозначную научную проблему или вынести обоснованное суждение понравственной проблеме, возникающей в связи с содержанием изучаемой дисциплины,целесообразно проведение специального урока-дискуссии или урока-диспута.Специальные уроки-дискуссии должны быть ориентированы на решение реальных (илиисторических) научных и социальных проблем с тем, чтобы студенты могли«проиграть» ситуацию, которая существует (или существовала) в обществе. Многозаданий подобного рода может быть сформулировано в дисциплинах: «Основысоциологии и политологии», «Основы философии», так как их предмет — жизньобщества в прошлом и настоящем. Если говорить о философии, то диалог идискуссия — это нормальная форма ее существования и развития. На своемсобственном многовековом опыте философия хорошо познала относительность такихистин, которые некогда воспринимались как абсолютные.
В связи со всем, сказанным выше,особенно важной становится проблема выбора тем для уроков-дискуссий и диспутов,а также решение вопроса о количестве подобных уроков в курсе. Здесь,безусловно, важно чувство меры. Опыт работы свидетельствует, что таких уроковне должно быть слишком много, тем более ни один курс нельзя ( да и не нужно)сделать полностью дискуссионным. В каждой дисциплине есть темы, дискутированиекоторых не будет продуктивным. Эта форма организации учебной деятельностидолжна применяться там, где есть, во-первых, необходимость в групповомобсуждении различных путей решения серьезной познавательной задачи и,во-вторых, где сам материал открывает возможности для организации эффективнойгрупповой работы на уроке. Дискуссия должна занять существенное место впроцессе обучения по тем дисциплинам, где есть неоднозначность в объясненииявлений.
Существуют разные формы организациидискуссии. Например, фронтальная форма, когда познавательная задача даетсясразу всем студентам. Возможно проведение дискуссий в группах. Можносформировать группы с тем, чтобы провести дискуссию сначала в них, а когда онипридут к определенному решению — между группами. Надо помнить о мнениипсихологов, что оптимальный состав группы для принятия решений -4-6 человек. Вгруппе из двух — трех человек не будет достаточного разнообразия мнений, а еслиучастников больше 6, то не все участники дискуссии успеют высказать свою точкузрения.
Ситуация спора, дискуссии на занятияхможет возникнуть не обязательно на специальных уроках-дискуссиях, а в процессеобычных учебных вопросов на любом занятии, на различных его этапах. Для этого,например, специально предлагается студентам высказать свои мнения о причинахтого или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Дискуссия можетбыть проведена в самом начале урока для активизации познавательной деятельностистудентов как вариант проблемного задания.
Дискуссия возможна и при подведении итоговпроблемного изложения для закрепления знаний. Если в ходе проблемного изложенияучитель представил две или более точки зрения на проблему, начальным вопросомдля дискуссии будет: «Чья точка зрения показалась вам более обоснованной?»Критерий эффективности дискуссии — в актуализации основных аргументов,изложенных преподавателем. Если излагалась одна версия — возможен вопрос:«Согласны ли вы с данным мнением?»
Очень важно после изучения темыорганизовать обсуждение ее места во всей системе знаний человека, ее связи сиными проблемами курса, с жизнью. Если такое обсуждение отсутствует,эффективность урока, по данным психологов, может существенно снизиться. Обычнотакое обсуждение проходит в форме беседы, но возможна и свободная (ненаправляемая преподавателем) дискуссия.
Помимо специально организованнойпреподавателем дискуссии на занятии возможна и спонтанная, не запланированнаядискуссия по заинтересовавшему студентов вопросу. В этом случае педагог долженпостараться вести ее так, чтобы она не превратилась в пустой и бесплодный спор.Могут быть также учебные дискуссии, в которых студенты по заданию преподавателяизучают первоисточники и учебную литературу. На дискуссии студенты выступаюткак бы сторонниками различных концепций.
Конкретные формы организации началадискуссии определяется критериями педагогической эффективности. Самое важное-чтобы все участники точно знали, о чем будет дискуссия, какие вопросы вынесенына обсуждение, каковы возможные подходы к решению этих вопросов.
Успех дискуссии определяетсявыполнением следующих требований:
1)вопросы дискуссии должны бытьсформулированы интересно, быть актуальными;
2)преподаватель должен обладатьширокой общественной и научно- технической эрудицией, способностью длительноевремя находиться в большом умственном напряжении;
3)руководитель дискуссии долженотлично знать не только свой предмет, но и смежные предметы, изучаемыестудентами, увязывать содержание курса с актуальными вопросами современнойжизни, с новейшими открытиями в науке и технике, в целом хорошо представлятьсебе содержание приобретаемой студентами специальности;
4)обязательным условием успешногопроведения дискуссии являются особенности речи преподавателя: она должна бытьхудожественной, яркой, эмоциональной, способствовать созданию эмоционально-нравственнойситуации. Без этого условия речь преподавателя остается информационно полезной,но не способствует в должной мере реализации функции стимулированияучебно-познавательной деятельности.
В процессе дискуссии много временибудет занимать контроль за правильностью взаимоотношений студентов, закорректностью формулировок. При высказывании собственных мнений отдельныепартнеры могут замкнуться на них и не видеть преимуществ других суждений. Междутем диалог идет успешно лишь тогда, когда его участники умеют встать вышесобственного мнения, способны посмотреть на него со стороны. Чем более партнерыспособны отказаться от своей предубежденности, личных склонностей, чем болееони объективны, тем успешнее и результативнее диалог. В некоторой степени помочьв этом смысле может памятка участнику диспута (дискуссии), которая вывешиваетсяв аудитории, где происходит дискуссия.
Велика и ответственна рольпреподавателя, ведущего дискуссию, так как дискуссия — один из труднейшихметодов обучения, поскольку требует от преподавателя постоянноймобилизованности, целеустремленности, искренности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, следует отметить, что метод дискуссииобеспечивает интенсивное развитие духовности и становление убежденийнравственной личности. Дискуссия — это один из самых трудных вариантовинтерактивных уроков. Не каждая заявленная на обозрение дискуссия таковойдействительно является. Когда присутствуешь на таких уроках, где дети обсуждаютпроблемы, не поднимая глаз от написанных листочков, где вопросы остаются безответов, хочется, право, поругать не детей, а учителя, который не сумелинтереснейшую форму работы сделать поистине таковой.
Дискуссия – это тяжёлый учебный труд как для учащихся, таки для учителя. Проведение самой дискуссии в разных вариантах требуетмаксимального напряжения сил учащихся на уроке: внимательно слушать оппонента,уметь тактично и грамотно отреагировать на сложные и на провоцирующие вопросы,сделать нужные и убедительные выводы по своей позиции, приводя разнообразныеаргументы и свидетельства. Вывод первый: успешной дискуссии предшествует всегдасерьёзная работа учащихся по выбранной добровольно ими позиции, подготовка ксвоей роли. Учащиеся могут выступать в следующих ролях: актёр, зритель,эксперт. На подготовку достаточно определить две недели учебного времени, входе которого отбирается материал, формулируются тезисы, оформляются наглядные,теперь уже с применением информационных технологий, презентации своихдоказательств. На этом этапе — роль учителя сводится к роли консультанта,помощника. Если на повестке будет подготовка нерегламентированной дискуссии, вкоторой участвуют все в классе, то консультации следует проводить со всемижелающими, но если это регламентированная дискуссия, где участники ограниченывременем, то консультировать необходимо команды учащихся в разное время.
Вывод второй: тема должна быть интересной для учащихся.Она должна быть актуальной как при изучении.
Вывод третий: многоликость ответственной роли учителя.Преподаватель должен серьёзно подготовиться к дискуссии. Он в ходе проведения дискуссии– не сторонний слушатель, он — председатель заседания, ведущий, он – тактичныйарбитр, он – помощник, а иногда и талантливый «провокатор», готовый помочь тем,кто теряется, кто «не вошёл в роль». Именно от учителя зависит, как«разговорятся ребята». Учитель даёт импульс к игре. Эмоциональное состояниеучастников напрямую связано с поведением учителя. Не должно быть места на этоммероприятии монотонности, невнимательности к выступлению учащихся. Учительдолжен всё видеть, всё слышать, и больше всех сопереживать, чтобы эти чувстваувлечённости в споре поиском истины передавались ребятам. Если учительсамоустраняется, то дискуссия проваливается, ни одна из учебных задач выполненыне будут. Учитель регулирует весь ход игры, держит в своих руках все игровыедействия участников. По ходу обсуждения он задаёт стимулирующие вопросы,суммирует высказывания, выявляет разногласия в оценках групп (если применяетсявариант групповой работы), пытается найти вместе с ними компромисс, включает вдействие пассивных школьников, тем самым добиваясь всесторонности и глубиныобсуждения проблемы в целом. Эта очень трудная роль.
Иногда думаешь, легче провести несколько уроков, нежелидвухчасовую дискуссию. Многоликость роли учителя на дискуссии не приходитсразу, этому искусству необходимо научиться. Требуется постоянно отшлифовыватьметодику проведения «малых» дискуссий на традиционных уроках. В этом отношениипроблемное обучение, дифференцированный подход к развитию школьников, учётиндивидуальных особенностей их мышления, нацеленные на развитие интеллектаучащихся, должны стать важнейшей составляющей в учебном процессе. Выводчетвёртый: чёткая организация самой дискуссии, в какой бы учебной форме она непроводилась. Подготовительный этап. Он проходит до проведения дискуссии. В этотпериод обсуждаются основные вопросы, составляется стратегия игры, проводитсяинструктаж участников, готовятся необходимые материалы, учитель составляетсценарий, проводит консультации. Первый этап. Начало дискуссии: постановкаучителем проблемы. Представление участников. Постановка учебной задачи для всехучастников. Второй этап. Проведение самой дискуссии – диалог учащихся. Учитываявозрастные особенности учащихся, дискуссия плодотворно проходит в 9-х классах втечение 40 минут, в 10-11-х классах — 60 минут учебного времени. На этом этапеучитель координирует действия всех участников, регулирует ход дискуссии. Принеобходимости корректирует выступления актёров, поощряет словом активных, незабывает и зрителей, которые своими эмоциями (разрешается похлопать, есливыступление понравилось, задать вопрос) поддерживают атмосферу состязательностив аудитории. Иногда при проведении дебатов всем пассивным участникам 11 классапредлагается составить письменно тезисы выступлений учащихся. Это способствуетконцентрации внимания на уроке и учит выделению главного в выступлении. Третийэтап. Подведение итогов. Повторное голосование.
Если были проведены дебаты, то жюри выходит из аудиториидля подведения итогов работы команд, подсчитывая баллы по своим протоколам. Вэто время осуществляется голосование в аудитории. Пока отсутствует жюри, всегдапроводится так называемый «свободный микрофон», где участники дискуссии изрители высказываются о своих впечатлениях, выявляя сильные и слабые стороныпроведённой работы. Всегда испытываешь особое удовлетворение, когда результатыжюри и открытого голосования совпадают. Эксперты или жюри в своём анализеобращают внимание на содержание выступлений, на поведение участников. В ходедискуссии они заполняли протоколы, которые являются основой для подведенияитогов.
Оценочный этап, где проводится анализ занятия,выслушиваются оценки и самооценки участников, обсуждается результативностьзанятия, очень важен в плане накопления опыта и передачи его зрителям. Здесь жевносятся коррективы в сценарий проведения мероприятия. В этот момент участникидискуссии вместе с учителем становятся творцами будущих деловых игр.
Вывод пятый. Дискуссия – это одна из самых важных учебныхформ, которая способствует развитию личности ребёнка. В ней как бысинтезированы все ранее полученные навыки и умения.
Важнейшими задачами современного обществоведческого иисторического курсов являются формирование у учащихся гражданской позиции,национальной идентичности, воспитание патриотизма, толерантности. Учащиесядолжны не только иметь представление об основных трактовках ключевых проблемкак истории так и современной жизни, но и высказывать собственное суждение поразличным вопросам. Обсуждение этих вопросов невозможно без приобретения опытаведения диалога, дискуссии.
Дискуссия – это форма деловой игры, которая требует отученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания,расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексомкоммуникативных умений. Поэтому путь к дискуссии лежит через участие детей вразных видах нетрадиционных уроков, где они и получают необходимый опыт длябудущего участия в самой дискуссии: уроки- суды, уроки – митинги, уроки –конкурсы, уроки – театрализованные представления.
Самой любимой формой дискуссии ребята считают «круглыйстол», где каждый участник может найти возможность высказаться по проблеме.Более широкомасштабную дискуссию можно провести по типу «симпозиума», когдаотдельные ученики готовят доклады с противоположными оценками проблемы, а веськласс следит за ходом выступлений и участвует в обсуждении. Дискуссияспособствует утверждению развивающего обучения, которое, формируя знания ивоспитывая школьников, целенаправленно, систематически совершенствует ихпознавательные способности, и что особенно важно закрепляет различные качествамышления (самостоятельность, логичность, подвижность, глубину).
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2003. –311 с.
2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти. Кн. дляучителя. Москва, 2004. — 360 с.
3. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М., 2004.- 233с.
4. Жутикова Н.В. Учителю о психологической помощи: Кн. дляучителя. М., 2002. -227 с.
5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 2005.
6. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков длятех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.- 560 с.
7. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. Москва, 2001. –323 с.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 2006. –405 с.
9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследованияиндивидуальности. Москва, 2006. -216 с.
10. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативныхспособностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 2003.- 330 с.
11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя.Москва, 2008.- 431 с.
12. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал(психологические проблемы). Москва, 2004.-286 с.
13. Мюнстерберг Г. Психология и учитель: Пер. с англ. 3-еизд., испр. Москва, 2007. – 135 с.
14. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей.Москва, 2004. – 190 с.
15. Орлов А.Б., Психология личности и сущности человека:парадигмы, проекции, практики. Москва, 2005. -554 с.
16. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.М.,2003. – 657 с.
17. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С. И. Психология ипедагогика. СПб., 2000. -621 с.
18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическаяпсихология. СПб., 2003.-316 с.
19. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационнаядеятельность. Минск, 2003.
20. Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. Москва, 1979.
21.Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. Москва, 2002.