Реферат по предмету "Педагогика"


Методы обучения 4

--PAGE_BREAK--
1.4  Выводы

Поиск ответа на  традиционный  дидактический  вопрос  –  как  учить  – выводит нас на категорию методов обучения. Без  методов  невозможно  достичь поставленной цели, реализовать  намеченное  содержание,  наполнить  обучение познавательной  деятельностью.  Метод  –   сердцевина   учебного   процесса, связующее звено между запроектированной целью и  конечным  результатом.  Его роль в системе «цели – содержание – методы  –  формы  –  средства  обучения» является определяющей.

      Метод обучения (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо) –  это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная  на  достижение заданной цели обучения.  Под  методами  обучения  (дидактическими  методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение  задач образования. В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием  –  это  элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный  шаг  в  реализации метода или модификация метода в том случае, когда  метод  небольшой  по  или простой по структуре.

      Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное  образование. Классификация методов обучения – это  упорядоченная  по  определенному признаку их  система.  В  настоящее  время  известны  десятки  классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела  до  понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную  номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический  процесс.  Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать  эту  подвижность,  учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.
3    
 Обзор современных методов обучения студентов
2.1 Словесный метод

2.1.1 Лекция
Лекция (от лат. lectio– чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения традиционна для высшей школы, где на её основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. Издавна, начиная с XIII —XIV вв., когда возникли в Европе первые университеты, лекция была и ос­тается одной из ведущих форм обучения в вузе. Несмотря на не­прекращающуюся критику и споры она живуча.

Время дает и противникам, и сторонникам лекции новые ар­гументы. Одни полагают, что обилие источников информации, нацеленность обучения на воспитание самостоятельности и твор­чества отодвигают лекцию как способ приобретения знаний на второй план. Другие же, напротив, считают, что именно лекция должна дать студенту творческий заряд, путеводную нить, чтобы не дать ему захлебнуться в потоке информации, помочь обрести ориентиры, жизненные ценности и смыслы, отобрать наиболее полезное и необходимое.

В отечественной высшей школе по-прежнему лектор выступает центральной фигурой обучения, а на лекционное преподавание выделяется от 1/3 до 1/2 всего учебного времени. При этом, как известно, качество отечественного образования не ниже, а по ряду направлений значительно выше зарубежного.

В  современной педагогике лекции как активному методу обучения посвящены работы И.П.Подласого, Л.Д.Столяренко, Н.В.Басовой, В.А.Сластенина, А.С.Смирнова и др.


В свете требований, предъявляемых обществом к современно­му специалисту совершенно ясно, что лекция должна не только давать знания, но и способствовать формированию специалиста гражданина, разностороннему развитию молодого человека. И де­лать это надлежит специфическими, присущими именно лекци­онному преподаванию способами, ибо сейчас конкурентом лек­ции выступают другие обучающие формы и источники информа­ции, имеющие немало преимуществ: видео и кинотехника, те­левидение, мультимедийные средства, диспут, беседа, конферен­ция, «круглый стол», устный журнал, деловая игра и иные актив­ные формы и средства обучения.

В чем же специфика лекции, ее особые возможности в профессиональном обучении?

Лекция — очень эффективная форма систематического, живо­го, непосредственного контакта сознания, чувства, воли, интуи­ции, убежденности, всего богатства личности педагога с внут­ренним миром слушателя. Размышляя вслух, лектор может и должен заражать аудиторию пафосом утверждения нового, поэзией проникнове­ния в глубины неизведанного, силой и красотой сочетания логи­ки и интуитивного «схватывания». Преломляя общественное через свое личное, индивидуальное, он убедительнее, эмоциональнее, чем это делает учебник или пособие, донесет до слушателей идеи гуманизма, радость самоутверждения и самоотдачи, служения людям, чувство высокой ответственности перед ними.

Педагог, читающий лекцию, несет живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информацию, он выступает и как ученый, добывающий это знание, и как оратор, его пропа­гандирующий, и как воспитатель, чувствующий аудиторию и сти­мулирующий развитие личности.

Современные средства информации и массовых коммуника­ций не могут заменить лекцию, но она должна стать еще более гибкой, дифференцированной, учитывающей и особенности изу­чаемой научной дисциплины, и специфику аудитории, и психологические закономерности познания, переработки услышанно­го, его воздействия на формирование оценок, отношений, взгля­дов, чувств и убеждений человека, и возможности новых инфор­мационных технологий.

Если учесть значительно возросшую информированность мо­лодежи по многим вопросам, обилие источников и каналов ин­формации, то ясно, что информационная функция современной лекции — важная, но далеко не единственная и не ведущая ее функция.

В современных условиях не утрачивается, а возрастает роль та­ких функций лекции, как мотивационная (развитие ин­тереса к науке, познавательных потребностей, убеждения в тео­ретической и практической значимости изучаемого), организационно-ориентационная (ориентация в источниках, литературе, со­веты по организации работы), профессионально-воспитательная (воспитание профессионального призвания, профессиональной этики, развитие специальных способностей), методологическая (образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, про­гноза), оценочная и развивающая (формирование мыслительных уме­ний, чувств, отношений, оценок). Реализация указанных функ­ций позволяет осуществлять на лекции разностороннее воспита­ние студентов, поэтому воспитательная функция считается не рядоположенной остальным, а интегрирующей.

Различают такие виды лекций:

1.    Вводные лекции. Эта лекция проводится на первом занятии по этому разделу, где студентам объясняется, что в этом разделе они будут изучать. По окончании изучения тем будут проводиться практические занятия. Называются учебники, которыми нужно пользоваться в процессе изучения раздела.

2.    На лекциях тематических изучаются конкретные темы.

3.    На заключительнойлекции подводится итог по разделу: что студенты изучили, в результате чего, они теперь знают эту тему.

  Большая часть лекций является информационными, особенно, когда материал не достаточно систематизирован.

Итак, в современных условиях роль лекции вовсе не снижается, а даже возрастает, но возрастают и требования к ней. Она должна стать более гибкой, дифференцированной, много­функциональной, полнее выполнять ориентирующую, стимули­рующую, методологическую, развивающую и воспитывающую функции обучения. Особое значение приобретают вопросы орга­низации самостоятельной деятельности студентов на лекции, после лекции и при подготовке к ней.

В зависимости от специфики предмета, характера изучаемого материала, уровня подготовки студентов необходимо использо­вать различные способы руководства их деятельностью на лек­ции, стимулирующие активность, формирующие самостоятельность и самоконтроль слушателей. Во всех случаях лекция остается формой живого активного общения лектора с аудиторией, их со­вместной продуктивной деятельности.
2.1.2 Дискуссионные методы
Дискуссионные методы
— вид групповых методов обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач.

Методы эти известны с древности и были особенно популярны в средние века (диспут как форма поиска истины). Элементы дискуссии (спора, столкновения позиций, преднамеренного заострения и даже преувеличения противоречий в обсуждаемом содержательном материале) могут быть использованы почти в любых организационных формах обучения, включая лекции. В лекциях-дискуссияхобычно выступают два преподавателя, защищающие принципиально различные точки зрения на проблему, или один преподаватель, обладающий артистическим даром перевоплощения (в этом случае иногда используются маски, приемы изменения голоса и т. п.). Но чаще  дискутируют не преподаватели между собой, а преподаватели и учащиеся или учащиеся друг с другом. В последнем случае желательно, чтобы участники дискуссии представляли определенные группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы формирования ценностно-ориентационного единства, коллективистической идентификации и др., которые усиливают или даже порождают новые мотивы деятельности [12].

Есть достаточно много эмпирических свидетельств значи­тельного роста эффективности обучения при использовании груп­повой дискуссии. Так, в одном из первых экспериментов была пред­принята попытка изменить некоторые шаблоны поведения домохо­зяек. После очень убедительной лекции лишь три процента попыта­лись в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой группе после проведения дискуссии на эту же тему процент реализующих советы эксперта повысился до 32. Важно, что дискуссии обычно имеют более сильные последействия в форме поисковой или познавательной активности за счет эмоционального толчка, получаемого в ходе дискуссии.

Предметом дискуссии могут быть не только содержательные про­блемы, но и нравственные, а также межличностные отношения самих участников группы. Результаты таких дискуссий (особенно когда со­здаются конкретные ситуации морального выбора) гораздо сильнее модифицируют поведение человека, чем простое усвоение некоторых моральных норм на уровне знания. Таким образом, дискуссионные методы выступают в качестве средства не только обучения, но и воспитания,что особенно важно, так как инвентарь методов воспитания еще более скуден. Принцип единства обучения и воспитания, казалось бы, предопределяет тесную взаимосвязь уровней нравственного и интеллектуального развития. Но оказалось, что параллельность или прямая связь этих линий развития имеет место только для среднего (и ниже) уровня интеллекта. Люди с высоким IQмогут иметь как высокий, так и низкий уровень моральной зрелости.
2.2 Наглядные методы

 2.2.1 Метод иллюстраций и демонстраций, видеометод

Метод иллюстрации обеспечивает учащимся показ иллюстрированных материалов, пособий: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, изображения информации на учебной доске и пр.

Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т.д.).

 Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.
      Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно “замерять результаты”, изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.

По-видимому, разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности (завод, фабрика, метеостанция, конструкторское бюро, испытательные стенды, лаборатории и т.п.), изучение растительного или животного мира (лес, поле, ферма, зоопарк, террариум, аквариум, дельфинарий и т.п.).

 Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности. Народная мудрость гласит так: “Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.”

Тем не менее, метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий.
      Эффективность метода достигается:

1.  Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску “скрытого”, “нового” содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах.

2. Правильным отбором, т.е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока изучаемого материала, условием демонстрации; научением учащихся поиску и отбору необходимой наглядности в процессе самостоятельной домашней работы.

3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей.

 Среди наглядных методов обучения все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся экранные источники информации (фильмоскопы, кодо-скопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т.д.).

Видеометод — один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод.
      Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашености, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.
      Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса.
2.3 Практические методы    
2.3.1 Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности)
Работа, проводимая в Т-группах, лучше всего описывается термином «социально-психологическое обучение». В качестве подлежащего усвоению содержания здесь выступают не предметные знания о себе, других людях и законах групповой динамики гораздо большее значение, чем знания, приобретаемые в ходе групповой работы, имеют эмоциональный опыт, навыки межличностного общения, расширение сознания и, главное, усиление и удовлетворение мотивов личностного роста. И тут уже вторично новые и более сильные мотивы активизируют познавательные процессы на всех уровнях, в том числе и при добывании предметного знания. Поэтому можно сказать, что данный вид тренинга опира­ется на второй из семи перечисленных выше приемов активиза­ции познания.

Интересно, что в сензитивном тренинге используется и прием, ха­рактерный для проблемного обучения. Так, членам группы предоставлена максимальная самостоятельность, а основным сред­ством стимуляции группового взаимодействия выступает факт изна­чального отсутствия какой-либо структуры в группе. Ведущий (их может быть и двое) сам является равноправным участником группо­вых процессов, а не организует их как бы извне. Он призван быть лишь катализатором процессов межличностного взаимодействия. Тем не менее, роль ведущего очень важна — не на­вязывая заранее заготовленные сценарии, он может косвенно влиять на работу группы. Он может обратить внимание всех присутствую­щих на важность того или иного события в жизни группы, дать оцен­ку направления, в котором движется группа, поддержать наиболее уязвимых участников, пока это не научатся делать другие члены группы, способствовать созданию общей атмосферы заботы, поддержки, эмоциональной открытости и доверия в группе.

Т-группы состоят из 6 — 15 человек разных профессий, возраста и пола;продолжительность занятий от 2 суток до 3 недель. Обратная связь в группе осуществляется не только в ходе текущих взаи­модействий, но через процедуру «горячего кресла», находясь в котором каждый из участников прямо оценивается другим участниками Т-группы. Кроме метателей личностного роста групповая работа преследует и ряд более конкретных целей: глубокое самопознание за счет оценок себя со стороны других; повышение чувствительностик групповому процессу, поведению других людей благодаря более тонкому реагированию на интонации голоса, мимику, позы, запахи, касания и другие невербальные стимулы; понимание факторов, влияющих на групповую динамику; умение эффективно влиять на поведение группы и др.

Сама сензитивность, формирующаяся в ходе работы в Т-группах, неоднородна по своей направленности. Американский психолог Г. Смит выделяет следующие ее виды:

1.        Наблюдательная сензитивность— способность наблюдатьчеловека, одновременно фиксировать все признаки, несущие информацию о другом человеке, и запоминать их.

2.        Самонаблюдение — способность воспринимать свое поведение как бы с позиции других людей.

3.        Теоретическая сензитивность— способность использовать теоретические знания для предсказания чувств и действий других людей.

4.        Номотетическая сензитивность— чувствительность к «обобщенному другому» — способность чувствовать и понимать типичного представителя той или иной социальной группы, про­фессии и т.п.

5.        Противостоящая номотетической сензитивности идеографиче­ская сензитивность— способность улавливать и понимать своеоб­разие каждого конкретного человека.

Если теоретическую и номотетическую сензитивность можно раз­вивать в ходе лекционных и семинарских занятий, то для развития наблюдательной и идеографической сензитивности необходимо практическое участие в групповом тренинге [12].

Из сказанного ясно, что хотя описанные виды тренинга и не на­правлены на получение знаний из той или иной конкретно-научной области, но полученный в ходе занятий опыт может повысить эф­фективность любого обучения за счет изменения позиции обучаемо­го, повышения его активности и способности лучше взаимодейство­вать с другими учащимися и преподавателями.
2.3.2  Игровые методы
Игровые методы
— вид групповых методов обучения, основанных на игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности.

Выделяют разные виды игр, используемых как в учебных целях, так и для решения реальных проблем (научных, производственных, организационных и т.п.), — это учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятельностные, операционные, деловые, управлен­ческие, военные, рутинные, инновационныеи др. Они не поддаются строгой классификации, так как выделяются часто по разным основаниям и в значительной степени перекрывают друг друга. В. С. Дудченко  относит традиционные деловые и имитационные игры к рутинным, противопоставляя их инновационным по нескольким критериям.

Не противоречит такому делению и предлагаемая Ю. Н. Емельновым характеристика операционных игр (к которым он относит деловые и управленческие) как имеющих сценарий с жестким алгоритмом «правильности» и «неправильности» принимаемого решения. Некоторые авторы находят истоки игровых методов в магических обрядах древности и в более явной форме — в военных играх XVII в. В современной форме деловая игра впервые была проведена в Ле­нинграде в 30-х годах, но не получила дальнейшего развития в соци­ально-экономических условиях того времени и была заново изобре­тена в США в 50-х годах. В настоящее время существуют сотни ва­риантов деловых и учебных игр.

А. А. Вербицкий определяет деловую игру как форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, ко­торые характерны для этой деятельности как целого. Такое воссоздание достигается за счет знаковых средств, моде­лей и ролей, играемых другими людьми. При правильной организа­ции игры обучающийся выполняет деятельность профессиональную по форме, но учебную по своим результатам и основному содержанию. Нельзя забывать, что имитационная учебная модель всегда упрощает реальную ситуацию и особенно часто за счет лишения ее динамичности, элементов развития. Обычно учащийся имеет дело только со «срезами» разных ста­дий развития ситуации. Но это неизбежная плата за право на ошибку (отсутствие тяжелых последствий, которые могли бы наступить при принятии неправильных решений в реальных условиях), низкую стоимость моделей, возможность воспроизводить на моделях ситуации, вообще невозможные на реальных объектах и т.п.[12, с.203].

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

— свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию преподавателя, но без его диктата и осуществляемая учащимися по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;

— творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

— эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;

— деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;

— деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека;

— деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени.

 Большая эффективность учебных деловых игрпо сравнению с болеетрадиционными формами обучения (например, лекцией) достигается не только за счет более полного воссоздания реальных условийпрофессиональной деятельности, но и за счет более полного личностного включения обучаемого в игровую ситуацию, интенсификации межличностного общения, наличия ярких эмоциональных переживаний успеха или неудачи. В отличие от дискуссионных и тренинговых методов, здесь возникает возможность направленного вооружения обучаемого эффективными средствами для решения задач, задаваемых в игровой форме, но воспроизводящих весь контекст значимых элементов профессиональной деятельности. Отсюда название «знаково-контекстное обучение» — для вузовского обучения, где широко используются различные формы комплексного воссоздания условий будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в игровых методах осуществляется опора на третий и четвертый из семи сформулированных выше приемов повышения эффективности обучения.      Двуплановый характер игровых методов, т.е. наличие плана иг­рового, условного, и плана учебного, заставляющего максимально приближать условия игры к реальным условиям профессиональной деятельности, требует постоянного балансирования между двумякрайностями. Доминирование условных моментов над реальнымиприводит к тому, чтоазарт захлестывает игроков и, стремясь выиг­рать во чтобы то ни стало, ониигнорируют основной, учебный план деловой игры. Доминирование реальных компонентов над игровымиприводит к ослаблению мотивации и потере преимуществ игрового метода перед традиционными.

И в дискуссионных методах, и в тренинговых большое значение в учебных деловых играх придается элементам проблемности. Зада­ния должны включать в себя определенные противоречия, к разре­шению которых обучаемый подводится впроцессе игры.    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3.3 Проблемные методы
Под проблемным обучением обычно понимают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.

Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассо­гласований, проблематизация знания — такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения. Чем же проблем­ный подход отличается от традиционных подходов? По-видимому, удельным весом и местом, отводимым проблемной ситуации в структуре учебной деятельности. Если в традиционных методах сначала излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае учащийся с самого начала ставится перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию — таков девиз проблемного обучения.И этоне просто перестанови слагаемых. Характер, таким образом, рожденного знания принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде. Оно хранит себе в снятом виде сам способ его получения, путь движения к истине.

Знание, полученное с помощью проблемного обучения, не оказывает негативного влиянияна творческое мышление, в отличие от знания, полученного традиционными методами. Более того, проблемные методы непосредственно стимулируют развитие творческого мышления. Фактически разрешение проблемной ситуации — это всегда творческий акт, результатом которого является не только получение данного конкретногознания, но и положительное эмоциональное переживание успеха,чувство удовлетворения. Желание вновь и вновь переживать эти чувства приводит к порождению новых и развитию существую­щих познавательных мотивов.

Разумеется, для понимания проблемы учащемуся необходимо опи­раться на уже существующее знание, которое, в свою очередь, могло бытьполучено как традиционными методами, так и в результате про­емного обучения. В последнем случае знание содержит внутри себя как бы зародыши нового знания, определенные векторы, задающие направления его потенциальному развитию. В этом смысле проблем­ное обучение называется развивающим, так как учащийся в ходе его не только получает данное конкретное знание, но усиливает свои познавательные возможности и стремление к познавательной дея­тельности. Как отмечает Л. С. Сержан, проблемная ситуация всегда содержит в себе некоторое новое знание, в частности «знание о не­знании», т.е. знание о том, чего именно он не знает. Анализ этой про­блемной ситуации должен превратить ее в проблемную задачу. Пе­реход от одной проблемной задачи к другой составляет суть про­блемного обучения.

Проблемные ситуации возникают при обнаружении несоответ­ствия между сложившимися у учащегося системами знаний и новы­ми требованиями, которым эти знания не удовлетворяют; при необ­ходимости выбора одной (адекватной) из многих уже существую­щих систем знаний; при столкновении с новыми условиями приме­нения уже имеющихся знаний; при возникновении противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практи­ческой нецелесообразностью или невозможностью его использова­ния.

Правила создания проблемных ситуаций:

— проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала;

— выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании;

— задание должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми уже владеет учащийся;

— неизвестное, которое нужно открыть, должно иметь форму общейзакономерности, обобщенного способа действия и т. п.;

— предлагаемое задание должно лежать в зоне ближайшего раз­витияучащегося и соответствовать его возможностям.

Основная трудность в проблемном обучении — подбор проблемных задач, которые должны удовлетворять следующим условиям:

1) должны вызывать интерес у обучаемого;

2) быть доступны его пониманию(т.е. опираться на уже имеющиеся знания);

3) лежать в «зоне ближайшего развития;

4) давать предметное знаниев соответствии с учебными планами и программами;

5) развивать профессиональное мышление.          

Преподавателю необходимо хорошо понять, что нельзя все Л мы обучения и все методы свести к проблемным. Это невозможно, во-первых, потому, что проблемное обучение требует гораздо больше временных и материальных затрат, и, во-вторых, потому, что он обязательно должно сопровождаться обобщающими и систематизирующими лекциями. Обучаемый не способен сам воссоздать целостную картину современного научного знания.Общие ориентиры и системообразующие начала для него должен построить преподаватель. Но следует указать на одну форму обучения, где проблемный метод всегда должен занимать господствующее положение, — это научно- и учебно-исследовательская работа студентов. Во всех других организационных формах обучения проблемные мето­ды могут присутствовать в большей или меньшей степени в зависи­мости от множества факторов, из которых не последним является степень готовности самого преподавателя к их использованию в учеб­ном процессе.
         2.3.4 Метод кейсов (метод ситуационного обучения)
Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.Рассматриваются факты, решения, принятые в тече­ние определенного времени, которые описываются на абсолютно исчерпывающе, а скорее как система ориентиров. Недостающую информацию участники обсуждения и принятия решения (включая студентов) могут домысливать и строить на основе этого прогноза.

Преподаватель играет роль супервизора и фасилитатора — он может обобщать, пояснять, обращать внимание на логические ошиб­ки, давать ссылки на специальную литературу. Ниже приводится схема распределения функций между студентами и преподавателем, а также критерии, позволяющие отделить метод кейсов от других методов обучения.

Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

6. В методе case-study преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.

2. Определение проблемной ситуации.

3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.

7. Выбор жанра кейса.

8. Написание текста кейса.

9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

10. Подготовка окончательного варианта кейса.

11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.

12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.

Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения.

Критериями, позволяющими отличить кейс от других учебных занятий, являются:

— источник. Источником для материала любого кейса являются люди, вовлеченные в ситуацию, требующие принятия решения;

— процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес;

— содержание.Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему, иметь все необходимые для решения данные, но он не должен быть перегру­жен избыточной информацией;

— проверка.Одна из форм проверки — выяснение реакции студен­тов на кейс в группах, где он уже был опробован или в новой группе, непосредственно в ходе занятия;

— устаревание.Материалы кейса постепенно устаревают, посколь­ку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять;

— модерация работы с кейсом.Длятого чтобы максимально акти­вировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуациии принятия решений, каждая подгруппа должна состоять 3-5 человек и выбрать себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именномодератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.

Подгруппы могут работать в течение всех занятий только по однойтеме (каждая по своей) или все группы одновременно работают над одним и тем же разделом кейса, конкурируя между собой в поиске лучшегорешения.

Ключевым моментом для успешного обучения методом кейсов является работа модератора. Он стремится к тому, чтобы студенты научились работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченного времени и дефицита информации. В его функции входит организация открытого обмена мнениями и созданиеусловий для реализации возможностей каждого участника действовать в качестве эксперта, аналитика или экспериментатора. Он фиксирует все идеи, высказанные в ходе обсуждения (аналог приемов «мозгового штурма»); не допускает их критики; группируетвысказывания и мнения о высказанных идеях; регулирует поток высказываний.

В процессе непосредственной работы над кейсом рекомендуется:

— записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;

— выписать вопросы по теме;

— по каждому вопросу дать кратко высказаться всем желающим и обеспечить фиксацию (запись) высказываний;

— сформулировать результирующее мнение, выступающее в ка­честве решения поставленной задачи;

— подготовить резюме в виде выводов — с текстом, графиками, таблицами.

Другие подгруппы слушают и оценивают доклад модератора, а преподаватель подводит общие итоги занятия.

Образовательные цели метода кейсов:

1.        студент должен научиться принимать конкретные решения по материалам кейса и применять свои знания в конкретных ситуациях;

2.        студент должен продемонстрировать способность мыслить логически, ясно и последовательно, а также понимать смысл исход­ных данных и предположений;

3.        студент должен уметь представлять результаты своего анали­за убедительно и обснованно;

4.        студент должен обладать здравым смыслом, т.е. видетьоче­видное и уместное, выделять то существенное, что имеет отношение к основным вопросам кейса. Реакции со стороны группы должны пресекать попытки демагогии, резонерства и разные софистские уловки;

5.        студент должен показать готовность и способность применять методы количественного анализа, где это необходимо;

6.        лучшие студенты (претендующие на оценку «отлично») должныуметь в своем анализе выходить за рамки конкретной ситуациии проявлять широкую компетентность.

Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя: вводный кейс(сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описаниеграниц рассматриваемого явления); информационный кейс(объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности); стратегический кейс(развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексныепроблемы со скрытыми детерминантами); исследовательский кейс(аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения); тренинговый кейс(направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков — технических, логических и т.п.). Другая классификация кейсов основана на учете их формы и внутренней структуры:

— комплексный (модульный) кейс— содержит не менее 20 страниц информации, первичных данных, образцов документов и т. п.;

— кейс-изложение— включает факты: рассказ о какой-либо ситуа­ции, явлении, проблеме, путях ее решения и основные выводы;

— кейс-иллюстрация— обычно небольшой по объему и содержит некоторый пример по изучаемой теме;

— кейс-практическая задача— содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой студен­ты должны выполнить некоторое задание по теме;

— кейс со структурированными вопросами— предполагает наличие четкого перечня вопросов, следующих после основного текста, на которых строится обсуждение кейса;

— кейс без структурированных вопросов.В этом случае после ос­новного текста следует предложение выявить и обосновать пути ре­шения проблемы, которая заключается в описанной ситуации.

Вопросы к кейсу можно разделить на обучающие (направленные на закрепление полученных знаний и умений) и проблемные (на­правленные на развитие мышления, в том числе творческого).

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

— соответствовать четко поставленной цели создания;

— иметь соответствующий уровень трудности;

— иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

— не устаревать слишком быстро;

— быть актуальным на сегодняшний день;

— иллюстрировать типичные ситуации;

— развивать аналитическое мышление;

— провоцировать дискуссию;

— иметь несколько решений.

К преимуществам метода case-study можно отнести:

— использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

— получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

— выработка навыков простейших обобщений;

— получение навыков презентации;

— получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Разбирая кейс, студенты фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» студента проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений к сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных проблем.

Метод case-study требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы; неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего профессионального образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

— первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

— вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особливості справляння податку з транспортних засобів
Реферат A Review Of Ralph Elison
Реферат Railroad Essay Research Paper This essay will
Реферат Измерение количественных и качественных характеристик звёзд
Реферат Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и пути его устранения. Международный опыт
Реферат Развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь в конце XX - начале XXI веков
Реферат Анализ потребности в инвестициях на уровне государства
Реферат Технология производства сахара и сахарной свеклы
Реферат Оплата труда гражданских служащих Государственная гражданская служба как публично-правовой институт
Реферат Принципы измерения расстояний и линейных перемещений
Реферат Как мы видим
Реферат Проблема оцінки соціальної ролі релігії. Сакралізація та секуляризація як тенденції розвитку суспільства
Реферат Проектирование работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно–транспортного оборудования предприятия
Реферат Анализ интродукционной устойчивости охраняемых растений природной флоры Центрального Черноземья
Реферат Учет операций по расчетному счету и другим счетам в банке