Реферат по предмету "Педагогика"


Профориентация учащихся как педагогическое явление

Содержание
Введение
Глава І. Теоретический обзор научной литературы по проблемеособенностей профессиональной ориентации учащихся на современном этапе
1.1 Сущность профессиональной ориентации
1.2 Формы и методы профессиональной ориентации
1.3 Особенности профориентационной работы на современномэтапе
1.4 Выводы по 1 главе
Глава ІІ. Эмпирическое исследованиеособенностей профессиональной ориентации на современном этапе
2.1 Задачи, методы и процедураисследования
2.2 Анализ и обсуждение результатов
2.3 Выводы по 2 главе
2.4 Методические рекомендации поорганизации профессиональной ориентации
Заключение
Литература
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
«Знания непременнопроложат
нам путь к успеху, еслимы определили,
по какой дороге идти, и кудаона приведет»
Уильям Сомерсет Моэ
 
Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. В современную систему образования были введены концепции модернизации, профилизации, которые способствуют улучшению работы по профессиональной ориентации учащихся. Сегодня на рынке труда стали востребованными рабочие специальности, а школы до сих пор ориентируют выпускников на получение социальных профессий. В настоящее время экономическое и юридическое образование уже утратило свою актуальность, востребованным профессиям современная молодежь не уделяет должного внимания. Все безуспешно гонятся за престижем, но никто не задумывается о своем будущем и будущем своей страны. В связи с существующими противоречиями многие выпускники вузов остаются безработными либо работают не по своей специальности.
В ходе анализа научнойлитературы мы заметили, что вопросам профессиональной ориентации на современномэтапе уделено недостаточно внимания, поэтому мы определили тему нашего исследования
Цель исследования –выявить особенности профессиональной ориентации учащихся на современном этапе иразработать методические рекомендации по организации профориентационной работы.
Объект исследования –профориентация как педагогическое явление.
Предмет исследования – особенностипрофессиональной ориентации учащихся на современном этапе.
Задачи:
1. провести обзорнаучной литературы по данной проблеме;
2. выявитьособенности профессиональной ориентации на современном этапе;
3. изучить опытработы по профессиональной ориентации учащихся в г. Усть-Илимске;
4.  раскрытьсодержание профессиональных типов личности с помощью методик и определить особенностипрофессиональной ориентации на современном этапе при помощи анкетирования;
5. разработатьметодические рекомендации по организации профориентационной работы.
Методы: теоретическийанализ и синтез теоретических источников; тестирование,анкетирование, метод количественного анализа
База исследования: МОУ«Средняя общеобразовательная школа №1» в городе Усть-Илимске.
Практическая значимость: полученныерезультаты исследования могут быть полезны для психологов, классныхруководителей, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемыпрофессиональной ориентации.

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАСОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 1.1 Сущность профессиональнойориентации
 
История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.
Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.
Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.
Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей.
Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон.
В январе 1908 года в г. Бостоне начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более летальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами.
Работа этих первых профориентационных служб основывалась на известной «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и уже на основании этого выдавали рекомендацию о пригодности или непригодности человека к данной профессии. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.
В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники.
По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефонистка должна была производить до 150 соединений в час, т. е. каждые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонистки такой нагрузки не выдерживали и увольнялись с работы. Это было невыгодно предпринимателям. Поэтому и возникла необходимость разработки рекомендаций по профотбору кандидатов в телефонистки по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.
Первая мировая война (1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.
Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек-техника”. Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим устройством – для этого необходимы знания, способности и соответствующие навыки. Война существенно обострила интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий. Тем самым была подготовлена почва для развертывания научно-исследовательских работ по тестовым методам оценки личности. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск.
Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие – междисциплинарного научного знания [16, 210].
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.
Итак, профориентация – это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недалеком прошлом в профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.
Сущность профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.
Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом.
Рассмотрим основные компоненты профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач – собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории, например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися [18, 373].
В жизни каждого человеканаступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или кудапойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Каждомугражданину нашей страны предоставлено право на выбор профессии, род занятий иработы. Однако это право, как показывает практика, порой очень труднореализовать – не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые онипредъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности,выявить свои интересы и склонности.
Цели профориентациипродиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью вдеятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учительставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружение учащихсяопределёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытие творческих возможностейи потребностей, воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. Врезультате это определит уровень развития личностных качеств школьников. Взависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены нарешение близких и более отдалённых, как социально значимых, так и личных целей.Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей,приобретает потребительский характер, а не созидательный, тем самым ограничиваяразвитие полноценной личности.
Своеобразными оказываютсярезультаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации.Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – вих знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовныхпотребностях. Создание ценностей предметного и идеального характера, осознаниесобственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического,творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности –результат деятельности ребенка.
Продукт деятельности школьников– конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания, умения,познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем, чтовыполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной внеличностного участия и заинтересованности, не формальной, а именнообщественно-полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здоровогочеловека. Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов-мыслителейпрошлых столетий.
Необходимо помочьшкольнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые онапредъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами ивозможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я?чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика – одно из самых молодыхнаправлений в психологии. Вот главные принципы этой области знаний:
1. Всеобщаяталантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2. Взаимноепревосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, значит, что-тодолжно получиться лучше. Ищите.
3. Неизбежность перемен.Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому,что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы ужебудете чуточку другим.
«Жизнь отчетливоуказывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И.П.Павлов.– Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели музыканты,живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живуюдействительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие –мыслители именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её, делая из неёкакой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают еёна части и стараются таким образом оживить, что вполне им всё-таки и не удаётся».В перечне услуг, оказываемых психологами, иногда есть пункт – «профориентация».Профориентацией занимаются также педагоги и преподаватели, хотя проводитьпсихологические тесты и интерпретировать результаты имеет право только психолог[28].
Основная задачаспециалиста профориентолога, очень гуманна: помочь еще не совсемсформировавшейся личности не ошибиться в выборе будущей профессии.
Н.В.Тутубалина в своих работах дает обоснование такое профориентации:
«В современных условиях рациональное использованиетрудовых ресурсов является не столько существенным, сколько необходимымфактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономическойдеятельности. Причины неэффективной профессиональной деятельностимногочисленны, однако большая часть из них (80 % и более) прямо связана сфизиологическими, психическими и социальными особенностями работников. Трудработников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мереспособны освоить ту или иную профессию. Поэтому важно с подросткового возрастадостаточно точно определиться со своими профессиональными интересами,склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями,умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решить профориентация, котораяявляется особой формой заботы общества о профессиональном становленииподрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований» [29].
Изэтого обоснования можно сделать следующие выводы:
1. Для подобнойпрофориентации человек в первую очередь – это ресурс экономики, рынка.Получается, что одна из задач профориентации – это рациональное использованиелюдей, для развития производства и других видов экономической деятельности.Видимо теперь, рациональное использование людей стали называть «особой формой заботыобщества».
2. 80% причиннеэффективной профессиональной деятельности здесь связывают, почему-то сособенностями работника. В остальные 20%, по мнению теоретиков профориентации,выходит, попадают такие факторы как: условия труда, структура и качествоменеджмента, система мотивации в организации, феномен отчуждения человека отпродуктов своего труда и т.д. Сначала сводят человека до понятия «ресурс»,который нужно (кому?) рационально использовать, а затем, вдруг пишут, что этот«ресурс» обладает «особенностями» (к большому сожалению, для некоторых людей)из-за которых, «рационально» использовать человека не удается. Видимо это такаяпостановка «проблемы».
Если бы профориентологияограничивалась только ознакомлением людей с различными профессиями,требованиями к ним и т.д. и, не подталкивала к выбору той или инойпрофессиональной деятельности, это было бы замечательно. К сожалению многиепонимают слово ориентировать как – направлять, советовать и убеждать. И еслиэто происходит по результатам тестирования – это можно назвать манипуляцией.Конечно, есть среди профориентологов специалисты, которые действительно толькопомогают выбрать, не давая советов и не манипулируя. Только предоставляяинформацию, чтобы человек сам выбрал, в каком направлении ему развиваться.
Профориентациянередко сообразуется больше с запросами профессионального рынка, на которомвостребованы те или иные профессии, чем с потребностями и склонностями людей.
Чтобы выделитьинтересующее нас явление, необходимо принять во внимание его признак –приобщение подрастающих членов общества к трудовой деятельности. Выражение«приобщение к профессиональному труду» обозначает существенно различныеявления. В зависимости от того, идет речь о профессиональном самоопределенииподрастающего члена общества или о руководстве этим самоопределением со сторонывзрослых, идет при этом речь о практике руководства большими массами молодежиили о собственно педагогическом руководстве приобщением к труду каждогоотдельного учащегося, члена коллектива, общества, – можно выделить четыре родафеноменов приобщения к труду, связываемых с терминами «профориентация» и «профконсультация».
Первое – явленияиндивидуального самоопределения. Это развитие действенных интересов,преобладающих форм активности, склонностей; возникновение, развитие исамовоспитание качественно новых синтезов способностей, подготовленностиучащихся; возникновение, установление специфических взаимоотношений сродителями или заменяющими их лицами; преобразование (на основе ориентации набудущее) взаимоотношений со сверстниками, товарищами; установлениеспецифических отношений с людьми, представляющими интересы общества,производства; образование качественно новых представлений о себе («я будущийстроитель мостов», «эта профессия не для меня»); формирование уровня притязанийв отношении ступеней «профессионального роста»; построение личных профессиональныхпланов, образов будущего (а это психические регуляторы профессиональнойсудьбы).
Второе – явления,представляющие собой суммарный эффект самоопределения индивидов, относящихся кбольшой группе («школьники села», «школьники города», «восьмиклассникиРоссии»). Здесь ориентация должна мыслиться как ориентированность.
Третье – областьпрактических воздействий на профессиональное самоопределение каждого, «вотэтого» учащегося (руководство выбором профессии). Это руководство или влияниеможет более или менее сознательно осуществляться семьей, группой сверстников,коллективом их, учителями школы, врачом, внешкольными медицинскими,воспитательными, культурно-просветительными учреждениями (подростковыми кабинетамив системе здравоохранения, клубами, библиотеками).
Четвертое – практическоеруководство самоопределением молодежи как массовым социальным процессом. Речьидет о выработке и проведении в жизнь решений в области управления ходомразвития общества, указаний и программ, определяющих цели, задачи, содержаниевоспитания подрастающих поколений [6, 17].
В связи с рассматриваемойгруппой явлений термин «ориентация» должен мыслиться как ориентирование.
Приведенную группировкуявлений, которые связываются с терминами «профориентация» и «профконсультация»,можно рассматривать как своего рода схему разделения труда тех, кто озабоченвопросами подготовки молодежи к труду, руководства выбором профессии. Иметьпредставление об этом разделении труда важно и для правильной оценки имивозможностей и ограничений своей области приложения сил, и для координацииусилий, и для правильного поиска партнеров в целях обмена опытом, дляпланирования, программирования соответствующих совещаний, конференций.
Если полагаться настихийный ход приобщения молодежи к труду, то несоответствие между потребностьюобщества в кадрах и профессиональными устремлениями, планами молодежи,вступающей на профессиональный путь, может быть более или менее значительным,вплоть до картины резкого противоречия, которую в первой половине 60-х годовконстатировал отечественный социолог В. Н. Шубкин. То есть выпускники школ чащевсего выбирали такие профессии, потребность общества в которых была наименьшей.
Возможны несоответствия(рассогласования) и другого рода – например, несоответствие между стойкимиличными качествами человека и основными требованиями, которые предъявляетпрофессия. Важно признать и принять положение о том, что некоторые расхождениямежду объективной потребностью общества в кадрах и таким субъективнымобстоятельством, как личные профессиональные планы людей, характеризуют обычныйход социальных процессов. Это и есть диалектика развития в конкретном выражении.В сложной системе «оптант – школа – семья – профессиональная школа – производство»возможны и другие противоречия развития.
В связи со сказаннымстановится очевидным, что работа по профориентации и профконсультации должнапониматься не как временная кампания, а как нормальная, систематическая борьбаза социальный прогресс, как органичная часть учебно-воспитательной работышколы, подготавливающей своих выпускников к жизни.
Основные направления этойработы задаются, прежде всего, системой реальных противоречий развития, поэтомупредставляется необходимым рассмотреть их более обстоятельно.
Противоречие междунедостаточной информированностью подрастающего человека о сложном,ненаблюдаемом, необозримом мире профессий и педагогическим требованиемсознательности и самостоятельности выбора профессии может быть разрешено иразрешается путем систематической работы по профессиональному просвещениюучащихся, их родителей, а также педагогов. Важное перспективное значение имееттакая коррекция педагогического образования, в результате которой студентыпедагогических вузов и училищ получали бы необходимую профессиоведческуюподготовку и приступали к работе в школе, будучи ориентированными не только водном из учебных предметов, но и в мире профессий.
На современном этапеопределены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитиеиндивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения всоответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированныхшкол и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечениесоответствия уровня среднего образования требованиям научно-техническогопрогресса. Реализация современных требований, предъявляемых кобщеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных ипрактических проблем профориентации.
Однако, несмотря нанекоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всёещё не достигает своих главных целей формирования у учащихся профессиональногосамоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности изапросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существеннымтормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитанана некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный,дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются восновном словесные, декларативные методы, без предоставления возможностикаждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и визбираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией опотребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированныхспециалистов-профориентаторов. О низкой результативности профориентационнойработы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные спрофессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями,способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своегообщего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниямии реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью ипредставлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя визбираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности вшколе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычектребованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести кгруппе внутренних, личностно-психологических. Но не менее значимы ипротиворечия социально экономические: между возросшими требованиями ксовременному специалисту и действующими формами и методами, сложившимися наоснове представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, егокадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнемобразования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнитьвакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностьюобщеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистахпрофориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузахстраны; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействийи решением её узковедомственными путями и средствами. Анализ накопленного опытав области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей ихразвития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации:это многоаспектная, целостная система научно практической деятельностиобщественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения квыбору профессии и решающих комплекс социально экономических,психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию ушкольников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальнымособенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовкишкольников, непрерывного образования и воспитания, цель которых всестороннееразвитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей,формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решениемкомплекса вышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределениеучащихся. Профориентация, являясь целостной системой, состоит извзаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач иединством функций. Организационно функциональная подсистема – деятельностьразличных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников ксознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональныеобязанности на основе принципа координации. Программа управленияпрофориентацией школ является составной частью управлениясоциально-экономическим развитием района, города, региона. Все подсистемыпрофориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретаютновые, интегративные качества. Система профориентации выполняетдиагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции. Профориентацияявляется непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастныхэтапах [10, 482].
1.2Формы и методы профессиональной ориентации
Рассмотрениепрофориентации только как системы воздействия на личность может привести кигнорированию активности самой личности в вопросах выбора профессии. В этомслучае вся система профориентационной работы может быть сведена к постановкедиагноза о пригодности молодого человека к профессии (группе профессий) наоснове сопоставления уровня развития его способностей у профессионалов. Вконечном итоге такой подход сведет всю профориентационную работу к профотбору,что уже имело место в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века и оказало пагубноевоздействие на развитие науки [3, 23].
В настоящее время системапрофориентационной работы включает в себя деятельность по следующимнаправлениям:
1. Профессиональноепросвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительнаяпрофессиональная диагностика, направленная на выявление интересов испособностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональнаяконсультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборепрофессии со стороны специалистов-профконсультантов.
4. Профессиональныйотбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогутуспешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональнаяадаптация.
6. Профессиональноевоспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга,ответственности, профессиональной чести и достоинства [12; 34].
Основная сложностьпрофессионального выбора заключается в правильном определении балансасклонностей, способностей и общественного спроса на ту или иную профессию, атакже в сопоставлении психологических качеств индивида с качествами,необходимыми для выбираемой профессии. Поэтому помощь оптанту в определениибаланса детерминант: хочу – надо – могу, а также наработке качеств, необходимыхдля освоения предпочитаемой профессии является основой деятельностипрофконсультанта. Кратко это можно выразить в следующей формуле:
/>

Вместе с тем,профконсультант, оказывая помощь подростку в решении специфических проблем профессиональногосамоопределения или в профориентации должен использовать те методы и подходы,которые адекватно отражают реальный запрос клиента, а для этого ему самомунеобходимо ориентироваться во всем многообразии существующих психологическихнаправлений и школ.
1.3Особенности профессиональной ориентации на современном этапе
Принципиально новым кначалу нашего столетия (ко времени возникновения первых лабораторийпрофориентации) было то, что с проблемами выбора профессии столкнулосьзначительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы,что было связано с бурным ростом промышленного производства в ряде стран. Приэтом с данной проблемой столкнулись не только люди, ищущие работу, но и самиработодатели, перед которыми реально возник рынок рабочей силы, т.е.возможность выбирать наиболее достойных. Таким образом, к концу XIX – началу XXв. сложилась необходимость в развитии специальных профориентационных служб, которыеобслуживали бы множество людей и отвечали бы потребностям как претендентов нановые рабочие места, так и предпринимателей, предлагающих эти места и, чтоважно, готовых оплачивать профориентационные услуги… Но критерий появленияпрофориентации, связанный с ростом и развитием крупной промышленности, являетсяскорее социально-экономическим и не объясняет психолого-педагогических причинвозникновения проблемы профессионального самоопределения.
Знаниевозрастных особенностей человека, учет его индивидуально-психологическиххарактеристик – непременное условие психологически компетентного сопровожденияпрофессионального становления личности. Психологическое сопровождение – этоцелостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессиональногостановления личности. Психологическое сопровождение предполагает созданиеориентационного поля профессионального развития личности, укреплениепрофессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь иподдержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессиональногосамосохранения и выработку профориентационно значимых компетентностейучащихся – информированность, представления, знания некоторых алгоритмовдействия при решении ситуационных задач жизненного и профессиональногосамоопределения, готовность воспользоваться психолого-педагогической поддержкойсамоопределения [3, 18].
Для педагогов ипсихологов важно понять, что изменилось к этому времени в самом человеке. Если«феодальное общество, — пишет И.С. Кон, — строго ограничивало рамки его«свободного самоопределения», то в новое время человек становитсячем-то в результате своих собственных усилий. Развитое общественноепроизводство и выросшая социальная мобильность расширили рамки и масштабиндивидуального выбора». Особенностью нового времени стала реально возникшаяперед людьми проблема свободы выбора. В психологическом смысле эта проблема неменее сложная, чем проблемы, связанные с ограничением свободы человека. «Если«Я» патриархального индивида складывалось из совокупностей его«принадлежности» к разным социально-природным общностям, то«Я» буржуазного индивида скорее напоминает сумму отрицаний: не тело,не общественное положение, не деятельность, не совокупность стремлений», – пишет далее И.С. Кон. Поскольку пребывать в состояниисвободы выбора для многих людей оказалось дискомфортно, то на этой почве сталидаже возникать неврозы, которых не было ранее. Стали даже появляться концепции,отражающие это положение. Например, если, согласно взглядам американскогосоциолога Д. Рисмана, в XIX в. преобладающим типом социального характера в СШАбыла личность, «ориентируемая изнутри», то в современной Америке преобладатьстала личность, «ориентирующаяся на других», стремящаяся прежде всего к «гармониис окружающими», и по сути своей являющаяся конформистской [29].
Конформистская ориентацияпозволяет многим современным людям проще, без особых внутренних размышлений ипереживаний, решать свои проблемы, связанные с профессиональными и личностнымивыборами. И именно такое положение особенно тревожит многих современныхфилософов, педагогов, психологов, публицистов. Например, Э. Фромм пишет, что«свобода, достигнутая современными демократиями, предполагает обещание развитиячеловека… Но и при демократии это всего лишь обещания, но не исполнениеобещанного. Мы скрываем нашу моральную проблему от самих себя… мы тожеподчиняемся власти силы, не власти диктатора или политической бюрократии,действующей с ним заодно, а анонимной власти рынка, успеха, общественногомнения, «здравого смысла» – или, вернее,общепринятой бессмыслицы, – и власти машины, чьимирабами мы стали. Наша моральная проблема – этобезразличие человека к самому себе. Она заключается в том, что мы утратиличувство значительности и уникальности индивида, превратили себя в орудиевнешних целей, относимся к себе как к товарам, а наши силы отчуждены от нас…Мы – стадо, верящее, что дорога, по которой мы идем,должна вести к цели, раз мы видим, что и другие идут той же дорогой» [5, 63].
Изучивпсихолого-педагогическую литературу, мы обратили внимание на опыт профориентационнойработы в России. Нами было просмотрено 40 журналов, в которых было обнаружено 6статей, посвященных вопросам профориентации, из них в 4 статьях освещены общиевопросы, и только в двух – конкретные статьи по профориентационной работе вобразовательных учреждениях. Проведя анализ имеющихся статей, мы проследилиработу по профессиональной ориентации учащихся, начиная с начала ХХ века. В20-е годы основное внимание уделялось «непосредственному трудоустройствумолодежи на работу» – необходимо было решать проблемы, связанные с разрухойпосле Первой мировой войны и безработицей. В это время эффективноиспользовалась профориентационная практика «трехфакторной» модели Ф.Парсонса, ориентированная на выявление индивидуальных возможностей молодогочеловека, соотнесение их с требованиями профессии и дальнейшее трудоустройство.
В40 – 50-е годы в период «тестологического бума» идея Парсонсаполучила дальнейшее развитие. С помощью психодиагностических процедурвыявлялись наиболее выраженные склонности и способности человека и проверялосьих соответствие определенному кругу профессиональных требований.
К70-м годам акцент постепенно перемещается в сторону «воспитания у молодежиспособности делать выбор, то есть учитывать при выборе профессии объективные исубъективные условия и факторы». В этот период в Советском союзе получаетразвитие воспитательная концепция профессиональной ориентации.
В80-е годы и первой половине 90-х годов основное внимание уделялосьвоспитательному и развивающему подходам. Учитывались не только развивающиесякачества и меняющиеся требования профессии, но и изменения в самом обществе,где на первый план выходит идея жизненного и профессионального«успеха». При этом использовались как психодиагностические методы,так и методы профессиональной информации, а также активизирующие средства,способствующие построению профессионального плана, приобретению опыта визбираемой профессиональной сфере [23, 152].
Профориентационная работасреди школьников носит бессистемный, эпизодический характер. Профориентационныеуслуги не стали пока действенным средством формирования жизненного путиучащихся, построения их профессиональной карьеры. Эти тревожные тенденцииподтверждаются рядом социологических исследований. Исследованияпрофессиональных намерений и жизненных планов выпускников 2001 года,проведенные в 23 городах и районах Московской области, с участием 3122 учащихсядевятых классов и 2255 учащихся одиннадцатых классов, показали, что лишь около10 % выпускников намерены работать на производстве. Список выбираемых профессийочень беден, причем выбор профессий нельзя считать осознанным.
Поданным опроса в период с 1999 по 2005 гг. профессиональные ориентации выгляделитак (средний показатель):
— среди юношей: предприниматель – 14%; шофер – 14%; юрист –7%; военный – 6%; менеджер – 6%; инженер – 5%; медработник – 4%; артист,писатель, художник – 3%; ученый-исследователь – 3%; профессиональный вор илимошенник – 3%; фермер – 1%; учитель или воспитатель – 1%.
— среди девушек: юрист – 15%; учитель – 14%; медработник –12%; домохозяйка – 12%; предприниматель – 10%; менеджер – 7%; артист, писатель,художник – 7%; коммерсант – 7%; выразили желание нигде не работать, но иметьденьги – 4%.
Престижность– еще один фактор, наряду с семейным, во многом определяющий выбор будущейпрофессии. Вот как выглядит (по данным опроса в 2006 году) в глазах молодыхлюдей степень социального статуса различных видов деятельности (наивысший бал –10). Первые 10 мест занимают: юрист (8%), владелец коммерческого банка (7,9%),врач (7,1%), менеджер (6,9%), журналист (6,6%), бухгалтер (6,6%), владелецмагазина (6,4%), телохранитель (5,9%), криминальный авторитет и школьныйучитель получили одинаковое количество процентов (5,2%), инженер (4,5%),рабочий (3,9%), тракторист (3,6%) [4, 241].
Каквидно из опроса, наряду с ожидаемыми ответами «юрист» и «коммерсант»соседствует профессия «врач». Вместе с тем, опрос показал, что«криминальный авторитет», к сожалению, приобрел некоторую социальнуюзначимость, оттеснив по престижности такие профессии, как школьный учитель и инженер.Это говорит об интеграции криминала в общественное сознание как вполненормального явления. Падение престижности и доходности в сознании молодежинекоторых важнейших с социальной точки зрения профессий означает сменуприоритетов отдельных специальностей, а не падение престижности и доходностиквалифицированного труда вообще.
Наосновании материалов проведенных исследований можно утверждать: несмотря намногочисленные дискуссии и решения по поводу необходимости повышения престижаработников, связанных с производительным трудом в общественном производстве,абсолютное большинство выпускников средней школы по-прежнему ориентированы назанятия преимущественно умственным трудом.
Ипоэтому неслучайно, что почти половина отечественных выпускников вузов не могутнайти работу по специальности, а каждый третий молодой россиянин считаетмолодежную безработицу одной из важнейших проблем.
Поискновых решений в области поддержки профессионального самоопределения молодежидолжен быть направлен на формирование профориентационной компетентности. Онаможет рассматриваться как результат оказанной подростку педагогической,психологической и информационной поддержки необходимого уровняориентированности в ситуации выбора по окончании основной или старшей школы ивыражается в готовности школьника:
· испытывать потребность в образовательной и профессиональнойсамоидентификации, самовыражении в образовательном и профессиональномсообществе, продуктивном освоении образовательной среды;
· выделять варианты выбора из предлагаемых образовательнымпространством или конструировать собственные версии образовательного ипрофессионального самопродвижения;
· ставить образовательную и профессиональную цель;
· эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсыдля достижения поставленной цели;
· приобретать опыт создания личностно-значимыхобразовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб;
· владеть комплексом способов деятельности для принятия решенияо продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегосяобщества и рынка труда.
 
1.4 Выводы по 1 главе
 
1.Под профессиональной ориентацией понимается комплекс психолого-педагогических имедицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройствамолодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимисяспособностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства иобщества в целом.
2. В настоящее времясистема профориентационной работы включает в себя деятельность по следующимнаправлениям:
· профессиональноепросвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию;
· предварительнаяпрофессиональная диагностика, направленная на выявление интересов испособностей личности к той или иной профессии.
· профессиональнаяконсультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборепрофессии со стороны специалистов-профконсультантов;
· профессиональныйотбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогутуспешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;
· социально-профессиональнаяадаптация;
· профессиональноевоспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга,ответственности, профессиональной чести и достоинства.
3. Профориентационнаяработа в России в настоящее время среди школьников носит бессистемный,эпизодический характер. Профориентационные услуги не стали пока действеннымсредством формирования жизненного пути учащихся, построения их профессиональнойкарьеры. На основании материалов проведенныхисследований можно утверждать: несмотря на многочисленные дискуссии и решенияпо поводу необходимости повышения престижа работников, связанных спроизводительным трудом в общественном производстве, абсолютное большинствовыпускников средней школы по-прежнему ориентированы на занятия преимущественноумственным трудом. И поэтому неслучайно, что почти половина отечественныхвыпускников вузов не могут найти работу по специальности, а каждый третиймолодой россиянин считает молодежную безработицу одной из важнейших проблем.

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Задачи, методы и процедура исследования
Висследовании приняли участие 15 девятиклассников и 13 одиннадцатиклассников МОУ«СОШ №1».
Целью эмпирическогоисследования явилось выявление особенностей профориентации на современномэтапе, определение типа направленности личности и склонностей к определенномутипу профессий для того, чтобы определить, правильный ли выбор профильногообучения делают современные школьники. При этом были использованы следующиеметоды:
1.тестирование;
2.анкетирование;
3. методколичественного анализа.
Для изученияизбирательной направленности личности на определенную область познания илидеятельности мы применили тест Д. Голланда по определению типа личности. Длявыявления склонностей к определенному типу профессий был использовандифференциально-диагностический опросник (ДДО). А для изучения особенностейпрофессиональной ориентации на современном этапе была запущена анкета.
1. Тест Д. Голландасостоит из 42 пар различных профессий (см. Приложение, Табл.1). Испытуемомупредлагается выбрать из каждой пары ту, которой отдается предпочтение. Дляэтого нужно было поставить в бланке ответов напротив номера вопроса соответствующуюбукву.

Ответыподсчитываются по следующему ключу:Реалисти-ческий тип Интеллек-туальный тип Социаль-ный тип
Конвен-циональный
тип
Предприим-чивый
тип
Артисти-
ческий
тип 1а 1б 2б 3б 4б 5б 2а 6а 6б 7б 8б 9б 3а 7а 10а 10б 11б 12б 4а 8а 11а 13а 13б 14б 5а 9а 12а 14а 15а 15б 16а 16б 17б 18б 23б 19б 17а 20а 20б 22б 26б 21б 18а 22а 25а 25б 28б 24б 19а 23а 26а 29а 30а 27б 21а 24а 27а 32б 33б 29б 31а 31б 36б 38б 35б 30б 32а 35а 38а 40а 37б 37а 33а 36а 39а 28а 39б 41а 34а 37а 41б 42а 40б 42б
/>
/>
/>
/>
/>
/>
Интерпретация типов
1. Реалистическийтип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный,занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдаетпредпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развитыматематические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик,электрик, инженер, агроном и т.д.
2. Интеллектуальныйтип – не социален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладаюттеоретические ценности, любит задачи, требующие абстрактные решения,интеллектуален. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик.
3. Социальныйтип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты егохарактера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой начеловека, гуманность, женственность. Представитель данного типа стараетсядержаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим отмнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умениеобщаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия:обучение и лечение (учитель, врач, психолог).
4. Конвенциональныйтип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характерныстереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность,оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности).Слабо развиты организаторские способности, преобладают математическиеспособности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетами.
5. Предприимчивыйтип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм,импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любитпризнание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а такжезанятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи,связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладаетхорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность:артист, журналист,
6. Артистический тип –опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальныеспособности. Для представителей этого типа характерен высокий жизненный идеал сутверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживаетсяусловностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование,литературное творчество и т.п.
2.Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) состоит из 20 пар видовдеятельности (см. Приложение, Табл.2). Испытуемый должен из каждой пары выбратьодин вид и в соответствующей клетке бланка ответов поставить выбранный вариант ответа.
Результатыподсчитываются по листу ответов:Природа Техника Человек
Знаковая
система
Художественный
образ 1а 1б 2а 2б 3а 3б 4а 4б 5а 5б 6а 7б 6б 9б 7а 10а 9а 8а 10б 8б 11а 11б 12а 12б 13а 13б 14а 14б 15а 15б 16а 17б 16б 19б 17а 20а 19а 18а 20б 18б
/>
/>
/>
/>
/>
профессиональный ориентация молодежь
Каждыйиз пяти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тоттип профессий, который получил максимальное количество знаков «+». Название типовпрофессий по столбцам:
1. «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»- все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и леснымхозяйством.
2. «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»-все технические профессии.
3. «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»- все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
4. «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК» — все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числеи музыкальные специальности.
5. «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙОБРАЗ» — все творческие специальности.
3. Сцелью выявления особенностей профессиональной ориентации на современном этапеучащимся была предложена анкета, которая была представлена в двух видах: одинвариант для девятого класса, второй вариант – для одиннадцатого, и включала всебя по двенадцать вопросов в каждом варианте.
Анкетадля учащихся девятого класса:
1. Хотите ли Вы получить высшееобразование?
2. В какой профильныйкласс Вы хотите пойти? (В какое образовательное учреждение?)
3. Что повлияло на Ваш выбор?
4. Советовались ли Вы сродителями при выборе профиля обучения?
5. Проводилось лиизучение Ваших интересов, склонностей и способностей при зачислении Вас в профильныйкласс?
6. Как Вы оцениваете свойвыбор?
7. По каким предметам Выобучаетесь успешно?
8. При изучении какихпредметов Вы испытываете сложности?
9. Проводятся ли с Вамибеседы, консультации по профессиональному самоопределению? Как часто?
10. Определились ли Вы свыбором Вашей будущей профессии?
11. Какую профессию Выхотите получить в будущем?
12. Почему Вы хотитеполучить именно эту профессию?
Анкетадля учащихся одиннадцатого класса:
1. В каком профильномклассе Вы обучаетесь?
2. Что повлияло на Ваш выбор?
3. Советовались ли Вы сродителями при выборе профиля обучения?
4. Проводилось лиизучение Ваших интересов, склонностей и способностей при зачислении Вас в профильныйкласс?
5. Как Вы оцениваете свойвыбор?
6. Если бы вернуться нагод назад, Вы повторили бы свой выбор?
7. По каким предметам Выобучаетесь успешно?
8. При изучении какихпредметов Вы испытываете сложности?
9. Проводятся ли с Вамибеседы, консультации по профессиональному самоопределению? Как часто?
10. Определились ли Вы свыбором Вашей будущей профессии?
11. Какую профессию Выхотите получить в будущем?
12. Почему Вы хотитеполучить эту профессию?
2.2Анализ и обсуждение результатов
Проведяисследование с 9 и 11 классами по методике Д. Голланда, мы получили следующие результаты.
/>
Рис.1.Сравнение типов личности у учащихся 9-го класса
Средиучащихся девятого класса преобладает социальный тип личности – 39,6% учащихся. Кпредприимчивому типу относится 26,4% учащихся, 20,8% учащихся относится к конвенциональномутипу, к интеллектуальному и артистическому типам личности относится по 6,6%учащихся.
/>
Рис.2.Сравнение типов личности у учащихся 11-го класса

Средиучащихся одиннадцатого класса преобладает артистичный тип личности – 46,2%учащихся. К социальному типу относится 30,7% учащихся, а к интеллектуальному,конвенциональному и предприимчивому относится по 7,7% учащихся.
Поданным дифференциально-диагностического опросника получилось следующее.
/>
Рис.3.Сравнение соответствия типам профессий у учащихся 9-го класса
Средиучащихся девятого класса преобладает соответствие типу профессий«Человек-Техника» – 34% учащихся. По типу «Человек-Человек» было выявлено 33%учащихся, по типам «Человек-Знаковая система» и «Человек-Художественный образ»– по 13,2% учащихся, и по типу профессии «Человек-Природа» 6,6% учащихся.
/>
Рис.4.Сравнение соответствия типам профессий у учащихся 11-го класса
Средиучащихся одиннадцатого класса преобладает соответствие типу профессий«Человек-Художественный образ» – 53,9% учащихся. По типу «Человек-Техника» быловыявлено 15,4% учащихся, 15,3% учащихся относятся к типу «Человек-Знаковая система»,и к типам «Человек-Природа» и «Человек-Человек» относится по 7,7% учащихся.
Проанализироваврезультаты анкетирования учащихся девятого класса, можно сделать следующиевыводы:
1) 92,4%учащихся хотят получить высшее образование, причем среди выбираемых профессийвновь преобладают экономисты, юристы и психологи, а рабочих профессийпо-прежнему нет в списке выбираемых.
2) 79,2%учащихся уже определились с выбором профильного класса. При этом былиопределены факторы, которые влияют на выбор профиля в современных условиях:самостоятельный выбор сделан 93,4% учащихся и на 6,6% учащихся повлияли друзья.
Проанализироваврезультаты анкетирования учащихся одиннадцатого класса, можно сделать следующиевыводы:
1) 100%учащихся хотят получить высшее образование, причем среди выбираемых профессийтакже присутствуют юристы и психологи. А рабочих специальностей, которыевостребованы на рынке труда, по-прежнему нет в числе выбираемых.
2) 92,4%учащихся уже определились с выбором будущей профессии. При этом были выделеныфакторы, влияющие на этот выбор: самостоятельный выбор сделан 84,7% учащихся ина выбор 7,7% учащихся повлияли родители.
Приопросе учащихся нас интересовал вопрос об организации психологическогосопровождения профессионального самоопределения учащихся. При анализе ответовреспондентов мы увидели, что 59,4% девятиклассников и 77% одиннадцатиклассниковполучили помощь в профессиональном самоопределении благодаря психологическомусопровождению в школе. Полученные результаты свидетельствуют о качественной исистематической работе по профессиональной ориентации школьников в данной школе,в которой основное внимание уделяется воспитательному иразвивающему подходам. Учитываются не только развивающиеся качества именяющиеся требования профессии, но и изменения в самом обществе, где на первыйплан выходит идея жизненного и профессионального «успеха». При этомиспользуются как психодиагностические методы, так и методы профессиональнойинформации, а также активизирующие средства, способствующие построениюпрофессионального плана, приобретению опыта в избираемой профессиональнойсфере.
2.3 Выводы по 2 главе
1. Уучащихся девятого класса по методике Д. Голланда получилось преимущество посоциальному типу личности (36,9%), а по дифференциально-диагностическомуопроснику соответствие таким типам профессий, как «Человек-Техника» (34%) и «Человек-Человек(33%). У учащихся одиннадцатого класса по методике Д. Голланда получилосьпреимущество по артистическому типу личности (46,2%), а подифференциально-диагностическому опроснику соответствие такому типу профессий,как «Человек-Художественный образ» (53,9%). Сравнивая полученные данные можно говоритьо том, что, выбирая будущую профессию, учащиеся учитывают свои склонности и способности.
2. Анализируяполученные данные в ходе анкетирования, мы можем сказать о том, что работа попрофессиональной ориентации в данной школе проходит систематически и имеетположительные результаты, поскольку профессиональное самоопределение школьниковпроисходит путем соотнесения своих потенциальных возможностей с выбираемой профессией.
2.4 Методические рекомендации педагогам, психологам,учащимся и их родителям по организации эффективной профориентационной работы
1. Педагогами психологам в процессе профориентационной работы важно учитывать и выполнять:
· знания возрастных особенностей, учет индивидуально-психологическиххарактеристик;
· изучение, формирование, развитие и коррекцию профессиональногостановления личности;
· создание ориентационного поля профессионального развития личности,укрепление профессионального Я;
· поддержание адекватной самооценки, оказание оперативной помощи и поддержки;
· помощь в освоении технологии профессионального самосохранения;
· выработку профессионально значимых компетентностей учащихся;
· выявление индивидуальных возможностей учащихся, соотнесение их стребованиями профессии;
· выявление наиболее выраженных склонностей и способностей учащихся ипроверку соответствия их определенному кругу профессиональных требований;
· помощь в дальнейшем трудоустройстве.
2. Учащимсядля правильного выбора будущей профессии необходимо учитывать и выполнять:
· учет своих психологических характеристик, склонностей и способностей;
· проверку с помощью взрослых соответствия выраженных склонностей испособностей определенному типу профессий;
· наличие адекватной самооценки, способностей к саморегуляциижизнедеятельности;
· выработку профессионально значимых компетентностей – информированность,представления, знания некоторых алгоритмов при решении ситуационных задачжизненного и профессионального самоопределения, готовность воспользоватьсяпсихолого-педагогической поддержкой самоопределения;
· учет объективных и субъективных факторов и условий при выборе профессии.
3. Родителямдля эффективной помощи своим детям при выборе будущей профессии необходимо учитыватьи выполнять:
· знание возрастных особенностей ребенка;
· позитивное отношение к ребенку, внимание, принятие, уважение, одобрение,доверительные беседы;
· умение признавать, исправлять свои ошибки, и тем самым помогатьисправлять ошибки своему ребенку без упреков;
· формирование у ребенка веры в успех, создание ситуации успеха дляповышения самооценки и уровня мотивации к профессиональной деятельности;
· умение выражать поведенческую поддержку через содействие – прикосновение,подсказку как лучше поступить, совместная деятельность, а также оказаниеэмоциональной поддержки;
· воспитание способности делать самостоятельный выбор без постороннейпомощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашейработе изучались особенности профориентационной работы на современном этапе.Перед нами стояла задача определить, насколько эффективна работа попрофориентации в школе сегодня.
Проследивособенности профориентационной работы по теоретическим источникам на протяжениивосьмидесяти лет, мы сделали вывод о том, что к девяностым годам прошлогостолетия работа по профориентации имела значительный успех. Уже тогда сталиучитываться изменения в обществе, где на первый план выходил жизненный ипрофессиональный успех. Также учитывались запросы рынка труда, и молодежьначала активно осваивать востребованные в то время профессии.
Сегоднякартина профессионального самоопределения немного изменилась, поскольку запросынового поколения не совпадают с обстановкой на рынке труда. Это связано с тем,что самыми престижными профессиями на сегодня являются юрист и экономист, авостребованные рабочие специальности утратили свою актуальность средисовременной молодежи.
Проведяисследование на базе МОУ «СОШ №1», на основе полученных результатов мы можемсделать следующие выводы. Профориентационная работа сегодня носит системный характери имеет положительные результаты. Это связано с периодическим изучениемсклонностей и способностей учащихся и ориентированием их на соответствующиетипы профессий. Также по данным исследования мы пришли к выводу о том, чтосовременные школьники при выборе будущей профессии и своего будущего учитываютсвои выраженные склонности и способности благодаря эффективной профориентационнойработе и психологическому сопровождению учащихся в школе.

ЛИТЕРАТУРА:
1. А.Д. Сазонов,Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. Профессиональная ориентация молодежи [Текст]/ А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин, А.П. Меньщиков и др. – М.: Высшая школа, 1989.–272 с.
2. Борисова Е.М.,Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П.Логинова – М.: Знание, 1991.– 80 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер.«Педагогика и психологи»; № 11).
3. Зеер Э.Ф.,Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы [Текст] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова –М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 192 с. – («Gaudeamus»).
4. Зеленков, С.Профессиональная ориентация и трудовая занятость молодежи [Текст] // Народноеобразование. – 2007. – №6. – С. 239-242.
5. Карацуба, Т.Профессиональные ориентации единственных детей в семье [Текст] // Прикладнаяпсихология. – 1998. – №5-6. – С. 60-67.
6. Климов Е.А.Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации [Текст] / Е.А.Климов – М.: Знание, 1983.– 96 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогикаи психология»; №2).
7. Лернер, П.С.Проектирование образовательной среды по формированию профориентационно значимыхкомпетентностей учащихся [Текст] // Народное образование. – 2007. – №5. – С.86-92.
8. Н.С. Пряжников.Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст] /Н.С. Пряжников – М.: НПО «Модэк», 2002.– 392 с.
9. Павличенко, Е.Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса [Текст] //Воспитание школьников. – 2006. – №1. – С. 33-36.
10. Педагогика:Большая современная энциклопедия [Текст] / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современ.слово», 2005. – 720 с.
11. Поташник,М. Усть-Илимск: территория будущего [Текст] // Народное образование. – 2005. –№5. – С. 215-224.
12. Профессиональнаяориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / под ред. А.Д. Сазонова. – М.:Просвещение, 1988. – 223 с.
13. Пряжников Н.С.Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы)[Текст] / Н.С. Пряжников – М.: ВАКО, 2006. – 288 с. – (Педагогика. Психология.Управление).
14. Развитие идиагностика способностей [Текст] / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков.– М.:Наука, 1991.– 181 с.
15. Российскаяпедагогическая энциклопедия: В 2 тт. [Текст] / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БольшаяРоссийская энциклопедия, 1998. – 672 с., ил. Т. 2 – М – Я – 1999.
16. Симонян, Р.,Кобелева, Л. Профессиональное самоопределение учеников малокомплектной школы[Текст] // Народное образование. – 2007. – №7. – С. 96-97.
17. Словарь практическогопсихолога [Текст] / Сост. С.Ю. Головин.– Минск: Харвест, М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2003 – 800 с.
18. Современныйпсихологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 490, [6] с. – (Научный бестселлер).
19. Соловцова, Е.Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность [Текст] //Народное образование. – 2006. – №8. – С. 189-192.
20. Толковый словарьрусского языка: В 4 т. Т.3 [Текст] / Под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА,1996. – 712 с.
21. Чистякова, С.,Родичев, Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода кпрофильному обучению [Текст] // Народное образование. – 2006. – №9. – С.152-156.
22. Шамбарова, И.,Митина, Т. Профориентационная работа в гимназии [Текст] // Воспитаниешкольников. – 2004. – №4. – С. 33-37.
23. Шубочкина, Е.Профильное обучение: как решаются проблемы профессиональной ориентациишкольников [Текст] // Народное образование. – 2007. – №1. – С. 152-154.
24. click01.begun.ru «Мотивация выборапрофессии».
25. dictionary.fio.ru «Вариативностьобразования».
26. oso.rcsz.ru
Ю. Молчанов «Адепты «Профориентологии» – расхитители чужих индивидуальностей».
27. www.courier.com.ru Н.Н. Авдеева «Проблемы психодиагностики детей».
28. www.d-mir.ru «Обучение и карьерав России и за рубежом».

Приложение1 2 3 4
а) инженер-технолог
б) контролер
а) вязальщик
б) санитарный врач
а) повар
б) наборщик
а) фотограф
б) заведующий магазином 5 6 7 8
а) чертежник
б) дизайнер
а) философ
б) психиатр
а) ученый-химик
б) бухгалтер
а) редактор научного журнала
б) адвокат 9 10 11 12
а) лингвист
б) переводчик художественной литературы
а) педиатр
б) статистик
а) организатор воспитательной работы
б) председатель ассоциации
а) спортивный врач
б) фельетонист
  13 14 15 16
а) нотариус
б) снабженец
а) программист
б) карикатурист
а) политический деятель
б) писатель
а) садовник
б) метеоролог 17 18 19 20
а) водитель троллейбуса
б) медсестра
а) инженер-электрик
б) секретарь-машинистка
а) маляр
б) художник по металлу
а) биолог
б) главный врач 21 22 23 24
а) телеоператор
б) режиссер
а) гидролог
б) ревизор
а) зоолог
б) зоотехник
а) математик
б) архитектор 25 26 27 28
а) финансист
б) счетовод
а) учитель
б) командир патрульной службы
а) воспитатель
б) художник по керамике
а) экономист
б) заведующий отделом 29 30 31 32
а) корректор
б) критик
а) завхоз
б) директор-администратор
а) радиоинженер
б) специалист по ядерной физике
а) наладчик оборудования
б) механик 33 34 35 36
а) агроном
б) председатель кооператива
а) закройщик-модельер
б) декоратор
а) археолог
б) эксперт
а) работник музея
б) консультант 37 38 39 40
а) ученый
б) актер
а) логопед
б) стенографист
а) врач
б) дипломат
а) главный бухгалтер
б) директор предприятия 41 42
а) поэт
б) психолог
а) архивариус
б) скульптор /> /> /> /> /> /> /> />
Табл.1
Табл.21а Ухаживать за животными или 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) 2а Помогать больным или 2б Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин 3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток или 3б Следить за состоянием, развитием растений 4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. п.) или 4б Доводить товары для потребителя, рекламировать, продавать 5а Обсуждать научно – популярные книги, статьи или 5б Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты 6а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 6б Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом 8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или 8б Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) 9а Ремонтировать одежду, вещи, технику, жилище или 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках 10а Лечить животных или 10б Выполнять вычисления, расчеты 11а Выводить новые сорта растений 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.д.) 12а Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять. 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) 13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов 14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д. 15а Составлять точные описания-отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или воображаемые) 16а Делать лабораторные анализы в больнице 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними 17а Красить и расписывать стены помещения, изделия 17б Осуществлять монтаж ил сборку машин, приборов 18а Организовывать походы в театр, экскурсии в музей 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах 19а Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежды и т.п.) 19б Делать чертежи, карты 20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б Работать на компьютере, пишущей машинке и т.п.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.