Разговор с родителями: основные психологические потребности дошкольника
Воспитатель1 категории
БабайцеваС.А.
МДОУ«Детский сад
комбинированноговида
№25 «Рябинушка»
Уникальностьсемейного воспитания заключается в особой значимости взрослых в жизни ребенка.Родителями создается определенная атмосфера общения в семье, где с первых днейжизни ребенка происходит становление его личности.
Принятиеличностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничномуразвитию дошкольника. Явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональномунедоразвитию, которые могут впоследствии выражаться в антисоциальных поступкахи действиях. В первую очередь в семье формируются ценные ориентиры имировоззрение.
Директивныедействия взрослых с раннего детства блокируют у ребенка эмоциональноесамовыражение, что приводит к неврозам и неадекватным формам поведения.
Накоплениепроблем в воспитании оборачивается проявлением защитных форм поведения:агрессивности, пассивности, эгоизма. Дети конфликтны со сверстниками,недисциплинированны, демонстративны, грубы в отношениях со взрослыми.
Родителине всегда придают значение переживаниям и ощущениям собственных детей. Восновном они озабочены развитием их интеллекта, умственных способностей,познавательной сферы.
Современномуребенку, живущему в условиях стрессогенности нынешней жизни, требуются длянормального развития дополнительные силы, чтобы избежать психологических иэмоциональных расстройств и нарушений. Родителям необходимо управлятьсобственной эмоционально-чувственной сферой, а также проявлять внимание ичуткость к области телесных ощущений в самочувствии и поведении ребенка.
Поэтому впроявлении компетентности родителей одинаково важно то, какую социальную нормувнушает взрослый ребенку и в каком стиле ее сообщает; какую эмоцию вкладывает вэто сообщение; каким языком говорит об этой эмоции и говорит ли вообще; какойжанр своего родительского поведения транслирует ребенку (разговорный,телесный), насколько он безопасен для развития ребенка.
Из этогоследует, что тема компетентности родителей по вопросам воспитания идетско-родительских отношений очень актуальна в наши дни.
Общеизвестно:дошкольный возраст период наиболее стремительного физического и психическогоразвития, период первоначального формирования физических и психических качеств,столь необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Обычно образдетства рисуют через привычные характеристики: развитие речи, сенсомоторику,познавательные процессы, социальные умения. Но динамику развития личностинельзя представить без, становления ее потребностей, мотивов, направленности.Для этого обратимся к пирамиде потребностей, разработанной А. Маслоу.
Чтопредположил Маслоу? Все потребности человека организованы в иерархическуюсистему приоритета, или доминирования, те, что расположены внизу, должны бытьудовлетворены, более или менее, до того, как индивид осознает наличиепотребности более высокого порядка. Так, самыми сильными и неотложнымисчитаются Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, физическойактивности, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции).Неудовлетворенность физиологического уровня вызывает у ребенка негативныеэмоции — от тихого плача до громкого крика.
Физиологическиепотребности необычайно важны для дошкольного детства. Поражает их высокий темппоказателей — ни один последующий возрастной период не дает столько высокихдостижений в физическом развитии, сколько выпадает на период от раннего детствадо младшего школьного возраста. Существенна связь между здоровьем ребенка и егофизическим и нервно-психическим развитием.
Однаконе все так просто. Даже полностью реализованные условия оптимальногофизического развития ребенка не обеспечивают плавного, бесконфликтногопродвижения по жизни. На период дошкольного детства приходится несколькокритических периодов — 1 год, 2 года, 3 года, 6-7 лет. Кризисы эти, так илииначе связанные с изменением Я-концепции ребенка, осознанием нового уровня егопритязаний и потребностей, подводят уже ко 2 ступени в пирамиде потребностей — в Безопасности и защите, в организации стабильности, в законе и порядке.В предсказуемости событий, в свободе от таких угроз, как болезнь, страх и хаос.Именно дети раннего дошкольного возраста испытывают тревогу, переходящую ваффекты, если вдруг меняется обстановка. Доказательства тому трудностиадаптационного периода при зачислении в ДОУ, при поступлении в школу. В этих случаяхопределенный гарант удовлетворения потребностей в безопасности стабильностьокружающей обстановки (в семье, ДОУ), порядок, определенный режим.
Если вокружении ребенка отсутствует режим и дисциплина, он, не чувствуя себязащищенным от внешней среды, начинает искать более стабильную жизненную территорию(из детского сада стремится домой и, наоборот, из дома рвется к бабушке). Еслиродители ничем не ограничивают ребенка, то он растет вне «маяков» стабильности,вне позитивной зависимости от внешней среды. Ссоры взрослых, физическиеоскорбления, разлука, развод это тоже факторы, нарушающие необходимое дляребенка ощущение безопасности, поскольку окружение в его понимании становитсянепредсказуемым, ненадежным. Отсюда неуправляемость в поведении, импульсивность,гиперактивность, озлобленность, тревожность, астеничность. Могут появиться:энурез, ночные страхи, трудности во взаимодействии с другими детьми, заикание.Ощущение благополучия и безопасности зависит от окружающей среды, от помощивзрослых и минимальной возможности самозащиты.
Наблюденияпоказывают: эмоциональный комфорт ребенка напрямую связан с потребностьюощущать любовь и с приятием его окружающими людьми — не только близкимивзрослыми, но и сверстниками. Детство — период активного развертывания растущегочеловека, его личностного «вызревания» протекает при непосредственномвзаимодействии со взрослыми (родителями, воспитателями и др.). В этом процессе«стыкуются» важные индивидуальные и социальные установки ребенка, среди которыхприоритетной становится потребность признания и любви как проявление иутверждении себя среди окружающих. Взрослый в этом социальном пространствеоказывается личностно значимым для ребенка лицом уже в силу своей позиции,поскольку может удовлетворить его сущностные потребности.
Дляребенка 4-х лет важно поддержать общение с помощью вопросов, ответы на которыеочевидны. Однако порой в вопросах проявляется и желание получить новуюинформацию, интерес к познанию.
Вопросы исообщения для ребенка 4-5 лет нацелены уже на выявление и демонстрациюпонимания связей между предметами и явлениями.
Для старшихдошкольников значимо на просто доброжелательное внимание взрослых исотрудничество — им важно уважение со стороны, взаимопонимание и сопереживание.
Однакодля совместного решения специфических задач, которые ребенок не хочет или неможет решить со взрослым, необходим и личностно значимый сверстник. Чем старшестановится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект социальногоразвития, как овладение формами и нормами общественных отношений. И этоозначает, что дошкольник начинает осваивать следующий уровень пирамидыпотребностей по Маслоу Уважения и самоуважения. Возникает стремление кпризнанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества принормальном воспитании вырастает потребность в достижении успехов,целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность. Вот почемутак важно помнить, что негативный опыт общения в ряде случаев не побуждает, аотвращает ребенка от стремления утвердить себя в мире человеческих отношений.Более того, факт этот может привести к возникновению защитных механизмов — «стены» между ребенком и человеческим миром, «слепоты по отношению кокружающему миру». В то же время конструктивное общение со взрослыми исверстниками дает ему возможность осознать свое Я, поскольку происходитстановление Я-концепции. При благоприятных условиях воспитания –доброжелательном отношении взрослых и сверстников удовлетворяется потребностьребенка в одобрении, признании, положительной оценке.
С каждымгодом, по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным,независимым от взрослых — обогащается его социальный опыт, усложняютсявзаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознавать себя,свои достоинства и недостатки. К 5 годам малыш может оценить свой поступок — сточки зрения его последствий — в адрес другого человека и самого себя. Ему ужепонятен смысл рассуждения: «Если я сделаю плохо другому, будет грустно инеприятно и ему, и мне; если я поступлю хорошо — нам обоим будет радостно». Уребенка складывается интересы и ценностные ориентации, предпочтенияопределенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчикови девочек (например, девочки играют в куклы, а мальчики в машинки и др.).
Процессуличностного осознания способствуют как оценка со стороны, так и самооценка. Напротяжении дошкольного детства самооценка, оценочные суждения о себе становятсявсе более полными, детальными, развернутыми. Теперь ребенок способен осознатьсебя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих(«Меня любят: играют со мной, дают игрушка, угощают»). В старшем дошкольномвозрасте он все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества,осознавать, дифференцировать эмоциональное состояние. Возрастаетсамостоятельность и критичность оценки и самооценки. Ребенок обращает вниманиепрежде всего на те качества и особенности поведения, которые чаще всегооценивают окружающие и от которых зависит его положение в группе. Он оцениваетпрежде всего других, нежели себя. Отсюда создаются предпосылки для формированияпотребности в Самоактуализации, т.е. быть в мире с самим собой, быть тем, кемможешь быть, быть верным своей природе.
Какправило, самооценка дошкольника завышена, это своеобразный механизм личностнойзащиты в тех случаях, когда его с кем-то сравнивают. Очень важно понимать:ребенку 3-5 лет необходима похвала, положительная оценка взрослого. Обсуждаяповедение ребенка, целесообразно оценивать не его личность в целом («хороший»,«добрый», «ленивый» и т.д.), а конкретные действия и поступки, сравниватьдостижения и поступки с его собственными успехами и неудачами, а не сдостижениями других.
Суть втом, что, если ребенок воспитан в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере,он стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности, егоприрода.
Задачавоспитателя – построить взаимодействие с родителями так, чтобы комфортноепроживание ребенком дошкольного детства, становление его как личности,воспитание нравственных качеств и, вообще, психического и физического здоровьябыло не только его заботой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пирамида потребностей А.Маслоу. //Дошкольное воспитание 2005г., №5
2. Наказание и поощрение. // Дошкольноаяпедагогика. 2008г., №7