Содержание
Введение
1. Концепция деятельности
2. Теоретическая база
2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
2.2 Общие основы формирования связной речи детей с ОНР
2.3 Театрализованная игра – как одна из видов игр
3. Практическая часть
3.1 Обследование состояния связной речи детей с ОНР
3.2 Цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Исходнаяситуация
Дошкольные образовательныеучреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступеньюнепрерывного образования и входят в систему общественного дошкольноговоспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая рольв их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, вподготовке этих детей к школе.
Коррекционнаяработа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включаетежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществлениепреемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.
К числуважнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относитсяформирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболееполного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовкидетей к предстоящему школьному обучению.
Успешностьобучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью.Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умениедавать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения –все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной(монологической и диалогической) речи.
Целенаправленноеформирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системелогопедической работы с детьми с ОНР. Формирование связной речи детей с ОНР вкоррекционном детском саде осуществляется как в процессе разнообразнойпрактической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений заокружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работыпо развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных инаучно-методических трудов по логопедии. Как мы знаем, основная деятельностьребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр поформированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел кактеатрализованная игра в развитии речи детей с ОНР.
Дети с ОНР –это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект,но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Речевыенарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциальногофактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованнойкоррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитииребенка.
Ксожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетными особенно полно разработанным является коррекционное направление,фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Этонаиболее понятно в силу объективно большего страдания ребенка и беспокойстваего родных и близких.
Но такоенаправление отчасти затеняет другие – не менее важные формы работы. Например,использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятельности дляустранения речевых нарушений, пока не нашло широкого применения влогопедической практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной створческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия,когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своимивпечатлениями.
Проблемы
Проанализировависходную ситуацию и проведя обследования речи (см. Приложения №1,2) я пришла квыводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работетакие методы и приемы, которые способствовали бы преодолению ОНР. Ребенокнаходится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужносоздать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло.Но так как в учебной деятельности достаточное количество занятий по развитиюречи и коррекционных занятий, то необходимо было найти другие формы работы. Входе исследования, я изучила методическую литературу по данной теме и пришла квыводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей сОНР в театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационнойдеятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий,направленных на развитие связной речи.
Причины
Речьвозникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего,нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов,способствующих возникновению ОНР речи у детей, различают неблагоприятныевнешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды. Этифакторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и вовремя родов, а также в первые годы жизни ребенка.
Средипатогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде,возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери и во времябеременности, действие некоторых химических веществ, радиоактивное излучение.Возможны различные поражения вследствие резус – несовместимости крови матери иплода.
Существуетотчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийсяорганизм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждаетсямозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний.
Особая рольв возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим факторам. Приналичии так называемой речевой слабости или наследственной предрасположенностик речевым нарушениям, ОНР может возникнуть под влиянием даже незначительныхнеблагоприятных внешних воздействиях.
Другиминеблагоприятными факторами, вызывающими повреждение речевых функций, являютсяприродовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологийзанимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия (кислородная недостаточность)приводит к тяжелым поражениям многих отделов нервной системы. К внутричерепнойродовой травме относят кровоизлияние в вещество мозга и его оболочки, а такжедругие расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменениянервной системы. Возникновению внутричерепной травмы способствуют разные видыакушерской патологии, а также неправильная техника проведения родоразрешающихопераций. Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи смеханической травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.
Кпослеродовым факторам, вызывающим нарушения развития речевых и неречевыхфункциональных систем, относятся перенесенные в раннем детском возрастезаболевания. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервнойсистемы: менингит, энцефалит и полиомиелит.
Обратимыеформы ОНР могут возникнуть на фоне отрицательного социально-психологическоговлияния: недостаток речевой мотивации со стороны окружающих, конфликтныевзаимоотношения в семье, неправильные методы воспитания и т.д.
Обобщаяпредставленные данные, можно сделать вывод о сложности и многообразии комплексаразличных причин, вызывающих ОНР. Наиболее часто имеет место сочетаниенаследственной предрасположности, неблагоприятного окружения и повреждения илинарушений созревания мозга под влиянием различных факторов, действующих вовнутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.
Ключеваяпроблема
В ходеизучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, чтонеобходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужнопреодолеть общее недоразвитие речи детей и развить речь дошкольников. Этапроблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.
Опытрешения сходных проблем
Интерес кдетской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработкуметодики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина,А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие.
Своеобразиеразвития словарного состава и грамматического строя языка при общемнедоразвитии речи показано в исследованиях Т.Б. Филичевой, Р.Е Лёвиной, Г.В. Чиркинойи многих других. Р.Е. Лёвиной описаны особенности словаря на каждом уровнеречевого развития. В отечественной логопедии накоплен достаточныйтеоретический, практический и методический материал по изучению и развитиюлексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. В существующихпрограммах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структурафронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. Впрограмме Филичевой, Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детейпятилетнего возраста с ОНР» (М., 1991) задачи обучения представлены попериодам. Для детей шестилетнего возраста в программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.приводится планирование фронтальных занятий по формированиюлексико-грамматических средств языка по темам в определеннойпоследовательности.
Помимопрограмм обучения и воспитания детей с ОНР существуют общеизвестные авторскиерекомендации по развитию лексико-грамматических средств языка.
Жукова Н.С.предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основепоэтапного формирования устной речи. В основе лежит обучение дошкольниковсоставлению различных видов предложений. На каждом этапе проводитсялогопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учетаформы нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т.п.) сцелью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельноговысказывания.
Ефименкова Л.Н.предлагает методические приемы по формированию фразовой и связной речи всоответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткуюхарактеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.
Ткаченко Т.А.представляет методические рекомендации к проведению занятий посовершенствованию лексико-грамматических представлений в виде планов-конспектовзанятий.
Формированиесловообразовательных навыков в виде планов-конспектов представлены в методическихрекомендациях Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В.
Всеметодические пособия учитывают уровень речевого развития ребенка с ОНР,программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии спринципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учетапатогенеза и индивидуальных особенностей детей.
Актуальность.
Целенаправленноеформирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системелогопедической работы с детьми с ОНР. В ходе исследования, я изучиламетодическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточноразработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованнойдеятельности.
Ксожалению, в специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания отеатральной деятельности в развитии речи детей с ОНР.
1.Концепция деятельности
Целямимоей работы являются:
1. Развитие речи (монологической, диалогической) детей черезтеатральную деятельность;
2. Создание цикла сценариев, спектаклей в совместной деятельности.
Гипотеза: если использовать систематически в своей работе в совместнойдеятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, то речьребенка с ОНР улучшится.
Диагностическийинструментарий:
– Диагностикаразвития речи детей (в начале и в конце года) – различные задания
– Проведениеспектаклей, творческих вечеров, утренники, развлечения.
Я ставлюперед собой следующие задачи:
1) Изучить литературу по данной проблеме;
2) Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в началегода и в конце года;
3) Создать цикл сценариев, тематических вечеров, спектаклей.
Критерииоценки ожидаемого результата:
1. Уровеньсформированности развития речи;
2. Степеньактивности детей на спектаклях, тематических вечеров.
Модельдеятельности:
/>
2. Теоретическоеобоснование содержания опыта
2.1психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
В теории ипрактике логопедии под общим нарушением речи (ОНР) (у детей с нормальным слухоми первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, прикоторой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы:словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этомотмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторонречи. В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи,резко ограниченный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования,специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие детей дошкольноговозраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевыхсредств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-граммматических ифонетико-фонематических нарушений. В зависимости от степени тяжести речевогодефекта различаются три уровня речевого развития (Р.Е. Левина и др.),выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентовязыковой системы.
1 уровеньречевого развития характеризуется полным илипочти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда унормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основномсформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; припопытке рассказать о каком либо событии они способны назвать лишь отдельныеслова или 1–2 сильно искаженных предложения.
Основнойконтингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевогоразвития.
На 2 уровнеречевого развития общение осуществляется нетолько с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточнопостоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношенииречевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить навопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающейжизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практическине владеют.
Наиболеераспространен у детей 5–6 летнего возраста с ОНР 3 уровень речевогоразвития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этомотмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки.Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание,пересказ, рассказы по серии картин и др.
Ограниченностьсловарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняютпроцесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи кконтекстной.
Специальнопроведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихсясверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. Удетей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутыхвысказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ,различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательностиизложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. Всвязи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников сОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционныхмероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна бытьнаправлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковыхнавыков. О необходимости специальной систематической работы по формированию удетей навыков связных высказываний свидетельствуют и данные изучения состояниясвязной речи учащихся младших классов коррекционной школы для детей снарушениями речи. К началу школьного обучения уровень сформированностилексико-грамматических средств языка у них значительно отстает от нормы.Самостоятельная связная контекстная речь у младших школьников долгое времяостается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессеобучения.
Важнейшийпринцип отечественной логопедии – дифференцированный подход к анализу ипреодолению речевых нарушений. При проведении коррекционной работы с детьми сОНР этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основеречевого недоразвития, учете специфики речевой патологии, установлении взаимосвязимежду речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребенка.Дифференцированный подход основывается также на определении наиболеесформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строитсякоррекционная работа. Этот принцип лежит в основе работы по формированиюсвязной речи.
3.2 Общиеосновы формирования связной речи детей с ОНР
Целенаправленноеформирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системелогопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущейролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и вособенности школьного возраста.
Формированиесвязной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как впроцессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимныхмоментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционныхзанятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещенав ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.
Навыкидиалогической речи развивается и закрепляются на логопедических занятиях поформированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и припроведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия,тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитиемонологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедическихзанятиях по формированию связной речи.
Приобучении детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание уделяетсяформированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.
Во многихтрудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматриваетсякак одно из основных средств формирования связной речи, развития речевойактивности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучениюрассказыванию на формирование психических процессов и познавательныхспособностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию вразвитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связноймонологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию иустному сочинению по воображению.
Взависимости от психологической основы содержания детских рассказов впедагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы описанияпредметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти (из коллективногои индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческоерассказывание.
Припроведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующиезадачи:
· Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевойкоммуникации;
· Формирование навыков построения связных монологическихвысказываний;
· Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связныхвысказываний;
· Целенаправленное воздействие на активацию и развитие рядапсихических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесносвязанных с формированием навыков устного речевого сообщения.
Работа поформированию связной грамматически правильной речи основывается на общихпринципах логопедического воздействия, разработанных в отечественнойкоррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:
· Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностейформирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольногодетства;
· Овладение основными закономерностями грамматического строя языкана основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
· Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонамиречи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.
Важнейшим вработе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связнойречи детей.
Работа поформированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическимипринципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных ииндивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения наразвитие их активности и самостоятельности).
Основнымизадачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильнойсвязной речи, являются:
· Коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детейязыковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связныхвысказываний;
· Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениямив составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;
· Обеспечение достаточной речевой практики как основы практическогоусвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.
Основнойформой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповымметодом (5–6 чел.).Занятия проводятся 1–3 раза в неделю по 20–30 мин.,в утренние часы.
Человекформируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее еголичность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиесяосновными для развития ребенка.
Существуютразличные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость,силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитиетворчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу,самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: отпридумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла доперевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видовтаких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этотвид игры – театрализованная игра.
3.3 Театрализованнаяигра – как одна из видов игр
Театрализованныеигры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки,рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведенийстановятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененныедетской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит втом, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многомпредопределена текстом произведения.
Настоящаятворческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведьтекст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетныелинии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованнойигре образ героя, его основные черты, действия, переживания определенысодержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивомизображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж,почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то естьпроникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушанияпроизведения.
Все этонаводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особойподготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятиюискусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливатьинтонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научитьсяэлементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать моральпроизведения. Умение представлять героя произведения, его переживания,конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит отличного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни,тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения ролиребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой,телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.).Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить кактакой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчаетсяпонимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него,происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все этипоказатели не складываются стихийно, а формируются в ходевоспитательно-образовательной работы.
Сами по себетеатрализованные творческие игры являются частью такойвоспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развитияличности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельныепсихические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на болеевысокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личностьребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинятьжеланию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняясвои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживаяжизни своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины ихпоступков и учась на их ошибках.
Есть многоразновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, аглавное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних детипредставляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. Вдругих дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературноепроизведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными иплоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, вкоторых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных поконтуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видомстендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда детивыступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются дварода театральной игрушки. Первый – типа петрушки – театр петрушки (в практикечасто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа:кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещаетсяуказательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцыприжимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держаткукол над головой.
Втеатрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое,певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображениюлитературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как«художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковоесопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальныеособенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Особо следуетотметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству:литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся сразнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детейформируются представления о работе артистов, режиссеров, театральногохудожника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание,что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело –спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр детичувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Игра-драматизацияили театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Детидолжны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться вигровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять иосуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимыеатрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителейролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметьпригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действияисполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационноразнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Такимобразом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваютсяорганизаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средстваобщения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей другс другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрастевпервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороныокружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игреприсматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от такихоценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности,обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми,не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательныечерты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникаетличностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. Впроцессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношениясотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и вниманиядруг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передаватьинформацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их всвоих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстросориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться вовремя выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепуталочередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участникамии взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Рольпедагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается втом, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передатьинициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить еев нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, какорганизационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (егоэмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми детисталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждомуребенку.
Такимобразом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинениенеобходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственнойинициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своейпсихологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.
3. Практическаячасть
Обследованиесостояния связной речи детей с ОНР
Для изучениясостояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующиеметоды:
· Обследованиесловарного запаса по специальной схеме;
· Исследованиесвязной речи с помощью серии заданий;
· Наблюденияза детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой иобиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ;
· Изучениемедико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских ипсихологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.)логопедом.
Дляобследования словаря может быть применен специально составленный обследующимсловарный минимум в объеме 250–300 слов. При этом рекомендуется использоватьнаглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой,Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой,О.Н. Усановой и др. лексический и соответствующий иллюстративный материалотбирается с учетом следующих принципов:
· Семантического(в словарь – минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части,действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные сопределением временных и пространственных отношений, например: «далеко-близко»,«вверху-внизу», «сначала – потом» и др.;
· Лексико-грамматического(в словарь включаются слова разных частей речи-существительные, глаголы,прилагательные, наречия, предлоги – в количественном соотношении, характерномдля словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);
· Тематического,в соответствии, с которым в пределах отдельных разрядов слов лексическийматериал группируется по темам.
Составлениесловаря-минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания иобучения в ДОУ, с учетом лексического материала, который должны усвоить дети,поступающие в старшие возрастные группы. При обследовании словаря используетсяприем назывании изображенных на картинках предметов, действий и т.д.
Наблюдение заречью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебнойдеятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практическихзанятий, воспитательские занятия по родному языку).
Основноевнимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыковфразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопроспедагогу), на особенности речевого поведения.
Проводитсязапись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельныхвысказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможностьполучить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей,сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связныевысказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.
В целяхкомплексного исследования связной речи детей используются серия заданий, котораявключает:
· Составлениепредложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки – действия» потерминологии Л.С. Цветковой, 1985);
· Составлениепредложения по трем картинкам, связанным тематически;
· Пересказтекста (знакомой сказки или короткого рассказа);
· Составлениерассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
· Сочинениерассказа на основе личного опыта;
· Составлениерассказа-описания.
С учетоминдивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования можетбыть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:
· Окончаниерассказа по заданному началу;
· Придумываниерассказа на заданную тему.
См.приложение №1.
Циклмероприятий, направленных на развитие связной речи
В течениевсей недели, мы вместе с детьми готовимся к театральной пятнице: разучиваемроли, готовим костюмы, декорации. Театральная пятница проходит 1 раз в неделю.Я разработала цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи детей сОНР:
Октябрь:
1. инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса»
2. Праздник красок
Цель: воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству иизобразительной деятельности.
3. Осеннийпраздник
4. Инсценировкапо мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха»
Ноябрь:
· «Как у наших у ворот»
· Театрализованное представление «Оранжевая сказка»
· Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»
· Вечер развлечений «Книга дружит с детворой»
Декабрь:
· «Кисонька-мурысонька»
· Инсценировка украинской сказки «Рукавичка» (цель: воспитывать удетей интерес к устному народному творчеству)
· Инсценировка по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?»
· Новогодний праздник
Январь:
· Инсценировка произведения К. Чуковского «Путаница»
· Инсценировка сказки «Жадина»
· Инсценировка сказки «У телефона»
· Праздник вежливости
Февраль:
· Инсценировка «Заяц-хвастун» (по мотивам русской сказки)
· Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кто колечко найдет»
· Спортивный праздник, посвященный 23 февраля
· Инсценировка сказки «Поросята»
Март:
· Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка»
· «Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки)
· Инсценировка «Давайте искать весну» (по рассказу Е. Яниковской)
· Инсценировка сказки «Лесные новости»
Апрель:
· «Привяжу я козлика к белой березке»
· Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишка»
· Инсценировка по стихотворению К. Чуковского «Черепаха»
· Инсценировка сказки «Где солнышко?»
Май:
· Инсценировка по мотивам сказки В. Берестова «Как найтидорожки?»
· «Про мышку-воришку и Кота-ротозея» (по мотивам сказки Г. Ладонщикова)
· «Мышь и воробей» (по мотивам удмуртской сказки)
· Инсценировка по мотивам сказки Сутеева «Под грибом».
Заключение
Целенаправленноеформирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системелогопедической работы с детьми с ОНР. В ходе исследования, я изучиламетодическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточноразработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованнойдеятельности
Моягипотеза подтвердилась, так как у детей с ОНР улучшилась речь. Я в своейработе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводилатеатрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. Вних с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза ипоходка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детейразвивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничествадетей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того,театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекцииличностного развития. В группе сложилась традиция – театрализованная пятница идети с нетерпением ждали этого дня. Они готовились всю неделю: подготавливаликостюмы, готовили декорации. Сначала показывали спектакли среди своей группы, азатем другим группам и родителям.
В своемопыте работы я достигла поставленные задачи и цели. Я показала в своей работе,что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развитиядетей с ОНР.
Моя работабудет интересна воспитателям, логопедам, родителям.
Литература
1. Антипина А.Е.«Театрализованная деятельность в детском саду». — М., 2006.
2. Артемова Л.В.«Театрализованные игры дошкольников» – М., 1991.
3. Вакуленко Ю.А.«Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». — Волгоград, 2007. 4. Гвоздев А.Н.«Вопросы изучения детской речи». — М., 1961.
5. Глухов В.П. «Особенноститворческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитиеи утрата речи. Вопросы теории и практики. ‑ М., 1985
6. Глухов В.П.«Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессепредметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающаянаправленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.‑М., 1987
7. Глухов В.П.«Особенности формирования связной монологической речи детей старшегодошкольного возраста с ОНР. — Автореф.канд. дис. ‑ М., 1987.
8. Глухов В.П. «Изопыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНРдошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. –1988. – №4
9. Доронова Т.Н.«Играем в театр».-М., 2005.
10. Жукова Н.С.«Логопедия. Преодоление ОНР у детей».-М., 1998.
11. Игры в логопедическойработе с детьми // Ред.-сост. В.И. Селеверстов. ‑ М., 1987.
12. Леонтьев А.А. Исследованиядетской речи // Основы теории речевой деятельности. ‑ М., 1974.
13. Миронова С.А.«Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». — М., 1991.
14. Обучение и воспитаниедошкольников с нарушениями речи // Ред. сост. С.А. Миронова. – М.,1987.