Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогическая коррекция интернет зависимых подростков

--PAGE_BREAK--
1.3. Типология интернет зависимости
 Соглашаясь с суждением Young K.S. о неоднозначности феномена Интернет-аддикции и поддерживая позицию Griffiths M.D., мы считаем, что зависимость от Интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интернет является лишь средством их реализации, а не объектом. Таким образом, мы считаем возможным в зависимости от предпочитаемых подростками сетевых ресурсов выделить следующие типы Интернет-зависимых подростков:

1. Интернет-коммуникаторы – аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.

2. Интернет-эротоманы – аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.

3. Интернет-агрессоры – аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.

4. Интернет-когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т. д.).

5. Интернет-гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д..

6. Интернет-покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online) [32].

Американские психологи (К.Янг, И. Голдберг) выделили в процессе исследования пять основных типов интернет-зависимости:

1.       Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов;

2.       Пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в Сети;

3.      Навязчивая потребность в Сети — игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;

4.      Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) — бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам [55,c.27]

Игровая зависимость — навязчивая игра в онлайновые     компьютерные игры [60].

Как и любая сфера деятельности, включающая профессиональные и частные интересы, Интернет является своеобразной средой функционирования индивидуума, обладающей своими законами формирования внутренних отношений и собственным, уникальным набором факторов, воздействующих на личность.

На современном этапе развития представляется возможным говорить о формировании интернет-субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих в них идейное предводительство [54,c.23].

Негативным следствием неуправляемого использования Интернет-технологий, по мнению многих исследователей (психологов, педагогов, медиков), является Интернет-аддикция – феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [60].

Интернет-аддикция в форме хакерства распространена в подростковой среде в ограниченных масштабах, что обусловлено, в первую очередь, высоким уровнем профессиональной подготовки, требующимся от потенциального хакера. С другой стороны, многих подростков потенциально привлекает хакерская деятельность, что стимулирует большую отдачу времени общению в сети, что ведет в итоге к формированию интернет зависимости [8].

Вероятно, геймерство — самая распространенная среди подростков форма интернет зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с ПК, увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью аутоидентификации с самыми различными героями. ПК-игры значительно выигрывают по популярности даже у приключенческой и фантастической литературы, что связано с их динамичностью, и главное — сложным, меняющимся по ходу действия сюжетным алгоритмом, интерактивностью сюжета [10,c.12,24].

Многие игры сочетают в своем сюжете несколько линий, позволяющих проявить созидательные, деструктивные и поисковые качества пользователя. В большинстве игр существует и система поощрений, стимулирующая геймеров к совершенствованию своего «мастерства». Еще большую возможность в реализации конкурентных отношений дают сетевые игры, рост рейтинга пользователя в которых компенсирует его нереализованные амбиции в окружающем его реальном мире [28,c.30].

Значительной проблемой интернет-геймерства является развитие в сети игорного бизнеса, создании широкой (и не регулируемой) сети интернет-казино. Фактически, этот род деятельности мало отличается от обычных форм игорного бизнеса, за исключением его доступности широким кругам пользователей. [8]

Значительное место в исследовательской практике специалистов, разрабатывающих проблематику зависимости от Интернета, занимают качественные методы. Вплоть до настоящего времени большая часть исследований методически построена как интервью, массовые сетевые опросы и групповые обсуждения с участием испытуемых, которые ощутили психологический дискомфорт и сами инициировали взаимодействие с исследователями. Контрольные группы, как правило, не формируются, клинические интервью не практикуются. Методические погрешности проведенных в этой области исследований неоднократно критиковались. Лишь в последнее время появились немногочисленные пока что лабораторные и клинические исследования, которым, разумеется, недостает присущей сетевым опросам массовости. Практикуется также публикация материалов, содержащих анализ случаев (case studies) или включенного наблюдения за деятельностью аддиктов — например, в ходе сетевой игры. Следует отметить также рост числа количественных (прежде всего корреляционных и факторных) исследований.

      Чаще всего зависимость от Интернета понимается максимально расширительно — в нее включаются:

      а) обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);

      б) компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;

      в) патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;

      г) зависимость от социальных применений Интернета, т.е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;

      д) зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «для взрослых».

Симптомы Интернет зависимости у подростков:

1.     Большую часть свободного времени (6-10 часов) подросток проводит за компьютером;

2.     У подростка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;

3.     Расходует или требует значительные суммы денег на постоянное обновление программного обеспечения и устройств компьютера;

4.     Пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

5.     Подросток часто обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, теряет интерес к школьным предметам;

6.     Трудно встаёт по утрам, в подавленном настроении, ощущает эмоциональный подъем только когда садится за компьютер.

В группу риска попадают:



Группа риска

Устранение причин

1.

Подростки, полагающие, что от них мало что зависит в жизни. В неудачах они винят других. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути.

Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность.

2.

Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться, либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.

Повышать самооценку ребёнка, чаще его хвалить, помочь быть успешным

3.

Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности

Воспитывать в ребёнке самостоятельность, критичность к рекламе, поощрять инициативу

4.

Если ребёнок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения с виртуальным.

Таким подросткам необходима помощь в налаживании реальных отношений

5.

Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик.

Им непременно необходима помощь реализовать свой потенциал, поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.



Большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами, связанными с общением. Янг выделяет две группы среди интернет-зависимых: висящих на общении ради общения (91%) и висящих на информации. При этом по данным опроса Интернет-зависимых привлекают такие особенности сети, как: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота использования (37%).

Отсюда исследователь делает вывод, что интернет-зависимые пользуются сетью для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности творения виртуального героя (создания нового «Я»), что вызывает определенную реакцию окружающих, получения признания окружающих [52, C.24]. Под социальной поддержкой понимается не просто эмоциональная поддержка, но и ощущение принадлежности к определенной группе людей, установление полезных контактов.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Содержательно-технологические аспекты социально-педагогической программы по профилактике Интернет зависимости подростков
Опытно-экпериментальная работа проводилась на базе СОШ №1 г.Покровск Хангаласского улуса, состоящая из трёх этапов:

— констатирующий (сентябрь 2009г);

— формирующий (октябрь 2009-апрель 2010)

— контрольный ( май 2010г )

С целью анализа и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости был проведен констатирующий эксперимент (сентябрь 2009г), который проводился в экспериментальных классах, в 7, 9 и 11 классе, где 75 человек в классе, из них 37 мальчиков и 38 девочек. Дети учатся в полную меру сил, проявляют интерес к знаниям, трудолюбивы. В классах есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно решаются вопросы планирования, организации, контроля. Многие дети проявляют интерес к общественным делам, с желанием участвуют в них, выполняют поручения сознательно и ответственно к ним относятся. Переживают удачи и неудачи своего класса. Четко проявляют общественное мнение в классе, при любом негативном поступке учащегося.

Так же проводился контрольный эксперимент в 7, 9, 11 классах, где 75 детей, из них 48 девочек и 27 мальчиков. Ребята в классе доброжелательно относятся друг к другу. Класс дисциплинирован, крупных дисциплинарных нарушений нет. Дети ответственны к любым посильным поручениям в классе. Эксперимент проводился на основе наблюдений, в форме анкеты. (Приложение 1).
В средней общеобразовательной школе №1 города Покровска нами была проведена анкета «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 7-х, 9-х, 11-х классов экспериментальной и контрольной группы, всего 150 человек, из них 64 мальчика и 86 девочек. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.

Анкета разделена на 3 блока:

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка

Место Интернета в жизни ребенка

Место телевидения в жизни ребенка

Отношение родителей к свободному времени ребенка

При анализе первого блока анкеты мы учитывали 2 аспекта:

-возрастной аспект

-полоролевой аспект

Проводя констатирующий эксперимент, мы внесли результат в таблицу № 1. Как видно из таблицы наиболее популярными видами деятельности среди мальчиков-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как:
Таблица 1

Популярные виды деятельности среди мальчиков 12-17 лет



Возраст

12-13

Экперимент.

группа

12-13

Контр.

группа

14-15

Экперимент.

группа

14-15

Контр.

группа

16-17

Экперимент.

группа

16-17

Контр.

группа

Вид деятельности

Гуляю с друзьями

15%

15%

19%

17%

15%

18%

Читаю

6%

8%

8%

3%

8%

10%

Сижу в интернете

30%

18%

12%

1%

14%

10%

Слушаю музыку

13%

15%

17%

19%

15%

20%

Посещаю клубы, дискотеки

4%

6%

5%

10%

10%

12%

Посещаю кружки

4%

5%

15%

5%

6%

5%

посещаю театр, к / т

4%

0%

3%

5%

5%

12%

смотрю TV, DVD

17%

21%

12%

20%

17%

10%

Посещаю музеи, выставки

-

-

-

-

-

-



Полученные данные мы подвергли статистической обработке.

Из представленных в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, театров очень низок, что же касается увлеченностью Интернетом, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность Интернетом уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9 – й и 11 – й классы – это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является интимно – личностное общение со сверстниками. Процент детей, посещающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев – нулевой, это говорит о низком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сделать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютером больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.

Из таблицы №2 наиболее популярными видами деятельности среди девочек-подростков 12-17 лет являются такие виды деятельности, как:
Таблица 2

Популярные виды деятельности среди девочек 12-17 лет



Вид деятельности

 

                  Возраст детей

12-13

Экспер группа

12-13

Контр. группа

14-15

Экспер группа

14-15

Контр. группа

16-17

Экспер. группа.

16-17

Контр. группа

гуляю с друзьями

18%

15%

16%

17%

15%

18%

читаю

5%

8%

3%

3%

9%

10%

Сижу в Интернете

16%

18%

7%

10%

8%

10%

слушаю музыку

14%

15%

21%

19%

18%

20%

посещаю клубы, дискотеки

7%

6%

7%

10%

9%

12%

посещаю кружки

6%

5%

4%

5%

4%

5%

посещаю театр, к / т

1%

0%

5%

5%

11%

12%

посещаю музеи

0%

0%

0%

0%

2%

1%

смотрю TV, DVD

24%

21%

19%

20%

13%

10%



Из представленных в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся Интернетом также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению в социальных сетях Интернета («ВКонтакте», «Агент Маил» «Одноклассники»), просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки. Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютером, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками. Второй блок нашей анкеты определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков.

Так, например, мы выяснили, что из 150 опрашиваемых детей и подростков 97% имеют компьютер, из них 41% приобрели компьютер от 2 лет назад; 32% — от 1 года до 2 лет назад; 27% — от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 — 6 лет назад. У 58% подростков имеется домашний выход в Интернет, остальные 42% выходят в сеть Интернета со школы, специальных Интернет клубов.

Также мы выяснили, сколько времени в среднем подростки проводят за компьютером в Интернете. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 7 часов в день; 36% — уделяют общению с компьютером не более 5 часов в день; 19% — до 2 часов в день. Таким образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

С постоянным развитием компьютерных технологий растут и возможности компьютера. Современный компьютер сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить обработку текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью графических программ, также современный компьютер выполняет функцию музыкального центра, т.к. с помощью компьютера можно прослушивать музыку, записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием, сочинять музыку и многое другое. Информационные ресурсы, доступные пользователям Интернет, поистине безграничны. Каждый пользователь может найти для себя в сети необходимую ему информацию, представленную в любой из технически существующих форм — текстовом, аудио, видео и др. форматах. Информация может носить сугубо частный, научный, общественный характер.

В ходе проведения нашей анкеты мы определили цели приобретения компьютера среди мальчиков и девочек 12-17 лет. При определении целей мы учитывали возрастные и половые различия. Полученные результаты мы представили в виде сравнительной таблицы.

Таблица 3
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Цели приобретения компьютера среди мальчиков и девочек



Возраст

Мальчики

12-13 лет

Девочки

12-13

Мальчики

14-15

Девочки

14-15

Мальчики

16-17

Девочки

16-17

Цель приобретения

Игра в комп.игры

58%

42%

32%

27%

36%

30%

Выполнение

докладов

24%

36%;

39%

38%

35%

30%

Выход в Интернет

18%

22%

26%

8%

26%

24%



 Мы получили следующие данные: 58% мальчиков 12-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 24% для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 18% – для того, чтобы общаться через Интернет.

Относительно мальчиков – подростков 14-15 лет мы получили следующие данные: 39% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 32% для того, чтобы играть в компьютерные игры и 26% для того, чтобы общаться через Интернет.

Мальчикам – подросткам 16-17 лет компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 36%; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты — 35% и 29% — для того, чтобы общаться через Интернет, а именно посещают социальные сети «В Контакте», «Одноклассники», «Агент Маил».

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что мальчики 12-13 лет главной целью приобретения компьютера считают игры в компьютерные игры. Подростки 14-15 и 16-17 лет на первый план выносят такую цель приобретения компьютера, как выполнение докладов, рефератов по учебе по сети Инетрнет, это говорит о том, что мальчики этого возраста большое внимание уделяют учебе.

Проанализировав результаты опроса девочек, относительно этого же вопроса, мы получили следующую картину: 42% девочек 12-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры в сети он-лайн; 36% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 22% — для того, чтобы общаться через Интернет. Мы видим, что девочки и мальчики 12-13 лет приоритетной целью приобретения компьютера отмечают такую цель, как игра в компьютерные игры и выход в Интернет.

Девочки 14-15 лет практически не разошлись во мнениях с мальчиками этого же возраста, т.к. главной целью приобретения компьютера 38% девочек также считают – выполнение докладов, рефератов по учебе с помощью Интернета; 27% девочек компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры и общаться через Интернет. Также 8% девочек отмечают такие цели, как: «скачивание» из сети Интернета и просмотр фильмов на компьютере, а также прослушивание музыки. Девочкам в возрасте 16-17 лет, также как и мальчикам этого же возраста компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты по учебе; 30%-для того, чтобы играть в компьютерные игры и 24%-для того, чтобы общаться через Интернет. Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же. Данные многих исследований говорят о том, что компьютер влияет не только на физическое здоровье детей и подростков, но и оказывают влияние на их психическое состояние здоровья. С помощью нашей анкеты мы решили узнать мнение ребят о том, влияет ли компьютер на их психическое и физическое здоровье, и получили результаты, которые представлены в виде диаграммы.
Диаграмма 1

Мнение детей и подростков 12 — 17 лет о том, влияет ли компьютер на их психическое и физическое здоровье

 Из представленных в диаграмме данных мы видим, что 39% детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27% считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 20% детей не задумывались над этим вопросом и 14% детей затруднились ответить на этот вопрос.

Следовательно, большинство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании наиболее предпочитаемыми жанрами компьютерных он-лайн игр выделяют такие: стратегии ( «WarCraft», «Казаки», «StarCraft», «Dota») -32%; нравится играть в «стрелялки» («CounterStrike», «Quicke», «Call Of Duty», «HalfLife»)  26% мальчиков; 19% — играет в приключенческие игры («PrinceOfPersia», «Корсары», «GrandTheAutoSanAndreas») и 14% в квесты. 52% мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22% играют в «стрелялки»; 15% любят играть в стратегии и 11% играют в квесты. Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии – так ответило 42% опрашиваемых; на втором месте находится такой жанр, как «стрелялки» — 32%; 16% играет в квесты и 10% предпочитают приключенческие игры. Не смотря на все полученные данные относительно второго блока нашей анкеты – 54% опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27% не представляют своей жизни без компьютера и выхода в Интернет и 19% детей затруднились ответить на этот вопрос. Как мы видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре досуга мальчиков – подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах.

В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга детей и подростков, телевидение по прежнему занимает большую часть времени в структуре свободного времени детей. Третий блок нашей анкеты имеет своей целью определение места телевидения в жизнедеятельности подростков. В ходе анализа данного блока мы получили следующие результаты: более 40% опрашиваемых детей проводят свое свободное время за просмотром телевизора более 2 часов в день.

Мальчиков 12-17 лет более всего привлекают спортивные передачи – так ответили более 67% опрашиваемых. Для мальчиков 12-15 лет также популярными являются передачи развлекательного и музыкального характера. Небольшой процент также смотрит телепередачи криминального жанра.

Для девочек 12-17 лет наиболее популярными для просмотра являются телесериалы – так ответили более 55% опрашиваемых девочек. Также привлекают музыкальные и развлекательные телепередачи.

Из этого следует, что большинство детей и подростков отдают свое предпочтение музыкальным и развлекательным передачам, нежели познавательным.

Исследование такого вопроса, как «предпочитаемые жанры фильмов» позволил нам выяснить, какие же фильмы наиболее интересуют наших детей.

Мы выяснили, что больше, чем половина мальчиков 12-17 лет любит смотреть фильмы ужасов, фантастические фильмы и боевики в отличие от девочек, 67%, которых нравится смотреть комедии, мелодрамы. Также мы выяснили, какие сцены в фильмах привлекают внимание детей, а какие не вызывают у них должного интереса и выяснили, что мальчиков более всего привлекают сцены насилии и жестокости в фильмах у девочек же сцены подобного характера не вызывают интереса их привлекают сцены дружбы, романтические и комедийные сцены.
Таблица 4

Данные анкетирования родителей





Вопрос

Варианты ответа

%

1

Разрешаете ли Вы смотреть своим детям жестокие фильмы?

Да

Нет

74

26

2

Ограничиваете ли Вы время просиживания ребёнка за компьютером?

Да, несомненно

Возможно, нет

Не знаю

8

85

7

3

Ваше отношение к нахождению ребёнка в Интернете

Отрицательно

Нейтрально

2

98

4

Как вы считаете Ваш ребёнок зависим от Интернета

Да

Нет

5

95

5

Контролируете ли Вы какие сайты посещает Ваш ребёнок

Да, очень строго

Скорее всего нет

Удивляюсь когда приходится оплачивать услуги «Сахателекома»

1

45

54



Последний блок нашей анкеты посвящен отношению родителей к свободному времяпровождению своих детей.

Мы установили, что 85% родителей не ограничивают время просиживания за компьютером и 74% родителей разрешают смотреть своим детям жестокие фильмы и посещать сайты, которые предпочитает сам ребенок. К сожалению, в ходе исследования лишь 1% родителей контролирует какие сайты посещает его ребёнок. Эти данные свидетельствуют о том, что произошли нарушения глубинных связей нашего взрослого сообщества и детей, отчуждение ребенка от мира взрослых. Ребенок стал чужим, не нужным для массы взрослых равнодушных к нему. Именно взрослые стали авторами «нового мира» — мира искусственного, мертвого, не дающего свободы живому детскому воображению, некой новомодной «детской» субкультуры сегодняшнего дня, в которой совесть отступает перед блеском остроумия, создает парадоксальную картину антимира. Нами полученные данные об отношении родителей к нахождению ребенка в Интернете: только 2% родителей отрицательно относятся к нахождению своего ребёнка в Интернете. Остальная часть родителей либо поощряет, либо нейтрально относится к нахождению ребенка в Интернете. Данный факт мы можем объяснить тем, что родители недостаточно осведомлены о занятости ребенка в Интернете.

Таким образом, средства массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.

Также можно сделать вывод о том, что современные информационные технологии в целом, и компьютерные технологии в частности существенно трансформировали структуру досуга современных подростков, проблема интернет зависимости, в частности зависимость от социальных сетей, актуальна для современных подростков.  Существуют половые различия в проявлении интернет зависимости, тип родительского воспитания не оказывает существенного влияния на зависимость подростков от Интернета и от социальных сетей,  Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье.

В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. На основе данных мы выбрали социально-педагогическую программу по профилактике Интернет зависимости подростков в средней общеобразовательной школе.

Экспериментальным путем мы доказали, что компьютерные технологии заполнили досуг детей и подростков. Анализируя всё выше сказанное можно обобщить и выявить характерные особенности для подросткового периода

•  Для большинства опрошенных подростков (52%) проблема интернет зависимости не стоит остро, однако почти половина (48%) отмечает значимость нахождения в интернет-пространстве, что вызывает опасения, так как для данной группы существует риск перехода в группу с высоким уровнем зависимости.

•  Что касается зависимости от социальных сетей («В контакте», «Однокласскники), то 86% имеют средний и высокий уровень зависимости от социальных сетей, таким образом, проблема зависимости от социальных сетей актуальна для большинства современных подростков.

•  Далее нами были обнаружены половые различия в уровне зависимости от социальных сетей. В группе с высоким уровнем зависимости значимо большее количество девочек, в то время как в группе с низким уровнем зависимости значимо большее количество мальчиков.

•  В ходе исследования не было обнаружено связи между восприятием родительского отношения и подверженностью подростков интернет-зависимости, таким образом наша гипотеза не нашла подтверждения. Отметим, что в нашей выборке наиболее представлен контролирующий тип воспитания, в то время как тип «Принятие» наименее выражен. Здесь мы видим необходимость социально-психологической работы с родителями и подростками.

•  Наиболее популярными видами деятельности в Интернете для большинства подростков являются социальные сети, игры и посещение различных сайтов. При этом з начимо большее количество девочек проводят время на сайтах социальных сетей и используют электронную почту, в то время как подавляющее большинство мальчиков проводят время за играми и в общении по ICQ.

•  Лидирующим эмоциональным состоянием, сопутствующим времяпрепровождению в Интернете, является расслабление. Это можно объяснить тем, что подростки, находясь в интернет-пространстве, используют это время для развлечений и отдыха, а не для поиска необходимой для учебы информации.

•  Основной целью нахождения в Интернете, по результатам опроса, является общение, что согласуется с ведущим типом деятельности подростков. Однако, учитывая данные о расслаблении как об основном эмоциональном состоянии, испытываемом при нахождении в Интернете, можно предположить, что общаться для некоторых подростков проще в интернет-пространстве, нежели в реальном мире, таким образом, общение в Интернете позволяет избегать напряжения, возникающего при непосредственных контактах с другими людьми.

•  Нами обнаружена связь между выраженностью Интернет-зависимости и показателями ухудшения здоровья (боли в спине, беспокойный сон, сухость глаз). Отметим, что у нас есть предположение, что эти данные несколько занижены, так как сам вопрос мог провоцировать социально-одобряемые ответы со стороны школьников.

•  Что касается связи Интернет-зависимости и проблем с учебой, то достоверных связей нами обнаружено не было, однако обращает на себя внимание тот факт, что 56% подростков указывают на то, что видят времяпрепровождение в Интернете и в социальных сетях причиной проблем с учебой.
2.2 Результативность социально-педагогической программы по профилактике Интернет зависимости подростков в СОШ №1 г.Покровск Хангаласского улуса
На формирующем этапе (октябрь 2009 -  апрель 2010г) нами была проведена повторная диагностическая программа изучения уровня Интернет зависимости (приложение 1 ), ряд мероприятий:

— наблюдение;

— беседа;

— анкетирование;

— собрание для родителей по профилактике интернет зависимости;

— просветительская беседа для родителей  и детей «Компьютер и дети»;

— воспитательные мероприятия «Суд над компьютером», демонстрация и дискуссия фильма «Виртуальная агрессия»;

— анализ продуктов деятельности

Главное в нашей разработанной программе — системный подход к формированию позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания с помощью воспитательных мероприятий.

Цель нашей программы:

— профилактика Интернет зависимости среди подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.

— выявить изменилось ли отношение учащихся к компьютеру, через проведение воспитательных мероприятий по профилактической программе компьютерной зависимости.

— проанализировать проведенный формирующий эксперимент как в экспериментальных классах, так и в контрольных. Выявить влияние Интернета на детей.

— выявить эффективность социально — педагогический программы по профилактике Интернет зависимости. Формирующий эксперимент по апробации социально — педагогической программы по профилактике компьютерной зависимости в МОУ «СОШ №1 г.Покровск». В эксперименте были задействованы те же классы: экспериментальная и контрольная группы.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

-подготовить сознание детей и подростков к противодействию негативным воздействиям Интернета;

-помочь осознать детям их образовательные потребности способы их удовлетворения (развлечение, снятие стресса, познание и др.);

-проинформировать детей и подростков о воспитательных возможностях школы и внешкольных учреждениях;

 Программа разработана для детей и подростков 7, 9 и 11 классов, а также для их родителей.

Она состоит из двух направлений работы:

Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

Работа с родителями учащихся 7, 9, 11 классов

Первое направление предусматривает проведение бесед, дискуссий, демонстрацию фильма, участие в акции. Второе направление также предусматривает проведение бесед с родителями, проведение круглого стола, дискуссий.

Ожидаемые результаты:

— информированность детей и их родителей в области влияния компьютерных технологий на досуговую, учебную и профессиональную деятельность человека;

— увеличение интереса детей к различным сферам досуговой деятельности;

— уменьшение процента детей, в наибольшей степени увлеченных компьютерными играми;

— осознание детьми и их родителями влияния компьютера на учебную деятельность, психическое и физическое здоровье, на структуру досуга, а также на социально-психологическое здоровье.

Предлагаемая программа профилактики рассчитана на полгода обучения в средней общеобразовательной школе, занятия проходили один раз в неделю с родителями учащихся и один раз в неделю с детьми. Время занятий от 30 минут до 1 часа, время может варьироваться в зависимости от желания родителей.
Таблица 5

Социально-педагогическая программа по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков      

План воспитательных мероприятий


    продолжение
--PAGE_BREAK--
Содержание программы

1.     Социально-средовой уровень: школа, семья (родители):

— информирование родителей о проблеме компьютерной зависимости в СМИ, печати;

— проведение просветительских бесед, оформление стендовой информации (стенгазеты, выпуск школьной газеты, конкурс сочинений), проведение радиотрансляции на тему «Интернет и дети» — роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков, «Интернет зависимость и как с ней бороться» — разъяснение понятия «интернет зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы, «Превенция компьютерной зависимости»;

— проведение социологических опросов по проблеме;

— организация внеучебных форм досуга подростков

— проведение диспутов, дискуссий на тему «Виртуальная агрессия», «Роль Интернета в моей жизни»

Организаторы и участники: руководители образовательных учреждений, учителя, классные руководители, психологи, социальные работники.

2.     Индивидуальный уровень: подростки, школьники, студенты:

— проведение просветительских бесед на тему «Роль Интернета в твоей жизни», «Компьютерная зависимость: её проявления и профилактика».

— проведение социологических опросов по проблеме

— формирование ценностей здорового образа жизни, культурного и образовательного развития.

Нами было организовано внеклассное мероприятие с составлением сценария (Приложение 4) и участием экспериментируемых, а также выпущены стенгазеты на заданные темы. Ребята очень серьёзно отнеслись и к конкурсу сочинений на тему «Как Интернет изменил мою жизнь» Спонсором призов выступил ОАО «Сахателеком» филиал в г.Покровск. За две недели поступило около 120 сочинений. Среди творческих работ — рассказы, эссе, сказки, забавные истории из жизни и даже текст рэп-композиции. По признанию жюри (преподавательский состав кафедры русского языка и литературы, кафедры информатики и математики), определить победителя было непросто6 все сочинения оказались интересными и неординарными.

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» — фильм рассказывает о том, что такое негативное информационное воздействие? Что такое 25-й кадр и что в нем изображено? Как влияет на развитие ребенка пристрастие его к компьютеру? Ученые рассказывают, почему развитие мозга австралийских аборигенов теперь опережает развитие мозга современных детей из цивилизованногомира. Что происходит с душой ребенка под влиянием страсти и азарта компьютерных игр?

Дискуссия по фильму «Виртуальная агрессия» — обсуждение вопросов, затронутых в фильме.

Рекомендации родителям по профилактике Интернет зависимости — определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний.

Работа с учащимися 7, 9, 11 классов

Проведение классного часа на тему: «Роль Интернета в твоей жизни» .

В начале классного часа провели анкетирование на тему «Место современных информационных технологий в твоей жизни» — обсуждались с детьми такие вопросы как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер?

Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия»

Проведение дискуссии по фильму «Виртуальная агрессия» .

Проведение диспута «Интернет в моей жизни» — обсуждение с детьми различных сайтов (социальные, развлекательные, мультимедийные и т.д.) Итоговое внеклассное мероприятие «Суд над компьютерными играми»

Социально-педагогическая программа по профилактике Интернет зависимости апробировалась согласно исходным теоретическим положениям, которые были определены в гипотезе нашего исследования. В ходе эксперимента они уточнялись и корректировались соответственно выявляемым показателям динамики смены вида деятельности у детей. Подростки стали уделять больше внимания своей внешности, своему здоровью, заметно много времени проводят с родителями, сверстниками, друзьями, находятся в курсе всех событий семейных и школьных будней.  

Опытно-экспериментальную работу завершает заключительный этап – контрольный, который проведён в в мае 2010г. Здесь мы повторно провели анкетирование «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков» (Приложение 1)
Таблица № 5

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга мальчиков 12-17 лет



Таблица 6

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 12-17 лет

Вид деятельности

 Возраст детей

12-13 лет

Экспер. группа.

12-13

лет

Контр.

группа.

14-15 лет

Экспер.

группа.

14-15

лет

Контр.

группа.

16-17 лет

Экспер.

группа.

16-17

лет

Контр.

группа.

гуляю с друзьями

20%

16%

18%

16%

18%

18%

читаю

13%

8%

5%

3%

11%

10%

Сижу за компьютером (посещаю Интернет)

10%

18%

5%

10%

7%

10%

слушаю музыку

12%

15%

22%

20%

20%

18%

посещаю клубы, дискотеки

9%

7%

10%

10%

13%

11%

посещаю кружки

8%

4%

5%

4%

5%

5%

посещаю театр, к / т

5%

1%

8%

4%

15%

12%

посещаю музеи

1%

0%

2%

0%

3%

1%

смотрю TV, DVD

19%

23%

15%

20%

13%

10%



Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад компьютерной зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную работу.
На диаграмме 2 представлены данные эксперимента по обобщенным показателям, характеризующим спад увлечения компьютером среди подростков.

Диаграмма 2

Обобщенные показатели эксперимента

  Анализ данных диаграммы 2 выявляет явно выраженную положительную динамику всех исследуемых показателей в экспериментальной группе.

Все это свидетельствует об эффективности апробированной социально- педагогической программы по профилактике Интернет зависимости.  Опытным путем мы доказали, что спад Интернет зависимости повысился в экспериментальных классах с помощью социально — педагогической программы по профилактике Интернет зависимости. В социально — педагогической программе «Мир вокруг меня» по тематическому планированию у экспериментальной группы были проведены занятия, праздники с различными методами и формами работы.  Полученные результаты позволяют утверждать: чтобы увеличить спад Интеренет зависимости необходимо организовать внеклассную воспитательную работу.

Качественный и количественный анализ результатов проведенного исследования, подтвердив справедливость выдвинутой гипотезы, позволяет сделать следующие выводы:

— проблема компьютерной зависимости учащихся школьного возраста недостаточно разработана в теории и практике педагогики;

— воспитательное значение социально-педагогической программы по профилактике Интернет зависимости очень велико и должно быть востребовано в современном обществе, так как стремительно развивается рост компьютеризации в нашей стране.
2.3 Методические рекомендации по профилактике Интернет зависимости подростков
Полученные в результате исследования, данные позволяли нам выработать методические рекомендации родителям профилактики компьютерной зависимости детей и подростков.

Часто причиной возникновения Интернет зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей. Если ребенок страдает Интернет зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к Интернету. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию. Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно. Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии, которых достаточно в Интернете. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и Интернету, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками. Для того чтобы избежать возникновения привязанности ребенка к компьютеру нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания ребенка на спорт или различные виды искусств (музыка, рисование и пр.). Как мы выявили в ходе исследования, для формирования целостной, нормально функционирующей эго-идентичности важную роль играют отношения «Родитель — ребенок». Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер — это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение. Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера — это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатора организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера. Родителям необходимо:

1. Постараться все-таки регламентировать время, проводимое ребенком за Интернетом.

2. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну сидеть за компьютером не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

3.Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.

4. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

5. Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).

6. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).

7. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

8. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к Интернету, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что Интернет не заменит общения.

В случаях, если невозможно справиться с проблемой самостоятельно, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

Часто бывает так, что за кажущейся Интернет зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.

Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!

Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала.

Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике Интернет зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитания, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Заключение
Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, Интернет зависимости подростков убедило нас в том, что самым надежным стержнем профилактики Интернет зависимости подростков являются воспитательные мероприятия, досуг ребенка. В результате проведения педагогического исследования выявлено, что с помощью организационно воспитательных мероприятий по профилактике Интернет зависимости у детей и подростков постепенно происходил спад зависимости от компьютера. Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный подросток развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, времяпровождение на домашнем компьютере в Интернете, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье. Следовательно, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями. В ходе нашего исследования мы выяснили следующее. Изучив структуру досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет, мы пришли к следующим выводам. Стремительное развитие компьютерных технологий существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения. Некоторые исследователи считают, что воздействие Интернета на процесс социализации почти также велико, как влияние родителей и педагогов.

Виртуальная реальность — это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, — это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Также можно сделать вывод о том, что Интернет существенно трансформировал структуру досуга современных детей и подростков. В целом представленные в анкете данные показывают явное влияние техноэволюционных процессов на трансформацию подростковой субкультуры. Перестраиваются и сфера досуга, и информационная среда, изменяются и характеристики учебного процесса. И в этой связи сегодня очевидна необходимость расширения самой проблематики исследований, которые должны затрагивать в первую очередь собственно содержательные аспекты пользования компьютером. Мы доказали, что социально-педагогическая программа по профилактике Интернет зависимости детей и подростков, эффективна, потому что в мероприятиях, проведенные в экспериментальном классе, были использованы различные формы и методы, что и способствовала эффективному спаду Интернет зависимости. И полученные результаты позволяют утверждать, чтобы способствовать спаду компьютерной зависимости у детей и подростков необходимо организовать внеклассную воспитательную деятельность.  Для того чтобы правильно организовать мероприятие по профилактике Интернет зависимости необходимо соблюдать такие социально — педагогические условия:

— Воспитание должно реализовываться через творчество, игру, забаву.

— Предусматривается непрерывность, систематичность, демократичность процесса воспитания школьников.

— Создавать такие ситуации воспитания, когда необходимо ставить учащихся перед проблемой практического решения задач Интернет зависимости.

— Воспитание должно нести целенаправленный характер.

Исследованы и выявлены причины возникновения Интернет-аддикции в подростковом возрасте, среди которых основными являются низкий уровень социально-психологической адаптации, негативная «Я-концепция», трудности в коммуникативной деятельности.

Предложена классификация типологии Интернет-зависимых подростков: Интернет-коммуникаторы, Интернет-эротоманы, Интернет-агрессоры, Интернет-гемблеры, Интернет-когнитиваторы, Интернет-покупатели.

Раскрыто понятие «информационная культура подростков» (медиакультура), представленное в дипломном исследовании как педагогически направляемый процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации негативных последствий Интернет-аддикции. Определены педагогические подходы к развитию медиакультуры, включающей осознание и определение подростком личностно-значимого смысла информации, стремление осознанно делать выбор, проявляя критическое отношение к информации.

Систематизированы показатели сформированности информационной культуры субъектов учебно-воспитательной деятельности (готовность к эффективному доступу и освоению практически неограниченного объема информации ресурсов сети Интернет, а также аналитической обработке этой информации; владение культурой получения, отбора, хранения, воспроизведения, представления, передачи и интеграции данной информации; умение использовать современные интерактивные телекоммуникационные технологии в качестве важного аспекта учебно-профессионального и личностного роста в постоянно меняющемся информационном обществе, умение рационально распределять время использования Интернет-ресурсов).

Теоретически определены и экспериментально обоснованы педагогические условия, способствующие коррекции и профилактики Интернет-аддикции в подростковом возрасте (выявление причин возникновения Интернет-аддикции; создание педагогической модели коррекции Интернет-аддикции у подростков; формирование у субъектов учебно-воспитательной деятельности компетенций в области психолого-педагогической коррекции Интернет-аддикции; реализация программ в области развития информационной культуры подростков, их родителей и учителей).
Библиография
1.     Азарова, Р.И.Досуг современной молодежи/Р.И. Азарова //Внешкольник. – 2003. — № 10.-128с.

2.     Арестова, О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский, А.Е.Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия /О.Н.Арестова и др.// Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология, с. 14-20.

3.     Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В.Интернет: воздействие на личность /Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., «Можайск-Терра» .- 2000.- с.11-40

4.     Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е.Психологические последствия информатизации /Ю.Д.Бабаева// Психологический журнал, т. 19.- N 1.- 1998.- с. 89-100.

5.     Белинская, Е.П.Пространство, населенное Другими /Е.П.Белинская// Интернет № 16 июнь-август.- 1999.-С. 76-81 

6.     Беляева, А.В., Коул, М.Компьютерно опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития /А.В.Беляева// Психологический журнал, № 2, 1991.-с.145-152.

7.     Бирюков, В.Сеть и наркомания /В.Бирюков//Компьютерный еженедельник «Компьютерра» .-1998г.-№16.- с.13-15.

8.     Букин, Д., Букин, М. Хакеры. О тех, кто делает это./Д.Букин, М.Букин// Рынок ценных бумаг.-1996.- с.23.

9.     Букин, Д., Букин, М..Underground киберпространства./Д.Букин, М.Букин// Рынок ценных бумаг.-1997.-с .18.

10. Бэнкс, М.(1998) Психи и маньяки в Интернете/ М.Бэнкс//- СПб.: Символ-плюс.-с.12-39.

11. Вересаева, О.«Психология и интернет на пороге ХХIвека». /О.Вересаева// Психологическая газета.- №12.- 1996.- с.4-6.

12. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета /А.Е.Войкунский// Гуманитарные исследования в Интернете под ред. А.Е. Войскунского. Москва.- 2000.- с.- 100-131.

13. Войскунский, А Е.Исследования Интернета в психологии /А.Е.Войкунский// Интернет и российское общество под ред. И. Семенова.- Москва.-2002.- с. 235-250

14. Войскунский, А.Е.Групповая игровая деятельность в Интернете /А.Е.Войкунский// Психологический журнал.- №20.-с.126-132.

15. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции /А.Е.Войкунский// Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии.-Москва.-  Экопсицентр РОСС. -2000.- с. 251-253.

16. Гоуэн, М.,Web будущего/ М.Гоуэн //Журнал «Мир ПК». — Москва// Открытые системы.- 2001.- №6. — 160 с.

17. Гундарева, И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками /И.П.Гундарёва //Воспитание школьников. – 2005. — № 9.- с.30-33

18. Доронина, О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление/О.В.Доронина// Вопросы психологии.-№ 1.- 1993.-с.12

19. Ефимов, К.Ю. Особенности проведения психологических исследований через Интернет: проблемы достоверности данных /К.Ю.Ефимов // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Москва.- 2000.- С. 254-255

20. Залесский, П., Спектор, М.Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории /П.Залесский // Москва.- Мир Internet.- 1999.-  № 7-8, с. 42-44.

21. Иванов, М.С.Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции./М.С. Иванов //Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово.- 2004.-с. 370-377.

22. Караковский, В.А. Стать человеком. /В.А.Караковский//  Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва.- 1993.-с.103

23. Куртышева, М. Как сохранить психологическое здоровье детей. /М.Куртышева// – СПб.- 2005.-с.45-56

24. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом /Е.Корнеева//Мир семьи. – 2004. –с.13-17

25. Крук, Ч.Школы будущего /Ч.Крук// Гуманитарные исследования в Интеренете под ред. А.Е. Войскунского – Москва.- Можайск-Терра.-2000. — С.285-302.

26. Кудрявцев, В.«Интернет, или «экологически чистый» наркотик». /В.Кудрявцев// Журнал «Воспитание школьников».- №5.- 1995.-с.35-40.

27. Короленко, И. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / И.П.Короленко// Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В М Бехтерева.- 1991.- № 1.- С 8-15.

28. Кузнецов, Г. Поход за силой. / Г.Кузнецов //Компьютера. – 2000. — № 18.- с.24-45

29. Лакан, Ж. Телевидение /Ж.Лакан// TeleVision, Гнозис.- 2000.- с.160

30. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе /В.Н.Моторин//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12.- С.26-29

31. Маслов, О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. /О.Р.Маслов, Е.Е.Пронина// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.-Москва. Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта.- 1998.- с. 211-225.

32. Моисеенков, И. Оно /И.Моисеенко// Компьютера.-1996.- с.43.

33. Молчанов, Б.М. Что такое хакер? /Б.М.Молчанов // КомпьютерПресс.- 1993.- с. 8

34. Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии /К.Мюррей// Гуманитарные исследования в Интернете  под ред. А Е. Войскунского. — М.- 2000. С.132-140.

35. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? /В.И.Новосельцев// Директор школы. – 2003. — № 9. – с.13-18

36. Петрова, Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? /Н.П.ПЕтрова//Hard'n'Soft. — 1996. — N7. — с. 90-92

37. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий /Ю.О.Прибылова//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4. – с.35-39

38. Рэймонд, Э.С. Новый словарь хакера. М.: ЦентрКом, 1996

39.Собкина, В.С., Белинская Е.П.Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета /В.С.Собкина, Е.П.Белинская// Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. -Том V.- Выпуск VII, М.: Центр социологии образования РАО.- 2000.- С. 431-460

40. Соболева, Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка/Б.Соболева//Женское здоровье. – 2000. — № 7. – с.6-19

41. Сонькин, В.Н. Чем занимаются наши дети /В.Н.Сонькин//Здоровье детей. – 2003. — № 21.- с.5-10  

42. Стукова, О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! /О.В.Стукова//Аномалия. – 1996. – № 23 – с.3-9

43. Субботский, Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей /Е.В.Субботский // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. — М.: Смысл.- 1998 .-с. 125-160

44. Тихомиров, О.К. Информационный век и теория Л.С.Выготского /О.К.Тихомиров// Психологический журнал.- №1.- 1993.-с.35-36

45. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» /А.В.Фёдоров//Педагогика. – 2004. — № 6.- с.56-58

46.Форман, П., Вильсон, П.Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях /П.Форман, П.Вильсон// Психологический журнал.- №2.-1996.-с.22-25

47. Херст, Д. М. Переходные и аутистические феномены при аддиктивном поведении /Д.М.Херст// Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва.- Класс.- 2002.-79с.

48. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Эмоциональные расстройства и со-временная культура /А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян// Московский психотерапевтический журнал.- 1999.- №2.- с. 61- 90.

49. Цымбаленко, С.Б. Российские подростки в информационном мире /С.Б.Цымбаленко//ЮНПРЕСС. – 1998. — № 3.- с.55-57

50. Чудинова, В.П. Социализация ребенка и медиа В.П.Чудинова//Школьная библиотека. – 2004. — № 4- с.14-18

51. Чудов, Г.С.Современная форма виртуальной реальности /Г.С.Чудов// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – Москва.-1998.-с. 295-305.

52. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога /М.В.Шакурова//М-2002.  – с.156-157

53. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований /С.А.Шапкин // Психологический журнал.-том 20.- 1999.-с. 86-102

54. Шептенко П.А.Методика и технология работы социального педагога. /П.А.Шептенко//Москва.-2001.-с.301

55. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок /А.Г.Шмелёв// Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка.- М.- 1988.-с.189-191

56. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете /Е.В.Якушина//Педагогика. – 2001. — № 4. – с.21-25

57. Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет.- 2000. -№ 2.- с. 24-29

58. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. № 3 (июль-сентябрь). С. 72-80.

59. Виртуальный человек // Известия от 25.08.2001

60. Жертвы Всемирной паутины // Новые Известия от 06.03.2001.

61. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. № 2. 2000. С. 75-78.

62.Словарь современной американской психиатрической терминологии с ее отличиями от принятой в России / Обозрение психиатрии и психологии имени П.М. Бехтерева. под редакцией Личко А. 1992. С. 63-84

63. Словарь по социальной педагогике. Автор-составитель Мардахаев Л.В. – 2002.-с.289
Приложения

Приложение 1

Анкета

«Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков»
І. Блок

1.Сколько времени вы проводите за Интернетом?

·        Менее 2 часов в месяц

·        Более 2 часов в месяц

·        Более 2 часов в день

·        Более 5 часов день

2. Для чего нужен Интернет?

3. Влияет ли Интернет на ваше здоровье?

4. Как влияет Интернет на ваше общение с окружающими ?

5. Считаете ли вы себя Интернет зависимым?

6. Какие сайты в Интернете Вы посещаете чаще всего?

·        Сайты знакомств;

·        Игровые, развлекательные сайты;

·        Поисковые сайты;

·        Сайты, где есть чат-комнаты.

ІІ. Блок

1.Сколько свободного времени вы проводите за просмотром телепрограмм?

2. Какие вам нравятся телепередачи?

3. Какие вы любите смотреть фильмы?

4. Какие сцены в фильмах привлекают ваше внимание?

ІII. Блок

1. Ограничивают ли родители время игр на компьютере?

2. Разрешают ли родители смотреть жестокие фильмы?

Приложение 2
Анкета для родителей

Уважаемые родители мы просим Вас принять участие в анкетировании с целью выявления Интернет (коммуникационной) зависимости подростков и ответить на вопросы анкеты.

1.     Ф.И.О.

2.     Знаете ли вы что такое Интернет-аддикция?

3.     Ограничиваете ли Вы время просиживания ребёнка за компьютером?

4.     Ваше отношение к Интернету

5.     Как вы считаете, Ваш ребёнок зависим от Интернета?

6.     Считаете ли Вы, что Интернет имеет негативное влияние на подростка?

7.     Если да, то появились ли изменения в поведении Вашего ребёнка (замкнутость,

8.     Вам интересно, какие сайты посещает Ваш ребёнок?    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автоматизация управления бюджетом и эффективностью бизнеса
Реферат Государство и эволюция природы научно-популярное изложение смысла жизни
Реферат Financial institutions
Реферат Актуальные проблемы внешнего долга
Реферат Інструменти фінансового ринку
Реферат Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Реферат Dandelion Information Essay Research Paper Scientific name
Реферат Інстутиційна фінансова інфраструктура України
Реферат Анализ финансовых результатов деятельности организации (предприятия)
Реферат Інформатизація фінансового ринку
Реферат Ассортиментная политика аптечной сети Маклер
Реферат Администрирование упрощенной системы налогообложения
Реферат Виконання символьних операцій з многочленами
Реферат Шпоры по финансам и кредиту (2005г.)
Реферат Анализ финансовой устойчивости предприятия "ОАО Жилкомсервис"