Реферат по предмету "Педагогика"


Сотрудничество школы и семьи. Формирование духовного мира личности младшего школьника

Сотрудничествошколы и семьи. Формирование духовного мира личности младшего школьника

Оглавление
 
Введение
1. Сотрудничество школы и семьи
2. Формирование духовного мира личностимладшего школьника
Заключение
Списоклитературы

Введение
 
История вопроса о влиянии семьи навоспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считаяпедагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий,Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистиненеисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель необошёл эту тему своим вниманием. Почему? Дело в том, что семейное воспитаниенеразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель ипросветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливымилюдьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение отеле». Далее просветитель отмечает: «Никакой человек не может быть ни довольными счастливым, ни добрым гражданином, если сердце его волнуется беспорядочнымипожеланиями, доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств; еслиблагополучие ближнего возбуждает в нем зависть или корыстолюбие заставляет егодомогаться чужого имения, или сладострастие обессиливает его тело, иличестолюбие и ненависть лишают его душевного покоя, без которого не можноникакого иметь удовольствия…а все сие зависит от образования сердца вюношестве. Из сего следует вторая главная часть воспитания, имеющая предметомобразование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третьяглавная часть воспитания… просвещение, или образование разума»[1].Предметом нашего исследования в данной работе является процесс нравственноговоспитания детей в семье.
Проблема нравственного воспитанияостаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашемувремени, очень тяжёл. Конец 2 тысячелетия ознаменован экологическимикатастрофами, влекущими за собой нарушение экологического равновесия вфизическом и нравственном здоровье людей. Ужасными проявлениями социальных иэкономических катаклизмов являются возросшая детская преступность, цветущаяпышным цветом и, как амброзия, трудноискоренимая наркомания. Следствием (илипричиной?) этого выступают бездуховность, переоценка ценностей, потерянравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества вцелом.
Ребёнок и общество, семья и общество,ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такойпоследовательности: семья – ребёнок — общество. Ребёнок вырос, сталсознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Изэтого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми ипорядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.
Семья является традиционно главныминститутом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, онсохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как институтавоспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительнойчасти своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один изинститутов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основыличности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовинусформирован как личность.
Семья может выступать в качестве какположительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительноевоздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких длянего в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнкулучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакойдругой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда ввоспитании детей, сколько может сделать семья.
В силу специфики своей работы, спроблемами семьи и общества сталкивается социальный педагог. Первое знакомство– с ребёнком, второе – с его семьёй. И здесь практика показывает, что, как этони парадоксально, обнаружилась такая закономерность: родители должны правильновоспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать,педагогу приходится учить родителей. Их необходимо вооружить психологическими ипедагогическими знаниями, указать способы нравственного воспитания детей всемье. Этому служат цели и задачи данной курсовой работы.
Цель работы – показать, что семейныетрадиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являютсянеобходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;
рассмотреть проблемы нравственноговоспитания детей в семье.
Достижению поставленной цели служатследующие задачи.
Изучая научно-педагогическуюлитературу по данной проблеме выявить уровень нравственного воспитания детей всемье.
Определить семейные условия,микроклимат и способы, необходимые для формирования нравственно развитойличности в семье.
Были использованы следующие методы иприёмы.
Анализ научной литературы.
Анализ бесед с родителями и детьми (опытпедпрактик).
Объект исследования – взаимоотношенияв семье.

1. Сотрудничество школы и семьи
 
Семья, учебный коллектив, друзья –вот «питательная среда», постоянно влияющая на личность, ее мировоззрение, привычкии характер. Это непосредственное окружение служит проводником тех идей,ценностей и норм, которые существуют в обществе.
Развитие личности происходит напротяжении всей жизни индивида, но определяющее значение имеют ранние этапы жизничеловека. Формирование личности ребенка происходит в процессе его общения сродителями, учителями, сверстниками и определяется главным образом, тем, какиелюди и какое влияние на него оказывают, с кем он общается и каков характер егообщения.
Без влияния семьи трудно воспитать тоили иное качество личности, однако нельзя сбрасывать со счетов и необходимостьобщественного воспитания.
Исследования показывают, что полная,вынужденная замена семейного воспитания общественным оказывает отрицательноевоздействие на развитие детей. Так, дети из детских домов при поступлении вшколу во многом отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье: ониболее равнодушны к оценке своей к учебной деятельности и поведения, иногдаэгоистичнее и грубее во взаимоотношениях с людьми, не разбираются в рядепростых жизненных вопросов. Работники детских домов при всем желании не всостоянии создать семейные условия для воспитания.
Семейное и школьное воспитание тесновзаимосвязаны и дополняют друг друга, но не совпадают. Поэтому полноеотсутствие одного из компонентов всегда чревато серьезными потерями, как дляобъекта воспитания, так и для самих субъектов воспитательной деятельности –семьи и школы.
В силу своей специфичности инеповторимости воздействия на человека семья является действенным факторомнормального развития и воспитания личности. В семье ребенок познаетродительскую ласку и любовь, сам проявляет ответные чувства к матери и отцу,братьям, сестрам, родным.
Высокая требовательность родителей ксебе и детям, взаимное уважение старших и младших членов семьи, атмосферадружбы, доверия и взаимопонимания – важнейшие условия установления единыхтребований к воспитанию в школе, семье и внешкольных детских коллективах.
Нельзя противопоставлять семейноевоспитание, школьному. Родители, не понимающее этого, допускают серьезныепросчеты в воспитании детей… Предупреждение и предотвращение таких ошибок,правильная организация семейного воспитания – принципиальная задача школы. Поэтому поводу А.С.Макаренко писал: “Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие.Поручится за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семьяможет воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейноевоспитание, и организующим началом должна быть школа как представительницагосударственного воспитания. Школы должны руководить семьей”
В решении этих задач велика рольпедагогической пропаганды среди родителей. Без вооружения родителей знаниямипедагогики и психологии невозможно правильно организовать процесс воспитания всемье. Повышение педагогической культуры родителей – одна из важных задач школыи всей общественности.
В наши дни значительно расширилисьвозможности семьи в воспитании детей. Все родители не только грамотны, но иимеют, как минимум, неполное среднее образование, что создает благоприятныеусловия для овладения ими определенной системой знаний по педагогике ипсихологии.
Уделяя большое внимание вопросамвзаимодействия школы и семьи подрастающего поколения, Н.К.Крупскаяподчеркивала, что школа и семья должны совместно заниматься воспитанием детей.
Большинство родителей являютсяподлинными союзниками школы в воспитании детей, активно помогают во всейдеятельности, прислушиваются к советам учителей. Однако есть и такие родители,которые не уделяют необходимого внимания детям, а иногда своим поведение дурновлияют на них. Многие недостатки в воспитании объясняются педагогическойнеграмотностью родителей.
Неподготовленность многих матерей иотцов к воспитанию детей, непонимание ими сложности всего воспитательногопроцесса в развитии ребенка, неумение распознать характер и степень влиянияфакторов на воспитание дочери или сына приводит нередко к серьезным неудачам всемейном воспитании. Эти ошибки отрицательно влияют на эффективность обучения ивоспитания детей в школе, являются первопричиной правонарушений средиподростков. Поэтому столь необходима подготовка родителей к выполнению своегодолга – воспитанию детей, привитие им положительных качеств и черт.
Наблюдения показывают, что внекоторых белорусских семьях родители довольно безразлично относятся к учебедетей, практическую помощь оказывают эпизодически, даже если те в нейнуждаются. Таких родителей необходимо не только вооружить рациональнымиприемами оказания учебной помощи детям и ознакомить их с содержанием учебнойпрограммы, но и убедить их в том, что это важно для их детей.
Весьма показательно и следующее, чтобольшинство учащихся выполняют домашнее задание вечером, когда все члены семьисобираются вместе. В этой обстановке школьника нередко отвлекают для выполнениядомашних дел, иногда все члены семьи одновременно пытаются помогать школьнику,забывая, что учащемуся важно самостоятельно выполнять домашнее задание.
Замечательны советский педагогВ.А.Сухомлинский широко использовал в своем педагогическом творчестве понятие«школьно-семейное воспитание» как наиболее полноценное воспитание. «Мы бывообще ничего не добились, — писал он – если бы не работали с родителями». Иеще более категорично: «Школьно семейное воспитание позволяет не только хорошовоспитывать молодое поколение, но и одновременно является важным условиемсовершенствования нравственного облика семьи, матери и отца. Без воспитаниядетей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянногодуховного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и их детейневозможна сама семья – первичная ячейка общества, невозможна школа какважнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогрессобщества».
Отношения школы и семьи должныстроиться на взаимном уважении. Родителей, приходящих в школу, интересуют учебаи поведение их ребенка. Они хотят получить конкретные советы и рекомендации.Между тем некоторые классные руководители не соблюдают педагогический такт инормы этики. Родителей вызывают в школу без сообщения им точного времени иместа встречи, часами ожидают педагога в коридоре. Беседа проводится на ходу,во время перемены, в коридоре, в лучшем случае в учительской в присутствиипосторонних лиц.
Работа школы с семьями учащихся недолжна сводится к педагогическому просвещению родителей. Семье необходимооказывать помощь в организации всей жизни, в создании условий для развитиядетей. А для этого необходимо изучать характер взаимоотношений в семье, и оченьосторожно их корректировать мерами общественного и педагогического воздействия.
Дети, воспитанные в сплоченномсемейном коллективе, на практике познают чувства товарищества и дружбы. Такиеребята с первых дней пребывания в школе легко входят в коллектив, стремятсянайти общие интересы со сверстниками, завязывают дружбу, помогают им в учебе.
Вместе с тем встречаются и дети,которые не могут общаться в коллективе, грубят одноклассникам, ведут себядерзко и вызывающе. Как показали наблюдения, такие дети зачастую бывают изсемей, в которых допускают грубость, лицемерие, лживость, извращенноетолкование нравственных норм и правил поведения. При отсутствиицеленаправленной работы с родителями не исключена возможность увеличения вклассе трудновоспитуемых детей.
Повышения качества знаний,творчества, эффективности воспитания детей во многом зависит от стиля работышколы и учителей, от их умения методически верно планировать и вести уроки ивнеклассные занятия, организовывать и проводить различные внеклассныемероприятия с участием всего коллектива учащихся. Учителю необходимо знатьспособности каждого своего ученика. Для этого следует чаще бывать в семьяхучащихся, наблюдать за их поведение среди сверстников, во время выполненияпоручений учителя, общественно-полезной работы.
Некоторые родители считают, что разребенок пошел в школу, то его воспитанием всецело должен заниматься учитель,школа. Между тем как они должны вместе с педагогами воспитывать ребенка,принимать участие в его школьной жизни, помогать классному руководителю ворганизации и проведении различных внеклассных мероприятий.
Родители часто спрашивают: надо липомогать детям в выполнении домашних заданий? Здесь нельзя ответитьоднозначною. Следует помнить, что домашнее задание рассчитано насамостоятельную работу школьника, поэтому помощь должна быть направлена на активизациюмышления ребенка. Главное – осмыслить изучаемый материал, суметь синтезироватьзнания в плане полученного задания, выбрать пути и средства, необходимые дляего выполнения, суметь оценить сделанное. Вот в таком направлении можнопомогать школьнику, если в этом возникает необходимость.
А.С.Макаренко, обращаясь к родителям,писал: «Родительское дело вы должны выполнять как можно лучше, и, прежде всеговы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочети чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем он играет,что читает, как воспринимает прочитанное. Когда он учится в школе, вам должнобыть известно, как он относится к школе, к учителям, какие у него затруднения,как он ведет себя в классе. Это все вы должны знать всегда, с самых малых летвашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях иконфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать».
Старая учительская истина гласит:хочешь узнать своего питомца, погляди на него в семье. Каждый педагог знает,как по-разному ведут себя дети в школе и семье. Однако встречаются и такиеучителя, которые причину всех недостатков учеников видят только в низкойкультуре родителей, семейных неурядицах, отрицательном отношении родителей кшколе, учителям. Такие родители плохо следят за учебой своих детей, непросматривают дневник, не посещают родительские собрания, являются в школутолько по вызову.
Как показали социологическиеисследования, можно выделить несколько групп родителей. К первой относятсяродители, посещающие школу ежемесячно. Они беседуют с классными руководителями,учителями, рассказывают им о том, как дети ведут себя дома, в общественныхместах, с кем дружат, что читают, как готовят уроки. Во вторую группу входятродители, считающие, что незачем ходить в школу если их дети хорошо учатся. Ктретьей группе относятся родители, редко посещающие школу, едва знающиеучителей. Встречаются и родители, которые не прислушиваются к словам учителя,некоторые даже не скрывают свое отрицательное отношение к школе и учителям.Учителя должны вести индивидуальную работу с родителями, независимо от того,как они относятся к школе.
В школах сегодня создаются уголки дляродителей, где вывешиваются план воспитательной работы в классе, графикмероприятий, новинки педагогической литературы, газетные и журнальные статьи.Накануне родительских собраний можно организовать выставку детских работ, книго воспитании.
Школа призвана активно влиять и накультурно-воспитательный потенциал семьи, осуществлять дифференцированныйподход к учащимся, оказывая особое внимание тем, кто не может в семье получитьнеобходимой помощи в учебной работе.
Учителя получают информацию о разныхсемьях и во время уроков, и во время внеурочной деятельности детей. В процессенепосредственного общения с родителями и членами семьи. Наблюдения в семьяхосуществляется на протяжении длительного времени. Родителям необязательно знатьо цели прихода учителя.
Укрепить связи семьи и школы помогаетпривлечение родителей к выполнению общественной работы совместно с детьми вшколе. Это может быть подготовка и сбор материалов для школьного музея;трудовые субботники, проведение походов, утренников, вечеров. Важно, чтобы наоснове общего дела, интереса крепли духовные связи между детьми и родителями, семьястановилась активным помощником школы в воспитании детей. Необходимостьактивного взаимодействия, сотрудничества, родителей и учительского коллектива ввоспитании подрастающего поколения актуализируется усложнением процессаформирования личности в условиях современного мира. Осознавая это, многиеродители не только проявляют заботу о создании в семье морально-нравственногоклимата, но и участвуют в воспитательной работе школы. Они являются членамиродительского комитета, организуют для детей кружки, походы, проводят беседы.
Наблюдение за работой классныхруководителей показало, что даже когда у них возникает необходимость виндивидуальной беседе с родителями, они не всегда имеют возможность посещать ихна дому, легче пригласить их в школу. Важно в беседе с родителями рассказать иоб успехах их чада, отметить что-нибудь положительное в его учебе, поведении, ане только высказывать отрицательные проявления их ребенка. Ведь положительныеоценки, доведенные до сведения ученика, подбадривают его, повышают работоспособность,активность. Все это в конечном счете способствует укреплению контактов, добрыхвзаимоотношений между родителями и школой.
Контакты учителя с родителем –трудная задача, решение которой невозможно без знаний психологии не толькоребенка, но и взрослого. Они требуют времени и, главное, желания. Ключи ксердцу ребенка учитель нередко находит именно в семье.
Школу и семью связывает единый объектвзаимного влияния – личность ученика. Отсюда и требование – исходить из единыхнравственных позиций и руководствоваться едиными требованиями по отношению кребенку.
Учителю необходимо обладать чувствомвысокой ответственности, постоянно изучать и всесторонне знать семейные условияучащихся, быть советчиком, доверенным лицом каждой семьи, хранить известные емутайны, не оскорблять родительских чувств нетактичной оценкой поведения м учебыребенка. Учитель должен прислушиваться к мнению родителей, терпеливо приниматькритические замечания в свой адрес и помнить, что самокритичность поднимает егоавторитет в глазах родителей. Утрата учителем самообладания, окрик, грубость,оскорбления, унижение достоинства ученика, не могут быть оправданы ни при какихобстоятельствах.
Теряя контроль над собой, учителейволей-неволей становится источником возникновения психологического барьера напути установления необходимого контакта с учащимися и их родителями.
Следует помнить, что толькосовокупность методов, их система, используемая с учетом каждого из них,гарантирует успех. Необходимо помочь родителям глубже осознать свои воспитательныевозможности, не только научить их азам педагогической науки, но и взять навооружение все лучшее, что накоплено в семейном арсенале, сделать родителейсоюзниками школы, учителей.
Школа должна занимать педагогическивыверенные позиции во взаимоотношениях с семьей. Задача школы – активнееопираться на помощь родителей, вооруженных педагогически верными методамивоспитания.
 
2. Формирование духовного мира личностимладшего школьника
Традиционно главным институтомвоспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье,он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как институтавоспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительнойчасти своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один изинститутов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основыличности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовинусформировался как личность.
Семья может выступать в качестве какположительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительноевоздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близкихдля него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, неотносится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Ивместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанестистолько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив,играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожныхматерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко такподавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплексанеполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу,нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей ит.д.
В связи с особой воспитательной рольюсемьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизироватьположительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологическиефакторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленькогочеловека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей сребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания насамотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наединесамим с собой.
Именно в семье ребенок получаетпервый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различныхситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялоськонкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится спрактикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый деньтвердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этогоправила, все воспитание может пойти насмарку.)
Каждый из родителей видит в детяхсвое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудноотступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями– различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общеерешение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно,чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родительпринимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача — сделать так, чтобыребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросылучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное идовольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод(обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны напервое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным дляребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываютсяпринципы общения:
Принятие ребенка, т.е. ребенокпринимается таким, какой он есть.
Эмпатия (сопереживание) – взрослыйсмотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
Конгруэнтность. Предполагаетадекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Родители могут любить ребенка не зачто-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи.Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Возможно, родители любят его, когдаребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но еслиребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается,отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности,ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности,которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)
Ребенок может вообще не приниматьсяродителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семьяалкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он недолгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители этоосознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, адевочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)
Типы семейных взаимоотношений
В каждой семье объективноскладывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания.Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, иболее или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учеттого, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут бытьвыделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейныхвзаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется всистематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми)инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должныпредъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, нормморали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически инравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всемвидам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка,который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием,обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже еслисопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многиеценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства,инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарностьродителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишениеего права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантиясерьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье – это системаотношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всехпотребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей,принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второйплан. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема –удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители,по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению среальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются болеенеприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюденийименно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее числосрывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на чтожаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Еслидиктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу,ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детейотсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены отрешения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Система межличностных отношений всемье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимогосуществования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, ини тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чащевсего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей каквоспитателей.
Сотрудничество как типвзаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностныхотношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ееорганизацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуациипреодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типомвзаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становитсягруппой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлениисамооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
демократический
авторитарный
попустический
При демократическом стиле преждевсего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
При авторитарном стиле родителяминавязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
При попустическом стиле ребенокпредоставляется сам себе.
Дошкольник видит себя глазами близкихвзрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуютвозрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себекажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитиесамосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания.Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родителиуделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические иумственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинствасверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей частопоощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети сзаниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются,но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда –при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений вдальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависитадекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка,недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицаютребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он несоответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, отэтого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также можетпроявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка частохвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает кматериальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, систематребования очень мягкая.
Адекватное представление – здесьнужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала принем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткиенаказания.
В семьях, где растут дети с высокой,но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам,вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью.Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок тогозаслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой)пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность,следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важнымкритерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников.Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейнымиценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые большевсего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «Акто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. Всамосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют неучебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?»,«Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь необсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что былосегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничегоособенного», «Все нормально».
Родители задают и исходный уровеньпритязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности иотношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой ипрестижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущемстоль же оптимистичны.
Дети с низким уровнем притязаний инизкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они неставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях,быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в началеобучения.
Личностной особенностью в этомвозрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивостьпри постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенокзаболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения.Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникаеттревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результатдостигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родителиожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.
Из-за нарастания тревожности исвязанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляетсянеуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желаниюбездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам ишаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способовдействий.
Взрослые, недовольные падающейпродуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваютсяна этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт.Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаютсяна его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызываетсоответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь,усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменивустановки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание намалейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижаютуровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебныхзаданий.
Второй вариант –демонстративность – особенностьличности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себеокружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток вниманиявзрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными,«недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, аоно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональныхконтактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, анаоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиватьсявнимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем незамечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можноменее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки инаказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Этозначительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокойтревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративногоребенка – недостаток похвалы.
Третий вариант – «уход отреальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративностьсочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во вниманиик себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнениютребований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит кнарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и такнедостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлениивнимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческойсамореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Многие родители с замиранием сердцаждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переходот детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становитсянастоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдругстановится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт сокружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакциюродителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинитьподростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. Иэто самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискреннимприспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». Удевочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бываетсопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавокотсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные вэтот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегдадолжны помнить, что их девочка – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек.Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост,меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себявзрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость исамостоятельность.
Подростковая самостоятельностьвыражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение отих опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, онииспытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То,как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главнымобразом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителейперестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
После относительно спокойногомладшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие наэтом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много измененийнаблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка– личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденциисосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера иповедения взрослеющего ребенка.
Основные сложности в общении,конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебойподростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные дляразвития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарномвоспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленнымсамому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
Родители регулярно указывают детям,что им делать;
Ребенок может высказать свое мнение,но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
Ребенок может принимать отдельныерешения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеютпочти равные права, принимая решение;
Решение часто принимает сам ребенок;
Ребенок сам решает подчиняться емуродительским решениям или нет.
Остановимся на наиболее распространенныхстилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка сродителями и его личностное развитие.
Демократичные родители ценят вповедении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они самипредоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни;не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль,основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражаетподростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одногои стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходитбез особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют отподростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснятьпричины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни,причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычнозамыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет наконфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилюсемейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокаятребовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающимотношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелыйслучай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся клюдям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотяимеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительскогоотношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариантсемейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, ихделами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки,как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должнывидеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было быориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота оребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесномэмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности,трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и при высокихожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями,имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачиваетсядуховная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует,отвергая чуждые ему требования.
Конфликты возникают при отношенииродителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательноститребований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослаясамостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка.Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток,считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличатьсяот сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: докоторого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочкерано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого «взрослого» ребенкатребует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений инотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали еговзгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почемунедопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Словаубеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся кподростку, воздействуют быстрее.
Существует 4 способа поддержкиконфликтных ситуаций:
Уход от проблемы (чисто деловоеобщение)
Мир любой ценой (для взрослогоотношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки,взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формыповедения ребенка.
Победа любой ценой (взрослыйстремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если онпроигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуациябесконечна.)
Продуктивный (компромиссный вариант).Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этомуобязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместногорешения.
В подростковом возрасте очень важноинтимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должноприсутствовать в отношениях с родителями
Для достижения воспитательных целей всемье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют инаказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумногоприменения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать болееуспешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникаетнужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания повозможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком.Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказаниеможет вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно втом случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любоефизическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможетдействовать силой, когда его что-то не устроит.
С появлением второго ребенкапривилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребеноктеперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительскоевнимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.
Специфические условия для воспитанияскладываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один изродителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие всемье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.
Распад семьи отрицательно влияет наотношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. Всвязи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, имобычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами какраз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
После развода родителей мальчикинередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременнозавышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны втечение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после негосглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательнымисимптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.

Заключение
Таким образом, для того, чтобымаксимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьина воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологическиефакторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизнисемьи;
Всегда находить время, чтобыпоговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка,вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать своиумения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакогонажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различныхэтапах в жизни ребенка;
Уважать право ребенка на собственноемнение;
Уметь сдерживать собственническиеинстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который простопока что обладает меньшим жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлениювсех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Литература
1. ВарюхинаС. И. Истоки доброты. – Минск, 1987.
2. Ильин И.А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. — №9.
3. КарклинаС. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
4.Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981.
5. КрутецкийВ. А. Психология. – М., 1986.
6. ЛюбицынаМ. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.
7. Новиков Н.И. Из трактата «О воспитании и наставлении детей»// Умом и сердцем. – М., 1989.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1989.
9. Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М., 1990.
10.Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
11. ТитаренкоВ. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.
12. ФрадкинФ., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитаниешкольников. – 1993. — №6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.