Реферат по предмету "Политология"


Политология как наука о политической системе общества

План
1. Политология в Украине
2. Предмет политологии
3. Понятие политической системы
4. Типыполитических систем
Литература

Политологиякак наука о политической системе общества
1. Политология вУкраине
Политологиякак наука сравнительно молода в Украине. Ныне происходит противоречивый процессее становления. Своеобразный политический ренессанс, который наблюдаем сегодня,таит в себе опасность компрометации этой науки, массового дилетантизма инепрофессионализма, стремление приручить политологию, превратив ее вреспектабельную служанку действующей власти. «Политология пока что ближе кгаданию, нежели к точным наукам». В этих словах Станислава Лема, несомненно, содержится доля истины,свидетельствующая о степени развития науки о политике на современном этапе.
Одновременнонеобходимо признать, что в Украине немало сделано для развития политологии:намечено предметное поле науки, определена проблематика и методы исследования,более основательно изучаются политические взгляды и теории деятелей прошлого,история и современность украинской государственности. Опубликованы монографии,учебники, учебные пособия, сборники текстов конституций новых независимыхгосударств. Наряду с журналами «Віче», «Політика і час» появились новые изданияполитологического профиля — «Політична думка», «Нова політика», «Людина іполітика» и др.Заявили о себе научные учреждения, которые исследуют политические проблемы:академические Институт политических и этнонациональных исследований и Институтгосударства и права им. В. М. Корецкого, Национальный институт стратегическихисследований, ряд общественно-политических центров и кафедр политологии высшихучебных заведений. Созданы и действуют, хотя и не так активно, как следовалобы, Украинская академия политических наук, Украинская ассоциация политологов,Ассоциация молодых политиков и политологов Украины. В последнее время защищеныи утверждены ВАК актуальные по тематике и интересные по содержаниюдиссертационные работы на соискание ученой степени доктора и на соисканиеученой степени кандидата политических наук.
Несмотряна трудности, политическая наука занимает ведущее место в системеобществоведения, заметно влияет на реальные политические процессы,строительство демократического государства. О возрастающем интересе кполитологии свидетельствует и то, что острая дискуссия по ключевым вопросам ееразвития, длившаяся долгое время, не утихает и сегодня.
2. Предметполитологии
Определениепредмета политологии. Представители так называемого плюралистическогонаправления считают, что политическую проблематику изучает не толькополитология, но и другие политические дисциплины, в частности политическаясоциология, политическая антропология, политическая география, политическаяпсихология. Конечно, дифференцированный подход к политическим наукам — и этадифференциация продолжается дальше — способствует углублению познавательногопроцесса. Однако при этом утрачивается целостное видение политической сферы,выявление взаимосвязи различных политических явлений.
Сторонникидругой точки зрения фактически отождествляют политологию и политическуюсоциологию, считая их наиболее общими науками о политике. Специфику политологиивидят только в политической направленности, в практическом применении еевыводов. Отождествление этих двух наук приводит, с одной стороны, к утратеспецифики социологического анализа политики, а с другой — к неопределенностиполитологии как самобытной науки.
Избежатьнесовершенства этих двух точек зрения позволяет, по нашему мнению, определениеполитологии как общей междисциплинарной интеграционной науки, которая находитсяна стыке многих социальных и гуманитарных наук. В широком понимании политологияпредставляет собой науку о политике и ее отношениях с человеком и обществом.Политология в Узком понимании — наука о политической власти, ее природе исущности, содержании и механизме осуществления. Но в отличие от других наук,исследующих эти проблемы, политология изучает универсальные и специфическиезаконы политической жизни, способы организации и осуществления власти вразвитии и действии.
При этомполитология как наука и учебная дисциплина несколько отличаются. Как наука онаисследует закономерности развития политической сферы, политические процессы,политические системы, историю политических учений, политическое сознание икультуру, глобальные проблемы. Однако вне рамок традиционной политологии,которая обычно сосредоточивши внимание на институте президентства,правительстве, конституции, государстве, до последнего времени оставались неисследованными такие неправительственные образования, как политическая элита,средства массовой информации, политическая деятельность и поведение электората.Политология как учебная дисциплина дает своим слушателям знания о политическихинститутах, их устройстве и функционировании, правах, свободах, обязанностяхграждан, политических процессах, событиях, проблемах участия личности вполитической жизни, политических концепциях, политической культуре, мировомполитическом процессе. То есть как наука она исследует свой предмет, какучебная дисциплина — дает знания о нем и характеризует его теоретический иприкладной контексты.
Необходимосоздать украинскую политологическую школу. Итак, политология как наука имеетобщий характер, свой предмет, собственные универсальные и специфические законыразвития. И хотя в каждой стране политология, наверное, больше, чем любаядругая общественная наука, «привязана» к национальной специфике, амногие ее выводы, рекомендации действительны чаще всего для данной страны, всеже представляется некорректным определение украинской политологии как отдельнойнауки. Пойти по этому пути — значит противопоставить мировое и отечественноеучение о политике, сознательно отмежеваться от современных достижений мировойполитической науки. Хотя может и должна быть создана украинскаяполитологическая школа, и по ключевым проблемам теории политики должныпроводиться научные разработки, которые выгодно отличались бы от исследованийдругих политологических школ.
Преждевсего, это могли бы быть проблемы украинской национальной идеи, места и ролинашего государства в новом геополитическом пространстве, политической системы,политических структур современной Украины.
Напомним,что политическая система общества включает в себя, во-первых, характеристикусоциального содержания власти, ее носителя, взаимодействие с экономическимстроем; во-вторых, указывает на систему институтов, организаций, посредствомкоторых осуществляется власть в обществе и регулируются политические отношения;в-третьих, определяет принципы, нормы деятельности институтов политическойвласти, направленность этой деятельности. Важным компонентом политическойсистемы является ее структура. Назначение политической структуры как внутреннейорганизации целостной системы, специфического способа взаимосвязи ивзаимодействия компонентов, которые ее составляют,— способствоватьфункционированию политической системы, реализации целей и задач, стоящих передобществом в экономической, социальной и духовной сферах.
Проблемаполитической системы, политических структур современной Украины уже длительноевремя изучается сотрудниками Института политических и этнонациональныхисследований НАН Украины. При этом ученые широко применяют сравнительныйанализ, предусматривающий сопоставление однотипных политических явлений,например, политических систем, партий, электоратов с целью выявления их общихзакономерностей и специфики, поиска наиболее совершенных форм политическойорганизации или оптимальных путей решения задач становления властных структур.В наше время сравнительные политические исследования составляют самостоятельныйраздел политической науки и им принадлежит важная роль внаучно-исследовательских программах. Использование этого метода даловозможность осмыслить политическую систему современной Украины в целом, а такжерассмотреть ее составные части, к которым относятся государственные институты,механизм взаимодействия различных ветвей власти, основы функционированияорганов местного самоуправления, тенденции становления партийной иизбирательной систем, формирование институтов правового государства игражданского общества. Уже опубликованы монографии, сборники научных статей. В2008 году в Парламентском издательстве вышла из печати коллективная работа «Політична система сучасної України: особливостістановлення, тенденції розвитку».
Длятого, чтобы постичьсущность современного политического мира, политические процессы, которые в немпроисходят, важно не только исследовать различные формы их проявления в однойстране, но и знать, как эти последние влияют на другие страны и регионы.
3. Понятиеполитической системы
Исходнойкатегорией политической теории является категория «политика».Политика представляет собой сложное системное образование, чрезвычайно богатоеопределениями, характеристиками. Это понятие, конечно же, органично связано сдеятельностью государства, определяет средства, гарантирующие реализациюполитических целей. Без преувеличения можно сказать, что эта категория втечение всей истории цивилизации постоянно развивалась, наполняясь новымсодержанием. Платон называл политику царским искусством, Аристотель —искусством и связывал ее с практикой политической жизни различныхгородов-государств (полисов) Древней Греции. Среди других наук и искусств,считал Аристотель, политике принадлежит особое место, поскольку она имеетвысшую цель — дать гражданам определенные качества и сделать их людьми, которыебы умели достойно и справедливо сосуществовать, а также взаимодействовать ведином государстве. Один из первооткрывателей основ политологии итальянец НиколлоМаккиавелли определял политику как науку, которая объясняет прошлое, руководитнастоящим и может прогнозировать будущее. В конце XIX столетия английский ученый Э. Фримен формулируеттезис, который стал хрестоматийным: история — это политика в прошлом, политика— история в настоящем. Исходя из исторических знаний о политике, наряду с еетрадиционным определением как искусства возможного, политика — это искусствоуправления государством, т. е. соответствующее средство осуществления целейгосударства как внутри, так и вне его территории; организация общества, котороенаходится под определенной властью, прежде всего государственной. Наконец,политика связана с формированием власти и ее объемов. Заметим при этом, чтополитика не ограничивается исключительно контекстом власти: в основе политикилежат индивидуальные, групповые, общественные интересы.
Категория«политическая система общества». Это понятие введено сравнительнонедавно — на том этапе развития общества, когда наряду с государственнымиинституциями начали действовать политические партии, общественные объединениядвижения. В определении политических систем различают социологическую иправовую концепцию.
Социологическаяконцепция определяет политическую системукак динамичный механизм, который превращает импульсы, идущие от окружения и отсамих политических структур, в политические решения, формирующие, политическоеповедение и другие гражданские позиции. Исходя из схемы функционирования общейсистемы (ввод, конверсия, вывод) сторонники этой концепции утверждают, чтополитическая система имеет ввод, куда поступают импульсы — требования (выплатазарплаты) и поддержка (оплата налогов), и вывод, откуда исходят политическиерешения, при помощи которых распределяются ценности, а также осуществляютсяполитические действия. Сама политическая система напоминает своеобразный черныйящик, деятельность (конверсия) которого скрыта от окружающей среды.Политическую систему иногда сравнивают с вычислительной машиной, а ее решения —с компьютерными операциями. Характер и содержание этой деятельности можноопределить как по сигналам, поступающим на ввод системы, так и по решениям идействиям, которые она принимает в соответствии с этими сигналами.
Жизнеспособностьполитической системы значительно зависит от ее реагирования на обратную связь.Реакция политической системы на требования, поступающие от населения, зависитот ее характера. Тоталитарная система подавляет эти требования, авторитарная —учитывает частично, а демократическая — стремится учесть полностью. Если властьиндифферентна к требованиям членов общества и уделяет внимание толькособственным нуждам и идеям, то ее решения и действия никогда не получатподдержки.
Социологическаяконцепция выделяет два базовых набора функций политической системы — функцииввода и функции вывода. Если первые осуществляются преимущественнонеправительственными подсистемами, то вторые — прерогатива властных структур.
Кфункциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечениеграждан к участию в политической жизни; оповещение (артикуляция) об интересахразличных групп населения' агрегация интересов, т. е. превращение требований вальтернативы государственной политики; политическая коммуникация — процесспередачи информации и формирование убеждений, что способствует налаживанию доверительныхвзаимоотношений между гражданами и правительством.
Кфункциям «вывода» относятся: создание норм-законов, определяющихповедение граждан в обществе. Процесс нормотворчества включает несколькоэтапов: определение политики и выбор общей цели; подготовка решений иконкретных правил для достижения целей; применение выработанных норм-законов;контроль за соблюдением норм-законов. Эту функцию осуществляют преимущественносудебная, иногда законодательная и исполнительная ветви власти.
Всоответствии с правовой концепцией политическая система __ это совокупностьгосударственных и негосударственных социальных институтов, которые осуществляютвласть, управляют обществом, регулируют взаимоотношения между гражданами,социальными и этническими группами, обеспечивают стабильность в обществе,соответствующий порядок в нем.
Политическаясистема — это совокупность трех взаимодействующих подсистем: институциональной,информационно-коммуникативной и нормативно-регулятивной. Институциональнаяподсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии,группы интересов. Ведущим институтом, сосредоточивающим в себе максимальнуюполитическую власть, является государство. В демократическом обществезначительную роль играют политические партии и группы интересов, которые влияютна формирование государственных структур, политическое развитие общества. Вавторитарном и тоталитарном обществе функции этих институтов деформированы.
Информационно-коммуникативнаяподсистема, входящая в политическую систему, устанавливает связь между ееинститутами. Это — каналы передачи информации власти (отчеты подведомственныхучреждений, консультации с заинтересованными группами), а также средствамассовой информации. Если в демократических обществах средства массовойинформации относительно независимы от государства, то в авторитарных итоталитарных обществах они полностью зависят от правящей элиты.
Нормативно-регулятивнуюподсистему создают различные нормы, определяющие поведение людей в политическойжизни — их участие в процессах выдвижения требований, превращения этихтребований в решения, осуществление решений: Нормы можно разделить нанормы-законы и нормы-привычки. И нормы-законы, и нормы-привычки способствуютполитическому взаимодействию, предупреждению конфликтов или хаоса в обществе.Нормы-законы определяют процесс законодательства, определяют (или неопределяют) в зависимости от режима права: голоса, свободы слова, созданияассоциаций и т. п. Привычной нормой можно назвать участие граждан в политике через посредство политическихпартий и групп. Как известно, партия — это политическая организация, котораяобъединяет граждан одной политической и социальной ориентации, однихполитических взглядов, зафиксированных, как правило, в программных документах.Партия выступает главным звеном, связывающим государство и общество,соревнуется за власть с другими партиями в том же государстве.
Типыпартий определяются их функциями, отношениями с другими партиями, средствамиборьбы за власть и ее осуществление.
Согласнопровозглашенной цели различают праворадикальные, консервативные, либеральные,реформаторские, социал-демократические, социалистические и коммунистическиепартии; по месту в политической системе — правящие, оппозиционные; по структуреи методам действия — парламентские, автократические, военизированные. Партиихарактеризуются также как массовые (фиксированное членство, четкаяорганизационная структура) и кадровые (партии нотаблей).
Совокупностьпартий, фактически принимающих участие в формировании властных структур встране, создает партийную систему, которая может быть двух- или многопартийной.Развитая политическая система поддерживает баланс сил в обществе, дает выходразличным настроениям, делает возможным участие граждан в политической жизни.
Как ужеотмечалось, важным компонентом политической системы является ее структура.Политическая структура — это внутренняя организация целостной системы,специфический способ взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.Назначение политической структуры — способствовать функционированиюполитической системы, реализации целей и задач, стоящих перед обществом вэкономической, социальной и духовной сферах.
С этойцелью создается механизм функционирования государственной власти, являющийсябазовым элементом политической системы, ее организационной структуры. Этотмеханизм представляет собой сложный комплекс специальных органов и учреждений,выполняющих как внутренние, так и внешние функции управления делами общества.Это представительные учреждения или законодательная власть; исполнительно-распорядительныеорганы; судебные институции; органы общественного порядка и службыбезопасности; вооруженные силы. Подчеркнем: основу деятельности государствасоставляют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.Разделение власти должно также идти по вертикали: общегосударственная,региональная и местная власть.
Сделаемодно пояснение. Когда речь идет о разделении власти, то следует иметь в виду,что власть для эффективного функционирования не может разделяться, она должнабыть единой. Поэтому точнее говорить о разграничении функций различных ветвейвласти, их задач, полномочий.
Правоваяконцепция содержит такие основные функции политической системы: определениецели, задач, путей развития общества, разработка и осуществление конкретныхпрограмм его деятельности; определение и распределение материальных и духовныхценностей в соответствии с интересами и положением социальных сообществ;гармонизация, согласование интересов государственных образований, социальныхслоев, индивидов; духовно-идеологическая деятельность, формированиеполитического сознания граждан или манипулирование им; обеспечение внутренней ивнешней безопасности общества.
4. Типыполитических систем
Всовременной политической науке существуют различные критерии, в соответствии скоторыми определяются типы политических систем. Однако наиболеераспространенным критерием, по которому определяют их классификацию, являетсясогласованность и соответствие идеалов и ценностей общества тем формам, вкоторых это общество организовано. По типам ценностей политические системыквалифицируются как конституционные, либерально-демократические, авторитарные,тоталитарные.
Этопрежде всего англо-американская политическая система. Население стран,принадлежащих к этой политической системе (США, Англия, Канада, Австрия),превыше всего ценит свободу личности, благосостояние и безопасность,законопослушность граждан. Для этой политической системы характерны четкоструктурированная многопартийность, разделение властей, стабильность и высокийуровень развития.
Существуетполитическая система континентально-европейского типа. К ней можно отнестиФранцию, Германию, Италию. Для этих стран характерно разнообразие политическихкультур, сосуществование новых и старых культур, приверженность либерально-демократическимтрадициям. Например, Франции наряду со склонностью к представительской властисвойственны плебисцитарная традиция, склонность к популизму. Истории известныобращения Наполеона Бонапарта, Шарля де Голля к формам прямой демократии. Для политической системы этоготипа характерно наличие значительного количества политических партий сразличными идеологиями и традициями, имеющих заметное влияние в обществе.
Чтопредставляет собой доиндустриальная или частично индустриальная политическаясистема? Это — страны Азии, Африки и Латинской Америки. Этой политическойсистеме свойственно сочетание западных ценностей, этнических и религиозныхтрадиций. Разделение властей в ней невыразительное. Армия и бюрократическийаппарат часто осуществляют законодательные функции, властные органы вмешиваютсяв судебные процедуры. Для этих систем характерны личный авторитаризм, властьодной партии, высокий потенциал насилия. Политическое участие граждан вгосударственных делах ограничено в лучшем случае местным уровнем.
И наконец,политическая система тоталитарного типа. Классическими примерами ее являютсяфашистская Италия, нацистская Германия. В политической системе тоталитарноготипа отсутствуют независимые группы интересов. Политическое участиесвоеобразное, декоративное. Деятельность средств массовой информации строгоконтролируется властью. Для тоталитарных обществ характерны чрезвычайнаяцентрализация и высокая степень насилия. Отсюда функциональная нестабильность,засилие бюрократии. Партии, армии, службе безопасности приходится частовыполнять несвойственные для них задачи.
Итак, вполитической науке нет универсального определения политической системы. И всеже просматривается нечто общее для всех определений: политическая системаассоциируется прежде всего с применением узаконенного властного принуждения вобществе. Этим определяется ее структура, функции, общий механизмфункционирования и, наконец, классификация политических систем.

Литература
1. Боднар А. Основы политологии(Наука о политике). – К.,2004
2. Громыко А. Политические режимы. –М., 2005
3. Основыполитической науки: Учебн. Пособие для высш. учеб. заведений/ Под ред. проф.В.П.Пугачева. – М., 2006
4. Політологічний енциклопедичнийсловник: Навч. посібн. для студентів вузів. – К., 1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.