РЕФЕРАТ
На тему:
Методыпсихолого-педагогического исследования: их классификации и характеристики
План
Введение
1. Основы учения о методах исследования
2. Классификации методов психолого-педагогическихисследований
3. Характеристика эмпирическихисследований
4. Характеристика теоретическихисследований
5. Пути внедрения результатовисследования
Заключение
Использованная литература
Введение
Педагогика — наукаразвивающаяся. Она продолжает заниматься более углубленной разработкой всехосновных научных проблем, а также определением конкретных научных прогнозов вразвитии отдельных звеньев системы народного образования и различных явлений всфере обучения и воспитания.
В практике современнойшколы перед психологической службой возникает множество практических задач. Этозадачи выяснения уровня готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных иотстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннегопредупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управленияклассным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников имежличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.
Условно все задачи,возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить напсихолого-педагогические и психологические.
Весьма условно всетиповые задачи можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы — функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функциитесно переплетены между собой.
Для веденияпедагогических исследований применяются особые научные методы, знание которыхнеобходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.
1. Основы учения о методах исследования
Методология в узкомсмысле слова есть учение о методах, и хотя мы не сводим ее к такому пониманию,учение о методах играет в методологии чрезвычайно важную роль. Теория методов исследованияпризвана вскрыть их сущность, назначение, место в общей системе научногопоиска, дать научные основы выбора методов и их сочетания, выявить условия ихэффективного использования, дать рекомендации по конструированию оптимальныхсистем исследовательских приемов и процедур, т. е. методики исследования.Методологические положения и принципы именно в методах получают своедейственное, инструментальное выражение.
Широко употребляемоепонятие «метод научного исследования» — в значительной мере условная категория,объединяющая и формы научного мышления, и общие модели исследовательскихпроцедур, и способы (приемы) выполнения исследовательских действий.
Ошибочно подходить кметодам как к самостоятельной категории. Методы — производное от цели, предмета,содержания, конкретных условий исследования. Они во многом определяютсяхарактером проблемы, теоретическим уровнем и содержанием гипотезы.
Система методов, илиметодика, поиска — это часть исследовательской системы, закономерно еевыражающая и позволяющая осуществлять исследовательскую деятельность. Конечно, связиметодов в исследовательской системе сложны и многообразны, и методы, являясьсвоеобразной подсистемой исследовательского комплекса, обслуживают все его«узлы». В целом же методы зависят от содержания тех этапов научного поиска,которые логически предшествуют этапам подбора и использования процедур,необходимых для проверки гипотезы. В свою очередь, все компоненты исследования,и методы в том числе, детерминированы содержанием изучаемого, хотя и самиопределяют возможности- постижения сущности того или иного содержания,возможности решения определенных научных задач.
Методы и методикаисследования во многом определяются исходной концепцией исследователя, егообщими представлениями о сущности и структуре изучаемого. Системноеиспользование методов требует выбора «системы отсчета», способов ихклассификации. Рассмотрим в связи с этим предлагаемые в литературеклассификации методов педагогических исследований.
2. Классификации методов психолого-педагогическихисследования
Одной из наиболеепризнанных и известных классификаций методов психолого-педагогическогоисследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы онразделил на четыре группы:
· организационные;
· эмпирические;
· по способуобработки данных;
· интерпретационные.
К организационным методамученый отнес:
· сравнительныйметод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
· лонгитюдный — какмногократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периодавремени;
· комплексный — какисследование одного объекта представителями разных наук.
К эмпирическим:
· обсервационныеметоды (наблюдение и самонаблюдение);
· эксперимент(лабораторный, полевой, естественный и др.);
· психодиагностическийметод;
· анализ процессови продуктов деятельности (праксиометрические методы);
· моделирование;
· биографическийметод.
По способу обработкиданных
· методыматематико-статистического анализа данных и
· методыкачественного описания (Сидоренко Е.В., 2000; аннотация).
К интерпретационным
· генетический(фило- и онтогенетический) метод;
· структурный метод(классификация, типологизация и др.).
Ананьев подробно описалкаждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает В.Н.Дружинин в своей книге «Экспериментальная психология», остается многонерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чемпрактические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментальногонаблюдения? Почему группа интерпретационных методов отделена оторганизационных?
Целесообразно, поаналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три классаметодов:
Эмпирические, при которыхосуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
Теоретические, когдасубъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее — предметомисследования).
Интерпретационно-описательные,при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическимпредставлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Результатом примененияэмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниямиприборов; отражающие результаты деятельности и т.п.
Результат применениятеоретических методов представлен знанием о предмете в формеестественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.
Среди основныхтеоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружининвыделил:
· дедуктивный(аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе — восхождение от общего кчастному, от абстрактного к конкретному. Результат — теория, закон и др.;
· индуктивный — обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат — индуктивнаягипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
· моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключение отчастного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта беретсяболее простой и/или доступный для исследования. Результат — модель объекта,процесса, состояния.
Наконец, интерпретационно-описательныеметоды — это «место встречи» результатов применения теоретических иэкспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирическогоисследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлениюв соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороныорганизующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другойстороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующихконцепций на предмет соответствия гипотез результатам.
Продуктом интерпретацииявляются факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание илиопровержение гипотезы.
Все методы исследованияпредлагают подразделять на собственно педагогические и методы других наук, наметоды, констатирующие и преобразующие, эмпирические и теоретические,качественные и количественные, частные и общие, содержательные и формальные,методы описания, объяснения и прогноза.
Каждый из этих подходовнесет в себе особый смысл, хотя некоторые из них тоже достаточно условны.Возьмем, например, деление методов на педагогические и методы других наук, т.е. непедагогические. Методы, относимые к первой группе, это, строго говоря,либо общенаучные (например, наблюдение, эксперимент), либо общие методысоциальных наук (например, опрос, анкетирование, оценивание), хорошо освоенныепедагогикой. Непедагогические методы — это методы психологии, математики,кибернетики и других наук, используемые педагогикой, но пока еще не настолькоадаптированные ею и другими науками, чтобы приобрести статус собственнопедагогических.
Множественностьклассификаций и классификационных характеристик методов не следует считатьнедостатком. Это отражение многоаспектности методов, их разнокачественности,проявляющихся в различных связях и отношениях.
В зависимости от аспектарассмотрения и конкретных задач исследователь может использовать различныеклассификации методов. В реально используемых совокупностях исследовательскихпроцедур просматривается движение от описания к объяснению и прогнозу, от констатациик преобразованию, от эмпирических методов к теоретическим. При использованиинекоторых классификаций тенденции перехода от одной группы методов к другойоказываются сложными и неоднозначными. Наблюдается, например, движение от общихметодов (анализ опыта) к частным (наблюдение, моделирование и т. д.), а затемснова к общим, от качественных методов к количественным и от них снова ккачественным.
Существует также другаяклассификация. Все разнообразные методы, используемые в педагогическихисследованиях можно подразделить на всеобщие, общенаучные и специальные.
Общенаучные методыпознания — это методы, носящие общенаучный характер и применяемые во всех или вряде областей. К их числу относятся эксперимент, математические методы и ряддругих.
Общенаучные методы,используемые различными науками, преломляются в соответствии со спецификойкаждой данной науки, использующей эти методы. Они тесно смыкаются с группойконкретно-научных методов, применяемых лишь в определенной области и невыходящих за ее пределы, и используются в каждой науке в различных сочетаниях. Огромноезначение для решения большинства проблем педагогики имеет изучение реальноскладывающегося учебно-воспитательного процесса, теоретическое осмысление ипереработка творческих находок учителей и других практических работников, т. е.обобщение и пропаганда передового опыта. К числу наиболее распространенныхметодов, используемых для изучения опыта, относятся наблюдение, беседа,анкетирование, ознакомление с продуктами деятельности учащихся, учебнойдокументацией. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятиекакого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получаетконкретный фактический матёриал или данные, характеризующие особенности течениякакого-либо явления. Для того чтобы внимание исследователя не рассеивалось ификсировалось прежде всего на особо интересующих его сторонах наблюдаемогоявления, заранее разрабатывается программа наблюдения, выделяются объектынаблюдения, предусматриваются способ9йистрации определенных моментов. Беседаприменяется как самостоятельный или как дополнительный метод исследования вцелях получения необходимых разъяснений по поводу того, что не было достаточноясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделениемвопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записыванияответов собеседника в отличие от интервьюирования — разновидности методабеседы, перенесенного в педагогику из социологии. При интервьюированииисследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых вопределенной последовательности. Ответы при этом могут открыто записываться. Прианкетировании — методе массового сбора материала с помощью анкет — ответы навопросы пишутся теми, кому адресованы анкеты (учащиеся, учителя, школьныеработники, в отдельных случаях — родители). Анкетирование применяется с цельюполучения таких данных, которые исследователь не может получить другим путем(например, выявления отношения опрашиваемых к изучаемому педагогическому явлению).Эффективность беседы, интервьюирования, анкетирования во многом зависит отсодержания и формы задаваемых вопросов, тактичного объяснения их цели иназначения в частности, рекомендуется, чтобы вопросы были посильными,однозначными, краткими, ясными, объективными, не содержали бы в скрытом видевнушения, вызывали бы интерес и желание отвечать и т. п. Важным источникомполучения фактических данных является изучение педагогической документации,характеризующей учебно-воспитательный процесс в том или ином учебном заведении(журналов учета успеваемости и посещаемости, личных дел и медицинских картучащихся, ученических дневников, протоколов собраний и заседаний и т. п.). Вэтих документах отражены многие объективные данные, помогающие установлениюряда причинных связей, выявлению некоторых зависимостей (например, междусостоянием здоровья и успеваемостью).
Изучение письменных, графическихи творческих работ учащихся является методом, вооружающим исследователяданными, отражающими индивидуальность каждого учащегося, показывающими егоотношение к работе, наличие тех или иных способностей.
Однако, для того чтобысудить об эффективности тех или иных педагогических воздействий или о ценностиметодических находок, сделанных практическими работниками, а тем более для того,чтобы давать какие-либо рекомендации относительно применения тех или иныхнововведений в массовой практике, рассмотренных методов недостаточно, так какони выявляют в основном лишь чисто внешние связи между отдельными сторонамиизучаемого педагогического явления. Для более глубокого проникновения в этисвязи и зависимости применяется педагогический эксперимент — специальноорганизуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявленияего действенности и эффективности. В отличие от изучения реально сложившегосяопыта с применением методов, регистрирующих лишь то, что уже существующийэксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную рольиграет исследователь. Основным условием применения педагогического экспериментав советской школе является проведение его без нарушения нормального ходаучебного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемоенововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитанияили хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Такой эксперимент получилназвание естественного эксперимента. Если эксперимент проводится в целяхпроверки какого-либо частного вопроса или если для получения необходимых данныхнужно обеспечить особо тщательное наблюдение за отдельными учениками (иногда сприменением специальной аппаратуры), допускается искусственная изоляция одногоили нескольких учащихся и помещение их в особые, специально создаваемыеисследователем условия. В этом случае используется лабораторный эксперимент,который в педагогических исследованиях применяется довольно редко.
Научно обоснованноепредположение о возможной эффективности того или иного проверяемогоэкспериментально нововведения носит название научной гипотезы.
Существенной частьюэксперимента является наблюдение, проводимое по специально разработаннойпрограмме, а также сбор определенных данных, для чего применяются контрольныеработы, анкеты, беседа. В последнее время все чаще начинают применяться в этихцелях и технические средства: звукозапись, киносъемка, фотографирование вопределенные моменты, наблюдение с помощью скрытой камеры телевидения.Перспективно использование видеомагнитофонов, позволяющих записыватьнаблюдаемые явления, а потом воспроизводить их для проведения анализа.
Наиболее важным этапом вработе с применением этих методов является анализ и научная интерпретациясобранных данных, умение исследователя перейти от конкретных фактов ктеоретическим обобщениям.
При теоретическом анализеисследователь задумывается о причинно-следственной зависимости междуприменяемыми методами или приемами воздействия и получаемыми результатами, атакже ищет причины, объясняющие появление некоторых неожиданных непредвиденныхрезультатов, определяет условия, при которых наступало то или иное явление, стремитсяотделить случайное от необходимого, выводит определенные педагогическиезакономерности.
Теоретические методымогут иметь применение и при анализе данных, собранных из различныхнаучно-педагогических источников, при осмыслении изученного передового опыта.
В педагогическихисследованиях применяются и математические методы, помогающие не тольковыявлению качественных изменений, но и установлению количественных зависимостеймежду педагогическими явлениями.
Наиболеераспространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являютсяследующие.
Регистрация — методвыявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общегоподсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует(например, количество успевающих и неуспевающих, посещавших занятия безпропуска и допускавших пропуски и т. п.).
Ранжирование — (или методранговой оценки) предполагает расположение собранных данных в определеннойпоследовательности, обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателейи, соответственно определение места в этом ряду каждого из исследуемых(например, составление списка учащихся в зависимости от количества допущенныхими в контрольной работе ошибок, числа пропущенных занятий и т. п.).
Шкалирование какколичественный метод исследования дает возможность ввести цифровые показатели воценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задаютвопросы, отвечая на которые они должны указать степень или форму оценки,выбранную из числа данных оценок, пронумерованных в определенном порядке(например, вопрос о занятии спортом с выбором ответов: а) увлекаюсь, б)занимаюсь регулярно, в) занимаюсь нерегулярно, г) не занимаюсь никаким видомспорта).
Соотнесение полученныхрезультатов с нормой (при заданных показателях) предполагает определениеотклонений от нормы и соотнесение этих отклонений с допустимыми интервалами(например, при программированном обучении нормой часто считается 85—90%правильных ответов; если правильных ответов меньше, это означает, что программаслишком трудна, если больше — значит, она слишком облегчена).
Применяется и определениесредних величин полученных показателей — среднего арифметического (например,среднего количества ошибок за контрольную работу, выявленных в двух классах),медианы, определяемой как показатель середины ряда (например, при наличиипятнадцати учащихся в группе это будет оценка результатов восьмого ученика всписке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок).
При анализе иматематической обработке массового материала применяются статистические методы,в число которых входит вычисление средних величин, а также подсчет степенейрассеивания около этих величин — дисперсии, среднего квадратичного отклонения,коэффициента вариации и др.
3. Характеристика эмпирическихисследований
К методам эмпирическогоисследования следует отнести: изучение литературы документов и результатовдеятельности, наблюдение, опрос, оценивание (метод экспертов или компетентныхсудей), тестирование. К более общим методам этого уровня относятся обобщениепедагогического опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент. Они посуществу представляют собой комплексные методики, включающие определеннымобразом соотнесенные частные методы
Изучение литературы,документов и результатов деятельности. Изучение литературы служит методомознакомления с фактами, историей и современным состоянием проблем, способомсоздания первоначальных представлений, исходной концепции предмета, обнаружение«белых пятен» и неясностей в разработке вопроса.
Изучение литературы идокументальных материалов продолжается в ходе всего исследования. Ннакопленные факты ппобуждают по-новому продумывать иоценивать содержание изученных источников, стимулируют интерес к вопросам, накоторые ранее не было обращено достаточного внимания. Основательнаядокументальная база исследования — важное условие его объективности и глубины
Наблюдение. Очень широкометод, используемый как самостоятельно, так и в качестве составной части болеесложных методов Наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений спомощью органов чувств или их косвенном Восприятии через описание другиминепосредственно наблюдавшими людьми.
В основе наблюдения лежитвосприятие как психический процесс, но это вовсе не исчерпывает наблюдение какметод исследования. Наблюдение может быть направлено на изучение отсроченныхрезультатов обучения, на изучение изменений в объекте в течение определенноговремени. В таком случае результаты восприятия явлений в разное времясопоставляются, анализируются, сравниваются и только после этого определяютсярезультаты наблюдения. При организации наблюдения должны быть заранее выделеныего объекты, поставлены цели, составлен план наблюдения. Объектом наблюденияслужит чаще всего сам процесс деятельности учителя и ученика, о ходе ирезультатах которого судят по словам, действиям, поступкам, результатамвыполнения заданий. Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточениевнимания на тех или иных сторонах деятельности, на тех или иных связях ивзаимоотношениях (уровень и динамика интереса к предмету, способы взаимопомощиучащихся в коллективной работе, соотношение информативной и развивающей функцийобучения и т. д.). Планирование помогает выделить последовательностьнаблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Виды наблюдениймогут выделяться по различным признакам. По признаку временной организации.Различают наблюдение непрерывное и дискретное, по объему — широкое иузкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления илиотдельных объектов (монографическое наблюдение за отдельными учащимися,например). Опрос. Этот метод используется в двух основных формах: в видеустного опроса интервью и в виде письменного опроса – анкеты. Каждая из этихформ имеет свои сильные и слабые стороны.
Опрос отражаетсубъективные мнения и оценки. Нередко опрашиваемые догадываются, что от нихтребуется, и вольно или невольно настраиваются на требуемый ответ. Метод опросанадо рассматривать как средство сбора первичного материала, подлежащегоперепроверке иными методами.
Опрос всегда строитсяисходя из ожиданий, базирующихся на определенном понимании характера иструктуры исследуемых явлений, а также представлений об отношениях и оценкахопрашиваемых. Возникает, прежде всего, задача выявить объективное содержание всубъективных и часто несовпадающих ответах, выявить в них ведущие объективныетенденции, причины. Несовпадений в оценках. Затем возникает и решается задачасравнения ожидаемого и полученного, что может служить основанием длякорректировки или изменения первоначальных представлений о предмете.
Оценивание (методкомпетентных судей). По существу, это сочетание косвенного наблюдения и опроса,связанное с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентныхлюдей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяютобъективно оценить изучаемое. Этот метод весьма экономичен. Использование еготребует ряда условий. Прежде всего, это — тщательный подбор экспертов — людей,хорошо знающих оцениваемую область, изучаемый объект и способных к объективнойи непредвзятой оценке.
Изучение и обобщениепедагогического опыта. Научное изучение и обобщение педагогического опытаслужит различным исследовательским целям; выявлению существующего уровняфункционирования педагогического процесса, узких мест и конфликтов, возникающихв практике, изучению Эффективности и доступности научных рекомендаций выявлениюЭлементов нового, рационального, рождающегося в каждодневном творческом поискепередовых педагогов. В своей последней функции метод обобщения педагогическогоопыта предстает в его наиболее распространенной форме как метод обобщенияпередового педагогического опыта. Таким образом, объектом изучения может бытьмассовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (длявыявления характерных недостатков и ошибок), но особое значение имеет изучениепередового опыта, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достояниемнауки и практики ценные крупицы нового, найденные в массовой практике:оригинальные приемы и их сочетания, интересные методические системы (методики).
Опытная педагогическаяработа. Если речь идет об обобщении опыта, то ясно, что научное изысканиенепосредственно вытекает из практики, следует за ней, способствуякристаллизации и росту рождающегося в ней нового. Но такое соотношение науки ипрактики в наши дни не является единственно возможным. Во многих случаях наукаобязана опережать практику, даже передовую, не отрываясь, однако, от еезапросов и требований.
Метод внесенияпреднамеренных изменений в учебный и воспитательный процесс, рассчитанных наполучение воспитательного и образовательного эффекта, с их последующейпроверкой и оценкой и есть опытная работа.
Дидактическийэксперимент. Экспериментом в науке называется изменение или воспроизведениеявления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях Характернаячерта эксперимента запланированное вмешательство человека в изучаемое явление,возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемыхусловиях. Этот метод позволяет разложить целостные педагогические явления на ихсоставные элементы. Изменяя (варьируя) условия, в которых эти элементыфункционируют, экспериментатор получает возможность прослеживать развитиеотдельных сторон и связей, более или менее точно фиксировать полученныерезультаты. Эксперимент служит проверке гипотезы, уточнению отдельных выводовтеории (эмпирически проверяемых следствий), установлению, и уточнению фактов
Реальному экспериментупредшествует мысленный. Проигрывая мысленно различные варианты возможныхэкспериментов, исследователь отбирает варианты, которые подлежат проверке вдействительном эксперименте, а также получает предполагаемые, гипотетическиерезультаты, с которыми сравниваются результаты, полученные в ходедействительного эксперимента.
4. Характеристика теоретическихисследований
В силу обобщающегохарактера теоретического исследования все его методы имеют широкое полеприменения, носят достаточно общий характер. Это методы теоретического анализаи синтеза, абстрагирования и идеализации, моделирования и конкретизациитеоретического знания. Рассмотрим эти методы.
Теоретический анализ исинтез. На теоретическом уровне исследования очень широко используются многиеформы логического мышления, в том числе анализ и синтез, особенно анализ,заклт9чающийся в разложении изучаемого на единицы, позволяющий вскрытьвнутреннюю структуру объекта. Но ведущую роль по сравнению с анализом втеоретическом исследовании играет синтез. На основе синтеза предметвоссоздается как субординированная система связей и взаимодействий с выделениемнаиболее существенных из них.
Путем анализа и синтезатолько и можно вычленить объективное содержание, объективные тенденции всубъективной по форме деятельности учащихся и педагогов, «схватить»несоответствия, «уловить» реальные противоречия в развитии. Педагогическогопроцесса, «увидеть» такие формы и стадии процесса, которые запроектированы, нопока еще реально не существуют.
Абстрагирование — конкретизация и идеализация. С анализом и синтезом теснейшим образом связаныпроцессы абстрагирования и конкретизации.
Под абстракцией(абстрагированием) обычно понимают процесс мысленного отвлечения какого-либосвойства или признака предмета от самого предмета, от других его свойств. Этоделается для того, чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от другихпредметов и от других свойств, признаков. Особенно ценна абстракция для технаук, в которых невозможен эксперимент, применение таких средств познания, какмикроскоп, химические реактивы и т. п.
Существует два видаабстракции: обобщающая и изолирующая. Первый вид абстракции образуется путемвыделения у многих предметов общих одинаковых признаков. Изолирующая абстракцияне предполагает наличия многих предметов, ее можно совершить, имея всего одинпредмет. Здесь аналитическим путем вычленяется нужное нам свойство сфиксированием на нем нашего внимания. Скажем, педагог выделяет из всегомногообразия признаков учебного процесса один — доступность учебного материала— и рассматривает его самостоятельно, определяя, что такое доступность, чем онаобусловлена, как достигается, какова ее роль в усвоении материала.
Моделирование. Широкоеприменение в теоретических исследованиях находит прием сравнения и, особенно,аналогия — специфический вид сравнения, позволяющий устанавливать подобиеявлений.
Аналогия дает основаниедля выводов об эквивалентности в определенных отношениях одного объектадругому. Тогда более простой по структуре и доступный изучению объектстановится моделью более сложного объекта, именуемого прототипом (оригиналом).Открывается возможность переноса информации по аналогии от модели к прототипу.В этом сущность одного из специфических методов теоретического уровня — методамоделирования. При этом возможно полное освобождение мыслящего субъекта отэмпирических посылок заключения, когда сами умозаключения от модели к прототипуприобретают форму математических соответствий (изоморфизма, гомоморфизмаизофункционализма), а мышление начинает оперировать не реальными, а мысленнымимоделями, воплощающимися затем в форме схематических знаковых моделей (графиков,схем, формул и т. п.).
Модель — вспомогательныйобъект, выбранный или преобразованный человеком в познавательных целях, дающийновую информацию об основном объекте. В дидактике предприняты попытки создатьпока на качественном уровне модель учебного процесса в целом. Модельное жепредставление отдельных сторон или структур обучения практикуется уже довольношироко.
Моделирование втеоретическом исследовании служит также задаче конструирования нового, несуществующего еще в практике. Исследователь, изучив характерные черты реальныхпроцессов и их тенденции, ищет на основе ключевой идеи их новые сочетания,делает их мысленную компоновку, т. е. моделирует потребное состояние изучаемойсистемы. Особым видом моделирования, основанного на идеализации, можно считатьмысленный эксперимент. В таком эксперименте человек на основе теоретическихзнаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты,соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно, то движениеи те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании.
Конкретизациятеоретического знания. Чем выше степень абстрагирования, удаления отэмпирического основания, тем ответственнее и сложнее процедуры, необходимые длятого, чтобы. Результаты теоретического поиска приобрели форму знания, готовогодля использования в науке и практике.
Возникает, прежде всего,задача «вписать полученное знание в систему существующих теоретическихпредставлений. Это знание может углубить, развить, уточнить существующие теории,выяснить их недостаточность и даже «взорвать» их.
Конкретизация —логическая форм а, являющаяся противоположностью абстракции. Конкретизациейназывается мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранееабстракций. При — конкретизации понятий происходит обогащение их новымипризнаками.
Конкретизация,направленная на воспроизведение развития предмета как целостной системы,становится особым методом исследования. Конкретным здесь называется единствомногообразия, сочетание многих свойств, качеств предмета; абстрактным,наоборот, одностороннее, изолированное от других моментов его свойство.
Метод конкретизациитеоретических знаний, набирающий в себя многие логические приемы и операции,применяемые на всех этапах исследования, позволяет, таким образом, перевестиабстрактное знание в знание мысленно-конкретное и конкретно-действенное, даетнаучным результатам выход в практику
5. Пути внедрения результатовисследования
Самое важное взавершенном педагогическом исследовании – это внедрение его результатов впрактику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий,реализуемых в определенной последовательности, включающих информированиепедагогической общественности о полученных выводах или выявленныхзакономерностях, дающих основание для внесения каких-либо изменений в практику(через педагогическую печать, в устных выступлениях и т. д.); создание новыхучебных и методических пособий, базирующихся на полученных данныхэкспериментального исследования (например, при перестройке обучения в начальнойшколе); разработка методических инструкций и рекомендаций и т.д. При этом еслиподтверждается эффективность и действенность каких-либо педагогических находокучителей-практиков и они получают научное осмысление, интерпретацию иобоснование, организуется пропаганда их опыта, показывается возможностьпереноса его в иные условия (например, так была организована пропаганда опыталипецких учителей, усовершенствовавших методику организации урока).
Залогом успешноговнедрения и распространения результатов педагогических исследований иизученного и научно обоснованного передового опыта является творческоесодружество учителей и работников педагогической науки, интерес учителей кчтению научно-педагогической и методической литературы, стремление лично,непосредственно участвовать в опытной и экспериментальной работе, особенно натом этапе, когда организуется массовая проверка новых учебно-методическихматериалов, в которых заложены новые идеи и отражены результаты научно-педагогических исследований.
Знание основных методовведения педагогических исследований необходимо каждому творчески работающемуучителю, который должен знать и уметь применять эти методы, как для изученияопыта других учителей, так и для организации проверки на научной основе своих собственныхпедагогических находок и открытий, применяемых в иных условиях.
В наиболее общем видесистема действий по изучению той или иной педагогической проблемы может бытьсведена к следующему:
· выявлениепроблемы, определение истоков ее возникновения, уяснение ее сущности ипроявления в практике работы школы;
· оценка степени ееразработанности в педагогической науке, изучение теоретических концепций иположений, связанных с областью исследования;
· формулировкаконкретной проблемы исследования, задач, которые ставит перед собойисследователь, гипотезы исследования;
· разработка своихпредложений по решению данной проблемы; опытно-экспериментальная проверка ихдейственности ню результативности;
· анализ данных,свидетельствующих о степени действенности и результативности предлагаемыхнововведений;
· рекомендации поболее широкой их проверке на практике в случае получения положительныхрезультатов;
· рекомендации поих внедрению в практику в случае получения в условиях достаточно широкойэкспериментальной проверки данных, подтверждающих целесообразность примененияпредлагаемых нововведений;
· выводы о значениирезультатов конкретного исследования для разработки соответствующей областипедагогической науки.
Заключение
Итак, мы рассмотрелиосновные методы педагогического, исследования. Как же из этих отдельных методовсложить обоснованную методику исследования, пользуясь которой можно решитьпоставленные задачи?
Прежде всего, необходимоисходить из положения о том, что сущность метода определяется не совокупностьюприемов, а их общей нацеленностью, логикой движения ищущей мысли, следующей заобъективным движением предмета, общей концепцией исследования. Метод — это,прежде всего схема, модель исследовательских действий и приемов, а уже затем —система реально осуществляемых действий и приемов, служащих доказательству ипроверке гипотезы в плане определенной педагогической концепции.
Суть же методики в том,что это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное инадежное решение проблемы. Тот или иной набор методов, объединенных в методику,всегда выражает планируемые способы обнаружения несоответствий, разрывов внаучном знании, а затем служит средством устранения разрывов, разрешениявыявленных противоречий.
Естественно, что выборметодов во многом определяется уровнем, на котором ведется работа (эмпирическийили теоретический) характером исследования (методологическое, теоретическоеприкладное) содержанием его конечных и промежуточных задач.
Можно указать на рядхарактерных ошибок при выборе методов:
· шаблонный подходк выбору метода, трафаретное его использование без учета конкретных задач иусловий исследования; универсализация отдельных методов или методик, например,анкетного опроса и социометрии;
· игнорирование илинедостаточное использование теоретических методов, особенно идеализации,восхождения от абстрактного к конкретному;
· неумение изотдельных мётодов составить целостную методику, оптимальным образомобеспечивающую решение задач научного поиска.
Любой метод сам по себепредставляет полуфабрикат, заготовку, которую нужно модифицировать,конкретизировать применительно к задачам, предмету и конкретно к условиямпоисковой работы.
Наконец, нужно подумать отаком сочетании исследовательских методов, чтобы они удачно дополняли другдруга, раскрывая предмет исследования полнее и глубже, чтобы была возможностьрезультаты, полученные одним методом, перепроверить, используя другой.Например, результаты предварительных наблюдений и бесед с учащимися полезноуточнить, углубить, проверить, анализируя результаты контрольных работ илиповедение учащихся в специально созданных ситуациях.
Сказанное позволяетсформулировать некоторые критерии правильности выбора метода исследования:
1. Адекватность объекту,предмету, общим задачам исследования. Накопленному материалу.
2. Соответствиесовременным принципам научного исследования.
З. Научнаяперспективность, т. е. обоснованное предположение о том, что выбранный методдаст новые и надежные результаты.
4. Соответствиелогической структуре (этапу) исследования.
5, Возможно более полнаянаправленность на всестороннее и гармоническое развитие личности обучаемых,потому что исследовательский метод во многих случаях становится методомобразования и воспитания, т. е. «инструментом прикосновения к личности».
6. Гармоническаявзаимосвязь с другими методами в единой методической системе.
Все составные элементыметодики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачамисследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципампедагогического исследования.
Использованная литература
1. Загвязинский В.П. Методология иметодика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 147 с.
2. Педагогика: учеб. пособие для студентовпед. ин-тов/П 24 Под ред. Ю.К. Бабанского. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с.
Интернет-ресурсы
3. student.psi911.com/lektor/pedpsi_035.htm
4. www.ido.edu.ru/psychology/pedagogical_psychology/2.html
5. (http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/985/985126.htm;см. статью Борисовой Е.М. «Основы психодиагностики»).