Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
ГОУ СПО
Краснодарский педагогический колледж№ 3 Краснодарского края
Отделение дошкольного образования
Курсовая работа по теме:
Влияние и значение объектов природы иприродных материалов на сенсорное развитие детей дошкольного возраста
2010
План
Введение
1. Природа какобщечеловеческая ценность
2. Научная основасодержания экологического воспитания детей дошкольного возраста
3. Методыэкологического воспитания детей дошкольного возраста
3.1 Создание эколого-развивающейсреды – ведущий метод экологического воспитания дошкольников
3.2 Влияние элементарной поисковойдеятельности на сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста
3.3 Труд в природе детей старшегодошкольного возраста — как метод сенсорного воспитания
4. Роль семьи вэкологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Богат, прекрасен ибесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в это мир,раскрыть его неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долгвзрослых. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнкапо земле. Именно с этого должна начинаться система непрерывного экологическогообразования – со сферы дошкольного образования.
Актуальность выбранноймной темы заключается в следующем: человечество является главным фактором впоявлении экологических проблем на планете.
Только сейчас обществоначинает понимать, что появившиеся проблемы возникли вследствие его женеправильной деятельности на Земле, и они не исчезнут сами собой.
Что необходимо направитьвсе силы на ликвидацию этих проблем, на сохранение природных ресурсов, техбогатств природы, без которых человек просто не сможет обойтись.
А для того, чтобыграмотно помочь природе, прежде всего, нужна экологическая образованность.
Без определённых знанийэкологических основ и законов природы человек не сможет помочь природе, а то ивовсе навредить ещё больше своей безграмотностью.
Именно поэтому такнеобходимо как можно раньше начинать детей знакомить с природой, прививать кней любовь с самых ранних лет, чтобы в будущем они не повторяли ошибоксовременного общества, а оно в свою очередь должно постараться привести в нормунынешнее состояние природной среды для наших же детей.
Можно сказать, что всёэто составляет единую цепочку: мы формируем с ранних лет у детей экологическуюкультуру, следовательно, они, когда вырастут, будут любить, понимать и самоеглавное беречь природу, и тогда не будет экологических проблем не планете.
Цель исследования: изучитьвлияние и значение объектов природы и природных материалов на сенсорноеразвитие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
· изучить ипроанализировать литературу по вопросам экологического образования детейдошкольного возраста;
· изучить методы иприёмы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста;
· провестианкетирование среди родителей подготовительной группы №3, в ДОУ №138, с цельюпроверки работы родителей с детьми по формированию экологической культуры внеДОУ;
· исследовать методыи приемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста посредством объектовприроды и природных материалов.
1. Природа какобщечеловеческая ценность
Форум в Рио-де-Жанейро– глобальный взгляд на планету
В 1992 г. вРио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде – грандиозноесобытие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участникованализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 – 1992 гг.)планеты. Отмечалось, что проводимые ранее мероприятия носили локальный характери не оказали существенного влияния на изменение экологической ситуации в мире.Было также констатировано, что экономика развитых стран расточительна по своейсущности, ее модель не может быть рекомендована развивающимся странам. Форум вРио выделил важные аспекты целостного развития человечества на планете. [11,9стр.]
Форум в Рио – этоосмысление мировым сообществом глобальных экологических проблем, выражающемуугрозу всему живущему на Земле. Важным аспектом форума стал разговор очеловеческом факторе – значении всех и каждого в реализации решений,выработанных на нем.
«Все, кто участвовал вэтом замечательном событии, — заявил Морис Стронг, — несут ответственность зато, чтобы дорога после Встречи на высшем уровне на деле стала путем к более стабильному,безопасному и справедливому будущему для всего человечества».
Человеческий фактор – этоэкологическое мышление, экологическое сознание, экологическая культура всехтех, от кого зависит выполнение программы конференции ООН в Рио:
· властные структурыдолжны ратифицировать документы форума, выработать программы и реализовать ихна своих территориях;
· неправительственныеорганизации могут играть важную роль в формировании политики в областиокружающей среды;
· представителиделового мира, ученые, фермеры, трудящиеся в профсоюзы могут способствоватьповышению эффективности использования природных ресурсов, земель и водныхзапасов;
· женщины,обладающие знаниями и опытом в деле рационального использования и охраныприродных ресурсов, могут оказать неоценимую помощь в решении вопросовокружающей среды;
· молодежь и дети,составляющие почти треть населения планеты, должны иметь возможность высказатьсвое мнение: в стратегии развития следует обеспечить права молодежи наприродные ресурсы, программы и мероприятия развития должны гарантировать ейбезопасное будущее.
Совершенно очевидно, чточеловеческий фактор на данном этапе планетарного развития приобретает решающееразвитие, поэтому необходимы просвещение всей категории населения, подготовкакадров по возможным проблемам окружающей среды.
Участники Форума в Риообсуждали перспективу и программу развития цивилизации в новом тысячелетии.Была принята Концепция устойчивого развития как новая стратегияприродопользования, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии сприродой. [11, 10]
Устойчивое развитие вэтой Концепции определяется как развитие, позволяющее обеспечить стабильныйэкономический рост без деградации природной среды и способное удовлетворитьпотребности как ныне живущих, так и будущих поколений людей. Для такогоразвития необходимо осознание всем человечеством сохранения историческисложившейся естественной среды обитания, сохранения природно-ресурсногопотенциала биосферы как фактора выживания цивилизации и каждого человека в отдельности.[11, 11]
Экономический аспектустойчивого развития предполагает, прежде всего уменьшение потребленияприродных ресурсов биосферы, изменение производственно-хозяйственнойдеятельности, т.е. ее рационализация, усовершенствование посредством использованияновы технологий. [11, 12]
Экологический аспектустойчивого развития особенно значим. В настоящее время всем очевидна опасностьсложившейся в мире экологической ситуации: если не остановить деградациюприроды, которая происходит под влиянием человеческой деятельности, то сам факттрадиционного существования биосферы и выживания современной цивилизацииокажется под вопросом.
В настоящее время планетуодолевают природные и антропогенные катаклизмы. Природные – извержениявулканов, цунами, сильнейшие ливни и наводнения рек, ураганы. Антропогенные(технологические) – это очевидный результат совокупной деятельности населенияпланеты. Человечество стало планетарной силой, которая может изменить привычныйбег времен. [11, 13-14]
Что же нужно для того,чтобы достигнуть высокого качество жизни и начать подниматься по ступенькамновой цивилизации? Философы и экологи однозначно отвечают – необходима массоваяэкологическая культура. Путь к ее формированию – это дальнейшее развитиеэкологического образования:
· воспитание членовобщества, осознающих свою связь с природой, понимающих единство региональных иглобальных процессов биосферы, необходимость сохранения ее равновесия;
· привитие всемчленам общества сознания личной причастности к решению проблем окружающей среды;
· развитиепонимания каждым необходимости равновесия между удовлетворением собственныхпотребностей и теми последствиями, которые окажут эти действия на состояниеокружающей среды в будущем. [11, 15]
2. Научная основасодержания экологического воспитания детей дошкольного возраста
Все выдающиеся мыслителии педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитаниядетей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развитияума, чувств, воли. [11, 30]
Большое значение придавалприроде и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобысообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой,которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитаниядетей дошкольного возраста. [11, 30]
Е.Н. Водовозовараскрывает роль наблюдения как наиболее доступное средство ознакомлениямаленьких детей предметами и явлениями окружающей природы. По её мнению,наблюдение для детей даёт богатую пищу для развития детского ума и эстетическихчувств.
Е.И. Тихеева видела вприроде средство сенсорного воспитания детей.[11, 30стр.] Ведь действительно,природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широкоиспользовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Комплексное исследованиевопросов сенсорного воспитания дошкольников при продуктивной деятельности,осуществленное под руководством А.В. Запорожца и А.Г. Усовой показало, чтообучение и соответствующая организация изобразительной деятельности,конструирования, труда в природе, дидактические игры дают эффект в сенсорномразвитии ребенка. Дошкольники последовательно и целенаправленно познаютсвойства предметов – форму, размер, цвет, плотность и пр., соответствует навыкивосприятия.
В ряде научных трудов(А.И. Васильева, Н.К. Постникова, И.А. Хайдурова и др.) косвенно касающихсявопросов сенсорного развития детей показано значение анализирующего восприятия(умение видеть признаки объектов природы) для развития деятельности детей впроцессе познания старшими дошкольниками взаимосвязей в природе. Т.о.педагогические работы по ознакомлению дошкольников с природой раскрываютвозможность и необходимость формирования сенсорных навыков у детей.
Таким образом, по мнениюпрактически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромнуюроль в умственном, эстетическом и нравственном развитии (воспитании), асенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и ихвсестороннего развития. Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведьзнания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложатне просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогатьего, погладить, то есть обследовать. Тогда ребенок, опираясь на полученныйопыт, сможет намного лучше усвоить материал. В данном случае работаетпознавательный процесс – восприятие – ориентирующий ребенка в потоке признаков,воздействующих на него. Ведь известно, что, чем больше подключено анализаторов(слуховой + зрительный + анализаторный (тактильный) + и др.), то в процессеполучения новой информации, успешней будет ее усвоение.
Т.В. Башаева считает, чтовосприятие предмета с помощью разнообразных органов чувств дает полное иправильное представление о предметах, помогает узнавать предмет по одному илинескольким свойствам. Воспоминание о каком-либо ярком свойстве предмета можетвызвать у ребенка воспоминания обо всем предмете. В процессе включения всехорганов чувств в восприятие могут раскрывать индивидуальные способностиребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность каких-то органов.[1, 125]
Сенсорное развитие вдошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственныеспособности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи срасширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной. Началоразвитию мышления дает рука. Если ребенок трогает какой-нибудь предмет, томышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозги видеть, осязать, различать,запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя ихсо зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образцы ипредставления. [5, 14]
П.Н. Саморукова полагает,что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию исиле развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы нагляднопредстают перед детьми. Т.о. непосредственно, с помощью органов чувств,воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки,пространственное расположение. [10, 43]
В старшем дошкольномвозрасте у детей имеется ряд особенностей в сенсорном развитии, которыенепременно должны учитываться в работе с детьми:
· зрительноевосприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
· до концаосваиваются сенсорные эталоны;
· возрастаетцеленаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
· с установлениемвзаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется. [16, 156]
Итак, подводя итог, можноутверждать, что сенсомоторное развитие составляет основу умственного воспитания.Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количествамежсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении функции исследования.Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чемлучше ребёнок двигается, тем лучше он будет говорить. [2, 13]
Схема, показывающаявлияние сенсомоторного развития на умственное воспитание представлена вПриложении № 1.
3. Методыэкологического воспитания детей дошкольного возраста
3.1 Созданиеэколого-развивающей среды – ведущий метод экологического воспитаниядошкольников
экологическийвоспитание сенсорный дошкольный
Первоначальные элементыэкологической культуры складываются на основе взаимодействия детей подруководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает:растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми изматериалов природного происхождения. [7, 7]
Одним из важных условийреализации системы экологического образования в дошкольном учреждении являетсяправильная организация и экологизация развивающей предметной среды. В настоящеевремя наблюдается определенное противоречие между естественной потребностьюребенка как живого существа в общении с природой и отчуждением его от природы,что осложняет процесс экологического образования. Это отчуждение может бытьчастично преодолено посредством экологизации развивающей предметной среды. Главнойзадачей является создание условий для формирования у ребенка элементомэкологической культуры, экологически грамотного поведения.
Среда в дошкольномучреждении должна способствовать:
— познавательномуразвитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментированияс природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживойприроды; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов наинтересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
— эколого-эстетическомуразвитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам,формирование умения видеть красоту природного мира, разнообразие его красок иформ; предпочтение объектов природы их имитации, искусственным объектам);
— оздоровлению ребенка(использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров,игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения;грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий,занятий на свежем воздухе);
— формированию нравственныхкачеств ребенка (создание условий для регулярного ухода за живыми объектами иобщения с ними, воспитание чувства ответственности, желания и умения сохранитьокружающий мир природы);
— формированиюэкологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования;ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
— экологизации различныхвидов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природнымматериалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности ит.п.).
Таким образом,экологизация развивающей предметной среды должна способствовать реализации всехкомпонентов содержания образования: познавательного, нравственного, ценностногои деятельностного.
Любая развивающая средасостоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет своюфункциональную роль. [14, 261-263]
В старших группах следуетпродолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус),совершенствовать координацию руки и глаза, закреплять знание эталонов – все этипрограммные задачи можно осуществить с помощью труда в природе и живом уголкегруппы. [13, 173]
Организация работы сдетьми.
Уголок в группе.
В этом уголке размещаютсяприродные объекты для ухода и наблюдения за ними. Как правило, это аквариум,клетка с попугаем или хомячок. Конечно разнообразные растения. Здесь женаходятся книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих объектах, предметыдля ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группахпозволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать однии те же объекты для различных целей. Большое внимание на ребенка оказываеттакже возможность постоянно общаться с живыми существами и заботиться о них. [14,331-332]
В уголке частоорганизовывается дежурство, дети выполняют поручения, связанные с уходом заживотными и растениями.
В дошкольном учреждениимогут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
· безопасны дляжизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения,агрессивные и непредсказуемые в своём поведении животные)
· неприхотливы сточки зрения содержания и ухода (хорошее содержание растений и животных недолжно отнимать у воспитателя много времени, сил, внимания). [12, 17]
Живой уголок – этопрекрасное место для организации наблюдений. Однако во многих детских садахакцент во время занятий делается исключительно на чисто зоологических иботанических знаниях. Например, дошкольники заучивают достаточно сложныеназвания комнатных растений, причем ребенку полагается знать определенноеколичество названий (типично репродуктивный подход в обучении). Такоемеханическое запоминание способствует развитию памяти и кругозора, но никоимобразом не влияет на мышление ребенка, его эмоции. С точки зрения экологииважно на примере тех же комнатных растений показать связи живых организмов сокружающей средой, выяснить, как тот или иной организм приспособлен к средеобитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другиеособенности, сформировать понимание у ребенка зависимости жизни растения от егособственных действий. [14, 313]
Важно постепенно приучатьдетей к определенным правилам поведения в общении с животными: наблюдать заними лучше всего в спокойной, тихой обстановке, когда животное не боится иведет себя естественно. Ребенок должен уважать покой, состояние животных, такойподход не менее важен, чем уход за ними. Желательно перед посещением уголкауспокоить детей, настроить их на соответствующее поведение, объяснить, на чтоможно сегодня обратить внимание и почему не нужно прыгать, кричать возлеживотных. [14, 315]
Уход за животными,растениями – направление, достаточно хорошо разработанное в дошкольнойпедагогике. Важно, чтобы каждый ребенок выбрал для ухода то растение, животное,которое ему больше всего нравится, то есть общался с живыми объектами пожеланию, а не по указанию взрослых. Нужно познакомить детей заранее сособенностями растений, животных. Важно также объяснить дошкольникам, чтоживотным не подходит «человеческая пища». Кроме того, животных нужно кормитьопределенное количество раз определенным объемом пищи. Для более эмоциональногоконтакта дети могут дать имена обитателям уголка. [14, 316]
Интерес к объектам живогоуголка может служить хорошей основой для организации занятий, игр,способствующих общему развитию детей. (см. Приложение № 2)
В уголке природыжелательно должны находиться также разнообразные коллекции из собранногоприродного материала, иногда их называют зонами коллекций. Эти зоныпредназначены для знакомства детей с различными природными объектами, дляразвития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорныхнавыков. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или на полках науровне глаз ребёнка. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:
· доступностьобъектов для сбора детьми;
· разнообразие;
· краеведческийаспект (т.е. в коллекциях должны быть представлены природные объекты местности,где располагается дошкольное учреждение – это составляет базовое ядроколлекций.)
· страноведческийаспект (коллекции могут пополняться за счёт материала, привозимогодошкольниками и их родителями из различных регионов России и других стран,которые они посещают во время различных путешествий, отдыха.)
· природоохранныйаспект. [14, 269]
Коллекции сухих листьев.
Наверное, не найдетсядетского сада, который бы не собирал осенью разнообразные листья. Гербарий изтаких листьев вполне может пополнить ваши коллекции, особенно если вэкологической комнате уже есть семена, плоды этих растений. Самые красивыелистья можно расположить на стене в рамках под стеклом, поместив на ткань(мешковину, ткань для вышивания) или плотную рельефную бумагу.
Коллекции коры деревьев(кустарников).
Кора разных деревьевотличается по толщине, трещиноватости, шероховатости, цвету и даже запаху.Желательно, чтобы в коллекциях присутствовали образцы разных пород. При этомнужно помнить, что снимать кору можно только со старых, упавших или спиленныхдеревьев (в лесу, на даче), а не с живых. Прежде всего, рекомендуется иметькору известных деревьев, например, дуба (толстая, трещиноватая, темная), березы(у берез разного возраста кора отличается); сосны (разная по толщине, цвету,хорошо выраженный запах) и других. Коллекцию можно дополнить небольшимиветочками деревьев и кустарников и корой с лишайниками, мхами, небольшиминаростами, грибами. Коллекция коры является прекрасным объектом для работы:дети могут определять кору на ощупь, по запаху. Кору разных деревьев можнохранить в коробочках или прикрепив к длиной полоске ткани, разместить на стене.
Коллекции песка, глины,почвы
Как правило, ни дети, нивзрослые не представляют себе, насколько разными бывают песок, глина, почва.Песок, например, различается по размерам зерен (крупные и мелкие зерна,одинаковые и разные по размеру), цвету (оттенкам), примесям (например,глинистый песок). Хорошо различаются речной и морской пески. Детям не нужнозаучивать все эти тонкости, важно, чтобы они представляли разнообразиеобъектов, причем к выводу о его существовании пришли на основании изученияколлекций. Глина бывает разной по цвету (примесям), степениводонепроницаемости. Хорошо приобрести для коллекции белую (каолиновую) глину,из которой делают посуду. [14, 279-280]
Также могут иметьсяколлекции, состоящие из ракушек, предметов, привезённых с морских побережий(морские звёзды, панцири крабов, кораллы и др.)
В зоне коллекций можноразместить и прозрачную, довольно высокую банку, которая поможет детямпредставить строение почвы (в очень упрощенном варианте). На дно банки насыпьтемелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, илипросто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений,сухими листьями (из парка, сквера, сада). [14, 280]
Коллекции песка, глины,почв лучше всего хранить в прозрачных емкостях одинаковой формы и размера(удобно для сравнения).
Таким образом, все вышеперечисленныесредства, имеющиеся в уголке природы, имеют очень большое значение в сенсорномвоспитании детей старшего дошкольного возраста. Дети имеют непосредственныйконтакт с ценными природными материалами, которые обогащают сенсорный опытдетей, который является основой для умственного воспитания детей дошкольноговозраста. Специально организованная экологическая среда в группе помогаетрешать множество задач воспитания и образования детей старшего дошкольноговозраста. Ребёнок познаёт, стремится охватить как можно больше в окружающей егодействительности и задача воспитателя – помочь ему это сделать.
Вариант зимне-весеннейработы в уголке природы представлен в Приложении № 3.
3.2 Влияниеэлементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей старшегодошкольного возраста
Особое значение дляразвития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязиприроды и человека. Овладение способами практического взаимодействия сокружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностныйрост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательнаядеятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальныхдействий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытыесущественные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующиедействия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковойдеятельности (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова). [4, 3]
Занимательные опыты,эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способовдействий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуальногоразвития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитиедвух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностьюопределяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослыми. [4, 4]
Опыт — это наблюдение,которое проводится в специально организованных условиях. [10, 117]
Опыты позволяют развитьнаблюдательность, активизировать познавательный интерес к природе имыслительную деятельность. При проведении опытов реализуются задачи исенсорного воспитания. Через опыты дети уточняют свои знания о свойствах и качествахобъектов природы (свойства снега, воды, растений и др.) Также, опыты имеютбольшое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Опыты проводятся состаршей группы детского сада, к тому времени у детей накопилось много знаний,которые необходимо уточнить, проверить с помощью элементарной поисковойдеятельности. Но в младших и средних группах тоже используются отдельныепоисковые действия.
Опыт или экспериментдолжен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили впроцессе труда и наблюдений. Дети непременно должны активно участвовать вопытах иначе нужный уточняющий и познавательный эффект не получится. Припроведении опыта ни в коем случае нельзя наносить вред и ущерб животным ирастениям. Детям должны быть понятны цель и задача опыта, и к тому же онидолжны самостоятельно высказывать собственные выводы и суждения, к чемуобязательно должен подвести детей воспитатель.
Примерный переченьинтересных опытов для детей старшего дошкольного возраста представлен в Приложении№ 4.
3.3 Труд в природедетей старшего дошкольного возраста – как метод сенсорного воспитания
Разнообразный труд вприроде — это, пожалуй, самый интересный вид деятельности для детей старшегодошкольного возраста. В процессе труда в природе у детей воспитывается любовь ибережное отношение к природе. У детей развивается интерес к трудовойдеятельности в целом, а также сознательное и ответственное отношение к ней.
Труд в природе имеетбольшое образовательное значение. Он расширяет кругозор, и позволяет приучитьдетей к коллективному труду, помогать друг другу и действовать сообща.
Следует отметить большоезначение труда в природе в сфере сенсорного воспитания детей старшегодошкольного возраста. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами,состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы длявыполнения трудового действия. [10, 131-132]
Как и в процессе работы вуголке природы (в группе), во время труда ребенок имеет постоянныйнепосредственный контакт с природными материалами, имеющими разнообразныесвойства и качества. Это почва, семена, листья растений, веточки, грунт,камешки, плоды, орехи, вода и многое другое. Дети, трудясь в природе, получаютхорошую «пищу для ума» через восприятие.
Труд в природе имеет иряд других, очень ценных преимуществ для всестороннего развития дошкольников:
· в процессе трудаформируются практические навыки ухода за растениями и животными;
· создаются благоприятныеусловия для физического развития (предметом пристального внимания оказываются внастоящее время вопросы физического и экологического воспитания детей, и это неслучайно, так как ухудшение здоровья дошкольников, отмечаемое в последние годы,во многом зависит от их экологического образования. [15, 4])
· удовлетворяютсяэстетические потребности детей;
· формируетсяинтерес к труду взрослых;
· усваиваются связимежду человеком и природой (только с помощью труда человека растениеразвивается и даёт плоды. [9, 128])
· труд в природепомогает развить чувство коллективизма;
· помогаетвоспитать бережное отношение к природе.
Но, очень важно знать то,что труд в природе будет иметь воспитательно-образовательное значение только втом случае, если его правильно организовать. Труд должен отвечать определённымгигиеническим и педагогическим требованиям:
ü должен быть разнообразным посодержанию;
ü регулярным;
ü посильным;
ü должен постепенно усложняться;
ü в труде должны формироватьсяпрактические навыки в единстве со знаниями;
ü безопасным. [10, 132-133]
Труд никогда не долженприменяться в виде наказания!
В подготовительной кшколе группе детей следует привлекать к сбору овощей на огороде, семян; сборуосенних листьев. Зимой дети могут помогать сгребать снег к стволам деревьев икустарников, выращивать зелёный корм для птиц и животных, находящихся в живомуголке группы. Весной дети могут сеять семена, летом — рыхлить почву, поливатьклумбы. [9, 134.]
Наблюдения и труд на участкев подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовыепоручения распределяются между группами и звеньями. Весной можно использоватьформу организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовоепоручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или другимдомашним животным, живущим на участке. Длительные поручения дают ииндивидуально. [6, 145]
Исходя из вышесказанного,можно сделать вывод о том, что труд детей дошкольного возраста в природе оченьважен для их развития, он носит воспитательно-образовательный характер ивсесторонне развивает дошкольника.
Посильная и интереснаяработа доставляет огромную радость детям, а это – основа для воспитания вдальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду. [10, 132]
Во время детского трудаполезно использовать пословицы, загадки, занимательный материал. Это поможетбольше активизировать детей и доставит им больше удовольствия от общения сприродой. Словесный материал представлен в Приложении № 5.
4. Роль семьи вэкологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста (практическаяработа)
Практическая работапроведена на базе ДОУ ЦЦР № 138 Краснодарского края, при участии родителейдетей подготовительной группы № 3 в количестве 13 человек.
Практическая работанаправлена на определение того, как семья влияет на воспитание в своих детяхэкологической культуры и в чем проявляется их работа над этой проблемой.
Родителям была предложенаанкета, состоящая из пяти вопросов:
1. Выезжаете ли выпо праздникам, выходным дням на природу, и как часто?
2. Смотрит ли вашребенок телепередачи о природе? Какие?
3. Есть ли у васдомашние животные? Если есть, то какую роль в уходе за ним выполняет вашребенок?
4. Рассказываете ливы вашему ребенку о природных явлениях, объектах, если он интересуется этим?
5. Воспитываете ливы в вашем ребенке любовь и бережное отношение к природе? Чему вы учитеребёнка? (например: не бросать мусор на землю, в траву и др.)
См. Приложение № 7.
В результатеанкетирования было выявлено, что из 13-ти семей:
1) 8 часто выезжаютна природу с ребёнком, что способствует познанию окружающего мира и получениюхорошего сенсорного опыта в результате непосредственного контакта с природой;
4 очень редко выезжают на природу сребенком, тем самым, ограничивая его в общении с природой;
1-на не имеет возможности выезжать наприроду, ребёнок ограничивается лишь прогулками во дворе и очень редкимипоездками на дачу.
2) Во всех семьяхдети регулярно просматривают телепередачи о природе, а некоторые приобретают DVD диски с экологическим содержанием.Это очень хорошо, так как дети получают интересные, подробные и достоверныефакты о живой и неживой природе, расширяя свой кругозор и устанавливая связимежду человеком и природой.
3) В 10-ти семьяхимеются домашние питомцы, в уходе за которыми ребенок принимает самуюнепосредственную роль. Очень хорошо, что родители понимают, как важен контактребёнка с животным. Животные оказывают положительное влияние на психикуребёнка, обеспечивает положительный настрой в процессе общения с животным ипосле него. Желание заботиться о животном помогает проявить активность втрудовой деятельности, привить бережное отношение и чувство ответственности залюбимого питомца;
В 2-х животных не имеется;
А в одной семьевыявилось негативное проявление по отношению к животным, что показываетэкологическую необразованность, прежде всего родителей. Именно родители должныс ранних лет воспитывать в ребёнке экологическую культуру. Должны подводить кпониманию ребёнком того, что животные и растения – это живые существа, которые,так же как и человек нуждаются в пище, благоприятных условиях, воде, воздухе иконечно заботе и уходе.
4) Во всех семьяхуделяют большое внимание художественной литературе о природе и рассказахродителями о ней детям, тем самым расширяя знания детей о природных объектах иявлениях, которые заложат основу экологической культуры дошкольника.
5) В 12-ти семьяхродители и родные стараются воспитывать в ребёнке элементарные навыки поведенияв природе, тем самым, прививая ребёнку бережное отношение к ней. В таких семьяхдети поймут, что если небрежно общаться с природой, то она больше не сможетдавать нам в полной мере то, что так ценно для человека – еда, вода, чистыйвоздух, природные ресурсы и другие не менее важные компоненты природы.
В результате проведённогоанкетирования среди родителей, тщательно проанализировав данные, можно сделать умозаключение:основная масса родителей относится к воспитанию экологической культурыдошкольников, то есть своих детей, с большой ответственностью. Часто ездят наприроду, смотрят и обсуждают телепередачи о живой и неживой природе, имеютдомашних питомцев, беседуют с детьми о поведении в природе и рассказывают оприродных объектах и явлениях, их значении для человека.
Вывод: в настоящее времяпроблеме экологического образования стали уделять больше внимания, чем ранее,наконец, осознав, что это очень необходимо в нашей действительности. Людипостепенно понимают значимость этой проблемы и стараются внедрить знания вобщество, для воспитания и становления экологической культуры. Помочь понять,что необходима осознанность поведения каждого человека, чтобы предотвратитьнадвигающийся экологический кризис. Давая экологические знания в дошкольномвозрасте, мы тем самым формируем начала экологической культуры и приобщаемдетей любить природу, сопереживать и бережно относиться к ней с самого детства- именно это должны помнить родители, воспитывая экологическую культуру в своёмребёнке.
Родителям, которые неуделяют особого внимания формированию экологической культуры, можно предложитьрекомендации, представленные в Приложении № 6.
Заключение
Природа планеты –уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная.
Долг взрослых — родителей,педагогов – научить любить и беречь природу. Необходимо ввести ребенка впрекрасный мир природы, раскрыть его красоту, необычность.
Помогают сформироватьэкологическую культуру такие методы, как труд детей в природе, в живом уголке,элементарная поисковая деятельность. На мой взгляд, эти методы являютсянаиболее эффективными в формировании экологической культуры у детей дошкольноговозраста, т.к. в процессе использования этих методов активизируетсямыслительная деятельность, психические процессы (памяти, мысли, воображения идр.), восприятие, ребёнок приобщается к труду взрослых, узнаёт новое иинтересное.
«Труд детей в природе» — это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значительныйрезультат. В труде идет активный процесс познания и применения полученныхзнаний.
«Работа в уголке природы»- поможет познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней. В процессеухода за животными и растениями, находящимися в уголке, дети получаютпредставление о разнообразии растительного и животного мира, о том, какрастение развивается и растет, условие для них нужно создавать.
«Элементарная поисковаядеятельность» — помогает развивать наблюдательность, активизирует мыслительнуюдеятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьмипричинно-следственных связей.
Таким образом цельисследования: изучить влияние и значение объектов природы и природныхматериалов на сенсорное развитие детей дошкольного возраста – достигнута.
Задачи:
o изучить и проанализировать литературупо вопросам экологического образования детей дошкольного возраста;
o изучить методы и приёмы формирования экологическойкультуры детей дошкольного возраста;
o провести анкетирование средиродителей подготовительной группы №3, в ДОУ №138, с целью проверки работыродителей с детьми по формированию экологической культуры вне ДОУ;
o исследовать методы и приемы сенсорноговоспитания детей дошкольного возраста посредством объектов природы и природныхматериалов – реализованы.
Результат исследованиярекомендовано использовать в практике работниками дошкольного учреждения,студентам педагогического колледжа, дошкольного отделения, а также для проверкиконсультаций с родителями детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Башаева Т.В.Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. – Ярославль, 1997.
2. «Вайнерман С.М. идр. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительномуискусству. – М., 2001.
3. Гурин Ю.В.Энциклопедия обучающих загадок. – М., 2002.
4. Дыбина О.В. и др.Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.,2001.
5. СТАТЬЯ,АВТОРЫ//Дошкольное воспитание. — № 11. – 2006.
6. Каменева Л.А. Какзнакомить дошкольников с природой. — М., 1983.
7. Кондратьева Н.Н.Мы. Программа экологического образования детей. – М., 2005.
8. Марковская М.М.Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
9. Методическиерекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой– М., 2005.
10. .Методика ознакомления детей сприродой в детском саду»./ Под ред. П.Г. Саморуковой — М., 1991.
11. .Николаева С.Н. Теория и методикаэкологического образования. – М., 2002.
12. Николаева С.Н. Методикаэкологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов. – М.,1999.
13. Николаева С.Н. Общение с природойначинается с детства. – Пермь, 1992.
14. Программа воспитания и обучения вдетском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.,2005.
15. Рыжова Н.А. Экологическое образованиев детском саду. – М., 2001.
16. Рунова М.А. и др. Ознакомление сприродой через движение: интегрированные занятия. – М., 2006.
17. Урунтаева Г.А. «Дошкольнаяпсихология». – М., 1997.
18. «Экологическое воспитаниедошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания./Автор-сост. С.Н.Николаева – М., 1998.