Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налогообложение производственных предприятий в условиях рыночной экономики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Правовое регулирование налоговыхотношений » на тему:
«Налогообложение производственных предприятий вусловиях рыночной экономики»
Выполнил
Специальность:               Налоги и Налогообложение
Группа
Проверил
Ростов-на-Дону
2005г.

Содержание.
Содержание
Введение
1. История налогообложения
производственных предприятий России
1.1Вторая половина XVIII века
1.2Период нерыночной экономики
2. Налоги Российской Федерации, ихзарубежные аналоги, уплачиваемые производственными предприятиями
2.1 Федеральные налоги и сборы
2.2 Региональные налоги и сборы
2.3 Местные налоги  и сборы
3. Налогообложение производственныхпредприятий  один из методов государственного регулирования  рыночной экономики
Заключение
Список литературы

Введение.
Производственные предприятия – реальныйсектор экономики, здесь создается основная часть ВВП. Благодаряперераспределительной функции налогов за счет производственной сферы финансируетсядеятельность государства в области медицины, науки, образования и т.д.
В России исторически сложилосьпреобладание косвенного налогообложения. В частности, в существующей на данныймомент налоговой системе России чётко прослеживается огромная фискальная рольтаких налогов как налог на добавленную стоимость (более 25% налоговых доходовконсолидированного бюджета или более 42% федерального бюджета), акцизы (более10% налоговых доходов консолидированного бюджета или более 13% федеральногобюджета).
В налоговой системеРоссии существуют налоги, вклад которых в бюджет не так велик, но роль которыхдля деятельности производственных предприятий в условиях рыночной экономикизначителен. К ним можно отнести налог на прибыль организаций (поступления от негов федеральный бюджет не столь значительны – 7,94% в 2004г.), оказывающий значительное влияние на формированиефинансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и на размерчистой прибыли, используемой предприятием на цели накопления, потребления, наинвестиционные процессы. Другим примером является налог на имуществопредприятий, который подталкивает предприятия  к более эффективному использованиюимущества (например, сдавать в аренду неиспользуемые помещения).

1.История налогообложения производственныхпредприятий России.
Как известно, всё познаётся в сравнении,то есть одним из методов анализа изучаемого явления является изучение динамикиего изменений (сравнение показателей настоящего и прошлого), а также сравнениепротивоположностей. Поэтому, рассматривая тему данной курсовой, следуетпосветить первую главу исторической составляющей этого вопроса.
 Вторая половина XVIII века.
Быстрый ростгосударственных расходов и переход Российской империи от натуральногокрепостного хозяйства к денежному во вто­рой половине XIX в., способствовалиширокому развитию налогообложения.
В течение1875-1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, по окончании реформ налоговая система дореволюционнойРоссии включала в себя такие налоги с предприятий: налог на недвижимость,промысловый налог и сбор с доходов от капитала.
К числу достаточнокрупных относился и налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики,складские помещения и другие строения). В указанный период он взимался поставке 9-10 %. Например, в 1890 г. это налогобеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн. руб. из 4,14 млн. руб. прямыхналогов, а в следующем году — 2,8 млн. руб.[1]
Развитиепромышленного производства в стране требовало изменения порядка налогообложенияи предприятий. В 1898г. введено новое Положение о Государственном промысловомналоге. В соответствии с названным актом, промысловое налогообложение предполагалоуплату основного и дополнительного налогов. Объектом промыслового налогаявлялась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков истраховых компаний. Основной налог являлся, по сути, патентным сбором. Дляэтого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8промышленных разрядов, на основании которыхвзимался основной промысловый налог. Для промышленных предприятий определяющимявлялось количество рабочих, объем производимой продукции и производственныемощности. В промышленности размер основного налога, в зависимости от разряда,составлял от 2 до 1500 руб.
Помимоосновного предусматривалась также уплата дополнительного налога, размерыкоторого зависели от основного капитала и прибыли предприятий. Публичнуюотчетность (декларации) о доходности в раскладочные присутствия были обязаныпредставлять промышленные предприятия с первого по пятый разряд. Ставкадополнительного налога на прибыль была прогрессивной и варьировалась от 3 до 14% (при норме прибыли превышающей 20 % с суммы превышения дополнительно взыскивалось10 %), при этом предприятия, имеющие менее 3 % прибыли, от уплаты налога наприбыль освобождались полностью. Налог с капитала уплачи­вался в размере 15коп. со 100 руб. нарицательной суммы основного капитала для предприятий сприбылью до 3 %, и 20 коп, для предприятий работающих с большей прибыльностью.Ежегодно основной промысловый налог приносил казне около 30 млн. руб., а дополнительный— 35 млн. руб.[2]
Однакоосновные суммы государственных доходов традиционно поступали в виде акцизов напродукты потребления. Например, в государственном бюджете Российской империи1890г. на долю косвенных налогов приходилось 475 млн. руб. или 45,4 % всехдоходов, а на прямые налоги — 177 млн. руб. и 16,9 % соответственно. Со временемдоля косвенных налогов возросла еще больше, при этом главное место средиисточников исполнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополиии акцизы на алкогольную продукцию.[3]

 Период нерыночной экономики.
Впослереволюционный период, начиная с октября 1917г. и до окончания военногокоммунизма действие всех налогов в РСФСР было приостановлено, а податныйаппарат полностью расформирован.
Споворотом к новой экономической политике, начался процесс поэтапноговосстановления финансовой системы государства. Была создана новая налоговаясистема.
Значительныепоступления в бюджет обеспечивал промысловый налог. В 1926г. онобеспечил свыше 450 млн. руб. или 18% дохода. Порядок уплаты этого налога имелмного общего с аналогичным налогом, существовавшим в дореволюционной России, итакже предполагал выкуп предприятиями патентов и взыскание уравнительногосбора. Следует обратить внимание па то, что ставки для государственных ичастных предприятий различались. [4]
Необходимость увеличенияналоговых поступлений привела к ши­рокому развитию косвенногоналогообложения, введению акцизов на табак, спички, спиртные напитки, пиво,мед, квас, минеральные воды, чай, кофе, сахар, соль, дрожжи, свечи, керосин исмазочные масла, резиновые галоши и текстильные изделия. Подобная обширность акцизногообложения определялась, прежде всего, слабой покупательной способностьюнаселения, которая препятствовала повышению ставок отдельных косвенных налогов.
Сложившаясяк 1930г. система государственных доходов харак­теризовалась множественностьюотдельных видов платежей, многократностью обложения налога одних и тех жетоваров.
Этасистема платежей, оправдавшая себя на первом этапе нэпа пришла в противоречие сновой обстановкой и новыми задачами хозяйственного развития. Поэтому былапроведена налоговая реформа, основной идеей которой было введение налога соборота и  отчислений от прибыли.
Решающеезначение среди платежей, унифицированных в налоге с оборота, имели акцизы ипромысловый налог.
Воснову построения налога  с оборота были положены следующие принципы: налогустанавливается в форме платежа, взимаемого в твердых ставках к о6оготу иливаловой выручке от реализации товаров. Этот платёж составляет часть цены товарав виде определенной ее доли, причем размеры изъятиядолжны дифференцироваться в зависимости от экономической роли, значения товараи отрасли хозяйства.
Современи его введения налог с оборота был первостепенным по своему удельномувесу источником доходов бюджета Советского Союза.
Второйосновной формой изъятия в госбюджет части накоплений социалистических предприятийи хозяйственных организаций, установленной налоговой реформой 1930г., являлисьдля госпредприятий отчисления от прибылей.
Накоплениягосударственных предприятий составляли собственность государства. Они моглиоставаться в распоряжении государственных предприятий лишь в той части, котораянеобходима для планомерного развития предприятия. Суммы накоплений, превышающиеэти потребности, должны передаваться в централизованный фонд ресурсов дляиспользования в других предприятиях и хозяйственных организациях дляфинансового обеспечения потребностей непроизводственной сферы.
Впрактике проведения налоговых реформы были установлены чрезмерно высокиеотчисления от прибылей. В бюджет должна была поступать вся прибыльгоспредприятий, за исключением лишь части, которая направлялась в фондулучшения быта рабочих, в «капитал расширения предприятия» и фонд премированияза рационализаторские предложения и изобретательство. Размер отчислений былодинаковым для всех предприятий госпромышленностчи (81 %), независимо отплановых потребностей предприятий в приросте оборотных средств и в капитальныхвложениях. Отчисления производились по плановой, а не по фактической прибыли споследующим перерасчетом после окончания года.
Этинедостатки были устранены в 1931—1932 гг. Уплата отчислений от прибылей иналога с оборота стала производиться не по плановой прибыли и плановомуобороту, а по фактической прибыли за потекший квартал по фактическим оборотамза истекший месяц. А также, чтобы усилить заинтересованность предприятийи хозяйственных организаций в росте накоплений, в их распоряжении оставались50% прибылей, полученных в результате перевыполнения плановых заданий.[5]

2. Налоги Российской Федерации, их зарубежные
аналоги, уплачиваемые производственными
предприятиями.
Налоговаясистема — это совокупность налогов, взимаемых государством в федеральный,региональные и местные бюд­жеты, а также принципов, форм и методов ихустановления, порядка изменения и отмены.
Как известно, российская налоговаясистема, какой она является на данный момент, была создана на «пустом месте»путём адаптации зарубежного налогового законодательства под суровые будни нашейстраны. Благодаря этому появилась возможность эффективно сравнивать показатели,характеризующие основные тенденции в области российского налогообложения истран с рыночной экономикой.
Налоговая система Россииявляется трёхуровневой вследствие федеративного устройства нашего государства.Первый уровень – федеральный, этому уровню соответствуют следующие налоги исборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налогна доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыльорганизаций, на добычу полезных ископаемых, на наследование или дарение, водныйналог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объемамиводных биологических ресурсов, государственная пошлина. В соответствии со ст.14 НК РФ к региональным налогам относятся: налог на имущество организаций,налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кместным налогам относятся: земельный налог,  на имущество физических лиц.
2.1 Федеральные налоги исборы.
Подфедеральными налогами и сборами понимают те, которые установлены статьёй 13Налогового Кодекса, и которые обязательны к уплате на территории всейРоссийской Федерации. Если рассматривать систему федеральных налогов  и сборовс точки зрения отнесения отдельных из них к группе налогов, которые уплачиваютпредприятия, то можно выделить следующие из них: НДС, акцизы, ЕСН, налог на прибыльорганизаций, водный налог, государственную пошлину.
Извышеизложенной группы можно выделить следующую подгруппу: налоги, взимаемые свыручки от реализации продукции (НДС и акцизы).
Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом и занимает ведущееместо в сумме налоговых поступлений при формировании федерального бюджета. Так,в федеральном бюджете на 2004г. в общей сумме налоговых доходов (2071384,5 млн.руб.) НДС составлял 988368,2 млн. руб., или 47,7% всех налоговых доходовфедерального бюджета. В составе доходов федерального бюджета на 2005 г. в сумме3326041,1 млн. руб. общая сумма НДС на товары (работы, услуги), реализуемые натерритории РФ, и на товары, ввозимые на территорию РФ, составила 1120751,3 млн.руб., по сравнению с 2004г. больше почти на 140 млрд. руб.[6]
Налогоплательщиками НДС всоответствии с гл. 21 Налогового кодекса признаются: организации,индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС всвязи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции: реализациятоваров на территории РФ, передача на территории РФ товаров для собственныхнужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога наприбыль, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления,ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговаябаза при реализации налогоплательщиком товаров определяется как стоимость этихтоваров, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, сучетом акцизов и без включения в них налога и налога с продаж.
Налоговыеставки установлены в размере 0, 10 и 18% от соответствующей налоговой базы.Налоговая ставка 0% применяется к товарам и работам непосредственно связанных срежимом экспорта, транзитом товаров через территорию РФ, работ выполняемых вкосмическом пространстве и т. д. Ставка10% применяется при реализацииопределенного вида продовольственных товаров, товаров для детей, периодическихизданий, медицинских товаров. По налоговой ставке 18% осуществляетсяналогообложение товаров, не указанных в вышеизложенных пунктах.[7]
Для налоговой системы Бельгии характерна роль косвенных налогов.Стандартная ставка НДС установлена в размере21%. От обложения НДС освобождены банки, страховые компании, услуги юристов,учителей, врачей, больницы, международные перевозки, поставки самолетов исудов.
Пониженные ставки налога установлены при строительстве жилых домов — 12%, на сельскохозяйственное сырье, медикаменты, книги, газеты, коммунальныеуслуги, услуги пассажирского транспорта, гостиничный бизнес — 7%.
В Испании же в общей сумме собираемости налогов ведущее местозанимают прямые налоги, на долю которых приходится более 60%, на долю же косвенныхналогов приходится около 25%.
Стандартная ставка НДС в Испании определена в размере 16 %. Пониженныеставки налога в размере 4 и 7% установлены для пищевых товаров, лекарств,газет, книг, услуг ресторанов, гостиниц, транспорта и продажи жилья. Экспорттоваров и услуг освобождается от НДС, импорт нет.
Предметы роскоши и автомобили облагаются по ставке 28%. Освобожденыот НДС медицинские, стоматологические,почтовые, образовательные, банковскиеи финансовые услуги, страхование, перепродажа недвижимости,благотворительная деятельность.[8]
Акцизы.Акциз является косвенным налогом. В федеральном бюджете на 2005 г. суммаакцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ,составляет 78 595,7 млн. руб., в том числе акцизы: на табачную продукцию — 28428,7 млн. руб.; на автомобильный бензин — 33 263 млн. руб.; на спирт этиловыйиз всех видов сырья — 4893,5 млн. руб.; на спиртосодержащую продукцию — 303,5млн. руб.; на дизельное топливо — 10 427,7 млн. руб.; на моторное масло длядизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 998,9 млн. руб.;автомобили легковые и мотоциклы — 280,4 млн. руб. Сумма акцизов по подакцизнымтоварам, ввозимым на территорию РФ, в федеральном бюджете на 2005 г. составляет6210,0 млн. руб.[9]
Всоответствии со ст. 179 гл. 22 НК РФ налогоплательщикамиакцизапризнаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемыеналогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.Вышеуказанные организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если онисовершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с НК РФ (гл. 22).
Подакцизнымитоварамипризнаются: спирт этиловый из всехвидов сырья, за исключением спирта коньячного;спиртосодержащая продукция с объемной долейэтилового спирта более 9%, алкогольная продукция (с объемной долей этиловогоспирта более 1,5%); пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше112,5 кВт (150л.с); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных(инжекторных) двигателей; прямогонный бензин.
Объектомналогообложенияпризнаются операции сподакцизными товарами. Налоговая базаопределяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров и подакцизногоминерального сырья в зависимости от применяемых в отношении этих товаров исырья налоговых ставок. Налоговые ставки определены по каждому видуподакцизного товара и подакцизного минерального сырья. Преимущественно ставкиустановлены в рублях и копейках за единицу измерения (специфические ставки).
В Соединенных ШтатахАмерики акцизы по сравнению с российскими подлежат сбору в региональныебюджеты. Акцизы собираются штатами за продажу спиртных напитков, бензина,дизельного топлива, природного газа, продуктов питания и других товаров иуслуг. Размер ставок в штатах колеблется от 3 до 5%.
Совсем по-особому стоитдело с налоговой системой Италии. Налог на добавленную стоимость введенна большую часть товаров и услуг. Налог на добавленную стоимость взимается: подифференцированным ставкам: льготной — 2%, основной — 9%, повышенной — 18 и38%, нулевой — 0,8%. Продукты питания, продаваемые через ресторан, бензин инефтепродукты облагаются по ставке 18%, предметы роскоши (меха, ювелирныеизделия, спортивные машины) — по ставке 38%, вследствие чего специальные акцизысохранились в налоговой системе только на отдельные виды товаров и услуг(сахар, алкогольные напитки, электроэнергия и др.). Ставки акцизовустанавливаются решением правительства.[10]
Налог, уплачиваемый изчистой прибыли-  налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются: российскиеорганизации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФчерез постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников вРФ.
Налогна прибыль организаций занимает скромное место в объеме налоговых доходов,поступающих в федеральный бюджет. Так, в федеральном бюджете на 2004г.налоговые доходы составляли 2 071 384,5 млн. руб. (или 75,9% всех доходовфедерального бюджета), из них налог на прибыль организаций составлял 164 587,4млн. руб. (7,94% всей суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет). Вфедеральном бюджете на 2005 г. сумма налога на прибыль организаций составляет259 003,3 млн. руб., она увеличилась по сравнению с 2004г. на 94 415,9 млн.руб.[11]
Объектомналогообложенияпо налогу на прибыльорганизаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целяхналогообложения признается полученные доходы, уменьшенные на величинупроизведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ. Вчастности, в этой главе для нахождения прибыли определены: доход от реализации,внереализационный доход, доходы не учитываемые при определении налоговой базы,расходы, расходы связанные с производством и реализацией, прочие расходы,амортизация имущества.
Налоговойбазой признаётся денежное выражение прибыли, т.е. полученные доходы,уменьшенные на величину произведенных расходов.
Налоговая ставка устанавливаетсяв размере 24%. При этом: сумма налога, исчисленная по налоговой ставке вразмере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная поналоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Налоговая ставка налога,подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может бытьпонижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговаяставка не может быть ниже 13,5%.
К налоговой базе,определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяютсяследующие ставки:
1)  9% — по доходам,полученным в виде дивидендов от рос­сийских организаций российскимиорганизациями и физически­ми лицами — налоговыми резидентами РФ;
2)  15% — по доходам,полученным в виде дивидендов от российских организаций иностраннымиорганизациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскимиорганиза­циями от иностранных организаций.
Аналог налога на прибыльорганизаций в зарубежных странах — корпорационныйналог — налог на доходы (прибыль) юридических лиц (объединений капиталов),взимаемый практически во всех развитых странах и подавляющем большинстверазвивающихся. Налог может иметь названия: а) налог на прибыль обществ(акционерных обществ); б) налог на общества; в) налог на доходы юридическихлиц.
Налогна прибыль корпораций в Германии: из подлежащей обложению прибыливычитаются пожертвования на общественные, научные и государственные цели,представительские расходы и другие расходы, предусмотренные законодательством.
Длямелких компаний, доход которых не превышает 10 тыс. марок, устанавливаетсянеоблагаемый минимум в разме­ре 5 тыс. Если доход свыше 10 тыс. марок,необлагаемый минимум сокращается.
Ставканалога на нераспределенную прибыль установлена в размере 45%, а на прибыль,распределенную по дивидендам -30%. То есть имеет место двойное обложениеприбыли на уровне компании и уровне акционера.
ВЯпонии же следующая ситуация: налог на прибыль корпораций зачисляется внациональный, префектурные и муниципальные бюджеты. Национальная ставкасоставляет 33,48%, префектурная — 5% от национальной (1,67% от прибыли) имуниципальная — 12,3% от национальной (4,12% от прибыли). Общая ставка налогаот прибыли составляет около 40%. Для предприятий малого бизнеса существуетширокая система льгот.[12]
Единый социальныйналог является одним из налогов, уплачиваемых предприятием вфедеральный бюджет.
Налогоплательщикаминалога признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации,индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2)индивидуальные предприниматели, адвокаты.
Объектомналогообложениядля налогоплательщиков,начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым игражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ,оказание услуг, а также по авторским договорам. Также объектом налогообложениядля налогоплательщиков, указанных в пункте 2, приведенном выше, признаютсядоходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности завычетом расходов, связанных с их извлечением.[13]
Налоговая базаопределяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленныхналогоплательщиками в пользу физических лиц, а также как сумма доходов,полученных налогоплательщиками от предпринимательской или иной профессиональнойдеятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Дляналогоплательщиков (работодателей) — организаций, индивидуальныхпредпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальнымипредпринимателями применяется ставка 26%. Для налогоплательщиков— сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народныххудожественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленныхнародов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования,применяется налоговая ставка 20%. Для индивидуальных предпринимателей иадвокатов применяют ставки в 10 и 8%.
Налогна социальное страхование в Испании выплачиваетсяработодателями в виде обязательных платежей по системе государственногосоциального страхования. При этом часть взносов уплачивается за счетработодателей и часть удерживается из заработков работников.
Работодатели платят 30%суммы выплаченных заработков плюс 0,8% и более в порядке страхования оттравматизма на производстве. С самих работников удерживается 6,4% из их зарплаты.С заработков, выплачиваемых за сверхурочные работы, взносы уплачиваются в размерах30% плюс 12 или 24% с работодателей и 6,4% плюс 2 или 4,8% с самих работников.[14]
Водный налог– налог, относимый на себестоимость продукции. Уплата водного налогаосуществляется налогоплательщиками в соответствии с положениями гл. 25.2 НК РФи нормативными актами Минфина России и Федеральной налоговой службы.
Налогоплательщиками водногоналога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное илиособое водопользование в соответствии с законодательством РФ.
Объектаминалогообложения водным налогом признаются следующие виды водопользования: заборводы из водных объектов; использование акваторий водных объектов, заисключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов беззабора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целейлесосплава в плотах и кошелях.
При заборе водыналоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта заналоговый период.
При использованииакватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях,налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензиина водопользование.
При использовании водныхобъектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяетсякак количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
При использовании водныхобъектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяетсякак произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговыйпериод, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава,выраженного в километрах, деленного на 100.
Налоговые ставкиустанавливаютсяпо бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. м3  забранной воды, в тыс. рублях в год за 1км2 используемойакватории, в рублях за 1 тыс. кВт·ч электроэнергии произведённойгидроэлектростанцией, в рублях за 1 тыс. м3 сплавляемой в плотах икошелях древесины на каждые 100км сплава.
Ставка водного налогапри заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливаетсяв размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.
Государственная пошлина уплачивается предприятиями (организациями) при обращении всуды, арбитраж, нотариальные конторы и иные государственные органы,уполномоченные совершать действия и выдавать документы, имеющие юридическоезначение.
Вчастности, в суде и арбитражном суде государственная пошлина взимается:
1)с подаваемых в суд исковых заявлений;заявлений по преддоговорным спорам; заявлений (жалоб) по делам особогопроизводства и кассационных жалоб;
2) за выдачу судом копий (дубликатов) документов;
3)с подаваемых в арбитражный суд исковыхзаявлений имущественного характера; исковых заявлений по спорам, возникающимпри заключении, изменении или расторжении договоров (контрактов); исковыхзаявлений неимущественного характера (в том числе о признании недействительнымиактов государственных и иных органов, о признании предприятий несостоятельными(банкротами) и т. д.).
Приобращении в нотариальные органы госпошлина взимается за совершение любыхнотариальных действий в уполномоченных на то государственных учреждениях: засоставление проектов сделок, доверенностей; выдачу свидетельств о праве нанаследство; удостоверение договоров имущественного найма, за выдачу копий(дубликатов) нотариально удостоверенных документов и т. д.
Государственнаяпошлина уплачивается (в зависимости от вида документа): до подачи заявления,при совершении оплачиваемых пошлиной действий или при выдаче оплачиваемогопошлиной документа.
Установленыразмеры государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий,связанных с государственной регистрацией выпусков эмиссионных ценных бумаг,размещаемых путем подписки, установлена в размере 0,2% номинальной суммывыпуска, но не более 100000 руб., а за государственную регистрацию выпускаэмиссионных ценных бумаг, за исключением случая регистрации такого отчетаодновременно с государственной регистрацией выпуска эмиссионных ценных бумаг,государственная пошлина установлена в размере 10 000 руб.
Государственнаяпошлина за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» иобразованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лицуплачивается при государственной регистрации юридического лица при его созданиилибо при регистрации соответствующих изменений учредительных документовюридического лица в размере 10 000 руб.[15]
Взарубежных странах аналогами государственной пошлины являются гербовые сборы,например в Швейцарии данные сборывзимаются при выпуске или увеличении номинала акций, выпуске облигаций и другихценных бумаг. Сбор по выпуску акций составляет 2%, по выпуску долговых обязательств- 0,12%, для среднесрочных банковских векселей -0,06%. Гербовые сборы длявнутренних ценных бумаг взимаются по ставке 0,15%, а для иностранных — поставке 0,3% относительно цены продажи или покупки ценных бумаг. Гербовым сборомоблагаются и страховые выплаты по ставке 5%.

2.2 Региональные налогии сборы
 
Налог на имуществоорганизаций устанавливается гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится вдействие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения вдействие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Устанавливаяналог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяютналоговую ставку в пределах, разрешенных гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплатыналога, формы отчетности по налогу. Законами субъектов РФ могутпредусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщикаминалога признаются: российские организации; иностранныеорганизации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянныепредставительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество натерритории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономическойзоне РФ.
Объектомналогообложениядля российскихорганизаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество,переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительноеуправление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансеорганизации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленнымпорядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговаябаза определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектомналогообложения, при этом имущество учитывается по его остаточной стоимости,сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерскогоучета, утвержденным в учетной политике организации.[16]
Налоговыеставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости откатегорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
ВЯпонии налог на имущество юридических лиц уплачивается по ставке, непревышающей 1,4% от стоимости имущества.
В Соединенных Штатах Америки ставки налога наимущество предприятий различаются по штатам. Минимальный размер ставкисоставляет 0,5%, максимальный- 5%.[17]
Транспортный налогустанавливается НК РФ (гл. 28) и законами субъектов РФ и вводится в действие всоответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате натерритории соответствующего субъекта РФ.
Вводя налог,законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налогав пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетностипо данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут такжепредусматриваться налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиком.
Налогоплательщиками налогапризнаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированытранспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложенияпризнаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машиныи механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушныетранспортные средства (далее — транспортные средства), зарегистрированные вустановленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база определяется:
1) в отношениитранспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортногосредства в лошадиных силах, за исключением транспортных средств, указанных впункте 2;
2) в отношении воздушныхтранспортных средств, для которых осуществляется тяга реактивного двигателя, —как паспортная статистическая тяга реактивного двигателя;
3) в отношении водных несамоходных (буксируемых)транспортных средств определяется валовая вместимость в регистровых тоннах;
4) в отношении водных и воздушных транспортныхсредств, не указанных в пунктах 1, 2 и 3, как единица транспортногосредства.[18]
Налоговыеставкиустанавливаются законамисубъектов РФ соответственно в зависимости от мощности тяги реактивногодвигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортныхсредств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортногосредства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровуютонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующихразмерах
Налоговыеставки, указанные в вышеприведенной таблице, могут быть увеличены (уменьшены)законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз.
Допускаетсяустановление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категориитранспортных средств, а также с учетом срока полезного использованиятранспортных средств.
ВБельгии местный налог на автотранспортные средства взимается со всехвладельцев автомобилей. Ставка налога зависит от мощности двигателя, грузоподъемности,вида средства. Сумма налога для легковых автомобилей с мощностью двигателясвыше 20 л.с. не превышает 0,1% его стоимости, для грузовых — не превышает0,2%.[19]

2.3 Местные налоги  исборы
 
Земельный налогустанавливается гл. 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительныхорганов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этихмуниципальных образований. Земельный налог относится к местным налогам. Вгородах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — земельный налогустанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплатена территориях указанных субъектов РФ.
Налогоплательщикаминалога признаются организации(предприятия) и физические лица, обладающие земельными участками на основанииправа собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненногонаследуемого владения.
Объектомналогообложенияпризнаются земельныеучастки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов Москвы иСанкт-Петербурга), на территории которых введен земельный налог.
Налоговаябазаопределяется как кадастроваястоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения всоответствии с гл. 31 НКРФ. Кадастровая стоимость земельного участкаопределяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налогоплательщики-организацииопределяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственногоземельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на правесобственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговыеставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органовмуниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) и немогут превышать:
1)0,3% в отношении земельных участков:
отнесенныхк землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственногоиспользования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного назначения;
занятыхжилищными фондами и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунальногокомплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект,не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунальногокомплекса) или представленных для жилищного строительства;
предоставленныхдля личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
2)1,5% в отношении прочих земельных участков.[20]
НКРФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимостиот категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

3. Налогообложение производственных предприятий –
один из методов государственного регулирования
рыночной экономики.
«Рынок – одно из величайших достиженийчеловеческой цивилизации. Он прошёл испытание временем и доказал свою огромнуюжизненную силу. Это подтверждается мировым опытом и зафиксировано наукой.Думается, есть основания утверждать, что новейшая история не знает ни одногопримера высокоразвитой, гибкой, эффективно функционирующей экономики безрынка». [21]
Как известно, в нашей стране именнопостроение рынка стало целью радикальных экономических преобразований последнихлет. Отказ от всеобъемлющего государственного регулирования, формирование новыхэкономических отношений на основе рынка, признание частной собственности исвободы предпринимательской деятельности – всё это способствовало становлению и бурному развитию частного права в России.
Практически не у кого не вызываетсомнения  роль государства в становлении и регулировании рынка. «Нет и не можетбыть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достиженияхсоциально ориентированной экономики без активной роли государства».[22]
Контроль государства за состоянием иразвитием рынка предполагает регулирование хозяйственной деятельностипредприятий, определение оснований и пределов публичного вмешательства в неё.
Современное государство играет значительнуюроль в регулировании рынка. Но его регулирующая роль различных государствнеодинакова. Эта роль в основном зависит от экономического потенциалагосударства, экономической политики. Вмешательство государства сегодня сталоатрибутом любой развитой экономической системы. Таковы, например,англосаксонская, романская, скандинавская, восточно-азиатская модели рынка и,возможно, российская.[23]
Одним из рычагов влияниягосударства на рынок посредством воздействия на предприятие являются налоги.Они в данном случае играют значительную роль, о чём говорит то, что президентРоссийской Федерации в бюджетном послании Федеральному Собранию РФ одним изосновных направлений налоговой политики заявил совершенствование налогообложенияпредприятий вследствие несовершенства последнего, для целей регулированиярынка. В частности, он сказал:  «Следует поддержатьмеры по совершенствованию налогообложения прибыли организаций: полностьювключить в состав затрат расходы на научные исследования иопытно-конструкторские разработки, предоставить право включать в состав затраткапитальные вложения в размере 10 процентов от стоимости приобретаемых основныхсредств, а также разрешить перенос убытков прошлых лет на будущие периоды.
Механизмыначисления амортизации должны совершенствоваться и в дальнейшем.
Предлагаютакже рассмотреть вопрос о совершенствовании налогообложения дивидендов,получаемых российскими юридическими липами от инвестиций в дочерние общества,что должно стимулировать размещение холдинговых компаний в РоссийскойФедерации.
Считаюнеобходимым принять меры налогового стимулирования развития в отношениикомпаний, осуществляющих технико-внедренческую деятельность в особых экономическихзонах, предусмотрев снижение базовой ставки единого социального налога».[24]
Все эти меры,воплощенные в жизнь, должны повысить отдачу от стимулирующей функции налогов,тем самым, повысив конкурентоспособность предприятий.
Ещё одна значимая проблема, подымаемая влитературе – налоговое стимулирование инвестиций в производственной сфере. Одиниз главных показателей рыночной экономики – темп экономического роста зависитво многом от инвестиций. Однако в отличие от многих зарубежных стран, в которыхпроводилось реформирование налогового законодательства, и публиковалисьсоответствующие научные исследования по проблеме налогового стимулированияинвестиций, опубликованных отечественных исследований по указанной тематике вРоссии практически нет. Автор статьи «Инвестиционные стимулы в условияхналогового реформирования: зарубежный опыт и оценка изменений в российскомзаконодательстве», начальник отдела Департамента экономики и финансовМинистерства образования С.Н. Карахотин провел исследование по данному вопросу,а именно он задался вопросом: «как и в какой мере изменение, например,налоговых ставок влияет на инвестиционный спрос?». [25]
Сложность имногоплановость исследуемой темы при разработке математической моделипотребовало учета и фактора инфляции. Амортизационные отчисления которыевычитаются из налоговой базы при определении прибыли, обесцениваются современем в связи с инфляцией. Для снижения этого эффекта на практикеиспользуется ускоренная амортизация.
Дляоценки стимулирования инвестиций в результате изменения налоговогозаконодательства в рамках разработанной методики С.Н. Карахотин  используетпонятие «эффективная налоговая ставка». Величина эффективной налоговой ставкипоказывает часть затрат капитала, относящихся к налогам и вследствие этоголегко интерпретируется. Например, эффективная налоговая ставка может бытьсравнима с налоговой ставкой, установленной законом на прибыль корпораций.
Произведенныев исследовании расчеты показали, что на снижение стоимости использования услугкапитала в большей степени повлияло не совокупное снижение налогов в результатепроведенных налоговых изменении в российском налоговом законодательстве, аизменение амортизационных сроков и правил начисления амортизации.
Вследствиеснижения стоимости услуг капиталапотенциально увеличивается спрос на инвестиции во всех секторах. Так, вкорпоративном секторе после налоговых изменений стоимость услуг капиталаснизилась для всех десяти групп фондов на 4— 8%. Наибольший прирост спроса наинвестиции вследствие налоговых изменений может наблюдаться среди таких группфондов, как электронно-вычислительная техника, автомобили и тракторы (в среднем6—7%).
Приэтом прогнозируемый уровень роста реальных инвестиций в корпоративном сектореза счет всех факторов составит, но расчетам, в среднем 8%.
Вконце своей работы С.Н. Карахотин  подвел итог: уменьшение налоговых ставок(налоговый фактор) дает для всех десяти групп амортизации основных фондов30—40% расчетного увеличения в общем эффекте роста инвестиций. Амортизационныйфактор (сокращение сроков использования) обеспечивает 60—70% общего вклада вувеличение реальных инвестиций.[26]
Инвестиционнаяльгота – причина баталий многих финансистов. Государственный советник I ранга,академик РАЕН Дмитрий Черник отстаивает свою точку зрения: «Государствофактически говорило предприятиям: «Если вы вкладываете свою прибыль в развитие,модернизируетесь, закупаете новое оборудование, осваиваете новые видыпродукции, то я, государство, беру на себя ваши расходы в размере налога — это35 процентов от прибыли, вложенной в развитие производства». То есть 65процентов вкладывал работодатель, а на 35 процентов финансирование развитиячастного предприятия фактически брало на себя государство».[27]
Цифры,предложенные Д. Черником выше, взяты, я так полагаю, для примера. Льгота наинвестиции не должна была превышать 50 % прибыли. Хотя по статистическимоценкам, в среднем на развитие производства направлялось 22-25 процентовприбыли, некоторые отрасли направляли 12-15 процентов.
Врезультате налоговой реформы все льготы отменили, а взамен ставка налога наприбыль была снижена с 35 до 24 процентов. Но ставка налога — это абсолютнонейтральная величина, к регулированию производства она не имеет никакогоотношения. То есть государство уже никакой стимулирующей роли на себя не берет,никуда своими налоговыми действиями предприятия не направляет. Таким образом,понятно, что задача ускорения роста экономики и отмена инвестиционной льготывступили в противоречие.
Помнению Черникова отмена этой льготы очень болезненно сказалась на предприятияхи на стороне академика статистика, которая показывает, что инвестиции вразвитие сократились по удельному весу чуть ли не в семь раз. Однако потом онистали повышаться, когда предприятия приспособились к новым условиям. Но первыйответ предпринимателей был именно такой: уменьшить вложения собственной прибылив развитие производства. Получается парадокс: с одной стороны, страна ищетинвестиции за рубежом, с другой — она не стимулируем к инвестициям своих предпринимателей.
Вползу Д. Черника можно привести довод, сославшись на опыт Эстонии: тампредприятие, инвестирующее в развитие своих основныхфондов, может снизить платежи по налогу на прибыль даже на сто процентов.Налоговая система при этом становится не такой простой, но это очень привлекательныйрежим для инвесторов. Если смотреть на опыт Эстонии, на долю инвестиций в ВВПэтой страны, вы увидите, что после введения такой льготы она резко возросла. Ядумаю, что эта мера очень эффективна для экономик и отраслей промышленности,которые находятся в процессе реструктуризации. Особенно она может бытьэффективна в такой экономике, как российская, где значительная частьпроизводственных активов устарела.[28]
Заочныйоппонент Д.Черника ГорскийК.В. смотрит на этот вопрос по-другому: «Налоговыйкодекс, отменив так называемую инвестиционную льготу, в гл. 25 «Налог наприбыль организации» установил отдельной статьей (ст. 262) порядок учетарасходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Тем самымновый налоговый режим подталкивает предприятия к научно-техническому прогрессуи инновационным формам развития, обеспечивая новое качество экономическогороста.
Считаемвозможным здесь же еще раз подчеркнуть, что широкому распространению льготспособствует взгляд на них, как на нечто дармовое и малозначительное. Между темсчет идет на миллиарды, и это те миллиарды, которые недополучает бюджет.Разумеется, многие из льгот имеют вполне пристойное обоснование, но ведь суммыговорят сами за себя. В связи с этим считаем, что по опыту развитых стран,необходимо определить льготы как «налоговые расходы государства» и включать ихво все расчеты эффективности, как налогов, бюджета и госсектора вообще, так ичастного производства, которое очень любит говорить о налогах и никогда неговорит о получаемых льготах».[29]

Заключение.
Подводячерту под всем вышеизложенным, следует повториться: не надо недооценивать рольгосударства в регулировании рынка, особенно посредством налогообложенияпроизводственных предприятий. В условияхрыночной экономики, то есть в современных российских условиях возможностигосударства повлиять на деятельность предприятия значительно ниже, чем это былопри нерыночной экономике Советского Союза, когда все предприятия находились вгосударственной собственности и прибыль, получаемая ими, являлась и государственнойодновременно.
То естьв настоящий момент контроль государства за состоянием и развитием рынкапредполагает регулирование хозяйственной деятельности предприятий посредствомналогов, чего (контроля государства за развитием рынка) не было и даже ненамечалось за более чем шестидесятилетнюю историю России  советского периода всвязи с идеологией того режима.

Список литературы.
1. Налоговый Кодекс РоссийскойФедерации
2. Бюджетное послание президентаРФ Федеральному Собранию.//Финансы, 2005, №6
3. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночнойэкономики.//Вопросы экономики., 1997, №7
4. Александров И.М. Налоговые системы России и зарубежных стран. М.2002
5. Вовченко Н.Г. Финансовые системы зарубежных государств. Ростов – на –Дону, 1999
6. Голубцов В.Г. Государственное регулирование экономики.//Законодательство и экономика, 2005
7. Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы.//Финансы, 2004, №2
8. Дьянков С. Простоеадминистрирование.//Эксперт, 2005, №37
9. Князев В.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М. 2001
10. Карахотин С.Н. Инвестиционные стимулы в условиях налоговогореформирования: зарубежный опыт и оценка изменений в российскомзаконодательстве.//Законодательство и экономика, 2005, №10
11. Колчина Н.В. Финансы организаций. М., 2003
12. КовалеваА.М., ЛапустаМ.Г., СкамайЛ.Г. Финансы фирмы. М., 2005
13. Крохина Ю.А. Налоговое право России. М., 2003
14. Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. М., 2003г.
15. Орлов Д. Финансовая система России в 1860-1890-х годах. //Налоги, 1993,№9
16. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2001
17. Черник Д. Перекосы налоговой реформы.//Эксперт, 2005, №37
18. Черник Д.Г. Налоги. М. 1996.
19. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М., 1997
20. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике.//Вопросы экономики,1997, №7


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.