Реферат по предмету "Педагогика"


Гендерный подход в обучении старшеклассников на уроках обществознания в средней школе

--PAGE_BREAK--В ходе урока учащиеся познакомятся со следующими нормативно-правовыми документами:
1.    Конституция Российской Федерации.

2.   Федеральный закон «О политических партиях».

3.   Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М., 1980.

4.   Постановление Правительства РФ «Об утверждении национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000»

5.   Структура местного самоуправления: списки депутатов.
      В целом, в дискуссиях о механизмах продвижения российских женщин во власть проглядывается какая-то неопределенность: не говорится ни «да», ни «нет». С одной стороны, развитие демократии в нашей стране с необходимостью требует признания этой нормы и решения вопроса, как ее осуществить на практике. С другой стороны, очень заметно желание отложить конкретные решения, достаточно долго не предпринимать никаких правовых мер, не брать на себя юридических обязательств, которые вынуждали бы партии серьезно готовить к выборам женщин-кандидатов в депутаты всех уровней власти. Процессы перераспределения ролей между мужчиной и женщиной затронули не только сферу семьи, но и сферу политики и власти, понимаемой как институты общественного управления. Последние перестали быть исключительно мужским доменом, и женщины обеспечили себе доступ к институтам власти и право на активную политику. Произошли эти перемены в итоге настойчивых действий феминистских движений, особенно в евро-американском регионе мира, а также в результате общедемократических перемен, инициаторами которых были широкие гражданские массы.

      Женщины стали не только объектом политики как важный элемент электората и адресатом целенаправленных государственных программ, но и активными и влиятельными участниками самого политического процесса и государственного управления. Более широкое участие женщин в политике и управлении обществом — это вопрос не только гражданского равноправия и более широкого представительства. По мнению многих специалистов, женщины приносят в эту сложную и ответственную сферу некоторые обогащающие ценности и дополнительную компетентность. Женщины менее склонны к конфронтационному поведению И почти никогда не обращаются К крайним формам решения противоречий в виде насилия. Женщины проявляют последовательность и изобретательность в достижении целей и высокую степень контактности в человеческих отношениях. Женщины в управлении менее склонны к авторитарному стилю поведения и предпочитают не создавать дорогостоящего антуража, который часто сопровождает высокопоставленных чиновников.

       Таким образом, в изучении политической сферы через изучение нормативных документов, регламентирующих политические права – необходимо сосредоточить внимание учеников на законодательно закрепленном гендерном равенстве мужчин и женщин. Также возможно на основе выделения основных симптомов гендерного дисбаланса в современной власти  — предложить ученикам творческое задание по поиску путей решения гендерного дисбаланса в Российской политике.

2.3. Социальная сфера и формирование гендерной идентичности
Вопросы, касающиеся строения семьи, роли гендера и выполнения гендерных ролей в построении своего  поведения, относятся к числу тех, в которых современные общества демонстрируют больше всего различий. В данной сфере специфическим образом преломились особенности культур и религий, приняв форму тех или иных характерных обычаев, а также форму критики «чужих» обычаев[18]. Поэтому при изучении темы «Семья»  — следует не ограничиваться лишь российскими моделями семьи, но также и изучить модели построения семьи в других странах. В изучении темы «семья» рассматриваются следующие аспекты: семья как малая группа, брак и развод, неполная семья,  межличностные отношения в семье,  психологический климат в семье,  этика семейных отношений, семейный долг, забота о членах семьи,  отношения между поколениями[19]. В изучении темы семьи, возможна реализация программы гендерного обучения. Исходя их того, что целью урока является формирование  представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека, можно выделить задачи урока:

      —дать понятия «семейное право», «семья», «брак».

      —познакомить с источником и принципами семейного права.

      —развивать умения учащихся анализировать, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

      —семейное и правовое воспитание.

Серьезные трансформации происходят в брачно-семейных отношениях. По мере того как старые экономические и социальные функции семьи (как производительной единицы, ячейки потребления, основной среды социализации детей и др.) ослабевают и приобретают подчиненное значение, увеличивается ценность духовной и психологической близости между членами семьи, будь то супружеские или детско-родительские отношения.  Брак все более становится индивидуально избирательным, заключается по свободному выбору в отличие от браков по расчету и обязанности. Но и устойчивость браков на основе психологической совместимости меньше. Растет вариативность брачных отношений, что соответствует росту ценности индивидуальности.  Общая тенденция, лежащая в основе трансформации семейно-брачных отношений, — изменение ценностных ориентиров, центром которых становится не семейная группа, а индивид. Эта переориентация затрагивает не только семейно-брачные, но и трудовые отношения, свободное общение, являясь результатом длительного исторического развития. Сдвиг в брачно-семейных отношениях, влияние акселерации закрепляются и передаются через изменения в системе гендерной социализации девушек и юношей.  Очевидно, что педагогика в целом и воспитание, как педагогическое явление, нуждаются в осмыслении обозначенных противоречивых изменений и корректировке своих позиций в вопросах полоролевой (воспользуемся пока этим привычным термином) социализации воспитанников.

Дискриминационная практика в области образования и подготовки, найма и вознаграждения, продвижения по службе и горизонтальной мобильности, а также негибкость условий работы и отсутствие доступа к производственным ресурсам и недостаточное разделение семейных обязанностей и в сочетании с отсутствием или нехваткой таких услуг, как уход за детьми, по-прежнему ограничивают возможности женщин с точки зрения занятости, экономической и профессиональной и других видов деятельности и мобильность, в связи с чем их участие сопряжено с большим стрессом. Кроме того, представления о месте женщины в обществе препятствуют участию женщин в процессе разработки экономической политики и в некоторых регионах ограничивают доступ женщин и девочек к образованию и подготовке в области экономического управления.

Доля женщин в рабочей силе продолжает возрастать, и почти повсеместно женщины работают чаще вне домашнего хозяйства, хотя здесь и не произошло параллельного сокращения обязанностей в плане неоплачиваемого труда в домашнем хозяйстве и в обществе. Почти все виды домашних хозяйств все чаще зависят от доходов женщин. В некоторых регионах наблюдается расширение предпринимательской активности и самостоятельной деятельности женщин, особенно в неорганизованном секторе. Во многих странах женщины составляют большинство рабочей силы в том, что касается нестандартных видов работы, таких, как временная работа, непостоянная работа, работа неполный рабочий день по совместительству, работа по контрактам и на дому.

Работающие женщины-мигранты, включая работающих в домашних хозяйствах, вносят вклад в развитие экономики направляющей их страны, посылая домой денежные переводы, а также экономики принимающей страны, являясь частью рабочей силы. Однако во многих принимающих странах среди женщин-мигрантов наблюдается более высокий уровень безработицы, чем среди работников, не являющихся мигрантами, и работников-мигрантов мужского пола[20].

Таким образом, очевидно, что воспроизводимые школой через образование жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации воспитанников в мире меняющихся социальных феноменов.

С детства, человек попадает под влияние окружающей среды, которая носит воспитательную функцию и изначально программирует на воспитание в соответствии с признанными в обществе моделями поведения и реализацией своих гендерных ролей. Дж.Тернер от мотивационно-когнитивных оснований теории социальной идентичности перешел к собственно когнитивным основам в своей теории самокатегоризации (самокатегоризация — когнитивное группирование себя с некоторым классом идентичных объектов). Одним из базовых постулатов его теории является выделение трех уровней самокатегоризации:

      — самокатегоризация себя человеческого существа (человеческая идентичность);

      — групповая самокатегоризация (социальная идентичность);

      —          личностная самокатегоризация (персональная (личная) идентичности).

Между выраженностью одного уровня самокатегоризации и другими ее уровнями существует функциональный антагонизм: с позиций личностной идентичности человек не видит сходства между группами, с позиций групповой идентичности не различает индивидуальных характеристик отдельных членов группы. Категоризовав себя со своей группой в поисках положительных отличий от других групп, субъекты будут вести себя групповым образом. Восприятие себя как члена ингруппы (отличного от члена аутгруппы) снижает восприятие себя как уникального индивида (отличного от членов ингруппы), т.е. происходит деперсонализация восприятия. Это приводит к тому, что люди начинают воспринимать себя и других как взаимозаменяемые, идентичные элементы одной категории.  Поскольку идентичность — существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе, вопросы становление и развития идентичности являются актуальными на протяжении всего жизненного пути личности. Идентичность — динамичная структура, она развивается в процессе всей жизни человека.

— Идентичность является социальной по происхождению, она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения выработанного в процессе социального взаимодействия опыта. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

— В качестве основных функций идентичности выделяются следующие: определение границ между «Я» и «не-Я», обеспечение внутренней согласованности, развитие личности, интерпретация социального опыта, регуляция поведения и деятельности.

— Идея о наличии двух аспектов идентичности — ориентированного на социальное окружение и на уникальность проявлений человека нашла отражение в работах многих представителей различных теоретических направлений. В современной психологической системе знаний утвердилась точка зрения о существовании двух типов идентичности — социально заданной идентичности и отражающей индивидуальное в человеке, т.е. социальной идентичности и личностной (персональной) идентичности.

Личностная идентичностьтрактуется как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимается набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.

Социальная идентичностьтрактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Общим моментом для большинства современных психологических исследований является противопоставление личностной и социальной идентичности. Между личностной и социальной подструктурами идентичности имеют место противоречия. Достижение баланса между этими подструктурами свидетельствует о благополучном развитии личности, неразрешенные противоречия и конфликты способствуют возникновению кризиса идентичности.

Кроме деления идентичности на личностную и социальную составляющие, можно классифицировать это личностное образование и по другим основаниям. Так, в зависимости от сферы или вида социализации можно говорить о формировании гендерной, этнической, профессиональной, религиозной идентичности личности. С учетом возрастных закономерностей становления и развития идентичности различают зрелую (сформировавшуюся) идентичность и незрелую, формирующуюся идентичность.

В зависимости от степени принятия личностью себя речь может идти о позитивной или негативной идентичности. В зависимости от глубины переживаний процесса трансформации самоопределений можно говорить о кризисе идентичности или об его отсутствии (о кризисной или некризисной идентичности).

Сказанное позволяет заключить, что гендерная идентичность — это вид социальной идентичности. Гендерная идентичность является одной из важнейших и, наряду с этнической, наиболее стабильной среди всех форм социальной идентичности человека.

В современной литературе можно встретить, по крайней мере, еще два термина, соотносимых по смыслу с понятием «гендерная идентичность».Это термины: половая идентичность и психологический пол. Рассмотрим содержание этих понятий, чтобы, показать специфику гендерной идентичности личности.

Психологический пол -комплекс психологических, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Наиболее распространенное определение половой идентичности, представленное в отечественном психологическом словаре, выглядит следующим образом: «Половая идентичность — единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. В этом определении подчеркивается согласованность сознания и поведения человека как представителя определенного пола, т.е. связанность когнитивного и конативного компонентов идентичности личности. Ориентирами для такого согласования выступают требования половой роли. Чтобы понять, что же это за требования половой роли, обратимся к определению данного понятия.

«Половые роли — вид социальных ролей, они имеют нормативный характер, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства его поведения».

В современной зарубежной литературе в основном используется понятие «гендерная идентичность» а не «половая идентичность». «Гендерная идентичность — осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. Понятие действует отнюдь не за пределами субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия «Я» и других». «Гендерная идентичность связана с нашим представлением о своем поле — чувствуем ли мы себя в действительности мужчиной или женщиной»[21].

Таким образом, предмет обществознание должен способствовать формированию адекватной гендерной идентичности в соответствии со своим полом, но тем не менее, необходимо акцентировать внимание учеников на актуальных проблемах гендерного дисбаланса в экономике, политике и социальной сфере. Изменение социально-экономической ситуации в России и, в первую очередь, структурные изменения в экономике и экономический кризис привели к стремительному изменению всей сферы занятости и рынка труда. В российском обществе сохраняются гендерные стереотипы относительно роли женщины в обществе: предназначение женщины быть только матерью и хозяйкой. У нас мало женщин – политиков, женщин – лидеров, женщин – руководителей.Серьезные трансформации происходят в брачно-семейных отношениях. По мере того как старые экономические и социальные функции семьи как производительной единицы, ячейки потребления, основной среды социализации детей.  Кроме того, социализация должна быть направлена на формирование гендерной идентичности  и реализации ее в исполнении половых ролей, которые существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности. Принятие и усвоение индивидом определенной половой роли дает ему половую идентичность, с которой в дальнейшем соотносятся самосознание личности и все свойства его поведения. Но необходимо, чтобы эта социализация не было направлена на сохранение гендерных стереотипов, которые наносят негативные представления о деятельности женщин и мужчин в различных сферах общества.

 Обществознание — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают  интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

—  воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

—  развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,  становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

—  формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

—  овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

—  формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

       Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий[22].

Таким образом, возможно проведение уроков в курсе обществознания, ориентированных на решение цели гармоничного развития личности и разрешение гендерного дисбаланса. С помощью изучения гендерных аспектов в экономике, политике, социальной сфере – возможно формирование гендерного самосознания. В  изучении отдельных тем, используя гендерный подход, возможно расширить знания по предмету. Изучая политическую сферу  — следует сконцентрировать внимание учеников на аспектах   правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации – и в дополнение к основной информации  — выделить аспекты гендерного равенства и путях его реализации в современной политике, экономике и социальной сфере.
Заключение

В построении гендерного подхода, не следует концентрироваться лишь на гендерной истории, т.к. понятие «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола (в отличие от биологического пола, который задается генетически). Социальный пол конструируется социальной практикой. Общество формирует систему норм поведения, предписывающую выполнение определенных ролей в зависимости от биологического пола индивида. Соответственно, возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и что есть «женское» в данном обществе.

Развитие гендерного образования в школе позволит сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации по какому-либо критерию или показателю, что он дает возможность женщине и мужчине пользоваться правами человека и свободного выбора путей и форм самореализации на уровне своей неповторимой индивидуальности. Овладение основами гендерных знаний соответствует основным целям модернизации высшего образовании и отвечает задачам внедрения принципов Болонского соглашения в учебный процесс и повышения качества университетского образования. Гендерное образование направлено на стимулирование навыков анализа социальной реальности и индивидуального опыта мужчин и женщин с целью преодоления последствий несправедливой дифференциации мужских и женских ролей и неравенства их статусных позиций. Гендерное образование — одна из важных задач общей программы построения гражданского общества в России, развития и укрепления демократических идей и взглядов в нашей стране.
Исходя из программы курса, можно выделить комплекс уроков, на которых изучаются темы, в которых гендерные аспекты будут наиболее актуальны, среди них:  роль экономики в жизни общества
и экономическая культура, семья и быт, социальное развитие и молодежь,  политика и власть,  участие гражданина в политической жизни. Таким образом, фактически гендерные аспекты в воспитании будут актуальны в изучении обширного круга сфер жизни общества… С помощью изучения гендерных аспектов в экономике, политике, социальной сфере – возможно формирование гендерного самосознания. В  изучении отдельных тем, используя гендерный подход, возможно расширить знания по предмету. Методом реализации гендерного подхода в образовании является  выделение гендерных аспектов и выполнение дополнительных заданий, а также проведение внеклассных мероприятий в рамках изучаемых тем, определенных программой.
Список источников и литературы
I
. Источники

1. Примерная программа основного общего образованию по обществознанию (включая экономику и право) // Министерство образования и науки РФ. — 2004.

[Электронный ресурс]. —  Режим доступа: window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=14198

II
. Литература
Учебники
1. Боголюбов Л.Н., Лазебников А.Ю.  Человек и общество. Обществознание: учебник. 10 класс /под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. М. Смирновой 7-е изд. — М. :  Просвещение, 2008. 160 с. 2. Ривкин В. Л., Кирьянов И. В., Никитин А. М., Лукин В. В.      Обществознание: учебник для 8—9 классов общеобразовательных учреждений. 6— е изд. – М.: Просвещение. 2008. —  335 с.



2. Матвеев А.И., Аверьянов Ю.И.  Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. —  5-е изд. —  М.: Просвещение, 2009. —  С. — 351



1.       Никитин А.Ф. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень. —  5-е изд. — М.: Просвещение, 2008. —  С. — 271



2.       Барабанов В.В., Дорская А.А., Зарубин В.Г.  и др. / под ред. Барабанова В. В., Зарубина В.Г. Обществознание: учебно-справочное  пособие. —  М.: АСТ: Астрель. 2006. —  С. — 334

Учебно-методическая литература
1.            Белоногова Е. Тема урока «Семья и брак» // Учитель.  2008. —  №4.  — С. 59—62.

2.            Васильева Е. В. Гендерное образование и гендерная педагогика 2010.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  Федеральный образовательный портал – экономика, социология  ecsocman.edu.ru/docs/page2010.html

3.            Геодакян В. А. Эволюционная логика дифференциации полов // Природа. 1983. —  № 1. –– 70—80.

4.                 Зубарева  Е. А. Политическая жизнь современного общества: женщины во власти. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  festival.1september.ru/articles/413128/

5.                 Женщины и экономикаплатформа действий, принятая четвертой конференцией по положению женщин от 15 сентября 1995года[Электронный ресурс]. —  Режим доступа:www.un.org/russian/conferen/women/plat4f.htm
6.                 Ионин Л.Г. О недостатках нынешнего политологического образования // Вопросы образования: ежемесячный журнал2006. —  №4. —  С. 77— 89
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Медико-социальные аспекты долголетия
Реферат Образ главного героя в трагедии В. Шекспира "Гамлет"
Реферат Інститут самозахисту цивільних прав
Реферат The Ongoing Struggle For A Family Essay
Реферат Состояние развития различных форм мышления у младших школьников
Реферат Молокосвертывающие ферментные препараты, используемые в сыроделии
Реферат Проектирование строительства интернет-кафе в городе Алматы
Реферат Поэтика образов в рассказе Томаса Пинчона "К низинам низин"
Реферат Понятие и признаки некоммерческих организаций
Реферат Проектирование рабочего места
Реферат Quebec To Be Separate From Canada Essay
Реферат Моделирование движения объектов в Pascal
Реферат Перша світова війна 3
Реферат Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного 2
Реферат Банковские депозиты в Великобритании