Реферат по предмету "Педагогика"


Гарри Поттер посвящение в магию

ГАРРИ ПОТТЕР: ПОСВЯЩЕНИЕ В МАГИЮ

ВВЕДЕНИЕ

Совсем недавно греческие кинотеатры были оккупированы детьми всякого возраста, которые стояли в нескончаемых очередях, желая посмотреть фильм «Гарри Поттер и философский камень».

Этот фильм представляет собой кинематографическую постановку первой книги Joanne K. Rowling (Дж. К. Роулинг) «Harry Potter and the Philosopher's Stone» (Bloomsbury, 1997). [Дж. К. Роулинг родилась в Бристоле (Англия) в 1965 году. Она училась на кафедре французской филологии в Университете Exeter, затем работала секретарем. В 1992 году Роулинг вышла замуж, в 1993 оставила своего мужа и со своей дочерью Джессикой, без средств к существованию, оказалась в Эдинбурге, где и начала писать свою первую книгу о Гарри Потере. В своем интервью в Times 30 июня 2000 года она сообщила, что переживала в это время особенную подавленность, и что дементоры (демонические твари, мучающие людей в ее третьей книге) — не просто персонажи, но — осознанное описание той подавленности, которую она испытывала.] Эта и следующие три книги Дж. К. Роулинг были изданы тиражом 116 миллионов экземпляров и уже переведены на 47 языков. К настоящему времени продано огромное количество первых четырех книг о Гарри Поттере, много месяцев подряд они были в списках бестселлеров и получили большое количество наград. Исследователи в США утверждают, что более чем половина детей в Америке возраста 6-17 лет прочитали хотя бы одну из книг о Гарри Поттере. Интернет полон фан-клубов Гарри Поттера, и греческое издательство «Psihoyos» [Издательство в Афинах, опубликовавшее в 1998-2000 годах греческий перевод первых четырех книг о Гарри Потере — прим. пер.] заявляет: «Характерным для сумасшествия, называемого „гаррипоттеромания“ является количество писем, телефонных сообщений и e-mail, получаемых издательством „Psihoyos“ для Гарри Поттера: к настоящему времени только письма превысили 7500 штук!» [В греческом издании четвертой книги Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и огненная чаша»] Кроме того, Warner подписала исключительное соглашение с компанией Coca-Cola, которая платит 150 миллионов долларов за то, что Гарри Поттер появится на ее бутылках и в рекламе ее продукции. Дворы школ в разных странах наполнены книг, открыток, наклеек и других игрушек с Гарри Поттером, многие из которых мы можем видеть уже и в нашей стране. [Статья написана греческим автором, и, естественно, отражает ситуацию, как она сложилась в Греции. Однако, думаю, это только усиливает парадигматически значение текста и для русского читателя — прим. пер.]

Гарри Поттер появился уже и в школьных классах, где преподаватели задают детям работы на темы из книг о Гарри Поттере, ссылаясь, кстати, на обширную библиографию о магии и оккультизме. В Афинах некоторые школы иностранных языков используют в своих классах эти книги в оригинале, чтобы развить навыки чтения своих учеников. Многие родители и преподаватели, вероятно, по неведению, выражают свою радость от того, что их дети, до того не любившие чтение, теперь с увлечением поглощают книги о Гарри Поттере. Накануне Рождества целые классы начальной школы, гимназий и лицеев, даже целые школы в Афинах, сопровождаемые своими наставниками и учителями, посетили кинотеатры, чтобы «получить пользу» от группового просмотра фильма! И некоторые дети, которые до того еще ничего не знали о Гарри Поттере, после фильма потребовали от родителей приобрести им книги.

КТО ТАКОЙ ГАРРИ ПОТТЕР

Гарри — симпатичный мальчик-сирота, живущий со своими родственниками, которые плохо с ним обращаются и обижают его. Когда он был совсем маленьким, злой маг Вольдеморт [Русские варианты имен и названий приведены по переводу книг о Гарри Потере, полученному нами из Интернета, (перевод Марии Спивак) — прим. пер.] уничтожил его родителей-магов и попытался убить и самого Гарри, но он, одаренный сверхфизическими силами, не погиб. Памятью об этих событиях остался у Гарри знак молнии на лбу, [Известно оккультное значение символа молнии, как это объясняется, например, на некоторых сатанинских сайтах] из-за которого впоследствии он становится известным. Когда Гарри достигает 11 лет, ему приходит письмо из Школы магии «Хогварц», предоставляющее ему стипендию для обучения магии, и тогда он внезапно узнает, что он «маг, конечно… И очень хороший маг, надо сказать. Нужно только немного позаниматься» (кн. 1). Так Гарри становится учеником в закрытой Школе магии и постепенно посвящается, вместе с читателем, в мир магии, который представляется ему исключительно очаровательным, полным таинственности и привлекательности. В магическом мире и в лице магов Гарри находит любовь, одобрение, даже материальную поддержку, которых ему недоставало, когда он жил в мире «муглов», [«Муглы»=не-маги, от английского слова muggle, означающего марихуана. Мир Роулинг состоит из магов и муглов] то есть не-магов, которые во всех книгах рисуются глупыми и полными злобы и жестокости. До сих пор, может быть, кто-то не заметил ничего внушающего беспокойство, и подобные книги покажутся ему простой фантазией. Есть, однако, и продолжение.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Автор книг Дж. К. Роулинг в своем радиоинтервью (The Diane Rehm Show, WAMU, National Public Radio, October 20, 1999) заявила, что провела специальное исследование магических обрядов и язычества, чтобы ее книги были реалистичны. Она утверждает, что примерно треть обрядов, описываемых в ее книгах, основана на действительных оккультных действах.

Прочтя четыре книги этой серии, я удостоверилась в словах их автора Дж. К. Роулинг, говорящей, что «книги становятся все более темными». Это будет видно и из последующей части настоящей статьи.

Ответственный за СМИ Союза язычников в Англии Энди Норфолк (Andy Norfolk) заявляет: «В ответ на постоянно растущее число вопросов со стороны молодых людей мы выделили специального представителя для молодежи, но не для того, чтобы пропагандировать язычество… а для того, чтобы он просто отвечал на вопросы и предлагал советы и информацию». Союз язычников говорит, что именно книги о Гарри Поттере, вместе с некоторыми телесериалами, как, например, «Sabrina the Teenage Witch», вызвали новую волну интереса к язычеству. Энди Норфолк подчеркивает, что родители не должны беспокоиться внезапным интересом своих детей к магии (sic), поскольку «язычество признается достоверной религией».

Союз педагогов и университетских профессоров Англии обращает внимание на содержание столь внешне популярных сочинений Дж. К. Роулинг и призывает родителей и педагогов быть внимательными. Союз педагогов уже давно выражает обеспокоенность тем, что дети занимаются оккультными опытами. Генеральный секретарь Союза педагогов Питер Смит (Peter Smith) подчеркивает: «Дети должны быть защищены от маргинальных влияний оккультизма. Их нужно ответственным и положительным образом научить опасности путешествий в неизвестное. Премьера фильма о Гарри Поттере приведет к появлению нового поколения, открывшего для себя мир магии… Все больше детей проводят время в одиночестве в Интернете в поиске сатанинских сайтов, и мы беспокоимся, почему нет никого, кто бы контролировал это...».

По крайней мере одно учебное заведение в Англии, начальная школа St. Mary's в Chatham, Kent, запретило книги о Гарри Поттере в своей библиотеке.

Одна из самых больших компаний — «Entertainer», контролирующая сеть магазинов детских игрушек в Великобритании, запретила появление на своих прилавках товаров с изображением Гарри Поттера. Один из владельцев «Entertainer» Гэри Грант (Gary Grant) подсчитал, что, возможно, он потеряет прибыль в размере около 500 тысяч фунтов, но предмет его беспокойства — то неконтролируемое состояние, в которое приходят дети.

Книги о Гарри Поттере подвергаются самой жесткой критике, как свидетельствует «Центр Союза американских библиотек за свободу мысли» (American Library Association's Office for Intellectual Freedom). В течение 1999 и 2000 годов зарегистрировано 1118 письменных протестов. Это составляет менее 1/4 реально существующих протестов в школах и библиотеках, где требуют удаления этих книг мотивируя это их «оккультно-сатанинским» характером.

В Греции Ассоциация ученых «Prooptiki», которую я горячо благодарю за ее многоценную помощь, предприняла широкое исследование настоящей темы, включающее в себя психологический и педагогический аспекты феномена. Ассоциация «Prooptiki» выражает свое решительное неприятие как по отношению к Гарри Поттеру, так и по отношению к трилогии Толкиена (J. R. R. Tolkien) «Властелин колец».

Конечно, естественна и реакция христианского мира на этот вопрос, что видно из большого числа соответствующих веб-сайтов, которые можно найти при помощи любой поисковой системы.

Присоединяя свой личный опыт, хотела бы отметить, что в Афинах есть озабоченные настоящим вопросом родители и педагоги, священники и учителя катехизических школ, которые, зная об этой проблеме или встречаясь с некоторыми из непосредственных ее последствий (появление фобий, проблем со сном и т.п.) в жизни своих детей, стараются оградить от этой опасности подрастающее поколение. Звучит преувеличенно? Хорошо, если бы так.

ЧТО ГОВОРЯТ КНИГИ

В настоящее время в продажу поступили первые четыре книги из этой серии, которые будут дополнены другими тремя. Дж. К. Роулинг с самого начала знала, что напишет именно семь книг — по одной на каждый год пребывания Гарри Поттера в Школе магии — и уже давно закончила сочинение последней, седьмой книги.

Книги постепенно продвигаются от меньшего зла к большему. К примеру, в первой книге герои находят следы крови животного (которое — совершенно, конечно же, случайно! — оказывается единорогом) и становятся свидетелями ужасной сцены, в которой демоническая тварь, убившая единорога, пьет его кровь. В конце ужасающим способом открывается одержимость одного профессора, который пытается убить Гарри.

Во второй книге маленький маг учится, как очищать сад от мешающих своим визгом гномов, не жалея их. Позже ученики Школы магии учат, помимо прочего, как вырастить мандрагору. В книге это цветок, только вместо корней у него — микроскопические, испачканные грязью уродливые младенцы, орущие изо всех своих сил. В той же книге читаем о жертвоприношении животного, школьной кошки (которую, заметьте, зовут «госпожа Норрис») и об одержимости маленькой ученицы, которая, теряя контроль над собой, душит петухов и нападает на все живое и мертвое в школе. Атмосфера все более напоминает триллер, тем более, что все ученики каждую секунду подвержены опасности быть убитыми.

В третьей книге мы узнаем о леденцах со вкусом крови — хотя в первой книге мы читали просто о карамельках со вкусом рвоты! — о тварях, постоянно меняющих свой облик, чтобы ужасать людей, о разнообразных демонах и о мучителях тюрьмы магов, дементорах — ужасных демонических тварях, высасывающих души, так что люди навсегда теряют их. Гарри слышит предсмертные вопли своих погибших родителей, а домашнее животное, которое постоянно носит с собой Рон и которое спит в комнате детей, оказывается в конце книги вовсе не ручной крысой, а злым магом, который умеет превращаться в зверей.

Четвертая книга, самая большая из всех, имеет 654 страницы и просто переполнена чрезвычайно ужасными сценами. Эту книгу Дж. К. Роулинг определяет как «центральную» среди всех прочих. «Это книга, с которой начинаются смерти», — говорит она в Times, и продолжает: «Она принесет душевное потрясение, но вреда не причинит» (sic!). Четвертая книга начинается целой серией убийств, продолжается борьбой в прямом смысле слова жизни и смерти, где герои должны победить, употребив на деле все свои знания, приобретенные за последние три года. Когда борьба заканчивается, один из героев погибает, и сюжет достигает своего апогея в шокирующем сатанинском действе, выдумать которое может только окончательно развращенный разум.

НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Даже если кому-то эти книги и покажутся не лишенными некоторой доли юмора, фантазии и абсолютно феноменального представления определенных ценностей, то как такие книги можно давать детям? Насколько подходящими могут быть книги, которые:

a) приучают и сближают со злом, магией, оккультизмом, демонизмом;

b) порождают страхи;

c) вызывают отрицательные эмоции;

d) содержат антипедагогические отрывки.

Заметим, что во многих местах этих книг герои учатся совершать заклинания, готовят магические зелья, совершают поклонения, учат и употребляют в добрых или злых целях фразы с магическими последствиями, поднимают в воздух предметы, общаются с умершими, обучаются астрологии, гаданию, проклятиям, при помощи которых могут подчинять, мучить и убивать. Бесчисленны оккультные и сатанинские символы и действия, [Antonioy Alebizopoyloy, p. Apokryphismos, Gkoyroyismos, «Nea Epoche», Ekd. I.M. Nikopoleos, 1990 и Nikolaoy, Metropolitoy Phthiotidos. Ekklesia kai Magia, Ekdoseis Apostolike Diakonia, 1997] так же как и сцены, вызывающие страх, ужас и отвращение. Коварным способом маленькие читатели учатся, что есть «хорошая» магия и что каждый из них свободен выбрать между «доброй» и «злой» магией. Гарри, Рон и Гермиона (образ, с которым отождествляются девочки) становятся примером для детей, и эти персонажи — молодые маги, всегда побеждающие злую магию «доброй». Родители Гарри были «добрыми» магами и отца ему заменяет никто иной, как «добрый» маг Думбльдор, представляющий собой образец идеального родителя. Гарри, несомненно, был создан, чтобы походить на нового спасителя: как только он родился, его хотят убить, его постоянно унижают, но он сверхфизическим способом побеждает своих врагов и спасает других. Вероятно, в связи с этим стоит задуматься над тем, кто совершает чудеса без помощи истинного Господа и считается своими последователями «обиженным богом»?

Наконец, очень просто убедиться в том, что три хороших героя воруют, лгут, явно выражают ненависть и месть, постоянно нарушают правила, и все это всегда принимается и вознаграждается. Обратите внимание на следующий пример: "«Так, значит, — вступила в разговор профессор МакГонаголл, едва Гарри сделал паузу, — вы выяснили, где находится вход — при этом, не могу не заметить, бессовестно нарушив не меньше сотни школьных правил — но как, во имя всего святого, вам удалось выйти оттуда живыми, Поттер?»… Инстинктивно Гарри взглянул на Думбльдора. Тот еле заметно улыбался… «Помнится, я говорил, что вынужден буду исключить вас, если вы хотя бы еще раз нарушите правила», — сказал Думбльдор. Рон в ужасе открыл рот. «И это очередной раз доказывает, что даже самым умным из нас иной раз приходится подавиться своими же собственными словами, — с улыбкой продолжил Думбльдор. — Вы оба будете удостоены специального приза за служение Школе и еще, вы заработали — так, дайте подумать — да, по двести баллов...»" (кн. 2, гл. 18).

ВЫВОДЫ

Хотелось бы привести несколько характерных отрывков из писем самих детей, найденные нами в Интернете и в греческом издании книг:

1. Девочка, 12 лет: «Я прочитала эти книжки больше трех раз. Каждый раз я путешествую в особенный магический мир и подражаю трем друзьям. Я бы тоже хотела стать магом».

2. Девочка, 15 лет: «Если бы и для меня на самом деле существовала такая школа!»

3. Девочка, 13 лет: «Дорогие друзья Гарри Поттера! Я, можно сказать, одна из самых-самых „фанов“ среди вас. Представьте себе, в одно время я заново начала читать первую книгу и продолжила следующими, а как только закончила — принялась заново. Это уже целый психоз! Все четыре книжки я прочитала за шесть дней! Я поняла, что Гарри — это большая любовь...»

4. Мальчик, 10 лет: «Наверное, существует какой-то город магов рядом с моим домом… И та женщина, которая живет напротив, — какая-то странная. Может, она — настоящая ведьма».

5. Мальчик, 10 лет: «Я не верю, что возле моего дома может существовать город магов, но мне так бы хотелось, чтобы он был, потому что я мечтаю стать магом!»

6. Девочка, 9 лет: «Я верю, что на самом деле существует город магов рядом с моим домом. Я постоянно вижу любопытные сны. Мои друзья говорят, что я сошла с ума, но это правда. Когда я хожу по улицам, то вижу каких-то стариков, странных людей, носящих… очки… и мантии. Какие еще им надо доказательства?..»

7. Другая девочка: «Всех нас „мучит“ какой-нибудь преподаватель. Снейп напоминает мне учителя математики, который просто, без всяких причин, очень похож на Снейпа».

8. Девочка, 9 лет: «Я просто фанатичная читательница Гарри Поттера и очень хотела бы, как и многие мои друзья, чтобы магия существовала на самом деле… Конечно, я очень сильно боялась, когда читала четвертую книгу, особенно то место, где умер Сендрик Дигори, и некоторое время мне снились ужасные кошмары».

Как взывает в Священном Писании святой пророк: Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис. 5,20) А старец Паисий Святогорец говорит: «Пусть Господь нам поможет, потому что сейчас детям помогают не изменяться в хорошем смысле, а бесноваться». [Gerontos Paisioy Hagioreitoy. Logoi A`, Me pono kai agape gia ton sygchrono anthropo, Ekdoseis Hieron Hesychasterion «Eyaggelistes Ioannes o Theologos», Soyrote Thessalonikes, 1998, p. 303]

Сжалимся же над нашими детьми и осознаем нашу ответственность перед ними и перед безграничной любовью Божией.

Список литературы

Елена Андрулаки.«Гарри Поттер: посвящение в магию»

Antonioy Alebizopoyloy, p. Apokryphismos, Gkoyroyismos, «Nea Epoche», Ekd. I.M. Nikopoleos, 1990.

Nikolaoy, Metropolitoy Phthiotidos. Ekklesia kai Magia, Ekdoseis Apostolike Diakonia, 1997.

Antonioy Alebizopoyloy, p. O Apokryphismos sto Phos tes Orthodoxias (Teyche 16-20), Ekdoseis Dialogos, 1996.

Antonioy Alebizopoyloy, p. Neosatanismos — Orthodoxe Theorese kai Antimetopise, Ekdoseis Dialogos, 1996.

The Penguin Dictionary of Religions. Edited by John R. Hinnells, Penguin books, 1984.

William Schnoebelen. Wicca Satan 's Little White Lie. Chick Publications, USA, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.