Содержание
Введение
Глава 1. Психология детского характера
1.1 Общее понятие о характере
1.2 Формирование характера у детей и пути его воспитания
1.3 Волевые качества у учащихся
Глава 2. Теоретические основы педагогического общения
2.1 Педагогическое общение
2.2 Компоненты педагогического общения
2.3 Стиль общения «Учитель-Ученик»
2.4 Система мероприятий для формирования волевых качествучащихся
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Всвязи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным специфическимчеловеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенноевнимание к воле. Когда — то, еще в ХV111 — Х1Хвв., этопроблема была одной из центральных в психологических исследованиях. Вначале ХХв.в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли навторой план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимобыло ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее иполностью не замечать было невозможно, т.к. воля относиться к числу техпсихических явлений (наряду с воображением), жизненную важную роль которых нетособой необходимости доказывать.
По этой причине вначале ХХ в. ив последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не стольшироко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качествеосновного метода выявления связанных с ней феноменов.
Вчитываясь сегодня в работетаких замечательных психологов прошлого, как У. Джемс в США и С.Л. Рубинштейн вРоссии, мы обнаруживаем, что воля — вполне реальное явление, обладающее своимиспецифическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.
Еще Аристотель ввел понятие волив систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образомповедения человека реализуется в соответствии со знанием, которые само по себелишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду состремлением способный изменить ход поведения; инициировать его останавливать,менять направление и темы.
Сейчас многими ученымипредпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле какцелостное, придать ему интегративный характер.
Целью данной курсовой работыявляется выявить особенности формирования волевых качеств учащихся в процессеобщения «ученик — учитель».
Объект исследования. Процессстиля общения между учеником и учителем.
Предмет исследования. Стильформирования волевых качеств учащихся в общении «ученик — учитель».
Гипотеза. Приступая кисследованию, выдвигаем следующую гипотезу: формирование волевых качествучащихся в общении «ученик — учитель» будет успешным в том случаеесли:
Определить наиболее оптимальныйстиль общения между учеником и учителем
Учитель сам будет владеть стилемобщения для формирования волевых качеств учащихся
Задачи исследования.
Изучить и проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу.
Подобрать диагностическийматериал для выявления волевых качеств учащихся.
Разработать систему мероприятийи методологические рекомендации.
Методы исследования является
Методологической основойисследования явились труды психологов и педагогов: Божович Л.И., Рубинштейн С.Л.,Пиаже Ж., Адлер А., Юнг К.Г., Джеймс У., Фромм Э., Корню К.
Структура исследования. Курсоваяработа состоит из введения, двух глав, заключения, использованной литературы.
Глава 1. Психология детского характера1.1 Общее понятие о характере
В буквальном переводе сгреческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии подхарактером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психическихсвойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются вприсущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер — этоиндивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношениечеловека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках [15:36].
Характер взаимосвязан с другимисторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент наформу проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так,настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика — всосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично,не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влияниемхарактера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательныестороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характеромнеразрывно связаны и способности.
Высокий уровень способностейсвязан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связис коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности,соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокойтребовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцветспособностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падатьдухом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу [15: 39].
Связь характера и способностейвыражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие,инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит втой же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например,в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с однойстороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.
Черты характера. Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер,нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (чертхарактера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности кобщественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.
Отношение к общественнымобязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности кобщественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие,добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им — леность,небрежность, пассивность, расточительство [12: 28].
Отношение человека к трудуоказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д.И. Писаревписал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себесобственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегдаслабым, вялым и бесхарактерным человеком».
Отношение к людям наглядновыступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость,доброжелательность и т.п. Антиподами этих черт являются замкнутость,бестактность, недоброжелательность.
Как утверждал В. Гюго, «укаждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который онсам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». Вцелях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себеколлектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. Ипрежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько оннужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себепроявляется в самооценке своих действий [14: 60].
Трезвая самооценка-этоодно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие чертыхарактера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательнымичертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек,обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в немпредконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность вхарактере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своихпозиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должнысочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном насознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успеховв труде на общую пользу.
Принципиальность — одноиз ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность [5:88].1.2 Формирование характера у детей и пути еговоспитания
Как отмечалось, характерформируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека,отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннегодетства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера,начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения кдействительности. Большое значение имеют простейшие виды доступной школьникутрудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенокприучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученноедело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера уребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и этоначинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению [15:36].
С поступлением в школуначинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается срядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение вшколе, дома, в общественных местах. Эти правила, обязанности развивают ушкольника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость,аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.
Исключительно важную роль вформировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает вновые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи стоварищами. У него развивается сознание долга и ответственности передколлективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм [14: 68].
Особенно интенсивно развиваютсячерты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младшийшкольник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокиетребования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздобольше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувствомдолга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы,класса.
Решающее влияние на характерребенка оказывает воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя былобы перевоспитать и которым нельзя было бы привить определенные положительныекачества, устранив даже как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательныечерты. пути воспитания характера [14: 50].
Необходимым условием воспитанияхарактера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрениемопределяется направленность человека, его жизненные цели, устремления, измировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются всвоих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться вединстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бывоплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому длявоспитания общественно ценных черт характера необходима такая организацияигровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопитьопыт правильного поведения. В процессе формирования характера надо закреплятьне только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этогоповедения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такиеусловия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейномувоспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Еслиусловия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например,проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера унего и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались емусловесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его втакие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание,устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создатьсильного характера. Важнейшим средством воспитания характера является труд. Всерьезном и общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,воспитываются лучшие черты характера — целеустремленность, коллективизм,настойчивость.
Труд в школьном возрасте — действенноесредство разностороннего, и прежде всего нравственного воспитания растущегочеловека [9: 31].
Педагог, исследующий влияниетруда на формирование личности ребенка, разрабатывает и экспериментальнопроверяет эффективность содержания труда для детей разного школьного возраста; разрабатываетсредства, методы, формы организации труда дошкольников; изучает процессстановления трудовой деятельности и механизм ее влияния на развитиедошкольников.
Педагог помогает ребенку овладетьтрудовой деятельностью: освоить ее структуру, приобрести соответствующие навыкии умения; способствует развитию личности ребенка в труде, влияет наформирование взаимоотношений в детском коллективе.
Трудовое воспитание в школьномвозрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью трудавоспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми[16: 92].
Педагоги ставят перед собойзадачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость,настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу ит.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желаниенаучить другого и научиться самому, сопереживание и др.
Для решения этих задачприменяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей ивзрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессетруда и др. [14: 33].
Труд дает реальный результат. Подрезультатом труда школьников следует понимать не только материальноевоплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-топриятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такоеэмоциональное подкрепление результата труда составляет его главнуюпедагогическую ценность.
Для того чтобы труд сталсредством нравственного воспитания, уже в школьном возрасте следует, наряду спривитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезнуюработу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других,понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность,умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловыевзаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общуюработу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других,оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности кпорученному делу [9: 36].
В труде школьники успешноусваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.1.3 Волевые качества у учащихся
Воспитание воли ребенка один изцентральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детейнерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своихжеланиях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь:«Я не умею», «Я не хочу», «Я не знаю как». Есливовремя не принять необходимых мер, эти черты в дальнейшем разовьются вотрицательные качества, характерные для безвольных людей, и, напротив,правильное воспитание может не только исправить, но и не допустить появленияэтих черт [19: 16].
Большая часть родителей отдаетсебе отчет, какое значение имеет воспитание нравственной, сознательной волидетей и какое трудное будущее ждет их, если в детстве не обратить внимания навоспитание этой важнейшей черты личности и тем сам не предупредить развития такназываемого «безволия».
До сих пор еще встречаютсяматери, которые всю свою любовь к ребенку (особенно если это ребенок,единственный в семье) выражают в беспрекословном выполнении его желаний, непредъявляют к нему никаких требований, не дают ему никаких самостоятельныхзаданий, поручений. «Он еще мал, успеет; сыт, здоров, играет — и хорошо».Даже в тех случаях, когда ребенок хочет что-либо сделать сам, ему внушают:«Ты ничего не сделаешь! Ты не умеешь; у тебя ничего не получится». Ивырастают дети несамостоятельные, не умеющие ни преодолевать трудности, нисдерживать свои порывы [19: 19].
Когда ребенок подрастает, и матьначинает замечать в нем эти черты, она обычно удивляется и в недоуменииспрашивает себя, откуда они, не подозревая, что она сама развивала их.
Перевоспитать подросшего ребенказначительно труднее, чем правильно воспитывать его с раннего детства, так какплохие привычки мешают воспитанию хороших черт. Подростки, даже сознавая своинедостатки, с трудом справляются с ними.
Под волей понимается сложныйпсихический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает егодействовать направленно. Воля является способностью человека преодолеватьпрепятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в такихчертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость,мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению какобщественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить,каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которогосостоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижениипо службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочьобщему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическимикачествами». По волевой активности характеры подразделяются на сильные ислабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смелопринимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны исмелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из нихотсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивноепроявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самыехорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многиеиз них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво ирешительно действовать [20: 36].
Волевые качества можновоспитывать у человека. И.П. Павлов подчеркивал, что человек — это единственнаясистема, способная регулировать сама себя в широких пределах, т.е. можетсамосовершенствоваться.
Слабовольные люди припродуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. Приэтом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, напримерего темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность,чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю,вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость [19: 25].
Глава 2. Теоретические основы педагогическогообщения2.1 Педагогическое общение
Успешное педагогическое общениеявляется основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение своспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализацииученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются струдностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызываютострое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональнойсостоятельности [2: 56].
Современному учителю оченьтрудно идти в ногу со временем. Стремительно изменяются условия обучения, понекоторым школьным предметам имеется от 5 до 14 учебников разных авторов. Ученическаясреда характеризуется дифференциацией: один полюс образуют дети, которые знают,чего хотят в своей жизни и как этого можно достичь, а на другом полюсе — дети,которые живут одним днем: ничего не хотят и ни к чему не стремятся. Общение с учащимисяусложняется как объективными, так и субъективными факторами, что вынуждаетучителя вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения. Каковаже психологическая сторона педагогического общения?
В.А. Сластенин дает следующееопределение педагогическому общению: "Педагогическое общение" — этопрофессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (впроцессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции инаправленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизациюучебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутриученического коллектива. Педагогическое общение — многоплановый процессорганизации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействиямежду педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместнойдеятельности [16: 93].
Согласно определению В.А. Канн-Каликпрофессионально-педагогическое общение — это система приемов и методов,обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности иорганизующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога ивоспитуемых [10: 96].
В педагогическом общенииреализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися),интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие другдруга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны. Акцентированиевыделенных характеристик позволяет говорить, что педагогическое общение должнобыть не тяжелым долгом, а естественным и даже радостным процессомвзаимодействия. Каковы слагаемые оптимального педагогического общения?2.2 Компоненты педагогического общения
Когнитивный компонент: знаниеобщих закономерностей общения; структуры общения, особенностей реализациикоммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения; методикисследования общения и межличностных отношений; основныхпсихолого-педагогических требований, предъявляемых к организациипедагогического и в целом межличностного общения. Информационная власть,которой обладает учитель по мере познания предмета общения, позволяет ему«осуществить успокоение» силой логики, т.е. всесторонне продуматьпоиск выхода из сложившейся трудной ситуации, обеспечить снижение ее остроты инапряжения [16: 100].
Регулятивный компонент: умениепередавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств,методов и приемов; организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношениядетей в процессе совместной деятельности; понимать актуальноеэмоционально-психологическое состояние, адекватно воспринимать и объективнооценивать личностные качества и поведение другого человека; корректно ипедагогически целесообразно воздействовать на партнеров по общению; управлятьсобственным психическим состоянием, поведением и развитием.
Аффективный компонент: эмоциональноесостояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает междупартнерами по общению.
Духовный компонент: сплав интеллектуальныхспособностей и духовного состояния. Духовные способности — это способностипонять, оценить и изобразить других людей в своем творчестве, это интегральноепроявление интеллекта и духовности личности. Невозможно понять духовныеспособности, не обращаясь к понятию духовного состояния. Духовно богатыйучитель в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать' в себя другихлюдей с их духовным содержанием [16: 101].
Анализируя духовные способности,В.Д. Шадриков отмечает присутствие их в каждой психической функции. Одновременноон показывает, что мышление морально. Следовательно, каждая психическая функцияинтеллектуальна и моральна. В той мере, в какой в конкретной психическойфункции будет проявляться мораль, она будет духовна. И в какой мере она будетдуховна, в той мере она будет суперинтеллектуальна. В этом случае учительвидит, запоминает, вспоминает, принимает решения, воспринимает, мыслит ипереживает через призму духовности. Такое видение позволяет проникнуть всущность педагогического явления [16: 102].
2.3 Стиль общения «Учитель-Ученик»
Педагогическое общение, вчастности, проблема стиля «Учитель-Ученик» была предметом изученияеще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стилявзаимодействия между педагогом и обучаемым, как показал анализ педагогическихжурналов, ставился еще в 60-е годы 19 века (А.Ю. Колесников). Наиболееплодотворными периодами активной разработки альтернативныхавторитарно-административному стилю общения концепций 20 века были: 20-е г.,конец 50-х — начало 60-х г. (Л.И. Божович, Б.П. Есипов, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьминаи другие), вторая половина 80-х г. (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова,С.Н. Лысенкова).
В зарубежной психологии проблемастиля взаимодействия берет начало в трудах К. Левина в 30-е г.20 в., которымбыло предложено понятие «стиля лидерства». Зарубежная философияиндивидуализма, вероятно, обусловила постановку акцента в этой проблеме надетерминации стиля общения личностными факторами. Так, например, одной изпричин непродуктивности стиля взаимодействия в зарубежной педагогическойпсихологии провозглашается чувство неполноценности у педагога, отсутствие унего самоуважения, любви к самому себе, чувства собственного достоинства (Р. Бернс,Дж. Колеман, Г. Моррис, А. Глассер).
Кроме того, в зарубежнойпсихологии изучаются последствия либерально-попустительского и авторитарногостилей руководства, что имеет несомненный интерес для отечественной психологии[3: 26].
В отечественной же психологиисистематическое, целенаправленное изучение стиля началось позже, в 50-60-х г.,В.С. Мерлиным, Е.А. Климовым в рамках материалистического подхода, на основепсихологической теории
Что такое стиль общения? Чтобыответить на этот вопрос, обратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».
Стиль — это совокупностьприемов, способов работы, это характерная манера поведения человека. Поопределению психолога А.А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразнаяманера действования.
Стиль общения педагога с детьми- категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В.А. Кан-Каликписал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологическиеособенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся»[10: 97].
Стилевые особенностипедагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны,от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры,эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода кпрофессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников,их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученическогоколлектива, с которым воспитатель вступает в контакт.
Рассмотрим типичные стилипедагогического общения, характеристика которых дана В.А. Кан-Каликом [10: 97-101].
Наиболее плодотворно общение наоснове увлеченности совместной деятельностью. Оно предполагает содружество,совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — единствовысокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
Эффективен и стиль педагогическогообщения на основе дружеского расположения. Он проявляется в искреннем интересек личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельностии поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулируетувлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношенияпедагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразностьдружественности» [8: 17].
В выделенных стилях общениявзаимодействие «учитель-ученик» рассматривается как двустороннеесубъект-субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. Вучебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создаютситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.
В системе взаимоотношенийпедагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стильобщение-дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль длясамоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, онанеобходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальныепозиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнееи естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога оченьважно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А.С. Макаренко,подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении [17: 46].
Выделяют и негативные стилиобщения. К ним можно отнести: а) общение-устрашение, которое строится нажесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе,диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не можетбыть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества; б) общение-заигрывание,основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но он будетдешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силуотсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры;в) общение-превосходство характеризуется желанием педагога возвыситься надвоспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуетсясвоими отношениями с ними, отстранен от детей [2: 66].
Отрицательные стили общенияориентированы на субъект-объектные отношения, т.е. в них преобладает позицияпедагога, рассматривающего воспитанников как объект воздействия.
Стили педагогического общениянаходят свое выражение в стилях педагогического руководства.
Стиль педагогическогоруководства проявляется в позициях педагога и воспитанников, в преобладающихспособах взаимодействия с личностью и коллективом, в соотношении дисциплинарныхи организационных воздействий, прямых и обратных связей, в оценках, тоне, формеобращения.
Наиболее распространенаклассификация стилей руководства, включающая авторитарный, демократический илиберальный стили [3: 96].
При авторитарном стилеруководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполненияединолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует,проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимаетвозражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагогпостоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание,сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектовпедагогического воздействия.
Преобладает официальный,приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение,приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях иподчинении.
Этот стиль можно выразитьсловами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте» [8: 57].
При демократическом стилеруководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместнаядеятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся,поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность,инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладаюторганизующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональнойатмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью иуважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет,рекомендация, просьба [3: 36].
Данный стиль руководства можновыразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводимитоги».
Этот стиль располагаетвоспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызываетстремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности,стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особеннозначимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
При либеральном стилеруководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагогзанимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, впроблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тонобращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит отнастроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры [8: 40].
Этот стиль ведет к панибратствуили отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе,самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствуетцеленаправленное взаимодействие «учитель-ученик».
Этот стиль может быть выраженсловами: «Как все идет, так и пусть идет».
Заметим, что в чистом виде тотили иной стиль руководства встречается редко [4: 26].
Наиболее предпочтителендемократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать иэлементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложноговида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либеральногостиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когдацелесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитанникусамостоятельности.
Таким образом, стиль руководствапедагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретныхусловий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками илистаршеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характердеятельности [12: 56].
Наряду с рассмотренными стилямипедагогического общения есть и иные подходы к их описанию. Так, В.А. Кан-Каликустановил и охарактеризовал такие стили педагогического общения как общение,основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов иучащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция;общение-устрашение; общение-заигрывание [10: 98].
Наиболее продуктивным является общениена основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этогостиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения кпедагогической деятельности в целом.
Достаточно результативнымявляется и стиль педагогического общения на основе дружеского расположения, которыйможно рассматривать как предпосылку вышеназванного стиля. Дружескоерасположение выступает стимулом развития взаимоотношении педагога с учащимися. Дружественностьи увлеченность совместным делом объединяют эти стили между собой. Однакодружественность не должна нарушать статусные позиции. Вот почему одним издостаточно распространенных стилей педагогического общения является общение-дистанция.Этот стиль используют как опытные педагоги, так и начинающие [16: 33].
Вместе с тем исследованияпоказывают, что достаточно гипертрофированная (чрезмерная) дистанция ведет кформализации взаимодействия педагога и учащегося. Дистанция должнасоответствовать общей логике их отношений. Она является показателем ведущейроли педагога, но должна быть основана на авторитете.
Общение-дистанция в своихкрайних проявлениях переходит в более жесткую форму — общение-устрашение. Этотстиль наиболее часто используется начинающими педагогами, которые не умеюторганизовать продуктивное общение на основе увлеченности совместнойдеятельностью.
Не менее отрицательную роль вактах взаимодействия педагогов и учащихся играет общение-заигрывание, котороетакже в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установитьконтакт с детьми, понравиться им, но не имея для этого необходимойкоммуникативной культуры, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вестина уроке разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих нато оснований [16: 39].
Такие стили общения, какустрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, при отсутствии упедагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферысотрудничества, становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способыпедагогического взаимодействия.
Однако думающий педагог,осмысливая и анализируя свою деятельность должен обращать особо пристальноевнимание на то какие способы взаимодействия и общения являются для него болеетипичными и чаще используемыми, т.е. должен владеть навыками профессиональнойсамодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичныйему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачиличностного роста педагога и учащихся [16: 40].2.4 Система мероприятий для формирования волевыхкачеств учащихся
Итак, на основе теоретическогоисследования психологии детского характера и стиля педагогического общения, мыопределили, что самым оптимальным стилем общения является демократический стильи стиль, где общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Этотстиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия,доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетоминдивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация,просьба.
Данный стиль руководства можновыразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводимитоги».
Именно в этом стилепрослеживаются отношения ученик-учитель. Этот стиль располагает воспитанников кпедагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление ксовместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулируетсамоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо,способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
Демократический стиль можнополностью реализовать во время внеклассного работы или внеклассного мероприятия.Это могут быть классные часы, кружки, различные секции, подготовка к какому-томероприятию, конкурсу, походы, экскурсии и субботники.
Таким образом, для нашегоисследования будет оптимальной формой работы внеклассное занятие подруководством классного руководителя.
Мы считаем, что именно классныйруководитель играет важную роль в формировании характера детей. После родителяон является вторым человеком, который хорошо знает ребенка, его чертыхарактера, часто с ним беседует, работает. В школе встречается такой момент,когда даже самые непослушные ученики слушаются только своих классныхруководителей, прислушиваются к их советам, наставлениям. Поэтому важную роль ввоспитании учащихся в школе играет классный руководитель. От таланта,профессионализма, компетентной деятельности учителя зависит формированиеположительных качеств учащихся, в том числе и волевых.
Правильная организациявнеклассной работы классного руководителя способствует формированию сплоченногодетского коллектива, дружеского общения, положительных качеств учащихся, такихкак взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, коммуникабельность,сопереживание, храбрость, воля, чувство юмора и т.д.
Являясь составной частьювоспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общейцели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни вобществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системыценностей.
Разнообразная внекласснаядеятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка,которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельностиспособствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности всебе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся вразличные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания оразнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практическиеумения и навыки. Формирование нравственного, эмоционального, волевогокомпонентов мировоззрения закладывается в внеклассной работе.
Таким образом, на основевышеизложенных выводов, мы разработали систему мероприятий внеклассной работыдля классного руководителя. Данная система мероприятий в основном состоит изчисла активной деятельности, таких как труд, экскурсия, поход. Мы считаем, чтоименно эти виды деятельности помогают воспитать в ребенке волевые качества, испособствуют организации демократического стиля, где будет характерны отношенияученик-учитель.
Программа внеклассной работы ивнеклассных мероприятий для среднего и старшего звена учащихся
Осенний период (сентябрь,октябрь, ноябрь) Форма внеклассной работы Сентябрь Октябрь Ноябрь экскурсия
1. Экскурсия на тему «Здравствуй золотая осень»
Цель и задачи — привить любовь к родной природе,
Воспитание воли путем бестранспортного преодоления 3-х километровой дистанции до пункта назначения.
Пункт назначения местность «Хатыннаах»
Дата 12.09.09
Тема экскурсии:
«С первым снегом»
Цель и задачи — привить любви к природе, воспитание воли
Путем преодоления высокой горки для катания на санках. Игровые моменты.
Дата 10.10.09
Экскурсия в местный музей, в с заданием на поиск информации «Ветераны ВОВ».
Цель и задачи — привитие интереса к истории отчества, родины, воспитание воли путем умственного труда. От детей ожидается выполнение заданий на сбор информации о ветеранах ВОВ, обобщение необходимой информации.
Дата 20.11.09 поход
Поход с ночевкой
В местность «Ус уруйэ».
Цель и задачи похода — визит конебазы в данной местности, приобщение к природе, знакомство с спортивным лошадьми, помощь в кормлении, уходе.
Воспитание воли путем бестранспортного преодоления 5-ти километровой дистанции до пункта назначения, путем труда для приготовления ужина, обеда, завтрака, заготовлении дров, палаточной стоянки
Дата 5.09.2009 нет нет труд
Субботник на пашне. Помощь сбору урожая картошки, картофеля.
Цель воспитание воли путем труда
Дата: 20-е числа сентября
Помощь ветеранам войны и труда в уборке снега, заготовке льда
Цель воспитание
Воли при помощи физического труда в коллективе Генеральная уборка класса, и прилегающих к нему территорий.
Заключение
Итак, исследовав теоретическиеосновы стиля общения «ученик-учитель», изучив ее роль в формированииволевых качеств учащихся, считаю целесообразным сделать следующие выводы покурсовой работе:
В буквальном переводе сгреческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии подхарактером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психическихсвойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются вприсущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Черты характера. Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер,нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (чертхарактера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности кобщественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.
Как отмечалось, характерформируется, развивается и изменяется в практической деятельности человека,отражает условия и образ его жизни. Формирование характера начинается с раннегодетства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера,начинает складываться привычный образ поведения, определенные отношения кдействительности.
Воспитание воли ребенка один изцентральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детейнерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своихжеланиях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь:«Я не умею», «Я не хочу», «Я не знаю как». Есливовремя не принять необходимых мер, эти черты в дальнейшем разовьются вотрицательные качества, характерные для безвольных людей, и, напротив,правильное воспитание может не только исправить, но и не допустить появленияэтих черт.
Под волей понимается сложныйпсихический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает егодействовать направленно. Воля является способностью человека преодолеватьпрепятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в такихчертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость,мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению какобщественно полезных, так и антиобщественных целей.
Перевоспитать подросшего ребенказначительно труднее, чем правильно воспитывать его с раннего детства, так какплохие привычки мешают воспитанию хороших черт. Подростки, даже сознавая своинедостатки, с трудом справляются с ними.
Волевые качества можновоспитывать у человека говорил И.П. Павлов " человек — это единственнаясистема, способная регулировать сама себя в широких пределах, т.е. можетсамосовершенствоваться".
Педагогическое общение, вчастности, проблема стиля «Учитель-Ученик» была предметом изученияеще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стилявзаимодействия между педагогом и обучаемым, как показал анализ педагогическихжурналов, ставился еще в 60-е годы 19 века (А.Ю. Колесников). Наиболееплодотворными периодами активной разработки альтернативныхавторитарно-административному стилю общения концепций 20 века были: 20-е г.,конец 50-х — начало 60-х г. (Л.И. Божович, Б.П. Есипов, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьминаи другие), вторая половина 80-х г. (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, И.П. Волкова,С.Н. Лысенкова).
Стиль общения педагога с детьми- категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В.А. Кан-Каликписал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологическиеособенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся»[8, с.97].
Стилевые особенностипедагогического общения и педагогического руководства зависят, с одной стороны,от индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры,эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода кпрофессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников,их возраста, пола, обученности, воспитанности и особенностей ученическогоколлектива, с которым воспитатель вступает в контакт.
Итак, на основе теоретическогоисследования психологии детского характера и стиля педагогического общения, мыопределили, что самым оптимальным стилем общения является демократический стильи стиль, где общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Этотстиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия,доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетоминдивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация,просьба.
Данный стиль руководства можновыразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводимитоги».
Именно в этом стиле прослеживаютсяотношения ученик-учитель. Демократический стиль располагает воспитанников кпедагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление ксовместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулируетсамоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо,способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
Демократический стиль можнополностью реализовать во время внеклассного работы или внеклассного мероприятия.Это могут быть классные часы, кружки, различные секции, подготовка к какому-томероприятию, конкурсу, походы, экскурсии и субботники.
Таким образом, для нашегоисследования будет оптимальной формой работы внеклассное занятие подруководством классного руководителя.
Мы считаем, что именно классныйруководитель играет важную роль в формировании характера детей. После родителяон является вторым человеком, который хорошо знает ребенка, его чертыхарактера, часто с ним беседует, работает. В школе встречается такой момент,когда даже самые непослушные ученики слушаются только своих классныхруководителей, прислушиваются к их советам, наставлениям. Поэтому важную роль ввоспитании учащихся в школе играет классный руководитель. От таланта,профессионализма, компетентной деятельности учителя зависит формированиеположительных качеств учащихся, в том числе и волевых.
Правильная организациявнеклассной работы классного руководителя способствует формированию сплоченногодетского коллектива, дружеского общения, положительных качеств учащихся, такихкак взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, коммуникабельность,сопереживание, храбрость, воля, чувство юмора и т.д.
Являясь составной частьювоспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижениеобщей цели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни вобществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системыценностей.
Таким образом, на основевышеизложенных выводов, мы разработали систему мероприятий внеклассной работыдля классного руководителя. Данная система мероприятий в основном состоит изчисла активной деятельности, таких как труд, экскурсия, поход. Мы считаем, чтоименно эти виды деятельности помогают воспитать в ребенке волевые качества, испособствуют организации демократического стиля, где будет характерны отношенияученик-учитель.
Цель и задачи курсовой полностьюдостигнуты на мой взгляд. Во первых, выявлены особенности формирования волевыхкачеств учащихся в стиле общения ученик-учитель путем решения следующих задач: Изученыи проанализированы психолого-педагогические источники по стилю педагогическогообщения, по психологии детского характера; разработана система мероприятий иметодологические рекомендации по воспитанию волевых качеств учащихся в общении.
Библиография
1. Андреева Г. М Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1996
2. Батракова С.Н. основы профессионально-педагогического общения. Ярославль,1986
3. Зимняя И. А Педагогическая психология. М., 1999
4. Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и ихпреодоление // Педагогика, 1992, №5-6
5. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. — М., 1988
6. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. — М., 1997
7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. — М., 1990
8. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. М., 1997
9. Ерастов Н.П. Психология общения. Ярославль, 1979
10. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987
11. Кашапов М.М. Теория и практика решения педагогической ситуации. Ярославль,1997
12. Кодратьева С.В. Психолого-педагогические проблемы общения. Гродно 1982
13. Леонтьев А.А. Психология общения. М., Смысл, 1997
14. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М., 1995
15. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. Психологическиепроблемы социальной регуляции поведения. М., 1976
16. Педагогическая психология. Под. ред. Н.В. Клюевой. — М:, 2003
17. Рубинштейн А.А. Психология общения. — М., 1991
18. Общение и оптимизация совместной деятельности (под редакцией Андреевой Г.М.и Яноушека Я.М.). МГУ, 1987
19. Воспитание воли ребенка // Дошкольное воспитание, 2008, № 3
20. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998
Приложения
Приложение 1
Предпосылки успеха впедагогическом общении.
Существует целый рядпредпосылок, обусловливающих успех учителя в общении.
Физиологические предпосылки: нормальныйуровень развития органов артикуляции; общее соматическое состояние и здоровье; отсутствиепринужденных моторных состояний; подвижность, пластичность двигательных мышцрук и мимических мышц лица.
Психологические предпосылки: волевыекачества, интеллект, темпераментг общая структура способностей,духовность и т.п.
Социально-психологическиепредпосылки: мотивация общения и профессиональная направленность личности,статус и авторитет учителя в ученическом и педагогическом коллективе,социальный и профессиональный опыт, техники педагогического общения.
Успех в общении характеризуетсяситуативностью. Если у учителя был прекрасный контакт с классом на предыдущемуроке, то это не означает, что на сегодняшнем уроке будет так же. Ориентация науспех стимулирует педагога к постоянному самосовершенствованию.
Для того чтобы воспитание детейбыло успешным, подчеркивает Л.Н.
Толстой, надо, чтобывоспитывающие люди не переставали воспитывать себя, помогали бы друг другу всеболее и более осуществлять то, к чему стремятся.
Учитель должен научитьсябороться со своим стремлением к покою, с притуплением остроты и активностичувств, с равнодушием к окружающему и всем тем, что отдаляет его от детей,молодежи — состоянием, которое П.П. Блонский называл «старчеством».
В связи с этим труднопереоценить возможности психологизации, ибо педагогическое общение — есть тополе, на котором разыгрываются отношения между людьми.
Приложение 2
Психологи утверждают, чточеловек способен довольно точно себя оценить, т.е. обычно он знает, над чем емунадо работать, что преодолеть и что развить, укрепить в себе. Помочь вамвыяснить, на/>сколько вы приятны вобщении, сможет предлагаемый тест.
Проверьте себя. Отвечайте «да»и «нет».
1. Вы любите больше слушать, чемговорить? Да — 1, нет — 0.
2. Вы всегда можете найти темудля разговора даже с незнакомым человеком? Да — 1, нет — 0.
3. Вы всегда внимательнослушаете собеседника? Да — 1, нет — 0.
4. Вы любите давать советы? Да — 0, нет — 1.
5. Если тема разговора вамнеинтересна, станете ли вы показывать это собеседнику? Да — 0, нет — 1.
6. Раздражаетесь ли вы, когдавас не слушают? Да — 1, нет — 0.
7. У вас есть собственное мнениепо любому вопросу? Да — 1, нет — 0.
8. Если тема разговора вамнезнакома, станете ли вы ее развивать? Да — 1, нет — 0.
9. Вы любите быть центромвнимания? Да — 1, нет — 0.
10. Есть ли хотя бы три предмета,по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями? Да — 1, нет — 0.
11. Вы хороший оратор? Да — 1,нет — 0.
Исключите вопросы 4 и 5, поостальным подсчитайте баллы.
1 — 3 балла — с вами тяжелообщаться (вы или молчун, или настолько общительны, что вас избегают). Избегайтекрайностей!
4 — 9 баллов — вы не слишкомобщительны, но достаточно внимательный собеседник, хороший слушатель.
10 — 11 баллов — вы оченьприятны в общении, друзья вряд ли могут без вас обойтись.
Как молчаливость, так и излишняяобщительность в равной мере создают затруднения в общении. Приятный собеседник- тот, кто соблюдает умеренность в общении, сбалансирование говорит и слушаетдругих.
Приложение 3
Рекомендации от В.А. Кан-Калик
Система формированияиндивидуального стиля общения:
1) изучение и анализ своихличностных качеств и особенностей;
2) установление позитивных инегативных моментов в личностном общении. Работа по преодолению застенчивости,скованности;
3) овладение элементамипедагогического общения с учетом индивидуальных особенностей;
4) овладение технологиейпедагогического общения (использовать многообразие приемов, формвзаимодействия, сочетать вербальные и невербальные средства, рефлексировать,эмпатийно воспринимать воспитанника);
5) закрепление индивидуальногостиля общения в реальной педагогической деятельности.
Воспользуйтесь этой программой,займитесь изучением и формированием своего индивидуального стиляпедагогического общения и руководства.
Подчеркнем: стиль общения ируководства зависит от нравственных установок педагога — от любви к детям,доброжелательного отношения к ним, от гуманистической направленности личностиучителя. Стиль зависит и от знаний основ педагогики и психологии общения,владения коммуникативными умениями (перцептивными, вербальными).