Учебно-профессиональнаямотивация студентов как фактор готовности к профессиональной деятельности
Переход от старшегошкольного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкойпривычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия вмотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов испециальностей.
В первую очередь нашинтерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентацийявляется неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные,кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации,новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качестваличности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы,присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы исвязаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” всистеме общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивыотносятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степенисформированности которых можно судить об уровне готовности личности.
Актуальность данногоисследования определяется существующей общественной и образовательнойпотребностью в преподавателе высокого уровня продуктивности, способномразвивать у студентов — будущих специалистов готовность к предстоящей профессиональнойдеятельности. Актуальность исследования состоит также и в том, что проблемаразвития творческой готовности студента к предстоящей профессиональнойдеятельности через организацию этого процесса в вузе недостаточно разработана.
В нашем понимании готовностьк предстоящей самостоятельной деятельности студентов и выпускников состоит изследующих компонентов: профессиональная направленность, креативность,ответственность, коммуникативные и организаторские способности, компетентностьв области изучаемой специальности. Высокие уровни развития всех перечисленныхкомпонентов может обеспечить в дальнейшем продуктивность в профессиональнойдеятельности.
Мотивация являетсяодной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежнойпсихологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана санализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности,поведения.
Наиболее полнымявляется определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этойпроблемы – Лидия Ильинишна Божович. Согласно Л.И. Божович, в качестве мотивовмогут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства ипереживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность. Такоеопределение мотива снимает многие противоречия в его толковании, гдеобъединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.
Учебная мотивация-этосистема побуждений, которая движет учеником и заставляет его приобретатьзнания, становиться успешным, становится субъектом своей учебно-познавательнойдеятельности. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна,характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебнаямотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложнойструктурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс ирезультат) и внешний (награда, избегание) мотивации. Существенны такие характеристикиучебной мотивации как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуальногоразвития и характером учебной деятельности.
Сейчас исследователямуже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит восновном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей.Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. В сферепрофессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение кпрофессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения .
Под профессиональноймотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь всознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональнойдеятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущийфактор развития профессионализма и личности, так как только на основе еевысокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональнойобразованности и культуры личности.
Для выявления факторови механизмов развития высокого уровня готовности выпускников университета кпрофессиональной деятельности нами были проведены исследования на основеакмеологического подхода. Он заключается в системном, комплексном исравнительном изучении субъекта и объекта образовательной системы – студента.
Целью являетсяисследование учебно-профессиональной мотивации у студентов педагогического факультетаКБГУ.
Предметомисследования являетсяучебно-профессиональная мотивация студентов. Объект исследования–творческаяготовность студентов педагогического факультета КБГУ.
В исследовании мыисходили из того, что компонентами творческой готовности являются высокаяпрофессиональная мотивация, развитые профессиональные умения, творческиепотенциалы и способности.
Исследованияпроводились на педагогическом факультете КБГУ по следующим методикам:
1. Методикаизмерения уровня профессиональной направленности по признакам латентнойструктуры отношения по Н.В.Кузьминой и В.А.Ядову.
2. Методикаизмерения удовлетворенности учебным заведением по признакам латентной структурыотношения по Н.В.Кузьминой и Б.Абидову.
3. Методикаизучения мотивов учебной деятельности по А.А.Реану и В.А.Якунинe.
4. Анкетастудента по Сабанчиевой и Хамизовой.
5. Факторпривлекательности и непривлекательности по Кузьминой и Абидову.
6. Определениеценностных ориентаций по Роничу.
Общуювыборочную совокупность составили 30 человек.
1выборка- 1курс направления «Технологическое образование» (7)
2выборка- 2 курс направления «Технологии и предпринимательства»
3выборка- 4 курс направления «Педагогики и методики дошкольногообразования».(14)
Удовлетворенностьпрофессией.
учебный профессиональный удовлетворенность студенческий
Таблица1. Курс
к-во
ч-к Коэффициент удовлетворенности итог a b c d e 1ТиП 6 2 1 4 0.42 2ТиП 9 1 2 6 -0.28 4ПМДО 14 1 2 1 9 0.07
Удовлетворенностьучебным заведением.
Таблица 2.Курс к-во ч-к Коэффициент удовлетворенности итог a b c d E 1ТиП 6 1 3 3 0.42 2ТиП 9 1 2 6 -0.05
Мотивы учебнойдеятельности.
Таблица 3. Ранг Мотив Общая статистика 1 ТиП 2 ТиП 4 ПМДО ранг мотив 5 4, 10 1 1 5 2 4 2,3 2 2 4 1 3 1 4,6,9,10 4 3 4 2 6,7,9 3 9,10 2 6 1 8 5,11 6 1 9
1- Статьвысококвалифицированным специалистом.
2- Получитьдиплом.
3- Успешнопродолжить обучение на последующих курсах.
4- Успешноучиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.
5- Постояннополучать стипендию.
6- Приобрестиглубокие и прочные знания.
7- Незапускать предметы учебного цикла.
8- Неотставать от сокурсников.
9- Обеспечитьуспешность будущей профессиональной деятельности.
10- Добитьсяодобрения родителей и окружающих.
11- Получитьинтеллектуальное удовлетворение.
Пообщей статистике видно, что наиболее движимыми мотивами являются:
1. Статьвысококвалифицированным специалистом.
2. Получитьдиплом.
3. Успешноучиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.
4. Приобрестиглубокие и прочные знания.
5. Обеспечитьуспешность будущей профессиональной деятельности.
6. Добитьсяодобрения родителей и окружающих.
Результатыиз «Анкеты студента»:
Готовностьстудентов к профессиональной деятельности.
Таблица4.
/>
Уровеньготовности 2 ТиП
/>
Такжезвучал вопрос: «Кто из преподавателей сыграл(ет) большую роль в Вашемпрофессиональном становлении, в формировании готовности профессиональнойдеятельности? ». После подсчета ответов мы выявили, что наиболее высокийуровень у преподавателей:
· четвертогокурса направления «Педагогика и методика дошкольного образования» Сбанчиевой РитыЗалимгериевны и Нагоева Бориса Будинировича,
· второгокурса направления «Технология и предпринимательство» Хоконова ХапачиЛукмановича.
Факторпривлекательности и непривлекательности в деятельности учебного заведения: