Реферат по предмету "Социология"


Духовность и духовные потребности человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра теории и методики сервисной деятельности и туризма Духовность и духовные потребности человека Преподаватель: Делова А.Ю. Предмет: Человек и его потребности Студентка:

Козлова Д. А. Группа: 207а. г. Южно-Сахалинск, 2008г. Введение Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект этого строительства, прежде всего духовный мир человека.

Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. Здесь пойдет речь о внутреннем, духовном мире человека. Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалось во многом по путям мифологического освоения жизни. Мифы творила сама первобытная жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитали в себя познавательный опыт древнего человека. Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествляли

с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так, Платон сравнивал тело с кораблем, а душу с кормчим корабля. Материальное и духовное, тело и психика трактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею о неразделимости души и тела выдвинул Аристотель.

Ему же принадлежит мысль о том, что душа человека - первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декарт отмечал: душа связана с телом не как кормчий с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы одно целое. Много позже, в неевропейской философии термин «душа» стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания. Наряду со словом «душа» сущность духовного мира человека определяли и словом «дух».

Английский философ Томас Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово «дух» - это человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло слово духовная жизнь людей, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством:

он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. В основе духовной жизни сознание. Сознание - эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом

мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем. К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности возможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самосознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его культурная жизнь.

Современная духовная культура общества располагает безграничным разнообразием научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических представлений и идеалов. В них воплощено достигнутое человечеством знание о месте, положении и назначении человека. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что есть добро? Что есть красота? Что должен делать человек? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего

предлагает свой путь к блаженству и личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннюю невозмутимость, самопожертвование и т.д. Таким образом, диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку почти неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни. Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение

к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Духовная культуру человека не может быть сведена к одной лишь начитанности, эрудиции, хотя и это очень важно. И все же есть признак духовной культуры личности, который среди прочих критериев играет главенствующую роль это готовность человека к самоотдаче и саморазвитию: если «Я для себя», то «зачем Я?». Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями

общечеловеческой культуре, иначе отдавать будет просто нечего. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека «микрокосмом». В отличие от «большого мира» - «космоса», который и окружает и самого человека, и населенную человечеством область Вселенной. «Микрокосм» человека сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу неповторимости своих личных данных, способностей, жизненного пути, своего места в обществе.

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это, прежде всего, потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни. На удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание - фундамент духовной жизни личности, общества. В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект.

Интеллект, слово латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других. Отмечают также, что интеллект - это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств. Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями.

Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, так как он личность, способная обладать не только «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти. Потребности человека разделяются на несколько видов. Американский психолог Маслоу выделил пять основных видов потребностей.

Это физиологические, экзистанционные, социальные, престижные и духовные потребности человека. К физиологическим потребностям относятся потребность в пище, дыхании, одежде, жилье, движении. Экзистанционные потребности заключаются в безопасности существования, комфорте, страховании от несчастных случаев и многих других. К социальным потребностям относится общение, взаимоотношения с обществом, забота о других и внимание к себе, участие в совместной деятельности с другими.

Престижные потребности заключаются в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценке. На самой верхушке так называемой пирамиды находятся духовные потребности. Духовные потребности заключают в себе самовыражение человека. Достигнуть духовные потребности можно только минуя все предыдущие. Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность также проявляется в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Следует заметить, что как религиозная, так и светская духовность возникают и функционируют на общей почве сознательного стремления к возвышенному как к такой высоте, на которой

человек чувствовал бы себя в меньшей зависимости от повседневных нужд и страданий. Но границы и конечные цели подобного возвышения могут быть разными. Существует такое понятие: «твердость духа». Так говорят о человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни. Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложными

жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать только собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения ее с ее антиподом - бездуховное. Бездуховность - это сознание, не выходящее за рамки утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, порабощенное вирусом потребительств, удовлетворения биологических потребностей. Такое сознание присуще людям без высоких жизненных идеалов, ориентирующихся на бессмысленное накопительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, любителям сиюминутного счастья, «прожигателям жизни».

Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия. Из приведенного анализа феномена духовности следует, что характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в определенном направлении, а бездуховный

человек - это, прежде всего, безвольный, бесхарактерный человек. Таким образом, духовность - не просто средоточение функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится вырваться из пут материи и выразить себя в духе. Индивидуальное бытие сознания становится духом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь

с себе подобными. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей устремленностью к единству. Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия. Давайте поговорим немного о духовных традициях. Мы выросли в ситуации, в которой духовные традиции

практически отсутствуют. Знания о духовных традициях пришли к нам в основном из книг, но и они стали доступны недавно. Только некоторые из нас имели возможность встретиться и общаться с живыми носителями традиции, поэтому и возник большой перекос в понимании того, что есть духовное сообщество и что есть сами духовные традиции. Первый критерий, который мы можем ввести для того, чтобы рассматривать любой вариант совокупности данных под названием "духовная традиция" это сравнение предлагаемых моделей

жизни по уровню сложности. Если модель, которая предлагается в качестве духовной жизни, проще, структурно примитивнее, чем жизнь, которой мы все живем, то эту модель сразу можно отнести в разряд "убежища". Использование знаний духовной традиции или специально заново организованной системы знаний для создания модели жизни, структурно более простой, однозначной, не имеющей внутренних противоречий, указывает на то, что человек не справляется со сложностью внешнего или сложностью внутреннего мира.

И как показывает практика, большинство людей, произнося слово "духовность", имеют в виду именно такую ситуацию. Это очень важно. Использование духовной традиции, духовной культуры в качестве убежища и является наиболее распространенным вариантом. Оформляются эти варианты обычно с помощью самой разнообразной мотивации: стремление к самосовершенствованию, восхождение "к чему-то там небесному" или, наоборот, нисхождение "к чему-то там сатанинскому"

. Независимо от мотивационного оформления, от того, во имя чего и зачем при анализе обнаруживается, что человек пытается создать себе или психологическое, или практическое жизненное убежище. Он упрощает свою внешнюю ситуацию за счет специально организованного внешнего мира (например, секта, община) или свою внутреннюю организацию за счет создания внутренне непротиворечивого, структурно простого мира, тем самым уходя от напряжения, сложностей и противоречий, и в любом случае оказывается в убежище.

Чаще всего оправданием такого "ухода" служит такой мотив, как самосовершенствование. Давайте спросим любого человека, который объявил себя духовным искателем что такое жизнь в духовности? Как он себе это представляет? И большинство нарисует очень простую картинку, организованную по очень простым правилам, и чаще всего это будут правила самоограничения или правила канонической формы. Все. Реального конкретного содержания, которое любой человек передает, когда рассказывает о своей жизни,

вы не услышите. А поскольку нужно как-то построить аксиоматику, т.е. ценностную структуру этого упрощенного мира, то создается сверхценностная идея. Сверхценностью, как правило, становятся переживания. Все содержание духовности как убежища сводится к переживаниям, "особым переживаниям", которые объявляются сверхценностными, или же к переживаниям общения, к простой, ясной структуре общения по принципу: все мы хорошие, все мы любим друг друга, все мы мирные, тихие.

Необходимость убежища осознается как со стороны рационального знания, так и со стороны духовной традиции. Существует целая категория людей, которые нуждаются время от времени в такого рода убежищах, и поэтому эти убежища существуют, существовали и будут существовать. Но когда человек, претендующий на серьезное отношение к традиции, к духовному сообществу, пытается свести к убежищу всю задачу духовной традиции - это просто выдает его незнание.

Если бы это было так, т.е. если бы столь структурно упрощенная духовная жизнь была возможна, то духовное сообщество давно бы перестало существовать. Оно бы сохранилось просто как абстрактная идея или в виде отдельных общин, которым большее или меньшее время удавалось бы существовать, но производить ту продукцию, которую человечество получает от духовного сообщества, они бы не смогли. Прежде всего разграничением между духовным убежищем и духовной традицией как таковой является понятие

работы и пути. Подлинным содержанием духовной традиции, естественно, является движение к истине. Любая духовная традиция, в какой бы форме она ни представала перед нами, прежде всего является предложением пути к истине. Основной ценностью любой духовной традиции является истина в том качестве, в котором она в соответствии с принципом времени, места и людей определяется. Любая живая духовная традиция содержит в себе рефлексию о том, что достижение истины есть самая сложная

из всех сложных задач, которые человек может поставить перед собой. Естественно, что сам путь и жизнь в этом пути содержит огромное количество деталей, конкретного содержания, конкретных противоречий, опасностей, соблазнов, спадов, подъемов. Описание этого пути содержит не меньшее количество подробностей, эмоций и т.д чем описание любой жизни вне традиции. Это первый разделительный рубеж. Если в убежище истина как достижение только декларируется,

а основными ценностями являются моменты переживания, то в духовной традиции как таковой, на Пути, существует лишь единственная ценность - истина. Все остальное обесценивается. Иногда это обесценивание, при неправильном понимании технологии, отсутствии достаточно полного знания, приводит к таким срывам, как глубинный цинизм, деструктивные влияния на человека и т.д. и т.п. Путь полон опасностей. Эти опасности и эти препятствия, преодоление их, а также сопутствующие

переживания и сопутствующее открытие в себе каких-то способностей, возможностей - все это обесценено тем, что единственная ценность, осознаваемая как смысл, к которому все устремлено, собрано, сконцентрировано это истина Наличие такой мотивации, как самосовершенствование показывает на непричастность предлагаемого знания к реальной духовной традиции. Из предыдущего ясно, что духовная традиция как Путь не может предложить идею самосовершенствования - она может предложить идею постижения истины, слияния

с истиной, т.е. когда бытие субъекта и бытие истины становится тождественным, становления истины, но она не может предложить идею самосовершенствования как таковую. Это очень важно. Вера, Надежда, Любовь - гармония знакомой с детства троицы слов Вера как форма существования и развития духовности определяет жизненную стратегию, которая реализуется в зависимости от природных данных человека. Вера первична и не требует доказательств своей достоверности

в отличие от знаний. Можно сказать, что в ней заложен изначальный источник свободы и демократичности, связанный с возможностью отречения либо ее развития в зависимости от особых обстоятельств жизненного пути, осознания и принятия новой информации. Человек не обязан воспринимать веру, которую ему навязывают извне, и это вполне естественно. У каждого из нас имеется индивидуальный запас знаний, определенный уровень развития абстрактного мышления, интеллект и, конечно же, жизненный опыт.

Сегодня, как и много веков назад, выдающиеся умы стремятся постичь частицу истины, изобретая всевозможные экстравагантные теории и концепции жизни общества, блуждая плоскими ходами безысходного лабиринта цивилизации, то и дело прерывающегося глухими стенами тупиков человеческой гордыни. Понять, что происходит на равнине, суждено поднявшись на гору, взглянув вниз, на наши повседневные проблемы с более высокого системного уровня знаний.

Сценарий жизни предписан каждому, и главные события нашей драмы должны наступить. Но не обязательно! Зависит это, прежде всего, от нас самих. Имеющаяся информация позволяет предположить, что судьба каждого человека спланирована на некоторую оптимальную или среднюю составляющую наших духовных сил и способностей. Но кто мешает каждому приложить большие усилия и подняться над этим средним уровнем, и мы не застрахованы

от деградации, способной негативно влиять на плановую судьбу, предписанную астрологической "перфокартой", на наше будущее. Список литературы 1. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001 584 с. 2. Основы религиоведения: Учебное пособие. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И.

Никонов М.: Высшая школа, 1998 480 с. 3. Общая социология: Учебник. / Д.Ж. Маркович М.: ВЛАДОС, 1998 432 с. 4. Диалектика духовности. / С. Синицин [Электронный учебник]



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.