Политическая идеология и ее основные влиятельные направления
1. Либерализм и неолиберализм: генезис, основное содержание иместо в политической доктрине
Еще относительно недавно в обыденном сознании либерализм(отлат. Liberalis – свободный) отождествлялся, как правило, с негативным оттенком егосмысла, т.е. понимался как излишняя терпимость, снисходительность, вредноепопустительство. Когда же он употреблялся для обозначения общественной позиции,то еще обязательно имел при себе нелестный эпитет «гнилой». Между темэтим термином обозначается идейно-политическое течение, имеющее весьмапрогрессивные традиции. Интерес к нему резко возрос в последнее время, вусловиях, когда с мировой политической арены один за другим уходилитоталитарные режимы. Особенно оживились дискуссии по проблемам либерализмапосле выхода в свет летом 1989 г. сенсационной статьи американского профессораФренсиса Фукуямы «Конец истории?».
Автор этой весьма интересной статьи считает, что все другие идейно-политическиедоктрины потерпели поражение в конкурентной борьбе с либерализмом, и ставитвопрос: не означает ли это конец истории или, иными словами, существуют ли всовременном обществе еще какие-то фундаментальные «противоречия»,разрешить которые либерализм бессилен, но которые разрешались бы в рамкахнекоего альтернативного политико-экономического устройства? Словом, насталовремя, когда и нам вслед за данным автором стоит приступить к серьезномуосмыслению этого идейно-политического течения и пересмотру своего отношения кнему.
Термин «либерализм» вошел в широкое употребление впервой половине XIX в., когда в ряде западноевропейских государств появилисьполитические партии либералов. Однако истоки либерализма какидейно-политического течения восходят к эпохе революций XVII–XVIII вв. В числе основателей,классиков этого течения по праву считаются англичане Джон Локк (1632–1704), АдамСмит (1723–1790), Иеремия Вентам (1748–1832), французы Шарль Луи Монтескье (1689–1755),Бенжамен Констан (1767–1830), Франсуа Гизо (1787–1874), немцы Иммануил Кант (1724–1804),Вильгельм Гумбольдт (1767–1835), американцы Томас Джефферсон (1743–1826), ДжеймсМедисон (1751–1836) и др. В последующие периоды значительный вклад в разработкуидеи либерализма внесли англичане Джон Стюарт Милль (1806–1873), ГербертСпенсер (1820–1903), Джон Кейнс (1883–1946), австро-американский экономист ифилософ Фридрих фон Хайек (1899– 1988), американский экономист Джон КеннетГэлбрейт (р. 1908), американский политолог Роберт Даль (р. 1915). Следуетиметь в виду, что современная либерально-политическая мысль представленамногими в большей или меньшей мере известными именами. В их творчестверассматривается широкий круг экономической и социально-политическойпроблематики.
Ныне общепринятым является понимание либерализма каксоциально-политической теории, в которой обосновываются прирожденные инеотъемлемые права индивидов, а все надиндивидуальные связи и отношения, преждевсего государственное вмешательство в частную жизнь людей, допускаются лишьпостольку, поскольку они не противоречат принципу индивидуальной свободы. Дляпонимания сути либерализма как направления социальной мысли и политическойпрактики важно подчеркнуть, что возник он в период борьбы против феодальногоспособа производства, политической системы абсолютизма, духовного господствацеркви. Фактически его идеи явились выражением мировоззрения сформировавшегосяк тому времени среднего сословия, представленного прежде всего свободнымипредпринимателями, называемыми также бюргерами, или буржуазией. В тех условияхмолодой класс буржуазии, стремившийся заменить феодальные производственныеотношения и зависящую от них всю систему общественных отношенийкапиталистическими, выражал общую для всех антифеодальных сил веру в свободу,торжество разума, прогресс.
С этого момента и до настоящего времени либерализм являетсядоминирующим идейно-политическим течением Запада. Ныне он имеет своихприверженцев почти во всех странах мира.
Если попытаться выделить основополагающие принципы идеологии либерализма,из которых вытекают все другие его положения, то таковыми, несомненно, являютсяидея свободы человека в обществе, его права и возможности самому определятьсвои жизненные цели и выбирать направления деятельности, его личнаяответственность за ее результаты, за свое благополучие и общественноеположение. Для либерализма индивидуальная свобода совпадает с существованиемчастного лица и связана прежде всего с его политической свободой и «естественнымиправами», среди которых важнейшими являются право на жизнь, свободу,частную собственность. Условиями реализации этого принципа либерализмрассматривает ограничение объема и сфер деятельности государства, защищенность –прежде всего от произвола государства – частной жизни человека, обеспечениесвободы его действий в рамках закона во всех сферах общественной жизни.Государство же в этих условиях призвано выполнять, по выражению Ф. Лассаля,роль «ночного сторожа», и потому оно наделяется лишь функциями поохране общественного порядка и защите страны от внешней опасности.
Основываясь на принципе свободы человека, либерализм сыгралогромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии. Речьидет о равенстве всех граждан перед лицом закона, об обладании каждым человекомосновными политическими правами и свободами (право гражданства, голоса,свободно передвигаться, свобода слова, собраний, создания ассоциаций и партий),а также о принципе терпимости к инакомыслию и защиты прав меньшинства. Речьидет далее об идеях разделения властей, свободных выборов всех основныхинститутов власти, о создании системы «сдержек и противовесов» вотношениях между ними. Наконец, речь идет об идеале правового государства,органы которого обладали бы – в рамках законов, принимаемых демократическимпутем, – всей полнотой предоставляемой им власти и одновременно находились быпод действенным контролем народа, общественности.
Значительную роль сыграл либерализм и в выработке современныхпринципов организации экономической жизни. Ему принадлежит заслуга вобосновании положения о том, что свободное индивидуальное и групповоепредпринимательство, свободный рынок и свободная конкуренция есть универсальнозначимые механизмы общественного прогресса. Они не только позволяют человекуреализовать свою самостоятельность и инициативу в сфере хозяйства и в другихобластях общественной жизни, но, что не менее важно, побуждают и принуждаютего, причем объективно-экономически, а не посредством прямого насилия илиприменения административно-командных методов, постоянно беспокоиться о повышенииэкономической эффективности своей деятельности, о производительности своеготруда, о приобретении знаний и обновлении технологии, о согласовании целей испособов производства с динамикой общественного спроса на те или иные предметыи услуги. При этом принципиальное значение придается тому обстоятельству, чточеловек, занимающийся предпринимательством, должен непосредственно отвечатьсвоим капиталом, своим имуществом за результаты собственной деятельности.
Подчеркнем: решая проблему индивидуальной свободы, либерализмусматривает ее прежде всего в свободе частного предпринимательства. Его идеал –общество равных прав и возможностей, где каждый, если он достаточно трудолюбиви умен, может добиться жизненного успеха и общественного признания. Основателилиберализма активно поддержали выдвинутый торгово-промышленными кругами лозунг «laissez faire»(«не мешайтедействовать»), требовавший ликвидации регламентации экономической жизни.При этом они полагали, что максимальное ограничение сферы деятельности государства,свободное распоряжение людьми своей частной собственностью и преследованиекаждым своих разумных интересов будут сопровождаться всеобщим благосостоянием ирасцветом индивидуальной свободы всех членов общества.
Либерализм выдвинул ряд положений, оказавших существенное влияниена характер духовной жизни современного западного общества. Его несомненнойзаслугой является обоснование и утверждение на практике идей свободомыслия ипрежде всего свободы индивида от духовного подчинения церкви, права людейподвергать критике религиозное мировоззрение с рационалистических, научныхпозиций. Либерализм отстаивает принцип свободы совести, т.е. право гражданисповедовать любую религию или не исповедовать никакой, их право и способностьсамостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, следовать принципамлибо религиозной, либо светской морали. Точно так же подходит либерализм и ксоциальным идеям и идеалам; люди должны иметь право свободно выбирать, каким изних отдавать свое предпочтение. Словом, либерализм провозглашает принципысвободы взглядов и убеждений людей, свободы их волеизъявления и творческойсамореализации.
Весьма существенным элементом идеологии классического либерализмаявляется выдвинутая родоначальниками французского Просвещения идея о решающейроли знаний в общественном прогрессе, и особенно познания «естественногопорядка» или, что то же самое, «разумного порядка» дляисправления социальных отношений. Либерализм признает существование доступныхусилиям мысли индивида высших, абсолютных истин разума, которые должны игратьроль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией. Считается,что «естественный порядок» познаваем до его глубочайшей сущности исоответствует подлинной, неиспорченной природе человека. Социальные отношения, следовательно,могут и должны быть приведены в гармоническое соответствие с естественными, азначит, разумными закономерностями окружающей и человеческой природы. Такимобразом, в подходе к обществу либерализм исходит из возможности и необходимостиустановления путем сознательных усилий людей разумного социального порядка.
Следует отметить, что современная идеология либерализмаформировалась в ходе длительной эволюции идей классического либеральногонаследия под воздействием изменяющейся действительности. На всех этапахразвития либерализм не представлял собой однородного течения, в нем постояннопротивоборствовали различные политические тенденции и идеологические установки.Выражением этого противоборства является сосуществование в либерализме двух направлений.Одно из них восходит к классическому периоду, когда основной упор делался наэкономическую независимость индивида, достигавшуюся установлением свободногопредпринимательства в рамках рыночных отношений, не зависимых от государства.Другое направление обозначилось в начале XX в. в Великобритании, азатем в России, став выражением государственной политики социальных реформ,проводимой в первом случае правительством Ллойда Джорджа, а во втором – П.А.Столыпина и нацеленной на устранение дестабилизирующих противоречий в обществе.Напомним, что в основу политического курса П.А. Столыпина была положена идеяосуществления либеральных реформ с опорой на сильную государственную власть. Вчастности, им была предпринята попытка превратить крестьян с помощью государствав семейных фермеров и частных собственников.
Названные ориентации в либерализме имеют свои особенности,наименования и различную степень противопоставления друг другу в зависимости отконкретных исторических условий развития той или иной страны.
Со вступлением развития цивилизации в современную стадию в рамкахлиберализма сформировался ряд новых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма.Прежде всего это относится к новому пониманию социальной и экономическойроли государства. В число его функций неолибералы стали включать активнуюзащиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от возрастающей угрозымонополизма в любых его формах. Эту роль государство призвано выполнять черезпринятие антимонопольного, или антитрестовского, законодательства, оказаниеподдержки мелким и средним предпринимателям, предпринимателям-новаторам,подвергающимся наибольшему риску. Одной из самых важных целей при этомстановится неуклонное расширение числа собственников.
Неолибералы стали вменять в обязанность государству разработкуобщей стратегии экономического развития и осуществление мер по ее реализации. Спризнанием государства равноправным собственником оформилась идея плюрализмаформ собственности. Наконец, важнейшей функцией государства неолибераламипризнается социальная защита граждан, особенно тех групп и слоев населения,которые испытывают наибольшие трудности.
Таким образом, основное расхождение неолиберализма с классическимлиберализмом состоит в разном понимании ими общественной роли государства. Вотличие от своих предшественников, которые выступали против вмешательствагосударства в экономическую и социальную жизнь, современные либералы отводятему значительную роль в решении общественных проблем. В подходе же к другимсторонам социально-политической жизни сколько-нибудь существенных,имеющих принципиальный характер расхождений между прежним и новым либерализмомнет. Хотя в самом неолиберализме присутствуют различные, порой противоречивыеидеи, идеалы и принципы. Например, для современных либералов характерензначительный разброс мнений относительно пределов, форм и методов вмешательствагосударства в экономическую жизнь общества.
Следует признать, что рассмотренные принципы либерализма взначительной мере реализованы в социально-политической жизни западных стран. Вбольшинстве из них утвержден парламентаризм, реализован принцип разделениявластей как на государственном, так и федеральном уровне, надежнообеспечиваются права и свободы личности, созданы основы гражданского общества.Здесь либерализм существует не только как организованная политическая сила, нои как достижение культуры, как форма мироощущения. Либеральная идеология исегодня доминирует среди идейно-политических течений Запада.
Таковы вкратце основополагающие идейно-политические установкисовременного либерализма. Они лежат в основе программных документов ипрактической политики партий либерально-демократической ориентации. Большинствотаких партий объединены в Либеральный Интернационал, учредительный конгресскоторого состоялся в 1947 г. в Оксфорде (Великобритания). Начиная с этоговремени съезды Либерального Интернационала проводятся ежегодно. Программнымдокументом этого политического объединения является «Манифест либералов»,принятый на учредительном конгрессе. В ряде стран партии либералов являютсяправящими или входят в правительственные коалиции.
2.Социалистическая идеология, ее разновидности, проблемы и перспективы
Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однакотеоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. Большое значение дляих концептуализации имели эгалитаристские идеи французского мыслителя Ж.-Ж.Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежностиграждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.
В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значениеэкономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения затруд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. Вкачестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределениедоходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов,сознательное установление государством норм и принципов социального равенства(неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами всоциалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательноерегулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.
Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринималисьмыслителями Нового Времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII – начале XIX в. т.н. утопическимисоциалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельсдали теоретическое обоснование социализма, связав его осуществление с процессомисторического становления более отдаленного общества «всеобщего изобилия»– коммунизма. В.И. Ленин, пытаясь соединить эти идеи с рабочим движениемв России и разработав учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуазнойгосударственной машины», «диктатуре пролетариата» и т.д.,рассматривал социализм как непосредственную политическую цель деятельностипартии «нового типа».
Однако, пытаясь обосновать, почему революции происходят в менее, ане в более развитых капиталистических странах, стремясь создать новое обществов соответствии с марксистской доктриной, Ленин и его соратники сталипроводниками фундаменталистского течения в «научном социализме». В тоже время ряд немецких теоретиков (К. Каутский, А. Бебель, Э. Бернштейн),позитивно трактуя роль государства (демократической республики) в общественныхпреобразованиях и утверждая приоритет мирных, эволюционных средств достиженияцелей, стали основоположниками теоретического ревизионизма в «научном»обосновании социализма, положив начало социал-демократической идеологии.
Теоретическое противоборство марксистско-ленинской исоциал-демократической идеологий на протяжении всего XX столетия породило рядсущественных различий в попытках реализации принципов «социальносправедливого общества».
Так, ленинский фундаментализм послужил основой для возникновениясталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовойборьбы по мере социалистического строительства, создали идейную основу дляобеспечения общественных преобразовании (обобществления производства,индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствамитеррора и геноцида гражданского населения.
Стремление укрепить социалистический строй без присутствияиностранных войск (как это случилось в Восточной Европе) в бывшей Югославиипородило т.н. титоизм (И. Тито – генеральный секретарь компартии, авпоследствии Президент Югославской Республики). Эту версию социализма отличалиустановки на мирное сосуществование с капиталистическими государствами,признание внутренних конфликтов и противоречий социалистического строительства,необходимости ведения борьбы с главным внутренним врагом – бюрократией,стремление установить рыночные отношения и ограничить роль коммунистическойпартии.
Попытка реализовать идеи социализма в послевоенном Китае породилаеще одну прикладную разновидность социализма – маоизм (по имени генеральногосекретаря КПК Мао Цзедуна). Отрицая священные для марксистов «обшиезакономерности» социалистического строительства, Мао тем не менее взял заоснову сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами,раскрасив ее теорией «партизанской борьбы» (сделавшей маоизм весьмапопулярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки). При этомглавной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное«перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения вреволюционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «светлому будущему»были оплачены массовыми жертвами китайского населения (особенново времена «культурной революции»).
Но XXвек продемонстрировал не только непрекращающиесяпопытки практического воплощения ортодоксальных версий социализма. Характернойи весьма показательной чертой нынешнего столетия были настойчивые стремлениямногих мыслителей модернизировать и теоретическую основу социалистическойидеологии. Так, австро-марксисты М. Адлер и О. Бауэр пытались создать «интегративную»концепцию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демократии, А Шаффи Г Петрович обосновывали доктрину «гуманистического» марксизма;разрабатывались теории «экологического» и «христианского»социализма и т.д. Однако при всей привлекательности идей социальнойсправедливости расхождение предписаний теории социализма с реальнымитенденциями мирового развития в XX в., а самое главное, их явная склонность ксиловым средствам управления, неразрывная связь с имиджем тоталитарных режимовСталина, Кастро, Чаушеску значительно ослабили политическое влияние этойидеологии в современном мире.
Наибольшеевлияние на общественное сознание в XX в. (в основном в европейских странах) оказала социал-демократическаяидеология, всегда отстаивающая приоритеты социального имежгосударственного мира и связывающая идеалы справедливого общественногоустройства с принципами свободы и солидарности. Представления о постепенномреформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине сотказом от классовой борьбы, принципами народовластия, социальной защищенноститружеников и поощрением рабочего самоуправления. Проповедуемаясоциал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая иусовершенствовавшая концепцию классовой борьбы) в условиях стабильногополитического развития стала весьма привлекательной программой политическогодвижения. Однако неосуществленность выдвигавшихся ими моделей «демократическогосоциализма», «государства всеобщего благоденствия», а такженеубедительность решения ряда социальных проблем, порожденных технологическимрывком индустриальных держав, в настоящее время подорвали былой авторитет.