Федеральное агентство пообразованию Российской Федерации
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Тверской государственныйуниверситет
Педагогический факультет
Кафедра дошкольной педагогики ипсихологии
Курсовая работа
на тему:
Эстетическое воспитаниедетей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
К защите допущена Выполниластудентка
Защита состоялась 13 гр. ЗО
Шадринцева Анастасия
Александровна
Научный руководитель -
Отметка Сидорова Светлана
Члены комиссии Анатольевна
Тверь
2009
Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретическиеподходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Эстетическоевоспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности
1.2 Формы и методыэстетического воспитания дошкольников
Глава 2. ДПИ каксредство эстетического воспитания.
2.1 Раскрыть понятие иклассификацию ДПИ
2.2Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольниковсредствами ДПИ
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Насовременном этапе развития нашего государства, на фоне экономических иполитических изменений, целью учебно-воспитательного процесса являетсявсесторонне развитие ребенка.
Впоследнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетическоговоспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности,средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средствуформирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Именнов дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развитиячеловечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности.Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период егоначальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельностьмышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Всвязи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольниковхудожественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание имичувства прекрасного.
Таким образом,актуальность педагогической теории и педагогической действительности,необходимость их решения определили темуисследования: «Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Цельданной курсовой работы заключается в изучении и обобщении теоретическогоматериала по теме.
Насегодняшний день проблема гармонического развития ребенка какоснова формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Онозависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особоеместо занимает вопрос эстетического воспитания.
Последниедва десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводяисследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеместановления индивида как личности и творческой индивидуальности в современныхусловиях.
Объектомнашего исследования является процесс эстетического воспитания детей дошкольноговозраста, а предметом декоративно-прикладное искусство каксредство эстетического воспитания дошкольников.
Исходяиз актуальности темы, определяется цель курсовой работы, заключающаяся визучении теоретического материала, что в свою очередь определяет постановкуследующих задач:
— Раскрыть понятие эстетическое воспитание;
— Критерии эстетической воспитанности;
— Формы и методы эстетического воспитания дошкольников.
-Раскрыть понятие и классификацию ДПИ;
— Изучить педагогический опыт по эстетическому воспитанию
дошкольниковсредствами ДПИ;
Глава I.Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольноговозраста
1.1 Эстетическое воспитание: понятие,критерии эстетической воспитанности
Взрослые и детипостоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфередуховной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, вмежличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое икомическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение иудовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи слюдьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическоепомогает бороться с недостатками.
Эстетическое воспитание– это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать,чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т.Лихачёв).[13, 162].
Эстетическоевоспитание- это целенаправленный процесс формирования у человека эстетическогоотношения к действительности.
Стимулируя интегральныйспособ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровняхего природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизироватьмир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.
В.Н. Шацкая ставитперед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитаниеслужит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся кпроизведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в созданиипрекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [8, 14].Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводитискусству. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитаниечасть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферучеловеческой деятельности.
Общаясь с эстетическимиявлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовноразвивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущностьпредметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а безвмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни,ценностях и идеалах.
Важнейшей частьюэстетического воспитания является художественное воспитание, использующее вкачестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующиеспециальные способности и развивающее дарования в определённых его видах –изобразительном, декоративно-прикладном и др.
Условиеми средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников,как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, чтовоспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания.Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связанас видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество,музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
Вхудожественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий(репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другойнеобходимы и взаимосвязаны — ребенок не может творить, не научившисьвоспроизводить, репродуцировать.[13, 167]
Эстетическое воспитание– необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Подэстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способностивоспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни иискусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.[6, 13].
Эстетическое воспитаниеимеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группанаправленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру.Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе,поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус,потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена наформирование художественных умений в области разных искусств: обучение детейрисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитиесловесного творчества.
Названные группы задачдадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессереализации.[13, 162]
Для реализации задачэстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующиеусловия:
· Окружающаясреда (игрушки, одежда, помещение);
· Насыщенностьбыта произведениями искусства;
· Самостоятельнаяактивная деятельность детей;
· Осуществленияиндивидуального подхода к ребёнку.
Эстетическое воспитаниеличности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов,поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе егоотпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками,сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды,жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.
Ребенок рождается всемье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшимиродственниками, ответственность которых за формирование мира эстетическихчувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детскихвпечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетическойкультуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапыстановления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потомутак важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетическихзапросов, культурный климат в семье.
Существенное значение вэстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты,порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме,величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать ксозданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, такутверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижениепредметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушкиотвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать исхватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования,конструирование, по картинам.
Эстетическаявоспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала,представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности.Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном исовершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображенииее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества.Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемоввыражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеалсоциально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление.Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красотычеловека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн).
Сэстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связанхудожественный вкус. Он представляет собой также общественное явление ииспытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкусесть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства,единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как иэстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у детей на разныхуровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетическойвоспитанности.
Важнымпризнаком эстетической воспитанности является развитая способность любованиякрасотой, совершенством в искусстве и жизни.
С элементомлюбования тесно связана общая способность к глубокому переживанию чувств,порождаемых эстетическим объектом. Возникновение гаммы возвышенных чувств иглубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным, чувства отвращения привстрече с безобразным, чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического,чувства гнева, страха, сострадания, возникающих в результате переживания трагического,-все это признаки подлинной эстетической воспитанности.
Естественно,что глубокое переживание эстетического неразрывно связано со способностьюэстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. Наконец,неразрывной частью общего понятия эстетической воспитанности являетсяспособность к художественно-эстетическому творчеству в искусстве и жизни,поведении, отношениях. В этой способности органично соединились, слились иэстетическая развитость, и эстетическая образованность, и главные элементыэстетической воспитанности: эстетический идеал, художественный вкус,способность к любованию, переживанию и суждению. Понятно, что у дошкольниковвсе эти элементы находятся в зачаточном состоянии. Но они у детей ужесуществуют, их надо видеть и развивать. Они составляют реальную основу болеепоздней эстетической зрелости детей.
Уровеньэстетической воспитанности у различных детей в зависимости от условий жизни ивоспитания неодинаков. В общем процессе воспитания учителя стремятся коптимальному уровню эстетической воспитанности. Другими словами, основную цельэстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органическисоединилось наличие эстетического идеала и подлинного художественного вкуса сразвитой способностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению ихудожественно-эстетическому творчеству. Наиболее слабым местом эстетическойвоспитанности школьников является область эстетического идеала ихудожественного вкуса. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенканедостаточной, ограниченной.
Измерениеэстетической воспитанности может осуществляться разными критериями: ипсихологическими, и педагогическими, и социальными. В область измеренияпсихологическими критериями эстетической воспитанности попадают прежде всегоспособности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественныхобразов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания исуждения. Об этих психологических явлениях сравнительно легко судить по тому,как и сколько ребенок общается с эстетическими предметами искусства идействительности, насколько соответственно художественно-эстетической сущностипроизведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает этопроизведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.
Дляэстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков доавтоматизма и сосредоточение внимания на творчестве нового образа.
Наконец, ксоциальным критериям эстетической воспитанности необходимо отнести наличиешироких интересов к искусству, выявить потребности в общении с эстетическимиявлениями искусства и жизни. Но не только это. Эстетическая воспитанность вшироком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения иотношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми вобщественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду — всеэто очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанностичеловека.
Определениеэстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическомуформированию детской личности более определенной и целенаправленной.
1.2Формы и методы эстетического воспитания дошкольников
Общимпедагогическим условием развития художественных способностей детей в детскомсаду является предоставление всем равных и реальных практических возможностейдля развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественныхспособностей основывается на формировании высокой нравственной потребности —потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной долизатрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценнуютворческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетическиеначала.
Общимпедагогическим условием развития художественных способностей детей в детскомсаду является предоставление всем равных и реальных практических возможностейдля развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественныхспособностей основывается на формировании высокой нравственной потребности —потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной долизатрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценнуютворческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетическиеначала.
Каждойгруппе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Какуже говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей кискусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, пониманиепрекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ,наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Показкакметод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетическойдействительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условиядля того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают,предлагают послушать.
Прииспользовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детямсвои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.
Втораягруппа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Длярешения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ,упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Подробно эти методырассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкальноговоспитания.
Здесьнужно указать общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы,которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства»собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать вхудожественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.
Формыорганизации эстетического воспитания в художественной деятельности могут бытьразличными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде,во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихсятипов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделитькомплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствамиразных видов искусства.
Характернойособенностью комплексных занятий является объединение заданий по определеннымтемам. При этом ведущим может быть средство художественно-образнойвыразительности, свойственное разным видам художественной деятельности.Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и ввыразительном исполнении стихотворения.
Итак,эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано вразных формах и имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице.
По принципу управления деятельностью детей Под прямым руководством взрослого Под косвенным руководством взрослого
По способу объединения детей
Совместная деятельность детей и взрослого:
a) фронтальная,
b) подгруппами,
c) с одним ребёнком Индивидуальная, подгруппами
По видам деятельности Занятия, экскурсии, развлечения, игры, труд Театрализованные игры, повторение занятий, праздников
Глава2. ДПИ как средство эстетического воспитания
2.1Раскрыть понятие и классификацию ДПИ
Декоративно-прикладноеискусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходитот лат. decoro — украшаю, а в определении «прикладное» содержитсямысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременноудовлетворяя его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладноеискусство – это вид изобразительного искусства отвечающий бытовым нуждамчеловека и одновременно удовлетворяющий его эстетические потребности несущиеего красоту в жизнь.
Человек издавнастарался украсить своё жилище и делал это он с помощью материала которыйнаходился с ним рядом, т. е. под руками – это дерево, глина, кость и т. д.
Также можно выделитьнесколько наиболее общих художественных принципов традиционных длядекоративно-прикладного искусства:
1. Утилитарность.Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самогоего происхождения, определяла соответствующие практической цели форму исодержание его предметов.
2. Тесное,всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, роднойприродой. Точность этого соединения декоративно-прикладного искусства, котороеобуславливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическимсодержанием, отображением в них существующих нравственных представлений очеловеке, обществе и жизни.
3. Единствоматериала и технического приема.
4. Традиционность.Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогаластать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером.
5. Коллективнаяприрода творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавлялимастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты времени и сил, создавали условиядля подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народногоискусства.
6. Близостьк детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусствауравновешивается таким его свойство, как непосредственность и непроизвольностьвыражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по лёгкости,непринуждённости пластических форм.
7. Нагляднаядекоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить вещь красотой,проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.
Народноедекоративно-прикладное искусство не только плод умения, ремесла его создателей,но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного быта.
Знакомство ребенка срусским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общейдидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности,индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей,наглядности.
Декоративно-прикладноеискусство делится на виды по технологиям обработки различных материалов.
Декоративно-прикладноеискусство является одним из факторов гармонического развития личности.Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка,прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новымпоколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетическогоотношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мирпрекрасного, развивать у них художественный вкус.
Материал
Технология
Промыслы Дерево
ü Резьба по дереву( домовая резьба, игрушка)
ü Роспись по дереву
Богородская игрушка.
Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан. Глина
ü Посуда
ü Игрушка
Гжель, Дымково и т. д.
Каргопольская игрушка и т. д. Металл
ü Ювелирные изделия
ü Филигрань
ü Финифть
ü Скань
ü Роспись по металлу
С. Красное Костромской обл.
Ростовская обл.
Д. Мстёра В. Устюг
Жостово. Ткань
ü Вышивка
ü Кружевоплетение
ü Золотое шитьё
Владимирская.
Вологодское, Елецкое, Михайловское и т. д.
Г. Торжок. Кость
ü Резьба по кости(ларцы, гребешки)
ü Скульптуры из кости
ü Цевка
Тобольская, Архангельская обл.
Хотьково, Московская обл. Бумага, картон
ü Папье-маше(шкатулки, коробочки)
ü Лаковая миниатюра
Федоскино,
Палех, Холуй ,
Мстёра.
Ручнойхудожественный труд является необходимым элементом нравственного иэстетического воспитания маленьких детей.
Чтобычеловек мог заполнить свободное время интересным и содержательным делом, нужнос раннего детства развивать у него стремление к прекрасному, воспитыватьуважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие наследия, традициив обучении искусству художественных ремесел всегда имело важное значение дляпреемственности всего лучшего и наиболее ценного.
Впоследние годы в нашей стране стало традицией устраивать праздники народногоискусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнителифольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки ссамодельными товарами, народные гулянья. В таких праздниках принимают активноеучастие все — и стар и мал! Например, в Городце, что на Волге, в праздникегорода участвовали дошкольники. На празднично оформленной «улице мастеров» детив присутствии взрослых вышивали, плели, рисовали и дарили свои сувениры прохожим.Радовались и дети и их родители, которые были признательны воспитателям за то,что они научили детей трудиться.
Когда говорят одекоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают напредметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделиянародных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра ичеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народнаяигрушка,— это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизмахудожников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусствапомогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа,Родине, своему краю.
Необходимым условиемпостроения современной системы эстетического воспитания и развития эстетическойкультуры личности является использование народного искусства в педагогическойработе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мирребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью,воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как частьматериальной культуры.
Народное искусство всилу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира,оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражениюК.Д.Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Эстетическое воспитаниесредствами декоративно-прикладного искусства требует развития в человеке уменияправильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что ребёнок должен статьхудожником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знанийхудожественных произведений, он должен приобрести некоторый объём сведений изобласти теории и истории декоративно-прикладного искусства.
Важную роль народного идекоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многиеотечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества(А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова,А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление спроизведениями народного творчества побуждает в детях первые яркиепредставления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотическихчувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать впедагогический процесс в детском саду.
На протяжении всегодошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попытокрассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления болеепланомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметныеособенности.
Усвоение детьми системысенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его наболее высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладеваютсистематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую рольпри этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов.От способов обследования зависит структура формируемых образов.
Сенсорная культураимеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различатьцвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучшепонимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенокучится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметамсвойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления,усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, созданияхудожественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыкамиприобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь отпростейших действий к процессам образного воспроизведения форм.
Следующая особенностьхудожественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана сизменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части ихмировоззрения, — сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги ипсихологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалыпретерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых,произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренныеизменения. «Педагогическая суть процесса формирования художественных иэстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том,чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательныеидеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношенияхмежду людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой иувлекательной форме», — отмечает в своей работе Е.М. Торшилова [20, 26].
К концу преддошкольноговозраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства исостояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой,поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямаяподражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой:«Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должныподчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами:«какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.
Поведение взрослых, ихотношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой егоповедения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно большедоброго и красивого.
Подрастая, ребенокпопадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функциюорганизованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросыхудожественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательнопродуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы,пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.
Еще одним из главныхусловий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами,художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннегодетства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.
Большое значение вхудожественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народноедекоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей сизделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, кнародному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическоевоспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не толькочувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленноосуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных иэстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематическиезанятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование,лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы,цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т.д.
2.2Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольниковсредствами ДПИ
Передовойпедагогический опыт — это эффективный опыт, позволяющий достигать хорошихрезультатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратахсил, средств и времени.
Можно выделить триосновных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
1. Образец хорошейработы.
2. Деятельность, вкоторую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другогоопыта технологии.
3. Новаторство, своипедагогические находки, открытие нового педагогического знания.
Если есть затруднение,педагог его разрешает, создает опыт, получает результат. Положительныйрезультат фиксируется, о нем можно рассказать другим.
Передовойпедагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.
Можно выделить критерииобобщения педагогического опыта:
— высокаярезультативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности,в развитии учащихся;
— творческая новизнаопыта, новаторские начинания педагога;
— длительностьфункционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагогдобивается стабильных высоких результатов);
— актуальность темыопыта, перспективность.
— научнаяобоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;
— рациональный расходвремени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик.
Педагогический опытможет быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт историческиограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных,методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования кпедагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторыенепреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки ипрактики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позицияучителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретногоопыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать вариантыего оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте,как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не всеглубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достояниеммассовой практики. Остается то, что составляет область уникального инеповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт,формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладенияобъективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский). Разновидностямипередового педагогического опыта являются новаторский и исследовательскийпедагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического ктеоретическому анализу и обобщению.
Изучив передовойпедагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников можно выделитьнесколько программ.
Авторскаяпрограмма художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет«Цветные ладошки» И. А. Лыковой (формирование эстетического отношения ихудожественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляеторигинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задачхудожественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.
Программа«Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию длявсех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий). Полная структурапрограммы представлена на цветной вкладке. Программа обеспечена современныминаглядно-методическими и практическими пособиями.
Программа «Цветныеладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателямдошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентампедагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросамихудожественного развития детей дошкольного возраста, — родителям, бабушкам идедушкам.
Цель и задачи Программыхудожественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Цель программы — формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения ихудожественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитиеэстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) ипредмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. 2.Созданиеусловий для свободного экспериментирования с художественными материалами иинструментами.
3. Ознакомлениес универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образнойвыразительности.
4. Амплификация(обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетическойапперцепции): «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание-художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителеми выразителем эстетического выступает цельный художественный образ какуниверсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания,заключённого в художественную форму.
5. Развитиехудожественно-творческих способностей в продуктивных видах детскойдеятельности.
6. Воспитаниехудожественного вкуса и чувства гармонии.
7. Созданиеусловий для многоаспектной и увлекательной активности детей вхудожественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формированиеэстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».
Программа«Природа и художник» Т. А. Копцевой нацелена на формирование у детейдошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме.Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического иэстетического воспитания подрастающего поколения.
Данноепособие адресовано воспитателям и педагогам изобразительного искусства детскихсадов и учебно-воспитательных комплексов. В результате органичноговзаимодополнения содержания творческих заданий второй младшей, средней, старшейи подготовительной групп детского сада решается проблема комплексногоприобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представленийдошкольников об окружающей их действительности.
Предлагаемаясистема художественно-творческих заданий будет интересна педагогамдополнительного образования, которые ведут занятия с 3—б-летними детьми поразличным видам художественно-творческой деятельности, педагогам художественныхшкол, руководителям кружков и студий, всем тем, кто занимается проблемамираннего художественного развития детей.
Содержаниехудожественно-экологической программы по изобразительному искусству «Природа ихудожник» нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры какчасти духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческими национальным ценностям через их собственное творчество и освоениехудожественного опыта прошлого.
Назанятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предметпристального наблюдения и как средство эмоционально-образного воздействия натворческую деятельность воспитанников. Предлагаемая системахудожественно-творческих заданий направляет педагогическую работу наформирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, чтоявляется сутью экологического и художественного воспитания.
Заключение
В ходе исследования потеме курсовой работы мы пришли к следующим выводам:
vВоспитание– это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнемэкономического, политического, художественно-эстетического развития личности.
v Художественно-эстетическоевоспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становленияличности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественноговкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
v Дошкольныйвозраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятныйдля формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этомвозрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особаячувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность,происходит качественные изменения в творческой деятельности.
v Приобщениеребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческиеспособности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение кэстетическим взглядам.
v Азыхудожественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразупосле рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтомуродителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы уребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного,художественный вкус, творческие умения.
В процессе работы мы раскрылипонятие эстетического воспитания, критерии эстетической воспитанности, формы иметоды эстетического воспитания дошкольников средствами ДПИ, изучилипедагогический опыт по эстетическому воспитанию, раскрыли понятие иклассификацию ДПИ, тем самым цель –изучить и проанализировать теоретическийматериал по теме, была достигнута.
Литература
1. БалакинаТ. И. История русской культуры.- М.:1996 г.
2. БожовичЛ.М. личность и её формирование в детском возрасте. – М.: 1963 г.
3. БогатееваЗ. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. Книга для воспитателейдетского сада – 2-е изд. переработка и дополнение. М.: Просвещение, 1986
4. Возвращениек истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическоепособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000 г.
5. ДороноваТ. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.
6. ДубровскаяЕ. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольноговозраста.
7. Искусство// Детская энциклопедия.- М.: 1964 г.
8. КазановаТ. Г. ИЗО младших школьников.
9. КосминскаяВ. Б. Теория и методика ИЗО в детском саду.
10. КозловаС. А., Куликова Т. А. дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2002 г.
11. КозаковаТ. Г. Развитие у дошкольников творчества. – М.: 1985 г.
12. КопцеваТ. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». – М.: ТЦСфера, 2008 г.
13. ЛихачёвБ.Т. Методологические основы педагогики. – Самара.: Бахрат, 1998 г.
14. ЛыковаИ. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет«Цветные лодошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007 г.
15. ПолунинаВ. Н. Искусство и дети.
16. РонделиЛ. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. –М.:Просвещение, 1984 г.
17. СакулинаН. П. Методика обучения рисованию и лепке в детском саду.
18. СакулинаН. П. Рисование в дошкольном детстве.
19. ТоршиловаЕ. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет.
20. ТоршиловаЕ.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М.Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9.
21. ШацкаяВ. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе.- 1987 г.
22. ШпикаловаТ. Я. Изобразительное искусство во 2 классе: пособие для учителей.- М.:Просвещение, 1984 г.
23. ШпикаловаТ. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладногоискусства. – М.: 1996 г.
24. Эстетическоевоспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред.Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.
25. Эстетическоевоспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов /Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской,С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-256с