1. Обучение как процесс: сущность, движущие силы, функции. Структура обучения. Движущие силы.
Обучение — двусторонний процесс учения и преподавания, процесспередачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательнойдеятельности. Учение — ребенок познает мир. Преподавание — руководство педагогическим процессом познавательной и учебной деятельностиребенка. Т.о., пед-кая деятельность включает в себяуправление деятельностью ученика и управление процессом взаимодействия сучеником
Движущей силойобучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда происходит вобщении.
Процесс двусторонний:1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка)Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходоми итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам:для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели изадачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)
Ф-ииобучения.
1. Образовательная – связанас усвоением знаний, умений, навыков (связана с расширением объема) Знания – понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, законов, понятий, т-ий. Они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полнаяреализация этой ф-ии должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действительность.
2. Воспитательная– формирование ценностного отношения к материальному ( сформированием отношений – мировоззрение) Воспит. ф-ия вытекает из самого содержания, форм и методов обуч-я, но вместе с тем она осущ.и посредством спец. орг-ии общения У с у. Реализация этой ф-иитребует при организации уч. проц., отборе содержания, форм и методов исходить из правильно понятых задачвоспитания.
3. Развивающая – установление тесных взаимосвязей между явлениями и факторами. ( соструктурным усложнением эмо., ителлект., мотив.сферы). Развив. ф-ия осущ.более эффективно при спец. направленности взаимодействия У и у на всесторонне развитие личности.
Образовательные: — сформировать у учащихся понятие ткань; познакомить с основными видами тканей, особенностями ихстроения и функциями — указать на связьстроения с выполняемыми функциями.
Воспитательные:- продолжить формирование научного мировоззрения на основе связи строения с выполняемыми функциями; — продолжить воспитание интереса к предмету врамках изучаемой темы.
Развивающие: — продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, устанавливатьпричинно-следственные с Формыорганизации обучения — внешнее выражение согласованной деятельности учителяи учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме: урок, экскурсии,домашняя учебная работа, консультации, семинар, факультативы, практикумы,дополнительные занятия.
В традиционном учебном процессе средствами обучения явл.: печатные издания: учебников,учебно-методических пособий, справочников, — дискеты с учебной информацией, — записи на доске, плакаты, — кинофильмы, видеофильмы, — слово преподавателя.
При получении дистанционного образованиясредства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие,как: — учебные электронныеиздания; — компьютерные обучающиесистемы; — аудио- видео учебныематериалы и мн. др. Движущей силой обучения явл. противоречия, на осн. разрешения кот. путем умелого подбора У средств обуч-я осущ. развитие у. Обучение всегда происходит в общении.Процесс двусторонний: 1)преп-ние (д-ть уч-ля) 2)учение (уч-ка) Деятельность преподавания – деятельность по организации учения, в результате которого школьники усваивают содержание образования, деятельность контроля за ходом и итогами организации обучения. Учение – организация условий самим человекам: для усвоения материала Составные компоненты процесса обучения: Целевой (цели и задачи) Содержательный (определяется уч программой). Деятельностный (деятельность педагогов и учащихся) Результативный (оценка, самооценка)
2.Закономерности и принципы обучения.Принципы обуч. – общ. нормы организации уч. проц., рекомндации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей. Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидакт. проц… Они носят х-р самых общ. указаний, правил, норм, регул. проц. обуч.1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности у.2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с современ. науч. знанием.3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности.4. Принцип сознательности, творческой активносnuran89@mail.ruти и самостоятельности учащихся при руководстве учителя.5. Принцип наглядности. 6. Принцип доступности обучения. 7. Принцип прочности рез. обучения. 8. Принцип связи обучения с жизнью. 9. Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности учащихся.Принцип наглядности.Эфф-ть обуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к восприятию и переработке уч. материала. Я. Коменский: «В проц. обуч. детям надо тать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты.»Виды наглядности по линии возрастания их абстраутности:1. Естеств. наглядность 2. Экспериментальная (опыты, эксперименты) 3. Объемная (модели, макеты) 4. Изобразительная (картины, фотографии, рис.) 5. Звуковая 6. Символическая или графическая (графики, схемы) 7. Внутренняя (образы, создаваемые речью У) 3. Функции педагогического процесса в начальных классах Образовательная функция начального обучения: содержание, структурные компоненты, виды образовательных задач и методы их реализации в учебном процессе.
Образование — культураличности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии,нравственности, права, экономики. Образование — это основа развития личности.Гессен Сергей Иосифович (1887-1950 гг.): «Подлинное образование заключается нев передаче того культурного содержания, которое составляет особенностьпоколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжаякоторое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры».Становление творческой личности по Гессену как основная цель образования. Образование
· формированиеобраза мыслей, действий человека в обществе.
· процессусвоения знаний, умений, навыков.
Самообразование - системавнутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной насобственное развитие.
Содержание образования — системазнаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития иформирования личности человека.
Система образования — существуетобщее и специальное образование. Общее — начальное и среднее (знания, умения инавыки, необходимые каждому). Специальное — среднее специальное и высшее(знания, умения и навыки, необходимые для определенной профессии).
Образовательная функциясостоит втом, что процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний,умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогикеопределяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки,понятий, правил, законов, теорий.
Образовательнаяфункция(в ее узком смысле)предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают всебя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующегоучебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, пофизике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, показдемонстраций, осуществление исследовательских работ. По географии — работа скартой, географические измерения, ориентирование с помощью компаса и другихприборов и др. По математике — решение задач, работы с вычислительными машинамиразличного типа, с логарифмической линейкой, с моделями и др. По ботанике ибиологии — работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами,микроскопом.
4. Воспитательная функция педагогическогопроцесса: содержание, структурные компоненты, виды воспитательных задач иметоды их реализации в учебном процессе.
Воспитательная функция обучениясостоит собственно в том, что в процессе обученияформируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир,способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в немпринятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивысоциального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация,мировоззрение.
Воспитывающим фактором обучения является,прежде всего, содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равныйвоспитательный потенциал. У гуманистических и эстетических дисциплин он выше:преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры всилу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей дляформирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания наэтих предметах. Содержание учебного материала может вызвать неожиданные,противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности,социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностейкласса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучногоцикла наряду с гуманитарными предметами в большой мере способствуетформированию мировоззрения, единой карты мира в сознании учащихся, выработке наэтой основе взглядов на жизнь и деятельность.
Вторымфактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методовпреподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, являетсяхарактер общения учителя и школьников, психологический климат в классе,взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителемпознавательной деятельности учеников. Современная педагогика считает, чтооптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, которыйсоединяет в себе в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся,предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организациипроцесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителяосуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.
Основные направления и содержание воспитательного процесса
Воспитание–целенаправленный и организованныйпроцесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важноеместо занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).
Процесс–разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.
Процесс воспитания– это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемогои воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.
Специфические черты процесса воспитания:
Воспитательныйпроцесс имеет ряд особенностей: двухстороннийхарактер, целенаправленность.
1. Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные исубъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данногопроцесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающихвнутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешнорешать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем,что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
2. Воспитательный процессотличается длительностью.По сути, он длится всю жизнь.
3. Одна из особенностейвоспитательного процесса – его непрерывностьи необратимость. Процесс школьного воспитания – это процесснепрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитанияпрерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходитсязаново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляяего, вырабатывать устойчивые прививки.
4. Процесс воспитания –процесс комплексный.Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания,форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостностиформирования личности.
5. Важна связь с самовоспитанием.
6. Скрытая позиция воспитателя.
7. Сложность диагностики результата.
Цели воспитания: основнаяцель – способствоватьумственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условиядля расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей.
5. Развивающая функция: содержание структурныекомпоненты, виды развивающих задач и методы их реализации в учебном процессе начальной школы.
Развивающая функцияобученияобозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитиеобучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи,мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоцио-нально-волевойи потребностно-мотивационной области. Развиваю-щая функция обучения по существу составляетпроблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологиии современной дидактике.
Развивающая функция обученияобозначает то, что в процессе обучения, усвоениязнаний происходит развитие обучаемого.Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления,сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблемувзаимоотношения обучения и развития одиниз острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественнойпсихологической школой и педагогическими исследования установлено, что обучениевыступает как источник, средство развития личности. Л.С. Выготским,утверждает, что обучение ведет
за собой развитие. Однако психология и дидактика XXвека утверждают, что развивающая функцияобучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработанои организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность. Развивающаяфункция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методическихсистем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактикедля этого имеется специальный термин“развивающее обучение”. В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы,отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитиевосприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития входе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинскойи др. Благодаря этим исследованиям, отечественная дидактика получила ценныерезультаты: теорию поэтапногоформирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин,И.Я. Лернер), способы активизации познавательнойдеятельности учащихся и др.Все это ведет к тому, что современная организацияобучения направлена не столько наформирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемамумственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делатьвыводы, выделять существенные признакиобъектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результатыее. Таким образом, еще раз следует напомнить:всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развитияличности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и вдидактической организации учебного процесса. Процесс обучения носит также ивоспитывающий характер.
6. Государственный образовательный стандартначальной школы.
Начальная школапризвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ееспособностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальнойшколе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности,обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления,культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов,которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человекеи его труде. В начальной школе могут вводится факультативные занятия пофизическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.
Методическое письмо О преподавании учебных предметов начальной школыв условиях введения федеральногокомпонентагосударственногостандарта общего образования
ЦельФедерального компонента государственного образовательного стандартаначального общего образования –создание реальныхусловий для получения каждым ребенком в возрасте 6 — 10 лет полноценногообразования, определенного Конституцией РФ и учитывающего его возрастные ииндивидуальные особенности. Стандарт утверждает современные приоритеты в целях,содержании образования на данной ступени развития и воспитания ребенка,определяет характер условий, которые должно создать каждое образовательноеучреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихсясоциальных условий и требований общества.
Цели (развитие личности младшего школьника,формирование умений и навыков учебной деятельности, готовности к самостоятельному учебному труду и др.
Подчеркнем, что Обязательный минимум содержания начального общего образования(далее Обязательный минимум) отражает уровеньпредъявления школой, учителем знаний младшему школьнику. В данном контекстеслово «обязательный» означает, что это содержание обучения должнопредоставить каждому ученику образовательное учреждение любого типа, независимо от места еенахождения, организационной формы, режима работы, наполняемости класса и т.п.Слово «минимум» в данном случае показывает уровень предъявляемогосодержания: все знания, зафиксированные в документе, должны быть предоставленышкольнику для усвоения. Конкретная школа с учетом своих особенностей можетрасширить содержание образования, но не правомочно уменьшить его, исказить илизаменить другим. Это обеспечивает вариативность образования и реализует статью14 (пункт 5) «Закона РФ об образовании». Современное начальноеобразование должно быть направлено на решение важнейшей задачисоциально-личностного развития ребенка.
Одной из функций государственного стандарта было обеспечениепреемственных связей со средним звеном школы
7. Виды образовательных программ в начальныхклассах.
Дидактическая система Л.В* Занкова
Л.В. Занковвместе с сотрудниками своей лаборатории в 60-х годах предыдущего столетияразработал новую дидактическую систему, способствующую общему психическомуразвитию школьников.
Основные принципы
1. Высокий уровень трудности.
2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построениеучебных программ.
3. Продвижение в изучении материалабыстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением вновых условиях.
4. Осознание школьниками хода умственныхдействий.
5. Воспитание у учащихся положительноймотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обученияэмоциональной сферы.
6. Гуманизациявзаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.
7. Развитие каждого учащегося класса.
Суть технологии
• Урок имеет гибкую структуру.• На урокахорганизуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительномуискусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации. • Широкоиспользуются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельностьучащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки,классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировкивыводов. • Создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждомуученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способахработы, обстановка для естественного самовыражения ученика.
Дидактическая система Л.В. Занковаакцентирует внимание учителя на развитии у детей умения мыслить, наблюдать,действовать практически. Многие исследователи, однако, считают, что эта системахорошо развивает эмпирическое сознание и недостаточно теоретическое.
Д«Б. Эльконина— В.В. Давыдова
Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова принципиально отличается отдругих тем, что акцент в ней делается на формировании теоретического мышленияшкольников.
Под теоретическим мышлением понимаетсясловесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, тогоили иного явления, понятия.
Теоретическое понятие можно усвоить тольков ходе дискуссии. Значимыми в этой системе обучения становятся не столько знания, сколько способы умственных действий, что достигаетсяпри воспроизводстве в учебной деятельности детей логики научного познания: отобщего к частному, от абстрактного к конкретному. Система начала формироватьсяс конца 50-х годов, в массовой школе она стала распространяться в 80-х — 90-хгодах XXстолетия.
Основные принципы
• дедукция на основе содержательных обобщений;• содержательный анализ; • содержательноеабстрагирование; • теоретическое содержательное обобщение;• восхождениеот абстрактного к конкретному; • содержательная рефлексия.
Ходобучения
- знакомство с предлагаемой научной ситуацией или задачей;- ориентировка в ней; - образецпреобразования материала; - фиксация выявленных отношений в видепредметной или знаковой модели; - определение свойств выделенного отношения,благодаря которым выводятся условия и способы решения исходной задачи,формулируются общие подходы к решению; - наполнение выделенной общей формулы, выводаконкретным содержанием.
Особенности технологии
• Отрицание концентрического построения учебных программ.• Непризнание универсальности использованияконкретной наглядности в начальной школе. • Свобода выбора и вариативность домашнихзаданий, имеющих творческий характер. • Особенностями урока в данной системеявляются коллективная мыследеятельность, диалог,дискуссия, деловое общение детей. • Допустимым является только проблемноеизложение знаний, когда учитель идет к школьникам не с готовым знанием, а свопросом. • На первом этапе обучения основным является метод учебных задач, навтором — проблемное обучение.
Учебнаязадача в этой концепции похожа на проблемную ситуацию:
- принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;- преобразование условий задачи с цельюобнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; - моделированиевыделенного отношения для изучения его свойств в предметной, графической ибуквенной формах; - преобразование модели отношения для изученияего свойств в «чистом виде»;
- построение системы частных задач, решаемых общим способом;- контроль за выполнением предыдущих действий;- оценкаусвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.
• Качество и объем работы оцениваются с точки зрения субъективныхвозможностей учащихся.• Оценка отражаетперсональное развитие ученика, совершенство его учебной деятельности.
Обучение по этой системе значительноповышает теоретический уровень образования за счет обучения школьников нетолько знаниям и практическим умениям, но и научным понятиям, художественнымобразам, нравственным ценностям. Цель учителя — вывести личность каждогоученика в режим развития, пробудить потребность в познании.
Гармония
Учебно-методическийкомплект «Гармония»для четырехлетнейначальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московскогогосударственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова
Авторы комплекта:
• доктор педагогических наук, профессор Н.Б. Истомина(математика);
• кандидат педагогических наук, профессор М.С.Соловейчик; кандидат педагогических наук, доцент Н.С. Кузьменко(русский язык);
• кандидат педагогических наук, доцент О.В. Кубасова (литературное чтение);
• кандидат педагогических наук, старший преподавательО.Т. Поглазова (окружающий мир);
• доктор педагогических наук Н.М. Конышева (трудовоеобучение).
В связи с этим первой особенностью комплекта«Гармония» является его направленность на преодоление объективно сложившегосяразделения традиционной и развивающих систем обучения на основе органичногосоединения подтвердивших свою жизненность положений традиционной методики иновых подходов к решению методических проблем.
Вторая особенностькомплекта находит выражение в методическом воплощениив нем основных направлений модернизации школьного образования (гуманизации, гуманитаризации,дифференциации, деятельностного иличностно-ориентированного подхода к процессу обучения).
В числе этих мер следует назвать:
• логикупостроения содержания курсов, нацеленных на усвоение понятий и общих способовдействий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечиваетосознание им причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей врамках содержания каждого учебного предмета;
• способы,средства и формы организации учебной деятельности младших школьников;
• системуучебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебныхпредметов, так и психологические особенности младших школьников и соблюдаетбаланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным иподсознательным, догадкой и рассуждением.
Третьей особенностью комплекта«Гармония» является обеспечение взаимосвязи междуподготовкой учителя в вузе и его профессиональной практической деятельностью.Авторы комплекта «Гармония» (Н.Б. Истомина, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, О.В. Кубасова, Н.М.Конышева) одновременно являются авторами учебников и учебных пособий, покоторым ведется обучение на факультетах подготовки учителей начальных классов ввузах и педколледжах России.
«Гармония» как средство повышения уровня профессиональнойкомпетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания,адекватного современным тенденциям развития начального образования. В этомзаключается четвертая особенностьучебно-методического комплекта.
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ 'ШКОЛА 2000...' — 'ШКОЛА 2100'
Л. Г. ПЕТЕРСОН, Р.Н. БУНЕЕВ,
Учебно-методический комплект 'Школа 2000...' — 'Школа2100' включает в себя:
1) учебники по математике для 1-4 классов начальнойшколы автора Л.Г. Петерсон,
2) учебники по обучению грамоте, русскому языку,литературному чтению, окружающему миру авторов Р.Н. Бунеева,Е.В. Бунеевой, О. В. Прониной, А.А. Вахрушева,
положеныследующие педагогические принципы.
А. Личностно ориентированные принципы.
1. Принцип адаптивности. 2. Принцип развития. 3. Принциппсихологической комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы. 1. Принцип картины мира. 2. Принцип целостностисодержания образования. 3. Принцип систематичности. 4. Принципсмыслового отношения к миру. 5. Принцип ориентировочной функции знаний.6. Принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно-ориентированныепринципы. 1. Принцип обучениядеятельности.
2. Принцип управляемого перехода от деятельности вучебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. 3. Принцип перехода отсовместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельностиученика (зона ближайшего развития). 4. Принцип опоры на предшествующее(спонтанное) развитие. 5. Креативный принцип, илипринцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Г. И еще несколько положений.
1. Школа как часть образовательной среды. 2. Готовностьк дальнейшему развитию.
3. Принцип минимакса. Максимум оценок -минимум отметок.'Щадящая' система домашних заданий.
Учебно-методическоеобъединение решило за 10 лет следующие задачи:
— обновлено содержаниеобразования от дошкольного до 7 класса средней школы; — сформулированасовременная дидактическая система; — решена проблема преемственности и непрерывности междувсеми звеньями образовательного процесса;
— разработана и построена внутри системы методикаформирования средствами предметов функциональнойграмотности;
— построена система, формирующая информационнуюграмотность, не только на предмете 'Информатика', но сформированы навыки общенияс информацией на всех других предметах; — создан комплект учебников:
Программа«Школа России»
1. Сочетает традиционные наработки и новейшиедостижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающегомышления.
2. Представляет собой целостную модель начальной школы,построенную на единых концептуальных основах и имеющее полноепрограммно-методическое обеспечение.
3. Комплект реализует Федеральный компонент содержанияобразования и охватывает все образовательные области, включая такие инновационныедля начальной школы, как информатика и иностранный язык
4. «Школа России»- школа духовно нравственногоразвития.
5. Учебно-методическому комплекту приданы такиекачества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому,которые должны стать неотъемлемыми
характеристиками начальной школы.