Тема: Педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение
Человек,которого должно сформировать в нас воспитание, — это не тот человек, которогосоздала природа, а тот, каким его хочет видеть общество, а оно его хочет видетьтаким, каким требует экономика этого общества. Доказательством этого служит то,как менялось наше представление о человеке в зависимости от обществ. Так,древние люди, так же как и мы, считали, что делают из своих детей истинныхлюдей. Если они отказывались видеть себе подобных в чужеземцах, то, как разпотому, что в их глазах только воспитание их гражданской общины моглосформировать по-настоящему человеческие существа. Другое дело, что они понималичеловеческое по-своему, и это понимание не совпадает с нашим. Всякое более илименее важное изменение в организации общества влечет за собой изменение впредставлении человека о себе самом.
В первобытномобществе в результате усиления разделения труда и расширения эмпирическихзнаний постепенно усложнялось содержание обучения и воспитания детей,складывались его организационные формы. Можно сказать, что воспитывала самажизнь, так как опыт взрослых был сравнительно невелик. Обучение и воспитаниеосуществлялось вместе с борьбой за выживание и требовало постоянного усвоенияжизненно необходимых знаний и умений. На этом этапе развития общества инициациявыступила первой формой передачи культурного опыта. [1, с.15]
По мереразвития обществ возникают и первые попытки обобщения теоретических основвоспитания. Происходит постепенный переход ко второму типу образования, когда вусловиях накопления культурного опыта и материальных ценностей происходит какдифференциация общества на отдельные социальные группы, так и появление разныхпедагогических задач и целей обучения.
Происходитразвитие и организационных форм обучения. Древневосточные цивилизации далипервые образцы школ, первые представления об идеале образованного человека.Дальнейшее развитие теории и практики обучения происходило в эпоху Античности,Греко-Римской древности. В эпических поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея»нашел свое отражение один из первых педагогических идеалов: образ совершенногочеловека, личности развитой умственно, нравственно и физически. Ввоспитательной практике этим идеалом руководствовались как педагогическойцелью. Вместе с тем существовало две модели обучения и воспитания:
· спартанская, ориентированная на общественное и военно-физическоевоспитание,
· афинская как ориентированная на всестороннего и гармонично развитогочеловека.
Проблемеобучения и воспитания большое внимание уделялось древними философами. В ДревнейГреции педагогические идеи высказывал Демокрит, одним из первыхсформулировавший идею о необходимости сообразовывать воспитание с природойребенка.
Теоретикамипедагогики были крупные древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель.Сократ стоял у истоков зарождения эвристического метода обучения, который былнаправлен на совместный поиск решения той или иной проблемы. Платон выдвинулидею создания систем государственных школ, признавая тем самым необходимостьконтроля образования и воспитания со стороны государства. Эта идея была развитаи его учеником Аристотелем, внесшим, кроме того, много нового в проблемыобучения и воспитания. В частности, он предложил рассматривать обучение какорганизованное в несколько этапов. [2, с.63]
В периодСредневековья происходит смена педагогического идеала. Так, по мнению одного изотцов церкви — Августина Блаженного, цель воспитания — слияние с богом. Основувоспитательного идеала составил воспитательный идеал Нового Завета с егопроповедью любви, кротости, богобоязни. Основной упор в воспитании делался нарелигиозно-духовном развитии человека. Тело, телесное представлялось источникомгреха, с которым необходимо бороться. Идеал гармонично развитого человека былутрачен, ему на смену пришел идеал аскета, ищущего в боге избавление отстраданий земной жизни. Представление об изначальной греховности человека ипопытке воспитателя наставить на путь истинный сказалось и на методахвоспитания в средневековье: принуждение, наказание. Педагогический идеал вэпоху Возрождения нашел свое выражение в идеале рыцарского воспитания,предполагавшем овладение различными умениями и навыками, широкой культурой,высокой нравственности, именно в нем выражена идея разностороннего развитияличности.
С конца XVвека общественная ситуация в Европе, связанная с появлением абсолютныхмонархий, побудила к переосмыслению идеала воспитания. Человек, ограниченныймонархическим строем, вместо гражданской активности стал стремиться куединению, подчинив себя культу знаний. Первоначальный гуманистический идеалвоспитания разносторонне развитой, активной личности в эпоху раннегоВозрождения стал превращаться в формальную литературную образованность. Однакоосновная линия развития педагогического идеала этого времени шла в направлениивоспитания широко образованного и критически мыслящего человека. Этот идеалотразил в своем творчестве М. Монтень. Э. Роттердамский выдвинул один из первыхо собственно народном образовании, провозгласил отношение к труду мерилом нравственности.В целом Возрождение поставило человека в центр мироздания. Гуманизмпроповедовал гармоничное развитие свободной личности, посредством которой онстремился преобразовать общество, что унаследовала от него потом эпохаПросвещения. [3, с.17]
В основепредставлений Реформации о воспитании лежал идеал общины, подчиняющей себеличность. Педагогическим идеалом Реформации был человек, умеющий работатьсовместно с другими людьми, уважающий физический труд, исповедующийхристианские идеалы, в первую очередь — общности и трудолюбия. В эпохуПросвещения, так же как и в эпоху Возрождения, в связи с утверждением идейгуманизма появляются концепции целостного развития личности, с преимущественнойориентацией на воспитание воли и разума в человеке, и осуществляются попытки ихреализации:
· это подтверждают «Школарадости» В. де Фильтре, в которой ребенку предоставлялась возможностьсвободного физического и умственного развития;
· теория свободноговоспитания Ж.-Ж. Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать заспонтанными проявлениями его совершенной природы;
· идеи И.Г.Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путемвовлечения их в активную жизнедеятельность.
Этипрогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений впедагогике, как Новые школы во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США,Германии, Австрии. Сторонники этих течений связывали образование и воспитаниеребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных,отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно идея развития целостнойчеловеческой личности, возвращения человека самому себе, имеющаяобщечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей впедагогике. Сегодня она определяет содержание современного образования. [4,с.143]
Появление социально-экономических предпосылок длявсестороннего формирования личности связано со становлением общества,основанного на машинном производстве. Но каким же образом машинное производствообусловило необходимость всестороннего развития личности?
Уже мануфактура, т.е. ручное ремесленное производство,предшествовавшее производству машинному, характеризовалось тем, что, хотяремесленники и работали в одной мастерской, каждый из них был занят и выполняллишь часть работы по изготовлению той или иной вещи. Вот почему мануфактурныйрабочий, не имевший возможности сделать что-либо самостоятельно, развивалпроизводственную деятельность уже только как придаток мастерской. Мануфактура культивировала только одну какую-либосторону в развитии человека и подавляла все остальные духовные наклонности исвойства, уродуя его морально и физически. Это калечение человека возрастало втой мере, в какой росло разделение труда, достигшее своего высшего развития вмануфактуре.
Указанная тенденция еще более присуща высокотехническомупроизводству, развитие которого сопровождается дальнейшим интенсивнымразделением труда и совершенствованием производстственной технологии. Машинная техника докрайних пределов доводит дифференциацию (разделение) производственнойдеятельности рабочих. Работники физического и умственного труда распределяютсяпо многочисленным самостоятельным отраслям производства. Расширяется узкаяспециализация, при которой рабочий с помощью машины выполняет только однутехнологическую операцию. Это приводит к тому, что трудовая деятельностьсводится к повторению одних и тех же физических движений, которые выполняютсямесяцами и годами. Естественно, что в таком случае у человека развиваютсятолько отдельные органы и системы, другие же физические и духовные функции исвойства угасают. Как можно предотвратить этот «профессиональный идиотизм»?Английский владелец бумагопрядильной фабрики Роберт Оуэн (1771—1858) полагал, что основным средством дляэтого должно быть одновременное развитие интеллектуальных и физических силличности, ее нравственное и эстетическое формирование. По его мнению, достичьэтого можно путем объединения обучения и воспитания с производительным трудом.Эту идею он решил осуществить на практике. На своей фабрике в Нью-Лэнарке онвпервые в истории создал детский сад, начальную школу для детей рабочих ивечернюю школу для взрослых. Не все удалось в этих опытах, но сам подход квсестороннему развитию личности на основе соединения обучения спроизводительным трудом был по существу верным, и идея о необходимостивсестороннего развития личности позже получила свое научное обоснование. Болеетого, жизнь показала, что технический базис крупной промышленности является ввысшей степени революционным. Он не только постоянно совершенствуется, но времяот времени эти усовершенствования носят характер настоящих промышленныхпереворотов. Сейчас мы сами являемся свидетелями того, как старая технология итехника заменяются новой технологией и техникой. Исчезают одни и появляютсядругие профессии, а к профессиональной подготовке рабочих иинженерно-технических работников предъявляются все более высокие требования.Чем сложнее и совершеннее техника, тем выше должен быть общеобразовательный итехнический уровень обслуживающих ее людей, причем рабочие должны быть готовы кперемене профессий, к труду в новых технологических условиях.
Таким образом, сама природа крупной промышленностиобусловливает необходимость перемены труда, возрастания возможностей рабочегодля приобщения к новым технологиям, совмещения профессий, ставит задачу заменычастичного рабочего, простого носителя известной частичной общественнойфункции, всесторонне развитым индивидуумом. Эта особенность крупнойпромышленности, имеющей высокоразвитый технический базис, становится всеобщимзаконом общественного производства. Из этого закона следует, что сама природакрупной промышленности требует всестороннего развития не отдельных личностей, авсех людей, участвующих в общественном производстве.
Это приводит к тому, что формирование всесторонне игармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность,но и становится основной целью, т.е. идеалом современного воспитания. [5,с.178]
Будучиидеалом воспитания, ккоторому стремится общество, всестороннее и гармоничное развитие личностиопределяет общее направление учебно-воспитательной работы. В этом смысле оновыступает как общая цель воспитания. Для школьного же воспитания необходимо,чтобы этот идеал был конкретизирован в соответствии с темисоциально-экономическими условиями, в которых оно осуществляется. Это требуетболее детальной разработки его содержания и методов на каждом этапе развитияобщества и школы с гем, чтобы незабегать вперед и учитывать меру возможного в его осуществлении.
Необходимо сказать обособенностях педагогического идеала человека, который существовал вдревнерусской педагогике. Древняя славянская культура соединилась благодаряпринятию христианства со зрелым восточным христианством Византии, целивоспитания в которой отличались от средневековой концепции западногохристианства большим вниманием к телесным качествам человека. С самого началаобучение грамоте и обучение вере воспринимались как единый процесс — этообъясняет сильное влияние практически до ХХ века церкви на образование вРоссии. В православной церкви, в отличие от католической, существовалоотрицательное отношение к рациональному знанию, убеждение, что знание, «философия»ей не нужны, так как все истины в высшем воплощении заключены в Библии, втворениях святых отцов и учителей церкви. Поэтому главной задачей обучения ивоспитания детей для родителей и педагогов считалась задачанравственно-религиозного воспитания.
Сейчас идея всестороннегоразвития личности как высшей цели воспитания признается всем миром. Следуетотметить, что при всем различии педагогических и философских школ в пониманиисущности и процесса воспитания развитой личности, существует два педагогическихидеала личности. Один — высокий, широко рекламируемый, но заведомонедостижимый. Его предназначение — быть маяком, ориентиром, высшим образцом, ккоторому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточноприземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно непропагандируется. Назовем его реальным идеалом. Реальный идеал — это геройсвоего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотелбы оказаться, чью судьбу если не все, то очень многие желают своим детям.
Во время ВеликойОтечественной войны был идеал боевого офицера, защитника Родины. И после войныбравый офицер еще долго оставался кумиром молодежи, а военные училища моглиснимать сливки с каждого выпуска средних школ. Затем постепенно лидерствозахватили научные работники (особенно физики), талантливые инженеры, другиевысококвалифицированные специалисты. В подтверждение этому достаточно вспомнитьфантастические конкурсы в вузы 1950—1960 годов. Начиная с 70-х годов, большуюпритягательность получила карьера партийного функционера и государственногочиновника, имеющего «выход» за рубеж. Выражения «работает вобкоме» или «работает за границей» считались высшей аттестацией,символом полного благополучия, вершиной жизненного успеха. Это был симптомсерьезного неблагополучия государства, однако ни он, ни другие, еще болеекрасноречивые (в частности экономические) сигналы не послужили должнымпредупреждением.
Очевидно, чтоцели воспитания в ходе истории человеческого общества соответствовалипредставлениям людей об идеале человеческой личности. И на сегодняшний деньпедагогический процесс строится, основываясь на общечеловеческих представленияхоб идеальном гражданине своего государства.
Посколькушкала человеческих ценностей неизменно меняется с изменением общества, ихиерархия в два разных момента истории никогда не оставалась одной и той же.Вчера на первом плане стояла храбрость вместе со всеми свойствами, которыевключает военная доблесть; завтра этим может быть тонкий вкус, интерес кпредметам искусства. Таким образом, как в настоящем, так и в прошлом, нашпедагогический идеал до мельчайших своих деталей есть творение общества. Именнооно рисует нам портрет того человека, каким должен быть каждый, и в этомпортрете отражаются все особенности его организации.
Обществоможет жить, только если между его членами существует достаточная гомогенность.Воспитание увековечивает и укрепляет это единство, изначально фиксируя в душеребенка основные общие качества, необходимые для коллективной жизни. Но сдругой стороны, без определенного разнообразия любая кооперация была быневозможной. Воспитание, саморазличаясь и специализируясь, обеспечиваетустойчивость этого необходимого разнообразия. Таким образом, в том или иномсвоем аспекте, воспитание заключается в методической социализации молодогопоколения. В каждом из нас, можно сказать, присутствуют два существа, которые,оставаясь неразлучными в абстракции, не перестают быть отличными. Одно существосостоит из всех умственных состояний, относящихся только к нам и к событиямнашей личной жизни. Это то, что можно было бы назвать индивидуальным существом,индивидуальным Я. Другое представляет собой систему взглядов, чувств, привычек,которые выражают в нас не нашу личность, но группу или различные группы, частьюкоторых мы являемся; таковы религиозные верования, нравственные верования ипрактики, национальные и профессиональные традиции, всевозможные коллективныевоззрения. Их совокупность составляет социальное существо, социальное Я.Сформировать в каждом из нас это существо — такова цель воспитания. Критическийум, умение логически мыслить, которые мы ставим сегодня столь высоко, долгоевремя были не столь авторитетны, не нужно думать, что это безразличие к знаниюбыло искусственно навязано людям, как насилие над их природой. Они сами в товремя не испытывали никакого стремления к науке просто потому, что общества, вкоторых они жили, не чувствовали в ней никакой потребности. Для своегосуществования они, прежде всего, нуждались в сильных и уважаемых традициях.Однако традиция не пробуждает, а, скорее, стремится исключить мысль иразмышление. Так же обстоит дело и с физическими качествами. Если состояниесоциальной среды ориентирует общественное сознание к аскетизму, то и физическоевоспитание будет спонтанно отброшено на последнее место. Это приблизительно то,что произошло в школах в средние века. Так же, следуя общественному мнению,одно и то же воспитание будет пониматься по-разному. Например, физическоевоспитание в Спарте имело своей целью закалять члены до изнеможения; в Афинахоно было способом для лепки тел, приятных для глаза; во времена рыцарства отнего требовалось сформировать ловких и гибких воинов; в наши дни у него нетолько цель собственно физического развития, но и гигиеническая, направленнаяглавным образом на сдерживание опасных последствий слишком интенсивнойинтеллектуальной культуры. Таким образом, даже такие качества, которые кажутсяна первый взгляд столь естественно желательными, индивид стремится приобрести,лишь когда общество ориентирует его к этому, и он приобретает их тем способом,каким оно ему это предписывает. [6, с.58]
Еслипедагогический идеал выражает, прежде всего, социальные потребности, тореализоваться он может только в индивидах и через них. Для того чтобы онпредставлял собой нечто иное, чем простой замысел разума, бесполезноенаставление общества своим членам, нужно найти способ сообразовать с ним сознаниеребенка. Однако сознание имеет свои собственные законы, которые надо знать длятого, чтобы его изменить, если, по крайней мере, мы хотим избавить себя отэмпирических нащупываний, которые педагогика как раз имеет своей целью свести кминимуму. Для того чтобы побудить деятельность развиваться в определенномнаправлении, надо знать, каковы действующие силы, приводящие ее в движение, икакова их природа, так как только при этом условии будет возможно со знаниемдела применить к ней подходящее воздействие.
Всвязи с распадом СССР на ряд независимых государств, в них ставится вопрос осоздании своей национальной педагогики: цели, содержание и методы практическойвоспитательной деятельности отражают исторические, этнические и региональныеособенности стран и различных народов, и в этом смысле воспитание может носить национальныйхарактер
В нашей стране каждая мать и отец, учитель и воспитательдолжны глубоко знать и реализовать в своей повседневной учебно-воспитательнойработе духовные педагогические идеалы Украинского народа. Познание и внедрениенациональных основ воспитания требуют от всех — и педагогов, и воспитанников —считать непогрешимым ориентиром в развитии культуры, духовности шевченковскийтип человека как высший идеал нашего народа, идеал человека-рыцаря.
В иерархии проблем иприоритетов современного образования и воспитания одним из приоритетних направлений должно быть формирование у молодежипрактически-действенной, активно-преобразующей направленности характера имировоззрения. Патриотически направленная общественная активность личностидолжна постоянно повышаться в процессе воспитания, самовоспитания исамоусовершенствования, перерастать, в соответствии с возрастнымиособенностями, в общественно-политическую, государственную деятельность.
На судьбу подрастающего поколения выпала историческая Миссия— построение независимой Украины, которая должна занять достойное место средицивилизованных государств мира. [7, с.17]
В связи с этим в настоящее время в значительной мере вырослаответственность родителей, учителей, воспитателей за уровень педагогического воспитания детей и юношества. Учитывая ошибки,искажения, которые были допущены в воспитании на протяжении последнихдесятилетий, научные работники и практики прилагают большие усилия, чтобывывести из кризиса сложный и многогранный процесс воспитания.
Список литературы
1. Журавлев И.К. Педагогика в системе науко человеке, М., 1990
2. Педагогіка: Навчальний посібникдля студентів вищих педагогічних закладів освіти. Под ред.Л. М.Воронович— К.: Академвидав,2003. — 528 с
3. Харламов И.Ф. Педагогика — М.: Гардарики, 1999.— 519 с.
4. Соціальнапедагогіка: Підручник. — Київ: Центр навчальної літератури, 2003. — 256 с
5. Ващенко Г.Виховний ідеал. — Полтава, 1992.
6. Пархоменко В.П. Творческая личность какцель воспитания. Мн., 1994
7. Вишневський О.Сучасне українське виховання. Педагогічні нариси. Л.:1996.