ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Выпускнаяквалификационная работа
специальность 050711Социальная педагогика
Роль социального педагогав работе с детьми с ограниченными возможностями
Тотьма
2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическийанализ деятельности социального педагога с детьми с ограниченными возможностямив специальной (коррекционной) образовательной школе – интернате
1.1 Общаяхарактеристика детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальной(коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида
1.2 Содержаниеработы социального педагога в специальной (коррекционной) образовательной школе– интернат VIII вида
Глава 2. Определение ролисоциального педагога с детьми с ограниченными возможностями в специальной(коррекционной) образовательной школе – интернате
2.1 Организация ипроведение исследования
2.2 Анализ результатов и выводы
2.3 Рекомендации
Заключение
Список литературы
Тезаурус
Приложения
Введение
В настоящеевремя увеличивается количество детей с ограниченными возможностями, а детей сумственной отсталостью увеличивается вдвое, основная причина – алкоголизмродителей. Для такой категории детей создаются специальные (коррекционные)образовательные школы – интернаты VIII вида, где значимая роль отводитсясоциальному педагогу.
Деятельностьсоциального педагога ориентирована не только на возрастные закономерностинормативного детского развития, но и профессионально решать социальные,психологические и педагогические проблемы, которые осложняют это развитие наответственном этапе – в годы школьного обучения [13].
Припрохождении практики в МОУ «Нюксенская специальная (коррекционная)образовательная школа — интернат VIII вида», особое внимание социальный педагогв работе с умственно – отсталыми детьми, уделяет их социальной адаптации ипрофессионально – трудовой подготовке.
Объект исследования:социально – педагогическая деятельность с детьми с ограниченными возможностями.
Предметисследования: социально – педагогическая деятельность с умственно – отсталымидетьми в специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIIIвида.
Цельисследования: определение роли социального педагога в работе с детьми сограниченными возможностями в специальной (коррекционной) образовательной школе– интернат VIII вида.
Задачиработы:
1. Проанализироватьлитературу по данной теме;
2. Проанализироватьосновные понятия: дети с ограниченными возможностями, умственно – отсталыедети, специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VIII вида,социально – педагогическая деятельность;
3. Рассмотретьсодержание деятельности социального педагога в специальной (коррекционной)образовательной школе – интернат VIII вида.
Гипотезаисследования: если проанализировать направления социально – педагогическойдеятельности, то можно определить пути дальнейшего повышения результативностироли социального педагога в специальной (коррекционной) образовательной школе –интернат VIII вида.
Проблемаисследования: описание деятельности социального педагога в специальной(коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида.
Практическаязначимость: работа предназначена для социального педагога, работающего в МОУ«Нюксенская специальная коррекционная образовательная школа – интернат VIIIвида».
Методы:
Теоретическиеметоды: анализ документации, обобщение информации.
Эмпирическиеметоды: социометрия с целью изучения взаимоотношений учащихся; диагностикасклонности к отклоняющему поведению (СОП); анкета по профориентации.
Глава 1. Теоретическийанализ деятельности социального педагога с детьми с ограниченными возможностямив специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида
1.1 Общаяхарактеристика детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальной(коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида
В словаре посоциальной педагогике Л.В. Мардахаева, выделено понятие лицо с ограниченнымивозможностями – это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки,которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальныхусловий для получения образования [17].
В учебникеН.М. Назаровой даётся традиционная классификация категорий лиц с ограниченнымивозможностями:
· Неслышащие(глухие);
· Слабослышащие;
· Незрячие;
· Слабовидящие;
· Детис нарушениями речи;
· Умственноотсталые;
· Лица сзадержкой психического развития;
· Лицас нарушениями опорно-двигательного аппарата;
· Лицас нарушениями эмоционально – волевой сферы [20].
В специальной(коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида обучаются дети снарушением умственного развития (умственно – отсталые дети). Характернойособенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высшихпсихических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности,вследствие органических повреждений головного мозга. Это выражается в нарушениипознавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи,внимания), страдают эмоционально – волевая сфера и личность в целом [11].
Особенностиощущения и восприятия умственно — отсталых детей: существенную роль в познанииребёнком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создаютконкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него. Для умственно– отсталых учеников свойственна узость зрительного восприятия, котораяуменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательновлияет на овладение чтением.
Недостаточнаядифференцированность зрительного восприятия учащихся обнаруживается в неточномраспознавании ими близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих темили иным объектам. Отмечается также снижение остроты зрения, что лишает образобъекта присущей ему специфичности [7].
Учащиесянедостаточно умеют приспосабливать своё зрительное восприятие к изменяющимсяусловиям. Если изображения предметов, с чётко выраженным верхом и низом,предъявляются перевёрнутыми на 180 градусов, то они воспринимаются детьми, какобъекты, находящиеся в обычном положении. Эти нарушения отчётливообнаруживаются во время школьного обучения – в процессе овладения грамотой, науроках ручного и профессионального труда, рисования и физкультуры.
Одним изосновных видов человеческого восприятия является осязание. При проведенииэксперимента, относительно осязательного восприятия умственно – отсталых детей,были обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательнойдеятельности школьников, импульсивность, поспешность, недостаточнаясосредоточенность всей деятельности и, соответственно, большое количествоошибок при распознании объектов, причём дети не совершают дополнительныхпопыток проверить правильность своего решения [10].
Особенностипамяти умственно – отсталых детей: обучение умственно – отсталых детей вбольшей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретениеновых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Памятьзаключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании иливоспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте [19].
Точность ипрочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая.Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы,составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносятновые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях.
Умственно –отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным)запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажетсяинтересным. В текстах дети выделяют эмоционально – насыщенные фрагменты. Именноэти части текста ученики наиболее хорошо запоминают. Продуктивностьнепроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой имиработы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываютсяболее высокими, чем при пассивном отношении к заданию. Но иногда, некоторыеучащиеся, узнав о том, что им следует запомнить воспринятое, обнаруживаютобеспокоенность и растерянность. Достигнутые ими результаты оказываются ниже,чем в условиях непреднамеренного запоминания [12].
Чаще ученикилегче запоминают материал в тех случаях, когда они самостоятельно читают еговслух. Вероятно, одновременно осуществляемое зрительное и слуховое восприятиесоздаёт благоприятные условия для закрепления материала в памяти.
Сохраняющиесяв памяти ребёнка зрительные образы предметов называются представлениями.Представления зависят от особенностей восприятия, речи и мышления. У умственно– отсталых детей представления о предметах окружающего мира бедны, неточны, а вряде случаев являются искажёнными [14].
Особенностимышления умственно – отсталых детей: мышление представляет собой обобщённое,опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно –обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень [25].
Мыслительнаядеятельность у умственно – отсталых школьников формируется с большимитрудностями. Для них характерно использование наглядно – действенной формымышления. Причём решая ту или иную задачу, они прибегают преимущественно кметоду проб и ошибок, повторяя пробы в неизменном виде и, соответственно,получая всё время один и тот же неверный результат.
Задания,требующие наглядно – образного мышления, вызывают у школьников ещё большиезатруднения, поскольку дети не могут сохранить в своей памяти показанный имобразец и действуют ошибочно.
Наиболеесложными для школьников оказываются задания, выполнение которых основывается насловесно – логическом мышлении. Дети часто не понимают даже самые простыетексты, воспринимают материал упрощённо, опускают многие значимые его части,изменяют последовательность, не устанавливают необходимых взаимоотношений междуними [12].
Мыслительныепроцессы у умственно – отсталых школьников протекают весьма своеобразно.Выполняемый ими анализ зрительно – воспринимаемого реального предмета или егоизображения отличается бедностью, непоследовательностью, фрагментарностью.
Постепенноученики овладевают умениями достаточно подробно, придерживаясь определённогопорядка, характеризовать воспринимаемый объект, начиная с того, что для негоявляется наиболее существенным и продолжать анализ, указывая второстепенныедетали.
Особенностиречи умственно – отсталых детей: речь – это исторически сложившаяся формаобщения посредством языка, обеспечивающая сохранение и передачу опыта и знаний,добытых предыдущими поколениями [25].
У школьниковможно наблюдать ту или иную степень недоразвития речи. Оно обнаруживается и взатруднениях, имеющих место при овладении произношением. Это даёт основанияговорить о более позднем и дефектном, по сравнению с нормой, развитии уумственно – отсталых детей фонематического слуха, играющего столь важную роль встановлении правильного произношения и обучении грамоте.
Ребёнок,зная, что он говорит не так, как все, старается меньше пользоваться речью,отмалчивается, когда его о чём – то спрашивают, прибегает к указательнымжестам. Это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально – личностнойсферы. Он становится настороженным, замкнутым; постоянно ожидает обиды ипорицания [7].
К старшимгодам обучения учащиеся существенно продвигаются к овладению диалогическойречью, однако многие из них не знают, как следует начать разговор, как о чём –либо спросить человека, особенно незнакомого, как отвечать на его вопросы.Причиной тому служит не только недостаточная сформированность речи, но и особенностимотивационной и эмоционально – волевой сферы.
Общепринятой,универсальной формой общения грамотных людей является письменная речь. Наиболеелёгким видом письма является списывание, но и оно вызывает у умственно –отсталых учащихся трудности. Ещё сложнее оказываются диктанты и особенно –написание самостоятельных работ: изложений, сочинений, писем и другое [10].
Особенности вниманияумственно – отсталых детей: внимание – это сосредоточенность и направленностьпсихической деятельности на определённый объект, что предполагает повышениеуровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности [17].
У умственно –отсталых детей отмечается недостаточность памяти, особенно произвольной. Дляних свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмернойотвлекаемостью. Причём у одних детей через 10 – 15 минут работы наблюдаютсядвигательное беспокойство, подвижность, другие же становятся вялыми ипассивными.
Низкийуровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у умственно– отсталых детей. Для них характерна также неспособность распределения вниманиямежду различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребёнка, какнетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикиваниеотдельных реплик.
С возрастом уучеников вспомогательной школы несколько возрастает объём произвольноговнимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительностиактивной концентрации они значительно уступают своим нормально – развивающимсясверстникам [15].
Особенностиразвития личности и эмоционально – волевой сферы умственно – отсталых детей:личность – это конкретный человек, занимающийся определёнными видамидеятельности, осознающий своё отношение к окружающей среде и имеющий своииндивидуальные особенности. Все аспекты личностной сферы формируются уумственно –отсталых школьников также медленно и с большими отклонениями. Детямсвойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильностьчувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости,огорчения, веселья. Особые трудности вызывает формирование у ребёнкаправильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудныйжизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которыхон оказывается [21].
К числуосновных компонентов личности принято относить самооценку и уровень притязаний.У умственно – отсталого ребёнка неадекватный (не соответствующий возможностям)завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительныхподкреплений. Самооценка у умственно – отсталых детей в целом подчёркивает еёнеадекватность в сторону завышения. Но ребёнок попадает в образовательноеучреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, ивысокой самооценке может быть нанесён серьёзный удар.
Можнозаметить, что наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированногоподхода к использованию оценки при обучении детей данной категории, так как унекоторых из них обнаруживается пониженная и очень хрупкая самооценка,полностью зависящая от внешней оценки. У других оценка повышена: такие детимало реагируют на внешнюю оценку. Следует, наконец, учесть феномен кажущейсянезависимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть у ранимых и низкооценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавших себе своего родазащитный барьер от внешней оценки [12].
Такимобразом, мы раскрыли общее понятие лицо с ограниченными возможностями ивыделили особенности умственно – отсталых детей, обучающихся в специальной(коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида. Учитывая основныеособенности детей данной категории, помощь социального педагога будет иметьзначение в том случае, когда он правильно спланирует свою профессиональнуюдеятельность, по отношению к детям данной категории, также социальный педагогдолжен для себя учесть, что успешное включение ребёнка с ограниченнымивозможностями в общество, должно строиться на соответствующем фундаменте,который может быть крепким при наличии четырёх составляющих: педагогическогоколлектива, информации о процессе преобразований, подготовки и постояннойподдержки детей.
1.2 Содержаниедеятельности социального педагога в специальной (коррекционной) образовательнойшколе – интернат VIII вида
Детишкольного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получаютобразование в соответствии со специальными стандартами в различныхобразовательных учреждениях или на дому.
В течение XXв. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений,которые являются преимущественно школами – интернатами и в которых в Россииобучалось и обучается подавляющее большинство детей школьного возраста сособыми образовательными потребностями [2].
В настоящеевремя существует восемь основных видов специальных коррекционных школ для детейс различными нарушениями развития. Чтобы исключить вынесение диагнозныххарактеристик в реквизиты этих школ (как это было раньше: школа для умственно –отсталых, школа для глухих и т.п.), в нормативно – правовых и официальныхдокументах эти школы называются по их видовому порядковому номеру:
1. Специальная(коррекционная) образовательная школа — интернат I вида, где обучаются глухиедети.
2. Специальная(коррекционная) образовательная школа – интернат II вида, где обучаютсяслабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвитияречи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, носохранившие самостоятельную речь).
3. Специальная(коррекционная) образовательная школа – интернат III и IV видов предназначеныдля образования незрячих (III вид), слабовидящих и поздноослепших (IV вид)детей.
4. Специальная(коррекционная) образовательная школа – интернат V вида предназначена дляобразования детей с тяжёлыми нарушениями речи.
5. Специальная(коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида предназначена длядетей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
6. Специальная(коррекционная) образовательная школа – интернат VII вида предназначена длядетей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержкупсихического развития (ЗПР).
7. Специальная(коррекционная) образовательная школа – интернат VIII вида обеспечиваетспециальное образование для детей с умственной отсталостью.
Обучение вэтой школе не является цензовым, в отличие от других специальных школ. Детямспециальных (коррекционных) образовательных школ (за исключением школы VIIIвида) выдаётся документ государственного образца, подтверждающий полученныйуровень образования или свидетельство об окончании специального(коррекционного) образовательного учреждения [20].
Основной цельюшколы VIII вида является максимальное преодоление недостатков познавательнойдеятельности и эмоционально – волевой сферы умственно – отсталых школьников,подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация вусловиях современного общества.
Большое местов специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида отводитсявоспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, аосновными задачами – выработка положительных качеств, формирование правильнойоценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе являетсяповышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуацияхи в процессе разных видов деятельности [15].
Помимообразования, специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностямимедицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школыимеются соответствующие специалисты, но более важную роль играет социальныйпедагог.
Социальныйпедагог – сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения –взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами,психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительныхорганов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами[24].
Основные целидеятельности социального педагога в специальной (коррекционной) образовательнойшколе – интернат VIII вида:
· созданиеблагоприятных условий для развития личности ребёнка (физического, социального,духовно – нравственного, интеллектуального развития);
· оказаниеребёнку комплексной помощи в социальном адаптировании и социальноминтегрировании;
· защитаребёнка в его жизненном пространстве;
· оказаниепомощи в профопределении и постинтернатной адаптации выпускников.
Длядостижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливаетконтакт с представителями государственных органов управления, общественнымиорганизациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения,социальной защиты населения, муниципальными службами иными предприятиями иорганизациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников [20].
Основной задачейсоциального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействиямежду личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической,психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечениюнезависимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков,нуждающихся в особой поддержке.
Содержаниеработы социального педагога включает следующие особенности деятельности:
· формированиездоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме;
· содействиесаморазвитию личности ребёнка;
· оказаниепомощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников) ивыпускников;
· направлениеусилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье;
· устранениедефицита общения;
· решениеличных и социальных проблем учащихся (воспитанников);
· выявлениеи разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;
· организацияправового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специального(коррекционного) учреждения, разъяснение их прав и обязанностей;
· представлениеинтересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного)учреждения в органах милиции или в суде;
· сотрудничествос администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных(коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшеготрудоустройства или учёбы учащихся;
· патронаждетей, находящихся в социально – медицинской помощи [4].
Решение любойпроблемы умственно – отсталого ребёнка, социальным педагогом, начинается сдиагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора,анализа и систематизации информации. На основании результатов, социальныйпедагог организует мероприятия по формированию психологической готовностиребёнка с умственной — отсталостью к посещению учебного учреждения, которыепозволяют развить положительный настрой ребёнка на посещение школы,корректировать и развивать его познавательную сферу. При этом он используетметоды контроля, самоконтроля и самооценки, методы стимулирования и мотивациидеятельности и поведения личности [3].
Работасоциального педагога направлена и на то, чтобы помочь ребёнку с умственной — отсталостью приобрести умения и навыки общения в окружающей его среде. Дляопределения трудностей общения детей с умственной — отсталостью со здоровымидетьми, социальный педагог составляет программу, по которой ребёнокподготавливается к такому общению, принимая участия в конкурсах, проведении различныхмероприятий, обсуждении книг и фильмов [21].
Включениедетей с ограниченными возможностями в трудовую деятельность (фотография, пошиводежды, ремонт обуви, работы по дереву) также предмет особой заботы социальногопедагога. Здесь нужно не только подготовить и заключить договоры, но и научитьребят профессии, дать им необходимые умения и навыки. Важно, чтобы ониучаствовали во всех производственных процессах, умели планировать свой труд,содержать в порядке инструменты и оборудование. Важно также, чтобы дети с умственнойотсталостью в процессе труда могли проявлять свои способности. Для этого нужнонаучить ребёнка рисовать, лепить; заинтересовать своим делом, познакомив снародным творчеством. Выставки работ детей с умственной — отсталостью, ихучастие в праздниках и спектаклях помогают в утверждении каждого из них какличности [26].
Обучаясь вспециальной (коррекционной) школе умственно – отсталый ребёнок, постояннонаходится под контролем педагогического коллектива. Социальным педагогам,работающим в специальных (коррекционных) школах, часто приходится сталкиваться сдезадаптацией детей с умственной отсталостью, по причине школьного невроза.
Невроз – это невротическоесостояние ребёнка, возникающее в результате обиды, ущерба, нанесённого словомили жестом.
Классификацияшкольных неврозов:
· ребёнокчасто плачет, разбрасывает вещи – истерический невроз;
· быстроутомляется, раздражителен – неврастения;
· ребёнкапреследует мысль о своих неудачах – невроз навязчивых состояний;
· преследуетмысль, что на него показывают пальцем – фобический невроз;
· ребёнкукажется, что все над ним насмехаются – депрессивный невроз;
· ребёнкусвойственно упадническое настроение – ипохондрический невроз;
· узнаво своей болезни, он, как ему представляется, начинает жить в другом мире –диперсонализационный невроз;
· отожидания обострения хронической болезни ребёнок переживает чувство ужаса –невроз ожидания;
· ребёнокагрессивен, когда его называют больным – эмоциональный невроз.
В зависимостиот того, какой невроз проявляется у ребёнка с умственной отсталостью,социальный педагог начинает направлять все силы на устранение именно этогодефекта, обеспечивая этим адаптацию ребёнку с умственной отсталостью вокружающей среде [23].
Работасоциального педагога будет эффективной и реализуемой, если на первом месте унего в работе будет выступать желание помочь детям с умственной – отсталостьюадаптироваться в обществе, приобрести умения и навыки общения в окружающей егосреде, а также помощь в профориентации и постинтернатной адаптации. Работабудет вдвойне эффективной, если желание будет выступать не только со сторонысоциального педагога, но и самого ребёнка. Вот поэтому здесь особенно важнорасположить ребёнка к себе и создать атмосферу участия, тепла и заботы [20].
Большинствовыпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошоподготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраиваютсвой быт, работают по полученной профессии, являются законопослушнымигражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятныесоциальные условия, ведёт аморальный образ жизни. И заслуга тому, чтобольшинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточнохорошо подготовлены к жизни отводится роли социальному педагогу, а именно темнаправлениям деятельности, по которым он работает в школе.
Глава 2.Определение роли социального педагога с детьми с ограниченными возможностями вспециальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида
2.1Организация и проведение исследования
Цель: проанализироватьнаправления деятельности социального педагога в специальной (коррекционной)образовательной школе – интернат VIII вида;
Для реализациицели, формулируем следующие задачи:
1. Выделитьнаправления деятельности социального педагога;
2. Разработатькритерий для оценки результативности направлений социального педагога;
3. Проанализироватьнаправления деятельности социального педагога;
4. Разработатьрекомендации.
Основныеэтапы реализации исследования:
· Организационныйэтап;
· Основнойэтап;
· Заключительныйэтап.
Базапрактики: МОУ «Нюксенская специальная (коррекционная) образовательная школа — интернат VIII вида» (приложение 1).
Нюксенскаявспомогательная школа была открыта 17 октября 1995 года. Всего былосформировано 3 класса-комплекта, обучалось 11 детей (1- 6 классы), работало 3педагога.
В сентябре2000 года открыт 9 класс, организовано профессиональное трудовое обучение:швейное и столярное дело.
В 2002 годушкола переименована в МОУ «Нюксенская специальная (коррекционная) образовательнаяшкола – интернат VIII вида». Введено предметное преподавание.
Выборка:
Всего в школеобучается 23 человека с ограниченными возможностями. Из них: *детей инвалидов –3 человека; *трудных детей – 4 человека; *детей – опекунов – 2 человека. Измалообеспеченных семей в школе обучаются 20 человек, из многодетных семей 7человек, из неполных семей 5 человек, из неблагополучных семей – 8 человек.
Диагностическийинструментарий: социометрия с целью изучения взаимоотношений учащихся;диагностика склонности к отклоняющему поведению (СОП); анкета попрофориентации.
2.2 Анализрезультатов и выводы
В специальной(коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида, социальный педагогработает по следующим направлениям:
· Социально– педагогическое исследование: изучение межличностных взаимоотношений(социометрия 2); социально – психологический портрет трудного ребёнка(приложение 3); социальное паспортирование классов (приложение 4); диагностикасклонности к отклоняющему поведению (СОП) (приложение 5);
· Социально– педагогическая защита прав ребёнка: списки учащихся, нуждающихся в социальнойзащите, опеке и попечительстве (приложение 6);
· Социально– педагогическая поддержка семьи: банк данных по неблагополучным семьям(приложение 7); акт материально – бытовых условий семьи (приложение 8);проведение родительского собрания (приложение 9)
· Социально– педагогическое консультирование: беседы (приложение 10);
· Социально– педагогическая профилактика: протокол заседания Совета по профилактикеправонарушений среди несовершеннолетних (приложение 11); мероприятие«Профилактика наркомании у детей и подростков» (приложение 12);
· Социально– педагогическая помощь в профессиональном определении: анкета попрофориентации выпускников (приложение 13); мероприятие «Выбор профессии» (приложение14);
· Организационно– методическая деятельность: мероприятие «День Святого Валентина» (приложение15).
Такимобразом, проанализировав основные направления деятельности социального педагога,можно сказать о том, что он играет роль: помощника, информатора, защитника,посредника и друга в специальной (коррекционной) образовательной школе –интернат VIII вида.
2.3Рекомендации
· Работасоциального педагога должна быть направлена, в первую очередь, на детей, а нена документацию;
· Проводитьмероприятия совместно для детей и родителей, направленных на сплочение;
· Организовыватьпроведение занятий по профориентации с выпускниками;
· Максимальноподготовить выпускников к поступлению в новое учебное заведение;
· Проводитьпостоянный контроль постинтернатной адаптации выпускников.
Заключение
На основанииизучения направлений деятельности социального педагога, мы раскрыли нашу цель,которую ставили в начале исследования, т.е. определили роль социальногопедагога в работе с детьми с ограниченными возможностями в специальной (коррекционной)образовательной школе – интернат VIII вида.
Рольсоциального педагога – это выполнение различной практической деятельности,когда субъектом выступает – личность, а объектом – общество. В специальной(коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида, социальный педагогреализует 2 основных роли: помощника и информатора, помимо основных ролей,реализует также роли: защитника, посредника и друга.
В ролипомощника, социальный педагог выступает, когда помогает учащимся определиться спрофессией и новым учебным заведением; также помощь реализуется черезпроведение мероприятий, направленных на сплочение коллектива и развитиекоммуникативных, креативных и других способностей; помощь оказывается ииндивидуально каждому ребёнку, при проведении с ним беседы, с целью выявленияпроблемы.
Рольинформатора, социальным педагогом реализуется через проведение профилактическихмероприятий, где социальный педагог информирует детей о том, какой вред могутнанести алкогольные напитки, табакокурение и наркотики; информирует также оведении здорового образа жизни и другое.
Умениевыступать социального педагога в различных ролях определяет уровеньпрофессиональной компетентности.
Гипотеза,которую мы ставили в начале исследования: если проанализировать направлениясоциально – педагогической деятельности, то можно определить пути дальнейшегоповышения результативности роли социального педагога в специальной(коррекционной) образовательной школе – интернат VIII вида, частичноподтвердилась. Изучив направления деятельности, мы определили, какие из направленийосуществляются частично и, следовательно, разработали для них рекомендации.
Мы, каксоциальные педагоги, должны уделять удвоенное внимание и заботу о детях сограниченными возможностями, чтобы они никогда не чувствовали себя несчастнымии одинокими.
Списоклитературы
1. Акатов Л.И. Социальнаяреабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. — М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2003.
2. Аксёнова Л.И. Социальнаяпедагогика в социальном образовании. – М.: Просвещение, 2001.
3. Бочарова В.Г. Социальнаяпедагогика. – М.,1994.
4. Василькова Ю.В. Методикаи опыт работы социального педагога. — М.: Академия, 2001.
5. Василькова Ю.В.Социальная педагогика. — М.: Академия, 2000.
6. Гонеев А.Д. Основыкоррекционной педагогики. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
7. Дубровина И.В. Обиндивидуальных особенностях школьника. — М.: Академия, 1975.
8. Жулина Е.В. Основысоциальной реабилитации. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Зайнычев И.Г. Технологиясоциальной работы. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
10. ЗмановскаяЕ. В. «Девиантология». Психология отклоняющего развития. – М.: Академия, 2001.
11. КарелинаА.А. Образование школьника. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
12. КузнецоваЛ.В. Основы специальной психологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
13. КумаринаГ.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании. – М.: Издательский центр«Академия», 2003.
14. ЛадыгинаЛ.В. Воспитатель в детском доме. — М.: ООО. изд. ГНОМ и Д, 2005.
15. МаллерА.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — М.:Аркти, 2000.
16. МардахаевЛ.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.
17. МардахаевЛ.В. Словарь по социальной педагогике. — М.: Академия, 2002.
18. МардахаевЛ.В. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: изд. центр«Академия», 2002.
19. МасловаМ.Ф. Рабочая книга социального педагога. – Орёл,1994.
20. НазароваН.М. Специальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
21. ХолостоваЕ.И. Социальная работа с инвалидами. – М.: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К», 2006.
22. ЧерпухинаТ.В. Защита детства. Дети с ограниченными возможностями. – Вологда:издательство «Русь», 2004.
23. ШакуроваМ.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений. – 2 –е изд., стереотип. — М.: Изд. центр«Академия», 2004.
24. ШептенкоП.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Издательскийцентр «Академия», 2001.
25. ШишковецТ.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005.
26. Ярская– Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. – СПб.: Питер, 2004.
Тезаурус
Лицо сограниченными возможностями – это лицо, имеющее физический и (или) психическийнедостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без созданияспециальных условий для получения образования [17].
Недостаток –это любая потеря или аномалия психологической, физиологической илианатомической структуры или функции [20];
Ограниченнаявозможность – любые ограничения или потеря способности (вследствие наличиядефекта) выполнять какую – либо деятельность в пределах того, что считаетсянормой для человека [20];
Умственно –отсталые дети – дети с нарушениями высших психических функций – отражения ирегуляции поведения и деятельности, вследствие органических поврежденийголовного мозга [25];
Специальноеобразование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получениякоторого лицам с ограниченными возможностями создаются специальные условия [20].
Специальныеусловия для получения образования (специальные образовательные условия) – этоусловия обучения, в том числе образовательные программы и методы обучения,индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а такжепедагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможноосвоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицамис ограниченными возможностями [20].
Специальное (коррекционное)образовательное учреждение – образовательное учреждение, созданное для лиц сограниченными возможностями [20].
Специальное (коррекционное)образовательное учреждение VIII вида – учреждение, которое обеспечивает специальноеобразование для детей с умственной отсталостью;
Социально –педагогическая деятельность – деятельность, имеющая прерывный характер, т.е.работа ведётся с одним клиентом до завершения проблемы, и направленная напомощь в социализации.
Цензовоеобразование – образование негосударственного образца [20].
Интеграция – этовхождение человека в общество;
Социальныйпедагог –сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения –взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами,психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительныхорганов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами[24].
Рольсоциального педагога – это выполнение различной практической деятельности,когда субъектом выступает – личность, а объектом – общество.
Приложение
СОЦИАЛЬНЫЙПАСПОРТ УЧРЕЖДЕНИЯ
Муниципальноеобразовательное учреждение
«Нюксенскаяспециальная (коррекционная)
общеобразовательнаяшкола — интернат VIII вида»
Вологодскаяобласть,
с. Нюксеница,
ул.Советская, д. 9
телефон88174729003
korschkol@mail.ru
Директоршколы:
ПодольскаяГалина Степановна,
Отличникнародного просвещения
Историческаясправка
17.10.1995года открыта Нюксенская вспомогательная школа. Всего было сформировано 3класса-комплекта, обучалось 11 детей (1-6 классы), работало 3 педагога.
В сентябре2000 года открыт 9 класс, организовано профессиональное трудовое обучение:швейное и столярное дело.
В 2002 годушкола переименована в МОУ «Нюксенская специальная (коррекционная)общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Введено предметноепреподавание.
Школа сегодня
Школаработает в 1 смену по 5-дневной рабочей неделе. В учреждении осуществляетсякомплекс педагогических, психологических и медицинских услуг. Созданы условиядля трудовой предпрофессиональной подготовки, система работы по сохранению иукреплению здоровья. Коррекционная область учебного плана осуществляется черезуроки социально – бытовой ориентировки, развития речи, ритмики, занятиялечебной физкультурой (ЛФК), логопедические занятия, занятия по развитию психомоторикии сенсорных процессов, а также коррекционные занятия «Сказкотерапия», уроки здоровья.Дети активно участвуют в тимуровском движении, помогая пожилым людям, ветеранамвойны и труда.
Структураучреждения
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
МОУ«Нюксенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIIIвида» находится в приспособленном деревянном 2 – х этажном здании, с 1995 года.В школе имеются столярная и швейная мастерские, медицинский кабинет, кабинетучителя – логопеда, учебные классы, учительская, методический кабинет,оборудована небольшая спортивная площадка. Возле школы имеется небольшойприусадебный участок для разведения цветов, который гармонично сочетается сошколой.
Приоритетныенаправления работы школы
ü сохранение и укрепление здоровья обучающихся и сотрудников;
ü патриотическое воспитание учащихся;
ü социальная адаптация и реабилитация обучающихся в обществе
В областиобразования школа реализует специальные (коррекционные) программы:
1.Программыподготовительного и 1-4 классов (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией В.В.Воронковой;
2.Программыспециальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классыпод редакцией В.В.Воронковой;
3.Профессионально– трудовое обучение предусматривает подготовку к столярному и швейному делу.
В областивоспитания в школе ежегодно соблюдаются следующие традиции:
*В школе ежегодноработают кружки и факультативы;
*Учащиеся втечение нескольких лет принимают участие в тимуровском движении (акция«Помощь»);
*Летнийоздоровительный лагерь, ремонтные бригады для старшеклассников;
*Традиционнымистали праздники: Новый год, День матери, 8 Марта, 23 февраля, Масленица, Деньздоровья, 9 Мая и др.
Достижения
Школапринимала участие:
· В Российском образовательном форуме 2004;
· В Региональной выставке «Формирование здоровьесберегающей среды вобразовательном учреждении»;
· В областной выставке «Педагогическая Инноватика – 2005»;
· В районной научно – практической конференции «Здоровье нюксян»;
· В районной научно – практической конференции «Инноватика – 2007»
— 1 – м районном педагогическом конкурсе «Инноватика в образовании2007»
— 2 – м районном педагогическом конкурсе «Инноватика в образовании2008»
НаграждаетсяДипломом победителя в номинации «Здоровьесбережение»;
Намуниципальном уровне имеет статус инновационной площадки «Школа сохранения иукрепления здоровья»
Педагогическийколлектив
В школеработают 6 постоянных педагогов и 5 педагогов по совместительству:
1. БелозёроваВалентина Николаевна – учитель математики;
2. РябеваГалина Васильевна – учитель трудового обучения;
3. ЩёголеваОльга Васильевна – учитель биологии;
4.Ермолинская Надежда Андреевна – учитель начальных классов;
5. ТеребовЮрий Вениаминович – учитель трудового обучения;
6. ПодольскаяГалина Степановна – директор школы.
В областнойбанк данных внесены работы педагогов:
1. Развитиеспособности детей к анализу в процессе обучения решению задач. (ПодольскаяГ.С.)
2.Дидактические средства активизации познавательной деятельности старшеклассниковна уроках русского языка в школе VIII вида». (Подольская Г.С.)
3.Дидактическиесредства активизации познавательной деятельности младших школьников налогопедических занятиях в школе VIII вида». (Тибатина И.С.)
Контингентучащихся
В 2009 – 2010учебном году в школе 5 классов-комплектов (2, 3-4, 5- 6, 8, 9), где обучается23 человека с ограниченными возможностями здоровья. Из них: *детей инвалидов –3 человека; *трудных детей – 4 человека; *детей – опекунов – 2 человека. Измалообеспеченных семей в школе обучаются 20 человек, из многодетных семей 7человек, из неполных семей 5 человека, из неблагополучных семей – 8 человек.
Одной изважнейших перспектив выступает — увеличение контингента школы (обучениеучащихся всего района в Нюксенской СКОШ), укрепление материально – техническойбазы.
Обобщающийвывод о работе учреждения
В учрежденииосуществляется большой комплекс педагогических, психологических и медицинскихуслуг. Коррекционная область учебного плана осуществляется через урокисоциально – бытовой ориентировки, развития речи, ритмики, занятия лечебнойфизкультурой (ЛФК), логопедические занятия, занятия по развитию психомоторики исенсорных процессов, а также коррекционные занятия, уроки здоровья. Педагогическийколлектив школы — это коллектив единомышленников, которые болеют душой за каждогоученика, как за своего собственного ребёнка.
Социальноепаспортирование
Социальныйпаспорт 2 класса№ Показатель Кол — во Фамилии учеников 1.
Количество учеников:
— юношей
— девушек
2
2
-
Гостев Артём Генадьевич;
Парыгин Дмитрий Николаевич 2
Воспитываются:
— в полной семье
— в неполной семье
— одинокой матерью
— матерью, находящейся в разводе
— матерью – вдовой
— отцом, находящимся в разводе
— отцом – вдовцом
— опекуном
2
-
-
-
-
-
-
- Гостев А.Г., Парыгин Д.Н. 3
Состав семей:
— с одним ребёнком
— с двумя детьми
— с тремя детьми
— более трёх детей
1
1
Гостев А.Г.
Парыгин Д.Н. 4
Семьи группы «риска»:
— авторитарный стиль воспитания;
— попустительский стиль воспитания;
— алкоголизированные 5
Количество родителей:
— из них неработающих
2
2
Гостев А.Г., Парыгин Д.Н.
Гостев А.Г, Парыгин Д.Н.
Образование родителей:
— неполное среднее
— среднее
— начальное профессиональное;
— среднее специальное
— высшее профессиональное
Материальное состояние семей:
— высокий уровень доходов
— уровень доходов, соответствующий реальному прожиточному минимуму;
— уровень доходов ниже реального ПМ
-
-
2
Гостев А.Г.
Парыгин Д.Н. Дополнительные сведения (семьи, имеющие статус беженцев, чернобыльцы, инвалиды и т. п.)
Учащиеся, требующие особого внимания:
— на внутришкольном учёте
— на учёте КДН и ЗП
— на учёте в ГПДН
Социальныйпаспорт 3 – 4 класса — комплекта№ Показатель Кол — во Фамилии учеников 1.
Количество учеников:
— юношей
— девушек
4
3
1
Шитов Денис Алексеевич;
Выростко Павел Сергеевич;
Чежин Владислав Владимирович
Лобанова Ирина Алексеевна 2
Воспитываются:
— в полной семье
— в неполной семье
— одинокой матерью
— матерью, находящейся в разводе
— матерью – вдовой
— отцом, находящимся в разводе
— отцом – вдовцом
— опекуном 4
Шитов Денис Алексеевич;
Выростко Павел Сергеевич;
Чежин Владислав Владимирович;
Лобанова Ирина Алексеевна 3
Состав семей:
— с одним ребёнком
— с двумя детьми
— с тремя детьми
— более трёх детей 4
Шитов Денис Алексеевич;
Выростко Павел Сергеевич;
Чежин Владислав Владимирович;
Лобанова Ирина Алексеевна 4
Семьи группы «риска»:
— авторитарный стиль воспитания;
— попустительский стиль воспитания;
— алкоголизированные
2
2
Шитов Денис Алексеевич;
Выростко Павел Сергеевич
Шитов Денис Алексеевич;
Выростко Павел Сергеевич 5
Количество родителей:
— из них неработающих
2
2
2
2
2
2
Шитов Денис Алексеевич;
Выростко Павел Сергеевич;
Чежин Владислав Владимирович;
Лобанова Ирина Алексеевна
Шитов Денис Алексеевич;
Выростко Павел Сергеевич
Образование родителей:
— неполное среднее
— среднее
— начальное профессиональное;
— среднее специальное
— высшее профессиональное
2
2
2
2
Шитов Денис Алексеевич
Выростко Павел Сергеевич
Чежин Владислав Владимирович
Лобанова Ирина Алексеевна
Материальное состояние семей:
— высокий уровень доходов
— уровень доходов, соответствующий реальному прожиточному минимуму;
— уровень доходов ниже реального ПМ
2
2
Лобанова Ирина Алексеевна
Чежин Владислав Владимирович
Шитов Денис Алексеевич
Выростко Павел Сергеевич Дополнительные сведения (семьи, имеющие статус беженцев, чернобыльцы, инвалиды и т. п.)
Учащиеся, требующие особого внимания:
— на внутришкольном учёте
— на учёте КДН и ЗП
— на учёте в ГПДН
Проведениебесед
Беседа №1
Объектбеседы: Артём Г., 2 класс; с. Нюксеница
Цель беседы:выявление взаимоотношений в семье, и в школе.
Здравствуй,Артём. Меня зовут Марина Юрьевна. Сегодня я с тобой немного побеседую. Всё, чтоздесь будет сказано, эта информация не выйдет из стен этого кабинета, поэтомупопрошу отвечать честно. Договорились?
— Артём,скажи, пожалуйста, какие отношения у тебя складываются с одноклассниками(дружеские, нейтральные, или ты вообще ни с кем не общаешься)?
— Содноклассниками складываются дружеские отношения.
— Скажи,пожалуйста, как к тебе относятся одноклассники (хорошо, с пониманием, как и костальным или обижают тебя)?
— Иногдахорошо, а иногда и плохо.
— А в чёмвыражается хорошо и плохо?
— Хорошо,когда они играют со мной, плохо, когда не разговаривают.
— А какоеположение ты занимаешь среди одноклассников (лидирующее, нейтральное, или тычувствуешь себя униженным)?
— Считаю, чтозанимаю нейтральное положение.
— Артём,скажи, пожалуйста, ты больше времени любишь проводить в кругу одноклассников,или один. Почему?
— Большевремени люблю проводить один, т.к. с одноклассниками не интересно.
— Чемпредпочитаешь занимать свой досуг?
— Гулять одинна улице.
— А какиеотношения у тебя складываются дома с родителями?
— Сродителями складываются хорошие отношения.
— Домашняяатмосфера тебя вполне устраивает?
— Да.
— А по дому,выполняешь какие – нибудь обязанности (носишь воду, прибираешься)?
— Да.Разгребаю снег около дома.
— Артём, тыговоришь, что любишь гулять один. А до скольки родители тебя отпускают гулять?
— Пока нестемнеет на улице.
— А летом,например, темнеет очень поздно. Разрешают гулять так долго?
Да.
— А дома ещёкто – то кроме родителей и тебя, проживает?
— Да насмного: бабушка, 2 брата и сестра.
— А тебе гдебольше нравиться находиться: дома или в школе?
— Наверно, вшколе.
— А в школенравится учиться?
— Да.
— А что –нибудь пожелать школе хотел бы?
— Нет, менявсё устраивает.
Молодец,спасибо за беседу.
Вывод: содноклассниками у Артёма складываются хорошие отношения, в данном классе онпринят. Воспитание у мальчика распущенное, т.к. гулять ему разрешают долго, а вего возрасте, ему бы следовало находиться под контролем родителей. Домашняяатмосфера на него влияет отрицательно, т.к. больше времени Артём любитпроводить в школе, после окончания уроков, по его словам, домой идти он не торопится.
Беседа №2
Объектбеседы: Владимир К., 8 класс; с. Городищна
Цель беседы:выявление взаимоотношений в семье, и в школе.
Здравствуй,Володя. Меня зовут Марина Юрьевна. Сегодня я с тобой немного побеседую. Всё,что здесь будет сказано, эта информация не выйдет из стен этого кабинета,поэтому попрошу отвечать честно. Договорились?
— Вова,скажи, пожалуйста, какие отношения у тебя складываются с одноклассниками(дружеские, нейтральные, или ты вообще ни с кем не общаешься)?
— Содноклассниками складываются хорошие и дружеские отношения.
— Скажи,пожалуйста, как к тебе относятся одноклассники (хорошо, с пониманием, как и костальным или обижают тебя)?
— Одноклассники относятся ко мне хорошо, с пониманием.
— А какоеположение ты занимаешь среди одноклассников (лидирующее, нейтральное, или тычувствуешь себя униженным)?
— Считаю, чтозанимаю нейтральное положение.
— Вова,скажи, пожалуйста, ты больше времени любишь проводить в кругу одноклассников,или один. Почему?
— Большевремени люблю проводить один, но иногда и с одноклассниками.
— Вова,скажи, пожалуйста, ты не комплексуешь по поводу того, что учишься вкоррекционной школе?
— По поводуэтого я не комплексую, для меня главное получить образование и работать попрофессии?
— А куда тысобираешься поступать?
— В Тарногу.
— А кембудешь по профессии?
— Механик.
— Чемпредпочитаешь занимать свой досуг?
— Люблюгулять.
— А какиеотношения у тебя складываются дома с родителями?
— Сродителями складываются хорошие отношения.
— А ктобольше следит за твоим воспитанием: мама или папа?
— Тётя,потому что маму лишили родительских прав
— Домашняяатмосфера, в которой ты живёшь, тебя вполне устраивает?
— Да.
— А по дому,выполняешь какие – нибудь обязанности (носишь воду, прибираешься)?
— Да.Разгребаю снег около дома, ношу воду, колю дрова.
— А доскольки ты гуляешь?
— Гуляюстрого до указанного времени.
— А тебе гдебольше нравиться находиться: дома или в школе?
— И дома и вшколе.
— А в школенравится учиться?
— Да.
— А что –нибудь пожелать школе хотел бы?
— Нет, менявсё устраивает.
Молодец,спасибо за беседу.
Вывод:главное, что мальчик определился с выбором профессии, и смело смотрит вбудущее, не боясь преград, которые встанут на его пути. Вова считает себявзрослым и самостоятельным, а именно эти качества и должны преобладать наданный момент.
Анкета длядевятиклассников
Уважаемый,выпускник!
Ты вступаешьв период жизни, когда необходимо выбирать свою будущую профессию. Волнуютсявсе: родители, учителя, и, конечно, ты. Тебе советуют, рекомендуют, но выбиратьтебе предстоит самостоятельно, т.к. это твоя жизнь.
Мы предлагаемтебе анкету, чтобы изучить затруднения, которые ты можешь испытывать при выборепрофессии, и оказать тебе помощь.
Укажифамилию, имя и возраст.
1.Какуюпрофессию (или профессии) ты для себя выбираешь? (перечислить не более 2)
2.Чтопривлекает тебя в выбранной профессии?
А) зарплата;
Б)возможность командовать другими;
В)возможность общения с людьми;
Г)возможность приносить людям пользу
3.Чем, потвоему мнению, ты можешь помочь обществу, выбирая данную профессию?
А)обслуживанием общества;
Б) сплочениемобщества;
В) ничем,профессия лично для меня
4.Какаятрудность, по твоему мнению, мешает тебе в выборе профессии?
А)замкнутость;
Б) трудностьв общении;
В)беспокойство по поводу своей болезни;
Г) трудностьотсутствует
5.Как тыготовишься к поступлению?
А)интересуюсь требованиями к выбранной профессии;
Б) знакомлюсьс учебными заведениями;
В)дополнительно занимаюсь с преподавателями;
Г) большеуделяю внимания тем предметам, которые необходимы для поступления
6.Какимпредметам, ты, больше уделяешь внимания?
7.Назовиучебное заведение, в котором ты собираешься продолжить обучение?
8.Почемуименно это учебное заведение ты выбрал(а)?
А)посоветовали родители;
Б) закомпанию с другом (подругой);
В) порекомендовалиучителя;
Г) это мойсобственный выбор
9.Какимикачествами, по твоему мнению, необходимо обладать выпускнику?
А)самостоятельность;
Б)коммуникабельность (общение);
В)креативность (творчество);
Г)целенаправленность
10.Готов (а)ли ты после окончания 9 класса поступать в другое учебное заведение?
А) да
Б) нет
Спасибо!
Срезультатами опроса мы тебя ознакомим в течение недели.
Автор –составитель:
КузнецоваМарина;
Корректор:
ОльгаНиколаевна Белозёрова
Анализрезультатов и выводы
Анкета попрофориентации проводилась на учениках 9 класса МОУ «Нюксенская СКОШ – интернатVIII вида». Всего в классе 9 человек: из них 6 мальчиков и 3 девочки. Все изребят собираются продолжать обучение, но для детей с ограниченнымивозможностями, это обучение даётся нелегко. С помощью анкеты мы определилитрудности в профопределении, возникающие у детей с ограниченными возможностями,обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе – интернат VIIIвида, и окажем непосредственную помощь.
Диаграмма №1.Какую профессию (или профессии) ты для себя выбираешь?
/>
В настоящеевремя, в МОУ «Нюксенской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе– интернат VIII вида» созданы условия для трудовой предпрофессиональнойподготовки учеников с умственной отсталостью. В школе имеются столярная ишвейная мастерские, где учащиеся получают первооснову своей будущей профессии.
Диаграмма №2.Что привлекает тебя в выбранной профессии?
/>
Из диаграммывидно, что большое количество процентов детей привлекает в выбранной профессии– это приносить людям пользу, и на втором месте – это возможность общения слюдьми. Для выбранных специальностей детей: столяр и швея, очень подходят этифункции. И не столь важными для детей является зарплата и командование другими.
Диаграмма №3.Чем, по твоему мнению, ты можешь помочь обществу, выбирая данную профессию?
/>
Исходя издиаграммы, можно предполагать следующее, что дети выбирают профессию с цельюобслуживания общества. Их выбранные профессии полностью соответствуют даннойфункции. Самое главное, что из детей никто не выбрал профессию лично для себя,это говорит о том, что дети проявляют заботу не только о себе, но и о других.
Диаграмма №4.Какая трудность, по твоему мнению, мешает тебе в выборе профессии?
/>
Из диаграммывидно, что у всех детей возникают трудности в выборе профессии. Самымиактуальными являются замкнутость и трудность в общении. И 22 процента детей,выбирая профессию, беспокоятся по поводу своей болезни. Для устранения данныхтрудностей важна работа социального педагога, чтобы при поступлении дети незадумывались о своих недостатках.
Диаграмма №5.Как ты готовишься к поступлению?
/>
Дети оченьответственно относятся к поступлению в новое учебное заведение. Для этого,большинство из них интересуются требованиями к выбранной профессии, а такжезнакомятся с учебным заведением. И лишь некоторые дети, которые чувствуют, чтоещё не готовы к поступлению, дополнительно занимаются с преподавателями иуделяют внимание тем предметам, которые необходимы для поступлении.
Диаграмма №6.Каким предметам, ты, больше уделяешь внимания?
/>
Дети особоевнимание обращают на те предметы, в зависимости от того, какая выбрана имипрофессия. Если детям импонируют эти предметы, значит они проявляют любовь иответственность к выбранной профессии. В будущем можно ожидать хорошие результаыработы детей.
Диаграмма №7.Назови учебное заведение, в котором ты собираешься продолжить обучение?
/>
В Тарногскомпрофессиональном училище № 49 в этом году набираются специальные группы длядетей, которые заканчивали специальную (коррекционную) образовательную школу –интернат VIII вида. Группы набираются по специальностям: столяр и швея. Дети изНюксенского района уже имеются в списке этих групп.
Диаграмма №8.Почему именно это учебное заведение ты выбрал(а)?
/>
Данныедиаграммы показывают, что при выборе Тарногского ПУ — 49 большое количестводетей прислушиваются к совету родителей. Значит дальнейшее образование являетсяважным не только для самих детей, но и их родителей. Также выбор — это закомпанию с друзьями – это, конечно, не осознанный выбор, но плюс в том, чторебята смогут быстро приспособиться к новым условиям. Некоторые учащиеся говорят,что это их собственный выбор, и лишь малая часть поступает в это учебноезаведение по рекомендации учителей.
Диаграмма №9.Какими качествами, по твоему мнению, необходимо обладать выпускнику?
/>
Исходя издиаграммы, можно сказать, что дети не осознают важности таких качеств, каккоммуникабельность, креативность и целенаправленность. Но самым главнымкачеством, по их мнению, которым должен обладать выпускник – это самостоятельность.Сразус поступления в школу, учителя стараются привить детям самостоятельность вовсём: в учёбе, в интернатных (домашних) условиях и на улице. В результате, удетей качество самостоятельности встаёт на первое место.
Диаграмма№10. Готов(а) ли ты после окончания 9 класса поступать в другое учебноезаведение?
/>
Порезультатам диаграммы, можно сказать, что большая часть учеников не готовыпосле окончания 9 класса поступать в другое учебное заведение. Причиной отказа могутвыступать новые условия и требования, соблюдаемые в учебном заведении.
Вывод: такимобразом, обработав данную анкету, можно сказать о том, что у детей плохоразвиты коммуникативные и креативные умения, а также большинство детей совсемне готовы поступать в новое учебное заведение,
этинедостатки, мешают детям в выборе профессии, и пока они будут не устранены, ребёнокбудет чувствовать себя несчастным и одиноким.
Рекомендации
1. Научитьребёнка решать свои проблемы самостоятельно, а также повысить уровень правовойкультуры и грамотности.
2. Развиватькоммуникативные и креативные способности детей.
3. Распределитьна детей обязанности по классу, по интернату, а также в проведении праздников,для того, чтобы у детей реализовывались качества самостоятельности иответственности.
4. Организоватьпроведение занятий по профориентации с выпускниками.
5. Максимальноподготовить выпускников к поступлению в учебное заведение.
6. Настроитьучащихся на положительную мотивацию при поступлении.
7. Проводитьпостоянный контроль адаптации выпускников.