Введение
Нашипредки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Неторопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которогостановился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей отнапастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт,мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основойсказкотерапии.
Термин«сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску,видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говорясегодня о применении сказок, в первую очередь, понимают под этим способыпередачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека,воспитательную систему, близкую природе человека
К сожалению, сегоднядети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько надиснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущениемродителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни оКрасной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читаютсказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаютсяцелыми предложениями на хорошем литературном языке. Оченьмногим детям родители не читают сказки.
Сказкотерапия, конечно,наиболее детский метод, потому что она обращена к чистому детскому началукаждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем еговнутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявлениятворческой силы и смекалки.
Актуальность даннойработы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболееэффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказкипредставляют собой одно из самых древних средств нравственного, этическоговоспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослогообщества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детейпредставляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороныобразовательных учреждений и родителей.
Объектом исследованиявыступает сказкотерапия как таковая.
В качестве предмета –сказкотерапия в контексте воспитания детей дошкольного и младшего школьноговозраста.
Целью данногоисследования является рассмотрение применения сказки в процессе воспитаниядетей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализпсихолого-педагогической и фольклорной литературы по проблеме.
2. Выявлениероли сказкотерапии в воспитательном процессе детей;
3. Составлениепрограммы тренинга для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованиемсказок.
Методыисследования.
Длярешения поставленных задач исследования был осуществлен теоретический анализспециальной литературы.
Гипотезаисследования формулируются следующим образом: Сказкотерапия является важнойсоставляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьноговозраста.
Теоритическуюбазу работы составляют исследования В. Я. Проппа, посвященные морфологиисказки; психологов Е.Т. Соколовой, И.С.Кона, К.Г. Юнга и других исследователей,а также идеи ученых-лингвистов и историков.
ГЛАВА 1. Сущностьсказкотерапии
1.1Сказочный текст и творческое воображение
Волшебнаясказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный наобразах.
Юнгпишет: «Образ есть психическое. Каждый психологический процесс есть образи „создание образов“… Поэтому эти образы столь же реальны, как и высами» [31, с.92]. образ характеризуется спонтанностью и первичностью, этоисходный факт, и поэтому в нем непосредственно проявляется сама душа. При рассмотрениивымыслов мы наблюдаем проявление нашей психической энергии и принимаем в нихучастие. Юнг отмечает, что эти образы составляют содержание нашей души, ипоэтому они единственные данные, получившие непосредственное представление. Всеостальное — мир, другие лица, наши тела — передается сознанию опосредованно ужес помощью образа, — поэтического, полученного по наследству фактора. Эти образыархетипической фантазии оказывают воздействие на все, что бы мы ни говорили омире, других лицах и телах. В наших восприятиях, чувствах, мыслях и поступкахнеизменно присутствуют боги, демоны и герои. Эти вымышленные личностиопределяют, как мы видим, чувствуем и поступаем; воображение структурирует всесуществование.
Какутверждал Юнг, «психическое каждый день создает реальность. Единственноеслово, которое я могу использовать для обозначения подобной деятельности, — этофантазия… Поэтому слово фантазия наиболее ясно выражает специфическуюдеятельность психического» [31, с.93].
Существуетмного теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображенияу детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо указать четыреосновные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью[5, с.8-19].
1. Всякоесоздание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительностии. содержащихся в прежнем опыте человека. Научный анализ самых отдаленных отдействительности и самых фантастических построений, например, мифов, сказок,легенд, снов и т. п., убеждает нас в том, что самые фантастические созданияпредставляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов, которыебыли почерпнуты, в конечном счете, из действительности и подверглись искажающейили перерабатывающей деятельности нашего воображения. Избушка на курьих ножкахсуществует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этотсказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинацияносит след сказочного, то есть не отвечающего действительности, построения.Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данныхдействительностью.
2. Воображениеявляется необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека,выполняет важную функцию в поведении и развитии человека, становится средствомрасширения опыта человека.
3. Эмоциональнаясвязь, которая проявляется двояко:
А.Всякая эмоция, всякое чувство стремится воплотиться в известные образы,соответствующие этому чувству. Эмоция обладает, таким образом, как быспособностью подбирать впечатления, мысли и образы, которые созвучны томунастроению, которое владеет нами в данную минуту. Образы фантазии служатвнутренним выражением для наших чувств. Горе и траур человек знаменует чернымцветом, восстание — красным, спокойствие -голубым. Образы фантазии и даютвнутренний язык для нашего чувства. Это чувство подбирает отдельные элементыдействительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутринашим настроением.
Б.«Все формы творческого воображения, — говорит Рибо, — заключают в себеаффективные элементы». Это значит, что всякое построение фантазии обратновлияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себедействительности, то все же вызываемое им чувство является действительным,реально переживаемым, захватывающим человека.
4.Построение фантазии может представлять собой нечто существенно новое, не бывшеев опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующемупредмету.
Воображениеявляется сложным по своему составу процессом, и в задачу работы не входит егопсихологический анализ. Остановимся лишь коротко на некоторых моментах,входящих в состав этого процесса [5, с. 20-25]. В самом начале процесса всегдастоят внешние и внутренние восприятия. То, что ребенок видит и слышит, являетсяпервыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал,из которого впоследствии будет строится его фантазия. Далее следует сложныйпроцесс переработки этого материала. Данные в действительности впечатлениявидоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. Страстьдетей к преувеличению имеет очень глубокие внутренние основания. Эти основаниязаключаются большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннеечувство на внешние впечатления. Дети преувеличивают потому, что хотят видетьвещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует их потребности, ихвнутреннему состоянию. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлеваетсяв сказочных образах.
Полныйкруг деятельности творческого воображения завершается, когда воображениевоплощается, или кристаллизируется, во внешних образах. Протекание этихпроцессов зависит от нескольких факторов. Важнейшим фактором, как отмечает Л.С,Выготский является потребность человека в приспособлении человека к окружающейсреде: «В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которойвозникают потребности, стремления и желания» [5, с. 24].
Такимобразом, деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей иинтересов, в которых эти потребности выражаются. Зависит оно также и оттрадиций, то есть от тех образцов творчества, которые влияют на человека, отокружающей среды. Исследования последних лет отмечают наличие у воображениядвух аспектов: компенсаторного и творческого. Ребенок дает волю фантазии, чтобыуйти от неприятной ситуации или утолить нереализованное желание. С другойстороны, воображение дает простор творческим способностям ребенка. Воображениеявляется для ребенка как источником веселья, так и отражением его внутреннейжизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и нерешенных проблем. Крометого, детские фантазии — это один из способов научиться как вести себя вреальном мире, происходящий в процессе проигрывания ролей.
Еслирассмотреть классические сказки с точки зрения их терапевтического воздействия,то заметим в них ряд общих черт:
1) Онивоплощают в метафорической форме конфликт главного героя.
2) Воплощаютподсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющихвозможности и способности главного героя), а также в образах разбойников иразного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).
4) Создаютв образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.
5) Представляютметафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда геройпреодолевает все препятствия и побеждает.
6) Даютгерою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.
7) Завершаютсяторжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.
Морфологическиволшебной сказкой может быть названо всякое развитие от вредительства илинедостачи через промежуточные функции к свадьбе или другим функциям,использованным в качестве развязки [22].
Дляизучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопрос ктоделает и как делает, — это вопросы уже только привходящего изучения [22, с. 24].Функции действующих лиц представляют собой основные части сказки. Под функциейпонимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения егозначимости для хода действия.
1.2Метафора как основное средство сказкотерапии
Воснове сказки всегда лежит метафора. Метафора — это вид символического языка,который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачиинформации.
Всовременной лингвистико-философской литературе термин «метафора»употребляется в трех значениях: во-первых, метафора — слово с переноснымсмыслом; во-вторых, метафора — это один из тропов наряду с метонимией,синекдохой, оксюмороном и другими; и, наконец, метафора -это любое языковоевыражение (слово, словосочетание, предложение, некоторый текст) с переноснымсмыслом, в этом случае метафорой можно назвать пословицу, сказку, идиому,притчу, целый роман [1, с. 73-85].
Влитературных аллегориях, поэтических образах, произведениях сказочниковиспользуется метафора, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого,как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействияметафоры чувствуют все родители, дедушки и бабушки. Увидев погрустневшим личикоребенка, они спешат утешить его, рассказав какую-нибудь историю, с которойребенок может интуитивно соотнести и себя.
Рассмотримряд теорий, охватывающих философские, психологические и физиологические взглядына природу метафоры [1; 7; 16; 28; 29].
Главныминструментом обучения для восточных философов разных направлений была метафора.Они отдавали предпочтение этому методу косвенного воздействия, потому чтопонимали, что ученики воспринимают процесс обучения как нечто подчиненноезаконам логики и разума. Именно это обстоятельство может помешать успешномуобучению.
«Просветление»заключается в нас самих, считают восточные мудрецы. Не надо мучатся в поискахзначения, надо лишь разобрать наносы, отделяющие просветление от его восприятиячеловеком, и лучший для этого способ — метафора. Понятие «просветление»относится к миру взрослого человека и основано на его опыте. Познание ребенкоммира и есть просветление в чистом и непосредственном виде. Потому что детиживут данным мгновением, погружены в него и воспринимают происходящее вокругвсем своим чувственным миром.
Воснове теории К. Г. Юнга лежит символ. Он, как и метафора, передает нечтобольшее, чем представляется на первый взгляд. Юнг считал, что вся картинанашего психического мира опосредована символами. С их помощью наше«Я» проявляет все свои грани, от самых низменных до высочайших.Юнговское определение символического удивительным образом совпадает ссуществующими определениями метафор.
Основнойролью символа, по мнению Юнга, является выражение архетипа. Архетипы — этоврожденные элементы человеческой психики, отражающие общие модели чувственногоопыта, выработанные в ходе развития человеческого сознания. Иначе говоря,архетипы — это метафорические прототипы, представляющие многочисленные этапыэволюции человечества. Для Юнга архетипы — «живые психические силы»,не менее реальные, чем наши тела.
Существуетмного способов выразить или воссоздать архетип, наиболее распространенные изних — сны, мифы и сказки. В этих особых областях деятельности сознаниянеуловимый архетип обретает осязаемую форму и воплощен в действии. Сознательныйум внимает некой истории с определенной последовательностью событий, смыслкоторой усваивается полностью только на подсознательном уровне. Архетипоблекается в метафорические одежды (Юнг использует здесь термин иносказания),которые помогают ему выйти за пределы понимания обычного бодрствующегосознания.
Силавоздействия символов заключается в их «нуминозности» (numinositi,от латинского numen — божественная воля),ибо они вызывают в человеке эмоциональный отклик, чувство благоговейноготрепета и вдохновения. Для Юнга символы являются той животворной силой, котораяпитает психику и служит средством отражения и преобразования жизни.
Впредпринятом обзоре трудов известных психологов и психотерапевтов достойноеместо нашли работы Шелдона Коппа. В своей книге «Гуру: метафоры отпсихотерапевта», написанной в 1971 году, Копп рассказывает о спасительнойроли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он заново открылвоспитательную силу преданий и поэзии.
Исследуяфеномен метафоры, Копп различает три вида познания: рациональное, эмпирическоеи метафорическое. Он полагает, что последний вид расширяет возможности двухпредыдущих и даже вытесняет их.
Метафорическоепознание не зависит напрямую от логических рассуждений и не нуждается впроверке точности нашего восприятия. Понимать мир метафорически значитулавливать на интуитивном уровне ситуации, в которых опыт приобретаетсимволическое измерение, и нам открывается множество сосуществующих значений,придающих друг другу дополнительные смысловые оттенки.
ИдеиКоппа развивает психолог и историк Джулиан Джейнс, утверждая, что субъективныйсознательный разум как раз представляет собой процесс построения метафор:«Разум является тем словарем или областью лексики, понятия которых сутьметафоры или аналоги существующего в физическом мире поведения. В формулировкеДжейнса метафора — это первичный опыт, служащий двоякой цели: (1) для описанияпереживаний, которые впоследствии (2) могут заложить в сознание новые модели,расширяющие границы субъективного опыта. Другими словами, когда мы пытаемсяописать какое-либо конкретное событие, то есть воспроизвести его объективно, впроцессе нашего рассказа возникают новые аналогии, которые уже сами по себерасширяют первоначальный опыт.
Еслисогласится с этой мыслью, тогда метафора может оказаться чрезвычайно полезныминструментом общения именно в тех случаях терапии, обучения и консультирования,когда необходим поиск нового понимания проблемы самим клиентом.
Впериод сотрудничества Эриксона и Э.Росси родилась теория, основанная напозднейших исследованиях неврологов в области функционирования полушарийголовного мозга.
Этатеория открывает важную зависимость между метафорой, симптоматикой итерапевтическим воздействием. Исследованиями установлено, что обработкасообщений метафорического типа происходит в правом полушарии. Оно же, в большеймере, чем левое, отвечает за эмоциональную и образную стороны мышления.Считается, что психосоматическая симптоматика также зарождается в правомполушарии. Эриксон и Росси предположили, что поскольку симптомы являютсясообщениями на языке правого полушария, то исследование метафор позволитнапрямую общаться с правым полушарием на его собственном языке. Отсюдастановится понятным, почему метафорический подход к терапии дает результатгораздо быстрее, чем психоаналитический метод.
»Общениена двух уровнях", — как сформулировал метод Эриксона Росси, представляетсобой одновременную работу и с сознанием, и с подсознанием. В то время каксознание получает свое сообщение (в виде понятий, идей, рассказов и образов),подсознание занято своим делом: разгадкой подтекстов и скрытого смысла.Сознание вслушивается в буквальный смысл рассказываемой истории, в то время кактщательно продуманные и искусно вплетенные в ткань повествования внушениявызывают в подсознании необходимые ассоциации и смешение смыслов, которые,накапливаясь, в конечном итоге переливаются в сознание.
Заклинической работой Эриксона наблюдали ученики-лингвисты, Бендлер и Гриндер, ина основе этих наблюдений выстроили свое лингвистически-ориентированноепредставление о механизме воздействия метафоры. Метафора, согласно их теории,действует по принципу триады, проходя через три стадии значения. Метафорапредставляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную всловах рассказа. Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную сней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем. Это, всвою очередь, приводит в действие возвращенную структуру значения,непосредственно относящуюся к слушателю.
Приближениек третьей ступени означает, что начался трансдеривативныи поиск, с помощьюкоторого слушатель соотносит метафору с собой. Сама сюжетная линия служит лишьмостиком между слушателем и скрытым в рассказе посылом, сообщением, котороеникогда не достигнет адресата без его невидимого глазу работы по установлениюнеобходимой личностной связи с метафорой. Как только связь установлена,начинается взаимодействие между рассказчиком и пробужденным к жизни внутренниммиром слушателя.
Когда какая-либо из историй предъявляетсяслушателю с намерением дать совет или проинструктировать его о чем бы то нибыло, то она становится для этого человека метафорой.
В общем смысле метафору можноопределить как средство сообщения, в котором одна область вещей выражаетсячерез термины, принадлежащие к другой области вещей, и все вместе проливаетновый свет на характер того, что описывалось ранее. Таким образом, метафорапредставляет собой новеллистический способ репрезентации чего-либо.
Если главной целью литературнойметафоры является описательность, то терапевтическая метафора ставит своейзадачей изменение, новое толкование, создание иной школы ценностей. Чтобыполучить такой результат, терапевтическая метафора должна обладать образностьюлитературной метафоры и быть ситуационно близкой личному опыту человека.Содержание рассказа (характеры, события, обстановка) должно быть созвучнопривычному мироощущению слушателя и изложено понятным языком.
Сказки являются прекрасным примеромиспользования метафоры, как литературного, так и терапевтического приема.Написанные или рассказанные красочным, образным языком, они заключают в себеглубокий психологический смысл.1.3 Роль сказки в воспитании детей
Многолетняяпривычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это — главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком.Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов,и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективногобессознательного.
Такимобразом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого,- мост междусознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», своюсознательную часть в гармонии с бессознательным.
Дети сталкиваются с какими-нибудьпроблемами, приходят к взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаютвзрослые, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что родители импомочь не могут. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев илирадость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийтисказкотерапия. Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либопроблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадаетребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могутбыть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Во-первых, ребенок понимает, чтовзрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
Во-вторых, он усваивает следующийподход к жизни: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты ихобязательно найдешь и победишь трудности», т.е. мы проживаем нашу жизньтак, как мы ее для себя строим.
В-третьих, истории показывают, чтовыход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
В сказочных историях можно выделитьследующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением(со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности.Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной«малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самымразличным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификойвозраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, бытьсамостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой.Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельнуюличность.
В результате сказкотерапии, ребенокчувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Работа со сказкой строится следующимобразом:
1) чтение или рассказ самой сказки;ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он можетвысказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должноподвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого дляребенка отрывка;
3) драматизация, т.е. проигрываниесказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую»роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемныемоменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т.к. важнычувства ребенка.
Занятиедлится около часа. Хаотические, не поддающиеся рациональному выражению чувства,сказка преобразует с тройные метафоры. Например, чувства маленького мальчика ксвоему отцу. Это любовь, когда отец с ним ласков; ненависть, когда отец на негосердится; ревность, когда мама обнимает отца. Так кто же его отец? Добрый исправедливый властелин? Или злодей? Или похититель матери? В сказке естькороль-отец, чтобы его любить, и Кащей Бессмертный, чтобы его бояться, и этоподсказка ребенку: отец может быть добрым королем, и тогда его можно любить, а можетбыть Кащеем, похитившим мать, и тогда его можно бояться и ненавидеть.
Осознаниесвоих негативных чувств — первый шаг к управлению ими. Второй шаг — проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя илив сказочного злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра взлодея, то есть возможность быть плохим «понарошку», а потом сновастать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку илипоступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохимнавсегда.
Какотмечает Желби Б. [33, с. 10-21], ребенок, слушая, повторяя или выдумываярассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природнойагрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но это страх,замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенокзащищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные ибудоражащие воображение ситуации — признак хорошего психологического здоровья.Настораживать должны лишь излишества. Или, напротив, постоянный отказ слушатьрассказы, содержащие элементы тревоги и беспокойства, может быть признакомнарушений. Уход от сложных ситуаций в жизни — это всегда признак неуверенностии страха, и если страх не является следствием реальной угрозы, то здесь можноговорить об определенном нарушении в душевном состоянии ребенка.
Назанятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психологи и педагоги,работая с конкретными проблемами, находят их первопричину и помогают пациентудостичь внутренней гармонии. Потому что и в сказке, и в жизни гармоничнаяличность выступает как созидатель, а дисгармоничная — как разрушитель. Любаясказка — это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом.
Сейчасмного пишут о полоролевой идентификации. Как ребенку разобраться как долженвести себя мужчина, а как женщина, если часто мамин стиль поведения — маскулинный, а папин — феминный? И в этом вопросе ребенку способна помочьсказка. Ведь в сказках представлены традиционные типы поведения: героев-мужчин всегдамаскулинный, а женщин — феминный.
Иеще одна важная роль сказки: слушая ее, ребенок идентифицируется с главнымгероем, и то, что герой сказки — младший ребенок, способствует этойидентификации. Действие сказки начинается с того, что герой оказывается вопасном положении и никого родных нет рядом. И герой всегда побеждает, потомучто он не бежит от опасности, максимально включается в ситуацию и действуетадекватно ей. Проживание опасной ситуации в своем воображении уменьшает страхиребенка, повышает его уверенность в себе и помогает ему в жизни действовать,сосредотачиваясь на ситуации, а не на своих отрицательных эмоциях.
Частопричина тяжелых переживаний ребенка — это проблемы, связанные с еговзрослением, рождение второго ребенка, конфликты в семье и многое другое. Поройкажется, что это — конец, но герой сказки проходит через смерть и возрождается«краше прежнего». Смерть героя сказки – это символ «кризисароста», а счастливый конец сказки символизирует победу в этих психологическихсражениях и возможность взрослеть.
Такимобразом, сила психотерапевтического и воспитательного воздействия сказкиочевидна.
Сказкаблизка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятиемира. Ему еще не понятная логика взрослых рассуждений. А сказка и не учитнапрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается,определяя свои симпатии.
Всказке всегда есть четкая граница: это — Добро, а это — Зло, этот персонаж — плохой, а этот — хороший. И малыш узнает, что Кащей обязательно будет побеждени добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучныйконец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказкипозволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное,пережить эмоциональную встряску.
Воображение,как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка.Это — источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования,а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как отсамостоятельной душевной деятельности.
Подавляющеебольшинство фантастических и сказочных историй, сочиненных ребенком, имеюткомпенсаторную природу. Чтобы поддержать душевное равновесие, онисоответственно усиливают другую сторону. Фрейд считал, что воображение являетсясредством удовлетворения невыполнимого в реальности желания, то естьпорождается депривацией. Беттельхейм дополняет идею Фрейда, замечая, чтовоображение крайне необходимо для правильного развития ребенка: если учесть егобессилие и зависимость в мире взрослых, воображение спасает ребенка отбеспомощного отчаяния и дарит ему надежду. Из психоанализа вышла теория А.Адлера, согласно которой чувство слабости и несамостоятельности, болезненноощущаемое ребенком, заглушается и устраняется функцией власти и господства.Часто в своих фантазиях (сказках, играх) дети бессознательно мстят, протестуютпротив реального чувства несостоятельности. Дети преувеличивают, потому чтохотят видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует ихпотребности, их внутреннему состоянию.
Длябольшинства детей метафора — это такая знакомая реальность, ведь наше детствосоткано из сказок, мультфильмов, сказочных киногероев, именно они оказываютнаибольшее воздействие на душу ребенка.
Непосредственностьреакций лучше всего удается детям. Не мудрствуя над рассказанной историей, онипросто ныряют в нее со всей безбрежностью своего воображения. Приведенное вдействие, оно и является основным преобразующим и лечебным фактором:«Метафора разжигает воображение ребенка, превращая его в источник силы исамопознания» [16, с. 12].
Длятого чтобы " включить" воображение, нужно создать проблемную ситуациюс большой степенью неопределенности, когда исходные данные с трудом поддаютсяточному анализу.
Вотличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, нисвоими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. [18, с.16-19].
Сособым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тягадетей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям.Ребенок стихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования,что помогает легче различить, что «по правде», а что«понарошку», легче установить границу между выдумкой идействительностью. Слушая небылицы, переживая их, ребенок в то же времяпостепенно воспитывает в себе критика.
Воображение- это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощьюкоторого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормальноразвивающегося ребенка воображение является генетической, биологическойфункцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии.Нормальному ребенку свойственны два вида игры воображения: подражание, когдаребенок воспроизводит действия избранного им персонажа, и игры«понарошку», то есть воображаемая или символическая игра, когда некийпредмет превращается в нечто далекое от его первоначального назначения. Иначеговоря, предмет с весьма ограниченным реальным содержанием слулшт трамплиномдля безграничного полета детской фантазии и образного мышления. Этот вид«детской метафоры» вносит свою лепту в непрерывный процесс познаниямира ребенком. Все, что ребенок узнает, тут же ложится в основу его игр илирассказов, которые в свою очередь, помогают усвоить вновь узнанное.
Сказочныефантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь;одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизньфантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным иблагодаря этому доступным для воздействия.
Психологи,педагоги, психотерапевты все больше используют рассказ -сказку, притчу, миф — всвоей работе. Именно контекст профессионального использования метода придаетему окончательный смысл и определяет результат. В одном случае мы имеем дело сдействительно мощным воздействием, в другом — просто одной из многих техник, ав третьем терапевтическая метафора и сказка останутся симпатичными украшениями,что также неплохо и немало.
Отличительнойчертой здесь является методологическая простота использования сказки вповседневной педагогической практике при глубоком теоретическом обосновании.Эта простота приносит отличные результаты, помогая ребенку в сложном процессесоциализации.
Немудрствуя над рассказанной историей, дети просто ныряют в нее. Приведенное вдействие воображение и является основным преобразующим фактором. [31].
ГЛАВА2. Методы и формы сказкотерапии в воспитании2.1 Преимущества сказкотерапии ввоспитании
3.Н.Новлянскаяприводит следующий пример для иллюстрации действия приема, названного«воображение против воображения» [18, с. 16].
Мамачетырехлетней девочки рассказывает: «Представляете выдумала какой-точерный цветок, который прилетит в темноте нас душить. Комнату на ночьпроветривать не дает — боится открытой форточки. Я ей объясняю, что все этоглупости, что цветы не могут летать и душить не могут. Слушает, молчит, ночувствую — не верит. Сама не спит и нам не дает...». Маме дали простой и,как ей показалось сначала, странный совет. Ей сказали: «Не спорьте сдочкой. Согласитесь с ней, допустите, что Черный Цветок летает. И расскажите, кпримеру, о том, что Колючий Кактус на вашем окне хороший сторож. И он никакойвредный цветок в дом не пустит: он ведь любит девочку». Мама, хотя и неочень верила, что получит желаемый результат, послушалась и рассказала вечеромдевочку сказку о добром Кактусе. Ночные страхи закончились. Ребенок сразупочувствовал себя в безопасности и успокоился.
Этоприем — «воображение против воображения» — действует в дошкольномвозрасте безотказно. В основе такого безотказного действия лежат несколькоусловий:
· обостреннаяэмоциональность детского восприятия окружающего;
· особаявнутренняя «логика» детского воображения, отличающаяся от обычногохода «взрослого» рассуждения"
· вера,которую рождают в ребенке образы фантазии.
Этоговсего не учитывала мама, когда пыталась дать рациональное объяснение.Во-первых, оно никак не затрагивало эмоциональной сферы, в то время как образ,созданный воображением, был эмоционален. Во-вторых, мамино рассуждениеразвивалось в системе другой логики, в системе, где «цветы всемогут». В третьих, девочка уже поверила своему воображению, а то, во чтоверит человек, не так просто разрушить. Вот эту веру мама и не приняла всерьез,как обычно делают большинство взрослых, которые уже не понимают, как можноверить «глупым сказкам».
Спомощью волшебной сказки возможно проникнуть во внутренний мир ребёнка, выявитьчерты развивающегося характера, особенности его натуры, а потом скорректироватьнежелательные качества развивающейся личности. Например:
1.Рассказываемребенку сказку и отслеживаем его реакции. Для этого необходимо погрузитьребенка в сказку, ввести в состояние, подобное легкому трансу. Это достигаетсямногочисленными повторами, распевами и ровностью голоса, использованиемкрасочных речевых оборотов, затейливых присказок и концовок.
«Внекотором царстве, в некотором государстве...» — как прост и в тоже времязагадочен язык сказки. И ребенок погружается в царство сказки, в мир фантазии.И проживает целую жизнь с сильным и смелым Иваном-Царевичем, спасая прекраснуюцаревну.
Воспитательдолжен наблюдать, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, длятого, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка,движения, мимику. Кроме комментариев ребенка необходимо истолковыватьневербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места.
Необходимообращать внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которыевызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на егокомментарии по ходу рассказа. Следует отметить, с кем из героев сказки себяидентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, тоесть проявляемым эмоциям.
Этотметод можно применять для детей младшего и дошкольного возраста. Устныерассказы для детей — не новая и не единственная форма детской терапии, ноособое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительныерезультаты. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир,создать который помогает расказчик своей историей, представляющей сложноесплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий.В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий егонеповторимые ассоциации и переживания.
2.Просимребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. Вданном случае мы исходили из положения, что сказки, прочно закрепившиеся в душеребенка, являются плодами родительских предписаний и лежат в основе жизненныхсценариев [3].
Любимаясказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и,выявив, с кем из героев — Героем или Неудачником -идентифицирует себя ребенок,можно определить его «программу» на всю взрослую жизнь.
Мысльо том, что человеческая жизнь порой следует образцам, которые мы находим вмифах, легендах и волшебных сказках, основана на идеях Юнга и Фрейда.Трансакционные аналитики (Берн Э. и др.) не проповедают мысль о том, чточеловеческие жизненные планы конструицируются наподобие мифов или волшебныхсказок. Они видят, что чаще всего детские решения, а не сознательноепланирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека. Чтобы люди ни думалиили ни говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-томощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не всоответствии с тем, что пишется в их автобиографиях или трудовых книжках. Этипротиворечия существуют с самого возникновения человеческого рода.
Возрастот шести до десяти лет в психоанализе называется латентным периодом. В этовремя ребенок старается увидеть, скорее узнать, как можно больше обо всем вмире, в эту пору у него имеется лишь смутное представление о своих целях вжизни.
Большинстводетей начинает свою сознательную жизнь с желанием жить вечно и всегда любитьсвоих близких. Но многие обстоятельства жизни через пять — шесть лет могутзаставить ребенка взглянуть на эти проблемы иначе. И он может решить (чтопонятно из ограниченности его опыта) умереть молодым или никогда больше никогоне любить. С помощью родителей и всей окружающей его среды он узнает, что жизньи любовь со всеми их опасностями все же достойны внимания. Постепенно онузнает, что жизнь и любовь со всеми их опасностями все же достойны внимания.
Постепенноон узнает мир и, оглядываясь вокруг, мысленно спрашивает себя: «Что можетпроизойти со мной в этом громадном мире?» он находится в постоянном поискесюжета, а также героя, который указал бы ему надлежащую дорогу.
Сюжетыи герои живут в сказках и историях, содержащихся в книгах, которые он читалсам, которые читали или рассказывали ему люди, пользующиеся доверием — мама,папа, бабушка, воспитатель.
Процессрассказывания сказки сам по себе более реален и более захватывающий, чем ужерассказанная сказка. Что происходит между ребенком и матерью после сказанных еюслов: «А когда почистишь зубы, я расскажу тебе сказку» — моментом,когда, закончив сказку и улыбнувшись со словами: «Ну, вот и все...»,она плотно подтыкает под него одеяло? Каков его последний вопрос и как онаподоткнет одеяло после каждой рассказанной сказки? В эти моменты жизненный опытобретает плоть, тогда как рассказанная сказка или прочитанная история дает ему«скелет». В него входят как части «скелета»:
1) герой,на которого ребенок хочет быть похожим;
2) злодей,который может стать примером, если ребенок подыщет ему соответствующееоправдание;
3) типчеловека, воплощающий в себя образец, которому он хочет следовать;
4) сюжет- модель событий, дающая возможность переключения с одной фигуры на другую;
5) переченьперсонажей, мотивирующих переключение;
6) наборэтических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться,когда чувствовать себя виноватым, ощущать свою правоту или торжествовать [3, с.243].
Еслипомогут внешние обстоятельства, то жизненный путь человека можетсоответствовать плану жизни, сложившемуся на этой основе.
Кромеописанных способов, в воспитании детей возможно использовать и другие формысказкотерапии.
Например,сочинение ребёнком собственной сказки. Цель – развитие творческого воображения,речи, а также диагностика зарождающихся нравственных отклонений. Ребёнка можнопопросить рассказать маме (воспитателю) сказку, скажем, про его любимогоплюшевого мишку. Ребёнок в таком случае будет ассоциировать себя с главнымгероем, и по его поступкам и его роли в сказке воспитатель может судить оличностных качествах ребёнка.
Длядетей 8-10 лет можно предложить сочинение сказки-кальки. Суть сказки-калькисостоит в осовременнивании сюжета или героев известной сказки. Например,«Приключения Красной Шапочки в мегаполисе», можно также предложить придуматьсовременное продолжение сказки.
Крометрадиционных методов работы со сказкой, таких как чтение, прослушивание, пересказ,сочинение, можно использовать просмотр экранизации сказки с последующимобсуждением, ролевую игру (в т.ч. постановку детского спектакля), рисование помотивам сказок, игры в группах с использованием фольклорного материала и т.д.
Большимсобытием в жизни маленького человека может стать первое знакомство с театром.Посещение ТЮЗа, в т.ч. и кукольных спектаклей может стать той формойсказкотерапии, которая окажется для конкретного ребёнка наиболее эффективной.
2.2Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного и младшегошкольного возраста. (Программатренинга)
Данныйтренинг рассчитан на детей от 6 до 10 лет. Тренинг проводится в группе из 10-20детей примерно одного возраста, желательно, чтобы это был коллектив (школьныйкласс или детсадовская группа).
Цельтренинга заключается в развитии творческих способностей, фантазии детей, реконструкцииполноценных контактов детей друг с другом, развитию способностик нравственной критике, посредством сказкотерапии.
Тренингпроводится в просторном помещении с наличием свободных зон для физических игр.Все дети должны быть обеспечены карандашами и бумагой. Время, затраченное напроведение одного занятия, не должно превышать 45 минут. Если же времяпревышает этот лимит, рекомендуется делать паузы с разминкой.
Здание№1.Упражнение на сплочение группы.
Какправило, упражнения на сплочение аудитории направлены на двигательнуюактивность. Выполняя такие упражнения, дети активизируются, появляется общеенастроение, положительные эмоции, готовность к последующим совместнымдействиям.
Вкачестве такого упражнения можно использовать такую игру: Дети становятся вширокий круг, затем воспитатель раздаёт всем карточки, на которых написаныимена героев известных сказок, одно имя он оставляет для себя. Каждый участниктренинга должен назваться своим сказочным именем. Ведущий берёт мяч и кидает вкруг, называя имя героя сказки. Поймать или подобрать его должен тот, ктоназвался этим именем. Тот, кто пропустит мяч, и его подберёт другой участник,становится ведущим.
Задание№2. Упражнение с использованием детского фольклора.
Вседети делятся на две команды. Команды выбирают себе название. Затем воспитательпредлагает им конкурс считалок. Очко получает та команда, которая знаетсчиталок больше. Можно также предложить детям традиционный конкурс сотгадыванием загадок.
Задание№3. Угадай сказку.
Дляэтого упражнения понадобятся карандаши, бумага и ножницы. Вначале командамраздаются наборы карточек с условным изображением сказки. Участники должныугадать, что это за сказка и расположить карточки в правильном порядке всоответствии с сюжетом сказки. Например, «Сказку о Царе Салтане…» А.С. Пушкинаможно нарисовать следующим образом: 1карточка: Изображается окно и ухо; 2- дваобручальных кольца и корона; 3- зверушка в пелёнках; 4-бочка; 5- остров; 6-лебедь и т.д. Команда, которая первая угадает свою сказку получает очко.
Затемкаждой команде предлагается нарисовать по одной сказке на карточках, а потомпоменяться карточками и попробовать эти сказки угадать.
Этоупражнение стимулирует обращение к сказкам, к оригиналу. Оно развиваеткритический взгляд на композицию произведения, позволяет вспомнить и по новомувзглянуть на ранее прочитанные сказки, развивает творческие способности, атакже способствует нормальному психологическому климату в коллективе, учитребят совместной деятельности.
Задание№4.Обсуждение в группе.
Детямчитают заранее подобранную сказку, затем воспитатель задаёт вопросы. Детипредупреждаются о том, что самая активная команда будет поощрятьсядополнительным очком. Примерные вопросы:
· Очём эта сказка?
· Ктов ней поступает правильно, а кто нет и почему?
· Ктоиз героев сказки вам понравился, а кто нет и почему?
· Какбы вы поступили на месте героя?
· Какойурок можно извлечь из этой истории? и т.п.
Поощряются дискуссии вовремя обсуждения.
Это упражнение являетсяключевым, наиболее важным в программе тренинга. Следует помнить, что ответыдетей в группе могут существенно отличаться от их реального мнения. В такомслучае данный коллектив подавляет личность ребёнка. Следует обращать вниманиена реакцию детей на ответы и по возможности пресекать насмешки и т.п. Главноеправило в группе – неправильных ответов нет. Сказки следует подбирать с ярковыраженной моральной составляющей. Например, сказка «Роза и ромашка»:
В маленьком городе без названия былкрошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы рослабедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшиелепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразныхполевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головкебыла большая мечта — стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищениемсмотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок,когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадалана бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо,- думала ромашка.-Оказаться бы мне на ее месте»,- не переставал мечтать маленький желтенькийцветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.
Но вот однажды шел по дорожкеребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивыйцветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента онасчитала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла,что все цветы хороши по-своему.
Вопросы для обсуждения: почемуРомашка с восхищением смотрела на розу? Что значит «все цветы хорошипо-своему»? Можно ли эту фразу сказать про людей? Что могут дать такиеистории детям?
Это упражнениепроводится каждый раз по одной и той же схеме, но с разными сказками. Этоспособствует постепенному развитию критического ума, толерантности, внимания кмнению окружающих, а также призвано развивать нравственные чувства детей.
Задание № 5. Упражнениерефлексии.
Рефлексия– это осмысление происходящих действий, фиксирование изменений состоянийличности. В конце каждого занятия как вариант подведения итогов предлагаетсяпроводить беседу с детьми. Уже не дети, а воспитатель должен раскрыть смыслпрочитанной сказки, подводя итог всему сказанному детьми. Эта беседа не должнаносить откровенно назидательный характер. Она должна закрепить в памятиправильные формулировки, которые уже были озвучены детьми.
Подсчитываютсяочки, команда победителей получает сладкие призы. Проигравшая команда получаетутешительные призы.
Такиезанятия можно проводить в группе еженедельно, используя разные сказки иварьируя разные формы работы со сказкой. После двух-трёх таких занятийрекомендуется сводить группу в ТЮЗ на детский спектакль, а затем выбрать вместес детьми сказку для постановки собственного спектакля, на который можнопригласить родителей, бабушек и дедушек.
Заключение
Анализпсихолого-педагогической литературы показал, что сказкотерапия является важнойсоставляющей воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьноговозраста.
Основной вывод даннойработы состоит в том, что применение сказки в процессе воспитания детейдошкольного и младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо всилу эффективности этого средства воспитания.
Знакомствос культурой нации посредством фольклора, сказки, несомненно оказываетвоспитательный эффект. Сочинение собственных сказок развивает творческоевоображение.
Сказочныефантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь;одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизньребенка, с учетом которой его сознательное поведение становится более понятными благодаря этому доступным для воздействия.
Разнообразиеформ работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказкисоздают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий вобразовательных учреждениях с использованием методов сказкотерапии.
Порезультатам проведённого исследования литературных источников, созданапрограмма тренинга, которая позволит оптимально и творчески решатьпедагогические задачи, используя методы сказкотерапии.
Дальнейшаянаучно-практическая работа в направлении разработки эффективных методоввоспитания посредством сказкотерапии для различных возрастных периодовпредставляется особенно интересной.
Списоклитературы
1. АлексеевК.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии //Вопросыпсихологии. — 1996. -№2. — с 73-85.
2. БелкинА.И. Биологические и социальные факторы. Формулирующие половую идентификацию/Соотношение биологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму вг. Москве — сентябрь 1975 г.).-М., 1975, с 777-790.
3. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с нем. Подобщей редакцией д.ф.н. М.С. Мацковского. — СПб -М.: «Университетскаякнига» ACT. 1997 г.
4. БулашевичТ.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром//Журнал практического психолога. — 1997. -№6.-с 123-126.
5. ВыготскийЛ.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк.: книга дляучителя. — М.,: «Просвещение», 1991.
6. ГинзбургМ.Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками//Психологическая наука и образование. — 1997. — №1. — с 66-75.
7. ГордонД. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. — СПб.: «Белый кролик», 1995.
8. ГраникГ.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста//Вопросыпсихологии. — 1996. — №3. — с 43-52.
9. ЖольК.К. Мысль, слово, метафора. — Киев, 1994.
10. КарабановаО.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. — М.:«Российское педагогическое агентство», 1997.
12. КонИ.С. Введение в сексологию. — М.: «Медицина», 1988.
13. КонИ.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. -М: Олимп; ООО«Фирма „Издательство ACT“,1998.
14. КонИ.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей /Соотношениебиологического и социального в человеке (материалы к симпозиуму в г. Москве — сентябрь 1975 г.). — М., 1975, с 763-776.
15. КонИ.С. Психология половых различий //Вопросы психологии. -1981.-№2.-с 47-57.
16. Мелик-ПашаевА.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству //Вопросыпсихологии. — 1998. — №1. — с 76-82.
17. МилисДж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и „внутреннегоребенка“. — М.: „Киасс“, 1996.
18. НовиковЛ.А. Искусство слова. — М., 1991.
19. Новлянская3.Н. Почему дети фантазируют? — М: „Знание“, 1987.
20. ОсоринаМ.В. „Черная простыня летит по городу“, или зачем дети рассказываютстрашные истории //Журнал практического психолога. — 1997. — №6. -с 105-112.
21. ПоляковЛ. Женская эмансипация и теология пола в России XIXвека /Феминизм: Восток. Запад. Россия. — М.: Наука. Издательская фирма»Восточная литература", 1993. — с 157-175.
22. ПроппВ.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986.
23. ПроппВ.Я. Морфология сказки. 2-е из. — М., Наука, 1969.
24. Процессконструирования метафоры как объект психологического исследования//Психологический журнал. — 1997. — №6. — с 121-128.
25. Психологияи педагогика. Ученые записки ЛГУ, №224. Л.: Издательство ЛГУ, 1957.
26. РаттерМ. Помощь трудным детям. — М., 1987.
27. СапоговаЕ.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении //Вопросыпсихологии. — 1996. — №2. — с 5-13.
28. СоколоваЕ.Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980.
29. ТелияВ.Н. Метафора как модель смысло-производства и ее экспрессивно-оценочнаяфункция //Метафора в языке и тексте. — М., 1988. — с 26-51.
30. ТруновД.Г. Использование метафор в психотерапевтической работе //Журнал практическогопсихолога. — 1997. — №1. — с 14-21.
31. ХасанБ.И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола//Вопросы психологии. — 1997. — №3. — с 32-39.
32. ХиллманДж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. Ю. М. Донца. Под общ. ред. В. В.Зеленского. — СПБ.: БСК, 1997.
33. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер Пресс, 1997.
34. ШелбиБ. Открой своего ребенка с помощью тестов. — Тюмень,: «Скорпион»,1995.-с 10-21.
35. ЭриксонЭ. Идентичности: юность и кризис. — М. — 1996.
36. ЮнгК.Г. Архетип и символ. — М., 1990.
37. ЮнгК.Г. Божественный ребенок: аналитическая психология воспитания. — СПБ — М.:«Олимп», ООО «Издательство ACT-ЛТД»,1997.
38. ЮнгК. Г. Собрание сочинений: конфликты детской души /Пер. с нем. — М.: Канон,1994.