Дневникпедагогической практики
Дата
Кол-во часов
Содержание занятия
Достигнутые результаты 24.02.09 6 Организационная встреча практикантов для определения вида занятий, необходимых в ОНПУ, подходящих для студентов в возрасте 16-21год. Изучение печатных источников по данной теме. Было принято решение проводить тренинг «Личностного роста, познания себя и окружающей действительности». 02.03.09 4
БЛОК 1. ВВОДНЫЙ.
1.Краткий экскурс в историю психологических тренингов. Объяснение правил участия в тренинговой группе. Заполнение анкет.
2.Знакомство участников. Представление (самопрезентация).
3. Обсуждение. Участники узнали друг друга ближе. Выявились лидеры, вследствие чего возник конфликт. Занятие было посвящено теме «Уважение личности, чужого мнения, принятия себя и других таким, какой есть». 03.03.09 6 Встреча руководителей группы для анализа анкет, выявления особых запросов участников, разработка стратегии проведения следующих встреч.
1.Подготовка теоретических материалов.
2. Подбор упражнений для проведения в группе. 09.03.09 4
1. Шерринг.
2. Упражнение «В начале группы».
3. Кинестетическое упражнение для развития чувства о другом человеке: Упражнение «Тепловое кольцо». Участники перестали воспринимать других как чуждых им людей, появилось ощущение общности. Конфликтующие стороны примирились. 12.03.09 6 Встреча руководителей группы для подготовки к следующему блоку. Изучение литературы и методов.
1.Подготовка теоретических материалов.
2. Подбор упражнений для проведения в группе. 16.03.09 4
БЛОК 2. «ЛОГИКА СУДЬБЫ. Популярная психология бессознательного».
1. Объяснение теории бессознательного. Объяснение понятий «сознательное», «предсознательное», «бессознательное». Роль бессознательного в нашей жизни.
2. Упражнение «Свободные ассоциации».
3. Домашнее задание: написать рассказ на одну из выбранных ассоциаций.
1. Участники группы узнали о скрытых, бессознательных механизмах, управляющих жизнью человека.
2. После данных им ассоциаций увидели, как их воспринимают другие. 23.03.09 4 Анализ и коллективная интерпретация написанных рассказов. Участники увидели, что написанный рассказ отражает то, что скрыто в глубине бессознательного. 30.03.09 4
1. Продолжение анализа рассказов.
2. Упражнение «Волшебная лавка». После упражнении «Волшебная лавка» участники осознали, чтобы им хотелось поменять в жизни, а также, что у людей разное восприятие себя и неодинаковые желания. 06.04.09 4
1. Упражнение «Что меня привлекает в жизни».
2. Упражнение «Что меня раздражает в жизни».
Анализ группы, обсуждение. Участники проанализировали своё отношение к жизни в целом, в частных проявлениях, сравнили количественный состав «хорошего» и «плохого» в их жизни, а также своё отношение к этому. 13.04.09 4
1. Упражнение «Я прощаю себя» (+ 5 значимых для участника группы людей).
2. Упражнение «Я дарю себе» (+ 5 значимых для участника группы людей).
3. Обсуждение. Участники группы прочувствовали, насколько трудно прощать и делать подарки, но после упражнения ощутили облегчение, сняли «негативный груз» с себя. 08.04.09 6 Встреча руководителей группы для подготовки к следующему блоку. Изучение литературы и методов.
1.Подготовка теоретических материалов.
2. Подбор упражнений для проведения в группе. 27.04.09 4
БЛОК 3. «СНИМАЕМ МАСКИ».
1. Разъяснение понятий «маски», «роли», «статус».
2. Упражнение «Внутренне представление себя». Групповой анализ.
3. Арттерапия. «Нарисуй свои маски».
Обсуждение группы. Участники смогли распознать в себе «Я-реальное», «Я-Идеальное» и другие маски, которые они «носят», выделить приятные для них и неприятные «маски», выработать тактику избавления от неугодных «масок». 04.05.09 4
Арттерапия. Упражнение «Нарисуй маски 5 значимых для тебя людей».
Обсуждение. Анализ группы. Участники группы определили для себя значимых людей, выявили, какие «маски» они «носят», как мириться с неприятными для них «масками» у людей, которые для них дороги. 06.05.09 6 Встреча руководителей группы для подготовки к следующему блоку. Изучение литературы и методов.
1.Подготовка теоретических материалов.
2. Подбор упражнений для проведения в группе. 11.05.09 4
БЛОК 4. «ХАРАКТЕР И СУДЬБА: КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ».
1. Краткая лекция, посвящённая Э.Берну и его работе «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Сознавание состояний Я – Родитель, Взрослый, Ребёнок. Семейные сценарии. Семейные поглаживания.
2. Упражнение на осознание влияния детского опыта на взрослую жизнь «Характер семейных поглаживаний».
3. Упражнение «Определение сценариев».
4. Обсуждение группы. Участники увидели, как семейные поглаживания подкрепляют ощущения счастья или несчастья. Во втором упражнении участники выявили сценарии их жизни, заложенные в детстве. 18.05.09 4
1. Психодрамма. Упражнение «Сознавание состояний Я» (Родитель, Взрослый, Ребёнок).
2. Упражнение, помогающее брать ответственность на себя «Сила языка». После данных упражнений участники научились распознавать состояния Я, занимать позицию Взрослого, умеющего брать ответственность на себя, различать принуждение и свободный выбор. 25.05.09 4
1. Завершающее упражнение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».
2. Подведение итогов тренинга. Отзывы участников. Анализ внутренних изменений.
Упражнение показало участникам, как внутреннее состояние Я может влиять на выбор поведенческой линии.
Участники отметили серьезные изменения в себе, своём отношении к жизни, окружающим людям. Студенты выявили желание и дальше продолжать занятия и готовность меняться. Всего часов 78
/> /> /> /> />
Отчет опроведении педагогической практики
План
Введение
1 день. 24.02.09.Организационная встреча. Подготовка к тренингу. Изучение вопроса: «Что такое тренинги как его проводят»
1. Правила поведения втренинговой группе
2. Рекомендации ведущему
3. Что нужно знатьтренеру
4. Тренинг: этапы его развития:
I этап. “Вступление”
II этап. “Игровоеобщение”
III этап.“Противостояние”
IV этап. “Личностноеобщение”
5. Различные видыупражнений, используемых в тренинге
6. Групповая дискуссия втренинге личностного роста
7. Краткий путеводительпо состояниям участников в тренинге
2 день. 02.03.09. БЛОК 1.ВВОДНЫЙ
4 день. 09.03.09.
6 день 16.03.09. БЛОК 2. «ЛОГИКАСУДЬБЫ.
ПОПУЛЯРНАЯ ПСИХОЛОГИЯБЕССОЗНАТЕЛЬНОГО»
8 день. 30.03.09
9 день. 06.04.09 23
10 день. 13.04.0923
12 день. 27.04.09 БЛОК 3.«СНИМАЕМ МАСКИ»
15 день. 11.05.09 БЛОК 4.«ХАРАКТЕР И СУДЬБА
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СЕМЕЙНЫЕСЦЕНАРИИ»
16 день. 18.05.09.
17 день. 25.05.09. Подведениеитогов тренинга
Введение
Практикапроходила при Одесском Национальном Политехническом Университете в связи с тем,что студенты ОНПУ выявили заинтересованность в изучении психологии, руководствоне было против, выделило аудиторию и время для проведения занятий.
Профессиональныйпсихолог в штате ОНПУ отсутствует, несмотря на то, что по нашему мнению, вданном учебном заведении такая штатная единица остро необходима. Этообъясняется тем, что студенты – это молодые люди в возрасте от 17 до 21 года,которые только учатся быть взрослыми, это уже не дети, но ещё и не взрослые. Всвязи с этим у студентов могут возникать разные внутриличностные конфликты,которые необходимо решать с компетентным лицом – профессионалом-психологом.Также могут возникать межличностные конфликты как со студентами, так и спреподавательским составом, где так же возникает необходимость в посреднике,который помог бы разрешить конфликт мирным путём. Вот почему студенты самиизъявили желание, чтобы были организованы факультативные занятия по психологии.
В связи стем, что в ОНПУ нет психолога – руководителя, после согласования сруководителем практики от ХГЭУ по кафедре психологии, Максименко Л. В. былопринято решение проводить занятия в группе 3 студентами-практикантами (КреминскаяЕ., Гаркавенко М., Красиля В.) для взаимоконтроля и взаимопомощи, а такжесовместной подготовке к проведению занятий. Нами разрабатывалась стратегияпроведения занятий, писались планы, которые согласовывались с руководителемпрактики. Учитывая специфику психики студентов ОНПУ было принято решениепроводить занятия в виде тренинга, посвященного личностному росту, познаниюсебя и окружающей действительности.
1 день.24.02.09. Организационная встреча. Подготовка к тренингу. Изучение вопроса: «Чтотакое тренинг и как его проводят».
Тренингличностного роста – это определенное психологическое воздействие, основанное наактивных методах групповой работы. Это форма специально организованногообщения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формированиянавыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки,позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.
Естественно,что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности. В то же время устудентов происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляетсяопыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.
Задача группытренинга личностного роста – помочь участнику выразить себя своимииндивидуальными средствами. Тренинг поможет молодым людям научитьсявоспринимать и лучше понимать себя.
Основная жегуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, неподавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбивсебя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего,в общении с окружающими.
Изначальнотренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами.Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренингечеловек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективныеспособы общения. Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как вмалых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100человек.
Тренинг – этонеобычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначениеправил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга.Задача тренера в том, чтобы объяснить эти правила участникам тренинга перед егоначалом и контролировать их соблюдение в дальнейшем. При этом важно получитьсогласие на введение этих правил для группы у самой группы. Так, с самогоначала, будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера сучастниками тренинга.
В тренингежелательно отсутствие жесткого сценария. Эффективнее всего не думать, когда икакие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть(или чувствовать) атмосферу в группе и поступать соответственно ей. Конечно,степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач тренинга.
Созданиюдоверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует помещение,изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайныхзрителей.
И еще одинважный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимымусловием проведения тренинга.
Помимо этого,можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не несущие серьезнойсмысловой нагрузки, включая их в различные досуговые вечера для молодежи. Этоподнимет интерес к таким вечерам и встречам, поможет участникам“раскрепоститься”.
Большойинтерес вызывают у участников упражнения, связанные с раскрытием их внутреннегомира, лежащего в подсознании человека и расшифровка символических образов,увиденных с помощью медитационных упражнений. Но подходить к проведению такихупражнений нужно осторожно.
Необычнаяатмосфера, которая возникает на тренингах, способствует раскрепощению ееучастников, вызывая огромный интерес и желание стать постоянным участникомтренинга.
1. Правилаповедения в тренинговой группе
1. Единаяформа обращения друг к другу на “ты” (по имени).
Для созданияклимата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включаятренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимоот возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствуетраскрепощению участников тренинга.
2. Общениепо принципу “здесь и теперь”.
Во времятренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждаютто, что происходит с ними в группе.
3. Конфиденциальностьвсего происходящего.
Все, чтопроисходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и необсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними ичувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверятьдруг другу и группе в целом.
4. Персонификациявысказываний.
Безличныеслова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из насдумают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря,говорим только от своего имени и только лично кому-то.
5. Искренностьв общении.
Во времятренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должназаменить тактичное поведение.
6. Уважениек говорящему.
Когда кто-тоговорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможностьвысказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы иливысказываем свою точку зрения.
7. “Неопаздывать!”
Во времязанятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь.Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попустуболтающие участники “разрежают” его.
2. Рекомендации ведущему
Необходимообъяснить участникам все эти правила, давать ответы на все возникающие вопросы.Если со стороны членов группы нет возражений, то правила считаются принятымигруппой и являются законом для всех, в том числе для ведущего. Ведущий долженследить, чтобы эти правила никем не нарушались. Если же какое-то правиловсе-таки было нарушено, то нужно напомнить о нем участникам группы еще раз.
3. Что нужно знать тренеру
Как научитьсябыть тренером? Участвовать в тренингах и проводить их самому как можно больше.В данной ситуации тренер – не учитель, который должен “научить жить”, вы лишьпомогаете каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства,контролировать собственные мысли и поступки.
Наиболееоптимальная позиция ведущего – позиция друга, понимающего и доброжелательного,внимательного и взыскательного и, главное, способного помочь любому стать самимсобой. Тренер только помогает, всю активную работу проводит сам участник.
Ведущийдолжен стараться создать нестандартную обстановку. Это будет способствоватьинтересу к тренингу и раскрепощению его участников. Оптимально – круговоерасположение участников на стульях вместе с тренером. Можно даже всем сесть напол. Желательно предусмотреть возможность перестройки пространства всоответствии со сменой характера общения. Здесь имеется в виду то, что для игри заданий, которые будет предлагать ведущий участникам, может потребоватьсядостаточно места для их проведения. Помещение, где будет проходить занятие, недолжно быть слишком тесным. Желательно, чтобы группа чувствовала себядостаточно свободно в помещении, но в то же время и не терялась в нем. Здесьследует исходить из количества участников тренинга. Свет в помещении не долженбыть очень ярким. Желателен магнитофон, фонограммы различных темпов и ритмов.
Вообще,ведущий – это участник, который объясняет правила игр и следит за тем, чтобыони не нарушались. Его цель – не демонстрация своих блестящих способностей(работа для группы), а помощь в построении отношений общения между участниками(работа с группой). Для создания игрового процесса ведущий может чередоватьразличные эмоциональные состояния участников, учитывать смену возможных ритмовработы, менять формы общения.
Самая большаяошибка – думать, что тренер – “гений общения”. Он элегантен, остроумен,артистичен и может найти выход из любого положения. Это традиционный взгляд налидера в многочисленной аудитории. Другой стереотип: “тренер должен бытьактивным и энергичным, он должен заряжать участников своей энергией”. Но этомешает контакту с участниками. Тренер должен быть самим собой и не боятьсяэтого.
Еще одинстереотип: тренер-учитель, то есть человек, который обладает огромным запасомпсихологических знаний. Вместо роли всезнающего Учителя лучше выбрать рольОрганизатора ситуаций. Тренер создает возможности, атмосферу, среду, аучастники будут сами выбирать из этого. Что из этого получится, будет зависетьот них самих. Таким образом, тренер отвечает за процесс тренинга, а самиучастники – за его результаты. Ценность такого подхода в том, что снижаетсязависимость участников от тренера. Тренер должен вступить с участниками не вдружеские, а в специальные рабочие отношения. Основная задача начинающеготренера – выработать свой уникальный и неповторимый стиль ведения занятий.
4. Тренинг:этапы его развития
I этап.“Вступление”
Цель: заинтересовать людей вих участии в тренинге личностного роста: что может дать тренинг, чему можнонаучиться на тренинге, создать доверие к ведущему.
I этап,“Вступление”, начинается с разговора с предполагаемой будущей тренинговойгруппой о предстоящих занятиях. Здесь более уместным будет расположениеучастников рядом на стульях, как на лекции. Первая встреча – очень важнаявстреча. На ней происходит формирование “первого впечатления”, которое вдальнейшем может сказаться на характере общения ведущего и участников, особеннона следующем этапе.
На этом этапеведущий может рассказать участникам о тренинге и о том, что он может дать, обинтересном и необычном досуге.
Иногдаучастники спрашивают: “А что мы там будем делать?” Естественно, нерекомендуется рассказывать, “что мы будем делать”. Лучше заинтересовать будущихучастников ответом, типа: “Приходите, и вы все узнаете” и т.д. Обязательноследует отметить необычную, раскрепощенную атмосферу, которая царит натренинге. Можно также отметить, что никто не будет скучать, ведь занятияпроходят в игровой форме, а сам тренинг поможет его участникам улучшить ихвзаимоотношения с людьми, узнать много нового о себе и других людях, научитьсялучше понимать себя и других людей. Кроме того, участники тренинга смогутпросто приятно отдохнуть и хорошо провести время.
Рекомендуетсяпроинформировать участников также о том, сколько будет длиться тренинг, где онбудет проходить. Продолжительность зависит от того, в каких целях используютсятренинговые упражнения. Если планируется провести собственно тренинг, торекомендуется проводить его по 1-1,5 часа не реже одного раза в неделю. Если жевключить элементы тренинга (какие-то упражнения) в какую-то программу, тодостаточно включить несколько упражнений. В этом случае может не возникатьнеобходимости информировать заранее участников об этом. Пусть это будет для нихсюрпризом. Этот вариант очень хорош, так как он избавляет от необходимостирассказывать о тренинге. Можно просто показать “товар лицом”, выбрав наиболееинтересные и продуктивные упражнения, которые могли бы привлечь участников назанятия.
II этап. “Игровое общение”
Цель: создание атмосферыпсихологической безопасности.
Этот этапначинается со знакомства. Основная его задача – подчеркнуть своюиндивидуальность. Для этого все садятся в один круг, включая ведущего. Каждыйназывает свое имя и говорит о своих особенностях (привычках, качествах,умениях, привязанностях и т.п.), которые, по его мнению, отличают его отокружающих, являются стержнем его индивидуальности. Можно предложить участникамследующий вариант: каждый участник, если есть желание, на время тренинга можетвзять себе любое имя (героя кинофильма, друга и т.д.), но при этом объяснить,почему он взял данное имя.
Если дотренинга тренер не был знаком со всеми его участниками, а участники не былизнакомы между собой, то рекомендуется подготовить карточки и фломастеры, длятого, чтобы участники в течение нескольких минут оформили себе визитки изакрепили у себя на груди. Следует также иметь под рукой булавки.
Дальшеначинается собственно сам игровой процесс. Следует отметить состояниеучастников на этом этапе – напряженное ожидание, большая психологическаядистанция между участниками, скованность, закрытость, неуверенность,закрепощенность. Наиболее быстрый путь сокращения психологической дистанциивозможен через общение с элементами тактильного контакта (прикосновения) ивизуального контакта (контакта глаз). Участникам предлагаются такие задания, входе которых они должны будут браться за руки и образовывать дружескуюподдержку, или общаться молча, “глаза в глаза”. Чтобы снять скованность изажатость участников на этом этапе, также рекомендуется использоватьтанцевально-песенные упражнения (общий групповой танец или совместное хоровоепение), ролевые игры, элементы актерского тренинга: “живые скульптуры”,“разговор через стекло” и т.д. Кроме того, эти упражнения помогают созданиюраскрепощенной атмосферы в группе, помогают почувствовать участникам тренингасебя более уверенно и защищено, а также помогают группе сплотиться. Помогаетэтому и чередование различных видов упражнений – словесных (групповаядискуссия, ролевая игра и т.д.) и несловесных: с элементами прикосновения,визуальный контакт глаз мимические и пантомимические упражнения.Трудности Способы их преодоления Большая психологическая дистанция между участниками. Задания с элементами тактильного контакта (прикосновения). Скованность, зажатость и неуверенность участников. Несловесные психологические упражнения. Пассивность участников, страх выделиться из группы. Танцевально-песенные упражнения. Формальный характер общения, преобладание штампов и стереотипов. Ведущему нужно сосредоточиться на игровых формах общения, сделать акцент на необычных заданиях.
III этап.“Противостояние”
Цель: помочь участникамперестроиться внутренне, чтобы они смогли выразить свое негативное состояние и,благодаря этому, способствовать творческой рабочей атмосфере в группе.
Постепенно, врезультате прохождения группой второго этапа, игровое общение начинаетисчерпываться. В группе возникают скрытые негативные эмоции. Происходитснижение интереса к дальнейшему участию и накопление избыточного эмоциональногонапряжения, а также, иногда, возникает агрессивное отношение к ведущему. В этомслучае легко возникает групповое противодействие, которое нередко выливается впротивостояние руководителя и группы. Но это противостояние является оченьважным для развития группы и ведущий должен быть готов к его появлению. Здесьведущему вместе с участниками нужно проанализировать сложившуюся ситуацию.Нужно открыто обсудить вместе с участниками ситуацию и очень важно показатьучастникам, что не плохая конструкция игры или некомпетентность психолога, а ихспособ решения предложенных ведущим ситуаций привел к такому результату, чторезультат появился не случайно, а вследствие воспроизведения участникамипривычных, но малоэффективных в тренинге способов общения. Другими словами, уучастников сработали штампы и стереотипы, которые и привели к такомурезультату. Ведущему вместе с участниками надо найти пути разрешения этойситуации.Трудности Способы их преодоления Спад интереса. Приемы и упражнения, поднимающие интерес к тренингу. Внутренняя эмоциональная закрытость. Приемы, способствующие открытому выражению негативных эмоций.
IV этап.“Личностное общение”
Цель: помочь в создании“открытого” общения участников тренинга.
После этапапротивостояния участники готовы вступить друг с другом в доверительное общение.Чтобы сделать его еще более эффективным, ведущий разбивает группу на подгруппыв 5-8 человек, в зависимости от количества участников тренинга. Здесь нужноотметить одну очень важную деталь: состав участников каждой микрогруппы долженбыть постоянным и не изменяться до конца тренинга. Практика показала, что припостоянной смене у участников не возникает достаточно глубокой и открытойатмосферы общения. Если же с самого начала состав малой группы не менялся, точерез отработку привычных шаблонов общения, через следующий за этим этапомконфликт (этап “Противостояние”), возникает рабочая фаза групповойработы. Так поэтапно, постепенно развивается тренинг.
5. Различные виды упражнений, используемых в тренинге
Игровыеупражнения создают раскрепощенную, непринужденную атмосферу среди участниковтренинга. Группа заметно оживляется, участники как бы “снимают маски”, вкоторых они были вначале, маски равнодушия и отчуждения. И это помогаетведущему в создании атмосферы, которая способствует творческому общению вгруппе.
С самогоначала, для создания определенного климата в группе рекомендуется использоватьигровые упражнения. Игровые упражнения также можно использовать в досуговыхвечерах для молодежи, используя лишь отдельные виды упражнений. А из 5-10упражнений можно построить “вечер общения”. Большинство игр несут в себеглубокий подтекст, поэтому после их исполнения ведущий может предложитьучастникам проанализировать проделанное. Существуют различные виды упражнений,служащие тем или иным целям.
6. Групповая дискуссия в тренинге личностного роста
Дискуссия –это важная, очень значимая часть любого тренинга. Она может возникнутьспонтанно, обсуждаются какие-то ситуации, которые требуют прояснения. Начатьтакую дискуссию могут даже сами участники тренинга. Дискуссия может бытьорганизована специально ведущим, например, для разнообразия, между играми.Вопросы, выдвинутые на дискуссию, могут быть самыми разными. Здесь можно инужно подойти творчески. Ведущий может обратиться к участникам с вопросом, о чембы им хотелось поговорить, чем поделиться, что обсудить. Но дискуссия не должнапревратиться в “светскую болтовню”. Ведущий организует дискуссию послепроведения некоторых видов игровых упражнений, где требуется анализ сыгранныхситуаций.
Для успешногои эффективного проведения групповой дискуссии необходимо соблюдение правилповедения, “норм общения”, которые были приняты группой в начале тренинга. Нетнеобходимости напоминать участникам перед началом групповой дискуссии этиправила, но следует контролировать их соблюдение и, в случае их нарушенияучастниками тренинга, напоминать о них.
Дляпроведения дискуссии участникам вместе с ведущим нужно сесть кругом. Каждыйучастник тренинга имеет право голоса и может высказать свою точку зрения.Здесь, как правило, обнаруживаются лидеры. Желательно, чтобы все участникитренинга принимали участие в дискуссии, но не надо насильно “тормошить”кого-то, чтобы услышать его мнение.
Минимум, чтоможет сделать ведущий, если дискуссия “не идет” – организовать опрос мнений каждогоучастника по кругу, задавая наводящие вопросы: “А ты как считаешь? А ты какдумаешь?” Ведущему желательно поблагодарить за откровенность и искренностькаждого, кто изъявил желание высказаться: “Спасибо”. Это будет стимулироватьучастников на дальнейшую открытость и искренность, да и просто вызоветположительные эмоции.
Опытпоказывает, что не следует предлагать участникам “поговорить” в самом началетренинга – это может вызвать скуку и не заинтересует никого. Желательно этосделать после какого-то игрового упражнения, когда после активных движенийучастникам тренинга хочется “поговорить”.
Дискуссия недолжна быть слишком затянута по времени, иначе времени ни на что больше неостанется. Оптимальная продолжительность дискуссии 5-15 минут в зависимости отчисла участников тренинга.
7. Краткий путеводитель по состояниям участников в тренинге
Тренинг – этосвоеобразное путешествие. Тренер выступает для участников в роли ведущего идолжен провести их по определенному пути. В тренинге участники как бы“размораживаются”. Лишь став мягкими и пластичными, они могут действительноизмениться в нужную для себя сторону. Тренер помогает участникам осуществить закороткое время переход от начальной скованности, отчужденности и пассивности квниманию, доверию, радости.
1. Счего начинается тренинг для участника? Тренинг для участника начинается с тогомомента, как он узнает о его проведении. Он начинает думать о нем, представлятьего, предполагать результаты. Когда человек приходит на первое занятие, он уженаходится в определенном стрессовом состоянии. Поэтому при наборе группы важноне объяснение того, что такое тренинг, а разъяснение того, что он может дать врешении психологических трудностей. При этом текст желательно сформулировать так,чтобы у человека не сложилось четкого представления о предстоящем. Оно будетлишь мешать ему. Как ни странно, но и тренеру на подготовительном этапе надостараться освободиться от своего предыдущего тренингового опыта и от своихожиданий от группы. Чем более четкий план сформировался до начала тренинга, темхуже он будет осуществляться.
2. Следующийважный этап – первая встреча тренера и участников. Тренер охвачен волнением иопасениями, что на этот раз может ничего получиться. Ко всему этому надоотноситься нормально: обычное “предстартовое” волнение. Опыт, стаж и мастерствопочти не влияют на силу этого волнения. Здесь важно, как при наборе участников,просто “привести себя на тренинг”.
Участникитренинга тоже волнуются. Ведь впереди – неизвестность. Кроме того, окружающиенезнакомые люди лишь усиливают напряжение, которое скрывается, как правило, подмасками безразличия, сонливости, отсутствия – “Я как все”.
3. Наступаетпора знакомства. У участников, как правило, есть желание, но мешает скованностьи страх выделиться. Для раскрепощения участников тренинга желательно включитьупражнения, чтобы у участников во время упражнений была возможность дотронутьсядруг до друга, ощутить поддержку, получить эмоциональный заряд. Так идетсокращение дистанции. Основное условие для процедур на этом этапе –необычность: поговорить друг с другом… руками, несколько минут “попрощаться”глазами, упасть спиной на дружеские руки, спеть песню всей группой и т.д. Ужечерез час в группе совершенно изменяется настроение. Происходит переход ототстраненности и масок на лицах к живому и активному взаимодействию.
4. Помере развития игрового процесса растет противоречие – пришли научиться общатьсяи решить проблемы, а сами спрятали свои проблемы и бодро веселятся. Это связанос тем, что после первоначальной замкнутости образовалось общее “Мы”, сплочениеи дружелюбие.
5. Наконец,наступает конец последнего занятия. За время совместных, разнообразныхпереживаний произошло сплочение группы, участники уже не хотят расставатьсядруг с другом. Возникает сплоченная общность, готовая к совместной работе. Этотэффект дает возможность использовать такой тренинг со школьным классом,студенческой группой или курсом и т.д. За три месяца можно достаточно сильноизменить и перестроить взаимоотношения в них.
2 день.02.03.09. БЛОК 1. ВВОДНЫЙ.
1.Краткийэкскурс в историю психологических тренингов. Объяснение правил участия втренинговой группе. Заполнение анкет.
2.Знакомствоучастников. Представление (самопрезентация).
3.Обсуждение.
Участникиузнали друг друга ближе. Выявились лидеры, вследствие чего возник конфликт. Ниодин из лидеров не хотел уступать своё лидерство в группе. Занятие былопосвящено теме «Уважение личности, чужого мнения, принятия себя и других таким,какой есть». Каждый из участников высказал своё мнение по поводу возникшейситуации, как он её видит, что послужило причиной конфликта и способы выхода изконфликтной ситуации.
В анкетахучастники заявили такие проблемы:
· Проблемыс общением
· Желаниепонять «кто есть человек»
· Необходимостьв защите
· Каксмириться с предательством
· Какпобороть стыдливость и неуверенность в себе
· Как«найти себя»
4 день.09.03.09.
1. Шерринг.
Участникивысказали свои ощущения после первого занятия. Для наиболее тесного общениябыло предложено выполнить несколько упражнений, которые послужат мостиками отзакрытого общения к открытому общению.
2.Упражнение «В начале группы».
В началеработы любой группы участники чувствуют себя обычно несколько сковано. Многиелюди ощущают смущение перед группой, высказывая это, например, таким образом:«Я не чувствую себя свободно и не хочу ничего говорить вслух, потому что вгруппе слишком много людей». Снять эту неловкость помогает один простой рецепт:если человек уясняет для себя, кто конкретно из участников группы вызывает унего смущение, и может сообщить ему об этом, то он перестаёт испытыватьнеловкость. Именно это можно сделать с помощью данного упражнения.
Инструкция: Я хочу, чтобы выполучили возможность чувствовать себя свободнее в нашей группе. Это можносделать, если каждый из вас ответит для себя на вопрос: кто из участниковгруппы кажется мне в данный момент наиболее чужим? При этом каждый понимает подэтим то, что он сам хочет. Оглядитесь вокруг, подумайте и постарайтесь ответитьна этот вопрос. (1-2 минуты). А теперь каждый пусть нарисует портрет тогочеловека которого он определил для себя как самого чужого. У вас есть для этого10 минут. Выберите себе несколько карандашей, подходящих, как вам кажется, поцвету для того, чтобы выразить те чувства, которые вы испытываете по отношениюк конкретному человеку. Художественные достоинства рисунка значения не имеют.Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом во время рисования. В заключениеподпишите портрет, поставьте дату, сразу после этого отдайте его тому человеку,которого рисовали.
Если вы самиполучили от кого-то свой портрет, постарайтесь понять, что вам хотел сказатьавтор. Что чувствуют те из вас, кто не получил ни одного портрета.
Обсуждениевопроса. Обсуждениепроходит следующим образом: сначала те участники, которые получили своипортреты, высказывают группе свои предположения о том, что хотел сообщить имавтор рисунка, и выражают своё отношение к этому; лишь после этого сами авторымогут высказаться и пояснить, что именно они имели в виду.
Вопросы дляобсуждения:
· Что яимею в виду, когда говорю о том, что кто-то в группе чужой для меня?
· Чеммои критерии чуждости отличались от критериев, высказанных другими участникаминашей группы?
· Насколькоширок был диапазон определений чуждости?
· Чувствуюли я сейчас себя увереннее?
· Ктоиз участников получил много портретов, и как они к этому отнеслись?
· Ктоне получил ни одного портрета? Как отреагировали эти участники?
3.Кинестетическое упражнение для развития чувства о другом человеке: Упражнение«Тепловое кольцо».
Этоупражнение относится к так называемым упражнениям на развитие несловесных“языков” общения. Наряду со словесными, принято выделять невербальные(несловесные) “языки” общения. Сюда входят тактильные контакты (прикосновения),визуальные (контакт глаз), мимические и пантомимические контакты, сопереживание(молчание). Культура в общении предполагает знание этих “языков”, умение ихприменять в зависимости от ситуаций. Например, тактильный контакт способствуетразвитию межличностной близости, влияет на оценку партнера, превращая ее вболее положительную.
В этот разделвходят и упражнения, рассчитанные на развитие умений эмоциональногосопереживания, отдачи “душевного тепла”. При организации этих упражненийведущему следует выделить три этапа: подготовка к упражнению (накоплениедушевного потенциала), сам процесс эмоционального согревания, анализ в группепереживаний после окончания упражнения.
Группасадится кругом, взявшись за руки. Ведущий включает музыку релаксирующую или длямедитаций и произносит инструкцию: “Закройте глаза, вытяните руки к центру, какцветок. Сильно напрячь, вытянуть руки. Подержать их немного. Затем медленноопустите руки, не разжимая их. Откиньтесь на стуле, расслабьтесь, опуститеплечи… Постарайтесь ощутить тепло своего соседа слева через ладонь и, умноживего, вложив свой запас, передать через свою правую руку дальше. Передаем нашетепло по кругу, с каждым разом все увеличивая его. Мы все чувствуем единоекольцо”.
Послепрохождения проводится анализ и обсуждение переживаний, того, как изменилосьотношение к участникам, сравнение своего мнения к участнику группы доупражнения и после.
Результатызанятия:участники перестали воспринимать других как чуждых им людей, появилось ощущениеобщности. Конфликтующие стороны примирились.
6 день16.03.09 БЛОК 2. «Логика судьбы. Популярная психологиябессознательного»
1.Объяснение теории бессознательного. Объяснение понятий «сознательное»,«предсознательное», «бессознательное». Роль бессознательного в нашей жизни.
Цельзанятий:Последние научные данные говорят о структуре психики: соотношение сознания(15%) и бессознательного (85%). Почему мы так мало знаем о себе? Личностныйрост как ответ на вопрос «Кто Я есть?»: что этому мешает? Каковыпсихологические причины болезней, бедности, тоски, депрессии, потери смыслажизни, неудовлетворенности? Почему человеческое восприятие и самовосприятиечасто ошибочны? Как перестать быть заложником своего и чужого опыта, обрестивнутреннюю свободу и найти собственный путь в жизни?
Занятиямогут помочь осознать:
1. Что такоебессознательное и откуда оно взялось? Что происходит с каждым из нас в детствеи влияет на всю нашу будущую жизнь?
2. Жить снепознанным бессознательным — значит никогда не быть самим собой. Всегда — только кем-то другим.
3. Почему сгодами мы теряем способность понимать самих себя? — Страх, лень, стереотипы,привычки.
4.Бессознательное — это настоящие возможности. Имеется в виду, что своегоистинного потенциала люди не понимают… Как так получилось? Что делать?
5. Бессознательное- это скрытые от сознания причины событий жизни. Это значит, что до сознания«доходят» только следствия, которыми уже нельзя управлять… Какбыть?
6.Бессознательное — это то, что в действительности управляет судьбой без ведома ижелания, но всегда с определенными результатами. Но как же тогда местоимение«Я» и свобода воли?
7. Бессознательное- это информация из первоисточника. Точная, достоверная, реальная, истинная,разная. Не то, что человек о себе знает из воспитания, чтения книжек и прочихисточников.
8.Бессознательное — это источник интуиции, практической креативности иэкономического успеха.
10.Психологические причины болезней и неудач в человеческой жизни. Тоска,депрессия, чувство безысходности — это тоже информация из бессознательного: куда-томы совсем не туда движемся...
11. «Чтопосеешь — то и пожнешь». Рациональная психология кармы: введение впсихологию и логику человеческой судьбы. Причинно-следственные связи, илипсихофизика обыденности.
Какиерезультаты может дать этот блок встреч: Осознание скрытых, бессознательных механизмов,управляющих жизнью человека. Эффект «собранного пазла» по поводумногих фактов обыденной жизни. Определение зоны «слепого пятна» впонимании событий собственной жизни. Осознание «элементарноймеханики» и «подводных камней» личностного роста. Проверкавнутренней готовности к личностным изменениям, повышение мотивации. Возможно,рождение настоящей «благородной страсти» к самопознанию,самотрансформации и личностному росту.
2.Упражнение «Свободные ассоциации».
Упражнения потипу “ассоциации” — упражнения на самопознание участников тренинга. Ассоциациимогут быть одной из успешных форм обратной связи. Ведущий должен активностимулировать процесс ассоциирования. В результате каждый участник получаетсвой портрет, ценность которого для самопознания трудно переоценить, ибоассоциации отражают реакцию человека на других людей не только через разум, нобольше через чувство, через интуицию.
В началеупражнения участники тренинга каждому в группе говорят свои ассоциации (неменее трёх), которые он у них вызывает. Ассоциации не должны называть людей илисказочных персонажей. Каждый участник записывает ассоциации, перечисленныегруппой, в свой адрес. Далее выбирает ассоциацию с которой он тебяидентифицирует более всего.
После данныхим ассоциаций увидели, как их воспринимают другие.
3.Домашнее задание: написать рассказ на одну из выбранных ассоциаций
Это заданиеосновано на методе «напиши рассказ», который активно разрабатывает Лановой Е.В.Данный метод применяется для инициирования осознания проблем «Я» ипричин их актуальности, для стимулирования катарсиса и инсайта, углубляющих истабилизирующих терапевтический эффект, а также для выявления долговременныхпрограмм как компонентов жизненного сценария с целью прогноза и коррекциижизненного пути человека. Метод является одной из базовых техник динамическогосудьбоанализа. Рассказ выявляет подсознательные процессы в жизни и характереличности, скрытые мотивы, желания, потребности. Те стороны личности, которыескрываются внутри нас. Анализируя рассказ, мы как бы открываем дверь вбессознательное и выводим наше внутреннее состояние в сознание, пытаемсяпосмотреть на себя со стороны.
Инструкция: Рассказ должен отражатьпрошлое, настоящее и будущее. Образ должен видеть и чувствовать, его нужноочеловечить и одушевить. Необходимо в рассказ ввести конфликт. Нельзя вводитьлитературные аналоги. Нельзя сталкивать героя рассказа с человеком. Рассказдолжен быть динамичным. Необходимо избегать описаний, больше выражать мысли ичувства героя.Объём рассказа должен быть по объёму, равному 2 страницам тетрадиили лист А4.
Мы не будемприводить в отчёте рассказы и анализ рассказов, отметим только, что за 2занятия анализа написанных рассказов участники группы узнали о скрытых,бессознательных механизмах, управляющих их жизнью.
8 день.30.03.09
1.Продолжение анализа рассказов.
2.Упражнение «Волшебная лавка».
Участникимогут сосредоточиться на существенных для них жизненных целях и с помощьювоображения осознать следующую закономерность: чтобы приобрести что-то новоенам всегда приходится платить. Упражнение построено так, что участники могутоказывать поддержку друг другу. Условием его проведения является достаточноблизкое знакомство членов группы между собой.
Инструкция: Я хочу предложитьупражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Вы сможетевысказать любое желание и, как в сказке, взвесить, чего это желание будет вамстоить.
Я прошу васустроиться поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь.
Представьтесебе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающий васландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что выслышите? Какие ароматы вы ощущаете? Что еще вы чувствуете?
Внезапнотропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становитсяинтересно, и вы заходите внутрь. Стены оборудованы стеллажами и выдвижнымиящиками, как в старой лавке. Повсюду стоят стеклянные сосуды, банки, коробки.Это действительно старая лавка, притом волшебная.
Теперьпредставьте себе, что я — продавец в этой лавке. Добро пожаловать! Здесь выможете получить все, чего вы хотите от жизни. Но есть одно правило: завыполнение каждого желания вы должны отдать что-либо или от чего-то отказаться.Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне исказать, чего он хочет. Я задам ему только один вопрос: «Что ты отдашь заэто?». Он должен решить, готов ли он отдать что — либо, и что именно это будет.Я больше ничего говорить не буду. Через некоторое время ко мне сможет подойтиследующий член группы. В заключение мы обсудим, что каждый из нас пережил.
3. Обсуждениерезультатов упражнения.
Послеупражнения «Волшебная лавка» участники осознали, чтобы им хотелось поменять вжизни, а также, что у людей разное восприятие себя и неодинаковые желания.
9 день.06.04.09
1.Упражнение «Что меня привлекает в жизни».
2.Упражнение «Что меня раздражает в жизни».
Это такназываемые «Упражнения открытого самоизучения». Цель упражнений этой группы –изучение и понимание человеком самого себя, увеличение с их помощью его знанийо самом себе.
Участникамотводится время для того, чтобы они подумали над этими вопросом и записали.Затем идёт анализ и обсуждение в группе.
3. Анализгруппы, обсуждение.
Участникипроанализировали своё отношение к жизни в целом, в частных проявлениях,сравнили количественный состав «хорошего» и «плохого» в их жизни, а также своёотношение к этому.
10 день.13.04.09
1.Упражнение «Я прощаю себя» (+ 5 значимых для участника группы людей).
2.Упражнение «Я дарю себе» (+ 5 значимых для участника группы людей).
Данныеупражнения взяты с упражнений группы “Гештальт-терапия”. Основная цельгештальт-терапии – увеличение личностного потенциала, повышение сил ивозможностей человека путем его развития и становления целостности. Мобилизациясобственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружениемявляется важной задачей гештальт-терапии. Основой игрового процесса являетсяпереживание участниками контакта с самим собой и другими людьми. Задачаведущего – создание атмосферы для проведения участниками поиска и экспериментовс собственным поведением, в которых он сам проверяет, что может быть для негоподходящим, а что – вредным.
Участникианализируют своё отношение и чувства к себе и значимым для него людям в данныймомент «здесь и сейчас», учатся менять своё отношение к уже созданнымситуациям, былым обидам и т.д. Во втором упражнении прощение подкрепляетсяактом доброй воли – подарком. Прощать и дарить участники могут всё, что угодно,не обязательно материальные вещи.
3.Обсуждение.
Участникигруппы прочувствовали, насколько трудно прощать и делать подарки, но послеупражнения ощутили облегчение, сняли «негативный груз» с себя.
12 день.27.04.09 БЛОК 3. «СНИМАЕМ МАСКИ»
1.Разъяснение понятий «маски», «роли», «статус».
Тренинг«Маски» это – гармоничное сочетание трансперсональной психологии,телесноориентированной психотерапии и арт подхода. Основным инструментом работына этом тренинге является сама группа.
Тренинг «Маски»создает особое пространство как для осознания своих «активных масок» — жизненных сценариев, которые доминируют в нашей повседневной жизни, так и дляизменения этих «масок», создания новых – более ресурсных и гибких состояний.Снятие лицевых зажимов, освобождение от стереотипов общения с людьми (когда«наступаешь на одни и те же грабли»).
«Маска»- это метафора поведенческих структур, через которые человек контактирует свнешним миром и другими людьми. Чаще всего на тренинге речь идет о маскахсформированных еще в детстве, которые человек несет на своем лице многие годы.
Обычно то,какие мы есть в нашей повседневности – это те маски, которые мы носим. Нашироли. Я – это мать, сын, студент, профессионал, красивая девушка, пенсионер,рокер, строитель, танцор, добрый человек, художник, ваш сосед, последний вочереди и т.д. Все это находится на поверхности. Мы живем, не замечая этого.Современная жизнь бурная, суетливая и мы погребены в ней под множеством масок.
Мы можемкакую-то из масок выделить и назвать это смыслом своей жизни, пожертвовавостальными. Когда мы совершаем подобное движение в сторону предпочтениякакой-то роли, поддерживая одну или ряд подобных личин, мы тем самым усиливаемих, делаем их более плотными, ригидными. В таком случае мы не приблизимся ксебе истинному, а лишь усилим тот слой, то расстояние, которое отделяет нас отсамих себя. Это путь к «псевдо-Я». В последствии это «псевдо-Я» диктует намопределенный сценарий жизни. И тогда все события нашей жизни пропускаются черезего ценности.
2.Упражнение «Внутренне представление себя». Групповой анализ.
Для началаузнавания самого себя предлагается участникам увидеть себя. Участникампредлагается закрыть глаза, представить себя в каком-то месте, рассмотретьсебя, посмотреть на волосы, одежду, возраст, выражение лица. Это как — бызнакомство с незнакомцем. Нужно спросить имя у незнакомца. Также участникампредлагается увидеть окружающий мир того незнакомца, услышать звуки и запахи,телесные ощущения.
3. Арт — терапия.«Нарисуй свои маски».
Арт-терапия является средством свободногосамовыражения, предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания квнутреннему миру, она уже на начальных этапах своей работы оказывается весьмадоступным и эффективным методом. Арт-терапия является весьма ценным методом,позволяющим обходить «цензуру сознания», и этим представляет уникальнуювозможность для исследования бессознательных процессов, выражения иактуализации тех состояний, ролей и форм поведения, которые находятся ввытесненном виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни. С другой стороны,такой обход «цензуры сознания» дает нам возможность прикоснуться лицом к лицу сболезненными для нас вопросами лишь тогда, когда мы к этому будем готовы. Издесь нам может прийти на помощь инсайт-ориентированный характер арт-терапии,позволяющий ускорить процессы перевода символической информации на сознательныйуровень.
Участникампредлагается нарисовать те маски, которые они осознают и используют, а такжепопытаться нарисовать свои состояния Я. Маски рисуются на листе формата А4, врайоне глаз прорезаются отверстия для глаз. Необходимо предупредить участниково том, что маски – это не обязательно человеческое лицо. Пусть не задумываясьрисуют то, что приходит в голову и подписывают.
4.Обсуждение группы
Когда маскинарисованы, участники одевают эти маски по очереди и от их имени говорят,отвечают на вопросы других участников группы. После такого общения маскивыкладываются на пол, и начинается обсуждение масок группой и автором, чтонравится, что не нравится, какие чувства вызывают, что можно было бы изменить вмаске, чтобы она стала «приятной», пытаются угадать, какое реальное Я каждогоучастника.
Результатызанятия: Участники смогли распознать в себе «Я-реальное», «Я-Идеальное» идругие маски, которые они «носят», выделить приятные для них и неприятные«маски», выработать тактику избавления от неугодных «масок».
На следующейвстрече по типу вышеописанного упражнения выполнялось упражнение «Нарисуй маски5 значимых для тебя людей», где участники группы определили для себя значимыхлюдей, выявили, какие «маски» они «носят», как мириться с неприятными для них«масками» у людей, которые для них дороги.
15 день.11.05.09 БЛОК 4. «ХАРАКТЕР И СУДЬБА: КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ»
1. Краткаялекция, посвящённая Э.Берну и его работе «Игры, в которые играют люди. Люди,которые играют в игры». Сознавание состояний Я – Родитель, Взрослый, Ребёнок.Семейные сценарии. Семейные поглаживания.
Целизанятий:
· Обстоятельстважизни человека формирует его характер. Характер предопределяет судьбу. Можно ливыйти за рамки внешних обстоятельств и внутренних сценариев и разорватьпорочный круг: ЧЕЛОВЕК – ХАРАКТЕР – СУДЬБА.
· Экспедицияв глубину семейной истории. Диалог с предками. В каждом из нас живут голосапредшествующих поколения нашей семьи, которые так или иначе оценивают нашипоступки, нашептывают нам привычные решения. Они глубоко скрыты и редкоосознаются. Задача тренинга — заставить звучать голоса предков открыто. Тогдамы сможем спорить с ними, вести диалог и разобраться, наконец, когда мызащищаем собственные интересы, а когда подчиняемся семейному сценарию.
· Какосвободиться от своего семейного сценария? Это глубокая и осмысленная работанад собой и своими жизненными стереотипами, встреча со своим бессознательным ибессознательным предшествующих поколений семьи.
Состояния ЭГОсостоит из трех структур: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могутнеоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них можетпреобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другогокак бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, чтоего любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция,являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. В позиции «Родителя»могут быть «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует,карает за непослушание и ошибки и «опекающий Родитель» – советует вмягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет,заботится, прощает ошибки и обиды. Позиция Взрослого предусматривает спокойныйтон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие вобщении.
2.Упражнение на осознание влияния детского опыта на взрослую жизнь «Характерсемейных поглаживаний».
Данноеупражнение взято из группы трансакционного анализа. Это упражнение разработанона основе работы Гулдинга и Гулдинга (Goulding and Goulding, 1979). Оноприменяется для улучшения осознавания того, как семейные поглаживанияподкрепляют ощущения счастья или несчастья.
Необходимоевремя. 45минут. Материалы. Не требуются.
Подготовка.Руководительдолжен быть опытным, поскольку это упражнение может вызывать сильные эмоции.
Инструкция.Примитеудобное положение и закройте глаза. Представьте, как вы стоите возле дома, гдежили, когда были маленькими. Теперь представьте, что вы упали и разбиликоленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ноге у вас стекает маленькая каплякрови. Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам?Какие чувства они испытывают? Что они делают?
Повторите этоупражнение в следующих воображаемых ситуациях.
• Вывбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал увас игрушку.
• Вывбегаете в дом в сильном испуге, потому что увидели большую собаку.
• Вывбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.
• Вы входитев дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили штаны и старшие ребятанад вами смеялись.
По завершенииэтого упражнения откройте глаза. Поделитесь впечатлениями. Случалось вамиспытывать чувства, которые в вашей семье считались неприемлемыми и которые вытеперь отказываетесь у себя признавать? Были ли у вас чувства, которыепоощрялись и с помощью которых вы теперь манипулируете другими, чтобыдобиваться того, что вам нужно?
3. Упражнение«Определение сценариев».
Цель. Это упражнение являетсявводным в задачу понимания жизненных сценариев и помогает участникамопределить, какие формы поведения они хотели бы у себя изменить.
Необходимоевремя. 1час. Материалы. Не требуются.
Подготовка.Руководительдолжен быть опытным, потому что это упражнение может вызвать сильные эмоции.
Процедура.Разбейтесьна подгруппы по четыре-пять человек. В каждой такой подгруппе подумайте надответами на такие вопросы (James, 1977):
• Чтослучается с людьми вроде меня?
• Еслия и дальше буду таким, как есть, чем это по логике должно кончиться?
• Чтопри этом скажут обо мне другие?
В пределахподгруппы поделитесь ответами на вопросы, насколько сочтете нужным. Эти ответымогут иметь происхождением те решения, которые вы приняли когда-то в детстве.Теперь у вас может появиться желание пересмотреть эти решения, перерешить их.
Следующиевопросы также могут быть полезны для определения жизненных сценариев идобавлены к упражнению.
• Какаяу вас в детстве была любимая история или волшебная сказка?
• Чторассказывали в семье о вашем рождении?
• Какбыло выбрано ваше имя?
• Какаянадпись на вашем надгробии подвела бы итог вашей жизни?
4.Обсуждение группы
В результатевыполнения даны упражнений участники увидели, как семейные поглаживанияподкрепляют ощущения счастья или несчастья. Во втором упражнении участникивыявили сценарии их жизни, заложенные в детстве.
16 день.18.05.09
1.Психодрамма. Упражнение «Сознавание состояний Я» (Родитель, Взрослый, Ребёнок).
Цель. Это упражнение позволяетполучить практику в диагностике состояний Я и является введением к транзакцияммежду различными состояниями Я.
Необходимоевремя. 45мин. Материалы. Не требуются.
Подготовка.Руководительдолжен уметь распознавать состояния Я и быть знакомым с тем, как онифункционируют.
Процедура.Упражнениеначинается с того, что три добровольца рассаживаются перед группой на стульях.Каждый из них выбирает для себя роль Родителя, Взрослого или Ребенка.
Каждое изсостояний Я представляет часть одной и той же личности. Если вызвались вы, то,пока упражнение выполняется, оставайтесь в своей роли.
Представьте,что вы гуляете в лесу. Каковы ваши ощущения? Если вы Родитель, вас могутбеспокоить возможные опасности или дело, которое надо сделать по ходу прогулки.Помните, что Родитель часто дает оценки и пользуется словами типа«противно» или «смешно». Если вы Взрослый, то можетеобращать внимание на то, какие виды птиц живут в лесу или какие вокруг васдеревья. Словарь Взрослого включает такие слова, как «полезно»,«практично», «желательно». Если вы Ребенок, вы, возможно,ощущаете прилив бодрости или скуку, обращаете внимание на то, тепло вам илихолодно, пересыпаете свою речь мусорными словами. Почувствуйте себя в выбраннойроли и поделитесь вашими впечатлениями со всей группой.
Теперьруководитель может пригласить еще трех добровольцев присоединиться к первым.Они будут другими Родителем, Взрослым и Ребенком, представляющими лицопротивоположного пола.
Чтобырасшевелить новых добровольцев к разыгрыванию их состояний Я, придумайтевоображаемую ситуацию, например поход в кино. Что вы там увидели? Как вам этопонравилось? Можно, чтобы о ваших впечатлениях спрашивали другие участники.
Теперьрасставьте стулья так, чтобы две группы добровольцев оказались друг противдруга: Родитель напротив Родителя, Взрослый напротив Взрослого и Ребенокнапротив Ребенка.
Представьте,что вы супружеская пара, у которой возникли проблемы. Заведите разговор.Разговаривать можно с другим человеком или со своим собственным другимсостоянием Я. При этом каждый раз убеждайтесь, что ваши слова обращены копределенному состоянию Я. Скоро вы увидите, что даже самые простые вещи могутиметь разное значение в зависимости от того, кто о них говорит и к комуобращается. Через пять минут закончите разговор и обсудите его между собой и сдругими участниками группы. После этого переключитесь на другие состояния Я илипригласите кого-нибудь еще из группы себе на замену. Надо следить за порядкомэтих взаимодействий, чтобы у каждого была возможность сыграть какое-нибудьсостояние Я.
Если группаособенно активна, можно сыграть все пять состояний Я человека: КритикующегоРодителя, Заботливого Родителя, Взрослого, Приспосабливающегося Ребенка иСвободного Ребенка.
2.Упражнение, помогающее брать ответственность на себя «Сила языка»
Цель: Язык — важнейшее средствокоммуникации, форма существования и выражения мышления. Это упражнение помогаетчленам группы изменить структуру своего языка. Это упражнение особенно важнодля молодых людей, входящих во взрослую жизнь.
Необходимоевремя: 30минут.
Материалы:Нет.
Подготовка:Специальнойподготовки не требуется.
Процедура:Сядьтелицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начинаякаждую словами «я должен». Не предоставляя вам обратной связи,партнер в свою очередь выскажет три фразы, начиная каждую словами «ядолжен», Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова «ядолжен» словами «я предпочитаю», сохранив неизменными остальныечасти. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесьсвоими переживаниями.
По очереди спартнером скажите три фразы, начинающиеся словами «я не могу»; Изатем замените в них «я не могу» на «я не хочу», сохраняяостальные части неизменными. Поделитесь с партнерами своим опытом и посмотрите,можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не своюнекомпетентность или беспомощность.
По очередипроизнесите три фразы, начинающиеся со слов «мне надо», и затемзамените «мне надо» на «я хочу». Поделитесь своимипереживаниями и посмотрите, ведет ли замена необходимости желанием к ощущениюсвободы или к облегчению. Является ли то, о чем вы говорили, чем-нибудьдействительно жизненно необходимым для вас или чем-то тем, что вам хотелось бы,но без чего можете прожить,
Наконец, поочереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами «я боюсь,что», и затем поменяйте «я боюсь, что» на «я хотелбы», оставляя остальные части фраз без изменений. Поделитесь своимипереживаниями с партнером и посмотрите, мешает ли страх достижению важных целейи приобретению интересующего опыта.
Слова «ядолжен», «я не могу», «мне надо» и «я боюсь,,что» отрицают вашу способности быть ответственным. Изменяя свой язык, выможете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства идействия.
3.Обсуждение упражнений группой.
После данныхупражнений участники научились распознавать состояния Я, занимать позициюВзрослого, умеющего брать ответственность на себя, различать принуждение исвободный выбор.
17 день.25.05.09. Подведение итогов тренинга
1.Завершающее упражнение «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение».
Данноеупражнение взять из группы тренинга умений (тренинга уверенности в себе).
Цель. Прежде чем изучать иотрабатывать навыки уверенного поведения, необходимо понять суть уверенности всебе. Данное упражнение поможет участникам психокоррекционной группы отличатьуверенность от неуверенности и агрессивности.
Необходимоевремя, 1час. Материалы. Не требуются. Подготовка. Не требуется.
Процедура.Каждомуучастнику группы предлагается продемонстрировать неуверенную поведенческуюреакцию, агрессивную реакцию и уверенную реакцию в некой гипотетическойситуации. Например, можно представить, что ваш друг «забыл» вернутьвзятые в долг деньги. Агрессивная реакция в этом случае может быть такой:«Черт! Я так и знал, что тебе нельзя доверять. Сейчас же верни моиденьги!» Неуверенная реакция может быть выражена такими словами:«Прости, я не хочу быть назойливым, но, может быть, ты не будешь слишкомзадерживаться с возвратом этих денег?» Наконец, уверенное поведение можетвключать такую фразу: «Я полагал, что мы договорились: ты должен былвернуть мне деньги сегодня. Буду очень признателен, если ты сможешь сделать этоне позднее пятницы».
Надо, чтобысвои способы поведения продемонстрировали все участники группы, даже есливремени каждому хватит только на один из трех вариантов. Для этого каждому изучастников должна быть предложена ситуация, отличная от тех, что были ранеепредложены другим. Если при работе над этими ситуациями прибегать к ролевымиграм, участники группы могут отождествлять себя с самыми уверенными,неуверенными или агрессивными людьми из числа их знакомых. При этом они должныпомнить, что невербальное поведение говорит о человеке не меньше, чемпроизносимые им слова, поэтому интонации, жесты и позы должны соответствоватьизображаемой реакции. Если для этого упражнения используют ситуации, которыеприведены ниже, можно либо вызывать добровольцев из числа участников группы,либо обходить всех по очереди. При этом надо, чтобы каждый получил обратнуюсвязь от участников группы, которая будет оценивать степень уверенности илиагрессивности его реакций. Абсолютно правильных реакций в таких случаях небывает, и их обсуждение может быть очень информативным.
Упражнениепоказало участникам, как внутреннее состояние Я может влиять на выборповеденческой линии. Можно с уверенностью сказать, что агрессивное инеуверенное поведение не присуще Я- Взрослому, поэтому, контролируя икорректируя своё реагирование на ситуацию, участники могут контролировать исвоё состояние внутреннего Я.
2.Подведение итогов тренинга. Отзывы участников. Анализ внутренних изменений.
Участникиотметили серьезные изменения в себе, своём отношении к жизни, окружающим людям.Студенты выявили желание и дальше продолжать занятия и готовность меняться.