Реферат по предмету "Педагогика"


Учет знаний, умений и навыков по химии в средней школе

УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
 
 
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
 
СЛУШАТЕЛЯ ГРУППЫ Х-1 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯХИМИИ УЛЬЯНОВСКОГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКО КОЛЛЕДЖА № 1
МУСЕНОВОЙ ЭЛЬМИРЫ АУФАТОВНЫ
 
ТЕМА РАБОТЫ:
«УЧЕТ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»
 
НАУЧНЫЙРУКОВОДИТЕЛЬ-
ЗАВ.КАФЕДРОЙ
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯАХМЕТОВ М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ульяновск 2002г.

План.
1.  Введение. Проверка знаний, умений и навыков учащихся как составная частьучебного процесса.
2.  Цели и задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся по химии.Требования к проверке.
3.  Виды и методы проверки знаний, умений и навыков по химии. Подготовка кпроверке.
4.  Умения и навыки, приобретаемые учащимися в процессе изучения тем.
5.  Использование наглядности и химического эксперимента при проверкезнаний, умений и навыков.
6.  Устная проверка.
7.  Письменная проверка.
8.  Проверка знаний при использовании кинофильмов.
9.  Использование индивидуальных заданий при проверке знаний, умений инавыков.
10.      Выпускной экзамен как заключительная проверка знаний по химии.
Основные выводы: условия наибольшейэффективности опроса по химии.
Использованнаялитература.

1.Введение.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся как составная частьучебного процесса.
Учет результатов обучения осуществляется проверкой знаний, умений инавыков учащихся. Проверка знаний, умений и навыков- составная часть учебногопроцесса. Цель ее- контроль учебной работы учащихся, учет их успеваемости.
В отличие от учетауспеваемости в высшей школе, где отдельные звенья учебного процесса ( лекции,консультации) не связаны непосредственно с учетом знаний, проверка знанийшкольников- органическая часть всего учебного процесса, которая одновременнодолжна быть использована для закрепления и углубления знаний, умений и навыков.
Систематическая проверказнаний, умений и навыков имеет диагностическое, обучающее и воспитывающеезначение. Систематическая проверка знаний учащихся способствует выработке у нихустановки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке,на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
Чтобы уяснить особенностипроверки знаний учащихся по химии в средней школе, следует рассмотреть хотя быв общем виде весь процесс обучения.
Процесс обучения включаетдеятельность учителя — преподавание и деятельность учащихся — учение.
Учение- этоорганизованный труд учащихся, выполняемый ими под руководством учителя с цельюприобретения знаний, умений и навыков, развития их познавательных способностей,выработки убеждений, формирования характеров. Преподавание состоит в сообщенииучащимся знаний основ науки, в формировании их мировоззрения средствамиучебного предмете, привитии умений и навыков самостоятельно и систематическивыполнять учебную работу.
Деятельность учителя иучащихся взаимно связана и обусловлена Без активности учащихся в процессе приобретенияими знаний, умений и навыков нельзя представить руководящую роль учителя, безнадлежащего руководства нет организованной целенаправленной деятельностиучащихся.
В учебном процессе,который можно представить для удобства рассмотрения с точки зрения ученика иучителя, можно вычленить такие звенья: подготовку учащихся к сознательному иактивному восприятию знаний того или иного отрезка учебного предмета, например,химии; сообщение учителем и восприятие учащимися конкретного учебногоматериала; осознание учащимися воспринятого и выделение существенного,обобщение результатов наблюдений или сравнений; закрепление учащимисяприобретенных ими знаний, умений и навыков.
Подготовка учащихся куспешному усвоению знаний и навыков состоит прежде всего в уточнении изакреплении учащимися знаний, необходимых для сознательного и активного усвоениянового учебного материала. Повторение и закрепление знаний можно ицелесообразно проводить в форме опроса учащихся, который одновременно вподобных случаях выполняет функции проверки знаний. Следовательно, подготовкаучащихся к приобретению ими новых знаний так тесно связана с проверкой ранееприобретенных знаний, что нельзя расчленить этот процесс. При систематическомизложении основ наук содержание уроков в большинстве случаях логически связано,и новая тема или новый вопрос, разрешаемый на уроке, возникает в результатеповторения пройденного раздела. Повторение большей частью проводится в формеопроса.
В процессе изложениянового материала учитель, желая знать, как усваивается материал, спрашиваетучащихся, предлагать им описывать свойства вещества или сделать обобщения наосновании наблюдений явлений или процессов. Следовательно, восприятие учащимисяновых знаний проходит под контролем учителя. Он учитывает как идет процессусвоения, все ли учащиеся правильно понимают изученное.
Элементы контроляусиливаются в той части урока, в которой учащиеся под руководством учителяделают обобщение путем сопоставления изученных фактов или сделанных частныхвыводов. При закреплении приобретенных учащимися на уроке знаний, умений инавыков учитель опрашивает учащихся, чтобы знать, как воспринято содержаниеурока, проводит упражнения. Это также дает материал для учета успеваемости какотдельных учащихся, так и всего класса. На всех звеньях учебного процессапроисходит в той или иной форме проверка знаний, т.е. учет успеваемости. Впроцессе проверки успеваемости одновременно происходит уточнение и закреплениезнаний. Учащийся, ответивший учителю урок, знает лучше его содержание, чем до ответа.
Следовательно, учетуспеваемости учащихся в средней школе органически связан со всеми звеньямиучебного процесса. В задачу учета входят проверка и оценка знаний, умений инавыков учащихся за четверть, полугодие и год. Учет знаний — дело нелегкое и можетбыть правильно реализован только с помощью продуманной системы проверки.

2. Цели и задачипроверки знаний, умений и навыков учащихся по химии.
Задача проверки должнабыть согласована с основной задачей обучения химии как предмета.
Учитель обязан датьглубокие, прочные и осознанные знания, научить применять эти знания напрактике. Этого можно достигнуть путем совершенствования всего педагогическогопроцесса, в том числе проверки знаний, умений и навыков.
Основной целью учетарезультатов обучения является не только проверка материала, но и проверкаумений и навыков, которыми должны овладевать учащиеся. Особое вниманиенеобходимо обратить на качественную характеристику знаний. Проверка знаний,умений и навыков служит средством контроля и должна показать каждому ученику,где и какие у него пробелы, что он усвоил хорошо, а также какие требованияпредъявляются к нему.
Систематическая проверказнаний и умений имеет большое воспитательное значение, так как дисциплинируетучащихся, воспитывает у них волю и характер, настойчивость и упорство вдостижении цели, побуждает систематически готовится к урокам, выполняясвоевременно и добросовестно задания.
Учитель на основаниирезультатов проверки знаний, умений и навыков может судить о том, какие разделыпрограммы класс усвоил хорошо, какие- плохо, какие ученики отстают. Этопозволит учителю судить о своих достижениях и недостатках и наметить пути ихисправления в дальнейшей работе.
Результаты проверкизнаний дают возможность администрации школы видеть полную картину работыучителя и в случае необходимости помочь ему. Оценки успеваемости необходимовсегда своевременно доводить до сведения родителей. Объективность оценки имееточень большое значение. Завышение оценки приводит к менее добросовестной работеучащихся, занижение- недоброжелательное отношение к учителю.
Требования кпроверке
 
Проверка должна бытьцелеустремленной, т.е. направленной на разрешение общихобразовательно-воспитательных задач, поставленных перед школой. Она должнаносить обучающий характер, не только выяснять степень усвоения материала,наличие умений и навыков, полученных учащимися, но также служить целямзакрепления и дополнения полученных знаний. Она должна быть всесторонней иполной, достаточно простой по форме, а результаты ее доступны пониманиюучащихся и их родителям. Вся совокупность мероприятий по проверке успеваемостидолжна быть приведена в систему, отдельные звенья которой взаимодействуют междусобой.
Каждый учащийся приопросе отчитывается в своей учебной работе индивидуально. При проверке знаний иумений учитель принимает во внимание особенности каждого школьника: его общееразвитие, особенности медленной и быстрой реакции на замечания и т. п.Индивидуальный подход при учете не означает различных оценок за одни и те жезнания у разных учащихся. На оценку не могут влиять такие факты, как поведениеучащихся. Оценка носит воспитательный характер.
Правильно поставленнаяпроверка и учет способствуют воспитанию у учащихся таких черт характера, какчестность. Прилежание, настойчивость, умение преодолевать трудности,трудолюбие, критическое отношение к своей работе, совершенствовать свои знания.
Требования, предъявляемыек проверке знаний, заставляют каждого учителя углубленно работать над ееметодикой. Рациональная система проверки должна основываться на применение всехее методов и форм в их взаимосвязи с учетом специфических особенностей,предмета химии.
Во всех видах проверкиуспеваемости учащихся по химии необходимо учитывать: объем знаний, умений инавыков; качество знаний, форму выявления знаний. Объем знаний определяетсягосударственной программой. Наличие стабильных учебников помогаетконкретизировать эти требования.
Знания, умения и навыкиобъединяются в следующие группы: 1) основные химические понятия и законы; 2)химические теории; 3) химический язык; 4) знания о веществах; 5) знания охимических элементах; 6) умения и навыки решения задач; 7) экспериментальныеумения и навыки; 8) навыки устной и письменной речи.
Для суждения о качествезнаний необходимо учитывать их правильность, осознанность, систематичность,конкретность, прочность.
Правильность иосознанность состоят в том, чтобы учащиеся не только знали свойства веществ,законы и теории химии, но и могли бы объяснить изученные явления, умелииллюстрировать законы и теории фактическим материалом.
Систематичность означает,что эти знания у школьников неразрывно связаны между собой.
Конкретность показывает,что учащиеся ясно представляют себе физические и химические свойства изученныхвеществ и зависимость их свойств от строения.
3. Виды и методыпроверки знаний, умений и навыков по химии.
Проверка знаний подидактическим признакам подразделяется на предварительную, текущую,периодическую и заключительную. По методам – на устную, письменную иэкспериментальную (практическую) проверку.
Система проверки требуетвсех четырех ее видов: предварительной, текущей, периодической изаключительной.
Цель предварительнойпроверки – выяснение уровня знаний, умений и навыков, необходимых длявосприятия нового материала. Предварительная проверка проводится на первыхуроках учебного года или перед изучением новой темы, а также в начале урока.Данные ее дают учителю представления о знаниях и помогают своевременноорганизовать консультации и дополнительные занятия. Все вопросы дляпредварительной проверки знаний учащихся должны соответствовать школьнойпрограмме и не быть труднее тех, которые учитель в конце года или при изученииранее пройденной темы.
Цель текущей проверки похимии- индивидуальная проверка знаний, умений и навыков по химии, проводимаяучителем в процессе повседневной работы. Данные текущей проверки позволяютсистематически следить за подготовкой учащихся. Учитель, не располагающийданными текущей проверки, не может правильно руководить школьной работой иправильно вести преподавание.
Для предварительной итекущей проверки результатов обучения учитель использует разные методы:индивидуальный и фронтальный устный опрос, письменные контрольные работы,контрольные практические занятия, текущие наблюдения, проверку письменныхдомашних заданий, тетрадей, домашних практических работ, а также отчеты поитогам экскурсий и просмотра видеофильмов. Каждый из методов дает возможностьпроверить только определенные стороны знаний, умений и навыков учащихся,поэтому при проверке необходимо использовать разные методы.
Периодическая проверкауспеваемости учащихся по химии с учетом результатов текущей проверки проводитсяза определенный промежуток времени в конце четверти или полугодия или послеизучения темы или раздела программы. Периодическая проверка проводится в видеобобщающих уроков, письменных или практических итоговых работ.
В старших классах среднейшколы при периодической проверке также используют зачеты. При проведениизачетов не обязательно спрашивать всех учащихся, а проверять знания только техшкольников, результаты успеваемости которых не выяснены полностью при текущейпроверке.
Заключительная проверкаосуществляется на экзамене в 11 классе.
Подготовка кпроверке знаний, умений и навыков по химии.
 
Проверка знаний, умений инавыков- составная часть учебного процесса, следовательно, подготовка учителя кучебным занятиям должна включать подготовку к проведению проверки знаний.Составляя годовые планы по химии, учитель не только планирует время на изучениенового материала, но и указывает, когда будут проводиться контрольные работы ипрактические занятия, и планирует время проведения обобщающих уроков,семинаров, зачетов.
Наличие общего плана потеме, где предусмотрены не только разделы, но и формы проверки знаний,позволяет учителю уже детализировать подготовку. В плане конспектов уроковучителю необходимо отметить, о чем надо спрашивать, также указать форму иприемы опроса, с помощью которых с наименьшей затратой времени можно будет наданном этапе разрешить все задачи проверки. В поурочных планах учитель долженнаметить вопросы, по которым необходимо спрашивать ученика, и перечислить,какие навыки необходимо проверить. Особого внимания заслуживает опыт некоторыхучителей химии, которые в порядке подготовки к учебным занятиям производяттщательный анализ учебного материала.
На основе анализа школьнойпрограммы учителя уточняют, что должны они приобрести в результате учебнойработы по той или иной теме, что проверить и закрепить из ранее изученногоматериала. При такой подготовке выявляется главное и существенное из того, чтодолжно быть усвоено учащимися.
ПРИМЕР: подготовка потеме: «АЗОТ и ФОСФОР».
Учитель записывает втетрадь, что должны знать учащиеся:
характеристику элементовглавной подгруппы V группы исостояние электронов в атомах. Формы водородных соединений, оксидов,гидроксидов. Зависимость свойств гидроксидов от заряда и радиуса ионов. Степениокисления азота. Структурную и электронную формулы молекулы аммиака. Видыхимических связей в молекуле аммиака. Физические свойства аммиака. Химические свойствааммиака аммиака: горение его в кислороде, каталитическое окисление,взаимодействие с водой. Получение аммиака в лаборатории. Применение аммиака.Какие молекулы и ионы находятся в водном растворе аммиака. Формулы солейаммония, их физические и химические свойства. Получение солей аммония.Диссоциация солей аммония. Условия взаимодействия азота с кислородом.Характеристику оксида азота ( II ) иоксида азота ( IV ). Изменениесвойств оксидов в связи с соотношением количества атомов в молекулах этих соединений.Молекулярную, структурную и электронную формулы азотной кислоты, разложение еена свету и при нагревании, взаимодействии концентрированной и разбавленнойазотной кислоты с медью и другими металлами, находящимися в электрохимическомряду напряжений правее водорода. Пассивность алюминия по отношению к азотнойкислоте. Получение азотной кислоты в лаборатории. Применение азотной кислоты.Молекулярные формулы солей азотной кислоты. Степень окисления азота в соляхазотной кислоты. Применение солей азотной кислоты в зависимости от их свойств.Производство азотной кислоты. Химические реакции, лежащие в основе производстваазотной кислоты, главные стадии производства, типичные аппараты, общие принципыхимического производства, используемые при производстве азотной кислоты. Азот вприроде. Зависимость аллотропических видоизменений фосфора от строениякристаллической решетки простого вещества. Степени окисления фосфора. Оксидфосфора ( V ), молекулярную и электронную формулы фосфорных кислот. Номенклатурусолей фосфорной кислоты. Растворимость солей фосфорной кислоты. Применениесолей фосфорной кислоты в зависимости от свойств Реактив на ион ………… Фосфор вприроде. Применение соединений фосфора. Общая характеристика элементовподгруппы азота.
4. Умения и навыки,приобретаемые учащимися в процессе изучения темы.
 
Умения и навыкираспознавания веществ:уметь отличить аммиак, нашатырный спирт от других веществ, распознать солиаммония, оксида азота ( IV ),концентрированную и разбавленную азотную кислоту, соли азотной кислоты.
Лабораторныеумения и навыки: наливать растворы из склянки в пробирку, брать сухие соли из банок,обращаться со спиртовкой и газовой горелкой, штативом. Нюхать неизвестный газ.Собирать газы вытеснением воздуха над водой. Уметь найти на столе приборы дляполучения аммиака, для окисления аммиака, для обнаружения растворимостиаммиака, для получения азотной кислоты в лаборатории, для получения оксидаазота ( IV), получать их в небольшихколичествах и испытать свойства. Уметь написать отчет о проделанной работе,зарисовать прибор.
Умения учащихсяпользоваться схемами и моделями: по схемам рассказать о производстве аммиака и круговоротеазота в природе. Рассказать об устройстве колонны синтеза аммиака, пользуясь еемоделью.
Умения и навыкирешения расчетных задач: уметь решать следующие типы задач: а) определение количества вещества,которое может быть получено из исходного вещества, содержащего примесь; б)определение выхода продукта реакции в процентах по отношению к теоретическому;в) определение количества вещества, которые будут содержаться в продуктахреакции, если одно из исходных веществ взято в избытке.
При изучении темы "АЗОТ и ФОСФОР" учащиеся должны повторить пройденный материал:
-          строениеэлектронных оболочек атомов;
-          состояние электроновв атомах;
-          электроотрицательность;
-          виды химическихсвязей;
-          полярные инеполярные связи, степени окисления;
-          химическоеравновесие;
-          степениокисления;
-          оксиды игидроксиды;
-          скоростьхимических реакций;
-          катализ;
-          зависимость свойствгидроксидов от зарядов и радиусов ионов;
-          состав и названиеоксидов, солей, кислот, оснований;
-          химическиесвойства оксидов;
-          диссоциациякислот, солей, оснований;
-          окислительно-восстановительныереакции;
-          реакции ионногообмена;
-          кристаллическиерешетки;
-          качественнаяреакция на серную кислоту и сульфаты;
-          и др.
На основании отбораматериала можно составить вопросы для проверки знаний, умений и навыков.Необходимо отдельно наметить задания для опроса учащихся, вызванных к доске, ивопросы для ответа с мест. Кроме того, продумать вопросы, используемые учителемпри объяснении нового материала, а также задачи и вопросы для закрепленияизученного на данном уроке.
Примернаяподготовка учителя к проверке знаний на уроке по теме " Соли аммония".
Вопросы классу передобъяснением нового материала:
-          Какие физическиесвойства аммиака вы знаете?
-          Можно ли хранитьаммиак в газометре над водой?
-          Что такоенашатырный спирт?
-          Как изменяетсяокраска индикаторов ( лакмуса, фенолфталеина и метилового оранжевого) в водномрастворе аммиака?
Задания дляучащихся, вызванных к доске
Карточка № 1
1.        Написатьэлектронную формулу аммиака.
2.        Найти надемонстрационном столе прибор для получения аммиака и объяснить, как можнополучить аммиак в этом приборе. Написать уравнение реакции.
Карточка № 2
1.        Написать уравнениереакции горения аммиака в кислороде. Как изменяется степень окисления азота?
2.        Какие ионы имолекулы находятся в водном растворе аммиака?
Карточка № 3
1.        В одном цилиндренаходится аммиак, в другом – воздух. Как опытным путем обнаружить, в какомцилиндре находится аммиак?
2.        Написатьуравнение реакции каталитического окисления аммиака.
Вопросы длязакрепления при изложении нового материала.
1.        Какие соединенияназывают солями?
2.        Написать формулынитрата аммония, хлорида аммония.
3.        На какие ионыраспадаются в водном растворе соли: сульфат аммония и нитрат аммония?
4.        Написать вмолекулярной и ионной формах уравнения следующих реакций: а) хлорида аммония сгидроксидом натрия; б) сульфата аммония с хлоридом бария.
5.        В чем сходствосолей аммония с другими солями, в чем их отличие? Дайте обоснованный ответ.
6.        Какие мерыпредосторожности необходимо соблюдать при хранении нитратов?
 
5. Использованиенаглядности и химического эксперимента при проверке знаний, умений и навыков.
Теоретические знания похимии нельзя проверять в отрыве от умений и навыков. Преподавание химии требуетширокого использования химических опытов и наглядных пособий. Устный ответучащихся, когда это необходимо, должен сопровождаться выполнением необходимыхпрактических заданий, в частности проведение опытов, решением задач и т.д.
Учет знаний сиспользованием химического эксперимента, таблиц, схем, моделей и коллекцийимеет важное значение.
В практике проверки экспериментальныхнавыков могут использованы:
1)        эксперимент приустной проверке знаний;
2)        контрольныепрактические занятия;
3)        текущиенаблюдения за работой учащихся во время практических и лабораторных работ споследующей проверкой отчетов учащихся;
4)        практическиедомашние задания.
Постоянное наличие настолах у учащихся сухих веществ, растворов, пробирок, штативов позволяетучителю всегда широко использовать наглядность даже при ответах с места, незатрачивая на это много времени. Учитель вызывая одновременно двух-трехучащихся, задает им не только теоретические вопросы, но и вопросы, требующиеиспользования того или иного оборудования ( приборов, таблиц, схем, коллекций),проведение опыта или даже решения экспериментальной задачи. Пока один ученикобдумывает ответ, другой отвечает, третий готовит демонстрацию опыта,зарисовывает схему прибора и т.д. Можно проверять знания учащихся, используяготовые приборы или отдельные их части (узлы) и предлагая найти эти приборы илисобрать их из отдельных частей.
Для того чтобы учащийся,рассказывая о получении кислорода, представил себе прибор, в котором проходилопыт, необходима большая предварительная работа по использованию наглядности науроках. Учитель при опросе или закреплении дает задания:
1.        Найти среди приборов,стоящих на столе, прибор для получения кислорода.
2.        Получить в данномприборе кислород.
3.        Собрать изимеющихся деталей прибор для получения кислорода.
Только после рядавопросов, закрепляющих изученное, ученик может, рассказывая о получении кислородав лаборатории, не глядя на прибор, зарисовать его. Использование рисунков приответе дает возможность выявить действительные знания, связывая изложение спредставлением.
Необходимо требовать отучащихся при устном ответе не только показа веществ, таблиц, схем, коллекций,но и объяснение проделанного опыта или решения экспериментальных задач.
Примерные вопросыдля проверки назначения приборов.
1.        Рассказать порисунку действие прибора для получения водорода.
2.        Как проверитьводород на чистоту?
3.        Нарисоватьаппарат Киппа и рассказать, как он работает.
4.        Найти надемонстрационном столе прибор для разложения воды электрическим током иобъяснить устройство и принцип его действия.
5.        Собрать изимеющихся на столе деталей прибор для получения аммиака или хлороводорода.
6.        Собрать прибордля получения кислорода.
7.        Получитькислород, пользуясь выданными прибором и реактивами.
8.        Пользуясьинструкцией в учебнике, собрать прибор для получения хлороводорода.
9.        Из деталей,имеющихся на столе, собрать прибор для получения аммиака, получить аммиак ииспытать его свойства.
10.      Получитьхлороводород и доказать его растворимость в воде.
11.      Получить карбонаткальция и гидрокарбонат кальция (прибор выдан).
12.      Получить оксидуглерода ( IV) и показать его свойства.
 
Вопросы,проверяющие умение учащихся пользоваться моделями.
 
1.        Найти модельогнетушителя и объяснить его устройство.
2.        Объяснитьустройство колонны синтеза аммиака, пользуясь моделью.
3.        Пользуясь модельюдля производства синтетического аммиака, объяснить назначение циркуляционногонасоса.
4.        Используяшаростержневые модели, объяснить строение молекул органических соединений,например, метана, этилена и др.
От учащихся старшихклассов можно потребовать умения самостоятельно отобрать те наглядные пособия ипроделать опыты, которые нужны для иллюстрации ответа.
При устном ответенеобходимо требовать не только показа веществ, таблиц, схем, коллекций, но иустного объяснения проделанного опыта. Если учащимся допущена ошибка при ответес использованием оборудования, а также при демонстрации опыта, то она должнабыть исправлена учителем с помощью других учащихся. Используя средстванаглядности при проверке знаний, необходимо сочетать средства наглядности срассказами учащегося.
Не всегда использованиенаглядных пособий в ходе ответа дает возможность объективно судить о знанияхучащихся, так как наглядные пособия могут иногда подсказать ответы. В некоторыхслучаях, если ученик не мог по памяти нарисовать прибор и объяснить его устройствои назначение, то нужно снова предложить учащимся просмотреть прибор, а затемдать исчерпывающий ответ.
Этот прием полезноиспользовать в отдельных случаях. Такой учет знаний носит обучающий характер и,конечно, будет способствовать большей осмысленности и прочности знаний.
6. Устная проверка
Устная проверказнаний — основной способ учета результатов обучения.
При устном опросе учительимеет возможность проверить весь изученный материал по теме. Говоря опреимуществах такого вида опроса, можно отметить большие возможности сочетанияпроверки знаний учащихся с углублением и закреплением ранее пройденного.Обучающий характер устной проверки в средней школе- основная особенность,которая отличает его от текущей проверки знаний в высшей школе, где при опросевсегда преобладает контроль.
Устная проверка по химии-хорошее средство индивидуального изучения учителем своих учащихся, так как впроцессе его устанавливаются личные контакты. Устный опрос наиболее прост ипонятен учащимся. Он кажется наиболее доступным, чем другие виды опроса. Но этапростота относительна. Основная трудность его состоит в том, что приограниченном количестве времени (2-3 урока в неделю) и большом числе учащихсяучителю не представляется возможности часто опрашивать каждого учащегося,поэтому ему необходимо продумать место устного опроса в общей системе проверкизнаний таким образом, чтобы результаты опроса дополнялись данными других видовпроверки.
В задачу устного опросапо химии входит проверка знаний основных законов и понятий, систематических знанийфактов и теорий, умение применять теории для объяснения фактов и использоватьих для иллюстрации изученных теорий, проверка умения распознавать вещества иделать простейшие опыты, решать расчетные задачи и экспериментальные задачи.Проверяя знания, необходимо учитывать умение учащихся излагать материал всистеме, делать выводы, мыслить логически.
Для проверки знаний иумений учащегося излагать самостоятельно материал в системе учитель предлагаетшкольникам один основной вопрос.
Для выяснения умений применятьполученные знания на практике можно предложить учащимся написать формулу,уравнение реакции, решить задачу. Кроме того, можно задавать учащимсядополнительные вопросы, проверяющие знания законов или определение реакции.Необходимо так организовать устный опрос, чтобы вызвать интерес учащихся квопросам учителя и ответам их товарищей.
Для привлечения вниманияк ответам нужно предложить кому-либо из учащихся продолжить рассказ, исправитьошибку или дополнить ответ. Нежелательно часто вызывать, а иногда и вообще невызывать для ответа слабых учащихся, т.к. их плохие ответы могут понизитьинтерес школьников. Для усиления внимания школьников к ответу вызванногоодноклассника можно применять прием рецензирования. Учитель поручает учащимсяследить за ответом отвечающего, записывать свои замечания, отмечая неточности иошибки, а затем внести исправления.
Устный опрос по химииосуществляется успешно, когда учитель применяет многие его формы. Формы иметоды надо варьировать в зависимости от цели урока, а также от состава класса,возраста и развития учащихся.
Устный опрос применяетсяв начале урока, перед изложением нового материала, с целью проверки иодновременного повторения и закрепления ранее пройденного; при изложении новогоматериала с целью выяснения связи нового с ранее изученным; в конце урока сцелью закрепления материала, а также повторения ранее пройденного; послеизучения темы или раздела на уроках, посвященных опросу, с целью закрепления,повторения, систематизации и обобщения.
Каждое слово учителя оставляетслед в коре головного мозга и влечет за собой длинную цепь ассоциаций,способных вызвать реакции со стороны учащихся. От учителя требуется тщательныйподбор необходимых слов и выражений, четких вопросов не только при объяснениинового материала, но, конечно и при проверке знаний. Высокая культура речиучителя должна служить образцом. Учителю необходимо требовать от учащихсяправильного описания свойств веществ, последовательности изложения фактическогоматериала, четкой формулировки теорий и законов, умением пользоваться «химическимязыком».
Требуя от учащихсясамостоятельного изложения изученного, необходимо предварительно, постепенно,начиная с самого начала изучения химии, учить их отвечать, причем не толькоотвечать на вопросы, но и самостоятельно излагать в системе небольшой разделизученной темы. Для этого надо дать им план ответа. Для всякого родадеятельности должна быть установлена известная форма и норма. Ученик долженподражать ей, вглядываясь в нее, как бы следуя по чужим стопам. Он не может ещеничего самостоятельно создать, следовательно, ему необходимо подсказывать.Поэтому нужно, чтобы в школах для всего, что приходится делать, были истинные,точные, простые и легкие для подражания формы, образцы и оригиналы всех вещей:чертежи, планы и пробные работы.
 
Примерные планыизложения.
1.        История открытия.
2.        Формулировка.
3.        Применение.
4.        Значение законадля развития науки и формирования научно-материалистического мировоззрения.
План изложениятеории
1.        Историявозникновения теории.
2.        Основныеположения теории и их доказательства.
3.        Практическоеприменение теории.
План изложениятеоретических понятий
1.        Формулировкаопределения понятия.
2.        Примеры.
План описанияэлемента после изучения темы «Периодический закон и периодическая системаД.И.Менделеева. Строение вещества».
1.        Химический знак
2.        Атомная масса.
3.        Положениеэлементов в периодической системе (порядковый номер, номер периода, четный илинечетный ряд, номер группы, подгруппа).
4.        Строение атома (заряд ядра, состав ядра, распределение электронов по энергетическим уровням,число электронов на внешнем электронном слое).
5.        Состав и характервысшего оксида.
6.        Состав и характергидроксида для элементов главных подгрупп I, II, III групп.
7.        Формулаводородного соединения.
План описанияпростого вещества после изучения темы «Периодический закон и периодическая системаД.И.Менделеева. Строение вещества.»
1.        Химическаяформула, структурная и электронная.
2.        Вид химическойсвязи.
3.        Место вклассификации.
4.        Физическиесвойства.
5.        Химическиесвойства в связи со строением ( отношением к простым и сложным веществам).
6.        Нахождение вприроде.
7.        Применение в бытуи народном хозяйстве.
8.        Получение влаборатории и технике.
План описаниясложного вещества после изучения темы «Периодический закон и периодическаясистема Д.И. Менделеева. Строение вещества».
1.        Химическаяформула.
2.        Вид химическойсвязи.
3.        Место вквалификации.
4.        Физическиесвойства.
5.        Химическиесвойства.
6.        Применение.
7.        Нахождение вприроде.
8.        Получение влаборатории и промышленности.
План изложенияпроизводственных процессов
1.        Химическиереакции, лежащие в основе производства, и условия их течения.
2.        Сырье, его состави свойства .
3.        Главные стадиипроизводства.
4.        Устройства и принципыдействия типичных аппаратов.
5.        Основные научныепринципы производства.
6.        Характеристика конечногопродукта и его народнохозяйственное значение.
Приведенные планыизложения могут быть даны учащимися при изучении соответствующих разделовхимии. Полезно оформить эти планы на стендах и вывесить в химическом кабинете.
При оценке знанийуказывать положительные и отрицательные стороны ответа — это имеет большоевоспитательное значение.
У учащихся, получившихзадание, необходимо выработать умение тщательно готовиться к ответам. Во времяподготовки ученик должен составить план, записать на доске уравнения реакции,сделать зарисовки приборов, чертежи и схемы, если нужно, решить задачи,подготовить необходимый прибор. Во время ответа отвечающий должен демонстрироватьопыты и таблицы так, чтобы обеспечить видимость их всему классу, четко вестинужные записи на доске. Для привлечения внимания необходимо задавать вопросыклассу до вызова учащихся к столу учителя. К дополнению ответов желательнопривлечения возможно большего числа учащихся. Правильная методика проверки иглубокие знания учителя, его желание лучше преподнести материал, содержаниесамого материала всегда хорошо воспринимается учащимися.
Форма устнойпроверки по химии.
 
В практике преподаванияхимии применяют следующие приемы и формы устной проверки: индивидуальный (краткий, длительный) и фронтальный опрос.
Краткий опрос с места-составная часть урока. Цель его- проверка выполнения домашних заданий, а приповторении он используется как предварительный учет или применяется длязакрепления и проверки усвоения нового материала. Учитель ставит вопросы передклассом. При неправильном или недостаточно полном ответе ученика учительдополнительными вопросами требует исправления ответа или вызывает других учащихся.Краткий опрос может быть приведен в конце урока с целью закрепления изученного.
Длительный опрос ставитсвоей целью проверить знания учащихся на уроках, посвященных повторения,закреплению и проверке знаний учащихся. Наблюдения говорят о том, что на опросодного учащегося в 8-9 классах необходимо тратить примерно 3-5 минут, а в 10-11классах- 7-10 минут. Конечно, столько времени на устную проверку знаний можнотратить только при одновременном вызове нескольких учащихся, когда одниотвечают, а другие обдумывают ответ по вопросам, указанным в карточке.
Пример карточек дляустного опроса по теме " Азотная кислота" в 9 классе.
 
Карточка № 1.
1.        Окислительныесвойства азотной кислоты. Рассказать, какие опыты были показаны учителем.Написать уравнения реакций.
2.        Перечислитьправила обращения с азотной кислотой.
3.        Перечислить мерыпредосторожности при работе с азотной кислотой.
4.        Перечислить мерыпредосторожности при работе с азотной кислотой.
Карточка № 2.
1.        Написатьуравнения реакций взаимодействия азотной кислоты с медью и разобрать ее с точкизрения окисления и восстановления.
2.        Написатьуравнения реакций взаимодействия серной кислоты с металлами.
Карточка № 3.
1.        Какие общиесвойства с другими кислотами имеет азотная кислота? Написать уравнения реакций.
2.        Решитьэкспериментальные задачи:
даны три пробирки сразбавленными кислотами: соляной, серной, и азотной. Как распознать их?Написать уравнения реакций.
Фронтальный опросзаставляет всех учащихся работать и привести знания в систему. Несмотря наположительное значение фронтального опроса, нужно отметить его некоторыенедочеты: краткость ответов, неполнота раскрытия темы и не вырабатываетсяумение к рассказу.
Примерные вопросыдля фронтального опроса по теме «Галогены».
 
Цель — выявить общуюподготовленность класса по данной теме, научить учащихся кратко отвечать навопрос.
1.        Записатьхимические знаки галогенов.
2.        Какое положениезанимают галогены в периодической системе?
3.        Указать сходствои отличие в строении атомов фтора, хлора, брома.
4.        Как изменяютсярадиусы атомов галогенов с возрастанием порядкового номера элементов?
5.        Какие степениокисления проявляет хлор?
6.        Какой тип связи вмолекулах галогенов?
7.        Как изменяетсяэлектроотрицательность галогенов с возрастанием радиуса атома?
8.        Как зависитстепень окисления галогенов от электронных структур их атомов?
9.        Какие изгалогенов проявляют положительную степень окисления?
10.      Привести примерыдвух реакций, в которых галогены проявляют положительную степень окисления?
11.      В каком виденаходится хлор в природе? Дать обоснованный ответ.
12.      Где применяютхлор и его соединения?
13.      Написатьуравнения реакции получения хлороводорода в лаборатории.
14.      Нарисовать прибордля получения соляной кислоты в лаборатории.
15.      И т. д.
Значение задач припроверке знаний.
Решение задач даетвозможность проверить теоретическую подготовку школьников, умение учащихсяприменять полученные знания на практике. При проверке знаний целесообразноиспользовать не только расчетные задачи, но и экспериментальные.
При устном учете возможноприменение различных типов задач, указанных в методической литературе.Применять задачи при устном виде учета целесообразно как при индивидуальной,так и при фронтальной проверке знаний. Например, при индивидуальной проверкеможно вызвать одновременно 2-3 учащихся. Один из них получает вопрос дляизложения, другой решает расчетную задачу на доске, третий- экспериментальную.
Требования, которыенеобходимо предъявлять учащимся при решении расчетных задач, должны быть такиеже, как и при решении задач по математике и физике. Основная схема следующая:
1)   анализ условия
2)   составления плана решения
3)   решение
4)   ответ
Большое внимание вметодической литературе придается анализу условия задачи. При ответахнеобходимо требовать от учащихся соблюдения правил решения задачи. При ответахнеобходимо требовать от учащихся соблюдения правил решения задачи:
1)   записать условие задачи на доске;
2)   до решения задачи необходимо еепроанализировать (данное, искомое, типичность случая, усложнение и составитьплан решения;
3)   выбрать наиболее простой способрешения;
4)   избегать без необходимости переводаодних видов измерений в другие;
5)   стремиться, где возможно, безперевода решать задачи в химических единицах массы;
6)   ответ задачи давать в полном виде (например, для получения 2 г водорода затрачено 65г цинка);
7)   применять общепринятые сокращенныебуквенные обозначения величин.
От учащихся необходимотребовать формулировки вопросов, особенно от слабо успевающих школьников. Целесообразноиспользовать алгоритмы при решении задач. Хотя все задачи поддаютсяалгоритмизации, но не всегда нужно требовать от учащихся расчленения задачи нашаги- алгоритмы. В ряде случаев полезно предложить опрашиваемому ученикупроанализировать и проверить обратным ходом решение задачи
Например, при решении задачи :
какое количествооксида углерода (IV) получится при разложении 10 г карбоната кальция?
Можно предложить учащимсясоставить задачу, обратную данной. Если известно количество граммов оксида углерода(IV), то можно
Найти, сколько карбонатакальция подверглось разложению. Иногда полезно, проверив правильность решениязадачи, заданной на дом, предложить ученику решить аналогичную задачу. В рядеслучаев желательно задавать учащимся при опросе задачи, требующие устногорешения.
Для развития мышленияможно при опросе предложить учащимся решить задачу с избыточными илинедостающими данными в условии.
Проверяя умение решатьзадачи при опросе, не всегда надо заставлять учащихся производить математическиерасчеты, иногда можно остановиться лишь на проверке умения учащегося составитьплан решения. При решении задач необходимо обращать внимание на арифметическиеи алгебраические ошибки и грамотность при ответе. Решение экспериментальныхзадач дает возможность учителю не только проверить экспериментальное умение инавыки школьников, но и выявить умение самостоятельно применять полученныезнания на практике. При решении экспериментальных задач необходимо требовать отучащихся предварительного теоретического обдумывания.
План решенияэкспериментальной задачи:
1.        изучить условиезадачи,;
2.        вспомнить тетеоретические знания по химии, которые необходимы для решения задачи;
3.        провести анализусловия;
4.        составить общийплан;
5.        выполнитьнеобходимый эксперимент и провести проверку.
От учащихся после решенияэкспериментальной задачи необходимо требовать составления в классе письменногоотчета… В отчете необходимо записать план решения каждой экспериментальнойзадачи, записать необходимые уравнения реакций и условия их течения,фиксировать наблюдения, записи выводов, а в случае необходимости зарисоватьприборы, используемые для решения. Надо требовать от школьников перед решениемэкспериментальной задачи составления списка необходимых реактивов, материалов ипосуды. Особенно важно учитывать знания учащимися техники безопасности, которуюони должны соблюдать.
Проверка учителем решенияэкспериментальной задачи учащимися проводится путем наблюдения за проведениемхимического эксперимента путем наблюдения за проведением химическогоэксперимента, а также проверки письменного отчета.
Проверка решенияэкспериментальной задачи учащимися проводится путем вызова отдельных учащихся кдемонстрационному столу учителя. Всем остальным учащимся рекомендуетсяпринимать участие в разборе решения задачи, давая дополнения к ответувызванного школьника, демонстрирующего перед классом решение задачи. Изэкономии времени для проверки решения экспериментальной задачи целесообразновызывать одновременно два ученика: пока один отвечает, другой обдумывает планрешения, готовясь к ответу.
Учитель оценивает работувсех учащихся на основе проверки их ответов, кроме того, в журнал выставляетоценки тем 6-8 учащимся, за которыми он проводил более тщательные наблюденияпри проведении эксперимента.
Для учета знаний иособенно для выявления умений и навыков школьников полезно использовать задачине только на получение веществ, распознавание, доказательство состава веществаи т.д., но и на проектирование и конструирование приборов.
Проверка умения школьниковконструировать приборы и решать экспериментальные задачи по химии даетвозможность выявить учащихся, проявляющих особый интерес к химии, и помогает впрофориентации.
Какие вопросыследует задавать учащимся?
Большое значение дляпроверки знаний, умений и навыков учащихся имеет также характер вопросов. Важнозадавать вопросы, проверяющие знания изученных теорий и законов, знаниявеществ, признаков реакций и условий их течения, умения использоватьфактический материал для иллюстраций теорий и навыков, а также умениеиспользовать знания теории для объяснения сущности процессов и явлений, свойстввеществ в зависимости от их строения, применение веществ в зависимости от ихсвойств. Обращено особое внимание на вопросы, развивающие мышление школьников,специально выделенные вопросы обобщающего характера, вопросы мировоззренческогохарактера. Большую роль в проведении устного учета знаний играют содержание иформулировка вопросов. Желательно задавать вопросы такой трудности, которыевызвали бы интерес к работе. Не стоит давать вопросы чрезмерной трудности илислишком легких, которые воспитывают у учащихся привычку не готовить уроковдома.
Необходимо чаще ставитьвопросы, способствующие развитию логического мышления. К числу таких относятсявопросы на сравнение, на установление причинно-следственных и иных существенныхсвязей, выяснение основных и характерных черт и признаков явлений, вопросы,требующие подведения частного под общее или применение общего к конкретному,вопросы, проверяющие умение школьников классифицировать предметы и явления поуказанному признаку или установить значение явлений и событий, а также вопросы,требующие объяснения, обоснования, доказательств и выводов.
Возрастные особенностиучащихся определяют характер вопросов для проверки знаний. В 8 классенеобходимо задавать простые, более конкретные вопросы, например:перечислить физические свойства водорода, дать определение оксидам, датьформулировку закона сохранения массы веществ… Постепенно надо переходить квопросам, которые требуют установления связи между понятиями и явлениями и,наконец, дают возможность проверить умение учащихся обобщать изученное, делатьвыводы ( например: какие общие свойства имеют кислоты? Почемугидроксид натрия и гидроксид меди (II) относятся к классу оснований? И.т.д.) По мере накопления теоретических понятийи углубления знаний фактического материала усложняется содержание и характервопросов.
7. Письменнаяпроверка.
Письменная проверка похимии включает в себя:
1.        Кратковременныеконтрольные работы.
2.        Длительныеконтрольные работы.
3.        Химическийдиктант.
4.        Проверкаписьменных работ и тетрадей.
5.        Тесты.
Письменная контрольнаяработа позволяет учителю получить за один урок общую картину знаний всехучащихся по тому или иному разделу курса. Результаты работ документальноотражают знания и могут быть выражены в количественных показателях, чтопозволяет объективно оценить успеваемость. Наиболее существенный недостатокэтого способа проверки состоит в том, что не все изученное по курсу химии всредней школе может быть проверено письменной контрольной работой ( например,трудно учесть экспериментальные навыки и умения и.т.д.) Отсутствие личногоконтакта не дает возможности учителю так глубоко изучать своих учеников, как приустной проверке. При проведении письменных и контрольных работ уменьшаетсявозможность использования проверки для закрепления и углубления знаний.
Подготовка ипроведение письменных контрольных работ
Подготовка письменныхконтрольных работ представляет не меньше трудности для учителя, чем устныйопрос.
Перед составлением плановпо предмету на полугодие каждый учитель уточняет тот объем знаний, умений инавыков по химии, который должен иметь учащийся, и определяет те основныевопросы, по которым будут проводиться письменные контрольные работы. Срокипроведения контрольных работ учитель указывает в календарном плане. О времениих проведения желательно предупредить учащихся, чтобы они повторилисоответствующий раздел курса и привели в систему полученные знания.
Не обязательно проводитьконтрольную работу сразу после прохождения темы или раздела курса. Иногда, еслижелательно проверить прочность знаний учащихся, можно предложить написатьконтрольную работу по истечении некоторого времени после прохождения того илииного раздела программы.
Содержание, объем истепень трудности контрольной работы должны быть такими, чтобы среднийучащийся, добросовестно работающий в классе и выполняющий все домашние задания,смог бы в отведенное время выполнить эту работу.
Лучше проводитьодночасовые контрольные работы. Если по расписанию в этот день работаютпараллельные классы, то все работы желательно сосредоточить в один день.
Поскольку основной цельюявляется выявление не только понимания и знания изученного материала, но иумение мыслить, в практике текущей письменной проверки, кроме вопросов и задач,предлагаемых учащимися на длительных и кратковременных контрольных работах,используются тесты, т.е. проверочные задания, в содержании которых имеютсяответы. В методической литературе приводятся следующие виды тестов:
1.        группировка;
2.        тест надополнение
3.        избирательный.
Первый вид тестовприменяют для проверки знаний классификаций понятий. Например: изнаписанных ниже формул веществ выписать отдельно формулы оксидов, гидроксидов,кислот и солей:
Второй вид тестов- надополнение. Например: горение свечи относится к …… явлениям,испарение спирта относится к ……. Явлениям, таяние снега относится к ………явлениям.
Третий вид тестов-избирательный. Например: какие из указанных веществ: сернаякислота, гидроксид кальция, гидроксид натрия, оксид фосфора (V), хлорид кальция- можно использоватьдля осушения оксида углерода (IV).Избирательные тесты бывают не только с выбором одного ответа, но и с выборомнескольких ответов.
Например: какие из перечисленных операцийнеобходимо использовать для разделения смеси речного песка, железных стружек иводы?
а) отстаивание
б) выпаривание
в) перегонка
г) действие магнита
д) фильтрование
е) растворение в воде.
Использование тестовимеет ряд преимуществ. Тесты дают возможность получить быструю информацию обусвоении химии учащимися, экономят время школьников при ответах, облегчаютучителю проверку и анализ работ учащихся, дают возможность количественно учестьрезультаты ответов, что способствует объективности проверки. Большинство учителейотрицательно относятся к тестам. Можно выделить дав мотива: подчеркиваниеготового ответа исключает умственную деятельность учащихся, связанную сконструированием ответов; подчеркивание неправильного ответа способствуетзакреплению ошибок, допущенных при ответе.
Можно рекомендоватьучителям химии применять тесты для проверки знаний фактического материала и неиспользовать их для проверки умений школьников обобщать изученное.
При текущей письменнойпроверке, как и при текущей устной проверке, применяют графические задания. Ихприменение дает возможность проверить не только знания учащихся, но и уменияиспользовать рисунки при ответах. Можно давать следующие графические задания:
1.        Нарисоватьприбор, в котором проводился опыт на уроках химии.
2.        На рисункахприборов в задании учителя сделать необходимые надписи.
3.        Указать, какойприбор нарисован верно и в каком замечены ошибки.
Составление вопросов иподбор задач желательно сопровождать разработкой ответов на них. Составлениеответов дает возможность учителю проверить, удачно ли сформулирован вопрос исоставлена задача, правильно ли оценены ответы учащихся в контрольной работе.Вопросы должны быть такими, что бы ответом на них были уравнения реакций,зарисовка схем, приборов. Вопросы, которые раздаются учащимся при проведенииписьменной контрольной работы, желательно записывать на карточках в несколькихвариантах ( от 4 до 8) на класс. Все варианты ( карточки) нумеруются попорядку- по числу учащихся в классе. Карточки для контрольных работ нужно оставитьдля следующего учебного года. Наличие такого дидактического материала экономитработу учителя.
Организация классаво время проведения письменных контрольных работ.
 
Перед тем как провестиконтрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить.
Прежде чем раздатькарточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола.Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке,чем предупреждается возможность списывания. Иногда бывает необходимо взависимости от содержания вопросов и предварительной подготовки учащихсявыдавать таблицы с атомными массами элементов, растворимостью солей, оснований,кислот в воде и.д. Учитель разрешает не переписывать вопросы, а давать тольковопросы, а давать только ответы, обозначая их теми номерами, которые указаны вкарточках. Порядок ответа ученик может выбрать сам в зависимости от трудностидля него того или иного вопроса.
Во время контрольнойучащиеся имеют право поднять руку и попросить разъяснения условия задачи.Нельзя допускать, чтобы ученики, закончившие работу раньше других, выходили изкласса. Для таких учащихся полезно иметь дополнительные вопросы, ответы накоторые позволяют выявить учащихся, особо интересующихся химией.
Необходимо продуматьтакже вопрос, как собрать работы в конце урока. Можно установить такой порядок:после предупреждения учителя об окончании работы все учащиеся сдают их учителюили кладут работу на край стола, после чего учитель, лаборант или дежурныйсобирает их.
 
Оценка письменных контрольныхработ
При оценке знаний заоснову берется усвоение материала, но необходимо также снижать отметку и занеаккуратность, небрежность, за арифметические и грубые грамматические ошибки.
Для наибольшейобъективности при оценке контрольных работ полезно ввести количественнуюхарактеристику качества письменной контрольной работы.
В итоговой оценкеписьменной работы необходимо установить степень правильности и полноты ответана каждый вопрос.
Ошибки могут бытьразными. Существенными ошибками мы считаем такие, которые показывают отсутствиезнаний основных законов и понятий химии или основного материала. К существеннымошибкам следует также отнести ошибки в математических действиях, показывающиенеумение решать задачи на проценты, пропорции…, т.к. без этих элементарныхзнаний невозможно решить ни одной химической задачи на вычисление по формулам иуравнениям реакций, а также ошибки в арифметических действиях, приводящиеучеников к ответу, противоречащему химическому смыслу задачи.
Несущественными называютошибки, касающиеся подробностей деталей вопросов, или неточные ответы,незначительно уклоняющиеся от истины. При решении задач также несущественныминужно считать ошибки в пропуске наименований ( если только они не показываютнепонимания отношения между веществами, участвующими в реакции), недостатки врасположении записей, ошибки в правописании отдельных слов и химическихтерминов ( например, «кристалл», «молекула», «озон»,и т.п.) Ошибки в арифметических расчетах учитываются в том случае, если ониприводят к абсурдному ответу с точки зрения химического смысла задачи.
При анализе контрольнойработы учитель сообщает типичные ошибки, допущенные при ответах, или указывает,почему неправильно решены задачи. Также обращает внимание и на ошибки врисунках или схемах, приведенных в работах. Для примера иногда зачитываютсялучшие ответы. Очень полезно в воспитательном отношении назвать учащихся,работы которых оценены «пятеркой».
Контрольные работывыдаются после объявления оценок. Учитель предлагает исправить ошибки, еслипосле анализа контрольных работ остается достаточно времени. Можно предложитьисправить их дома и попутно проделать соответствующие домашние задания в видеупражнений.
В процессе текущего учетанеобходимо добиться ликвидации недостатков в знаниях учащихся, которые были обнаруженыпри проверке контрольных работ.
Длительныеконтрольные письменные работы.
 
Длительные контрольныеработы по химии проводятся в течении целого урока, т.е. 45 минут. Нужнопроводить длительные контрольные работы как минимум по следующим темам:
1.        Первоначальныехимические понятия.
2.        Кислород, оксиды,горение.
3.        Водород, кислоты,соли.
4.        Вода, основания.
5. Важнейшие классынеорганических соединений.
6.        Расчеты похимическим формулам и уравнениям.
7.        Периодическийзакон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение вещества.
8.        Подгруппакислорода.
9.        Скоростьхимических реакций. Химическое равновесие. Производство серной кислоты.
10.      Галогены.
11.      Теорияэлектролитической диссоциации.
12.      Азот и фосфор
13.      Углерод икремний.
14.      Металлы.
15.      Углеводороды.
16.      Спирты,альдегиды, карбоновые кислоты.
17.      Сложные эфиры,жиры, углеводы.
18.      Азотосодержащиесоединения.
19.      Обобщение знанийнеорганической химии.
Например.
Смотри приложение № 1.
 
Кратковременныеписьменные контрольные работы.
Кроме описанных вышеконтрольных работ, многие учителя практикуют кратковременные летучие письменныеконтрольные работы. Цель их- проверить подготовку домашних заданий. Такиеработы даются всегда без предупреждения. Систематическое проведение ихзаставляет учащихся всегда аккуратно выполнять заданные уроки. Даются онибольшей частью на следующем, после объяснения нового материала, уроке.
Кратковременныеконтрольные работы более целесообразно давать за 10-15 минут до окончанияурока. Организация в основном та же, что и письменных контрольных работ,рассчитанных на 1 урок.
Только в кратковременныхконтрольных работах учащимся предлагается ответить на 2-3 вопроса или решитьзадачи. Вопросы для нее нужно записать на доске или на карточках в несколькихвариантах.
Например.
I вариант.
1.        Привести 2примера физических и химических явлений.
2.        Какие веществаназывают чистыми?
3.        Написать названияэлементов, химические знаки которых: H, S, Cu, Hg, Al, Zn
IIвариант.
1.        Привести 2примера простых и сложных веществ.
2.        Привести примерычистых веществ и смесей.
3.        Написатьхимические знаки следующих элементов: железа, кислорода, фосфора, магния,олова.
Химический диктанти другие виды опроса.
 
В практике работыучителей для учета знаний применяют химический диктант. Вопросы для химическогодиктанта могут быть следующими: написать формулы веществ по названиям,определить валентность элемента в соединениях, дать определение химическихпонятий, сформулировать законы, зарисовать приборы и т.д. Продолжительностьдиктанта не должна превышать 10-20 минут.
Например. Смотри приложение № 2.
Проверка письменныхдомашних заданий и тетрадей.
Одним из видов учетарезультатов успеваемости учащихся по химии является проверка письменныхдомашних заданий и тетрадей. Проверку письменных домашних заданий по химиицелесообразно проводить: просмотром тетрадей при обходе класса в начале урока;проверкой тетради ученика, вызванного для устного ответа; проверкой тетрадейпосле урока; вызовом ученика к доске или с места по вопросам письменнойдомашней работы; опросом всех учащихся по вопросам письменного домашнегозадания одного-двух уроков.
Необходимо требовать,чтобы учащиеся, не выполнившие домашнее задание, до начала урока информировалиучителя о причине его невыполнения. Если в процессе урока будут выявленыучащиеся, не приготовившие домашнее задание без уважительной причины, тоучитель обязан поставить им неудовлетворительные оценки.
Например.
В начале урока учительпросит учащихся открыть тетради и, обходя класс, проверяет выполнение домашнегозадания. Нужно также после просмотра вызвать одного-двух учеников к доске ипредложить им написать ответ или решить задачу, а всем остальным предлагаетсяпроверить тетради и поправить ошибки в своих работах. Ответы учащихся, активнопринимавших участие в проверке домашних заданий, нужно оценивать.
Для активизации классаучитель предлагает учащимся поменяться тетрадями и проверить домашнее заданиедруг у друга. Если на дом даны схемы или зарисовки, то учитель показываетклассу несколько хороших работ и указывает недочеты в плохих. Чтобы приучитьучащихся систематически вести записи, надо регулярно проверять тетради,особенно в младших классах.
Большую помощь припроверке домашних заданий учащихся по химии может оказать использование техническихсредств, например эпипроектор. Лучше использовать его для проверки сложныхдомашних заданий. Демонстрируя на экране задание учащегося, учитель предлагаетобъяснить его. При обнаружении ошибок нужно привлекать более сильныхшкольников. Коллективное воздействие на ученика при проверке домашних заданий сиспользованием эпипроектора не только повышает качество знаний школьников, но иэкономит время учителя.
Краткий переченьтребований к ведению тетрадей по химии.
Необходимо иметь рабочуютетрадь для ведения записи в классе и для домашних заданий. В ней записываетсякраткий план урока с уравнениями реакций, делаются зарисовки демонстрационныхприборов. Определения понятий записываются в том случае, если они недостаточноясно даны в учебнике. Если ученик решает задачу не из стабильного учебника илизадачника, то условие задачи переписывается. Кроме рабочей тетради, ученикдолжен иметь тетрадь для контрольных работ, практических занятий, которые нужнохранить в химическом кабинете, выдавая учащимся их только для работы.
При выведении общейоценки за оформление тетрадей необходимо не только учитывать правильность икачество записей, но и обращать внимание на общую грамотность, на умение чистои аккуратно вести запись и правильно делать необходимые рисунки. Оценки затетради принимаются во внимание при выведении четвертной оценки.
Полезно рекомендоватьучащимся хранить тетради по химии начиная с 8 класса. Это поможет закрепить имлучше материал при повторении и подготовке к выпускным экзаменам.
Если учитель систематическипроверяет письменные домашние задание и тетради, он получает дополнительныйматериал о недостатках работы отдельных учащихся, а также имеют возможностьисправить недочеты своей предыдущей работы путем дополнительных упражнений вклассе. Иногда результаты выполнения домашнего задания требуют перестройкипланирования материала последующего урока.

8. Проверка знанийпри использовании диапозитивов, кинофильмов
 
Проверку необходимопроводить при демонстрации диапозитивов и кинофильмов.
Например. Проверказнаний при демонстрации кинофильма «Фтор и его соединения». Фильмдемонстрируется фрагментарно в течение 10 минут. Перед демонстрацией кинофильмаучащимся были предложены вопросы. Они были предупреждены, что после просмотракаждого фрагмента будет проведена проверка знаний. Учащимся было заданописьменно ответить на эти вопросы, ответы на которые также будут провереныучителем.
Фрагмент№ 1. Фтор в природе.
1.        В виде какихсоединений встречается фтор в природе?
2.        Какую роль играетфтор в организме человека и животных?
Фрагмент № 2. Свойства фтора
1.        Сравнитьфизические свойства фтора и хлора.
2.        Расскажите охимических свойствах фтора Сравните их со свойствами хлора. Напишите уравненияхимических реакций, характеризующие а) отношение фтора к неметаллам; б)отношение к сложным веществам.
Фрагмент № 3. Фтороводородная кислота.
1. Как можно получитьфтороводородную кислоту?
2. Какое действиеоказывает фтороводородная кислота на стекло? Записать уравнение реакции.
3.        Где применяютфтороводородную кислоту.
Фрагмент № 4. Применение фторидов.
1.        Где применяютфторид кальция и фторид натрия?

9. Использование индивидуальныхзаданий при проверке знаний.
В практике преподаванияучителями используются различные виды самостоятельных работ как теоретического,так и практического характера. Задания, составленные с учетом индивидуальныхособенностей учащихся, позволяют учителю наиболее полно проверить знания,умения и навыки, выявить способных учащихся, обратить внимание на пробелы взнаниях отстающих и вовремя принять необходимые меры для ликвидации их пробеловв знаниях.
Индивидуальные заданиелучше давать как дополнение к основному заданию. В зависимости от цели исодержания урока, уровня знаний учащихся индивидуальные задания они могутвыполнять на уроке или дома. Для каждой индивидуальной работы необходимоустановить срок ее выполнения. При разработке индивидуальных заданий нужноучитывать уровень знаний школьников, их заинтересованность предметом испособности. Слабым учащимся можно предложить повторительные упражнения дляликвидации обнаруженных учителем пробелов в знаниях.
Для учащихся, проявившихинтерес к химии, можно составить задания, развивающие их мыслительнуюдеятельность, как, например: придумать новый способ решения задачи, составитьсамостоятельную задачу, аналогичную данной, зарисовать схему производства,используя дополнительную литературу, составить доклад по истории открытия тогоили иного вещества, рассказать о его применении в зависимости от свойств.
Индивидуальные заданиелучше записывать на отдельных карточках.
Выполнение индивидуальныхзаданий необходимо систематически контролировать и учитывать.
В примечании отмечаетсяусвоение материала и фиксируется обнаруженные пробелы в знаниях, что помогаетучителю в дальнейшей работе с учащимися по ликвидации этих пробелов, в подборепоследующих работ.
Примерная схема дляучета таких заданий.Ф.И.О. № карточки Вид и тип задания Срок выполнения Оценка Примечание
Пример постепенногоусложнения вопросов для заданий слабым и сильным учащимся.
 
1.        При устномизложении или беседе учителя слабому ученику предложить повторить определениепонятия, ход решения задачи; сильному ученику- привести новые примеры,составить новую задачу и т.д.
2.        При проведениипрактических работ слабому ученику дать более подробную инструкцию проведенияэксперимента; сильному ученику- обосновать опыт теоретически ( например, какобъяснить с точки зрения атомно-молекулярного учения, почему сера горит вкислороде более интенсивно, чем на воздухе), решить экспериментальную задачу (проделать опыт для доказательства наличия определенного катиона в данномсоединении).
3.        При работе сучебником слабому ученику предложить выписать определение понятий, ответитьдополнительно на вопросы; сильному написать дополнительно предложенные учителемуравнения реакций, характеризующие свойства данного вещества, сравнить свойстванового вещества с ранее изученным.
4.        При закреплении иповторении пройденного материала слабому ученику дать выполнить упражнения длязакрепления умений, составить формулы по валентности, написать дополнительнонесколько уравнений химических реакций в молекулярном, ионном виде, решитьзадачу по плану, данному учителю сильному ученику,- решить задачу повышеннойтрудности, предложить новый способ решения задачи и т. д.
5.        При зачете знанийслабому ученику предложить вопросы, охватывающие небольшой раздел изученного;сильному- задать вопросы обобщающего характера, предложить решить задачуповышенной трудности, нарисовать на доске схему и т.д.
10. Выпускныеэкзамены как заключительная проверка знаний, умений и навыков учащихся похимии.
 
Экзамены служат серьезнымпоказателем работы и учащихся, и учителя. Правильно организованное повторениепройденного в году и перед экзаменами способствует систематической работеучащихся и более осознанным знаниям. Результаты экзаменов помогают учителюанализировать достижения и недостатки в своем преподавании. Экзаменыстимулируют работу учителя, помогают ему повышать свой методический уровень.Итоги экзаменов дают материал руководству школы по качеству знаний.
Подготовка ипроведение экзаменов.
Получив экзаменационныебилеты, учитель должен внимательно просмотреть план повторения материала иуточнить его.
Нельзя проводитьповторение непосредственно по билетам, т.е. сначала повторяют полностьюматериал, охватывающий содержание всех вопросов одного билета, потом другого ит.д. При таком «методе» у учащихся не создается системы знаний, ихвнимание рассеивается и повторение теряет свое значение для установлениявзаимосвязей между отдельными частями курса.
Учителю также следуетвнимательно ознакомиться с типами расчетных и экспериментальных задач,имеющихся в билетах, и в план повторения обязательно включить решение подобныхзадач.
Решение экспериментальныхзадач по химии учащиеся проводят на контрольной практической работе, о временипроведения которой учитель их предупреждает заранее. До проведения практическойработы учитель предлагает школьникам еще раз возобновить в памяти проделанныйэксперимент и фактический материал. Для этого учитель выдает учащимся на домтетради с записями отчетов о практических работах.

Основные выводы:условия наибольшей эффективности опроса по химии.
1.        Учитель и ученикидолжны быть готовы к предстоящему опросу. Учитель обязан подобрать вопросы потекущему материалу и повторению, выбрать способ опроса и наметить, кого изучеников спросить. Ученики должны знать, по каким разделам будут заданыосновные вопросы, и специально дома подготовить соответствующий материал.Ученики обязаны готовится к каждому уроку.
2.        Оценка за ответдолжна быть строгой, но справедливой. Только строгий опрос заставляет серьезноготовиться к урокам. Учитывая воспитывающее воздействие оценки, важносправедливо, невзирая на прежние успехи, выставить заслуженный балл. Отметка нетолько официально фиксирует степень и качество усвоения материала, она являетсядейственным стимулом, побуждающим ученика лучше учиться, повышать своюуспеваемость.
3.        Ответ учениканеобходимо хотя бы кратко прокомментировать. Мало выставить оценку, важнообеспечить дальнейший рост ученика. Для этого полезно отметить недостаткиответа и наметить пути, которые помогут от них освободиться.
4.        Если ученик слабоответил на вопрос, он должен быть обязательно через некоторое время переспрошенна эту тему. Недопустимо выставление последующей положительной оценки по новомуматериалу без проверки усвоения прежних разделов, знания которых было слабым. Вдополнение к журналу учитель обязан вести специальный учет слабых ответов,чтобы своевременно предупредить отставание и не допускать пробелов в знанияхучащихся.
5.        Во время опросакласс должен активно работать. Опрос не только контролирует знания вызванногоученика, он требует активного решения поставленного вопроса усилиями всегокласса. Только тогда, когда все ученики думают над ответом, дополняя и оцениваяего, опрос помогает совершенствовать знания. Привлечь во время опроса к участиюв работе весь класс- такова важнейшая задача учителя.
6.        Ответ ученикадолжен быть связным и самостоятельным. Только связный и самостоятельный ответдает действительное представление о знаниях ученика. Навыки монологической речиприобретаются с практикой, систематической индивидуальной работой.
7.        Опрос должен бытьчастым. Частый опрос приучает учащихся всегда быть готовыми к ответу, обеспечиваетсистематичность в работе, способствует развитию речи, укрепляет и развиваетполученные знания. Частый опрос воспитывает прилежание, привычку к труду,добросовестность и аккуратность.
8.        Эффективностьопроса значительно возрастает, когда учитель овладевает всеми возможнымиспособами и умело применяет их сообразно материалам и целям опроса. Кроме того,многообразие форм опроса вырабатывает большую гибкость в воспроизведенииматериала, что способствует развитию различных способностей ученика. Как известно,всякое однообразие притупляет мыслительную деятельность и восприятие.Однообразие опроса вызывает скуку, внимание значительно ослабевает.
9.        При опросе должныучитываться возрастные особенности и соблюдаться индивидуальный подход.Личность ученика- это центр педагогического процесса, возможности ученика, егостарание и настойчивость решают весь ход обучения. Невнимание к ученику губитлюбые самые совершенные методы преподавания.
Учитель должен время отвремени подытожить результаты опроса и делать для себя соответствующие выводы.Опрос проводится не только для учеников, он также полезен для учителя.

Использованнаялитература
1.        П.И. Пидкасистый,М.Л. Портнов «Опрос как средство обучения»., М., 1999г.(Педагогическое общество России).
2.        А.А.Каверина «Оценкакачества знаний по химии», М, Дрофа, 2000г.
3.        И.Н.Городничева«Контрольные и проверочные работы по химии», М., «Аквариум»,1997год.
4.        А.Ю.Фальковская «Организациясамостоятельной работы учащихся при изучении химии», М., «Высшаяшкола», 1990г.
5.        М.С.Пак «Алгоритмикапри изучении химии», М., «Гуманитарный издательский центр „Владос“.
6.        Р.П.Суровцева „Заданиядля самостоятельной работы по химии“, М., Просвещение, 1993г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.