Содержание Введение 2 Обеспечение правил разрешительной системы в ОВД. 3 Организация работы ОВД по обеспечению правил разрешительной системы 6 Порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов. 15 Заключение 25 Литература 26 Введение Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномочен¬ных
государственных органов лицензий (разрешений) на совер¬шение определенных действий или получение определенных пра¬вомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере общественных отношений. Так, в области государственной тайны лицензируется деятель¬ность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих госу¬дарственную тайну, созданием
средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защи¬те государственной тайны, в области оборота специальных техни¬ческих средств регулируется деятельность физических и юридиче¬ских лиц, связанных с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи технических средств для неглас¬ного получения информации. Обеспечение правил разрешительной системы в ОВД. Разрешительная система выполняет конкретную предупреди¬тельную функцию.
Она направлена на предупреждение тяжких последствий несоблюдения требований нормативных актов, рег¬ламентирующих порядок оборота предметов и веществ, обладаю¬щих повышенной общественной опасностью. С этой целью госу¬дарство объективирует свою управленческую и нормотворческую волю путем реализации организационно-правовых мер. Так, оно:  объявляет и нормативно закрепляет все действия с предметами и веществами, обладающими специфическими свойствами, уста¬навливает соответствующие запреты
на их обращение; закрепляет в нормативно-правовых актах общие правила для всех субъектов, совершающих различные действия с указанными предметами;  устанавливает ответственность за нарушение правил оборота та¬ких предметов; создает аппарат специализированных органов для обеспечения контроля за соблюдением должностными лицами, гражданами и юридическими лицами установленных правил. Лицензионно-разрешительная система осуществляется много¬численными государственными органами, среди
которых важное место занимают органы внутренних дел. Действующим законода¬тельством на органы внутренних дел возложена обязанность вы¬давать разрешения на приобретение, хранение, ношение и пере¬возку огнестрельного оружия, патронов к нему, взрывчатых мате¬риалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются. В их обязанности также входит выдача разреше¬ний на создание негосударственных детективных служб и
осуще¬ствление контроля за соблюдением частными охранными пред¬приятиями и частными детективами действующего законодатель¬ства. В нормативно-правовых актах, регламентирующих лицензионно-разрешительную систему, определен исчерпывающий пере¬чень объектов, контролируемых органами внутренних дел. Эти объекты подразделяются на три группы: предметы, вещества и предприятия. К предметам относятся: служебное и гражданское оружие (огнестрельное гладкоствольное длинноствольное
оружие, газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное оружие с нарез¬ным стволом, огнестрельное комбинированное) и патроны к нему. К предприятиям, разрешение на открытие которых выдают органы внутренних дел относятся: предприятия, осуществляющие производство и продажу оружия; оружейно-ремонтные мастер¬ские; частные детективные и охранные предприятия, службы безопасности, их филиалы; базы, склады, тиры, в которых нахо¬дится гражданское, служебное оружие и патроны к нему и т.д.
К веществам относятся взрывчатые материалы. Вместе с тем законом «Об оружии» установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия. Так, на территории Российской Федерации запрещен оборот в качестве служебного и гражданского оружия: огнестрельного, которое имеет форму, ими¬тирующую другие предметы; огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом; кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других
специально приспособленных для использования в качест¬ве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов; газового оружия, снаря¬женного нервно-паралитическими, отравляющими и другими по¬добными веществами. При обнаружении указанных предметов органы внутренних дел обязаны изымать их, а виновных лиц привлекать к ответст¬венности. В соответствии с Федеральным законом "Об оружии" городские, районные, районные в городах
управления (отделы) внутренних дел, управления (отделы) внутренних дел УРО МВД России выдают: • Лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам Российской Федерации. • Лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного
огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданам Российской Федерации. • Лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов на территории Российской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на торговлю ими. • Разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также разрешения на хранение
огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения) гражданам Российской Федерации. • Разрешения на транспортирование оружия, а также патронов юридическим лицам и гражданам Российской Федерации. • Разрешения на хранение и использование оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами на основании лицензий на их приобретение. • Разрешения на хранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникам юридических
лиц с особыми уставными задачами. • Лицензии на приобретение охотничьего оружия, в том числе с нарезным стволом, и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также разрешения на их хранение и использование, хранение и ношение - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациям, ведущим охотничье хозяйство, специализированным предприятиям, ведущим охотничий или морской зверобойный промысел, и гражданам
Российской Федерации, проживающим в указанных местностях. • Подтверждения о получении уведомлений для продажи оружия и патронов. Организация работы ОВД по обеспечению правил разрешительной системы Основными задачами органов внутренних дел по осуществле¬нию лицензионно-разрешительной системы являются: предот¬вращение утраты и хищения предметов и веществ, на которые распространяется особый порядок оборота;
недопущение их ис¬пользования не по назначению; своевременное выявление и уст¬ранение нарушений установленных правил их оборота; контроль за частной детективной и охранной деятельностью. Отсюда следует, что лнцензионно-разрешительная система, осуществляемая органами внутренних дел, представляет собой закрепленный в административно-правовых нормах порядок при¬обретения, транспортировки, хранения, использования и сбыта строго определенных предметов и веществ, а также открытия и функционирования
определенных предприятий и организаций в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка. Для осуществления лицензионно-разрешительной деятельно¬сти в структуре ГУООП МВД России; МВД; ГУВД субъектов РФ, окружных, городских, районных органов внутренних дел созданы подразделения, выполняющие лицензионно-разрешительные и контрольные функции в сфере лицензирования и контроля за частной детективной и охранной деятельностью.
Кроме указанных подразделений вопросами лицензионно-разрешительной деятельности (в части контроля за оборотом ору¬жия, за частной детективной и охранной деятельностью) занима¬ются другие подразделения органов внутренних дел. В частности, в этой деятельности принимают участие сотрудники уголовного розыска, участковые инспекторы милиции, подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики и др. Организация деятельности всех подразделений по осуществ¬лению лицензионно-разрешительной работы возложена
на органы внутренних дел, в структуру которых входят эти подразделения. В масштабе Российской Федерации организация этой работы воз¬ложена на МВД Российской Федерации. В соответствии с Поло¬жением «О Министерстве внутренних дел Российской Федера¬ции» предусмотрена организация деятельности органов внутрен¬них дел по обеспечению выполнения требований разрешительной системы.
Законами «О милиции», «О частной детективной и ох¬ранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии» на органы внутренних дел также возложена обязанность осуществле¬ния лицензионно-разрешительной деятельности. С этой целью в органах внутренних дел созданы подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью. Правовое положение этих подразделе¬ний детально определено большей частью в ведомственных нор¬мативно-
правовых актах Министерства внутренних дел Россий¬ской Федерации. В соответствии с ними органы внутренних дел: оформляют, выдают лицензии на приобретение, хранение, тор¬говлю, коллекционирование, экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей оружия и патронов к нему, выдают разрешения на хранение и ношение оружия и патронов, разрешения на вывоз их из Российской Федерации, а также раз¬решений на перевозку, транспортирование, функционирование стрелковых
объектов, выдают лицензии на занятие частной детек¬тивной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам безопасности и гражданам, аннулируют выданные ли¬цензии и разрешения, осуществляют контроль за оборотом ору¬жия и частной детективной и охранной деятельностью. Оформление материалов о выдаче лицензий и разрешений. Прием заявлений от граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений, переоформлении или
продлении срока их действия принимается органами внутренних дел по месту их регистрации. Граждане наряду с заявлением, предъявляют в орга¬ны внутренних дел медицинское заключение об отсутствии про¬тивопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркома¬нией, документ подтверждающий гражданство Российской Феде¬рации и др. Руководителями юридических лиц, претендующих на получение лицензии предъявляется
необходимый перечень доку¬ментов, предусмотренные нормативными актами. Представленные документы регистрируются в журнале регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В нем же произво¬дится отметка о результатах рассмотрения заявления, о выдаче заявителю лицензии или разрешения, либо письменного уведом¬ления об отказе в их выдаче. Заявление и поступающие материа¬лы, не имеющие полного перечня необходимых документов, не подлежат
регистрации сотрудниками органов внутренних дел и служат одним из оснований отказа в выдаче лицензии или разре¬шения. Материалы о выдаче лицензии рассматриваются органами внутренних дел в течение одного месяца, о выдаче разрешений — в течение двух недель со дня подачи заявления. Законодательством Российской Федерации предусмотрены основания, исключающие выдачу гражданам лицензий на приоб¬ретение оружия. Так, лицензии не выдаются гражданам: не дос¬тигшим возраста, установленного
законом; не предоставившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к вла¬дению оружием; имеющим судимость за совершение умышлен¬ного преступления; отбывающим наказание за совершенное пре¬ступление; совершившим повторно в течение года администра¬тивное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не предоставившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохожде¬ние проверки знания правил безопасности обращения с оружием и другие документы, указанные в
законе «Об оружии» и законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Контроль органами внутренних дел за объектами лицензион¬но-разрешительной системы в основном осуществляется в двух направлениях: за оборотом оружия и за частной детективной и охранной деятельностью. Организация контроля возложена на руководителей МВД России, МВД республик в составе Россий¬ской Федерации,
ГУВД, УВД краев, областей, УВД на транспорте, горрайорганы внутренних дел. Осуществление контроля позволяет органам внутренних дел выявлять нарушения правил оборота оружия, нарушений, связан¬ных с деятельностью частных детективных и охранных предпри¬ятий, граждан, незамедлительно реагировать на выявленные на¬рушения и применять предусмотренные законом меры админист¬ративного и уголовного воздействия. Ведомственными нормативными актами МВД России детали¬зирована деятельность органов внутренних дел по
контролю за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельно¬стью. Инструкцией о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия предусмотрены следующие направления контроля: за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием и патронами; за переда¬чей оружия; за приобретением оружия; за коллекционированием и экспонированием оружия; за обеспечением сохранности и безо¬пасности хранения оружия; контроль за перевозкой оружия.
Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении кон¬троля за оборотом оружия имеют право производить осмотр ору¬жия в местах его производства, торговли, экспонирования, хране¬ния и уничтожения. Изымать и уничтожать оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории Российской Федерации. Требовать от юридических лиц и граждан предоставления устной или письменной информации для выполнения контрольных функций. При выявлении нарушений имеют право давать обязательные для исполнения
гражданами, должностными лицами письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока. В случае выявления грубых нарушений, кото¬рые могут повлечь ущерб, хищение либо неправомерное исполь¬зование оружия, производить опечатывание помещений мест торговли оружием, их экспонирования, временно ограничивать доступ работников к ним либо запрещать ведение торговой дея¬тельности до устранения выявленных нарушений. В случае воз¬никновения обстоятельств, при которых не обеспечивается со¬хранность
оружия, сотрудники милиции изымают оружие и пере¬дают его на хранение в органы внутренних дел. По фактам нару¬шений установленных правил оборота оружия выписываются письменные предупреждения, а при совершении административ¬ного правонарушения составляется протокол об административ¬ном правонарушении. Проверка объектов хранения оружия осуществляется сотруд¬никами милиции не реже одного раза в квартал. О проверке объ¬екта составляется акт проверки в двух экземплярах.
Из них один передается руководителю юридического лица, а второй приобща¬ется к наблюдательному делу. Осуществление проверок объектов, используемых в качестве складов по хранению оружия и патро¬нов, а также торговых предприятий проводится не реже одного раза в месяц. В проведении таких проверок непосредственное участие принимают руководители органов внутренних дел либо их заместители — начальники милиции общественной безопасности.
Граждан-владельцев оружия проверяют не реже одного раза в год. При изъятии оружия и патронов составляется протокол, который в течение суток вместе с актом проверки объекта' или рапортом о проверке гражданина-владельца оружия докладывается руково¬дству органа внутренних дел для принятия решения в установ¬ленном порядке. / Контроль за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием.
При осуществлении проверок указанных орга¬низаций сотрудники органов внутренних дел в первую очередь устанавливают наличие лицензий на торговлю оружием, разреше¬ний на хранение оружия вне мест, указанных в лицензиях. Про¬веряют техническую укрепленность мест торговли, экспонирова¬ния и хранения оружия, надежность сохранности оружия в торго¬вых витринах, на прилавках, а также мер безопасности при обра¬щении с ним. Вместе с тем проверяется наличие и правильность заполнения учетной документации, порядок внутреннего
контро¬ля за обращением оружия и патронов лицами, ответственными за их сохранность и ведение учета, продавцами (материально-ответственными лицами) и работниками, допущенными к произ¬водству работ с оружием и патронами, их транспортированию и сопровождению при перевозке, а также наличие материалов про¬верок по фактам недостачи, порчи, утраты оружия и патронов. При проведении внезапных проверок по решениям руководителей органов внутренних дел может выясняться
часть вопросов и истребоваться документы исходя из цели проверки. Проверки юридических лиц и граждан, занимающихся кол¬лекционированием или экспонированием оружия и патронов, осуществляются сотрудниками органов внутренних дел совместно с представителями специально уполномоченных органов по со¬хранению культурных ценностей с учетом соблюдения требований по обеспечению конфиденциальности сведений об оружии и их владельцах.
Проверки таких юридических лиц проводятся не реже одного раза в квартал, а граждан Российской Федерации — не реже одного раза в год. В ходе плановых проверок деятельности юридических лиц, осуществляющих коллекционирование и экс¬понирование оружия, сотрудники органов внутренних дел уста¬навливают: соответствие их деятельности нормативным актам, положениям уставных, учредительных документов, внесенным в них изменениям и дополнениям, лицензиям на коллекциониро¬вание или экспонирование оружия и патронов,
разрешениям на их хранение вне мест, указанных в лицензиях; наличие актов приема (передачи) оружия и договоров, заключенных с владель¬цами оруящя и патронов об участии в проведении экспонирова¬ния либо актов приема изъятого и конфискованного оружия, пе¬реданных музеям уполномоченными на то органами для соответ¬ствующего хранения, актов историко-культурных и искусствовед¬ческих экспертиз на коллекционируемое оружие и паспортов на коллекции, отдельные модели коллекционируемого оружия; по¬рядок внутреннего контроля
за обращением оружия, документов выдачи оружия хранителям, специалистам и лицам, ответствен¬ным за проведение экспертиз, исследовательские работы, экспо¬нирование, транспортирование и другие виды работ; порядок до¬пуска работников юридических лиц к работе с оружием, перевоз¬ке, сопровождения при перевозках, экспонировании, а также ор¬ганизация допуска посетителей в залы с экспозициями, специали¬стов в фондохранилища, обеспечение сохранных мер; своевременность и полнота устранения нарушений, выявленных при проверках сотрудниками
органов внутренних дел, исполнение предписаний. При проведении проверок условий хранения оружия и патро¬нов, имеющихся у граждан, сотрудники внутренних дел выясня¬ют: — соответствие имеющегося оружия выданным лицензиям и разрешениям, а также хранящихся у граждан патронов моделям зарегистрированного оружия; — наличие запирающегося на замок сейфа, металлического шкафа, ящика, обитого железом; — условия, исключающие доступ посторонних лиц к оружию. Осуществление контроля за перевозкой и транспортированием оружия и
патронов. Сотрудники органов внутренних дел в данном случае выясняют: соответствие деятельности предприятий-перевозчиков требованиям, предъявляемым к обороту оружия и, в частности, к правилам перевозки; наличие лицензий, копий дого¬воров на перевозку оружия; наличие товарно-транспортных, со¬проводительных и иных документов, на основании которых осу¬ществляется перевозка; документов, удостоверяющих личность сопровождающих лиц и подтверждающих их право на хранение и ношение оружия; наличие необходимого количества охранников.
В ходе осуществления контроля за частной детективной и ох¬ранной деятельностью органы внутренних дел используют пре¬доставленное им право в соответствии с Законом «О частной де¬тективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и ведомственными нормативными актами МВД России. Одним из них является Инструкция «О порядке лицензирования и осущест¬вления органами внутренних
дел контроля за частной детектив¬ной и охранной деятельностью», которой предусмотрены следую¬щие направления: ~ проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой дея¬тельности; — проверка соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия и специальных средств; — участие совместно с другими компетентными органами не¬государственных образовательных учреждений в
контроле за осу¬ществлением подготовки кадров для частных детективных и охранных предприятий, служб безопасности, в том числе огневой подготовки; — рассмотрение материалов налоговых инспекций по вопро¬сам соблюдения налоговых и иных финансовых обязательств ча¬стными детективными и охранными предприятиями, службами безопасности. При осуществлении контроля за частной детективной и ох¬ранной деятельностью сотрудники органов внутренних дел имеют право в пределах своей компетенции требовать от частных детек¬тивных
и охранных предприятий, служб безопасности, негосудар¬ственных образовательных учреждений предоставления соответст¬вующих документов, а также получать необходимую для этого устную или письменную информацию. Материалы проверок приобщаются к учетным и личным де¬лам, имеющимся в подразделениях по лицензионно-разрешительной работе. Учетные дела ведутся на объекты, где обращается оружие и взрывчатые вещества, охранные предприятия. Личные дела заводятся на лиц, владеющих оружием, частных детективов.
В них содержатся материалы, представляемые вместе с заявлени¬ем о получении лицензии, справки из органов здравоохранения, проверочные материалы и т.д. Личные дела владельцев оружия хранятся в органе внутренних дел по месту их регистрации. При перемене места-жительства личные дела пересылаются в орган внутренних дел, где владелец оружия будет зарегистрирован. Лич¬ные деда на владельцев охотничьего оружия с нарезным стволом находятся в лицензионно-разрешительных подразделениях
МВД, ГУВД, УВД. В процессе осуществления контроля за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью сотрудники орга¬нов внутренних дел обязаны выявлять нарушения правил оборота оружия, а также нарушения в деятельности частных детективов и охранников, при обнаружении нарушений органы внутренних дел принимают необходимые меры к их устранению. С этой целью в соответствии с действующим законодательством органам внутрен¬них дел предоставлено право: —- безвозмездно изымать и уничтожать в установленном по¬рядке
оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации; — изымать оружие и патроны, предусмотренные законом «Об оружии» при наличии следующих оснований: отсутствия лицен¬зий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю им, их приобретение, коллекционирование или экспонирование, а также разрешений на хранение или хране¬ние и ношение оружия; аннулирование в установленном порядке указанных лицензий и разрешений; нарушений юридическими
лицами или гражданами установленных правил передачи, приоб¬ретения, коллекционирования, экспонирования, регистрации, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и при¬менения оружия; выявления самодельных или переделанных вла¬дельцем гражданского или служебного оружия и патронов к нему с измененными баллистическими и другими техническими харак¬теристиками; смерти собственника гражданского оружия до ре¬шения вопроса о наследовании имущества, а также смерти граж¬данина, имевшего на законных основаниях
боевое или служебное оружия; ликвидации юридического лица; — при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами и должностными ли¬цами предписаний об устранении этих нарушений; — аннулировать лицензии и разрешения на приобретение, хранение, хранение и ношение оружия, выданные гражданам, при нарушении ими правил оборота оружия, систематически нару¬шающим общественный порядок; при наличии медицинского заключения, препятствующего владению оружием; имеющим су¬димость за
совершение умышленного преступления; страдающим психическими заболеваниями. Аннулирование лицензии или раз¬решения влечет изъятие имеющегося оружия и патронов к нему; — аннулировать лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью в случаях нарушения либо неисполнения
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |