/>/>Кирово-ЧепецкийКолледж Экономики и Права
Специальность«Государственное и муниципальное управление»
"Местное самоуправление в системепубличной власти".
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Правовые основы ГМУ»
Выполнил студент
группы УД3:
Бельтюков
Сергей Юрьевич Руководитель:
Тимкина
Елена Васильевна
Кирово-Чепецк2003
Содержание1. Введение. -3- 2. История развития местного самоуправления. -4- 2.1 Системы местного самоуправления. -5- 2.2. Формы самоуправления XIX в. -6- 2.3 Возрождение местного самоуправления -7- 3. Конституционно-правовые основы местного самоуправления. -8- 3.1 Основные конституционные положения местного самоуправления. -9- 3.2 Права граждан. -10- 4. Проблемы местного самоуправления в Российской Федерации. -11- 5. Заключение. -16- 6. Список используемой литературы. -18-
Введение
«ВРоссийской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление» (КонституцияРФ, ст. 12)[1].В данной статье также говорится, что местное самоуправление не является частьюсистемы государственной власти и «в пределах своих полномочий» самостоятельно.
Такимобразом, видно, что местное самоуправление в Российской Федерации довольноинтересно в качестве объекта изучения ввиду того, что является вполнесамостоятельной сферой. К тому же современное самоуправление в России находитсяна стадии становления. И этот процесс шёл на протяжении, по меньшей мере,десяти лет довольно динамично и продолжается сегодня.
Предметомданной курсовой работы является местное самоуправление как институт публичнойвласти на местах, его организация и функционирование.
Несмотряна тринадцатилетний срок действия Конституции Российской Федерации тема становленияместного самоуправления не утратила своей актуальности. Об этом из года в год всвоих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации говорит ПрезидентРоссийской Федерации. В послании 2002 года Президент России В.В. Путинподчеркивает, что “в течение длительного времени федеральная власть практическине уделяла внимания проблемам местного самоуправления”. Рассмотрение вопросов местногосамоуправления актуально сегодня также в свете планируемой реформы местногосамоуправления. Для организации местного самоуправления должны быть «единыеправила, поскольку Россия — единая страна», отметил Президент. Вместе с тем,глава государства подчеркнул, что «должно быть учтено «все многообразие» регионови территорий». Начать реформу предполагается 1 января 2006 года, «а при условиинапряженной работы на местах – возможно, уже в 2005 году». К тому же, какзаявляет РИА «Новости», «Владимир Путин считает, что реализация закона об общихпринципах организации местного самоуправления должна быть начата в 2005 году».
Прирассмотрении актуальности темы данной курсовой работы нельзя ни обратитьвнимание на конституционные права граждан на осуществление местного самоуправления:
1. право осуществлятьместное самоуправление путем прямого волеизъявления и через избираемые ими органы(ст. 3, 32, 130);
2. право участвовать вреферендумах, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст.32);
3. право самостоятельноопределять структуру органов местного самоуправления (ст. 131);
4. право на участие врешении вопросов об изменении границ муниципальных образований (ст. 131);
5. право владеть,пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (ст. 130).
То естьздесь мы видим довольно широкий спектр конституционных прав граждан РоссийскойФедерации, которые служат основой для законодательства в данной сфере. Этоособенно показательно в рамках заявленного постперестроечными реформаторамикурса к демократическому государству и гражданскому обществу.
Цельюданной курсовой работы является ознакомиться с деятельностью и организациейместной публичной власти, рассмотреть различные аспекты местногосамоуправления. При изучении темы курсовой работы были использованы различныеисточники. Прежде всего, были рассмотрены законы, обладающие различнойюридической силой: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, атакже было использовано законодательство советского периода, ныне утратившеесвое действие и прочая аналитическая литература.
2. История развития местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации — формаосуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленныхКонституцией и федеральными законами, самостоятельную и под своюответственность решение населением непосредственно и через органы местногосамоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учётомисторических и иных местных традиций. Местное самоуправление не является аналогомкоммунистической идеи общественного самоуправления или проявлением тольконепосредственного волеизъявления населения, хотя отдельные элементынепосредственной демократии в нём имеются (например сельские сходы). Одно то,что на местном уровне сосредоточена немалая муниципальная собственность,требует установления властных отношений и определённой системы органов управления.Но влияние населения на деятельность этих органов может быть оченьзначительным, рождая эффективные организационно-правовые формы решения местныхвопросов. Местное самоуправление – составнаячасть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985г. устанавливает, что оно должно быть закреплено в законодательстве или дажеКонституции каждой страны.
Местноесамоуправление начало развиваться в Европе ещё в Средние века. В XVIII в. Американская иособенно Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразныесистемы местного самоуправления, придав им функцию выражения и охраны прав исвобод человека и гражданина. Идеи общинного управления получили развитие в Великобритании,Бельгии, Германии и других странах. Пи этом стало осознаваться, что междуместными интересами и государством существует определённое противоречие и чтоместное общество – это основная ячейка свободного гражданского общества.
2.1 Системы местного самоуправления.
В XIX в.сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления:
1) Англосаксонская, при которой исключаются какие-либопредставители центрального правительства на местах, а муниципалитетысамостоятельно осуществляют свою власть в пределах своих полномочий (выход заэти пределы позволяет вмешиваться правительству);
2) Французская, допускающая контроль центральной власти черезспециально назначаемых представителей или в других формах;
3) Германская, по которой органы местного самоуправлениядействуют по поручению государства, а община самостоятельно и под своюответственность решает задачи на своём уровне, но в соответствии с законами.
ВРоссии развитие местного самоуправления, неоднократно преобразовывавшегося в XVII – XVIII вв., привело кземской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформам, которые создали децентрализованнуюсистему местного самоуправления. Реформы предусматривали избрание населениемземских собраний (губернских, уездных) или городской думы и управы, получавшихширокие полномочия. Земские и городские органы не подчинялись местной администрации(губернатору), хотя действовали под его контролем. Таким образом, на местномуровне существовало как самоуправление, так и государственное управление, междукоторыми нередко возникали разногласия. Социалистическое государство ужесточиломестное самоуправление, установив жёсткую централизованную систему управления.[2]
2.2. Формы самоуправления XIXв.
Местное самоуправление в России уже в конце XIX века получило значительное развитие. В стране сформироваласьопределённая система определения форм самоуправления, представленная всоответствующих органах и лицах. Она отражала специфическую социальнуюструктуру российского общества и носила разноплановый характер.
Такпотомственные дворяне каждой губернии образовывали дворянское общество,органами управления которой были: 1) губернские уездные дворянские собрания; 2)губернский и уездный предводители дворянства; 3) дворянское депутатскоесобрание и; 4) уездные дворянские опеки. Эти органы были призваны способствоватьреализации сословных интересов дворян.
Купцысоставляли купеческое сообщество с правом юридического лица. Управление этимобществом осуществлялось, прежде всего, на уровне купеческих управ, в составкоторых входили: купеческие старосты и их заместители, избираемые всемкупеческим обществом. Обязанности управ сводились к следующему: составление иучёт всех купцов, принадлежащих этому сословию; распределение и сбор налогов,взимаемых с купеческого сословия; выдача удостоверений для получения паспортов ирешение иных дел, связанных с нуждами купеческого общества.
Мещанекаждого города составляли особое мещанское общество. Управление имосуществлялось мещанским старостой и его помощниками (десятскими), избираемымина 3-летний срок и утверждаемыми губернатором. Лишь после этого учреждались мещанскиеуправы, служившие коллегиальными органами самоуправления. В некоторых городах(Нижнем Новгороде, Пензе) и губерниях (Виленской, Гродненской, Минской,Ковенской) создались особые мещанские депутатские собрания, формируемыевыборным путём.
Всельской местности действовало крестьянское самоуправление. Его органамиявлялись: сельский сход и сельский староста. Участниками сельского схода былине все крестьяне, а лишь представители крестьянских семейств (старшие по возрасту).Прав участия в сельских сходах были лишены лица, привлекаемые к судебнойответственности; находящиеся под полицейским надзором, а также жители, лишённыесходом права присутствовать на его собраниях.
Решенияна сходах принимались простым большинством голосов.
Вкомпетенцию сходов входило решение следующих задач:
ü замена общинногоземлевладения подворным;
ü передел земли междусельскими жителями;
ü установление сборов иподатей;
ü принятие решения овыдворении с территорий сельской местности, подведомственной сельскому сходу,лиц, запятнавших свою репутацию, и т. п.
ü Всё это свидетельствуето том, как были чётко самоорганизованы вышеназванные социальные группы исословия в России.
Вышеуказанныеформы самоуправления являлись разновидностями так называемого земскогосамоуправления. Они действовали на основе положений 1864 и 1890 гг.
Земское самоуправление было призвано обеспечивать реализациюместных интересов в хозяйственной сфере жизни населения. Этим и определялисьего характерные черты, которые сводились к следующему.
Во-первых,земские органы, как общественные учреждения не обладали властными функциями. Вслучае же необходимости применения государственного принуждения при осуществлениисвоих полномочий они были в праве обращаться за содействием к властным структурамгосударства. Позднее положением 1890 г. им были предоставлены властныеполномочия по вопросам местного значения.
Во-вторых,земские органы самоуправления сохраняли свою независимость от государственныхструктур.
В-третьих,в случае злоупотреблений со стороны земских органов самоуправления, ущемленияими интересов местных жителей последние в праве были предъявить им гражданскийиск в судебном порядке на общем основании.
Основаниемфункционирования местных сообществ служили и обособленность их интересов. Там,где изначальной административно-территориальной единицей была община,действовало общинное самоуправление. Оно призвано было обеспечить потребности иучёт хозяйственной специфики каждого отдельного селения на государственномуровне.
Впровинциях и областях создавались и функционировали более высокие формы местногосамоуправления. Причём необходимость муниципального и областного самоуправленияобуславливалась различиями бытовых, исторических, этнографических и иныхусловий регионов России.[3]
2.3Возрождение местного самоуправления началось с принятия в 1991 г. российского законово местном самоуправлении. В 1993 г. были изданы указы президента России поэтому вопросу, утвердившие «положения об основах организации местного самоуправленияв Российской Федерации» (в редакции 22 декабря 1993 г.) и «Основные положения овыборах в органы местного самоуправления» (29 октября 1993 г.). Эти указыпрекращали деятельность прежних местных Советов, а их функции временновозлагали на исполнительные органы в системе местного самоуправления. 28августа 1995 г. Президентом был подписан Федеральный закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» (ныне он действуетв редакции от 4 августа 2000 г.), который определяет роль местного самоуправленияв осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основыместного самоуправления и государственные гарантии его осуществления,устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации.
Однакосо временем выявился ряд проблем, препятствующих эффективному развитию системыместного самоуправления, в числе которых нечёткость в определении закономкомпетенции муниципальных образований, несоответствие ресурсов исполняемымиорганами Местного самоуправленияобязанностям, удалённость органов местного самоуправления от населения и др. Всвязи с этим с 2003 г. начала проводиться реформа всей системы; соответствующийФедеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» по состоянию на 1 августа 2003 г. прошёл второе чтение вГосударственной Думе.
3. Конституционно-правовые основы
Основныеположения Федерального закона «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» направлены на изменение принциповтерриториальной организации местного самоуправления. Устанавливается обязательноеформирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях – впоселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждымуровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а такжепереданных государственных полномочий. Единые принципы организации местногосамоуправления для всех субъектов Российской Федерации позволят реализовать наместном уровне новую систему межбюджетных отношений между субъектами РоссийскойФедерации и муниципальными образованиями. Законодательно определяется процедурапередачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий,исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривающая необходимыемеры, включающая ответственность органов местного самоуправления, по эффективномуисполнению указанных полномочий. Предусматривается также усиление контроля заисполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местногозначения.
Становлениеорганов местного самоуправления проходит с определёнными трудностями вследствиенедостаточного усвоения населением негосударственного характера этих органов иотсутствия у него навыков общественной самодеятельности. С другой стороны, делотормозят некоторые органы власти субъектов РФ, несогласные с передачейсобственности и полномочий по формированию бюджета на места, а также с введениемвыборности нижнего слоя местного чиновничества, не подчиняющегося «верхам». Всвязи с этим в ряде регионов, особенно в республиках, приняты законы, извращающиесамую суть самоуправления и ставящие его под контроль региональных органов.
Правоваябаза местного самоуправления была существенно укреплении принятием в 1996 г.федеральных законов «Об обеспечении конституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в редакцииот 22 июня 1998 г.), «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»(в редакции от 25 июля 2002 г.). В большинстве субъектов РФ приняты собственныезаконы.
3.1 Основные конституционные положения.
КонституцияРоссийской Федерации содержит специальную главу о местном самоуправлении изчетырёх статей (ст. 130-033). Однако ряд положений входит в число основконституционного строя (ст. 12), а кроме того, содержится в ст. 8, 9, 15, 24,32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 Основного закона. С точки зрения организации ипринципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционныеположения:
· местноесамоуправление в пределах своих полномочии самостоятельно;
· органыместного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
· местноесамоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросовместного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
· местноесамоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, другихформ прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
· структураорганов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
· изменениеграниц территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускаетсяс учетом мнения населения соответствующих территорий.
ВКонституции Российской Федерации содержатся и другие важные положения,раскрывающие суть, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается,что оно осуществляется с учётом исторических и иных местных традиций. Раскрываясодержание самостоятельности, Конституция указывает на основные предметыведения органов местного самоуправления:
· управлениемуниципальной собственностью;
· формирование,утверждение и исполнение местного бюджета;
· установлениеместных налогов и сборов;
· осуществлениеохраны общественного порядка;
· иныевопросы местного значения.
КонституциейРоссийской Федерации закреплены следующие гарантии местного самоуправления:
ü право на судебную защиту;
ü право на компенсацию дополнительныхрасходов, возникших в результате решений, принятых органами государственнойвласти;
ü запрет на ограничение прав местногосамоуправления.
Ставяорганы местного самоуправления вне системы органов государственной власти,Конституция Российской Федерации в то же время допускает возможность наделенияэтих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях имдолжны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, ареализация полномочий — контролироваться государством.
Разделениеорганов государственной власти и местного самоуправления не означает, чтогосударство отказывает Местному самоуправлению в своей поддержке. Законобязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной властисубъектов РФ создавать необходимые правовые, организационные,материально-финансовые условия для становления и развития местногосамоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местноесамоуправление.
3.2 ПРАВА ГРАЖДАН.
Местноесамоуправление является одной из форм выражения власти народа. Оноосуществляется на всей территории Российской Федерации, городских, сельскихпоселениях и иных территориях. По общему правилу население городского,сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права наосуществление местного самоуправления. Только в целях осуществленияконституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государствадопускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправленияна отдельных территориях федеральным законом.
Будучивыражением и формой демократии, местное самоуправление конкретизирует ирасширяет права и свободы граждан. Граждане Российской Федерации имеют правоизбирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а так же равный доступк муниципальной службе. Они в праве обращаться в органы местного самоуправленияи к должностным лицам местного самоуправления. Органы и должностные лицаместного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться сдокументами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободычеловека и гражданина, а так же возможность получения гражданами и другойполной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления.
Федеральныезаконы устанавливают различные гарантии прав граждан на проведение выборов ворганы местного самоуправления. Так, если законодательным органом субъектаРоссийской Федерации не приняты законы о выборах в эти органы, то выборыпроводятся на основе временных положений, принимаемых представительнымиорганами местного самоуправления в соответствии с федеральным законом. Необходимыенормы гражданского права содержатся во «Временном положении о проведении выборовдепутатов представительных органов местного самоуправления и выборныхдолжностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, необеспечивающих реализацию конституционных прав граждан Российской Федерацииизбирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Законом предусмотрено,что в случаях установления нарушений конституционных прав граждан избирать ибыть избранными в органы местного самоуправления по определённым основаниямдата выборов депутатов представительных органов местного самоуправления ивыборных должностных лиц местного самоуправления и порядок их проведенияустанавливаются судом. Эти и другие гарантии направлены на то, чтобы недопустить воспрепятствования проведению выборов в органы местного самоуправления.[4]
4. Проблемы местногосамоуправления в Российской Федерации.
Несмотря на то, что общие принципы организации и деятельностиместного самоуправления установлены Конституцией Российской Федерации и имеютпрямое действие, тем не менее они не реализованы в полной мере.
До сох пор мы сталкиваемся с фактами несоответствия КонституцииРоссийской Федерации законов, указов Президента Российской Федерации,постановлений Правительства Российской Федерации, правовых актов органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации. Не инициируется процесспроведения в соответствие с Конституцией и федеральных законов, затрагивающихправа местного самоуправления.
Особую озабоченность вызывают отсутствие новых конституционныхорганов местного самоуправления во многих субъектах Российской Федерации,попытки возврата к централизованно-бюрократическим формам управления, нарушениев ряде регионов страны избирательных прав граждан и порядка формирования местныхорганов в городских, сельских поселениях и на других территориях, а так жеконституционного права населения самостоятельно определять структуру органовместного самоуправления.
Со стороны федеральных и региональных органов не предпринимаетсянеобходимых условий по решению вопросов муниципальной собственности,формирования местных бюджетов, муниципального землепользования, материального ифинансового обеспечения выполнения органами местного самоуправления возложенныхна них обязанностей, компенсацию местному самоуправлению расходов, возникающихв результате решений, принимаемых органами государственной власти. Особуюзначимость в обеспечении нормального функционирования органов местного самоуправленияимеет проблема реализации прав населения на владение, пользование ираспоряжение муниципальной собственностью. Это прежде всего обусловлено тем,что муниципальная собственность образует основу местного самоуправления ираспоряжение ею не может не находиться в ведении населения и тех органов,которые непосредственно олицетворяют его интересы. Отсюда само собой понятно,что любая сделка с муниципальной собственностью должна осуществляться ссогласия только выборного органа местного самоуправления.
Несмотря на необходимость такого подхода к муниципальной собственности,которой юридически гарантируется равная защита с государственной и частной,государство в лице своих властных структур продолжает обращаться с ней как сосвоей.
Поэтому представляется необходимым закрепление на законодательномуровне разграничения объектов государственной и муниципальной собственности. Дорешения же этого вопроса надо приостановить реализацию государственных программприватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного ибытового назначения, местной промышленности и других традиционно составляющихоснову муниципальной собственности.
Принципиальное значение в реализации этих функций местногосамоуправления имеет правовое урегулирование муниципальных земель. Правовоезакрепление разделения земель по характеру и уровню собственности – нагосударственные федеральные, государственные субъектов Российской Федерации имуниципальные земли, наделения городских и сельских поселений землями, необходимымидля их развития, введения дифференцированной платы за землю в интересахместного бюджета позволит Местному самоуправлению действительно обеспечиватьсамостоятельное решение населением многих вопросов местного значения.
Не получил до сих пор в законодательстве адекватного решения ивопрос местных бюджетов. О какой самостоятельности местного самоуправленияможет идти речь, если в настоящее время сохраняется практика максимальногоаккумулирования финансовых средств в федеральном бюджете и бюджетах РоссийскойФедерации, наличествует огромный дефицит местных бюджетов? Дело усугубляетсятем, что в ряде субъектов Российской Федерации принимаются неконституционные о ликвидаций бюджетов городови сельских территорий, что фактически означает ликвидацию в них местногосамоуправления. Весьма отрицательно сказываются на деятельности органовместного самоуправления и установление заниженных нормативов отчислений вместные бюджеты, что приводит, что приводит к дотационности многих раннеебездотационных бюджетов. Властные предписания (решения) федеральных органов иорганов субъектов федерации, адресуемых местному самоуправлению неподкреплённыхфинансовыми средствами бюджетов – продолжающаяся практика принудительногоизъятия средств из местных бюджетов.
В этой связи настоятельной необходимостью является внедрениепрактики формирования бюджетов «снизу вверх», разграничение бюджетов иисточников их наполнения на основе чёткого разграничения функций и полномочийорганов государственной власти и местного самоуправления, создание региональныхфондов поддержки территорий, обеспечение уровня закреплённых местных бюджетовдо 70% их доходной части, как это вытекает из Федерального закона «Об основахбюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондовпредставительных и исполнительных органов государственной власти республик в составеРоссийской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей,городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», полнаякомпенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов, связанныхс установлением органами государственной власти более высоких социальных нормативные и нормативов и введением повышенных цени тарифов, разработка и внедрение механизма возмещения ущерба, наносимогоместному самоуправлению решениями органов государственной власти.
Нельзя сказать, что во многом эффективность местного самоуправления напрямую связана с проводимой в стране налоговой политикой. Как отмечалось напарламентских слушаниях в Государственной Думе, по проблемам реформы местногосамоуправления в Российской Федерации и по сей день мы имеем дело с несовершенствомосуществляемой в федерации налоговой политики, «которая не видит вналогоплательщике – жителе города и села – основу местного самоуправления и нестимулирует экономическое развитие территорий».
Реформирование налоговой политики предполагает решение следующихзадач, связанных с проблемами развития местных сообществ и местного самоуправления:
Ä закрепление загородскими и сельскими поселениями собственных независимых финансов исобственности, свободное распоряжение ими в соответствии с волеизъявлениемнарода;
Ä радикальное изменениекредитно-финансового, бюджетного и налогового законодательства и прежде всегоФедерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» основах налоговой системы Российской Федерации»;
Ä создание реальныхгарантий реализации конституционного права местного самоуправления поустановлению местных налогов и сборов;
Ä освобождениемуниципальных предприятий на определённый срок от государственных налогов;
Ä предоставление налоговыхльгот муниципальным предприятиям в зависимости от размеров инвестиций,вкладываемых в их развитие;
Ä оставление частиналогов, поступающих от предприятий, в распоряжение органов местного самоуправленияс последующим целевым направлением их на строительство и эксплуатацию объектовсоциального и культурно-бытового назначения;
Ä закрепление за местнымибюджетами налогов на землю, с земельных операций, на недвижимость, на дороги,доходов от реализации лицензий, административного штрафа, части подоходногоналога;
Ä создание широкой сетимуниципальных банков, соучредители которых в лице органов местногосамоуправления, муниципальных предприятий имели бы возможность вовлечь в хозяйственныйоборот муниципальную собственность, муниципальные земли, средства населения.
В сфере территориальной организации местного самоуправлениянеобходимо предпринять следующие меры, которые бы способствовали реализацииназначения органов местного самоуправления:
ð изменениеадминистративно-территориального устройства (деления), сложившегося ещё втридцатые годы и являющегося сегодня тормозом развития местного самоуправления.
ð Распространениеполномочий органов местного самоуправления на территориях всех без исключениягородских и сельских поселений;
ð Недопустимостьизменения границ территорий местного самоуправления без учёта волеизъявлениянаселения соответствующих территорий;
ð Установлениесоподчинённости территорий местного самоуправления как друг другу, так иорганам государственной власти любого уровня;
ð Созданиемеханизма изменения границ территорий, в которых осуществляется Местноесамоуправление на основе волеизъявления населения соответствующих территорий.
Говоря об обеспеченности местным самоуправлением правасамостоятельного решения вопросов местного значения, Важно подчеркнуть, чтодостижение этой цели неизбежно предполагает реализацию права населениясамостоятельно определить структуру органов местного самоуправления. И здесьнедопустимо вмешательство государственных структур в этот процесс. Наделение жеорганов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями можетбыть осуществлено только на основе закона и при условии передачи для ихреализации необходимых материальных и финансовых ресурсов.
К сожалению приходится констатировать, что пока не удаётся обеспечитьподлинную самостоятельность местного самоуправления. Государственная властьпродолжает действовать таким образом, как будто бы вся территория государстваявляется сферой только её функционирования. А посему для неё не существует правместного самоуправления, тем более её автономии.
Актуальное значение в контексте реализации функций местногосамоуправления имеют вопросы его судебно правовой защиты.
Конституционные положения, гарантирующие местному самоуправлениюзащиту от нарушений его прав со стороны государственных органов и должностныхлиц, нуждаются в нормативно-правовой конкретизации. Принятие соответствующихнормативно-правовых актов, определяющих подведомственность судам дел по спорамо правах местного самоуправления и устанавливающих порядок защиты его прав,оказало бы мощное воздействие на укрепление правового статуса органов местногосамоуправления.
Немаловажным подспорьем в обеспечении автономного существованияявляется систематическое обобщение судебной практики по делах о правах местного самоуправления, включая проведениеспециальных совещаний судей, введение специализации судей в рамках существующейсудебной системы по вопросам судебно-правовоё защиты прав местного самоуправления,установление статистической отчётности по судебным делам, касающимся вопросовместного самоуправления.
Но главным всё же остаётся законодательное регулированиеместного самоуправления, совершенствование действующего законодательства. Покаприходится констатировать, что ныне существующее федеральное законодательство оместном самоуправлении. В значительной части вступило в противоречие с духом ибуквой Конституции Российской Федерации.
Всё это свидетельствует о том, что Местное самоуправление вРоссийской Федерации находится лишь в стадии становления. Предстоит разработатьи реализовать целый комплекс правовых и организационных мер по созданию встране подлинно демократических и жизнеспособных органов местногосамоуправления.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
XX век принеспонимание того, что демократическое, правовое государство, гражданское обществоможет решать свои основные задачи только при наличии развитой системысамоуправления как местного, так и общественного. Жители населенных пунктовдолжны иметь возможность самостоятельно, под свою ответственность решатьвопросы организации своей жизни, используя формы как прямой демократии, так ичерез избранные ими органы самоуправления. Причем объем полномочий этих органовдолжен определяться возможностями их реализации и ничем иным. Только при такомподходе возможно оптимальное сочетание интересов государства в целом и егограждан. Только такой подход обеспечивает в максимальном объеме права, свободыи интересы граждан.
Говоряо реализации конституционного права населения на осуществление местногосамоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса вомногом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов,обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальныхобразований, но и от понимания населением своих прав и возможностей восуществлении местного самоуправления, от действительной способности этимиправами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местноесамоуправление.
Длядействительной способности реализации права на местное самоуправлениепредставляется необходимым:
— наличие механизмовосуществления права, то есть наличие органов, создаваемых населением для реализациисвоих прав в решении местных вопросов, процедур прямого волеизъявления(референдумы, конференции, сходы) или зависимости от населения создаваемых иморганов (выборы, формы контроля). Эти вопросы в основном решены в рамкахпервого, организационного этапа;
— наличие возможностиосуществления права, то есть наличие финансово-экономической базы дляобеспечения реальной самостоятельности населения и дееспособности, создаваемыхим органов (основная задача второго, экономического этапа);
— наличие осознаннойволи в осуществлении права, то есть активное участие в процессе организацииместного самоуправления не только государства (через официальные решения егоорганов и реализацию их должностными лицами), но и населения (через широкоеучастие в процессе, заинтересованность в его результате). Решение этой задачи,видимо, будет являться в основном целью следующего этапа (назовем его условно«социальным»).
Всетри составляющие находятся в настоящее время в процессе формирования, но именноих неразрывное сочетание: наличие обладающих экономической и правовойвозможностью организационных структур местного самоуправления при активном участиии заинтересованности государства и населения может привести к созданиюреального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечениюстабильного поступательного развития российского общества и российского государства.
6. Список литературы:
1) Учебное издание Кутафит Олег Емельянович, Фадеев ВладимирИванович «Муниципальное право Российской Федерации» Москва: Юристъ, 1997г. –428 с.
2) М. В. Баглай «Конституционное право Российской Федерации» 4-еиздание Издательство НОРМА Москва 2003 г. 801 с.
3) А. И. Коваленко Учебное издание «Конституционное право России»Москва: Право и Закон. 1997 г. – 208 с.
4) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации»
5) Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав гражданРоссийской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
6)Конституция Российской Федерации. Издательство «Эксмо» 2003 г. – 47 с.