Реферат по предмету "Мировая экономика"


Экономическая теория 6

--PAGE_BREAK--1                    Потребительная стоимость – это есть способность товара удовлетворить потребность человека
2                    Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных количественных соотношениях.
1-й подход: теория трудовой стоимости (К. Маркс, Рекардо, Смит – представители классической полит. экономики). Согласно этой теории, стоимость товара – это общественно необходимые затраты труда на производство того или иного товара, которые измеряются часами труда.
ОНЗ (общественно необходимые затраты труда) – это затраты, которые требуются для создания товара. При наличии общественно нормальных условий труда, т.е. при среднем уровне техники, умелости и интенсивности труда.
Аксиомы теории трудовой стоимости:
1                    Потребительные стоимости товаров количественно не сравнимы
2                    Единственной мерой ценности товаров являются затраченные на них часы труда
3                    ОНЗ определяется до того как совершается производство
2-й подход: теория полезности или марженальная теория
представители – марженалисты: Менгер, Вальрас и др.)
Представители данной теории 2-м свойством товара называли его полезность. По их мнению, стоимость товара есть его полезность.
2 вида полезности:
1                    Абстрактная – полезность присущая каждой вещи
2                    Субъективная-то на сколько необходим товар. Основывается от запаса блага и насыщения им
На основе этих свойств, немецкий экономист Гессен вывел закон:
«По мере удовлетворения потребностей, степень насыщения благом растет, а величина конкретной полезности падает». (Общая полезность=U, предельная полезность=MU – это каждая дополнительная единица потребляемого блага).
Стоимость товара в этой теории приравнивается к стоимости последней единицы потребляемого блага, т.е. определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименьшую насущную потребность».

10.            Происхождение и сущность денег. Функции денег Деньги – особый товары, всеобщий эквивалент, оценивающий стоимость всех остальных товаров, и способный на них постоянно обменивать
Требования предъявляемые к деньгам:
1                    Прочность и сохраняемость
2                    Экономическая делимость
3                    Равнокачественность
4                    Высокая стоимость в единице веса или счета
Формы денег (по мере эволюции) 6
1                    Товарные, денежные эквиваленты
2                    Золотые и серебренные монеты
3                    Беллонные монеты – это неполноценная монета, т.е. весовое содежрание в ней золота или серебра
4                    Бумажные деньги – это дикретивные деньги, т.е. снабженные принудительной покупательной способностью. Стоимостью бумажных денег является товарная масса страны.
5                    Кредитные деньги – вексель, чек, кредитная карта, электронные деньги.
Функции денег:
1                    Деньги как средство обращения
2                    Деньги как мера стоимости – в качестве меры стоимость выступает цена за единицу товара
3                    Деньги как средства накопления.
Финансовые активы – все то, что накапливается человеком для обеспечения будущей покупательной способности (наличные деньги, недвижимость)
Ф.а. обладают различной степенью ликвидности, т.е. возможностью выступать в качестве средства обращения.
Наивысшей ликвидностью обладают наличные деньги.
11.            Сущность и основные черты рыночного хозяйства Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы, в основе которой – функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом, и отдельных индивидов.
Рыночное хозяйство – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.
Рынок – это механизм взаимодействия продавца и покупателя по вопросам купли-продажи.
Основные элементы рынка:
1. спрос, 2. предложение, 3. цена, 4. отношение производства, 5. отношение потребления, 6. гос. регулирование, 7. влияние мирового рынка. 1, 2, 3 – рынок, 1, 2, 3, 4, 5 – рыночная экономика, 1–7 – социально регулируемая рыночная экономика.
Отличительные признаки рыночной экономики:
1.                 право частной собственности на факторы производства
2.                 право выбора
3.                 свободное ценообразование
4.                 контроль и ответственность хозяйствующих субъектов за результаты своей деятельности
5.                 всеобщность конкуренции
6.                 государственное регулирование

12.            Строение и функции рыночной экономики Рынок – это механизм взаимодействия продавца и покупателя по вопросам купли-продажи.
Основные элементы рынка:
1. спрос, 2. предложение, 3. цена, 4. отношение производства, 5. отношение потребления, 6. гос. регулирование, 7. влияние мирового рынка. 1, 2, 3 – рынок, 1, 2, 3, 4, 5 – рыночная экономика, 1–7 – социально регулируемая рыночная экономика.
Отличительные признаки рыночной экономики:
7.                 право частной собственности на факторы производства
8.                 право выбора
9.                 свободное ценообразование
10.            контроль и ответственность хозяйствующих субъектов за результаты своей деятельности
11.            всеобщность конкуренции
12.            государственное регулирование
Функции рынка:
1. информационная
2. ценообразующая
3. посредническая
4. общественная оценка результатов труда производителя
5. регулирующая
6. санирующая (оздоровительная)
13.            Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства – это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.
Субъекты рыночного хозяйства:
1.                 домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает воспроизводство человеческого капитала, является собственником какого либо фактора производства и стремится к максимизации удовлетворения своих потребностей.
2.                 Предприятие – экономическая единица, которая использует факторы производства с целью изготовления продукции и ее реализации и стремится к максимизации своей прибыли.
3.                 Банк – совокупность финансово кредитных учреждение, регулирующая движение денежной массы необходимой для нормального функционирования рынка.
4. Государство – совокупность правительственных учреждений, обеспечивающих юридическую и политическую власть в стране и контролирующих (в случае необходимости) действительность рыночных систем.
Объектами рыночной экономики являются:
1.                 факторы производства
2.                 готовая продукция и услуги
Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства:


14.            Классификация структуры рынка. Инфраструктура рыночной экономики Классификация рынка:
1.                 классификация рынка по объектам купли и продажи:
а) рынок ресурсов, б) труда, в) товаров, г) услуг, д) ценных бумаг, е) финансовый (рынок ссудных капиталов и т.п.)
2.                 по видам конкуренции:
а) рынок совершенной конкуренции
б) рынок несовершенной конкуренции, т.е. чистые монополии, олигополии, монополистическая конкуренция
3. по территориальному признаку:
а) региональный рынок
б) местный рынок
в) национальный рынок
г) мировой рынок
Рыночная инфраструктура – это совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих функции по обеспечению нормального режима их функционирования.
15.            Роль и функции государства в рыночной экономике Негативные черты рыночной экономики:
1                    Неравенство в распределении доходов
2                    Рынок не обеспечивает производство товаров коллективного пользования
Отличие товаров коллективного пользования от рыночных товаров:
А) отсутствие соперничества в их потреблении.
Б) невозможность воспрепятствовать их потреблению
Поэтому рыночных механизмы здесь не эффективны. Общественные блага либо вообще не производятся рынком, либо производятся ограниченно.
3                    рынок не гарантирует полной занятости населения
4                    рынок не гарантирует стабильного уровня цен
5                    наличие монопольных тенденций
6                    рынок не обеспечивает развитие общественно значимых отраслей хозяйства (наука, культура, просвещение, здравоохранение)
Функции государства:
1                    Обеспечение правовой основы для функционирования рыночной экономики
2                    Социальная защита населения
3                    Поддержка конкуренции и ограничения монополий
4                    Поддержка малого и среднего бизнеса
5                    Обеспечение производства общественных благ
6                    Проведение антикризисной политики
7                    Проведение финальной политики
8                    Обеспечение национальной обороны
Регулирование – это воздействие государства на экономику, направленное на поддержание ее эффективного функционирования
Субъект регулирования – государство от имени общества
Объекты регулирования – общественная экономика, т.е. рыночные процессы, а не внутрипроизводственная деятельность предприятия.
Целью регулирования является обеспечение общественных потребностей.
Методы регулирования:
1                    административные методы (методы прямого воздействия).
2                    экономические методы (методы косвенного регулирования): а) кредитно-денежная политика государства, б) бюджетно-налоговая политика.
16.            Современные модели рыночного хозяйства Различаются 3 модели:
1                    корпоративная экономика
2                    социальное рыночное хозяйство
3                    смешанная рыночная экономика
    продолжение
--PAGE_BREAK--17.            Условия перехода к рыночному хозяйству в России. Содержание и этапы осуществления экономической реформы Условия перехода:
·                    Обеспечение свободы хозяйственной деятельности
·                    Становление многообразия форм собственности на условия, средства и результаты хозяйствования посредством рационализации процессов разгосударствления и приватизации
·                    Развитие конкуренции производителей как важнейшего фактора стимулирования предпринимательской активности
·                    Формирование механизма свободного ценообразования
·                    Сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики
·                    Последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей
·                    Обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.
Этапы:
·                    Разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства. Поиск и использование резервов и возможностей.
·                    Формирование рынка и его инфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становление новых мотивационных механизмов развития предпринимательства.
·                    Демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках административно-командной системы и препятствующих развитию рыночных отношений.
·                    Постепенное ограничение гос-го контроля над ценами, переход к свободному ценообразованию в соответствии со спросом и предложением, без чего невозможно функционирование рыночного механизма.
·                    Осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении.
·                    Создание сильной системы социальных гарантий и поддержки для населения, которая облегчила бы людям адаптацию к условиям рыночной экономики, защитила социально уязвимые слои от трудностей переходного периода.
·                    Осуществление активной структурно-инвестиционной политики, которая, опираясь преимущественно на экономические методы, облегчила бы необходимые структурные сдвиги в народном хозяйстве в направлении его социальной переориентации.

18.            Спрос, величина спроса. Закон спроса. Динамика спроса, ее основные факторы Спрос – это потребность индивида в товарах и услугах, выраженная платежными денежными средствами покупателя.
Спрос – зависимость между возможной величиной покупки и затратами на эту покупку
Возможная величина покупки (ВВП)
D=Q(D)/P где D – спрос – это потребность, Q(D) – ВВП (реализованный спрос), P – цена, S – стоимость.
Закон спроса: При прочих равных условиях снижение цены за единицу товара увеличивает величину спроса (и наоборот).
Построим кривую спроса:
Если цена на товар изменяется, то графически это отображается перемещением точек на кривой спроса, т.е. изменяется величина спроса.
Закон спроса: спрос=∆Q(D)/ ∆P – (1838 г.).
Закономерности подтверждающие закон спроса:
1                    Наблюдение за поведением покупателя
2                    Действие закона, убывающей предельной полезности: поскольку потребление подвержено закону убывающей предельной полезности, т.е. последующие единицы данного продукта приносят меньшее удовлетворение, то потребители покупают единицы данного продукта при условии снижения его цены.
3                    Эффекты дохода и замещения.
Эффект дохода – если цена на товар снижается, то покупатель может купить его больше, не отказывая в приобретении других альтернативных продуктов
Эффект замещения – если цена на товар продолжает снижаться, то у покупателя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо других альтернативных продуктов.
Влияние неценовых факторов на спрос
1                    Вкусы и предпочтения потребителей (появление новых видов товаров, смена моды и т.д.)
2                    Количество покупателей на рынке
3                    Доходы покупателей
Вся товарная масса делится на 2-е группы: 1) нормальные товары – это товары потребление которых растет с ростом доходов покупателей 2) товары низшего качества – это товары, потребление которых снижается при росте доходов.
4                    изменение цен на сопряженные товары: 1) товары взаимодополняющие друг друга. Если цена на один товар повышается, то снижается спрос на дополняющий его продукт; 2) товары взаимозаменяющие друг друга (масло-маргарин). Если цена на продукт повышается, то повышается спрос на заменяющий его продукт.
5                    потребительские ожидания.
19.            Ценовая эластичность спроса и ее измерение 1                    Эластичность спроса – это реакция покупателя на изменение цены
min∆Р=>max∆Q(D) – эластичность
max∆P=>min∆Q(D) – не эластичность
кривая эластичности спроса:
E(D) – коэффициент эластичного спроса
E(D) =∆Q(D)%/ ∆P%=(∆Q(D)/(Q(D))/ (∆P/Pпервич)
E(D)>1 – эластичный спрос,
Если спрос на товар эластичный, то при понижении цены выручка будет расти, а при уменьшении – снижаться.
Выручка – доход от реализации = P*Q
Таблица ценовой эластичности
При наличии ряда зависимостей применяется уточненная формула расчета E(D):
E(D) =(∆Q(D)/(Q(D)1+Q(D)2)/2)/ (∆P/(P1+P2)/2)
Факторы, влияющие на изменение эластичности спроса
1                    Чем больше хороших заменителей данного продукта, тем эластичней спрос на него
2                    Деление товаров на предметы роскоши и предметы первой необходимости
3                    Удельный вес расходов на данный продукт в доходе покупателя
4                    Фактор времени. Чем длиннее промежуток времени, тем эластичнее спрос.
20.            Предложение, состав предложения, закон предложения. Динамика предложения и ее основные факторы Предложение – это совокупность товарной массы, выносимой производителем на рынок.
S – предложение. Q(S) – величина предложения.
Анализ S начинается с его состава, в составе предложения выделяют 5 групп товара:
1                    сырье (ресурсы)
2                    товары производственного назначения (средства производства)
3                    труд
4                    производительный и денежный капиталы
5                    потребительские товары:
· товары краткосрочного пользования
· товары длительного пользования
· услуги
S представляется в виде шкалы, в которой разные количества товара, которые производитель способен и желает производить, соответствует разному уровню цен.
Закон предложения:
При прочих равных условиях, повышение цены увеличивает величину предложений, и наоборот.
Построим кривую предложения.


Неценовые факторы:
1.                 изменение цен на ресурсы. При понижении цен на ресурсы издержки производства изменяются=>предложение растет
2.                 Технологии. При совершенствовании технологии предложение данного продукта растет
3.                 При росте налогов S уменьшается
4.                 количество производителей на рынке
5.                 изменение цен на конкурирующие товары
Предложение товара зависит от принадлежности данного продукта к определенным стадиям жизненного цикла.
Стадии жизненного цикла товара:
1                    товары, вызывающие быстро расширяющийся спрос на них и поэтому приносящие возрастающий объем выручки. Поэтому предложение товара резко увеличивается
2                    товары имеющие стабильный спрос =>и сбыт, а=> и стабильную прибыль
3                    товары только выходящие на рынок
4                    товары уходящие с рынка


21.            Эластичность предложения и ее измерение Эластичность предложения – реакция производителя на изменение цены.
E(S)= ∆P%/∆Q(S)%
E(S)>1 не эластично,
На изменение эластичности предложения влияет фактор времени. Различают 3 временных интервала с различной степенью эластичности предложения:
1                    кратчайший период – это период не позволяет производителя отреагировать на изменение цены => S является совершенно не эластичным.
2                    короткий. За этот период, производственные мощности производителя остаются неизменными, но они могут использоваться более или менее интенсивно. Предложение будет не эластичным.
3                    долговременный = достаточно продолжителен для того, чтобы предприятия смогли принять все необходимые меры для приспособления к изменению рыночной ситуации => предложение является эластичным.
22.            Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена Для анализа спроса и предложения на товарном рынке совместим кривые спроса и предложения.
Точка пересечения кривых S и D наз-ся точкой равновесия на товарном рынке. Равновесие наступает тогда, когда величина спроса = величине предложения.
P(E) – равновесная цена – такая цена, по которой покупатель согласен купить, а производитель продать данный товар.
Отклонение от равновесия:
1.                 пусть фактическая цена P1 больше равновесной (P1>PE), тогда кол-во предлагаемого товара будет > чем спрашиваемого (Q(S)1>Q(D)1), т.е. на рынке образуется излишек данного товара. Излишек=Q(S)1-Q(D)1.
2.                 Пусть фактическая цена P2
23.            Сущность конкуренции, ее виды, формы. Совершенная и несовершенная конкуренции. Типы рыночных ситуаций Конкуренция – это общественная форма столкновений субъектов рыночного хозяйства в процессе
реализации их индивидуальных экономических интересов
2 формы конкуренции:
Совершенная конкуренция – это ситуация, когда фирмы не оказывают влияния на рынок своей продукции:
а) наличие на рынке множества независимых производителей, причем каждый выпускает малую долю на рынке данного продукта
б) товар должен быть одинаковый с точки зрения покупателя
в) отсутствие входных барьеров мешающих производителя заняться производством данного товара барьеры:
1 требование высокой концентрации капитала
2 наличие патента или лицензии
3 закрытый доступ к материальным ресурсам
4 затраты на рекламу
г) полная информированность всех участников рынка
Несовершенная конкуренция – это ситуация, когда фирмы могут воздействовать на реализацию своего продукта и ведут конкурентную борьбу.
2 метода конкурентной борьбы:
а) ценовая конкуренция – это борьба за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек и соответственно снижением цены.
б) неценовая конкуренция – это борьба производителей путем воздействия на условие реализации своего продукта:
1) реклама
2) создание заменителей, новизна товаров
К несовершенной конкуренции относятся три рыночных ситуации:
1) чистая монополия – рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара, контролируя всю или большую часть рынка данного продукта.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Кроме того, что монополист может воздействовать на цену, монополии присуща ценовая дискриминация – имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам, и эти ценовые различия не являются различиями в издержках производства.
При ценовой дискриминации выполняются условия:
1 продавец должен быть монополистом
2 продавец должен уметь выделять покупателей в отдельные группы, имеющие разные возможности
и готовность платить
2) олигополия – образуется, когда многочисленный покупатель сталкивается с несколькими крупными товаропроизводителями
3) монополистическая конкуренция – характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипную, но несколько различающуюся продукцию.
24.            Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы. Виды монопольного рынка Основной причиной возникновения монополий является концентрация производства и капитала, которая стала возможной в результате скачка в развитии производительных сил общества и возрастания капиталоемкости производства.
Все это обострило конкурентную борьбу и сделало необходимым создание монопольных союзов.
Расширение масштабов предприятий происходит по 3-м направлениям:
1) горизонтальная интеграция – это слияние 2-х и более компаний занятых в одной сфере производства
2) вертикальный интеграция – слияние разноотраслевых предприятий, связанных единой технологической цепью
3) диверсификация – это объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных между собой
В соответствии с данными видами слияний, монополии бывают:
1) картель – вид соглашения о реализации отдельных видов продукции. предприятия остаются полностью самостоятельными
2) синдикат – он создается с целью организации совместного сбыта продукции
3) трест – бывает:
а) одноотраслевые – входят предприятия одной отрасли
б) многоотраслевые – разных отраслей
Трест – это объединение предприятий, на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом продукции
4) концерн – многоотраслевая система предприятий, имеющая общую технологию, которые контролируются единым финансовым центром.
5) конгломерат – это объединения, основанные на проникновение в отрасль крупных корпорация. входят предприятия не связанные между собой
Типы монополий:
1) естественные монополии – формируются на основе технологических потребностей развития производственных сил общества при высокой концентрации капитала. Конкуренция не осуществима.
2) искусственные монополии – возникают на основе сговора и подавления конкурентов
3) случайная монополия – ограниченная во времени, является результатом превышения спроса над предложением.
Целью создания монополий является преодоление отраслевой и межотраслевой конкуренции и получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства.
Средством достижения данной цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.

25.            Монополия: «за» и «против». Двойственная роль монополии Роль в обществе монополий двойственна:
+ монополий:
1) продукция монополий отличается высоким качеством
2) крупные масштабы производства, позволяют снижать издержки и экономить ресурсы.
3) монополия использует достижения НТП.
– монополий:
1) монополия ограничивает выпуск продукции благодаря господству на рынке и созданию монопольной цены
2) в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса.
Факторы, противодействующие монополизации рынка:
Ø    административные меры (от лица государства)
а) антимонопольное законодательство – это пакет законов, который препятствует тайным сговорам, направленных на поддержание монопольных цен
Законы: 1890 г. – закон Шермана – 1-й закон который запрещал ценовую дискриминацию.
1914 г. – закон Клейтона
Основные направления демонополизации экономики России:
1 Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, ликвидации и реорганизации хозяйствующего субъекта
2 контроль за покупателями и продавцами акций
3 предоставление льготных кредитов и уменьшение налогов для предприятий впервые вступивших в данный рынок
4 финансирование мероприятий по расширение выпуска диффицитных товаров
5 привлечение иностранных инвестиций. создание совместных предприятий, создание свободных экономических зон.
Законы:
а) в 1991 г. закон РФ «о конкуренции и ограниченности деятельности монополий»
б) принудительная демонополизация
в) налоговая политика, снижающая монопольные цены
Ø    экономические факторы, свойственные самому рынку:
а) появление товаров заменителей
б) частая смена приоритетных для потребителей товаров
в) интернационализация рынка
26.            Методы регулирования монополии и конкуренции. Антимонопольное законодательство Факторы, противодействующие монополизации рынка:
Ø    административные меры (от лица государства)
а) антимонопольное законодательство – это пакет законов, который препятствует тайным сговорам, направленных на поддержание монопольных цен
Законы: 1890 г. – закон Шермана – 1-й закон который запрещал ценовую дискриминацию.
1914 г. – закон Клейтона
Основные направления демонополизации экономики России:
1 Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, ликвидации и реорганизации хозяйствующего субъекта
2 контроль за покупателями и продавцами акций
3 предоставление льготных кредитов и уменьшение налогов для предприятий впервые вступивших в данный рынок
4 финансирование мероприятий по расширение выпуска диффицитных товаров
5 привлечение иностранных инвестиций. создание совместных предприятий, создание свободных экономических зон.
Законы:
а) в 1991 г. закон РФ «о конкуренции и ограниченности деятельности монополий»
б) принудительная демонополизация
в) налоговая политика, снижающая монопольные цены
Ø    экономические факторы, свойственные самому рынку:
а) появление товаров заменителей
б) частая смена приоритетных для потребителей товаров
в) интернационализация рынка
27.            Особенности монополизма в России. Антимонопольное регулирование в России Основные направления демонополизации экономики России:
1 Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, ликвидации и реорганизации хозяйствующего субъекта
2 контроль за покупателями и продавцами акций
3 предоставление льготных кредитов и уменьшение налогов для предприятий впервые вступивших в данный рынок
4 финансирование мероприятий по расширение выпуска диффицитных товаров
5 привлечение иностранных инвестиций. создание совместных предприятий, создание свободных экономических зон.
Законы:
а) в 1991 г. закон РФ «о конкуренции и ограниченности деятельности монополий». В 1991 году создан Антимонопольный комитет РФ.
б) принудительная демонополизация
в) налоговая политика, снижающая монопольные цены
28.            Предпринимательство, его содержание. Предприятие – как организационная форма предпринимательства Деятельность предприятий на территории РФ регламентируется двумя документами: 1) гражданский кодекс РФ, 2) закон РФ «о предприятиях и предпринимательской деятельности».
Предприятие – форма организации предпринимательской деятельности, которая явл-ся основным звеном национальной экономики и в которой осуществляется непосредственный процесс производства. В этом смысле предприятие это: 1) коллектив людей, связанный кооперацией труда и общими экономическими интересами, 2) комплекс средств производства, обладающий технологическим единством и приспособленный для изготовления определенного продукта. Главной действующей фигурой на предприятии явл-ся предприниматель.
Согласно закону «о предприятиях», предприниматель определяется как субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на условиях полной имущественной ответственности.
Предпринимательство – это: а) процесс создания нового, обладающего ценностью, б) процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, в) процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.
В рез-те признаками предпринимательской деятельности явл-ся: риск, новаторство, динамизм, ответственность, заинтересованность.
Стадии предпринимательской деятельности:
1) поиск основной идеи и ее оценка, 2) составление бизнес-плана, 3) поиск необходимых ресурсов, 4) выбор формы управления предприятием.
Субъекты предприним-ва: физические лица, юридические лица (предприятия, их объединения), гос-во.
Объекты предпр-ва: любые виды хоз-ной деятельности предусмотренные законом (производственно-хозяйственная, посредническая и др.)
В зависимости от видов предприним-ой деят-ти различают: производственное предпринимательство, коммерческое предпр-во, финансовое предпр-во.
Фигура предпринимателя не явл-ся тождественной фигуре собственника факторов произв-ва, т.е. предпр-ль может быть, а может и не быть собственником предприятия.
29.            Организационно-правовые формы предприятий Предприятия классифицируются по формам собственности на имущественный комплекс предприятия. В соответствии с этим различают:
Государственные предприятия. В собственности государства находятся предприятия, производящие общественно значимые товары
Индивидуально предпринимательство – это предприятия основанные на индивидуальной или семейной собственности предпринимателя. Различают 2 формы: индивидуальная трудовая деятельность. Здесь не различается капитал приносящий доход и личное имущество предпринимателя. Такая форма ответственности называется полная имущественная или неограниченная ответственность; индивидуальное частное предприятие – с применением наемного труда. Ответственность ограничивается имуществом предприятия.
Преимущества индивидуального предпринимательства:
1                    простота и легкость в организации
2                    собственник самостоятельно решает вопросы функционирования предприятия.
Недостатки:
1                    ограниченность финансовых ресурсов для роста. Недоступность заемного капитала.
2                    Недоступность специализации в управлении предприятием
3                    Неограниченная (личная) ответственность
Партнерство (товарищество) – это форма предпринимательской деятельности, основанная на объединении имущества разных собственников. Пай может вноситься в любой форме (деньги, материальные ресурсы, оборудование).
Различаются: полное товарищество – участники отвечают по своим обязательствам всем личным имуществом (солидарная ответственность – каждый отвечает за действия другого); товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) – ответственность ограничивается имуществом предприятия
Преимущества партнерства:
·                    простота и легкость в организации
·                    возможность специализации в управлении
·                    меньшая ограниченность финансовых средств
Недостатки:
·                    Несовместимость интересов партнеров
·                    Солидарная ответственность
·                    Недостаточная возможность для роста
Корпорация (акционерное общество – АО) – образуется путем объединения на долевой основе средств своих участников. Капитал Ао образуется в денежной форме и разбивается на равные неделимые доли, каждая доля представлена в виде ценной бумаги – акции.
Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о доли ее владельца в акционерном капитале общества и дающая право на получение дохода от капитала пропорционально этой доле.
Общая номинальная стоимость всех выпущенных акция не должная превышать сумму уставного капитала общества. Номинальная стоимость 1-й акции – это отношение уставного фонда АО к количеству долей. Рыночная стоимость акций – цена акции на фондовом рынке. Рыночная стоимость акций определяется как сумма денежного капитала, которая будучи отдана в суду или положена в банк дает доход – дивиденд. Курс акции=(дивиденд/%банка)*100%
Акции бывают: Обыкновенные, привилегированные – дают право для ее владельца на дивиденды, но такие акции не дают право голоса на собрании акционеров, именные и на предъявителя.
Акционерные общества бывают: закрытые (ЗАО) – акции распределяются внутри предприятия; открытые (ОАО) – крупные предприятия. Высший орган управления АО – собрание акционеров, где собирается совет директоров, правление, ревизионная комиссия и т.д.
Контрольный пакет акций – это количество акций, обеспечивающее абсолютное большинство голосов. КПА=50%+1 акция
Преимущества АО:
1                    Ао применяет в качестве способа финансирования выпуск и продажу акция, что позволяет привлечь сбережения многочисленного населения
2                    Более легкий доступ к банковскому капиталу
3                    Ограниченная ответственность, акционеры рискуют только той суммой, которую вложили в покупку акций. Иски предъявляются к предприятию, а не к акционерам.
4                    Возможность применения массовых технологий (в результате повышается производительность труда рабочих)
Недостатки АО:
1                    возможность злоупотребления6 продажа акций не имеющих стоимости
2                    возможность избежания личной ответственности
3                    двойное налогообложение: обложение налогом дохода корпорации, обложение налогом личного дохода акционера
4                    бездеятельность типичного держателя акций
Холдинговая компания – является держателями КПА нескольких АО
    продолжение
--PAGE_BREAK--30.            Индивидуальное воспроизводство: кругооборот и оборот производственных фондов предприятия Производство – это процесс взаимодействия его факторов.
Движение капитала, охватывающее последовательное его авансирование, применение в производстве, реализацию произведенного продукта и возвращение в исходную форму, образует кругооборот капитала, в процессе материального производства, поэтому формула кругооборота капитала имеет вид:
/ СП \
Д – Т \ РС / П – Т’ – Д’
^^I^^ ^^II^^ ^^III^^
СП – средство производства, РС – рабочая сила
Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс кругооборота капитала обеспечивает непрерывность производства, называется воспроизводством.
Индивидуальное воспроизводство – это непрерывно возобновляющийся процесс, производит соединение факторов производства с целью создания товаров и получения дохода.
Кругооборот капитала – это движение стоимости факторов производства через сферы производства и обращения, в котором эта стоимость последовательно принимает 3 формы:
1. производительную
2. Денежную
3. Товарную
Каждая из 3х стадий выполняет определенные функции:
I – создание условий производства
II – создание новых товаров
III – получение прибыли
Оборот капитала – это непрерывно возобновляющийся процесс оборота капитала.
Оборот капитала измеряется числом оборота и скоростью.
Время оборота – это период, в течении которого ресурсы пройдя последовательно все стадии, возвращаются к исходной денежной форме.
Скорость оборота измеряется числом оборотов, совершенных в течении года.
Производственный капитал – это выраженные в денежной форме факторы производства. Они делятся на:
1. Основной
2. Оборотный.
В процессе использования основного капитала, стоимость его износа накапливается в амортизационном фонде – этот фонд предназначен для восстановления элемента основного капитала, выбывшего из производства.
Вид износа:
1. Физический износ – потеря потребительской стоимости
2. Моральный – потеря его стоимости по 2 м причинам:
а. Выпуск более производительных средств производства по той же цене.
б. Создание аналогичных, но более дешевых средств труда.
Амортизационный фонд создается с учетом норм амортизации. Она показывает за сколько лет стоимость изношенного капитала должна быть возвращена. Показателем эффективности использования основных средств или основного капитала является фонд отдачи: Фонд отдачи=Q/обр.; Q – объем готовой продукции; обр. – оборотный капитал.
Оборотный капитал – это часть производства, которая во время использования изменяется.
Оборотный капитал оценивается с помощью показателя материальной емкости.
Мат.емк.=Qk/Q; Qk – оборотный капитал.
31.            Производственная функция Величина объема произведенного продукта на предприятии (Q), зависит от количества используемых факторов производства.
Зависимость между величиной готового продукта Q и количества произведенных факторов описывается производственной функцией.
В 2-х факторной модели производственной функции, используется 2 фактора: труд – L, капитал – K. Тогда производственная функция имеет вид: Q=F (L, K)
Производственная функция показывает максимальный выход готовой продукции, полученный в результате различной комбинации различных факторов производства.
Графическое изображение производственной функции называется изоквантой.
Изокванта показывает различные сочетания факторов производства, необходимых для выпуска определенного объема продукции (в любой точке изокванты V=const)
Ряд изоквант, соответствующий различным уровням производства, называется картоизоквант.
Производственная функция анализируется краткосрочным и долгосрочным периодами.
Краткосрочный период – период в котором хотя бы один фактор производства остается неизменным.
В краткосрочном периоде, существует предел увеличения объема производства, получаемый в результате увеличения затрат одного фактора, это наступает тогда, когда вступает в действие закон убывающей предельной отдачи факторов производства: по мере увеличения объема производства, последовательное присоединение единиц переменного фактора (например труда) к постоянному фактору (например капитал или земля) дает уменьшающийся добавочный продукт.
В краткосрочном периоде для анализа производственной функции используются следующие показатели:
1                    совокупный продукт труда – TP
2                    средний продукт (переменного фактора) труда – L – это объем продукции, получаемый с одной единицы переменного фактора (производительность труда) AP=Q/L
3                    предельный продукт переменного фактора (MPn) – это приращение объема производства, получаемое в результате использования дополнительной единицы труда. MPn=∆Q/∆L
В долгосрочном периоде фирма может изменять размеры всех факторов производства => не существует предела для увеличения объема производства (закон убывающей предельной отдачи не действует)
32.            Издержки предприятия. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде Издержки предприятия – это расходы на производство и реализацию производственного продукта
Все издержки делятся на явные и не явные:
Явные (бухгалтерские) издержки – прямые денежные платежи поставщика факторов производства. Не явные (затраты упущенных возможностей) – это издержки за использование ресурсов, принадлежащие самой фирме.
Сумма явных и не явных издержек называется экономическими издержками.
Анализ бухгалтерских издержек.
Зависимость издержек производства, от изменения объема производства, описывается функцией издержек C=F(Q)
В зависимости от влияния объема производства на издержки, различаются:
1                    постоянные издержки, т.е. расходы не меняются от изменения объема производства (FC)
2                    переменные издержки (VC), т.е. изменяющиеся в зависимости от объема производства VC=FC(Q)
3                    общие издержки (TC=FC+VC) – растут с ростом объема производства.
В краткосрочном периоде кроме анализа общих издержек, рассчитываются расходы на производство одной единицы продукции – АС.
4                    средние издержки AC – расходы на производство одной единицы продукции
AC+TC/Q=FC/Q+VC/Q=AFC+AVC
AFC и AVC – средне постоянные и средне переменные издержки
5                    предельные издержки MC – это приращение затрат от производства одной дополнительной единицы продукции
Динамика MC отражается действие закона убывающей отдачи факторов производства.
Анализ издержек в долгосрочном периоде
В данном периоде меняется количество факторов производства, интенсивность их использования, а также количество предприятий=>все издержки являются переменной величиной=>их анализ производится на основе долгосрочных средних издержек (LRAC).
Напр., завод имеет 2 цеха, кот-е производят 1000 булок в сутки.
Q1=1000, AC1-min, Q2=2000, AC2-min, Q3=3000, AC3-min.
Предприятие открывает еще 1 цех, что позволяет производить 2000 булок в день. Затем еще 1 цех.
С увеличением масштабов произв-ва средние издержки снижаются при условии действия положительных эффектов роста масштаба произв-ва:
1                    рост производительности труда в результате специализации
2                    производство побочных продуктов
3                    экономия сырья и материалов
4                    эффективное использование капитала
С повышением объема производства, средние издержки начинают расти, если действуют отрицательные эффекты роста масштабов производства: рост расходов на аппарат управления.
33.            Доходы и прибыль предприятия Прибыль – это разница между общим доходом от реализации продукции и общими издержками.
1 TR – общий доход – деньги в результате продажи определенного объема продукции TR=P*Q
2 Средний доход – доход от реализации одной единицы продукта. AR=TR/Q=P*Q/Q=P – цена за единицу продукции
3 Предельный доход – MR – приращение дохода от реализации дополнительно произведенной продукции MR=DTR/DQ.
Прибыль П=TR-TC (общие доходы – общие издержки)
П (ед. продукции)=P-AC
П=(P-AC)*Q – общая прибыль
SAEDB – прибыль.
Условие максимизации прибыли.
Основным условием является окупаемость каждой единицы продукции:
т.е. производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие
издержки на величину предельных издержек, в то же время повышается общий
доход на величину предельного дохода MR.
До тех пор пока MR>MC, П растет не достигнув максимума.
Как только MR=MC, то прибыль достигает максимальной величины.
Объем производства при данном условии называется максимизирующий или равновесный объем.
34.            Показатели эффективности функционирования предприятия Эффективность=результаты / затраты
1 Общий показатель эффективности производства (рентабельность)
Рентабельность=(P-C/C)*Q*100%/Каванс.
2 Показатели эффективности использования факторов производства
Эффективность рабочей силы=производительность труда
производительность труда=объем продукции / один рабочий=Q/rср., rср – среднечисленное кол-во рабочих.
Показатель эффективности использования основных средств – фондоотдача.
Фотд=Q/ОФср, ОФср – среднегодовая стоимость основных фондов.
3 показатель эффективности использования материалов = материалоотдача
M.отд=Q/Материало. Стоимость

35.            Основные макроэкономические показатели. Методы расчета валового национального продукта. Система национальных счетов ВНП – это общая рыночная стоимость полного объема конечного производства товаров и услуг, произведенной в стране за год.
Конечная продукция – товары и услуги покупаемые потребителем для конечного использования.
Промежуточная продукция – товары и услуги, подлежащие дальнейшей переработке.
При характеристике ВНП учитываются особенности:
а) ВНП должен быть свободен от двойного счета. Объем ВНП представляет собой сумму добавленных стоимостей, создаваемых на каждом конкретном предприятии: сумма прибыли полученная каждым предприятием + сумма зарплаты работников данного предприятия + сумма амортизационных отчислений (не включается стоимость сырья и материалов).
б) т. к. внп выражается в денежной форме, то его величина может меняться только за счет повышения цен, поэтому для сравнения ВНП за различные промежутки времени учитывается изменение уровня цен, которое выражается в виде индекса цен.
Индекс цен=СУММ (цен текущего года)/СУММ (цен базового года (прошлого года) – цены 1994 г.)*100%
ИПК (индекс цен потребительской корзины).
С учетом индексов цен, различают ВНП номинальный и реальный.
ВНПреал=ВНПномин*100%/индекс цен
в) в объем ВНП не включается непроизводительные сделки: продажа поддержанных товаров, работа в домашнем хозяйстве, чисто финансовые сделки (операции с ценными бумагами), государственные трансфертные платежи, выплаты государства тем субъектам, которые ничего не производят, частные трансфертные платежи.
Методы расчета ВНП:
1 суммирование всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции:
1 статья: суммирование конечных потребительских расходов на товары краткосрочного и долгосрочного пользования (C)
2-я статья: государственные расходы – расходы органов государственного управления на покупку продукции предприятий и покупку ресурсов для нужды государства (G)
3-я статья: валовые капитальные вложения или инвестиции (I) – затраты на покупку оборудования, вложение в жилищное строительство.
4-я статья: чистый экспорт (X) X=EX-IM
ВНП=C+G+I+X
2 суммирование всех доходов полученных в стране от производства продукции данного года:
1 статья: зарплата наемных работников (W)
2 статья: прибыль предприятий в том числе доходы предприятий индивидуальной или семейной собственности + доходы самостоятельных работников (P)
3 статья: рентные платежи (доходы получаемые владельцами недвижимого имущества) (R)
4 статья: доходы от денежного капитала, сбереженными домашними хозяйствами (I).
ВНД=W+P+R+I
ВНП=ВНД – основное макроэкономическое тождество, т.е. расходы на покупку товаров и услуг, произведенных в данном году равны денежному доходу, полученному от производства продукции и услуг в данном году.
Оба метода расчета не учитывают нек-е виды хоз-х операций: 1) эк-ка теневого бизнеса, 2) бартерный обмен, 3) работа домашних хозяек, 4) работа ученых не воплощенная в готовом продукте.
К макроэкономическим показателям также относятся: ВВП – валовой внутренний продукт – объем ВНП произвед-й внутри страны и только с использованием факторов произв-ва данной страны, ВВП=ВНП-Х; чистый нац-й продукт – ВНП за вычетом средств необх-х для замены изношенных средств произ-ва, ЧНП=ВНП-А (аморт-я); НД – национальный доход – общая сумма доходов, полученная населением страны в виде зарплаты, прибыли, ренты и процентов. НД отражает рыночную стоимость всех ресурсов, вложенных в произв-во; личный доход – ЛД – весь доход, заработанный отдельными лицами, он идет на потребление, сбережения, уплату налогов, ЛД=НД+доходы, которые получены, но не заработаны, минус доходы, кот-е заработаны, но не получены; РД – располагаемый доход – доход после уплаты налогов, РД=ЛД-налоги с граждан. Показателями, характеризующими динамику эк. Системы явл-ся: 1) темпы экон-го роста, 2) изменение уровня цен в эк-ке, 3) темпы инфляции, 4) уровень занятости и безработицы, 5) изменение совокупного спроса.
Все макроэкономические показатели явл-ся составными частями системы нац-х счетов – международный стандарт оценки основных показателей и представляют собой специальные балансы, которые, с одной стороны, отражаются на личные ресурсы, с другой, на их использование.
36.            Экономический рост и его типы. Факторы экономического роста Экономический рост – это приращение реального объема ВНП в результате увеличения количества используемых факторов производства, или в результате усовершенствования техники и технологий.
Также экономический рост рассматривается как увеличение реального объема ВНП, приходящегося на душу населения.
1.                 экономический рост измеряется темпом роста: т.р.=ВНПтек.года*100%/ВНПпрошл.года
2.                 темп роста ВНП на душу населения: Ч – численность населения, т.р.=(ВНПтек.года/Ч)/(ВНПпрошл.года/Ч)*100%
3.                 количество лет необходимых для удвоения ВНП: кол-во лет=70/темп экономического роста.
Факторы экономического роста.
А) факторы предложения
1.                 увеличение количества и качества природных ресурсов
2.                 увеличение количества и качества трудовых ресурсов (рост рождаемости, увеличение людей с высшим образованием)
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.                 увеличение объема основного капитала
4.                 совершенствование техники и технологии
В зависимости от используемых факторов предложения различают:
1.                 экстенсивный тип роста – увеличение объема ВНП за счет увеличения количества средств вовлеченных в экономику (не эффективно)
2.                 интенсивный тип роста – увеличение ВНП за счет совершенствования техники и технологий.
3.                 Смешанный тип роста
Иллюстрацией экономического роста является движение кривой производственных возможностей общества.
Б) факторы спроса
К факторам спроса относятся такие, которые повышают совокупный спрос общества на производимую продукция и этим стимулируют ее рост:
1.                 рост зарплаты
2.                 налоговая политика государства
3.                 склонность населения к сбережениям
В) факторы распределения – распределение ресурсов должно быть организовано так, чтобы получить максимальное количество готовой продукции.
Модели экономического роста:
1.                 Неоклассическая модель – согласно этой модели основным фактором экономического роста является фактор предложения иллюстрирует их изменение производственной функции: Y=F (V1, V2,…, Vn), V=F (L, K). Т.о. V продукта определяется суммой произведений каждого фактора на его предельный продукт.
2.                 Неокейнсианская модель – данная модель предполагает использыание равенства инвестиций и сбережений, т.е. полную реализацию средств идущих на накопление. I=S. Неравенство этих величин рассматривается как нарушение экономического равновесия. Если инвестиции>сбережений, то это является недостаток ресурсов по сравнению с инвестиционным спросом: I>S, I
3.                 Многофакторная модель экономического роста
4.                 Двуфакторная модель
37.            Природа и специфика цикличности развития экономики. Циклы и кризисы Один из факторов, отрицательно воздействующих на экономический рост, является цикличность развития экономики.
Цикличность – это периодические взлеты и падения деловой активности, проявляющиеся в различных формах несоответствия спроса и предложения
Экономический цикл – результат сложения колебаний различных показателей экономической активности:
1.                 темпы роста ВНП
2.                 изменение общего количества продаж
3.                 изменение общего уровня цен
4.                 изменение загрузки производственной мощности
5.                 изменение уровня безработицы
Рецессия – спад объема национального производства, продолжающийся 6 месяцев и дольше.
Депрессия – спад объема национального производства, сопровождающийся высокой безработицей и продолжающийся в течении неск-х лет.
38.            Доходы населения и источники их формирования в рыночной экономике. Сбережение и потребление Распределение доходов – это экономический процесс, который рассматривается, как распределение факторов производства, и как распределение результатов производства.
Для факторов производства – это перелив материальных и трудовых ресурсов из менее прибыльных отраслей хозяйства в более эффективные с целью повышения окупаемости каждой единицы факторов производства.
Для результатов производства – это деление фонда потребления на доходы по зарплате, доходы от собственности, доходы по трансфертным платежам.
Y=доходы (Валовой национальный доход)
Y=C+I+G+Xn – распределение доходов (потребительские расходы+инвестиционные расходы+гос. расходы+чистый экспорт.
Функцией отражающей формирование доходов по факторам производства называется подоходной функцией потребления, она показывает источники формирования доходов.
Y=F (Ul+Uw+Uk-T) (доходы по труду+доходы от собственности+доходы по бизнесу-налоги)
Важнейшим показателем совокупного дохода является потребление.
(С) Потребление – это часть средств, затрачиваемых домохозяйствами на оплату потребительских товаров и услуг.
(S) сбережение – часть располагаемого дохода, которая не потребляется: Yp=S+C, S=Yp-C, Yp – сумма располагаемых доходов.
Зависимость уровня потребления от величины располагаемого дохода описывает функция потребления, она показывает, что потребление растет с ростом доходов.
Зависимость между доходом и уровнем сбережения описывает функция сбережения.
1.                 АС – средняя склонность к потреблению – это отношение потребления дохода к величине дохода: АС=(С/Yp)*100%
2.                 AS – средняя склонность к сбережениям: AS=(S/Yp)*100%
3.                 Предельная склонность к потреблению – это доля (прирост) дохода, который потребляется: MC=dC/dYp
4.                 Предельная склонность к сбережению – это доля или прирост дохода, который идет на сбережение: MS=dS/dYp
На уровень потребления и сбережения кроме дохода влияют следующие факторы:
1.                 Богатство – чем больше в семье накоплений, тем больше величина потребления и меньше величина сбережений.
2.                 Уровень цен – чем выше уровень цен в экономике, тем меньше потребление
3.                 Потребительские ожидания – если ожидается повышение цен, то текущее потребление растет, а сбережения падают.
4.                 Налогообложение – рост налогов снижает С и S
Инвестиции – I – это долгосрочные вложения государственного и частного капитала в различные отрасли хозяйства внутри страны и за ее пределами.

39.            Неравенство доходов. Кривая Лоренца. Проблема бедности Распределение доходов – это экономический процесс, который рассматривается, как распределение факторов производства, и как распределение результатов производства.
Для факторов производства – это перелив материальных и трудовых ресурсов из менее прибыльных отраслей хозяйства в более эффективные с целью повышения окупаемости каждой единицы факторов производства.
Для результатов производства – это деление фонда потребления на доходы по зарплате, доходы от собственности, доходы по трансфертным платежам.
Y=доходы (Валовой национальный доход)
Y=C+I+G+Xn – распределение доходов (потребительские расходы+инвестиционные расходы+гос. расходы+чистый экспорт.
Функцией отражающей формирование доходов по факторам производства называется подоходной функцие потребления, она показывает источники формирования доходов.
Y=F (Ul+Uw+Uk-T) (доходы по труду+доходы от собственности+доходы по бизнесу-налоги)
Распределение доходов изучается в 2-х аспектах:
А) Деление денежного дохода общества по факторным составляющим (т.е. зарплата, рента, процент, прибыль) – функциональное распределение доходов.
Б) Личное распределение доходов – деление денежного дохода общества между домохозяйствами: совокупный доход неравномерно распределеяется между домохозяйством.
Степень неравенства в распределении доходов иллюстрируется кривой Лоренца.
Область между двумя кривыми отражает разницу между абсолютно справедливым распределением доходов и фактическим.
Причины неравенства доходов:
1.                 Большое количество доходов получают те, кто владеет большим количеством факторов производства
2.                 Различие в способностях
3.                 Различие в отношениях собственности
4.                 Различие в положении, занимаемом на рынке
5.                 Различие в отношениях к риску
6.                 Бедность – это одна из характеристик неравного распределения доходов. Бедность – это состояние, когда экономических ресурсов не хватает для обеспечения нормального уровня жизнедеятельности.
Бедность определяется по критериям:
1.                 По затратам на питание. Чем выше доля затрат на питание в общем доходе семьи, тем семья беднее.
2.                 Критерий, присущий рыночной системе – считается бедным тот, кто живет хуже других.
3.                 Политический критерий – государственное законодательство в области социальной защиты.
Инструментами государственного перераспределения доходов является:
1.                 трансфертные платежи (выплата малоимущим)
2.                 налоговая система – финансирование социально значимых отраслей хозяйства
Кроме бедности, характеристиками распределения доходов является уровень жизни и качество жизни. Уровень жизни – ВНП на душу населения. Качество жизни – их много (заболевания, деторождение т. п.)

40.            Государственное перераспределение доходов. Государственные системы социальной защиты населения Инструментами государственного перераспределения доходов является:
1.                 трансфертные платежи (выплата малоимущим)
2.                 налоговая система – финансирование социально значимых отраслей хозяйства
Кроме бедности, характеристиками распределения доходов является уровень жизни и качество жизни.
Уровень жизни – ВНП на душу населения. Качество жизни – их много (заболевания, деторождение т. п.)
Социальная защита: трансфертные платежи и т.д.
41.            Заработная плата: виды и формы Причины дифференциации зарплаты:
1)                 неоднородность работников по способностям и уровню образования.
2)                 Дифференциация видов работ по привлекательности.
3)                 Несовершенная конкуренция на рынках труда.

42.            «Человеческий капитал». Инвестиции в «человеческий капитал» Согласно теории человеческого капитала, производительность труда и, соответственно, рыночная стоимость трудовых ресурсов в значительной степени зависят от интенсивности инвестиций в расширенное воспроизводство работников. Основными направлениями инвестиций в человеческий капитал выступают: расходы на образование – наиболее важный вид инвестиций, благодаря которому повышается квалификация рабочей силы и достигается ее необходимое качество, являющееся основой производительности; расходы на здравоохранение – позволяют поддерживать работоспособность и производительность труда работников; расходы на мобильность – предпосылка миграции из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью.
43.            Формы денег и их эволюция Эволюция форм денег:
1)                 товарные доденежные эквиваленты – товар, с натуральной формой которого сращивается его общественная функция всеобщего эквивалента.
2)                 Золотые, серебряные – полноценная монета из золота или серебра, кол-во которых соответствует ее номинальной стоимости.
3)                 Биллонные монеты – неполноценная разменная монета, номинальная стоимость которой превышает стоимость содержащегося в ней металла и расходов на ее чеканку.
4)                 Бумажные деньги – денежные деньги, выпускаемые государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные принудительной покупательной способностью.
5)                 Кредитные деньги – знаки стоимости, возникшие на основе замещения имущественных обязательств частных лиц и государства (виды кредитных денег: вексель – долговое обязательство об уплате долга в определенный срок; депозитные деньги, банкнота, чек, электронные деньги).
44.            Денежная система. Денежное обращение. Закон денежного обращения ДС – это исторически сложившаяся форма организации денежного обращения, законодательно установленная государством.
Денежное обращение – это непрерывное движение денег, выполняющих функции денежного обращения и платежа и обслуживающих кругооборот товаров и ресурсов.
Закон денежного обращения определяет Количество денег, необходимых для обращения (D):
D=(Р-К+П-ВП)/С0(закон денежного обращения).
P – сумма цен товаров подлежащих реализации.
K – сумма цен товаров проданных в кредит.
П – платежи срок оплаты которых наступил.
ВП – взаимопогашаемые платежи.
С0 – скорость обращения.
Элементы ДС:
1) Основная денежная единица – мера денег, принятая в стране за единицу.
2) Масштаб цен – установленная государством золотое содержание национальной единицы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--3) Эмиссионная система – это учреждения выпускающие деньги и ценные бумаги.
4) Формы денег – это виды денег являющиеся законным платёжным средством.
5) Институты денежной системы– это гос-ые и негос-ые учреждения регулирующие денежные отношения.
45.            Денежная масса и ее показатели Денежная масса – это совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйствах в наличной и безналичной формах и выполняющих функции обращения, платежа и накопления.
Безналичная форма денег– это депозиты или вклады, хранящиеся в банках или других специализированных финансовых учреждениях.
Основным видом депозитов являются счета до востребования, бессрочные вклады, они предназначаются для осуществления текущих платежей наличными или через банк с помощью чеков или кредитных карточек, они обладают высокой ликвидностью, но не приносят их владельцам дохода.
Срочные вклады (или вклады с определённым сроком погашения) – по таким вкладам банки платят большой процент.
Измерители денежной системы – они классифицируются в зависимости от степени ликвидности:
1) агрегат М1 или деньги для сделок
М1=нал-е.деньги+бессрочные чековые вклады.
2) М2 – квази деньги (почти деньги)
М2=М1+бессрочныесберегательные счета + срочные вклады небольших размеров.
3) М3=М2+срочные вклады крупных размеров.
46.            Спрос и предложение денег. Взаимодействие спроса и предложения денег Общий спрос на деньги складывается из 2-х составляющих:
1) спрос на деньги для сделок – Da.
2) спрос на деньги со стороны финансовых активов – Dt.
DM= Dt + Da
Для анализов факторов влияющих на спрос на деньги для сделок, используют уравнение обмена:
M*V=P*Y | MD=P*Y/V
M-количество денег, находящихся в обращении.
MD – величина спроса на деньги.
V – скорость обращения денег.
P-абсолютный уровень цен.
Y-реальный объём производства.
1) с увеличением среднего уровня цен в экономике потребность в деньгах растёт.
2) если объём ВНП увеличится, то увеличатся расходы на покупку данного объёма, => потребность в деньгах для сделок растёт.
3) чем быстрее обращают деньги тем меньше спрос на них.
Кривая спроса на деньги отражает зависимость количества денег от изменения ставки%(см рис):
На изменение спроса на деньги со стороны финансовых активов влияет изменение ставки%. Если ставка% низкая, то высоки альтернативные издержки накопленных денег в безналичной форме, => люди предпочитают накопить деньги в виде М1=нал-е.деньги+бессрочные чековые вклады.
Между Da и r существует пропорциональная зависимость (см рис): общий спрос на деньги определяется путём смещения по горизонтальной прямой спроса на деньги со стороны активов на величину спроса на деньги для сделок. (см рис) Кривая Dm показывает общее количество денег, которое люди хотят иметь для сделок и как финансовые активы при каждой возможности. Величине r%. Изменение объёма ВНП вызывает смещение кривой Dm.
Точка равновесия определяется кривыми спроса и предложения денег. Предложение денег является величиной постоянной, т. к. экономика снабжается денежно кредитными определённым количеством денег. Точка E (см рис) это точка равновесия на денежном рынке, при котором количество спрашиваемых денег = количеству предлагаемых. Цена равновесия – это равновесная ставка%. QSm=QDm. Пусть предложение денег снизилось, тогда количество требуемых денег больше количества предлагаемых. При этом происходит увеличение предложений облигаций на рынке Увеличение предложений облигаций на рынке снизит их цену. Если цена на облигацию снижается, то ставка банковского кредита растёт. Рост% ставки будет повышать готовность людей хранить деньги, т.е. спрос на деньги будет снижаться.
47.            Инфляция: причины, типы, виды. Показатели измерения инфляции Инфляция – это процесс обесценивания денег, который проявляется как устойчивое повышение общего уровня цен.
Причины:
1) денежная эмиссия, не покрытая товарной массой.
2) дефицит бюджета.
3) милитаризация, которая влечёт:
а) рост расходов бюджета.
б) дополнительное поглощение материальных и трудовых ресурсов, и => изъятие из сферы производства потребительских товаров.
в) увеличение потребительского спроса со стороны занятых в оборонной промышленности.
г) монополизация предприятий.
д) механизм налогообложения (при увеличении налога на прибыль проявляется тенденция к снижению объёмов производства).
е) инфляция ценовой накидки (повышение цен с целью компенсировать будущие убытки, возможные в результате организационной перестройки экономики государства).
Типы:
1) Открытая инфляция, характеризуется:
а) постоянным повышением цен.
б) действием механизма адаптивных инфляционных ожиданий.
·                    инфляция, инспирированная спросом, т.е. вызванная повышением цен со стороны хозяйственных агентов в ответ на возросший спрос.
·                    и, инспирированная затратами (инфляция издержек), т.е. вызванная повышением цен со стороны хозяйственных агентов для покрытия более высоких ожидаемых затрат.
При открытой инфляции в экономике возникает инфляционная спираль «зарплата-цены», при которой повышение заработной платы порождает повышение цен, что ведёт в свою очередь к дальнейшему росту цен и ставок заработной платы. U-уровень безработицы, P-темп роста цен, Un-естественный уровень безработицы. (см рис). Кривая Филлипса достоверно описывает только краткосрочную динамику инфляции и безработицы, измеряемую текущими показателями.
2) Подавленная Инфляция характеризуется:
·Временным замораживанием цен и доходов.
·Установлением предельных цен на продукцию.
·Тотальным административным контролем над ценами.
Признак подавленной инфляции – административные регулирование цен и дефицитные ожидания потребителей.
3) Гиперинфляция – характерна очень высоким темпом роста цен, уровень которого может превышать несколько сот процентов в год. При гиперинфляции поведение потребителей определяется стремлением вложить деньги в материальные ценности. Для стран, зависимых от внешней торговли, существует угрозы импортированной инфляции она возникает в случае повышения цен на импортируемые товары, при условии валютного курса.
Стагфляция – инфляция, сопровождаемая стагнацией производства и высоким уровнем безработицы в стране, одновременно повышение уровня цен и уровня безработицы.
Уровень инфляции определяется при помощи индексов. Один из наиболее распространённых индексов – индекс Пааше:gt+1 = Сумма (от i=1 to n) (pt+1*qt+1)/ Сумма (от i=1 to n) (p1t *qt+1)
48.            Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционные меры Инфляция – это процесс обесценивания денег, который проявляется как устойчивое повышение общего уровня цен.
Последствия инфляции:
1) Понижение жизненного уровня населения в следующих формах:
·        Снижение реальной ценности личных сбережений.
·        Падение текущих реальных доходов.
Причём текущие реальные доходы населения снижаются даже при условии индексации, т. к.:
Ø    Антиинфляционные компенсации меньше движения цен.
Ø    При гиперинфляции трудно предугадать уровень роста цен.
Ø    Компенсация не покрывает уменьшения доходов населения.
2) Эффект инфляционного налогообложения.
3) Падение производства в силу снижения стимулов к труду и расширению производства.
4) Неуправляемая инфляция делает плохо управляемой экономику в целом.
Антиинфляционные меры:
ü    Стабилизация инфляционных ожиданий.
ü    Денежные ограничения.
ü    Решение проблемы бюджетного дефицита.
ü    Реформа налогообложения.
ü    Структурная перестройка и конверсия военного производства.
ü    Регулирование валютного курса.
ü    Повышение степени товарности экономики.
ü    Приватизация.
ü    Способы увеличения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности.
ü    Денежная реформа конфискационного типа.
49.            Структура кредитно-банковской системы, ее институты. Функции кредитной системы Кредитно-банковская система – это совокупность финансовых учреждений, создающих, аккумулирующих и предоставляющих денежные средства.
Функции кредитно-банковской системы:
1.                 денежно-хозяйственная
2.                 регулирующая
3.                 регламентирующая (контроль за частными банками)
Структура кбс:
1-й уровень – централизованный банк (ЦБ)
1.                 ЦБ осуществляет финансовые операции правительтва.
2.                 Контролирует действия ком. банков:
-                      хранит резервы ком банков
-                      предоставляет кредиты для поддержания ликвидности.
3.                 Обладает монопольным правом эмиссии банкнот.
4.                 Хранит госуд-й золотовалютный запас.
5.                 Явл-ся проводником денежной политики гос-ва.
2-й уровень – коммерческие банки
1.                 Аккумулируют свободные денежные средства.
2.                 Представляют кредиты.
3.                 Создают кредитные деньги.
3-й уровень специальные кредитно-финансовые учреждения
Институты кбс:
1.                 Специализированные банковские учреждения:
А) инвестиционные фонды.
Б) Финансовые корпорации.
В) Ипотечные банки и др.
2.                 Сберегательные банки – аккумулируют ден. средства широких слоев населения и предоставляют их другим кредитно-финансовым учреждениям и гос-ву.
3.                 Учреждения небанковского типа:
А) пенсионные фонды.
Б) страховые
4. Межгосударственные кредитные институты.
50.            Классификация форм кредита. Принципы и функции кредита Кредит – это ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и платности.
Цель кредита – извлечение дохода.
Функции кредита:
1.                 Перераспределение средств м/у отраслями и предприятиями.
2.                 Кредит ускоряет экономические процессы с помощью ускорения оборота денег в экономике.
Виды кредита:
1.                 коммерческий кредит – продажа товара с отсрочкой платежа.
2.                 банковский кредит – предоставление денежных ссуд.
Виды кредита по субъектам:
Кредиторами и заемщиками могут быть: гос-во, предприятия, домашние хоз-ва, банки, страховые компании, фонды, церковь и т.д.
По сроку кредитования различают:
1.                 краткосрочный кредит: до 1 года.
2.                 среднесрочный: 2–5 лет.
3.                 долгосрочный: до 10 лет.
А) специально-долгосрочный: 20–40 лет.
Кредиты делятся по характеру кредитования:
1.                 межгосударственный кредит.
2.                 государственный кредит – ссуда.
3.                 банковский кредит, потребительский кредит.
4.                 ипотечный кредит – предоставление ссуды в недвижимое имущество.
Виды кредитных документов: вексель, банкнота, чек, кредитная карточка, ценные бумаги, закладные свидетельства.
51.            Банки в денежно-кредитной системе. Сущность и функции банков. Виды банков Банки – особые экономические институты, образующие основную группу кредитных учреждений и реализующие функции аккумуляции денежных средств, предоставления кредитов, осуществления денежных расчетов, эмиссии кредитных средств обращения, выпуска различных ценных бумаг и т.д.
По функциям и характеру операций банки классифицируются на: центральные эмиссионные, коммерческие депозитные, инвестиционные, сберегательные, специального назначения.
Функции:
Централизованный банк (ЦБ)
1.                 ЦБ осуществляет финансовые операции правительтва.
2. Контролирует действия ком. банков:
-                      хранит резервы ком банков
-                      предоставляет кредиты для поддержания ликвидности.
3. Обладает монопольным правом эмиссии банкнот.
4.                 Хранит госуд-й золотовалютный запас.
5.                 Явл-ся проводником денежной политики гос-ва.
Коммерческие банки:
1. Аккумулируют свободные денежные средства.
2.                 Представляют кредиты.
3.                 Создают кредитные деньги.
52.            Основные операции коммерческого банка. Активные и пассивные операции. Новые операции Операции делятся на 2 вида:
1.                 пассивные операции – операции, с помощью которых банк накапливает банковские ресурсы (продажа акций, облигаций, прием депозитов). К банковским ресурсам относятся: а) собственный капитал банка.
б) первоначальные вклады.
2.                 активные операции – операции, с помощью которых банки размещают свои ресурсы.
Виды активных операций:
А) вексельные – покупка банками векселей своих клиентов и выдача ссуд под векселя.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.