Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Шпоры по бух учёту

1. Характеристика системы хозяйственного учета, ее составные элементы. Хоз. учёт представляет собой сис-му наблюдения, измерения и регистрации процессов материального производства с целью контроля и управления ими в условиях конкретного экономического строя. В х/у для определения количественных хар-к и имущества организации используют 3 вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные. Как правило, показатели в денежном измерителе исчисляются, исходя из натуральных и трудовых измерителей. Денежный измеритель применяется для обощения имущества, обязательств и хоз. операций в едином универсальном измерении - рублях. Различают 3 вида х/у: оперативный, статистический и бухгалтерский. Бу представляет собой упорядоченную сис-му сбора, регистрации и обобщения информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, доходах и расходах организации, их изменений, формирующуюся путем сплошного, непрервыного, документального отражения всех хоз. операций. Бу как наука состоит из 3ех самостоятельных частей: теории бу, фин. учета, управленческого учёта.
2. Характеристика предмета и метода бухгалтерского учета. Бу как наука имеет свой предмет и метод. Предметом бу является упорядоченная и регламентированная информационная сис-ма, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хоз. операции и реультаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов. Объектами бу являются имущество организации, ее обязательства и хоз. операции, осуществляемые в процессе фин-хоз деятельности. Метод - способы и приемы, при помощи которых изучается предмет. К основным элементам метода бу относятся: документация; инвентаризация; оценка, калькуляция, счета; двойная запись; бух баланс,отчетность. 3. Группировка хозяйственных средств организаций. Каждый вид имущества в качве обьекта учета по своей эк сути подразделяется на 3 взаимосвязанных раздела: 1 имущ по составу и размещению 2 имущество по источникам его образования 3 имущ, участвующее в хоз операциях, происходящих в сферах снабжения, производства и продажи. Имущество по составу и разм подразделяется на 2 группы: 1 внеоборотные активы. Включает: 1 основные средства - совокупность мат-веществ ценностей, используемых в качве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании, либо для управления организацией в течение периода свыше 12 месяцев (здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и др). 2. Немат. активы - это обьекты длительного использования свыше 12 месяцев, имеющие оценку и приносящие доходы, но не являющиеся вещественными ценностями для организации (права пользования патентами, лицензиями, програмными продуктами, организац расходы и др) 3. Доходные вложения в мат ценности - это имущество, приобретаемое организацией для передачи в аренду, по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода 4. Вложения во внеоборотные активы - затраты организации на строительство, приобретение, создание обьектов основных средств и не мат активов 5. Финансовые вложения - затраты организации на приобретение ценных бумаг, инвестиции в уставные капиталлы других организаций и предоставленные др. организациям займы. 2. Оборотные активы включают: 1 оборотные средства. К ним относятся предметы труда (сырье, материалы, топливо, запчасти и др), которые полностю потребляются в одном производственном цикле и готовую продукцию, товары для перепродажи. 2 денежные средства - сумма наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на счетах в банке 3 дебеторская задолженность - задолженность организации других юр и физ лиц за продукцию, товары и услуги (задолж покупателей, заказчиков, подотчетных лиц). Имущество по источникам образования подразделяется на 2 группы: 1 собственные источнники имущества. Образуют мат базу организации в денежном выражении. Они состоят из собственного капитала (уставный, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль), фондов, резервов, бюджетного финансирования и средств, полученных в порядке дарения. 2 заемные источники формирования имущества. Поступают в распоряжение организации на определнный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентом или без. К ним отноятся: 1. долгосрочные кредиты банков - ссуды, привлеченные на срок более одного года 2. долгосрочные займы - ссуда юр и физ лиц (кроме банков), полученные на срок более одного года 3. краткосрочные кредиты банков - ссуды, полученные на срок до одного года. 4. краткосрочные займы - ссуды юр и физ лиц, полученные на срок до одного года 5. кредиторская задолженность - задолженность организации другим юр и физ лицам. Появляется в результате разрыва во времени между предоставлением тов-мат ценностей, оказанием услуг и датой их фактической оплаты 6. задолженность по рассчетам с бюджетом возникает вследствие разрыва между временем начисления и датой платежа 7. долговые обязат. организации перед своим персоналом по оплате труда. Связаны с разрывом во времени между начислением и датой выдачи з/п 8. задолженность органам соц страхования и обеспечения. 4. Бухгалтерский баланс, структура, группировка статей баланса. ББ - это способ эк группировки имущества организации по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке. ББ предполагает двойственную группировку обьектов учета (имущества) - по их функц роли в процессе производственной и фин деятельности и источникам формирования. По внешнему виду ББ - это таблица. В левой части показывается имущество по составу и размещению - Актив баланса. В правой - источники формирования этого имущества - Пассив баланса. Всегда соблюдается равенство между левой и правой сторонами баланса. Основным элементом бб яавляется балансовая статья, которая соответствует виду (наименованию имущества, обязательств, источников формирования имущества). Балансовые статьи обьединяются в группы, а группы в разделы. Обьединение статей в группы или разделы осущ. исходя из их эк. содержания. В настоящее время в форме ББ имеется 5 разделов: 1. внеоборотные активы 2. оборотные активы 3. капитал и резервы 4. долгосрочные обяз-ва 5. краткосрочные обяз-ва. В настоящее время используется форма ББ, которая определена в соответствии с требованиями международ бух стандартов, что соответствует балансу НЕТТО. Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой баланса. 5. Счета бухгалтерского учета и их строение. Открытие счетов, взаимосвязь с балансом. На каждом предприятии ежедневно совершается большое кол-во хоз операций, которые в конечном итоге отражаются в бб. Баланс составляется на первое число месяца, квартала, года. Поэтому с помощью него нельзя повседневно следить за изменениями, происходящими в составе имущества, обязательств и источников их формирования. Для текущего учета и контроля используются счета бу. Счет - способ группировки, текущего отражения и контроля за состоянием и движением имущества и источников его формирования, а также хоз процессов и результатов хоз деятельности. Бб и счета бу имеют между собой тесную взаимосвязь: 1 на основании баланса открываются счета бу. Открыть счет - значит дать ему наименование и записать его начальный остаток. На основе статей активов баланса открываются активные счета. На основе пассива - пассивные счета. 2 после отражения хоз операций на счетах подсчитываются обороты и выводятся конечные остатки по каждому счету. На основе конечных остатков по счетам составляется баланс на конец отчетного периода. Для обозначения остатков бс пользуются термином «сальдо». В соответствии с балансом, все счета бу делятся на активные и пассивны и акт-пассивные. Счета, отражающие состояние и изменение хоз средств (имущества предприятия) называются активными. В них остатки записыаются по дебету (в левой стороне)
Активный счёт Дебет Кредит Сн (сальдо начальное) – наличие хоз. средств на начало периода.
Увеличение хоз. средств (+) Уменьшение (-) Ск (сальдо конечное) - наличие хоз. средств на конец периода. Ск = Сн + (+) - (-) Сумма всех записей без начального сальдо по одной стороне счета называется оборотом по счету. Сальдо конечное = оборот по дебету + Сн - оборот по кредиту. Счета, отражающие состояние и изменение источников хоз средств называются пассивными. В пассивных счетах остатки всегда записыаютсяя по кредиту. Пассивный счёт Дебет Кредит Сн (сальдо начальное) – наличие хоз. средств на начало периода. Уменьшение (-) Увеличение хоз. средств (+) Ск (сальдо конечное) - наличие хоз. средств на конец периода. Ск = Сн + (+) - (-) Помимо активных и пассивных счетов существуют активно-пассивные счета. На этих счетах остаток может быть и по дебету и по кредиту или одновременно по ним (развернутое сальдо). Активно-пассивные счета применяются для учета расчетов с другими предприятиями и организациями. Развернуто сальдо показывается для того, чтобы можно было видеть какую сумму должны предприятию и какую сумму должно оно. Активно-пассивный счёт Дебет Кредит Сн (сальдо начальное) - задолженность предприятию Сн (сальдо начальное) - задолженность предприятия Увеличение задолженности предприятию (+) Увеличение задолженности предприятия (+) Уменьшение задолженности предприятия (-) Уменьшение задолженности предприятию (-) 6. Счета синтетического и аналитического учета. Счета, предназначенные для обобщенного отражения хоз средств и их источников, называются синтетическими. А учет на них - синтетическим. Они ведутся только в денежных измерителях. Счета, предназначенные для конкретизации данных синтетических счетов аналитическими, а учет на них аналит. Они ведутся в нат и денежных измерителях. Субсчета являются промежуточной группировкой анал счетов в пределах синтет счета. Между анал и синтет счетами существует тесная взаимосвязь: 1 в анал счетах сумма всех начальных сальдо должна быть равна начальному сальдо соответствующего синтет счета 2 сумма дебетовых оборотов по всем анал счетам должна быть равна дебетовому обороту соответствующего синтет счета 3 сумма кредитовых оборотов по всем анал счетам должна быть равна кредитовому обороту соответ синтет счета. 4 сумма конечных сальдо по всем анал счетам должна быть равна конечному сальдо соответ синтет счета. 7. Назначение оборотных ведомостей. С целью получения общего представления о состоянии и изменении средств и источника, данные счетов обобщаются. Обобщенные данные используются для анализа хоз деятельности и составления бб(бух баланса). Обобщение производится путем составления сводки. Такая сводка называется оборотной ведомостью. Они подразделяются на оборотные ведомости синтет учета и анал учета. Оборотная ведомость по оборотным счетам представляет собой таблицу, где каждый счет записывается по отдельной строке с указанием его наименования, начального сальдо (остатка) по дебету или кредиту, оборота по кредиту и дебету и конечного остатка по ним. Остатки актвно-пассивных счетов могут быть по кредиту и дебету одновременно. Оборотная ведомость по счетам анал учета представляет собой таблицу, в которой сведены остатки и обороты по всем счетам анал учета. Соответст синтет счета. Порядок заполнения аналогичный. В оборотной ведомости по синтет счетам должны соблюдаться 3 пары равенств (равных итогов): 1 по дебету и кредиту начального остатка - оно вытекает из равенства итогов актива и пассива вступительного баланса 2 по дебету и кредиту оборота за месяц - оно обьясняется применением способа двойной записи по счетам бу, в результате которого каждая хоз операция записана по дебету и кредиту соответств счетов в равной сумме. 3 по дебету и кредиту конечного остатка - оно вытекает арифметически из первых двух. 8. План счетов бухгалтерского учета, его назначение и структура. Понятие о субсчетах. План счетов бу представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов с их шифрами (номерами) и субсчетов, предназначенный для обеспеченияа организации бу по единому принципу во всех отраслях экономики. План счетов включает балансовые и забалансовые счета. Балансовые сёета сгруппированы в 8 разделах: 1 внеоборотные активы, 2 производственные запасы, 3 затраты на пр-во, 4 готовая продукция и товары, 5 денежные средства, 6 рассчеты, 7 капиталл, 8 финансовые результаты. Для правильного применения плана счетов бу разработана инструкция. В ней приведена краткая харка синтет счетов и открываемых к ним субсчетов. Раскрытая их структура и назначение, эк содержание, обобщаемых на них фактов эк деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. По плану счетов бу, в соотв с инструкцией, бу должен вестись в орг-х всех форм собственности и орг-правовых форм (кроме кредитных и бюджетных орг). При орг бу нет необходимости использовать весь перечень синт счетов, приведенных в плане счетов. Каждая орг выбирает те синт счета, которые ей необходимы для постановки бу в соотв с предъявляемыми к нему требованиями, разрабатывая рабочий план счетов. 9. Документооборот и его значение. Проверка и обработка документов. Докуметооборот - движение доков от момента их составления или получения от др организаций до использования их для учетных записей и послед передачи в архив, разработать д/о - значит составить график движения доков, в котором указать через какие рабочие места, в какие сроки, для совершения каких процесов по обработке, и в какой последовательности проходит каждый первичный док. При этом достижение мин сроков работы с доками на каждом рабочем месте - важнейшее условие правильной орг учета. Первичный учет представляет собой единый, повторяющийся во времени, орг-й процесс сбора, измерения, регистрации, накапливания, хранения инфы. А в условиях автоматиз сисм управления - ее передачи и первоначальной обработки. На этой стадии учетной работы первоначальные сведения о хоз процессах и явлениях, возникающие на многочисленных участках в цехах, на складах и в др подразделениях предприятия отражаются в первичных документах. Документ - письменное свидетельство совершения хоз операции, а также право на ее совершение. Учетные докуметы обеспечивают контроль за хоз средствами, содержат данные для проведения анализа деят-ти предприятия, имеют юр силу. При классификации используются след признаки: 1 назначение дока 2 место составления дока 3 обьем дока 4 способ отражения хоз операций. По первому признаку доки: распорядительные, исполнительные, доки бух оформления, комбинированные. По второму: внутренние и внешние. По третьему: первичные и сводные. По четв: разовые и накопительные. Каждый док должен содержать все сведения, необходимые для хар-ки хоз операции. Эти сведения называются реквизитами.
10. Регистры, их роль в бухгалтерском учете. Способы выявления и исправления ошибок в документах и учетных регистрах. Каждая хоз операция отражается в соответствующем первичном документе, затем первичные доки сдаются в бух предприятия, где они проверяются, обрабатываются и на основе их данных делаются записи в анал и синтет счетах. Счета в свою очередь открываются в учетных регистрах. Учетные регистры - это таблицы спец формы, предназначенные для регистрации хоз операций. Ученые регистры классиф по след признакам: 1 по внешнему виду 2 по виду записей 3 по обьемы инфы. По 1: книги, карточки, свободные листы. По 2: хронологичесские, систематические, комбинированные. По 3: регистры синтет учета и анал учета, а также регистры совмещающие синт и анал учет. Содержание учетных регистров зависит от применяемой на предприятии формы бу. От способа записи, от построения учетного регистра. После отражения хоз операций в регистрах подсчитываются обороты и выводятся конечные остатки по счетам. При отражении данных в первичных документах и учетных регистрах могут допускаться ошибки. Найденная ошибка подлежит исправлению. Для этого существуют несколько способов. Выбор одного из них зависит от хар-ра ошибки и времени ее появления. Корректурной способ. При его помощи исправляются ошибки в доках и учетных регистрах. Сущность его состоит в том, что неправильная запись зачеркивается тонкой горизонтальной чертой и над ней надписывается правильный текст. По приведенным исправлениям делается огововорка с указанием даты исправления и подписи лица, составившего док. Способ дополнительной записи применяется для исправления ошибок в учетных регистрах, после того, как в них подсчитаны итоги. Данный способ применяется в том случае, если опрерация не была отражена или правильно отражена по счетам, но в меньшей сумме, чем следовало. Для исправления делается доп запись. "Красное сторно" - способ сторнировочной записи. Он применяется для исправления ошибок, допущенных в корреспонденции счетов и в тех случаях, когда корреспонденция составлена правильно, но хоз операция не состоялась или сумма хоз операции завышена. Сущность данного способа в том, что ошибочная корреспонденция повторяется красной записью - сторнируется, и вместо нее делается обычная запись. При этом красня запись вычитается из обычной.
11. Учет расчетов с подотчетными лицами. В процесссе фин-хоз деятельности у орг возникает потребность в использовании наличых денежных средств для расчетов с работниками по командировкам, выдачи им средств на хоз-операционные нужды. При выдаче денежных средств орг обязвана: определить сумму подотчетных средств и срок, на который она выдается. 2. получить от подотчетного лица отчет о расходах в срок не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы средства. 3. выдавать д/с работнику под отчет при условии полного отчета им по ранее выданным авансам. 4. запретить передачу подотчетных д/с от одного работника другому. Бу расчетов с подотчетными лицами ведется на счете 71. Данный счет активно-пассивный. По дебету отражается выдача д/с под отчет, по кредиту - списание д/с с подотчетного лица при представлении им отчета о расходах. Денежные ср-ва представляются на командировочные расходы на основании приказа о назначении коммандировки, коммандировочного удостоверения по расходному кассовому ордеру. По возвращению из командировки работник должен представить авансовый отчет обо всех произведенных расходах, к отчету приложить оправдательные документы. Наряду с командировочными расходами работники могут получать в кассе наличные д/с на хоз-операционные расходы. Выдача денег производится по расходному кассовому ордеру на основании письменного заявления работника с разрешительной визой руководителя орг. Д/с выдаюся на срок не более 15 дней, по истечении которых работник должен представить авансовый отчет. В бух проводке: 1. выданы д/с под отчет 71-50. 2. оприходованы ценности или списаны расходы согласно представленному авансовому отчету 10,19,26,20 и др.-71. Основным учетным регистром по 71 яляется журнал-ордер №7. 12. Исчисление заработка при сдельной форме оплаты труда. Документация по учету выработки и начисления заработной платы рабочих-сдельщиков. Учет выработки при сдельной форме оплаты труда применяют, если можно измерить и подсчитать объем выполненных работ каждым работником в натуральном измерении и установить на работы плановые нормированные задания (в натуральном выражении) в единицу времени. В зависимости от характера производства, системы организациии оплаты труда, способа контроля качества продукции применяются следующие формы первичных учетных документов: наряд на сдельную работу — типовая форма № Т-40; маршрутный лист — типовая форма № Т-23; рапорт о выработке — типовая форма № Т-22 и др. По окончании работы отделом технического контроля (ОТК) представляется фактическое количество выработанной, принятой годной продукции и брака. В единичных производствах, изготавливающих индивидуальную продукцию (неповторяющуюся), основным документом на сдельную работу является наряд. Различают разовые и накопительные наряды, а также индивидуальные и бригадные. Разовые наряды — на один наряд работы в течение смены или месяца, относящиеся к одному итому же заказу КОДУ производственных затрат. Однако более совершенными считаются накопительные наряды на весь отчетный период или его половину. В них последовательно записываются нормированные задания и их выполнение. Подсчитываются они сразу за весь месяц (при безавансовой выплате заработной платы). По окончании месяца наряд закрывается и сдается в бухгалтерию, где он проходит дальнейшую обработку: проверяется правильность заполнения учетных реквизитов, производится расчет сумм заработка и количества часов нормированного времени, определяются итоговая сумма заработка и нормочасы. Наряд может быть индивидуальным, если работа выполняется одним рабочим, а если работа выполняется бригадой, то бригадным (коллективным). В этом случае наряд на оборотной стороне содержит дополнительные данные о составе бригады, отработанном ею времени, объеме выполненных работ, квалификации членов бригады. В серийных производствах, где по одному технологическому процессу изготавливается одновременно серия (группа) однородных изделий, для учета выработки и заработной платы применяются маршрутные листы (карты). Работу по маршрутному листу может выполнять каждый рабочий. Маршрутный лист выписывается заранее на все операции технологического процесса и на определенную партию (количество) деталей и изделий. В нем последовательно отмечается передача работы (количество) с одной операции на другую, что позволяет контролировать потери и брак в производстве. Ввиду того, что работы по маршрутному листу выполняют несколько рабочих, накапливание заработка каждого производится в спе-циальном документе — рапорте о выработке, составляемом за 15 дней или месяц. На предприятиях с массовым характером производства рабочие обычно выполняют однородные технологические операции, которые за ними закреплены. В этих случаях учет выработки и заработной платы ведут в накопительных ведомостях за смену или месяц. При сдельно-прогрессивной оплате труда начисление заработной платы производится за запланированное количество продукции по прямой сдельной расценке, а за продукцию сверх нормы — по прогрессивно нарастающим расценкам. При косвенно-сдельной оплате труда размер заработной платы рабочего находится в зависимости от результата труда обслуживаемых им основных производственных рабочих, на работу которых он оказывает косвенное влияние. Косвенно-сдельная расценка определяется путем умножения тарифной ставки (оклада) на количество фактически изготовленной и сданной продукции и деления на количество запланированной к выпуску продукции. Аккордная система оплаты труда применяется при выполнении ремонтных и прочих работ, когда бригада состоит из рабочих различных специальностей (слесари, токари, наладчики и др.), т. е. это комплексная бригада. Оплата производится за весь объем работ по установленным расценкам в единицах измерения конечной продукции с указанием максимального срока выполнения работ. Выполненные работы принимает ОТК или мастер. Бухгалтерия распределяет фактический заработок между членами бригады в соответствии с количеством отработанных часов каждым из них и их разрядами. Премирование в этом случае производится за сокращение времени выполненной работы при соблюдении качества. Аккордная оплата труда должна вводиться для отдельных групп рабочих в целях создания материальной заинтересованности в дальнейшем повышении производительности труда и сокращении срока выполнения работ. Оформляется аккордная работа нарядом. По заявлению членов бригады аккордный заработок может быть распределен между ними равномерно.
13. Учет кредитов банка. Учет кредитов и займов организуется в соответствии с ПБУ 15/01«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». Кредиты банка, обеспечивая хозяйственную деятельность предприятий, содействуют их развитию, увеличению объемов производства продукции, работ, услуг. Для учета расчетов с банком по полученным кредитам предусмотрены пассивные расчетные счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Краткосрочные кредиты ограничены годом и выдаются на закупку сырья и других материальных ценностей (дебет счетов 50, 51, кредит счета 66). Краткосрочные кредиты служат, как правило, источником формирования оборотных средств предприятия. Долгосрочные (свыше одного года) кредиты выдаются главным образом на приобретение основных средств и осуществление долгосрочных инвестиций (расширение, реконструкция, новое строительство) с погашением кредита в течение срока, предусмотренного кредитным договором (дебет счетов 51, 52, кредит 67). Для предприятия большое значение имеют целевое назначение кредита и размер уплачиваемых процентов. От этого зависит, куда они будут списаны — на капитальные вложения (дебет счета 08) или на финансовые результаты (дебет счета 91, кредит счета 66). Так как банк, предоставляя кредит, подвергает себя определенному риску, то обычно в кредитном договоре предусматриваются достаточно жесткие меры банковского контроля за финансовым положением клиента и обеспеченностью кредита. По требованию банка предприятие обязано представить бухгалтерский баланс и различные справки об имущественном состоянии. В соответствии с ПБУ 10/99 проценты за пользование кредитамии займами должны быть учтены в составе операционных расходов, т. е. списаны на финансовые результаты в дебет счета 91, а для целей налогообложения учтены согласно требованиям законодательства по налогу на прибыль. Расходы по оплате процентов по кредитам и займам на приобретение внеоборотных активов должны быть включены в первоначальную стоимость объектов, а проценты, уплаченные после принятияих к учету, списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Аналогично учитываются проценты по заемным средствам на приобретение материально-производственных запасов (МПЗ), эти проценты
включаются в фактическую себестоимость МПЗ до их оприходования на склад, после чего проценты учитываются в обычном порядке. Иногда предприятию срочно требуются деньги всего на несколько дней. Для решения этой проблемы предназначен овердрафтный кредит. Суть такого кредита заключается в следующем: допустим, пред-приятию нужно быстро что-либо оплатить, а денег на расчетном счете нет или их недостаточно. Банк автоматически выделяет компании краткосрочный кредит и проводит платеж, затем по мере поступления денег на счет банк списывает с него сумму кредита и процентов. Аналитический учет по счетам 66 и 67 строится по каждому банку или другому заимодавцу и каждому полученному организацией кредиту (или займу). Счета 66 и 67 применяются для обобщения информации о займах, привлекаемых организацией путем выпуска и размещения об-лигаций. Если облигации размещаются по цене, превышающей их номинальную стоимость, то делаются следующие записи: Д-т 51, 50 К-т 66, 67 — на номинальную стоимость облигаций; Д-т 51, 50 К-т 98 — на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью. Сумма, отнесенная на счет 98 «Доходы будущих периодов», списывается равномерно в течение срока обращения облигаций на счет 91 «Прочие доходы и расходы». Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то привлеченные средства отражаются в учете в фактически полученной сумме по дебету счета 51 «Расчетный счет» и кредиту счета 66 или 67. Разница между ценой размещения и номинальной стоимостью облигаций доначисляется равномерно в течение срока обращения облигаций: Д-т 91 К-т 66, 67. Синтетический и аналитический учет кредитов и займов ведут в журнале-ордере № 4. 15. Документальное оформление и исчисление пособий по временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности — особый вид оплаты неотработанного времени. Его источником является не себестоимость, как для всех предшествующих видов оплат неотработанного времени, а средства органов социального страхования. Основанием для расчета сумм к оплате являются табель учета ис-пользованного рабочего времени и листок о временной нетрудоспособности лечебного (медицинского) учреждения. Размеры пособий зависят от среднего заработка за 12 предшествующих болезни месяцев работы, количества дней болезни, непрерывного стажа работы. При непрерывном стаже работы до 5 лет установлен размер пособий 60% заработка, до 8 лет — 80%, более 8лет — 100% заработка. В размере 100% независимо от непрерывного стажа работы выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности при наличии трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам Великой Отечественной войны и при трудовом увечье и про-фессиональном заболевании. В размере 100% среднего заработка оплачиваются пособия по беременности и родам. В сумму заработка включаются все виды оплат, кроме оплаты и доплаты за работу, выполненную в сверхурочное время, в праздничные дни, по совместительству, за неотработанное время. Лицам, находящимся на сдельной оплате труда, пособия исчисляют исходя из среднего заработка за два последних календарных месяца, предшествующих 1-му числу месяца, в котором наступила нетрудоспособность. К заработку каждого из этих двух месяцев прибавляют среднемесячную сумму премий и вознаграждения за прошлый год. Если работник в одном или в каждом из этих двух месяцев фактически проработал не все дни (по его графику), то среднюю сумму премий учитывают пропорционально отработанному времени. В тех случаях, когда в указанных двух месяцах работник не имел заработка (например, вследствие болезни или находился в очередном отпуске),пособие исчисляют исходя из заработка за фактически проработанные дни в месяце нетрудоспособности и части среднемесячной суммы премий за прошлый год (пропорционально отработанному времени). Лицам, находящимся на месячной оплате труда, пособия рассчитывают, исходя из основного оклада, к которому прибавляют сред-немесячную премию (общую сумму делят на количество рабочихдней в месяце нетрудоспособности и умножают на количество дней,пропущенных по болезни). При исчислении пособий не включают премии, не предусмотренные системой оплаты труда или носяшие единовременный характер (за изобретения и рационализаторские предложения). 17. Учет кассовых операций. Учет кассовых операций в бухгалтерии предприятия осуществляет бухгалтер, ответственный за данный участок. В его обязанности входит: 1. выписка приходных кассовых ордеров (ПКО) и расходных кассовых ордеров (РКО); 2. ведение журнала-регистрации ПКО и РКО; 3. проверка отчета кассира (за 1 день или несколько дней); 4. ведение синтетического учета (журнал-ордер №1 и ведомость №1). В обязанности кассира входит ведение отчета кассира (за каждый рабочий день или несколько дней), который ведется в 2-х экземплярах под копирку, отрывной с приложенными ПКО и РКО после проверки бухгалтером используется для заполнения журнал-ордера №1 и ведомости №1. К отчету кассира (кассовая книга) предъявляются следующие требования: она должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена в конце книги печатью, на которой сделана запись: «Прошнуровано и пронумеровано ХХ листов» и проставлена подпись руководителя, главного бухгалтера и дата. С кассиром должен быть заключен договор о полной материальной ответственности! Операции по выдаче денежных средств из кассы производятся по расходным кассовым ордерам (в том числе и по расчетно-платежным ведомостям); получение денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером. В настоящее время лимит денежных средств в кассе устанавливается коммерческим банком, в котором открыт расчетный счет предприятия. В течение трех дней выдачи заработной платы из кассы лимит кассы не действует. Если организация имеет несколько расчетных счетов, то лимит устанавливается одним из банков по выбору организации. Согласно указанию ЦБ РФ установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юрлицами по одной сделке – 60.000р. В соответствии с ФЗ №54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники» все организации, осуществляющие наличные денежные расчеты с организациями и физическими лицами должны применять кассовые аппараты.
18. Учет операций на расчетном счете в банке. Для расчетов с банком применяются следующие документы: 1. платежное поручение – это распоряжение банку о снятии или зачислении денежных средств на расчетный счет, а также платежное требование, аккредитив, чеки, инкассовые поручения (см. первичные документы и их формы); 2. чек из чековой книжки, по которому с расчетного счета оранизация получает наличные деньги в кассу; 3. выписка банка с расчетного счета, выдается организациям по их требованию и является регистром банковским, в котором по дебету отражаются операции, которые у организации проходят по кредиту и наоборот. К выписке банка прилагаются документы, подтверждающие зачисление или списание денежных средств с расчетного счета; 4. объявление на взнос наличными, по которому организация сдает на расчетный счет наличные денежные средства из кассы.
19. Начисление заработка работникам при повременно-премиальной системе оплаты труда. Различают простую повременную систему оплаты труда и повременно-премиальную. В первом случае в основу расчета повременной заработной платы берутся затраченное время и тарифная ставка рабочего. Заработная плата находится в прямой зависимости от ко-личества отработанного времени. В повременно-премиальную систему входит не только оплата времени, но и количество работы, в связи с чем работникам начисляются премии за экономию материалов, топлива, энергии, за сокращение простоев и т. д. В промышленности широко распространена повременно-премиальная система оплаты труда, при которой учитываются количество и качество труда, усиливаются ответственность и личная материальная заинтересованность рабочих в результатах труда, Размеры премий и показатели премирования определяются Положением о премировании, разрабатываемым предприятием. 23. Уставный капитал, его назначение и порядок образования. Величина уставного капитала определяется номинальной стоимостью долей его участников. Размер каждой доли устанавливается в учредительных документах в процентах или как отношение к общей сумме уставного капитала. Размер уставного капитала должен быть не менее 100 МРОТ. Законодательством установлено, что на момент государственной регистрации уставный капитал должен быть оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся не оплаченной доля уставного капитала подлежит оплате в течение первого года деятельности организации. Бухгалтерский учет операций по движению средств уставного капитала ведется на счете 80 (пассивный, балансовый, фондовый счет). К нему могут быть открыты субсчета: 80/1 «Объявленный капитал», 80/2 «Подписной капитал», 80/3 «Оплаченный капитал». При формировании уставного капитала в бухгалтерском учете делаются записи: Д-т 75 К-т 80/1 — отражен уставный капитал, предложенный государственной регистрации; Д-т 80/1 К-т 0/2 — отражено распределение уставного по номинальной доле участников. Вкладами в уставный капитал могут быть: 1. Денежные средства-Д-т 51, 50, 52 К-т 75. 2. Прочие ценности- Д-т 10, 41 К-т 75. 3. Ценные бумаги-Д-т 58 К-т 75. 4. Нематериальные активы-Д-т 04 К-т 75. 5. Основные средства-Д-т 08 К-т 75. По решению учредителей в процессе деятельности организации уставный капитал может быть увеличен за счет: 1) имущества организации; 2) дополнительных вкладов участников или третьих лиц, принимаемых в состав учредителей. Увеличение размеров уставного капитала может производиться за счет средств добавочного капитала или за счет чистой прибыли: Д-т 83 К-т 80 — за счет добавочного капитала; Д-т 84 К-т 80 — за счет нераспределенной прибыли. В течение своей деятельности организация может, а в отдельных случаях обязана произвести операции по уменьшению размера уставного капитала. Уменьшение уставного капитала должно производиться в обязательном порядке в следующих случаях: 1) неполной оплаты участниками своих взносов в уставный капитал в течение года после регистрации; 2) превышения размера уставного капитала над величиной чистых активов по итогам работы во втором и последующих финансовых годах после регистрации. Д-т 80 К-т 84 — отражено уменьшение уставного капитала. 24. Учет основных средств. Произв-хоз д-ть предприятий обеспечивается не только за счет использований материальных, трудовых и финансовых ресурсов, но и за счет основных фондов - средств труда и мат условий процессов труда. Ср-ва труда - это станки, рабочие машины, передаточные устройства и др, а мат условия процесса труда - это производственные здания, транспортные ср-ва. Согласно пбу активы относят к основным ср-вам при единовременном выполнении след условий: 1. Используются в пр-ве продукции при выполнении работ, услуг, либо для управленческих нужд орг. 2. Используются в течении периода свыше 12 месяцев. 3. Орг не предполагается их последущая перепродажа. 4. Способность приносить орг доход в будущем. Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование, сохранение первоначального внешнего вида в течение длительного периода, при этом они постепенно изнашиваются и переносят свою первоначальную стоимость на затраты пр-ва в течение срока полезного использования путем начисления амортизации. Для орг учета основных средств важное значение имеет классификация: 1. По назначению основные срва подразделяются на а) производственные срва основной д-и. б) Произв-е основные срва вспомогательных и обслуживающих прв. в) Непроизводственные. 2. По видам: здания, сооружения, передаточные устр-ва, машины и оборудования, транспортные срва и др. 3. По степени использования осн срва: находящиеся в эксплуатации, в запасе, в стадии достройки и дооборудования, на консервации. 4. В зависимости от имеющихся прав на обьекты: собственные, арендованные, обьекты находящиеся в оперативном управлении или хоз ведении. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств. В текущем от первоначальной стоимости, которая включает стоимость их приобретения (создания, строительства и затраты, связанные на с приведением обьекта в состояние возможного использования. Основные срва в процессе эксплуатации изнашиваются и первоначальная стоимость их уменьшается. Остаточная стоимость обьекта определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы износа основных средств. В бух балансе основные срва по ост стоимости. Восстановительная стоимость - стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях. Операции по движению основных средств оформляются типовыми формами первичной учетной документации. Поступающие основные срва принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. По результатам приемки обьекта составляется акт (накладная) в приемке-передче основных средств. Приемку законченных работ по достройке и дооборудованию обьекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных обьектов, внутреннее перемещение сопровождается накладной на внутреннее перемещение основных срв. Операции по ликвидации основных средств оформляются актом на списание основных средств и актом на списание автотранспортных средств. На каждый обьект открываются инвентарные карточки осн средств, которые помещаются в картотеку с целью контроля за сохранностью инвентарных карточек и их регистрируют в описи инв карточек. В начале каждого года открываются карточки основных средств, наличие основных средств ежемесячно записываются операции по движению и открытию обьектов. По их данным в конце месяца составляется оборотная ведомость движения основных средств. синтетический учет наличия и движения осн срв, принадлежащих предприятию, ведется на счете 01 "осн срва" по первоначальной стоимости, данный счет активный. Сальдо по дебету отражает сумму первоначальной стоимости осн срв действующих, находящихся в запасе и на консервации. Оборот по Д - поступление, К - выбытие обьектов по разным причинам. Осн срва могут поступать на предприятие по разным каналам: покупка, безвозмездное поступление, поступление в качве вклада учредителей в уставный капитал, строительство и др. Все затраты связанные с поступлением осовных средств сначала отражаются на счете 08 "вложения во внеоборотные активы". Проводками: 1. Строительство на сумму фактических затрат 08-02,70,69,10,60,76. На первоначальную стоимость обьекта при приемке на экспл 01-08. 2. Приобретение у поставщиков: на покупную стоимость 08-60; на сумму ндс 19-60; при передаче в эксплуатацию 01-08; синтетический учет по счету 01 ведется в ж/о №13. В процессе экспл осн срва (ос) изнашиваются. Бу подлежит физ износ. В соответствии с действ пбу 6/01 стоимость обьектов ос погашается посредством начисления амортизации. Амортизация - включение в затраты прва изношенной части ос. Начисление амортизации производится одним из след способов: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет сроков полезного использования, списание стоимости пропорционально обьему продукции. Учет амортизации ос ведется на счете 02 "ам ос" пассивный, сальдо по К отражает сумму начисленной амортизации всех обьектов ос предприятия. Оборот по кредиту - суммы начисленной амортизации за отчетный период. Оборот по Д - списание амортизации по выбывшим обьектам ос. Суммы начисленной ам ежемесячно включаются в издержки прва и обращения проводкой 20,25,26,44-02. При списании аморт по выбывшим обьектам 02-01. Сумма начисленной аморт на счете 02 является источников капитальных вложений в ос, их реконструкцию, техническое перевооружение. Синтетический учет по счету 02 ведется в ж/о №10, №10/1 и ведомостях 12 и 15 Орг списывает с БУ обьекты ОС при их выбытии по различным причинам: при продаже, безвозмездной передаче, списание в случае морального и физического износа и др. Для обобщения информации о выбытии ОС и определении фин результата от данных операций используется счет 91 "прочие доходы и расходы". Данный счет ак-пасс. Сальдо не имеет. В ББ не отражается. В конце мес закрывается. При выбытии обьекта в результате продажи: 1. Списывается начисленная амортизация 02-01. 2. Списывается остаточная стоимость обьекта 91-01. 3. Начислен НДС по реализованному обьекту 91-68. 4. Поступила выручка от продажи 50,51-91. Фин результат (прибыль или убыток), полученные от списания обьекта определяется путем сопоставления дебетового и кредитового оборотов по счету 91. Превышение оборота по К составляет прибыль, которая списывается проводкой 91-99. Превышение оборота по Д на счете 91 составляет убыток, списываемый 99-91. Целью переоценки ОС явяется приведение их балансовой стоимости в соответствие с действующими ценами и условиями воспроизводства. Согласно ПБУ 6/01 коммерческие орг имеют право не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных обьектов ОС по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по док подтвержденным рыночным ценам. Сумма дооценки ОС зачисляется в добавочнй капитал (счет 83). При этом составляются проводки: на сумму прироста первоначальной стоимости 01-83; на сумму превышения начисленной амортизации 83-02
25. Учет нематериальных активов и их амортизации. Немат активы - обьекты долгосрочного пользования (свыше 12 месяцев), не имеющие мат-вещественной формы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход. Согласно ПБУ 14/2000 к НМА (немат) относятся: права на изобретения, авторские права на программы для ЭВМ, права владельца на товарный знак, орг расходы, связанные с образованием юр лица и др. У предприятия должны быть в наличии документы, подтверждающие существование самого актива и право на его использование. Единиций БУ НМА является инвентарный обьект под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора. В учете НМА отражаются по первоначальной и остаточной стоимости. Для учета движения НМА типовых первичных докуметов нет. Предприятиям разрешается самостоятельо разрабатывать эти формы. К ним относятся акт приемки НМА, акт списания НМА. БУ НМА ведется на счете 04 "НМА" по первоначальной стоимости. Счет активный. По Д отражается остаток и поступление НМА, по К - выбытие. Стоимость НМА погашается посредством амортизации. Она начисляется одним из след способов: линейным, уменьшаемого остатка, путем списания стоимости пропорционально обьему продукции. Учет амортизации ведется на счете 05 "амортизация НМА". Корреспонденция счетов по поступлению и выбытию НМА налогично корреспонденции по движению ОС.
26. Состав и содержание бухгалтерской отчетности. Отчетность представляет собой систему показателей, отражаю-щих результаты хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Она является завершающим этапом учетной работы. По периодичности составления различают квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. Порядок составления отчетности установлен следующими нормативными документами: 1. Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчет-ность организации» (ПБУ 4/99) № 43н от 6.07.99 г. 2. Приказом Минфина России от 13. 01. 2000 г. 3. Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 г.№ 34н. Квартальная отчетность состоит из двух форм: 1. бухгалтерского баланса (ф. № 1), 2. отчета о прибылях и убытках (ф. № 2). Помимо этих форм, организации по своему усмотрению могут включать в состав промежуточной (квартальной) отчетности пояснительную записку, отчет о движении денежных средств и другие отчетные формы. Годовая бухгалтерская отчетность включает: 1. бухгалтерский баланс (ф. № 1), 2. отчет о прибылях и убытках (ф. № 2), 3. отчет о движении капитала (ф. № 3), 4. отчет о движении денежных средств (ф. № 4), 5. приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), 6. пояснительную записку, 7. аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательной аудиторской проверке. К бухгалтерской отчетности предъявляются следующие основные требования: 1. В бухгалтерском учете отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение организации, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (месяц,квартал, год). 2. Бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета и результатов инвентаризации имущества и финансовых обязательств. 3. Бухгалтерская отчетность составляется в валюте РФ. 4. Бухгалтерская отчетность составляется по типовым формам, разработанным и утвержденным Минфином РФ. 5. Организации, отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, в составе бухгалтерской отчетности представляют итоговую часть аудиторского заключения. 6. Исправления отчетных данных после утверждения годовых отчетов производятся за отчетный период, в котором обнаружены ошибки. Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Сроки представления кварталь-ной отчетности не позднее 30 дней после отчетного периода. Срок представления годовой отчетности не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом. Отчет подписывается руководителем и главным бухгалтером. Годовая бухгалтерская отчетность предприятия о результатах хозяйственной деятельности является открытой к публикации для заинтересованных пользователей. Достоверность публикуемой отчетности подтверждается независимой аудиторской организацией. Предприятия (за исключением предприятий с иностранными инвестициями) обязаны представлять квартальную и годовую отчетность: 1. собственникам (участникам, учредителям) — в соответствии с учредительными документами; 2. государственной налоговой службе (в одном экземпляре); 3. другим государственным органам, на которые в соответствии с законодательством РФ возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности; 4. органам статистики. 27. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. Общее правовое и методологическое руководство бу в России осуществляется правительством РФ и мин. фин. РФ. В России введена четырёхуровневая сис-ма нормативного регулирования бу и отчетности: 1 уровень. Законы, указы президента РФ, постановления прав-ва, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бу в России (федеральный закон о бу и отчетности от 28 ноября 1996 года). 2 уровень. Положения по бу (ПБУ), определяющие стандарты и нормы ведения бу и составления отчетности. 3 уровень. Методологические указания, инструкции, рекомендации, разрабатываемые отраслевыми министерствами и водомствами. (планы счетов бу и инструкции по их применению). 4 уровень. Рабочие документы организации, предназначенные для внутр. пользования утверждаются руководителем орг-ции в пределах принятой уч. политики. Бу в орган. осущ. бухгалтерий, возглавляемой главбухом. Когда в орган. отсутствует бух служба руководитель имеет право поручить ведение учета и отчетности специализированной организации или специалисту на договорных началах. Главный бух назначается на должность и освобождается от неё руководителем орган. и подчиняется непосредственно ему. Он несет ответственность за формирование учетной политики, обеспечивает контроль за её исполнением, за движением активов, формированием доходов и расходов, выполнением обязательств, отражением на счетах бу хоз. инфы, составление бо, проведение эк. анализа фин-хоз деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихоз. резервов организации. 28. Формы бухгалтерского учета. Форма бу - это совокупность учетных регистров для отражения хоз операций в опред последовательности и группировке соответств приемами записей. В настоящее время примеяется несколько форм бу: 1 журнал - Главная. 2 мемориально-ордерная форма 3 простая форма бу 4 упрощенная форма 5 журнально-ордерная форма 6 автоматизированная форма. Форма бу "журнал главная" ведется в орг-х с небольшим обьемом пр-ва. Сущность ее заключается в том, что регистры для хронологической и систематической записи по счетам синтет учета обьеденены в одной комбинированной книге "журнал-главная". Операции в книгу записываются непоср из первичных или сводных документов. Анал учет ведется в книгах или карточках. 2. Мемориально-ордерная форма счетоводства. Состоит в том, что на каждую группу операций составляется мемориальный ордер. Все составленные мем ордера регистрируются в журнале регистрации. Синт учет в условиях данной формы ведется в 2ух регистрах: в журнале рег и главной книге. Анал учет ведется на карточках и в книгах. 3. Простая форма. Рекомендовано минфином РФ и применяется в орг малого предпринимательства. В условиях данной формы, журнал регистрации и главная книга обьединяются в один регистр - книгу учета хоз операций. В течение месяца хоз операции отражаются в книге, а по окончании его выявляется фин результат. 4. Журнально-ордерная. Широко применяется в орг-х различных форм собственности. В его условиях применяются 2 вида регистров: журналы-ордера, главная книга. Хронологическая и сисматическая запись ХО (хоз операций) осущ одновременно. Ж/О заполняются на основе данных первичных и сводных доков по кредитовому признаку. Анал учет осуществляется параллельно синтетическому или совмещается с синтетическим. Итоговые данные ЖО переносятся в глав книгу в конце месяца, на основании которой составляется бб и др формы отчетности. 5. Малые орг, имеющие на балансе основные средства, осущ пр-во продукции, большое колво рассчетных операций, могут применять упрощенную форму бу с использованием ряда регистров: ведомость форма В-1 - ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений. В-2 - ведомость учета производственных запасов и товаров и т.д. до В-8. Обобщение итогов фин-хоз деят за месяц производится в В-9 - шахматной ведомости. Она является основанием для составления бб. Система автоматизированного учета отражает основные процессы, связанные с получени6м различных сводных показателей, характеризующих ФХД орг. Автоматизированная форма бу - сочетание проф качеств и функций пользователя с интеллектуальными возможностями, позволяющее получать необходимую для управления и оперативного контроля инфу в виде машинограмм и видеограмм.
30. Учет материально-производственных запасов. МПЗ - часть имущества, используемая при производстве продукции и для управленческих нужд орг. Производственные запасы являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно, т.е. целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на основе производимой продукции. В зависимости от роли, которую они играют в процессе производства, их подразделяют на след группы: сырье и основные материалы; вспомогательные материалы; покупные полуфабрикаты; отходы производства; топливо, тара, запчасти, инвентарь и хоз принадлежности. Для правильной орг БУ МПЗ на предприятиях разрабатывается номенклатура-ценик. Это систематизированный перечень наименований материалов, используемых на данном предприятии. Согласно ПБУ 5/01 МПЗ принимаются к БУ по фактическй себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой. Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только по окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь платежные документы поставщиков материалов, счета за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и др. В связи с этим большинство предприятий ведут текущий учет материалов по твердым учетным ценам и не могут быть плановые или средние попутные цены. По окончании месяца рассчитываются сумма и проценты отклонения фактической себетоимости материалов от учетной цены. В зависимости от выбранной учетной политики предприятия могут использовать следующие методы оценки материалов отпускаемых в производство: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок - метод ПИФО; по себестоимости последних по времени закупок ЛИФО.
31. Учет добавочного капитала. Учет добавочного капитала ведется на счете 83 (пассивный, сальдовый, балансовый). По кредиту счета отражаются: 1) прирост стоимости основных средств по результатам переоценки. 2) сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной в процессе формирования уставного капитала, или при увеличении уставного капитала за счет эмиссии акций и продажей их по цене выше номинала — отражается в корреспонденции со счетом 75: Д-т 75 К-т 83. Аналитический учет по счету 83 организуется отдельно для учета средств, полученных по результатам переоценки, и для учета средств, полученных в результате продажи акций. Суммы, отнесенные на кредит счета 83, как правило, не списываются. Записи по дебету счета 83 могут быть сделаны в случаях: 1) погашения сумм, снижения стоимости внеоборотных активов(уценки): Д-т 83 К-т 01; 2) направления средств на увеличение уставного капитала:Д-т 83 К-т 75; Д-т 83 К-т 80; 3) распределения сумм между учредителями организации: Д-т 83К-т 75. 32. Учет резервного капитала. Учет резервного капитала ведется на счете 82 «Резервный капитал» (счет пассивный, фондовый, сальдовый, балансовый). Создание резервного капитала является обязательным для АО. Федеральным законом «Об акционерных обществах» установлено требование образования резервного капитала, размер которого должен составлять не менее 15% от уставного капитала. При этом процент обязательных ежегодных отчислений в резервный капитал должен быть не менее 5% от чистой прибыли. Резервный капитал АО предназначен для покрытия убытков или для погашения облигаций и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Д-т 84 Нераспределенная прибыль» К-т 82 «Резервный капитал» — направлена нераспределенная прибыль на формирование резервного капитала. Резервный капитал может быть использован для начисления дивидендов по привилегированным акциям при недостаточности чистой прибыли. ЗЗ. Удержания и вычеты из заработной платы. Бухгалтерия предприятия не только производит начисления заработной платы, но и удержания из нее. В соответствии с законодательством из заработной платы производятся следующие удержания и вычеты: 1. налог с дохода физических лиц (подоходный налог), по исполнительным листам, в возмещение материального ущерба, за брак и т. д. В налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц включаются все доходы налогоплательщика. Они могут быть получены в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды. При получении доходов в натуральной форме в налоговую базу будет включаться рыночная стоимость товаров (работ, услуг), которые работник получает от организации. Доходы, подлежащие налогообложению, уменьшаются на так называемые налоговые вычеты. Налоговый кодекс делит эти вычеты на четыре группы: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Бухгалтер предприятия учитывает стандартные налоговые вычеты, остальные вычеты предоставляют налоговые органы после подачи налоговой декларации. Все налогоплательщики независимо от размера доходов уплачивают налог по ставке 13%. Не облагаются налогом с доходов следующие основные виды доходов: 1) государственные пособия, за исключением пособий по времен-ной нетрудоспособности; 2) все виды компенсационных выплат (за исключением компенсации за неиспользованный отпуск). При оплате работодателем расходов на командировки в доход не включаются суточ-ные в пределах норм; 3) суммы единовременной материальной помощи, оказанной налогоплательщикам в связи со стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами; 4) суммы полной или частичной компенсации стоимости путёвок, кроме туристических, выплачиваемых за счет средств работодателей. Основанием для удержания и перевода алиментов являются исполнительные листы, письменные заключения граждан о добровольной уплате алиментов, отметки органов внутренних дел в паспортах лиц о том, что они обязаны уплатить алименты. Бухгалтерия регистрирует полученные исполнительные листы в специальном журна-ле или карточке. Удержания алиментов на основании поданного заявления могут производиться и в случаях, если общая сумма удержания превышает 50%, а также если с должника взыскивают по решению суда алименты на детей от другой матери, нетрудоспособных родителей, супруга. Алименты удерживают с сумм заработной платы, с пособий по временной нетрудоспособности, начисленных за отчетный месяц после удержания из них налогов, а также с сумм начисленных пенсий и стипендий. В 3-дневный срок со дня, установленного для выплаты заработ-ной платы, пенсий и стипендий, суммы удержанных алиментов должны быть выплачены получателю или переведены по почте за счет взыскателя. Не взыскиваются алименты с сумм материальной помощи, еди-новременных вознаграждений и премий за рационализаторские предложения и т. д. Учет расчетов по исполнительным документам организуется насчете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «С организациями и лицами по исполнительным документам». 34. Формы и системы оплаты труда. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает формы и системы оплаты труда — тарифные ставки и оклады. Весь персонал работающих в настоящее время подразделяется в основном на две категории — рабочие и служащие. Категория «рабочие» классифицируется по профессиям и разрядам с установлением поразрядных тарифных ставок; категория «служащие» — по профессиям и должностям с установлением должностных окладов. Выполнение указанных условий осуществляется через формы и системы оплаты труда. Под формой понимают объект учета труда, подлежащий оплате: время или количество выполненной работы. Отсюда и две формы оплаты труда: повременная и сдельная. Каждая из них подразделяется на ряд систем с целью обеспечения заинтересованности сторон в более высоком количестве выработки и качестве работ, с одной стороны, и в более высокой оплате труда — с другой. Так, повременная форма оплаты труда может состоять из простой повремен-ной и повременно-премиальной, а сдельная — из прямой сдельной, сдельно-премиальной, аккордной, косвенно-сдельной и др. Как правило, в основу расчета заработка рабочих и служащих берется 5-дневная (40-часовая) рабочая неделя, исходя из чего Госкомстат России рассчитывает и публикует среднемесячное количество рабочих часов в каждом году и в каждом месяце. Правительством Российской Федерации устанавливается минимальный месячный размер оплаты труда (ММРОТ). Исходя из соотношения указанных величин рассчитывают повременную часовую тарифную ставку рабочего первого (низшего разряда).
35. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.). Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению. В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги. На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.). На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям". Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60. Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов. Помимо указанных расчетов на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств. Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств (51, 52 и др.). Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его приходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц. Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 60 и 91) в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц
36. Учет расчетов с учредителями. Учет расчетов с учредителями ведется на счете 75, который имеет два субсчета: 75/1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал» (активный); 75/2 «Расчеты по выплате доходов» (пассивный). Счет 75 имеет дебетовое сальдо, которое означает сумму задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал: Оборот по дебету — отражает образование задолженности; Оборот по кредиту — погашение задолженности учредителей по вкладам. Кредитовое сальдо означает задолженность акционерам по доходам: Д-т 84 К-т 75 — начислены дивиденды акционерам. Если акционер является работником акционерного общества, то начисление дивидендов отражается проводкой: Д-т 84 К-т 70. Оборот по дебету отражает суммы выплаченных дивидендов Д-т75/2К-т50,51,52;Д-т 75/2 К-т 68 — суммы удержанного подоходного налога. Выплата дивидендов осуществляется расходным кассовым ордером и платежным поручением. Дивиденды могут выплачиваться в виде акций, товаров, продукции, если это предусмотрено уставом. Доходы выплачивают только по выкупленным акциям. Каждому акционеру начисляют доходы в зависимости от количества акций, которые он приобрел. Доходы могут начисляться ежеквартально или раз в год. В первую очередь выплачиваются доходы по привилегированным акциям. Если нераспределенной прибыли не хватает, используют средства резервного капитала. Синтетический учет по счету 75 ведут в журнале-ордере № 8. 37. Учет операций на валютном счете в банке. Для учета расчетов по внешнеэк д-ти используется активный счет 52 "валютный счет". По дебету данного счета отражается остаток и поступление денежных средств в иностранной валюте. По кредиту - списание (перечисление) денежн средств (д/с) в ин валюте. Для открытия валютного счета орг представляют заявление и др документы как и при открытии р/с. Основными документами на основании которых зачисляются и снимаются средства с валютного счета являются заявления на перевод. Обо всех произведенных операциях банк сообщает орг в выписках банка из валютного счета в 2ух валютах (иностранной и ее рублевом эквиваленте). Для учета покупки и продажи валюты используется активный счет 57 "переводы в пути". При отражении операций по движению валютных средств составляются след бух проводки: 1. зачислена экспотная валютная выручка 52-90,62. 2. Зачислен кредит банка 52-66,67. 3. Перечисление валютных средств для продажи 57-52. 4. Погашение кредитов банка 66,67-52. 5. Зачисление приобретенной фин валюты 52-57. 6. Оплата услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание 91-52. 38. Документальное оформление и порядок учета операций по движению материалов. Для учета движения материалов используется типовая документация. Поступление материалов на склад предприятия оформляется след доками: приходный ордер, товарно-транспортная накладная, акт о приемке материалов. Расход материалов со склада на производственные и хоз нужды оформляется след доками: лимитно-заборной карты, требование накладной на отпуск материалов, накладной на отпуск материалов на сторону. Для обеспечения условий хранения и сохранности МПЗ на предприятии создается складское хозво. Порядок учета МПЗ на складе и в бухгалтерии зависит от метода их учета. Существуют след методы учета производственных заасов: количественно-суммовой; с помощью отчета материально-ответственных лиц; оперативно-бухгалтерский (сальдовый). Наиболее рациональным методом яляется последний. Он предполагает ведение на складах только количественного-сортового учета движения материалов. При этом на складе ведутся карточки учета материалов. В которых материально-ответственное лицо ежедневно регистрирует поступление и выдачу ПЗ по видам. По окончании месяца МОЛ (матотв лицо) переносит количественные остатки материалов из карточек в ведомость учета остатков материалов. В установенные графиком сроки МОЛ сдает в бухгалтерию первичные документы и составляет реестры сдачи документов на приход и расход материалов. В условиях данного метода регулярно проводится сверка данных складского и БУ. Осуществляется систематический контроль работниками бухгалтерии непосредственно на складе правильности ведения складского учета. 39. Инвентаризация: виды, организация, оформление, порядок регулирования и отражения в учете результатов. Инвентаризация - это элемент метода бу. Она предполагает проверку фактического наличия денежных средств и товарно-мат ценностей путем пересчета, обмера, взвешивания и сопоставления полученных данных с данными бу. Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и фин обязательств, утвержденными приказом минфина РФ от 13.06.1995 года. Колво инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и фин обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливается руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Обязательные инвентаризации проводятся: 1 при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже 2 перед составлением годовой бо (бух отчётности) 3 при смене мат-ответственных лиц 4 при установлении фактов хищений и злоупотреблений 5 в случаях стихийных бедствий 6 при ликвидации (реорганизации) предприятия. Основными целями инв являются: 1 проверка правильности данных текущего учета и выявления допущенных ошибок 2 выявление неучтенных хоз и фин операций 3 контроль сохранности имущества 4 контроль за своевременностью и полнотой рассчета по хоз договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов. 5 проверка условий и порядка хранения товаров 6 выявление залежавшихся неходовых устаревших товаров 7 проверка соблюдения принципа мат ответственности. Инвентаризации бывают: 1 по обьему - полная и частичная 2 по методу проведения - выборочная и сплошная 3 по назначению - плановая и внеплановая, подкорная и контрольная. Для проведения инвент в орг создается постояннодействующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель орг. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии необходимо получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении мат и денежных средств. Мат ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все документы оформлены и сданы в бухгалтерию и неучтенных ценностей нет. После этого инвент комиссия приступает к проверке и пересчету. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии матответственных лиц. Полученные в ходе проверки результаты отражаются в инвентар описях. Описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и передаются в бухгалтерию орг-ции. В бухгалтерии составляется сличительная ведомость, в которой указываются только те товарномат ценности, по которым выявлены отклонения от учетных данных. Данные ведомости определяются суммой излишков и недостач. Результаты проведенной инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация. Выявленные в ходе инвентаризации расхождения регулируются в след порядке: 1 товмат ценности и денежные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходыванию и зачислению на фин результаты орг-ии 2 убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в законодательном порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на затраты 3 недостача ценностей сверх установленных норм относится на виновных лиц.
40. Синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда. Бухгалтерия предприятия осуществляет не только расчет сумм причитающейся работникам заработной платы, премий, пособий, но и организует учет этих сумм на счетах бухгалтерского учета в со-ответствующих регистрах. Суммы начисленной заработной платы и премий относятся на производственные счета и включаются в себестоимость продукции. Так, основная заработная плата, начислен-ная по сдельным расценкам, повременно, по тарифным ставкам и окладам, премии за производственные показатели относятся в дебет производственных счетов: 20 «Основное производство», 23 вспомогательные производства», 25-1 «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования», 25-2 «Общепроизводственные расхо-ды», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов», 28 «Брак в производстве» и в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», одновременно их суммы записываются введомости учета производственных затрат по заказам, статьям, цехам, а на их основе — в журналы-ордера №10 и 10/1. Дополнительная заработная плата относится в дебет тех же счетов что и основная заработная плата, и отражается в тех же регистрах. Премии всем категориям работников за счет прибыли записываются в журнале-ордере № 10-1, в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль», в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Суммы начисленной заработной платы рабочим за время отпуска относятся в дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов», в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и отража-ются в журналах-ордерах № 10 и 10/1 (согласно ведомости №15). Пособия по временной нетрудоспособности и прочие выплаты за счет средств органов социального страхования относятся в дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и в кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и отражаются в журнале-ордере № 10/1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Афина Паллада и Гермес
Реферат Операции коммерческих банков на валютном рынке
Реферат МВФ - российский аспект
Реферат «Городские цветы» Вот опять в нашей школе начнется урок. И учитель встречает ребят. Но звучит По особому как-то звонок в этот праздничный день октября. Каждый день Вы с улыбкою входите в класс Нам от этой улыбки теплей. Ваш урок
Реферат Макроэкономика. Шпора
Реферат Обеспечение банковского кредита
Реферат операции по расчетному счету
Реферат Определение и основные характеристики краткосрочных обязательств
Реферат Основы аудита
Реферат Основы и сущность финансов предприятия
Реферат Террористический акт: проблемы квалификации
Реферат Основные методы аудиторской проверки
Реферат Организация внешнеторговых отношений
Реферат Мені однаково, чи буду...
Реферат Организация международной торговли готовой продукции