Реферат по предмету "Мировая экономика"


Формирование рынка информации в экономике

--PAGE_BREAK--1.1 Основные понятия


Прежде чем приступить к непосредственному раскрытию заявленной темы, необходимо определиться с используемыми терминами.

Отметим, что понятия знание и информацияявляютсясложными философскими категориями, применяемыми в различных научных сферах. И понятие информации, становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них рассматривается с разных сторон.

В 1973 г. А.Д. Урсул определил информацию как отражение многообразия. Впоследствии он уточнил свою концепцию об информации как передаче (отражении) разнообразия и стал рассматривать информацию как передающую часть, сторону отображения.

В федеральном законе «Об информации информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления».

С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее подходящим является следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта. В данном определении учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.

Чтобы объяснить другое важное понятие – рынок информации, обратимся к определению понятия рынок, с точки зрения экономики: рынок – это абстрактное или реальное пространство, в котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага, а также способ этого взаимодействия. В данном случае в качестве блага выступает информация в различных её формах.

Кроме этого рассмотрим понятия информатизация и информационная технология.

Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов гос. власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационная технология – это совокупность процессов сбора, хранения, поиска, переработки данных для получения информации, а также преобразования, распространения и использования этой информации.


1.2 Концепции информационного развития общества


Рассмотрим основные концепции, рассматривающие информационное развитие общества. Одна из таких концепций – концепция экономики знаний. Термин «экономика знаний» (или «экономика, базирующаяся на знаниях») ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962г., понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста. Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90%всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние30 лет, так же как 90% общего числа ученых-инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, – наши современники. А это явные признаки перехода экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Постоянные инновации в производстве, технологии, управлении, правовых нормах

и других значимых сферах жизни стали нормой. Это меняет не только производственную базу общества, но и социально-экономические отношения, культуру, межличностные взаимосвязи; в конечном итоге меняются требования к самой человеческой личности – к ее способности быстро приспосабливаться к переменам, усваивать, продуцировать и распространять новые знания, развивать свои творческие возможности в условиях экономики знаний.

Американский социолог Р. Кроуфорд ключевую роль в процессе развития человеческого общества также отводит знаниям и называет современное общество «обществом знания». «Новые знания приводят к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы, или нового видения мира. Эту модель можно использовать для объяснения тех серьезных экономических, социальных и политических изменений, которые сейчас происходят в мире». Далее, различая понятия «знания» и «информация», он пишет: «Знание – это способность применить информацию к конкретному роду деятельности.

Американский экономист В. Мартин определяет информационное общество как „…общество, в котором качество жизни, так же как и возможности социальных изменений и экономического развития, все в большей степени зависит от информации и ее использования“. Термин „информационное общество“ был введен в научный оборот в начале 1960-х гг. В. Махлупом и Т. Умесао. Информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения. Наряду с этим термином употребляются такие понятия, как „технотронное общество“, „общество знания“, „постиндустриальное общество“.

М. Кастельс в качестве отправной точки своих размышлений использует глобальную экономику и международные финансовые рынки как основные признаки формирующегося нового миропорядка. Его фундаментальное исследование „Информационная эра: экономика, общество и культура“ посвящено развернутому анализу современных тенденций, приводящих к формированию основ общества, которое он назвал „сетевым“. Исходя из того, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всевозможные преграды и границы, информационная эра рассматривается им как эпоха глобализации. При этом сетевые структуры становятся одновременно и средством и результатом глобализации общества. В своей книге Кастельс неоднократно обращает внимание читателя на существенное различие между уже существующими концепциями информационного общества и его собственной концепцией „информационального общества“. В концепциях информационного общества подчеркивается определяющая роль информации в обществе. По мнению автора, информация и обмен информацией сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества и имели особое значение во всех обществах. В то же время зарождающееся „информациональное общество“ строится таким образом, что сбор, анализ и передача необходимой информации стали „фундаментальными источниками производительности и власти“.

Ракитов А.И. в работе „Будущее России: социально-технологическая модель“ рассматривает технологические основы развития общества. Он выделяет пять технологических укладов. „Каждый из этих технологических уровней становился возможным благодаря происходившей в соответствующий исторический период информационной революции. Информационный фактор, в глобально-историческом масштабе, является решающим для понимания человеческой истории и перспектив развития общества. Разумеется, жизнь общества не сводится к одной лишь технологии. Важнейшие факторы его развития — культура, религия, искусство, национальные традиции и социальное творчество. Но, признавая это, следует ясно понимать, что в основе всех этих видов человеческой активности лежат фундаментальные технологии и процессы“. Под технологией Ракитов понимает „сложную систему, в основе которой — применение орудий, инструментов, аппаратов, использующих наработанные человечеством навыки, знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, финансовыми, энергетическими, сырьевыми), наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и иных последствий, связанных с внедрением данной технологии“. Одной из важнейших задач современной России он считает создание высокотехнологизированного, общедоступного и качественного образования, благодаря которому можно решить проблемы развития инновационных процессов и внедрения высоких технологий во все сферы деятельности — в производство, науку, образование, культуру и быт. „Выработка современной государственной политики, прежде всего технологической, создание правового демократического государства, превращение России в страну, привлекательную для жизни, невозможны без революции в сфере национального образования, а она также предполагает внедрение высоких образовательных информационных технологий“


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Информация, знания и информационные технологии, как фактор производства


О том, что знание является одним из основных фактором современного производства, свидетельствуют следующие факты.

Э. Денисон, сопоставив фактический рост производства США за 1929-57 г.г. с тем, каким бы он мог стать, если бы на протяжении всего этого периода технический уровень производства и квалификация работников были бы неизменными, пришел к выводу, что почти 2/3 прироста продукции было получено благодаря новому знанию и более рациональной организации производства.

Данный вопрос актуален и для отечественной прикладной теории и практики, так как по некоторым оценкам запасы интеллектуальной собственности, имеющиеся у России, оцениваются в размере 400 млрд. долларов США.

Как фактор производства информация и знания имеют специфичные свойства, резко выделяющие их из других условий производства.

Во-первых, информация представляет собой такое условие производства, которое не потребляется в производственном процессе и может использоваться в неограниченном количестве воспроизводственных циклов. Потребление информации тождественно формированию нового знания. В процессе коммерческого использования информация и знания не потребляются (в том понимании, как потребляются остальные производственные ресурсы), а наоборот наращиваются. В этом контексте очевидно, что распространение информации тождественно ее самовозрастанию, исключающему применение к этому феномену термина «редкость» в классическом его понимании.

Во-вторых, процесс передачи информации основан на взаимодействиях между субъектами рынка и невозможен без соответствующих усилий не только ее производителя, но и потребителя. В информации есть объективная сторона, связанная с затратами на получение определенного пакета данных. Но ценность информации в высшей степени субъективна и обусловлена ее необходимостью, важностью для получателя. В связи с этим амплитуда колебаний цен на одну и ту же информацию, потребляемую различными пользователями, столь велика, что ставит под сомнение возможность использования традиционных рыночных индикаторов для оценки ее стоимостного вклада в анализируемый бизнес.

В-третьих, создание знаний и информации представляется процессом сугубо индивидуальным; их стоимость не может быть определена исходя из «стоимости» произведшей их «рабочей силы».

В-четвертых, информация, имеющая свойство безгранично распространяться, характеризуется не редкостью, а избирательностью, в результате чего, даже приобретя формальные права на информационный продукт, то есть став его собственником, не каждый может им воспользоваться, ибо для этого требуется целый набор качеств, отличающих современную личность.

Любое знание и значимая информация всегда являются уникальными. Они могут тиражироваться. Но тиражирование не есть серийное производство, как в случае с материальными объектами. И растиражированная идея не приводит к созданию нового объекта собственности и оценки. Она продолжает оставаться одной и той же идеей, одним объектом, к которому, в принципе, неприменимо множественное число. Разобраться, является ли участвующая в бизнесе информация (знания) объектом собственности или же это всего лишь незаконно используемый «клон» – непростая задача. Это связано с тем, что знания могут быть использованы не только личностью, достигшей их, но и теми, кто ознакомился с составляющей их информацией.

Несмотря на указанные специфические особенности, информация и знания, как и другие факторы производства, имеют долгосрочный характер. Они могут использоваться в производстве в течение длительного периода времени, участвуя не в одном производственном цикле. Использование информации и знаний обеспечивает прирост стоимости, что характеризует ее как фактор производства, осуществляющий свой вклад в процесс создания прибавочного продукта наряду с другими («классическими») факторами производства.

Одним из примеров использования знаний как фактора производства является создание технопарков.

Другой пример — научно-промышленные «кластеры», в задачу которых входит эффективное освоение и практическая реализация новых научных идей. Под «кластерами» понимаются деловые и научные контакты между учеными, инженерами и бизнес-сообществом. Развитие и использование «кластерных» форм сотрудничества ученых, инженеров и бизнесменов стало объективно необходимым вследствие их высокой эффективности в экономическом освоении новых научных идей.

Следующий пример – венчурное инвестирование. Cмысл венчурного бизнеса в том, чтобы представить средства компаниям, не имеющим иных источников финансирования в обмен на часть пакета акций, который венчурный инвестор продает через несколько лет после вступления в бизнес за цену, многократно превосходящую первоначальные вложения. Венчурный капитал — это долгосрочный рисковый капитал, инвестируемый в новые и быстрорастущие компании, многие из них — малые высокотехнологичные фирмы, реализующие инновационные проекты, для которых трудно привлечь традиционные инструменты финансирования, такие как банковские кредиты, лизинговые программы или выпуск акций на бирже. Венчурные инвесторы предоставляют таким перспективным фирмам финансирование в надежде на их быстрый рост и будущие высокие прибыли. Быстроразвивающийся сектор высокотехнологичных фирм играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик многих стран.


1.4 Информационный капитал, как форма существования информации и знаний


Информация и знания в рамках конкретного предприятия приобретают форму «интеллектуального капитала». В отличие от привычных всем основных и оборотных активов, таких как земля, оборудование, сырье, деньги, интеллектуальный капитал почти невидим и неосязаем. Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы. Сегодняшнее предприятие объединяет людей не в качестве простых источников физической энергии или придатков машин и механизмов, а прежде всего как творческие личности. Оно отличается своим социологизированным характером. Отношения компании с новыми участниками являют собой пример субъект-субъектного взаимодействия, взаимопроникновения культур, пример процесса в высокой степени творческого и неповторимого, что революционным образом вторгается во все сферы деятельности предприятия. Составляющие интеллектуального капитала неоднородны. Несмотря на то, что все они порождены человеческим интеллектом, одни из них существуют в виде знаний, неотделимых от обладающих ими людей, а другие образуют своего рода объективные условия применения этих знаний для повышения конкурентоспособности фирмы. При этом основу, стержень интеллектуального капитала составляет капитал человеческий. Характерной особенностью современного (постиндустриального) способа производства является то, что человеческий капитал является уже не одним из факторов производства, а становится системообразующим фактором не только в структуре интеллектуального капитала, но и во всем бизнесе предприятия.

Современные исследователи в области теории интеллектуального капитала, например Иноземцев В.Л., выделяют в нем следующие составные части:

— человеческий капитал;

— структурный капитал, который в свою очередь состоит из

организационного капитала и клиентского капитала.

Человеческий капитал включает в себя:

— квалифицированную, собранную вместе рабочую силу и контракты с выдающимися специалистами и менеджерами;

— совокупность знаний, квалификации, практических навыков, способностей к нововведениям каждого из сотрудников предприятия;

— систему ценностей, культуру труда, философию бизнеса, которые не могут быть скопированы или воспроизведены в другой организации.

Человеческий капитал подразделяется на общий человеческий капитал, т.е. знания, навыки, мыслительные процессы, способы восприятия, которые люди получают в системе формального образования и специфический человеческий капитал, т.е. знания и умения, которые они приобретают по ходу своей производственной деятельности и непосредственно на рабочих местах.

Структурный капитал включает в себя все то, что позволяет сотрудникам компании реализовывать свой потенциал в данном конкретном бизнесе.

К организационному капиталу относится часть структурного капитала, которая связана с функционированием основного производства (бизнеса), в том числе:

— интеллектуальная собственность (авторские права, технологии, техническое и программное обеспечение, компьютерные программы, базы данных и др.);

— информационные ресурсы;

— электронные сети;

— организационная структура и другие организационные аспекты, обеспечивающие производительный труд работников и сбалансированность действий различных подразделений;

— эффективное управление и высокая восприимчивость менеждмента к изменениям и нововведениям.

Клиентский капитал – это все то, что способствует успешной реализации производимых продуктов или услуг, в том числе:

• средства индивидуализации (патенты, лицензии, товарные знаки, фирменные наименования и т.п.);

• деловые связи с поставщиками комплектующих;

• коммерческая сеть распространения продукции (работ, услуг);

• известность клиентов;

• договоры технологического и маркетингового партнерства;

• эффективное участие в сообществах добавленной стоимости (СДС).

Такое деление интеллектуального капитала на составляющие элементы имеет глубокий смысл. Если утрачен человеческий капитал, то автоматически теряет ценность структурный капитал. Какими бы прекрасными разработками не обладала компания, реализовать их будет некому. И наоборот, если утрачен структурный капитал, то персонал и менеджмент любой квалификации не сможет вести успешный бизнес. Примерно то же можно сказать о соотношении организационного и клиентского капитала. Если нулевую оценку получает любой из этих двух факторов, то обесценивается и другой. В результате нулевую оценку получает весь структурный капитал и, следовательно, интеллектуальный капитал в целом.

Иноземцев отмечает еще одну немаловажную сторону интеллектуального капитала: "…сегодня рыночная стоимость креативных корпораций обусловлена в первую очередь высокой оценкой интеллектуального капитала ее работников, являющегося условием ее дальнейшего развития. Таким образом складывается ситуация, когда компания больше нуждается в подобных сотрудниках, чем они в ней. Все более частыми становятся случаи, когда внешне процветающие корпорации резко снижали свои производственные показатели и даже поглощались конкурентами в связи с тем, что не могли обеспечить своим сотрудникам желанные условия деятельности, и с их уходом теряли тот интеллектуальный капитал, который прежде выступал основой их инвестиционной привлекательности.




2. Российский рынок информации и информационных услуг


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.