Реферат по предмету "Другое"


Народная культура как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста


А. Г. Ахтян


Статья посвящена проблеме приобщения детей к народной культуре как средству формирования патриотических чувств и развития духовности. Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. Существует ряд методических разработок, а также комплексных и парциальных программ которые ориентируются на использование народной культуры как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста. В данной статье автором рассмотрены механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социально-личностного, социальнонравственного, и духовно-нравственного воспитания и развития детей.


Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.


Прошлое - это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем.


Как отметил в своих высказываниях Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...» [5, с. 68].


Вспоминая слова К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского о проблеме России: «любой другой народ знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, игры, а такая великая нация, как русская - нет!». Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по- новому начинает относиться к народной культуре как средству социально-личностного развития дошкольников.


Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.


Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовнонравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс осознания себя в окружающем мире людей.


В связи с этим современные комплексные и парциальные программы по дошкольному воспитанию ставят определенные задачи по приобщению детей к традиционной народной культуре. Существует ряд парциальных программ, таких как «Наследие», «Мой родной дом», «Я человек», и др. Среди комплексных программ это: «Детство», «Истоки», «Радуга», и др.


Целый ряд методических разработок также ориентируются на использование народной культуры как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста, например, методическое пособие А. Г. Ахтян, Н. В. Микляева, «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет», «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет», методическое пособие Живем в «Ладу», пособие Г. Н. Данилиной «Дошкольнику - об истории и культуре России», «Как научить детей любить родину», сборник «С чего начинается Родина» (под ред. Л. А. Кондрыкин- ской) и др.


Одним из методов формирования социальноличностных качеств у детей дошкольного возраста является их приобщение к народной культуре.


Народная культура - многовековой опыт народа, выражающийся в традициях, обычаях, обрядах и верованиях. Она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения.


Рассмотрим механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социальноличностного, социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей.


Человек


Давно известен обычай, судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Воспитанный, благородный человек - от достойных воспитателей - это обычная закономерность, но допускались и парадоксы: достойные люди могут получиться при неблагоприятных общественных и семейных условиях. Необходимо отдать должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. В народной педагогике ребенок воспитывался в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности:мастера-ремесленника, певцы, сказочники и др. На данном этапе продолжая народные традиции, педагог должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультуроло- гической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников.


Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, являются средством воспитания и определяют разнообразие форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Высокие результаты социально-нравственного и духовнонравственного воспитания детей в народной среде - один из важнейших предметов анализа педагогической науки.


Народная история


Как отмечал в своих высказываниях великий ученый Д. С. Лихачев: «в воспитании ребенка особое значение имеет история родного края, этническое прошлое своего народа, «культурная среда», которая создавалась предками, в тесном единстве с фольклором, природой, архитектурой, народно-прикладным творчеством, со всей жизнью и общей культурой «малой Родины»...» [5].


Культурно-исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники архитектуры, природу, сооружения, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную значимость, а также совокупность культурных объектов - вещей, образцов деятельности людей, представляющих богатейшие возможности для социально-личностного развития детей.


Сегодня они находят свое отражение в практике. Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Строя свою работу с детьми на основе народного искусства на занятиях по музейной педагогике взрослые должны исходить из того, что оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, что способствует приобретению свободы действия и свободы творчества в условиях культурного и нравственного выбора.


В частности А. Е. Писарева и В. В. Уткина обращают внимание на то, что большое значение в воспитании детей имеет знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы -


А.В. Суворов, М. И. Кутузов, все они являются высоким нравственным примером для наших детей [7, с. 29].


Достижения народной культуры


Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания. При этом очень важно сохранить чувства национального достоинства. Как отмечает ученый Д. С. Лихачев «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI


в., если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» [5, с. 68]. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.


Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа.


Методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров [8].


Теперь определимся с основными средствами социально-личностного развития детей в контексте народной культуры.


Язык и фольклор


Согласно высказываниям К. Д. Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его...» [9].


Многие педагоги и ученые О. Л. Князева, М. Д. Маханева, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В.И. Водовозова, Г. Н. Волков, указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.


В младшем дошкольном возрасте при отборе фольклорного материала необходимо максимально учитывать возрастные возможности детей. Практический опыт показал, для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы - потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки.


В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [2].


Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли), благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.


Народные игры и игрушки


В младших группах детей приобщают к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом [4, с. 35], способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.


В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.


Хоровод как школа общения, выходящего за пределы семьи, школа пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство. В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок» [3, с. 45-47]. Другие подготавливали к будущему вступлению в брак - «Отдавали молоду на чужую сторону» [3, с. 60].


Приобщение к труду и культуре досуга


Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама - исполнительница колыбельных, пес- тушек, потешек. Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них.


Во многих обрядах участие принимали дети - колядовали, закликали весну. В русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни. Следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность ребенка; дети приобретали специальные навыки, без которых существование было бы неполноценным и даже невозможным.


С другой стороны, в процессе приобщения детей к труду дети знакомятся со своей будущей профессией и связанной с нею ролью в обществе. В основном это было связано с освоением народных ремесел. Поэтому так важно ознакомить детей с народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством [6]. Источником творчества народного мастера становится родная природа, окружающий быт, а его произведения - часть окружающей жизни, повседневного быта. Описывая значение народного искусства, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал «его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому художественное воспитание, как и музыкальное, является одним из основных средств, приобщения детей к культуре и гармоничному развитию личности» [6, с. 8]. В связи с этим методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров [8].


Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой, включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях, во все виды детской деятельности являются наиболее оптимальным.


Описанные выше средства и механизмы социально-личностного развития и воспитания детей в ходе освоения народной культуры крайне важны в совершенствовании современной системы дошкольного образования. Современные исследования (М. И. Богомоловой, А. Г. Гогобе- ридзе, С. А. Козловой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, Т. В. Поштаревой, Т. Ю. Купач, С.Н. Федоровой, А. Н. Фроловой, Р. М. Чумиче- вой и др.) в области этнокультурного образования дошкольников подчеркивают необходимость задействования потенциала личности ребенка и указывают на различные пути ее становления и развития. Следовательно, одной из основных задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, то есть этнопедагогическое пространство [1]. Этому посвящены целые разделы в современных федеральных и региональных программах развития образования:Проект социально-личностного развития детей дошкольного возраста - «Это было недавно, это было давно». Цель проекта: создание и внедрение системы комплексного подхода к реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста в рамках программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.


Пилотный проект ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», пилотный проект ДОМ-ЮНЕСКО «Воспитание ценностных ориентиров».


Список литературы


Волков, Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики [Текст] в 4-х ч. Ч. 1 / Г. Н. Волков // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. - Чебоксары, 1991. - С. 6-21.


Горская, К. Веселая горница [Текст] / К. Горская // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 10. - С. 9-11.


Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. И. Ерофеева. - М. : 1986. - 18 с.


Жуковская, Р. И. Игра в ее педагогическом значении [Текст] / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1975. - 204 с.


Лихачев, Д. С. Земля родная [Текст] / Д. С. Лихачев. - М. : Просвещение, 1983. - Гл. Экология культуры. - С. 62-142.


Народное искусство в воспитании детей [Текст] / под ред. докт. пед. н., проф. Т. С. Комаровой. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.


Писарева, А. Е., Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / А. Е. Писарева, В. В. Уткина. - М. : ТЦ. Сфера, 2007. - 128 с. - (Растим патриотов России).


Панкеев, И. Русские праздники [Текст] / / И. Панкеев. - М. : ЭКСМО-пресс, 1998. - 252 с.


Ушинский, К. Д. Воспитание человека [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Издат. Дом «Карапуз», 2000. - 256 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org


Дата добавления: 05.05.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.