Управленческие решения: сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия
Сущность.
Решение — это результат мыслительной деятельности человека,
приводящей к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация. Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деятельности. На разработку и реализацию решений оказывает влияние множество факторов. В том числе личностные качества человека, отношения в семье, религия и др.
С точки зрения методики разработки и реализации решений их удобно разделить на три группы: социальные, технические и биологические. Это объясняется наличием трех основных подсистем земной цивилизации, на которые направлены решения.
Руководителю практически приходится разрабатывать и реализовывать все три группы решений в компании. Однако наибольшее место в его деятельности занимают решения, принятые в социальной системе, — такие решения называют управленческими (УР). Они направлены на организацию работы персонала, осуществление внешних связей, стратегическое планирование, совершенствование системы управления компанией и др.
Требования к управленческим решениям.
Разрабатываемое управленческое решение должно удовлетворять определенным требованиям и включать условия их достижения. Эта информация представлена в таблице:
Наименование требования
Условия достижения
1. Соответствие действующему законодательству и уставным документам предприятия
Контроль со стороны юриста,
референта
2. Достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать).
Знания и интуиция руководителя
3.Наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться)
Формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника
4. Отсутствие в тексте противоречивостей решения самому себе или ранее реализованным
Контроль со стороны юриста,
референта
5. Возможность организационной выполнимости
Заключение специалистов
или экспертов
6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения
Составление рабочих документов
7. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях.
Заключение внешних экспертов
8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений.
Контроль за соблюдением должностных инструкций и положений об отделах и цехах.
9. Наличие возможности обоснованного положительного результата
Набор расчетов и предложений.
Механизм разработки.
Механизм разработки управленческого решения может состоять из следующих стадий:
Выявление тенденций отклонения параметров ситуации от запланированных.
Определение уровня отклонения новых параметров ситуации.
Вычисление проблемы и ее отклонений от допустимых значений.
Установление приоритетов отклонений ключевых параметров от допустимых значений.
Согласование результатов с заинтересованными сторонами (потребителями, заказчиками).
Определение и обоснование целевой технологии.
Определение состава процессорных технологий.
Формирование средств и методов уменьшения негативных тенденций развития проблемы.
Прогнозирование ожидаемых результатов.
Утверждение технологии РУР у вышестоящего руководства.
Корректировка средств и методов РУР.
Поиск новых подходов и решений для изменения ситуации.
Выбор УР для реализации.
Формулирование и представление УР.
Юридическое оформление УР в виде приказа и т.п.
Распределение прав, полномочий и ответственности среди исполнителей.
Реализация УР.
Промежуточный контроль.
Составление отчета о выполненном УР и конечном состоянии проблемы.
Архивирование данных об УР в БД компании.
Этапы и процедуры принятия решений.
Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.
Самая простая схема принятия решений приведена на рисунке:
/>
Эта схема предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее.
Однако схему принятия решений можно представить в более сложном виде:
Этапы
Процедуры
1. Постановка проблемы.
Возникновение новой ситуации.
Появление проблемы.
Сбор необходимой информации.
Описание проблемной ситуации.
2. Разработка вариантов решения.
Формулирование требований и ограничений.
Сбор необходимой информации.
Разработка возможных вариантов решений.
3. Выбор решения.
Определение критериев выбора.
Выбор решений, отвечающих критериям.
Оценка возможных последствий.
Выбор предпочтительного решения.
4. Организация выполнения решения и его оценка
План реализации выбранного решения.
Контроль хода реализации решения.
Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.
Цель первого этапа – выявление и описание проблемы и проблемной ситуации; второго этапа – поиск возможных вариантов решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения; наконец, на последнем этапе целью работ является организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта stroy.nm.ru