Реферат по предмету "История"


Возникновение сословия воинов

Становление самурайства
Возникновениесамурайства не представляет собой исключительного явления в социальной историинародов мира. Сословия и касты профессиональных воинов существовали во многихгосударствах Европы и Азии в эпоху господства феодализма.
ВЯпонии появление сословия воинов было тесно связано со становлением феодализма,который развивался в общих чертах по тем же классическим законам, что и феодальныйстрой Западной Европы.
Постоянныевойны с аборигенами Японских островов — айнами — вели к проникновению японцевиз южных и центральных областей Хонсю на северо-восток страны,сопровождавшемуся захватом айнских земель. Эта экспансия делала возможными распределениетерритории айнов между японскими даймё, которые становились хозяевами айнскойземли. Взникали сильные и постоянные дружины для защиты владений от вторжения вних айнов и войск других княжеств, а также для подавления крестьянскихвосстаний.
ВXII в. после победы коалиции под предводительством феодалов из рода Минамотонад другой мощной группировкой во главе с родом Тайра в Японии установилсярежим военной диктатуры, при котором власть в стране находилась в рукахверховного военачальника — сёгуна. Подобная форма правления отодвигалаимператора, лишённого фактической власти, на задний план и позволяла князьямболее эффективно эксплуатировать крестьян и другие низшие слои населения,удерживая их в подчинении силой оружия. С этого времени самурайство, подкоторым в широком смысле слова стали впоследствии подразумеваться светскиефеодалы, начиная от крупных влиятельных князей (даймё), включая и самогосёгуна, и кончая мелкими дворянами окончательно завоевало политическую власть,став господствующей силой страны. Феодальное рыцарство складывалось июридически оформлялось как наследственное и привилегированное сословие внутригосподствующего класса, являясь его составной частью.
Всвязи с различием социальных функций и материального положения разных слоёвсамурайства оно имело сложную иерархическую структуру, связанную отношениямиличного служения вассала сюзерену и покровительством князя своим слугам.Наиболее характерной чертой, присущей Японии, являлась многочисленностьвоенно-служилого дворянства. Это было обусловлено стремлением отдельных даймё кмогуществу и превосходству над противостоящими им феодальными князьями инеобходимостью бороться в междоусобицах и при крестьянских восстанияхсобственными силами, без поддержки извне. В определённые временные отрезкиистории Японии (XVI — XVII вв.) сословие воинов насчитывало вместе с семьямиоколо 2 млн. человек (с прислугой — около 3 млн.), что составлялоприблизительно 10 % всего населения страны. В сравнении с этим средневековыерыцари в странах Западной Европы, например Англии и Франции, едва ли составляли1 — 2 % населения. Здесь же стоит отметить, что отношение европейских рыцарей ияпонских самураев к крестьянам было различным. Если в Европе в эпохусредневековья крестьянин рассматривался как презренное и грубое существо, то вЯпонии, несмотря на антагонизм между сословием воинов и крестьянскими массами,угнетение и эксплуатацию крестьянства, земледелец приближался по своемусоциальному положению к самураю, а его труд в соответствии с конфуцианским учениемсчитался уважаемым. В идеологическом плане между самурайством и крестьянствомтакже не было резкого противопоставления, которое наблюдалось по отношению кремесленникам, купцам, актёрам и другим низшим слоям общества. Не случайнымпоэтому было то, что многие крестьяне удостаивались к старости права ношениямалого самурайского меча. С другой стороны, крестьянство часто ориентировалосьна самурайство, стремясь подражать сословию воинов.
Крометого, самураи существенно отличались от рыцарства европейских стран времёнсредневековья экономическими позициями, своим специфическим этическим учениембусидо, религиозными воззрениями. В остальном самураи в общих чертах были схожис западноевропейскими воинами. Самурайство так же, как и рыцари Европы,занимали особое место в социальной структуре общества, считая верность сюзеренуглавной добродетелью воина, а военное дело — основным и единственным занятиемлюбого благородного человека, с пренебрежением относились к трудовойдеятельности. Самурайство, как сословие, просуществовало свыше семи веков, ибыло формально отменено после 1868 г. ( вернее, было изменено его качественноесостояние в соответствии с духом времени и буржуазными преобразованиями). Темне менее традиции самураев, выработанные в течении длительного времени, неисчезли. Традиционные черты, присущие самурайству средневековой Японии, былиобновлены и трансформированы, став основой японской идеологии.
Слово«самурай» (сабурай), образованное от глагола старо японского языка«сабурахи», имеет в японском словаре древнего языка следующеетолкование: «служить великому человеку, человеку высшего сословия»;«служить хозяину, защищать хозяина». Для графического обозначенияэтого слова японцы воспользовались китайским иероглифом, который читается как«дзи». Разложение этого иероглифа на составные (рэн — человек и си — буддийский храм) говорит о вероятном применении этого знака для обозначениялюдей, охранявших буддийские храмы и служащих при них.
Самураемназывали в Японии слугу знатного лица, служащего его интересам, охраняющего егопоместье, имущество и его самого. Самураев можно в качестве примера сравнить соскандинавскими хускарлами XI в., которые рассматривались в социальнойорганизации как слуги или дружинники, служащие только при дворе феодала.
Кромеуказанного обозначения, понятие воин, боец, дружинник показывалось в японскомязыке ещё иероглифами, читавшимися как «буси» (или просто«си»), которые были также взяты из китайской письменности (ву и ши).
Началостановления сословия самураев можно отнести к относительно позднему времени — VI — VII вв.
В645 г. после победы в борьбе за власть двух домов родоплеменной знати Сумэрагии Накатоми, возглавляемых принцем Накано Оэ и Накатоми Каматари, над родомСогана, на престол был возведён представитель победившей коалиции — 36-йимператор Японии Котоку (645 — 650), который принял титул тэнно — сын Неба.Приход к власти Котоку получил в японской истории название «переворотТайка» («Тайка» — девиз правления императора Котоку, буквально — «Великая перемена»). По существу целью борьбы между родами ипоследовавшего за тем переворота были реорганизация племенного управлениядревней Японии, стремление к созданию сильного централизованного государства икрепкой государственной власти. Эталоном такой власти, к которой стремился принцСётоку-Тайси (593 — 622) в начале VII в., было китайское государство династииТан.
ПереворотТайка способствовал развитию японского монархического государства со всемиприсущими ему атрибутами, а также установлению производства, предпосылкикоторого уже сложились к тому времени в Японии. В 645 — 646 гг. власти провелиряд реформ, важнейшей из которых была ликвидация званий родоплеменной знати иеё права владения землёй, что являлось препятствием на пути к оформлению новогогосударства. Страна была поделена на уезды и округа; такая система получиланазвание «гункэн». Переворот и реформы Тайка оформили возникновениецентрализованного государства, обеспеченного регулярной армией, во главе снаследственным императором. В областях, имевших стратегическое значение(пограничные районы), появились гарнизоны, в которых служили люди, достигшиесовершеннолетия (20 лет). Для несения гарнизонной службы на окраинах в мирноевремя призывалась 1/3 мужского населения страны в возрасте от 20 до 60 лет.Призываемые сводились в отряды, называвшиеся «гундан», т.е.«местные дружины». Охранники назывались «сакимори(»охранители передовых пунктов"). Некоторых из них командировали вКиото для охраны императорских дворцов; их называли «эдзи»(«охранные мужи»).
Ввоенное время несколько дружин соединялись в армию — итигун под командованиемвоеводы — сёгуна, три армии в свою очередь сводились в одну большую,управляемую тайсёгуном («больший», «великий» сёгун),которому император жаловал меч — знак воеводских полномочий. После военныхпоходов войска распускались, их оружие складывалось в амбары. Этим оружиемведало одно из шести учреждённых министерств (военное министерство).Дружинников-самураев, оформившихся затем в сословие воинов, в то время ещё небыло. Реформы Тайка установили также поземельные феодальные отношения, носившиеформу надельной системы. Основные принципы этой системы были оформлены изафиксированы в 701 г. В гражданском уложении — кодексе «Тайхорицурё», или «Тайхорё» (от «Тайхо», буквально«Великое сокровище» — название периода правления императора Момму(701 — 704) и «рё» — кодекс), созданном также по аналогии сзаконодательством империи Тан. «Тайхорё» ознаменовал началозакрепощения свободных общинников и складывания феодальных аграрных отношений.Вся земля переставала быть собственностью сельской земледельческой общины, онаобъявлялась государственной (императорской) собственностью и отдаваласькрестьянам во временное пользование.
Такимобразом, вместо общинной собственности на землю утверждалась феодальная; землеюридически была дана экономическая основа уже в феодальном смысле. Каждыйкрестьянский двор получал пахотную землю соответственно числу членов семьи,считая с шестилетнего возраста. Надельное крестьянство превратилось в сословиефеодального общества, которое стали называть «рёмин». Крестьяне,получившие наделы во временное пользование, не имели права покидать их, так какэто могло принести убыток государству. Они должны были платить государствуналог зерном и продукцией домашнего производства, выплачиваемый пеньковойодеждой и шёлковой материей, а также отрабатывать в пользу государства иместного управления около 100 дней в году. Кроме того, с введением обязательнойвоинской повинности каждые 50 дворов (сельский округ) должны были выставлять поодному человеку в регулярную армию, принимая на себя полное его содержание.
Нарядус наделами крестьян существовали и наделы господствующего класса. Однако онисущественно отличались от крестьянских земель размерами, зависевшими от титулаили должности владельца. Эти привилегированные наделы делились на ранговые,должностные и жалованные, причём последние отдавались в пожизненноепользование, иногда, в зависимости от заслуг, — навечно, иными словами,являлись фактически частными владениями.
Кпривилегированным наделам приписывались государственные крестьяне, которыепередавали владельцам земель значительную часть своих доходов.
Посути дела многие земельные наделы только формально можно было назватьгосударственными. Большей частью они продолжали оставаться землями аристократии,которая представляла собой не что иное, как потомков родоплеменной знатидореформенной (до 645 г.) Японии.
Постепенноеразвитие крупного частного хозяйства в последующие века создавало предпосылкидля крушения принципа государственной собственности на землю и для распаданадельной системы, т.е. вело к распаду реформ Тайка. Представителиаристократии, средние даймё и разбогатевшие крестьяне стремились к полномупереходу земель в частное владение. Со временем наделы превращались в частныепоместья — сёэн. Владельцы поместий (рёсю) становились независимыми ибесконтрольными хозяевами своих владений. Крестьяне, приписанные к землямдаймё, также становились собственностью последних, т.е. крепостными.
Жестокаяэксплуатация, тяжёлое налоговое обложение, многочисленные повинности в пользудаймё и государства и стремление крупных землевладельцев захватить крестьянскиеучастки для расширения своих поместий вызывали у крестьянства недовольство,переходившее часто в открытое сопротивление. Феодалы прекратили выдавать оружиедаже призванным на военную службу крестьянам. В связи с этим уже в 792 г. былиздан указ об отмене воинской повинности.
Однойиз форм протеста крестьян против угнетения были побеги со своих земель. Беглыхкрестьян, покинувших свои деревни и уходивших бродяжничать, стали называть«ронин», «фуронин» и «футо» (букв.:«бродяга», или «человек-волна»). Позднее термин«ронин» стали применять к самураям, утратившим вассалитет и место всвоей организации в силу добровольного ухода из неё, изгнания воина изсамурайского клана или роспуска вассалов умершего (убитого) князя. Впротивоположность им жители, постоянно жившие на одном месте, назывались«донин», или «домин». Все попытки правительства,старавшегося предотвратить бегство крестьян с земли даже силой оружия исодействовать их возвращению, не имели существенных результатов.
Многиеиз беглых крестьян группировались в разбойничьи шайки, которые занималисьграбежами на больших дорогах, нападали на поместья даймё или же шли на службу вчастные владения — сёэн, становились служилыми людьми (сохэй) при крупныхбуддийских храмах.
Тягаронинов в сёэн, с одной стороны, и нужда владельцев поместий в ронинах,используемых ими в качестве военной силы для подавления крестьянских восстаний,борьбы с отрядами беглых крестьян и соседними даймё стремившихся урвать длясебя лучшие земли, — с другой, привели к созданию нового сословия общества,оторванного от экономики,- сословия самураев, или воинов (буси или букэ).
СX в. в Японии всё сильнее происходило обособление отдельных провинций,политическая раздробленность, порождённые усилением князей на периферии.Экономической основой таких явлений были господство обособленного хозяйствапоместий, сосредоточивших 90 % всего земельного фонда страны, слабостьхозяйственных связей между ними, неразвитость общественного разделения труда.По мере роста и усиления крупных поместий мелкие землевладельцы, не сумевшиеувеличить свои поместья, не могли противодействовать произволу местнойадминистрации, их земли оказывались перед угрозой поглощения крупнымиземельными магнатами. Кроме того, им в большей степени угрожала опасность состороны крестьянских отрядов. Вследствие этого мелкие собственники вынужденыбыли отдавать себя под защиту крупных даймё.
Подобныеявления имели также важное значение для развития и укрепления самурайскихдружин, так как каждый мелкий землевладелец, пользовавшийся защитой своегосюзерена, был обязан ему воинской службой. Эти дружинники превращалисьпостепенно из «дворовых самураев» в самураев нового типа — вооружённыхслуг, получавших от своего хозяина за верную службу содержание — жилище и пищу,а иногда и участки земли с приписанными к ней крестьянскими дворами.
Другойне менее важной причиной образования сословия воинов была не прекращавшаяся сдавних времён борьба на северо-востоке страны с айнами (или эдзо) — потомкамидревнейшего населения Японских островов. Ещё в период правления императоровКонин (770 — 781) и Камму (782 — 805) ввиду частых военных действий на границахпри дворе было принято решение о создании специальных отрядов, которые должныбыли набираться из зажиточных крестьян, «ловких в стрельбе из лука иверховой езде», для противодействия айнам. (Надо отметить, что становлениюсамурайства в немалой степени способствовало наряду с развитием вооруженияименно широкое употребление верхового коня. Ранее конь зачастую былсобственностью лишь аристократии и являлся символом знатности и богатства иредко употреблялся на территории Японских островов в военных целях). В 802 г. вобласти Муцу был сооружён замок Идзава с помещавшимся в нём управлением обороны(тиндзюфу), учреждённым в 725 г. Управление (ставка гарнизона) предназначалосьдля руководства силами японцев в целях поддержания спокойствия и усмиренияаборигенного населения. В замке Тага-Тага-но дзё, построенном немного позднее,помещались «охранные воины», или «воины усмирения иобороны» (тиндзю-но хэй). Другим опорным пунктом против айнов был замокАкита в области Дэва. С 802 г. Стали сооружать укрепления в других местах, составляягарнизоны из «разного неудобного внутри империи люда».
Границапритягивала к себе также беглых крестьян, спасавшихся от гнёта и стремившихсяовладеть землями айнов. Это были воинственно настроенные люди, которыеорганизовывали отряды и находились в постоянной боевой готовности; их называли«адзумабито» (люди востока).
Современем правительство стало поощрять переселение безземельных крестьян насевер. Поселенцы, получившие вооружение от властей, вели с айнами болееэффективную борьбу, нежели военные экспедиции, предпринимаемые японцами вовремя крупных выступлений айнского населения.
Вооружениепоселенцев существенно содействовало зарождению самурайской прослойки всеверных районах о-ва Хонсю. Причём особенно большую роль в формированиисамураев в этих областях страны играли айнские элементы. Одним из объясненийможет служить то, что японские поселенцы долгое время жили в непосредственнойблизости от айнов, имея с ними двусторонние контакты. В этом плане показателенобряд харакири, характерный только для сословия воинов, воспринятый от айнов.
Впроцессе постоянных войн с аборигенами северо-восточные князья создавалисобственные самурайские дружины. Наиболее значительными вооружёнными силамиобладали в то время роды Минамото и Тайра, которым не раз приходилось прибегатьк помощи своих самураев при усмирении айнов. Впоследствии именно этивооружённые силы были использованы крупными даймё в борьбе за власть приустановлении новой системы правления страной — сёгуната.
Такимобразом, зарождавшаяся прослойка воинов Японии оформлялась как специфическаягруппа общества, на которую оказывали определённое влияние как военные, так имирные контакты с воинственными племенами айнов.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.aikido.km.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :