Реферат по предмету "Мировая экономика"


Управление внеоборотными активами на предприятии ОАО комбинат Майкоплебопродукт

--PAGE_BREAK--1.2 Нематериальные актива, источники их приобретения и амортизация
До недавнего времени в нашей стране отсутствовало такое понятие, как нематериальные активы и лишь с развитием рыночных отношений оно не только вошло в экономическую теорию, но и стало применятся на практике.

Понятие нематериальных активов дано в п.48 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Согласно данного Положения к нематериальным активам, используемым в течении длительного периода (выше одного года) и приносящим доход, относятся права, возникающие:

-                    из авторских и иных доходов на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.

-                    из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных доходов на их использование.

-                    из прав на «ноу-хау» и др.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.

Из данного определения можно выделить основные юридические и экономические критерии:

a)                  юридические:

-                                            впервые в нормативном акте было сформулировано, что к нематериальным активам относятся права, возникающие из ряда договоров (лицензионных, авторских), а не сами лицензии, программные продукты, патенты, как это было перечислено в раннее действующем Положении;

-                                            в основу выше приведённой классификации нематериальных активов положен определённый правовой режим той или иной категории.

b)                 экономические:

-                                            способность приносить предприятию доход:

-                                            сформулирована временная норма отнесения объекта к нематериальным активам – выше одного года.

Так дело обстоит в теории. На практике при использовании нематериальных активов предприятия сталкиваются с рядом проблем.

Одна из проблем связанна с возможностью внесения учредителями предприятия в качестве вклада в уставной капитал «ноу-хау» или иной интеллектуальной собственности.

Согласно пункту 6 ст. 66 Гражданского Кодекса РФ вкладом в имущества хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Таким образом, вкладом учредителя в уставной капитал общества могут быть исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые в российском законодательстве получили обобщающее название «интеллектуальная собственность». Однако на практике существуют сложности связанные с формированием уставного капитала интеллектуальной собственностью. Согласно принятому Пленумом Верховного Суда РФ и Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановлено от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ» «вкладом в уставной капитал не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ и т.п.) или „ноу-хау“, поскольку в качестве вклада в имущество общества могут вносится имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Поэтому в качестве вклада может быть признано только право пользования таким объектом, передаваемое обществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством». При этом согласно действующему законодательству лицензионный договор, а также договор об уступке товарного знака регистрируются в Патентном ведомстве и без этой регистрации они считаются недействительными.

Другой вопрос касается оформления договорных отношений с авторами изданий и возникающими или не возникающими в этой связи объекта нематериальных активов на предприятии.

Для приобретения авторского произведения могут быть использованы различные вида гражданско-правовых сделок:

-                    авторский договор заказа на создание авторского произведения;

-                    авторский договор об использовании произведения;

-                    авторский договор о распространении экземпляров произведения

-                    договор купли-продажи экземпляра произведения;

-                    договор аренды экземпляра произведения.

Различие между названными видами гражданско-правовых сделок заключается в том, что предметом авторских договоров являются авторские права на произведения, а предметом купли – продажи и аренды — единичный экземпляр авторского произведения.

Объектом авторского права, в частности, являются литературные произведения; драматические и музыкально драматические произведения; произведения живописи, дизайна и другие произведения.

Также заслуживает внимания проблема определения способности тех или иных нематериальных активов приносить доход предприятию.

В зарубежной практике способность приносить доход является существенной неотъемлемой чертой активов предприятия. Если то или иное имущество потеряло данную способность, оно исключается из состава активов.

Вложение в нематериальные активы носят инвестиционный характер. Приобретения нематериальных активов, включение их стоимости в кругооборот средств предприятия, перенос стоимости на кругооборот средств предприятия, перенос стоимости на изготовленный продукт через начисление износа во многом идентично основному капиталу.

Затраты на приобретение нематериальных активов могут учитываться в качестве таких активов в том случае, если они относятся к конкретному объекту, который сможет быть выделом из состава иного имущества, выражен в определённой форме подтверждающей его существование и права предприятия на этот объект.

Например, приобретенные авторские права обретают статус нематериальных активов, если имеется конкретный объект, т.е. рукопись и договор, подтверждающие факт и условия передачи прав на её использование. Передача интеллектуальной собственности должна содержать её описание, отчуждаемое от собственника, позволяющее использование объекта такой собственности без него и независимо от него. Любые права приобретаемые предприятием, должны быть подтверждены юридически полномочным документом, свидетельствующим о праве собственности на них данного предприятия.

Виды нематериальных активов.

1.                  Права на использование земельных участков – это часть стоимости взносов участников в уставной капитал организуемых предприятий. Стоимость этих прав зависит от оценки земли и определяется по соглашению участников. Она должна быть полностью погашена амортизационными отчислениями до истечения срока пользования этим правом.

2.                  Права на объекты производственной или интеллектуальной собственности – это изобретения, патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы, фирменные знаки и прочее.

Патенты дают их владельцам исключительные права пользования, производства и продажи продуктов или процессов на период, предусмотренный законодательством. Патентные права могут приобретаться за плату, которая также включает стоимость юридических и консультирующих услуг.

Товарные знаки и торговые марки представляют право на исключительное использование фирменного наименования юридического лица, а также на специальное обозначение, отличающие товары и услуги предприятия от аналогичных товаров и услуг других предприятий. Право использования товарного знака принадлежит только его собственнику или тому, кому он передал свои права. В условиях рыночной экономики товарный знак является дорогостоящим активом компании, поскольку она может продать свой товарный знак или передать право пользования им в качестве вклада в уставный капитал.

Ноу-хау – представляющее большую ценность накопленные предприятием научно и технические знания, производственный опыт. Это понятие довольно широкое, оно охватывает коммерческую, административную, финансовую, научную и другую информацию.

Ноу-хау включается в состав активов предприятия по стоимости приобретения какого-либо документа о праве пользования такими средствами или иной информации или по стоимости, определённой по соглашению учредителями предприятия.

Цена фирмы возникает при покупке целых предприятий по рыночной цене, которая учитывает доходность предприятия, его престиж на рынке и другие факторы. Превышение покупной стоимости предприятия, его престиж на и другие факторы. Превышение покупной стоимости предприятия над балансовой стоимости его активов и составляет «цену фирмы», которая будет учтена в балансе как один из нематериальных активов.

Организационные расходы, возникающие в период создания предприятия, складываются из расходов на услуги консультантов, рекламные мероприятия, регистрационные, а также иные сборы, подготовку документации и др.

Права на промышленные образцы составляют исключительную привилегию на использование художественно-конструкторских решений определяющих внешний вид продукции.

Авторские права – отношения, которые складываются в связи с использованием произведений литературы и искусства.

Программные продукты для ЭВМ с технической и эксплуатационной документацией, а также комплексы программных средств, составляющие системы обработки информации и АСУ.

Лицензия на право заниматься определённой деятельностью, другие аналогичные права, приобретаемые на ряд лет (более чем на год).

Нематериальные активы числятся в составе активов предприятия в течении срока их полезного использования.

Весьма важным положительным нововведением в системе амортизационных отчислений является то, что с 1992 года амортизируются не только средства труда, но и нематериальные активы. Тем самым расширяется сфера амортизации, и это очень важно, поскольку в современном производстве только использование научно-технической продукции даёт возможность сохранять конкурентоспособность, иметь прибыль и сверхприбыль.

Амортизация (износ) по нематериальным активам исчисляется ежемесячно по товарам рассчитанным предприятием исходя из срока полезного использования данного актива и в течении данного срока.

Для постановки на учёт необходимо провести стоимостную оценку нематериальных активов.

Проведение оценки зависит от способа получения этих активов. Затраты на приобретение нематериальных активов складывается из сумм, выплаченных непосредственно продавцу объекта, а также за информационные и консультационные услуги другим фирмам, вознаграждений, уплаченных посредникам, регистрационных сборов и пошлин, таможенных расходов, невозмущенных налоговых платежей, связанных с покупкой, иных расходов, понесённых при покупке объектов.

Затраты на создание отдельных объектов нематериальных активов включают заработную плату разработчиков с отчислениями и накладные расходы общепроизводственного и общехозяйственного характера.

Расходы по доведению объектов нематериальных активов работоспособного состояния состоит из необходимых материальных и трудовых затрат, а также общепроизводственных накладных расходов. Чаще всего это расходы по оплате труда персонала занятого доводкой и приспособлением для применения на данном предприятии.

Нематериальные активы могут поступать на предприятие безвременно, в качестве подарка, в виде вклада в уставной капитал или, в общем, на акции, распространяемые по подписке.

В тех случаях, когда это возможно, первоначальная стоимость нематериальных активов является уникальными, созданными в единственном числе. Их трудно, а зачастую невозможно оценивать исходя из аналогичной, встречающихся на рынке.

Стоимость нематериальных активов, внесённых в качестве вклада в уставный капитал одним из учредителей, определяется по соглашению всех учредителей, зафиксированных в учредительном договоре данного предприятия. Нематериальные активы, полученные, в общем, на акции или иные ценные бумаги, выпущенные в порядке эмиссии данным предприятием, оцениваются двумя способами:

-                    на основе рыночных цен на данные объекты нематериальных активов;

-                    на основе рыночной стоимости ценных бумаг, выданных в обмен на активы.

При невозможности оценить стоимость нематериальных активов прямым методом проводится оценка на основе заключения экспертной комиссии.

Предприятие самостоятельно определяет возможный срок пользования данным видом нематериальных активов, исходя из этого приказом руководителя предприятия устанавливается норма амортизации.

Если невозможно обоснованно определить срок полезного использования отдельными видами нематериальных активов, то норма амортизации устанавливается в расчёте на десять лет (но не свыше срока деятельности предприятия). Метод начисления амортизации также определяется предприятием самостоятельно.

Отчисления включаются в себестоимость продукции.

Состав источников финансирования приобретения нематериальных активов в основном идентичны источникам финансирования капитальных вложений, т.е. основным источником приобретения нематериальных активов является прибыль, остающееся в распоряжении предприятия. Также для финансирования приобретения нематериальные активы могут, привлекаются кредиты банков.
1.3Финансовые вложения и финансирование капитальных вложений
Финансовые вложения относятся к активным операциям предприятия и представляют собой инвестиции организации в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), корпоративные ценные бумаги, производимые финансовые инструменты, а также представленные другим организациям займы на территории РФ и за её пределами.

Финансовые вложения учитываются в сумме фактических затрат инвестора. По государственным ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течении срока их обращения равномерно ()ежемесячно относить на финансовые результаты у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Акции и паи, не оплаченные полностью, покрывают в активе баланса в полной их покупкой стоимости с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве баланса в случаях, когда инвестор имеет право на получение дивидендов и несёт полностью ответственность по этим вложениям. Вложения организации в акции других предприятий, котируются на бирже или специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, при составлении годового бухгалтерского баланса отражается на конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже балансовой стоимости. Указанная корректировка производится на сумму резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, созданного за счёт финансовых результатов у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Долгосрочные финансовые вложения отражают сотрудничество предприятий с партнерами, институциональными инвесторами, банками и биржами.

Наиболее ликвидную форму имеют финансовые вложения в государственные ценные бумаги, в том числе в государственные облигации предприятий и организаций ограниченным сроком обращения, депозитные сертификаты банков, банковские векселя и др.

Для финансовой службы важен анализ стоимостной оценки различных видов ценных бумаг. После реализации высоколиквидных ценных бумаг курсовая разница увеличивает прибыль предприятия эмиссионный доход или убыток.

Доходы от операций с ценными бумагами облагается налогом у источника, поэтому необходимо вести обоснованный учёт этих операций и получаемых по ним доходов. Доход от операций с ценными бумагами, или эмиссионный доход, может рассматривается как дополнительный финансовый ресурс предприятия и отражается в доходной части финансового плана.

Долгосрочные финансовые вложения рассматриваются как внеоборотные активы, несмотря на то, что представляют собой финансовые ресурса предприятия значительные финансовые ресурсы предприятия. Поэтому для финансовых служб важно иметь информацию о финансовом состоянии коммерческих организаций, вложения в которые имеет данное предприятие.

Долгосрочные финансовые инвестиции не всегда вызваны заинтересованностью предприятий только в получении дивидендов. На первый план здесь выступает участие в управления делами и оказания давления на принятие решений, в которых задействованы интересы инвестора. Очень часто долгосрочные финансовые вложения предприятия производят при учреждении дочерних и совместных предприятий, филиалов. Эти инвестиции в большей мере контролируются инвестором и вызваны, как правило, производственной необходимостью. Они позволяют решать коммерческие вопросы, расширяют сферы предпринимательской деятельности. Тем не менее, все сделки, связанные с долговременными и краткосрочными финансовыми вложениями, рассчитаны на получение доходов в форме процентов, комиссионных, дисконтов, дивидендов.

Финансовой службе предприятия необходимо определить доходность отдельно взятой ценной бумаги, а также среднюю доходность находящихся в портфеле акций, облигаций, депозитных сертификатов и т.п.

Доходность операций с ценными бумагами следует рассматривать как относительную величину.

Это означает, что полученный процент или дивиденд сопоставляется с так называемым гарантированным, или альтернативным доходом. В качестве гарантированного процента может применяться ставка рефинансирования ЦБ РФ, процент выплачиваемый банком по вкладам, а также процент получаемый по государственным облигациям. При высоких банковских процентах покупка акции невыгодна. В такой ситуации как правило фондовый рынок ограничен. Предприятиям выгодно предоставлять другим предприятиям незадействованные финансовые ресурсы во временное пользование на платной основе, то есть осуществлять коммерческое кредитование.

Банки ориентируются на межбанковское кредитование и государственные ценные бумаги.

Долгосрочные финансовые вложения следует соизмерять с уровнем инфляции, который существенно влияет на доходность ценных бумаг.

Доходность акции определяется показателем, получившим название курс акции, по следующей формуле:

где Ка – курс акции;

D– размер дивиденда;

F– средняя учётная ставка.

Доходность облигации определяется иначе, чем доходность акций. Доход получает инвестор по двум основаниям: в виде разницы между ценой погашения и ценой покупки либо в виде процентов по объявленной ставке. Курс облигаций без выплаты процентов определяется по формуле:







где Р – цена облигации;

N– номинальная стоимость облигации.

Текущая доходность прямо пропорциональна купонной доходности и обратно пропорциональна курсу облигации.

Прибыльны также вложения в депозитные сертификаты банков. Многие коммерческие банки начисляют проценты по депозитным сертификатам ежемесячно, поквартально или по полугодиям, что повышает эффективность процентной ставки.

Депозитные сертификаты коммерческих банков являются высоколиквидными финансовыми вложениями, которые при возникновении необходимости в мобилизации финансовых ресурсов предприятия продаются. При этом для предприятия имеет значение доходность операций, связанных с покупкой и продажей депозитных сертификатов.

После того как определена доходность по каждой операции, связанной с финансовыми вложениями, необходимо рассчитать общую величину получаемых доходов за конкретный период, уменьшив её на сумму инвестиционных расходов.

Инвестиционный доход Zможет быть рассчитан по формуле:

где р – поступления за период k;

Е – расходы, связанные с финансовыми вложениями за период t;

р – процентная ставка по финансовым вложениям;

k= 1, …, n– продолжительность инвестиционного цикла;

t= 1, …, m– продолжительность окупаемости инвестиционных вложений.

Результат финансовых вложений может быть положительным и отрицательным. Расчеты по приведённой выше формуле позволяет и своевременно принять меры по обновлению портфеля ценных бумаг.

Что касается финансирования капитальных вложений, то можно сказать следующее:

в состав капитальных вложений включаются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструменты инвентарь, прочие капитальные работы и затраты (проектно изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и др.).

Капитальные вложения отражаются в балансе по фактическим затратам для застройщика – инвестора. Объект капитального строительства, находящийся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включается в состав основных средств. В бухгалтерском учёте и отчетности затраты по этим объектам отражаются как незавершённое капитальное вложение.

Капитальные вложения обеспечивают воспроизводство основных фондов в заранее выбранной форме и составе. Оцениваются капитальные вложения с позиции конечного результата для застройщика. Неверный подход к оценке капитальных вложений на предприятиях приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов, увеличению сроков их окупаемости.

Капитальные вложения представляют собой долговременные затраты, приобретение машин, оборудования, инвентаря, прочие капитальные работы.

Капитальные и финансовые вложения дополняют друг друга и формируют общий портфель инвестиций. Капитальные вложения осуществляются за счёт накопления финансовых ресурсов, фонда накопления, целевого финансирования и поступлений. Создание для этих целей фондов денежных средств на предприятии гарантирует процесс воспроизводства. В период адаптации к рыночной экономики предприятия были поставлены в сложные условия. Централизованная плановая экономика ограничивала размеры обособленных фондов накопления в рамках отдельно взятого предприятия.

Финансовые ресурсы перераспределялись в пользу бюджета, ассигнования из которого и служили основным источником капитальных вложений.

В плановой экономике капитального вложения осуществлялись в пределах утверждённых лимитов за счёт средств предприятий и бюджетных ассигнований. Лимиты капитальных вложений представляли собой предельные размеры капитальных государственных вложений для финансирования предприятий и объектов, включаемых в государственный план, объёмов строительно-монтажных и подрядных работ, централизованно распределяемых материальных ресурсов.

Предприятия и объекты, включаемые в государственный план, автоматически обеспечивались источниками финансирования, им выделялись необходимые материальные ресурсы. Это сводило на нет инициативу предприятий, не стимулировало накопления капитала и решение всего комплекса вопросов, относящихся к расширенному воспроизводству основных средств. Тем не менее, запланированные мероприятия, получившие поддержку государства, способствовали развитию экономики. Образовавшийся вакуум производственных инвестиций отрицательно влияет на воспроизводственные процессы. Поэтому без государственного регулирования, поддержки инвестиций экономический рост невозможен.

В настоящее время прямое государственное регулирование инвестиционной деятельности, государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется в основном путём направления финансовых ресурсов на выполнение федеральных целевых программ и на другие федеральные государственные нужды. Сумма ассигнований на указанные цели ежегодно включаются в объёмы государственных централизованных капитальных вложений. Государственные централизованные капитальные вложения представляют собой инвестиции, направляемые на создание и воспроизводство основных фондов, финансированные за счёт средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, а также средств бюджетов субъектов РФ, и обеспечивающие структурную перестройку, реализацию экономической политики государства, развитие производственного и непроизводственного потенциала, решение социальных проблем, которые невозможно решить за счёт других источников финансирования. Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка в реализации инвестиционных проектов из средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием других федеральных органов исполнительной власти.

Капитальное строительство связанно с долгосрочными инвестициями в форме нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы; приобретением основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов. Застройщик учитывает затраты нарастающим итогом с начала строительства по фактической стоимости строительных работ, а также по долгосрочной стоимости.

Предприятия осуществляют группировку затрат по технологической структуре, определяемой сметной документацией. Расходы группируются по статьям: строительные работы, работы по монтажу оборудования; приобретение оборудования, сданного в монтаж, приробритение оборудования не требующего монтажа но предназначенного для постоянного запаса; прочие капитальные затраты; затраты, не увеличивающие стоимость основных средств.

Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств, делятся на две группы.

Первая группа – это затраты, предусмотренные в сводных сметах расчетах стоимости строительства. К ним относятся: затраты на подготовку эксплутационных кадров для основной деятельности строящихся предприятий; расходы перспективного характера; средства, передаваемые на строительство в порядке долевого участия, если построенные объекты перейдут в собственность других предприятий после ввода их в эксплуатацию; расходы, связанные с возмещением стоимости строений и посадок, сносимых при отводе земельных участков под строительство.

Вторая группа затрат, не увеличивающих стоимость основных средств, — это затраты, не предусмотренные в сводных сметных расчётах стоимости строительства. Они включают: затраты застройщика по объектам не законченным строительством, и стомость безвозмездно переданных другим предприятиям материальных ценностей; расходы по оплате процентов по кредитам банков сверх учётной ставки ЦБ РФ, убытки по основным средствам строительства; затраты на консервацию строительства; расходы по сносу; демонтажу и охране объектов, строительство которых прекращено, расходы связанные с уплатой процентов, штрафы, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины; другие операции. Строительные работы и работы по монтажу оборудования могут выполняться двумя способами: подрядным и хозяйственным. При подрядном способе работы отражаются у застройщика по договорной стоимости согласно оплаченным или прямым к оплате счётом подрядных организаций на счёте «капитальные вложения». При хозяйственном способе отражаются фактически произведённые застройщиком затраты.

При осуществлении капитального строительства подрядным способом застройщик – инвестор и подрядчик заключают договор на строительство, в котором производимые затраты распределяются на ряд отчётных периодов. Обязательно элементами согласования по договору строительства являются: форма расчетов; договорная стоимость строительства; объект строительства с указанием наличия проекта и сметы по каждому объекту строительства: состав застройщиков – инвесторов и лиц, уполномоченных инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов по капитальному строительству; формы инвестиций, включая собственный капитал, заёмный и привлечённый; объёмы незавершённого строительства, которое имеется на дату заключения договора; затраты застройщика по введённому в эксплуатацию объекту строительства; инвентарная стоимость объекта; перечень подрядчиков; перечень подрядных работ.

Расчёты по договору строительства могут иметь форму авансовых платежей за выполненные элементы работ либо осуществляться после завершения всех работ на объекте строительства.

Договорную стоимость строительства рассчитывают на основе стоимости, определяемой в соответствии с проектом, т.е. твёрдой цены и условий её изменения с указанием соответствующих факторов, индексов и других критериев. Другой способ определения договорной стоимости основан на условиях возмещения фактической стоимости строительства в сумме применяемых затрат, оцененных в текущих ценах, плюс согласованная прибыль подрядчика или уровень рентабельности работ, т.е. открытая цель.

Затраты застройщика на строительства объекта включают: расходы, связанные с капитальными затратами, в числе которых строительные работы, приобретение оборудования, работы по монтажу оборудования, а также затраты не увеличивающие стоимость основных средств; расходы связанные с вводом в эксплуатацию или сдачей объекта инвестору; ожидаемые расходы, связанные со строительством и его финансированием, которые застройщик будет производить в соответствии с договором на строительство после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию или сдачей инвестору. При выполнении застройщиком подрядных работ собственными силами учитывается фактически произведённые затраты, связанные с их осуществлением, включая расходы по содержанию, занятых организацией строительства. После завершения строительства застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию в составе основных средств.

Затраты подрядчика по договору на строительство включают все фактически производимые расходы, связанные с использованием материальных и трудовых ресурсов, основных средств и нематериальных активов, а также других видов ресурсов. До сдачи объекта застройщику подрядчик учитывает производимые затраты в составе незавершённого производства по договорной стоимости с определением финансового результата. После заключения договора на строительство подрядчик может создавать резерв на покрытие предвидимых расходов и потерь и включать его в состав затрат.

Финансовый результат застройщика по деятельности, связанной со строительством образуется как разница между размером средств на его содержание, заложенным в сметах на строящихся в данном отчётном периоде объекты, и фактическими затратами по его содержанию.

Если расчёты производятся по договорной стоимости, то в состав финансового результата включается такая разница между этой стоимостью и фактическими затратами по строительству объекта с учётом затрат по содержанию застройщика.

Финансовый результат подрядчика зависит от прямых форм определения дохода. Доход может определяться по отдельным выполненным работам и по объекту строительства. При определении дохода по мере выполнения отдельных работ по конструктивным элементам или этапам может применяться метод «доход по стоимости работ по мере их готовности». При определении дохода после завершения всех работ на объекте строительства применяется метод «доход по стоимости объекта строительства». При использовании метода «доход по стоимости работ по мере готовности» финансовый результат у подрядчика выявляется за определенный отчётный период после полного завершения отдельных работ по этапам, предусмотренным проектом, как разница между объёмом выполненных работ и приходящихся на них затрат. Объем выполненных работ определяется исходя из договорной стоимости и применяемых методов её расчёта. Затраты, приходящиеся на выполненные работы, определяются прямым методом или расчётным путём. При методе «доход по стоимости объекта строительства» финансовый результат у подрядчика рассчитывается как разница между договорной стоимостью законченного строительством объекта и затратами по его производству.

К основным проблемам в области капитального строительства можно отнести следующее:

-                    использование устаревших проектов;

-                    долгострой;

-                    рост сметной стоимости, низкие показатели фондовооружённость и рентабельность;

-                    сокращение затрат на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства;

-                    рост незавершённого строительства;

-                    низкое качество строительства и др.

Решение этих проблем возможно только в рамках целевой, финансовой стратегии предприятий и государства.

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:

-                    для управления внеоборотными активами предприятия необходимо комплексно использовать финансовую информацию;

-                    цель переоценки основных средств – создание условий формирования необходимых денежных фондов для обновления основных активов;

-                    капитальные вложения относятся к долговременным затратам. Конкуренцию им составляют финансовые вложения, которые также являются долговременным способом размещения капитала. Если доходность финансовых вложений превышает доходность капитальных вложений, то происходит снижение темпов роста реальных инвестиций;

-                    финансированием капитальных вложений из бюджета осуществляется в форме безвозвратных ассигнований льготных кредитов. Это приводит к росту государственного внутреннего долга, если бюджет дефицитен;


    продолжение
--PAGE_BREAK--



Глава 2. Финансирование внеоборотных активов
2.1 Управление обновлением внеоборотных активов (амортизационная политика)
В российской экономике создалась ситуация кажущегося «порочного круга»: инфляция и инвестиционный голод не дают возможности предприятиям перейти на новые технологические «рельсы», что снижает коммерческую эффективность их функционирования, а это, в свою очередь, делает производственно-предпринимательский сектор экономики малопривлекательным для инвестиционных вливаний.

Попытки разорвать этот круг путем интеграции промышленного и банковского капиталов (создание финансово-промышленных групп) особого успеха не имели. Банки так и не превратились из ростовщических контор в истинно финансово-кредитные учреждения.

Решение проблемы может быть найдено в инновационной сфере, затрагивающей финансово-экономическую стратегию предприятия, в том числе стратегию формирования и обеспечения эффективности функционирования его внеоборотных активов.

Амортизационные отчисления являются основным внутренним источником инвестиционных ресурсов предприятия, используемых для обновления его внеоборотных активов.

«Время жизни» современных производственных технологий оценивается сроком около пяти лет. Тем не менее, доля оборудования с таким сроком эксплуатации в общей его массе в стране составляет всего лишь 4,5%. Поэтому на первый план выступает моральный износ основных фондов.

Наряду с физическим износом основные фонды претерпевают моральный износ (обесценивание). Сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания своей физической службы.

Моральный износ проявляется в двух формах.

Первая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях.

Вторая форма морального износа состоит в том, что происходит обесценивание старых машин, физически еще годных, вследствие появления новых, более технически совершенных и производительных, которые вытесняют старые.

Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств, так как основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания.

Уровень физического износа основных средств зависит от: первоначального качества основных фондов, степени их эксплуатации, уровня агрессивности среды, в которой функционируют основные фонды, уровня квалификации обслуживающего персонала и др. Учет этих факторов в работе предприятия может в значительной мере повлиять на физическое состояние основных фондов.

На каждом предприятии процесс физического и морального износа основных фондов должен управляться. Основная цель этого управления – недопущение чрезмерного физического и морального износа основных фондов, особенно их активной части, так как это может привести к негативным экономическим последствиям для предприятия. Управление этим процессом происходит через проведение определенной политики воспроизводства основных фондов.

В условиях рыночных отношений политика в области воспроизводства основных фондов играет исключительно важную роль, так как именно она определяет количественное и качественное состояние основных фондов.

Эта политика должна осуществляться как на макро- так и на микроуровне. Основная задача воспроизводственной политики на макроуровне заключается в создании для всех хозяйственных субъектов благоприятных условий для простого и расширенного воспроизводства, приобретения новой техники, реконструкции и технического перевооружения производства. Эта задача решается путем осуществления соответствующей амортизационной, инвестиционной и налоговой политики.

Воспроизводство основных фондов – это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта.

Основная цель воспроизводства основных фондов — обеспечение предприятий основными фондами в их количественном и качественном составе, а также поддержание их в рабочем состоянии.

В процессе воспроизводства основных фондов решаются следующие задачи:

-          возмещение выбывающих по различным причинам основных фондов;

-          увеличение массы основных фондов с целью расширения объема производства;

-          совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры основных фондов, то есть повышение технического уровня производства.

Воспроизводство основного капитала на предприятиях может осуществляться либо за счет прямых инвестиций, либо путем передачи объектов основного капитала учредителями в счет взносов в уставной капитал, либо при безвозмездной передаче юридическими и физическими лицами. Количественная характеристика воспроизводства основных фондов в течение года отражается в балансе основных фондов, но полной первоначальной стоимости по следующей формуле:




Фк = Фн + Фв — Фл (2.1.1.)
где Фк – стоимость основных фондов на конец года;

Фн – стоимость основных фондов на начало года;

Фв – стоимость основных фондов, вводимых в действие в течение года;

Фл – стоимость основных фондов, ликвидируемых в течение года.

Для более детального анализа процесса воспроизводства основных фондов можно использовать следующие показатели: коэффициент обновления основных фондов, коэффициент выбытия основных фондов, фондовооруженность труда, техническую вооруженность труда и др.

где Кобн – коэффициент обновления, %;

Фк – стоимость основных фондов на конец года, руб.

где Квыб – коэффициент выбытия основных фондов, %.

Превышение величины Кобн по сравнению с Квыб свидетельствует о том, что идет процесс обновления основных фондов.

Фондовооруженность труда (W):

где W– фондовооруженность труда, руб./чел;

Ф – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.;

N– среднегодовая численность ППП, чел.

Техническая вооруженность труда (Wтех):

где Wтех– техническая вооруженность труда, руб./чел.;

Факт – среднегодовая стоимость активной части основных фондов.

Динамика этих показателей свидетельствует о той воспроизводственной политике, которая проводится на предприятии.

В момент создания предприятия собственник авансирует будущее производство в виде формирования уставного капитала – имущества и денежных средств, позволяющих приступить к достижению целей в результате хозяйственной деятельности. На этом завершается процесс авансирования средств, и задача заключается в обеспечении их возврата после производства и реализации продукции. Все последующие вложения средств рассматриваются как инвестиции.

Величина авансированного капитала во времени не меняется. В случаях инфляции ее стоимость переоценивают по рыночным ценам. Обесценивание авансированного капитала не происходит в связи с тем, что его износ компенсируется амортизацией. Эти положения справедливы по отношению к капиталу, который вовлечен в процесс производства. Если же объекты основных фондов не используются в хозяйственной деятельности, то его стоимость не переносится на производимую продукцию. Это приводит к убыткам, потере авансированного капитала. Предприятия должны принимать меры к ликвидации таких объектов основных фондов. Ликвидность основных фондов представляет собой их реализацию, превращение в денежную форму. Объекты основных фондов обладают различной степенью ликвидности. Это должно учитываться при авансировании капитала, и нужно принимать меры, чтобы не вкладывать средства в объекты, которые потом нельзя реализовать.

Для экономического возмещения физического и морального износа основных фондов их стоимость в виде амортизации отчислений включается в затраты на производство продукции.

Процесс амортизации включает в себя:

-        списание износа, то есть уменьшение стоимости используемого капитала;

-        включение полной величины износа в цену товара, который производится при помощи данного оборудования и предназначен к реализации;

-        зачисление величины износа, включенной в цену товара, на амортизационный счет для сохранения величины капитала на прежнем уровне.

Амортизация основных средств представляет собой экономический механизм постепенного перенесения стоимости изношенной части основных фондов на производимую продукцию в целях возмещения и накопления денежных средств для последующего их воспроизводства. Таким образом, амортизационные отчисления – это часть стоимости основных средств, которая в каждый отчетный период списывается как расходы на протяжении всего срока эксплуатации объекта.

Стоимость основных средств предприятий погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки производства (обращения) в течение нормативного срока их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном законодательном порядке.

Нормы амортизационных отчислений выражены в процентах к балансовой стоимости классификационных групп основных средств. Наиболее широко эти нормы дифференцированы на машины и оборудование, причем по их видам, но и по видам работ, для которых они используются, и по отраслям промышленности. Особенности отдельных видов производств, режима эксплуатации машин и оборудования и влияние других факторов, которые вызывают повышенный или пониженный износ средств, эксплуатируемых на предприятии, учитываются посредством применения соответствующих поправочных коэффициентов, установленных к норма амортизационных отчислений.

С 1 января 1997 года было предусмотрено заменить действующий порядок амортизации. Однако расчеты показали, что использование новых правил скажется на уменьшении прибыли хозяйствующих субъектов, многие из которых и без того находятся в трудном финансовом положении. Новые правила упрощают расчет амортизации и ведут к улучшению управления основными фондами.

По этим правилам имущество, подлежащее амортизации, объединяется в четыре категории, по каждой из них устанавливаются определенные годовые нормы амортизации.

Расчет амортизационных отчислений при таких правилах производится путем умножения суммарной стоимости имущества, отнесенного к соответствующей амортизационной категории, на утвержденные нормы амортизации, за исключением имущества, в отношении которого расчет амортизационных отчислений производится для каждой единицы в отдельности.

Амортизация по вновь поступившим основным средствам начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления в эксплуатацию, а по выбывшим основным средствам – она заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

Амортизационные отчисления производятся только на полное восстановление основных фондов. Затраты на ремонт основных фондов включаются в себестоимость выпускаемой продукции по мере их осуществления.

Наиболее простым и часто используемым способом расчета амортизационных отчислений является метод их равномерного начисления. Амортизация по всем видам основных средств начисляется только в течение нормативного срока их службы. По основным средствам, сданным в аренду без права выкупа, амортизационные отчисления производятся арендодателем в общеустановленном порядке.

На срок эксплуатации объекта основных средств влияют две группы факторов:

-          физические причины, связанные с износом объекта в ходе хозяйственной эксплуатации, его порчей с течением времени, повреждением и разрушением;

-          функциональные причины, которые широко распространены в странах с развитой рыночной экономикой и связаны с устареванием производственного оборудования в результате появления новой техники и технологии.

При равномерном методе начисления амортизация исчисляется следующим образом:

где А – амортизация за год;

Соф – стоимость основных фондов;

Лс – ликвидационная стоимость основных фондов;

N– срок эксплуатации основных фондов.







где На – норма амортизации основных фондов;

N– срок эксплуатации основных фондов.

Ликвидационная стоимость представляет собой ожидаемую выручку от реализации какого-либо объекта основных фондов по истечении срока эксплуатации.

Метода равномерного начисления амортизации должен использоваться в случаях, когда можно предположить, что объект приносит одинаковый доход в течение всего периода его эксплуатации и уменьшение остающейся полезности объекта происходит равномерно. Для такой оценки необходимо затраты, составляющие первоначальную стоимость объекта основных средств (как расходы), соотнести с теми доходами, в создании которых он принял участие. Начисленная сумма износа за каждый данный период, как часть первоначальной стоимости, в качестве расходов соотносится с доходами этого же периода.

В случае если складывается устойчивая тенденция к снижению прибыли от использования объекта основных средств, то необходимо использовать метод уменьшающихся амортизационных отчислений. Конкретный метод амортизации, как это следует из приведенных выше положений, должен выбираться на основе определенного критерия, на который должны ориентироваться руководители предприятия.

В целях создания условий для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускорении обновления и техническом развитии активной части основных фондов предприятия имеют право применять метод ускоренной амортизации активной части основных фондов.

Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого производства и обращения. Такое название данного метода связано с тем, что он ускоряет начисление износа в начале срока эксплуатации объекта основных средств (по сравнению с методом равномерного начисления амортизации). Это превышение компенсируется отчислениями по мере истечения срока эксплуатации.

При введении ускоренной амортизации предприятия применяют равномерный (линейный) метод ее начисления, при этом утвержденная в установленном порядке (по соответствующему инвентарному объекту или их группе) норма годовых амортизационных отчислений на полное восстановление увеличивается, но не более чем в два раза.

Перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами исполнительной власти. Такой перечень основных средств утвержден Минтрансом России, Министерством торговли РФ и др.

Начисление износа (амортизированной стоимости) и списание на издержки производства (обращения) осуществляется только в пределах стоимости основных фондов.

В целях стимулирования обновления машин и оборудования малым предприятиям в первый год их функционирования предусмотрено предоставлять право наряду с применением механизма ускоренной амортизации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы выше трех лет.

Решение о применении механизма ускоренной амортизации в месячный срок доводится предприятием до соответствующих налоговых органов.

Во всех случаях величина всех начислений на протяжении срока эксплуатации амортизации всегда одинакова и равна величине амортизируемой стоимости объекта: первоначальная стоимость минус ликвидационная стоимость.

На практике могут использоваться и другие методы расчета амортизации, например, метод начисления амортизации, исходя из нормы на 1 час работы объекта основных средств или на единицу выпускаемой продукции. Каждое предприятие метод начисления амортизации выбирает самостоятельно, анализируя влияние величины амортизации на затраты и прибыль предприятия и особенности использования объектов основных фондов.

В случае эксплуатации объектов основных фондов неполный период в течение месяца, предприятие само принимает решение о порядке начисления амортизации (отдельные указания были изложены выше) и, в том числе, может быть принято решение о начислении амортизации по ближайшему полному году. Если объект основных фондов был приобретен в первой половине года, то по нему сумма амортизации начисляется в полном годовом объеме, а во второй половине года – сумма амортизации уже за этот год не начисляется. При реализации объекта во второй половине хозяйственного года амортизация начисляется за весь год, а в первой половине она по нему не начисляется.

Предприятие может также принять решение отражать половину суммы годовых амортизационных отчислений по всем основным средствам, приобретенным или реализованным на протяжении года.

Каждое предприятие самостоятельно принимает решение об использовании сумм амортизационных отчислений, направляя их на научно-техническое и свое производственное развитие, на воспроизводство и совершенствование основных фондов.

Обновление внеоборотных активов может осуществляться как за счет собственных, так и за счет заемных средств.

К источникам собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств относятся:

-          амортизация;

-          износ нематериальных активов;

-          прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

Воспроизводство имеет две формы:

-          простое воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств соответствуют по величине начисленной амортизации;

-          расширенное воспроизводство, когда затраты на возмещение износа основных средств превышают сумму начисленной амортизации.

Затраты капитала на воспроизводство основных средств имеют долгосрочный характер и осуществляются в виде капитальных вложений на новое строительство, на расширение и реконструкцию производства, на техническое перевооружение и на поддержку мощностей действующих предприятий.

В Плане счетов не предусмотрено создание специального амортизационного фонда. Средства амортизационных отчислений поступают в составе выручки от реализации на расчетный счет предприятия, и непосредственно с расчетного счета производится оплата всех расходов по различным направлениям капитальных вложений.

Фактические суммы амортизационных отчислений, попадая вместе с выручкой от реализации на расчетный счет предприятия, включаются в состав его оборотных средств и начинают самостоятельное движение вне связи с амортизируемым имуществом. Они могут оставаться свободными, направляться на капитальные вложения или вкладываться в другие виды оборотного капитала. Однако тот факт, что в кругообороте средств предприятия источники средств предприятия источники средств практически не различаются, не означает, что природа формирования этих средств не влияет на скорость и эффективность их использования.

Вторым источником собственных средств предприятия для финансирования обновления активов является износ по нематериальным активам.

Нематериальные активы поступают на предприятия по следующим каналам:

-          при приобретении за плату;

-          в качестве вклада в уставный капитал;

-          при получении безвозмездно.

Характерными признаками нематериальных активов являются:

-          отсутствие материально-вещественной структуры;

-          длительность использования;

-          способность приносить прибыль;

-          неопределенность относительно размеров приносимой прибыли.

Износ по материальным активам начисляется по нормам, определяемым самим предприятием. За основу расчета норм принимаются первоначальная стоимость и планируемый срок использования нематериальных активов (максимум 10 лет).

Фактическая сумма износа поступает на расчетный счет предприятия вместе с выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и находится в обороте. Третьим источником собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль).

К заемным источникам финансирования воспроизводства основных средств относятся:

-          кредиты банков, предоставляющиеся предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечение: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия;

-          заемные средства других предприятий, которые предоставляются предприятию на возмездной или безвозмездной основе. Займы предприятиям могут предоставляться также индивидуальными инвесторами;

-          бюджетные ассигнования из федеральных и местных бюджетов, а также из отраслевых и межотраслевых целевых фондов. Безвозмездное финансирование из этих источников фактически превращается в источник собственных средств.

Вопрос о выборе источников финансирования капитальных вложений должен решаться с учетом многих факторов: стоимости привлекаемого капитала; эффективности отдачи от него; соотношения собственного и заемного капиталов, определяющего финансовое состояние предприятия; степени риска различных источников финансирования; экономических интересов и инвесторов и заимодавцев.

Учитывая ситуацию фактического отсутствия у государства финансовых инвестиционных ресурсов, следует изыскивать инновационные пути обновления основных фондов и других внеоборотных активов, ориентированные на собственные средства предприятия.

Таким образом, гибкость государственной политики сфере финансового учета внеоборотных активов дает предприятию широкие возможности для фондов по изысканию внутренних инвестиционных ресурсов. Причем реализовать эти возможности смогут в первую очередь перспективные с финансово-экономической точки зрения предприятия, поскольку именно они обладают достаточно мощной материально-технической базой и передовыми технологиями. Кроме того, предприятия при осуществлении такого «маневрирования» вынуждены будут повышать рентабельность производства, так как при нужной рентабельности возможности для «маневра» незначительны. Существенно, что при адекватной и своевременной переоценке основных фондов и искусно построенной амортизационной политике предприятие может работать в своеобразном режиме «положительной финансовой обратной связи». В таком режиме регулярное повышение стоимости основных средств будет приводить к значительному увеличению амортизационных отчислений, особенно в условиях ускоренной амортизации, что позволит предприятию расширять и обновлять свою материально-техническую базу, одновременно снижая издержки производства за счет внедрения более современных технологий, а это приведет к новому витку повышения стоимости основных фондов.






2.2 Управление финансированием внеоборотных активов (оперативный и финансовый лизинг)
Финансирование внеоборотных активов – это порядок предоставления денежных средств, система расходования и контроля за целевым и эффективным их использованием. Методы финансирования зависят от конкретных условий функционирования предприятия.

Одним из методов является выпуск ценных бумаг – акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств государства, сберегательных сертификатов и других и их оборот на финансовом рынке существенно расширяют возможности привлечения временно свободных денежных средств предприятий и граждан для инвестирования.

В источниках финансирования инвестиций резко снизилась доля долгосрочных кредитов банков в связи с ростом ставки банковского процента и высоким риском. Однако по мере повышения инвестиционной активности и расширения государственных гарантий осуществления эффективных инвестиционных проектов эта доля должна учитываться.

Кредит выражает экономические отношения между заемщиком и кредитором, возникающие в связи с движением денег на условиях возвратности и возмещения. Важным элементом кредитного регулирования является ссудный процент.

Объектами банковского кредитования капитальных вложений юридических и физических лиц могут быть затраты:

-        на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов производственного и непроизводственного назначения;

-        на приобретение движимого и недвижимого имущества (машин, оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений);

-        на образование совместных предприятий.

Основой кредитных отношений юридических и физических лиц с банком является кредитный договор. В этом документе предусматриваются, как правило, следующие условия:

-        суммы выдаваемых ссуд;

-        сроки и порядок их использования и погашения;

-        процентные ставки и другие выплаты за кредит;

-        формы обеспечения обязательств (залог, договор гарантии, договор поручительства, договор страхования);

-        перечень документов, предоставляемых банку.

Конкретные сроки и периодичность погашения долгосрочного кредита, выдаваемого юридическими лицами, устанавливаются по договоренности банка с заемщиком исходя из окупаемости затрат, платежеспособности и финансового состояния заемщика, кредитного риска, необходимости ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов.

Выдача долгосрочного кредита на объекты производственного и непроизводственного назначения осуществляется при условии предоставления заемщиком документов, подтверждающих его кредитоспособность и возможность кредитования объекта:

-        устава (решения о создании предприятия);

-        бухгалтерского баланса предприятия на последнюю отчетную дату, заверенного налоговой инспекцией;

-        технико-экономического обоснования (расчета, отражающего экономическую эффективность и окупаемость затрат на строительство);

-        других документов, подтверждающих финансовое состояние и кредитоспособность предприятия.

Банк осуществляет наблюдение за ходом выполнения кредитуемых мероприятий. При невыполнении заемщиком своих обязательств банк вправе применять экономические санкции, предусмотренные кредитным договором.

Одним из перспективных направлений инвестирования является лизинг.

Лизинг представляет собой долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, а также сооружений производственного характера с возможным последующим выкупом имущества арендатором по остаточной стоимости. Кроме того, лизинг – это финансовая операция. По сути, это целевой кредит, который специализированная лизинговая компания берет в банке под закупку оборудования. Она же дает купленное оборудование предприятию в аренду с условием возврата предприятием кредита и выплаты процентов и комиссионных.

Лизинг — это вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование свободных денежных средств (собственных или заемных), когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Лизинг – это особая форма финансирования вложений на приобретение оборудования, которое далее будет предоставлено в аренду.

Лизинговые операции приравниваются к кредитным. Однако от кредита лизинг отличается тем, что после окончания его срока объект лизинга остается собственностью лизингодателя (если договором лизинга не предусмотрен выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передача в собственность лизингополучателя). При кредите же банк оставляет за собой право собственности на объект как залог ссуды.

Субъектами лизинга являются:

лизингодатель – юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность, то есть передачу в лизинг по договору специально приобретенного для этого имущества; лизинговая компания — коммерческая организация, создаваемая для выполнения функций лизингодателя; финансирование приобретения лизингового имущества осуществляется лизинговыми кампаниями за счет собственных или заемных средств;

лизингополучатель – юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и получающее имущество в пользование по договору лизинга;

продавец лизингового имущества – предприятие – изготовитель машин и оборудования, являющихся объектами лизинга.

Все лизинговые операции делятся на два типа: оперативный лизинг с неполной окупаемостью вложений; финансовый лизинг с полной окупаемостью.

К оперативному лизингу относятся две сделки, в которых затраты арендодателя (лизингодателя), связанные с приобретением сдаваемого в аренду имущества, окупаются частично в течение первоначального срока аренды.

Оперативный лизинг имеет следующие особенности:

-        арендодатель не рассчитывает покрыть все свои затраты за счет поступлений от одного арендатора (лизингополучателя);

-        сроки аренды не охватывают полного физического износа имущества;

-        риск от порчи или утери имущества лежит главным образом на арендодателе;

-        по окончании установленного срока имущество возвращается арендодателю, который продает его или сдает в аренду другому клиенту.

В состав оперативного лизинга включаются: рейтинг – краткосрочная аренда имущества от одного дня до одного года; хайринг — среднесрочная аренда от одного года до трех лет. Указанные операции предполагают многократную передачу стандартного оборудования от одного арендатора к другому. Согласно заключенным контрактам арендатор (лизингополучатель) имеет право расторгнуть контракт в любое время после соблюдения указанного в нем срока.

Финансовый лизинг характеризуется длительными сроками контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования.

Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение срока аренды твердо установленной суммы арендной платы, достаточной для полной амортизации машин и оборудования, и способной обеспечить лизингодателю фиксированную прибыль.

Финансовый лизинг делится на следующие операции:

-          лизинг с обслуживанием;

-          леверидж — лизинг;

-          лизинг в «пакете».

Лизинг с обслуживанием представляет собой сочетание финансового лизинга с договором подряда и предусматривает оказание ряда услуг, связанных с содержанием и обслуживанием сданного в аренду оборудования.

Леверидж–лизинг – особый вид финансового лизинга. В этой сделке большая доля (по стоимости) сдаваемого в аренду оборудования берётся у третьей стороны – инвестора.

В первой половине срока аренды осуществляется амортизационные отчисления по арендованному оборудованию и уплата процентов по взятой сумме на его приобретения, что снижает облагаемую налогом прибыль инвестора и создаёт эффект отсрочки уплаты налога.

Лизинг в «пакете» — система финансирования, при которой здания и сооружения предоставляется в кредит, а оборудование сдаётся по договору аренды.

По источнику приобретения объекты сделки лизинга можно разделить на прямой и возвратный.

Прямой лизинг предполагает приобретение арендодателем у предприятия – изготовителя (поставщика) имущества в интересах арендатора.

Возвратный лизинг заключается в представлении предприятием – изготовителем части его собственного имущества муниципальной компании с одновременным подписанием контракта об его аренде.

Таким образом, предприятие получает денежные средства от сдачи в аренду своего имущества, не прерывая его эксплуатации. Подобная операция тем выгоднее предприятию, чем больше будут доходы от новых инвестиций по сравнению с суммой арендных платежей. В условиях лизинга имущество, используемое арендатором в течении всего срока контракта, числится на балансе лизингодателя, за которым сохраняется право собственника.

Финансовые ресурсы лизинговых компаний формируются за счёт взносов участников, поступлений арендных платежей, ссуд банков, средств, полученных от продажи ценных бумаг. Прибыль лизинговых компаний образуется как разность между общей суммой лизинговых платежей, получаемой лизингодателем от лизингополучателя, и общей суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества.

Основной вид дохода – арендная плата.

Арендные платежи за использование объектов лизинга должны обеспечить лизингодателю (банку или лизинговой компании) возмещение затрат на приобретение и содержание имущества (до сдачи его в аренду), а также необходимую величину прибыли. Арендный платёж может быть установлен неизменным на весь период лизинга или меняющимся исходя из уровня колебаний ссудного процента. При этом учитывается динамика инфляции. Из полученной прибыли лизинговая компания уплачивает проценты за кредит, налоги в бюджет, а чистая прибыль используется его самостоятельно.

Лизинг имеет ряд преимуществ по сравнению с прямыми инвестициями для приобретения основных фондов:

1.                  Лизингополучателю фактически предоставляется долгосрочный кредит на всю стоимость поставляемого оборудования, причём не надо немедленно начинать платежи. Лизингополучатель имеет возможность эксплуатировать оборудование, не затрачивая крупных сумм на инвестирование.

2.                  Лизинговые операции, как правило, осуществляются по фиксированной ставке, защищающей лизингополучателя от инфляции.

3.                  Лизингополучатель включает арендные платежи в затраты на производство продукции.

4.                  Лизингополучатель по окончании срока аренды может приобрести оборудование в собственность по остаточной стоимости, а в ряде случаев бесплатно.

5.                  Плата за арендование оборудования осуществляется после его монтажа или ввода в эксплуатацию, а иногда даже после реализации изготовленной продукции. Схема финансирования бывает как правило, индивидуальная, достаточно гибкая, учитывающая возможности конкретного предприятия.

Недостатки лизинга.

1.                  Происходит моральное и физическое старение арендуемого оборудования;

2.                  Стоимость лизинга оборудования может быть выше затрат на его приобретение в кредит, поэтому в каждом отдельном случае надо производить сравнение того или иного другого варианта инвестиций.

Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ перед обычным кредитом:

1.                  Предполагает 100% кредитования, а при использовании обычного кредита для покупки имущества предприятие должно около 15% стоимости покупки оплачивать из собственных средств. При лизинге контракт заключается на полную стоимость имущества, а арендные платежи начисляются после поставки оборудования арендатору.

2.                  Мелким и средним предприятиям проще получить контракт по лизингу, чем ссуду.

Некоторые лизинговые компании не требуют от арендатора ни каких дополнительных гарантий, а считают, что обеспечением сделки является само оборудование.

3.                  Лизинговое соглашение более гибкое, чем ссуда и представляет возможность вырабатывать более удобную схему финансирования, то есть ссуда предполагает ограничения срока и размеры погашения. Лизинговые платежи могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д. Ставка может быть фиксированной или плавающей.

4.                  Риск устаревания оборудования ложится на арендодателя.

5.                  Платежи по лизингу ведутся из суммы прибыли от используемого оборудования и не подлежат налогообложению, так как являются арендной платой.

С момента поставки лизингового имущества лизингополучателю к нему переходит право предъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроков поставки имущества и других случаев ненадлежащего выполнения договора, заключаемого между продавцами и лизингодателем.

Договором лизинга может быть предусмотрена ответственность лизингодателя за качество лизингового имущества в случае, если выбор имущества осуществляется лизингодателем по поручению лизингополучателя.

Лизингополучатель несёт все расходы по содержанию лизингового имущества, его страхованию, а также все расходы, возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом этого имущества.

Оплата пользователя лизинговым имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых по соглашению сторон договора.

Общая сумма лизинговых платежей включает:

-                    сумму, возмещающую стоимость лизингового имущества;

-                    сумму, выплачиваемую лизингодателем кредитных ресурсов, использованные им для приобретения имущества по договору лизинга;

-                    комиссионное соглашение лизингодателю;

-                    сумму, выплачиваемую за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано лизингодателем;

-                    другие затраты лизингодателя, предусмотренные договорам лизинга.

Как уже говорилось, лизинговые платежи включаются в затраты на производство продукции лизингополучателя.

Если лизинговые платежи выплачиваются равными частями в течении всего срока аренды, то такие платежи являются методом сложных процентов.

Для решения вопроса о заключении договора лизинга либо приобретение необходимого оборудования за счёт собственных или заёмных источников финансирования, надо учесть множество последствий, которыми сопровождается каждая из возможностей.

Если у предприятия есть собственные источники финансирования, то надо решить целесообразно ли вкладывать их в покупку оборудования или больший доход принесёт, например инвестиции под определённый процент.

Если предприятие выбирает между лизингом и кредитом банка на покупку оборудования, надо рассчитать, во что обойдётся предприятию кредит.

Необходимо учитывать, что лизинг даёт лизингодателю право лишь временно использовать арендованное имущество, причём он может оказаться более дорогостоящим, чем банковский кредит на приобретение того же оборудования.






Глава 3. Анализ эффективности и интенсивности использования ресурсов предприятия ОАО комбинат «Майкопхлебопродукт»
3.1 Общая характеристика предприятия и основные технико- экономические показатели
В 1937 г. В Майкопе была создана организация «Заготзерно», которая в 1958 г. преобразована в «Мелькомбинат», в 1967 г. Майкопский хлебоприёмный пункт, а в 1975 г. Майкопское хлебоприёмное предприятие. Занималось оно приёмом зерна пшеницы, кукурузы, подсолнечника от колхозов, его переработкой, хранением, отгрузкой и переработкой в муку. Располагая большим складским хозяйством, также выполняла функции райбазы по обеспечению жителей города и области широким ассортиментом круп и мукой.

До 1975 года в городе находилось одно предприятие по производству хлеба и хлебобулочных изделий. Но в связи с увеличением населения, а соответственно и покупательского спроса имеющиеся мощности хлебозавода не позволяли вырабатывать достаточное количество продукции, в связи, с чем было начато строительство хлебозавода №2, который в 1979 г. Был введён в эксплуатацию. В первую очередь был пущен хлебный цех, где находились четыре линии для выработки хлеба и одна линия для выработки хлебобулочных изделий. Через полгода был введён в эксплуатацию и кондитерский цех завода, призванный удовлетворять спрос жителей города на мучнистые кондитерские изделия.

Сложная экономическая ситуация, сложившееся за последние годы в России: снижение платёжеспособности населения, стихийный рынок, высокие налоги, высокая стоимость сырья и энергоресурсов, высокие % — ые ставки платы за кредит, наличие большого количества импортных изделий – привели к резкому спаду производства. Переход к рыночной экономике в нашей стране сопровождается ломкой старой нормативной базы и созданием новой.

В связи с перестройкой по всей России в Майкопе также стали происходить изменения. Для наиболее полного удовлетворения спроса жителей города, а также снижения себестоимости вырабатываемого хлеба путём уменьшения посреднических надбавок и затрат по транспортировке возникла необходимость создания предприятия с единым технологическим циклом начиная от заготовки зерна, его хранения и переработки в муку, а затем в хлеб с дальнейшей его реализацией населению.

С этой целью и происходило в 1993 г. слияние двух соседних самостоятельных предприятия: Майкопского хлебоприёмного предприятия и хлебозавода №2 и образовалось Муниципальное предприятие комбинат «Майкопхлебпродукт».

В результате перестройки нормативной базы произошла существенная децентрализация правового регулирования деятельности организации. Что привело к неизбежному изменению правового статуса многих предприятий.

В связи с указом президента РА от 1.03.1994 г. №18 «Об особенностях акционирования предприятий системы хлебопродуктов в РА» и «Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РА» утверждённой указом президента РА от 2.03.1994 г. «48. В конце 1995 г. Муниципальное предприятие комбинат „Майкопхлебпродукт“ приобрело статус Открытого акционерного общества комбинат „Майкопхлебопродукт“.

В 1996 г. общество провело успешное размещение акций новой эмиссии, в результате чего получило значительные средства, которые были направлены на финансирование мероприятий по техническому перевооружению. Главенствующее право приобретения акций принадлежало работникам комбината и его пенсионерам, которыми было приобретено 51% всех акций, 20% акций осталось в руках государства, около 24% выкупили сельхозтоваропроизводители, 5% — ФАРП (фонд акций работников предприятия). В своей деятельности предприятие руководствуется уставом, в котором чётко отражены основные виды деятельности предприятия:

-                    переработка сельскохозяйственной продукции с целью получения муки, крупы;

-                    рациональное размещение, хранение и использование хлебных ресурсов;

-                    производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;

-                    торговая деятельность, создание сети торговых учреждений;

-                    организация развития элеваторной, мукомольной, крупяной, хлебопекарной промышленности;

-                    внешняя экономическая деятельность.

Общество является юридическим лицом. Право и обязанности юридического лица Общество приобретает с даты регистрации.

Учредителями комбината „Майкопхлебопродукт“ является Государственный Комитет Республики Адыгея по управлению Госимуществом.

Основной целью общества является получение прибыли.

Высшим органом управления Общества является собрание акционеров. Один раз в год Общество проводит годовые собрания акционеров.

Кроме годового могут созываться чрезвычайные собрания. Чрезвычайные собрания акционеров могут быть созваны Генеральным директором для рассмотрения любых вопросов. Общее собрание не представительствует по делам общества, а ограничивает свою деятельность принятием решений по вопросам своей компетенции.

Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества в пределах своей компетенции. Основной задачей членов Совета директоров и членов правления является выработка политики с целью увеличения прибыльности Общества. Председателем совета директоров по должности является Генеральный директор. Члены совета директоров и члены Правления несут ответственность перед Обществом за ущерб, причинённый ему в результате:

-                    неисполнения ими своих функций, определённых Уставом;

-                    небрежного выполнения ими своих функций.

Совет директоров имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности Общества и его внутренним делам за исключением компетенции собрания акционеров.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется Генеральным директором. Он наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Генеральный директор вправе без доверенности осуществлять действия от имени Общества.

Организационно – производственная структура ОАО комбината „Майкопхлебопродукт“ показана на рис.2.1.1.

Состав основных цехов комбината „Майкопхлебпродукт“:

— зерновой цех (приём переработка, хранение зерна);

— мельница (отбор зерна, переработка его в муку);

— хлебный цех (производство хлеба и хлебобулочных изделий);

— кондитерский цех (производство мучнистых кондитерских изделий);

— склад готовой продукции (хранение муки);

Мини цеха комбината:

— гречневый цех (производство гречневой крупы);

— макаронный цех (выработка макаронных изделий);

— комбикормовый цех (производство гранулированной дерти).

К вспомогательным цехам относится:

-              механический цех;

-              электроцех;

-              охрана;

-              котельная;

-              стройцех.


Рис. 2.1.1. Схема организационно – производственной структуры ОАО комбинат «Майкопхлебпродукт».
Зерновой цех.

Здесь производится приём зерна от сельхозпроизводителей, подработка, подготовка к хранению, хранение, подача на мельницу. Установлено пять автомобилеразгрузчиков, спаренная зерносушилка ДСП – 32 общей производительностью 64 план т/час, которая до 2008 года работала на жидком топливе, а теперь переоборудована под газ. Зерно хранится в складских помещениях с активной вентиляцией. Вместимость зернохранилищ 1,4 тыс. тон. Отходы и отруби собираются в отдельный склад.

В 2008 году, с целью увеличения объёмов производства вырабатываемой продукции комбинат приобрёл и ввёл в эксплуатацию линию по изготовлению комбикормов.

Комбикормовый цех.

Его производительность составляет 400кг в час дерти гранулированной.

До 1995 года в республике не было ни одного завода по переработке гречихи в гречневую крупу, и производители гречки вынуждены были возить её на переработку в Краснодарский край. Для разрешения этой проблемы комбинатом был приобретен и установлен комплекс переработки гречихи. Так в декабре 1995 года был пущен в эксплуатацию гречневый цех. Цех работает в односменном режиме.

Мельница.

Мельница комбината АВМ — 3 м рассчитана на двух сортовой помол. Вырабатывается мука первого и второго сорта. До 1996 года старая мельница комбината рассчитана на переработку 40 тонн зерна в сутки. Но вырабатываемого количества муки было недостаточно, необходимо было увеличить количество муки, улучшить её качество, появился спрос на муку высшего сорта. С этой целью было начато строительство новой мельницы, которая была введена в эксплуатацию в декабре 1996 года и общая производительность мельницы стала 65 тонн зерна в сутки при трёхсменном режиме работы. Складские помещения мельницы позволяют хранить 100 тонн муки в таре, установленные бункеры вмещают 68 тонн муки бестарно. Вырабатываемая мука в таре поступает на склад готовой продукции, а бестарная отгружается в хлебный цех. Склад готовой продукции позволяет разместить 2100 тонн муки или крупы на хранение.

Хлебный цех и пекарня производят выработку хлеба и хлебобулочных изделий. В цехе установлено 5 линий общей производительностью 102 тонны хлеба и хлебобулочных изделий в сутки при трёхсменном режиме работы. Пекарня, в основном занимается выработкой хлебобулочных изделий.

Там установлены пекарские электрические шкафы и печь. Производительность пекарни 0,8 тонн в сутки. На пекарне установлен силос для бестарного хранения 16 тонн муки. А в цехе установлено девять силосов для бестарного хранения 360 тонн муки и девятнадцать производственных бункеров на 35,5 тонн муки.

Кондитерский цех комбината занимается выработкой мучнистых кондитерских изделий. Здесь установлено оборудование для производства тортов, пирожных, кексов, рулетов производительностью 2 тонны в сутки, линия по производству кукурузной палочки, производительностью 300 кг в сутки.

В цехе имеется оборудование по выработке шоколадной глазури, а также единственная в республике глазировочная машина, которая позволяет глазировать торты, пирожные, кукурузные палочки. Для расширения вырабатываемого ассортимента в 2008 году была и установлена дотационная линия для производства печенья, а в 2009 году был приобретён фасовочно-упаковочный аппарат для фасовки бакалейных изделий.

В связи с падением объёмов производства хлеба и кондитерских изделий комбинат стремится сохранить объёмы производства за счёт обновления вырабатываемого ассортимента и внедрение в производство раннее не вырабатываемых изделий.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.