--PAGE_BREAK--Интеграция в Центральной Азии является важнейшим приоритетом в развитии государств региона, вопросы создания рынка с населением более 50 миллионов, вопросы решения проблем безопасности, вопросы водообеспечения и проч. В частности, 30 апреля 1994 г. подписан трехсторонний Договор о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.[8]
Интеграционные процессы в СНГ проходят с различной скоростью, в этой связи им необходимы различные подходы. Так, были созданы различные блоки — ГУУАМ, Таможенный Союз, Интеграционный Комитет и проч. В 1993 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выдвинул идею создания Евразийского союза, предполагающую кардинально новые подходы к интеграции на постсоветском пространстве. В 2000 г. эта идея нашла свое практическое воплощение в создании Евразийского Экономического Союза.
Для политиков и деловых людей Запада Казахстан представляет интерес в первую очередь как источник сырья, рынок сбыта с дешевой рабочей силой. Н. А. Назарбаев в работе «Казахстан-2030» отмечает, что "… как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами, не смогли правильно ими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных"[9]. К этим странам можно отнести Нигерию, Тобаго, Венесуэлу. Их пути не должен повторить Казахстан.
1.2. Министерство иностранных дел Республики Казахстан Министерство иностранных дел Республики Казахстан призвано осуществлять внешнеполитический курс, направленный на дальнейшее укрепление суверенитета, политической и экономической независимости, территориальной целостности, нерушимости границ и полноправного членства Республики Казахстан в мировом сообществе, как государства, которое твердо придерживается основополагающих принципов международных отношений Устава ООН, прагматичного и конструктивного подхода во внешнеполитических делах, а во внутренних — привержено политике гражданского мира, стабильности, демократизации общественного устройства и соблюдения прав человека.
«Внешняя политика — это атрибут любого государства, показатель его суверенитета и самостоятельности, способности представлять и защищать свои национальные интересы в мировом сообществе. Едва ли в мире найдется государство, не имеющее своего внешнеполитического органа.»[10]
Происходящие в мире события, новые тенденции в международных отношениях, активное развитие процессов глобализации на рубеже веков значительно изменили характер дипломатии — она становится более прагматичной, динамичной, экспертной с точки зрения решения отраслевых задач — экономика, финансы, экология, военная сфера, международный терроризм, организованная преступность, наркотики.
Именно с этих позиций Республикой Казахстан предложена адаптированная Концепция внешней политики Казахстана, одобренная Советом Безопасности страны. Экономическая составляющая все больше превалирует во внешнеполитической деятельности многих стран. Казахстан не является исключением. Внешние глобальные экономические перемены требуют активной и согласованной работы со стороны внешнеполитического ведомства и других министерств РК.
Современные международные отношения — это комплекс двустороннего и многостороннего сотрудничества между государствами не только в экономике, но и в области безопасности, политики, международного права, социальных, гуманитарных, культурно-исторических и целого ряда других проблем. Все они взаимосвязаны и тесно переплетены. Подтверждением может служить, например, тема Каспия, где сходятся воедино многие важнейшие проблемы — геополитика и военные аспекты, нефтедобыча и транспортировка, инвестиции и экономическая безопасность, правовой режим и делимитация, экология и дальнейшее развитие региона и др. Наша задача здесь состоит в том, чтобы внимательно отслеживать все нюансы каспийской политики каждого из «игроков», делать все, чтобы эта чисто экономическая проблема не переросла в проблему политическую, решалась справедливо, равноправно, с учетом взаимных интересов.
Сегодня, по экспертным оценкам, казахстанской экономикой получено более восьмидесяти процентов всех прямых инвестиций, поступивших в Центральную Азию. Всемирный Банк включил нашу страну в двадцатку наиболее привлекательных в инвестиционном отношении стран мира.
Отрадно, что экспорт Казахстана в 2000 году в стоимостном выражении увеличился более чем на 60% по сравнению с предыдущим годом. Однако его структура завязана на нескольких товарных позициях и почти на 70% представлена в виде сырья.
В тех случаях, когда за рубежом в отношении казахстанской продукции инициируются антидемпинговые расследования со стороны органов страны-импортера, МИД внимательно отслеживает складывающуюся ситуацию и координирует работу соответствующих ведомств и дипломатических представительств республики по защите отечественных экспортеров. Например были отменены антидемпинговые пошлины, наложенные американской стороной на титановую губку (июль 1998 года), уран (июль 1999 года), ферросилиций (август 1999 года), сняты санкции Индии на казахстанский феррохром (декабрь 2000 года), прекращены антидемпинговые разбирательства со стороны Колумбии и Аргентины в отношении сталелитейной продукции, произведенной в Казахстане.
Подтверждением международного признания успехов Казахстана в последовательном проведении рыночных преобразований и либерализации экономики служит решение Совета Европейского Союза о внесении поправок в антидемпинговое законодательство, принятое 9 октября 2000 года. В соответствии с данным решением ЕС признает Казахстан как государство с рыночной экономикой. В настоящее время казахстанские дипломаты предпринимают активные шаги и по вопросу отмены действия так называемой поправки Джексона-Вэника к Торговому Акту США 1974 года в отношении республики и предоставления Казахстану безусловного статуса страны наибольшего благоприятствования в торговле с Соединенными Штатами и Канадой.
В частности, в целях корректировки экономической политики в августе 2000 года на расширенном заседании правительства глава государства поручил всем министерствам и ведомствам республики, в том числе МИДу, активизировать работу по развитию отраслей, связанных с организацией конечной переработки углеводородного сырья, третьих и четвертых переделов в металлургическом комплексе. Шел разговор и о реанимации сельхозмашиностроения, легкой и пищевой промышленности, строительстве дорог, развитии транзитно-транспортного потенциала. Была подчеркнута необходимость стимулирования импортозамещения, а также создания предприятий малого и среднего бизнеса, обеспечивающих инфраструктуру крупных промышленных предприятий. Такие конкретные задачи поставлены и перед внешнеполитическим ведомством республики.
В развитии транзитного потенциала предстоит решить проблему удешевления транспортной составляющей нашего экспорта-импорта, развития транзитных маршрутов. В этом ряду чрезвычайно перспективным выглядит организация транзита по маршруту Юго-Восточная Азия — Казахстан — Россия — Европа, а также по оси Север — Юг. Активная защита за рубежом интересов казахстанского бизнеса и экономических субъектов — новая приоритетная задача нашей дипломатии. Она четко прописана в адаптированной Концепции внешней политики РК. В экономическом контексте необходимо расценивать и решение о создании в системе МИД РК Комитета по инвестициям на базе бывшего самостоятельного соответствующего агентства
Общеизвестно, что внешняя политика — дорогое удовольствие. От этого факта никуда не деться. Но казахстанские дипломаты также понимают и необходимость обеспечения высокой отдачи от вложенных средств.
Только нормальные и партнерские отношения в политической сфере между государствами создают необходимые условия для всемерного развития и укрепления взаимовыгодного экономического сотрудничества. Поэтому было бы не совсем правильно разделять, а тем более противопоставлять внешнюю политику и внешнеэкономическую деятельность. Это две стороны единого процесса обеспечения национальных интересов страны.
Казахстанские дипломаты стремятся выполнять адресованное к ним требование президента: «Ваш долг — создать максимально благоприятные внешние условия для нашего поступательного внутреннего развития, гармоничной интеграции Казахстана в глобальные и региональные процессы в качестве крупного регионального государства».[11]
Важное место в политической элите современного Казахстана занимает премьер-министр РК Касымжомарт Кемелевич Токаев. Касымжомарт Токаев — одна из самых известных и знаковых фигур в президентской администрации Республики Казахстан. По сути дела, на сегодняшний момент, г-н Токаев — один из немногочисленных профессионалов в высших эшелонах государственной власти.[12]
Как результат — за последние годы в казахстанскую экономику только прямых иностранных инвестиций было вложено свыше 12,5 млрд. долларов. В прошлом году достигнут наибольший рост ВВП среди стран СНГ — 9,6 процента.[13]
2 декабря 1991 г. В Алма-Ате состоялась пресс-конференция для зарубежных корреспондентов и журналистов республиканских средств массовой информации. Нурсултан Абишевич Назарбаев получил мандат первого Президента Казахстана. На пресс-конференции выступил Президент Казахской ССР Н. А. Назарбаев, отметив роль Казахстана в межгосударственных отношениях и заявив о его открытости. Президент подчеркнул, что государство, имеющее срединное геополитическое положение, должно стать мостом между Европой и Азией. Казахстан не будет замыкаться только на Азиатском континенте, у страны должен быть разумный баланс между Европой и Азией. Республика Казахстан будет иметь экономические и политические связи со всеми государствами мира.[14]
2 марта 1992 г. Вступление Казахстана в Организацию Объединенных Наций (ООН). На пленарном заседании 6-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН без голосования принято решение о принятии Республики Казахстан в члены Организации Объединенных Наций. После заседания состоялась торжественная церемония поднятия флага Казахстана перед штаб-квартирой ООН. Автоматически после вступления Республики Казахстан в ООН, Республика Казахстан стала членом Экономической и Социальной Комиссии для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО).
6 апреля 1992 г. Состоялся обмен нотами об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Канадой. Америка, Канада (Республика), а 10.04.92 обмен нотами об установлении дипломатических отношений.[15]
18 апреля 1993 г. В Алматы открылась выездная сессия Всемирного экономического форума, на которую прибыли представители деловых кругов из тридцати стран мира. Первое пленарное заседание открыл президент ВЭФ Клаус Шваб. На сессии выступил Президент Н. А. Назарбаев, подчеркнувший, что Казахстан заинтересован в расширении сотрудничества в области вложения иностранных инвестиций, создании высокоэффективных совместных производств.
Британский специалист в области стратегии Гарольд Маккиндер однажды назвал обширное географическое пространство Центральной Азии, сердцевиной, важнейшей зоной в мировой истории. В XXI веке Центральная Азия как часть евро-атлантического пространства по-прежнему сохраняет за собой это свое ключевое значение. НАТО как оплот евро-атлантической безопасности готова углублять сотрудничество с государствами Центральной Азии во имя всеобщего блага.[16]
Важным итогом двусторонних усилий стало подписание 25 января 1995 года в Брюсселе Президентом Н. Назарбаевым и председателем Совета ЕС Л. Жюппе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (СПС), вступившего в силу 1 июля 1999 года.[17]
Таким образом, была заложена основа нашим отношениям, которые в настоящий момент приобретают все более динамичный характер. Кроме того, продолжается работа над формированием соответствующей договорно-правовой базы двусторонних отношений, включая торговлю сталью, текстильной продукцией, материалами и сельскохозяйственной продукцией. В 1997 году вступил в силу подписанный тремя годами раньше базисный договор по Европейской энергетической хартии. Этот документ имеет для Казахстана принципиальное значение, прежде всего потому, что гарантирует недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствует интеграции в мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных торгово-экономических интересов.
Глава II. Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе. 2.1. Казахстано-Канадские отношения На уровень крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и глубокого взаимопонимания за весьма короткий срок после обретения Казахстаном независимости вышли казахстанско-американские и казахстано-канадские отношения. Они развиваются динамично, выйдя на уровень демократического партнерства, сегодня США и Канада являются крупнейшими инвесторами экономики Казахстана. В немалой степени, развитию связей Казахстана со странами АТР, способствовала проведенная в октябре 1998 г. в центре делового сотрудничества «Атакент», международная торговая ярмарка стран Азиатско-тихоокеанского региона «АСПАТ-98».
Традиция проведения ярмарок АСПАТ зародилась в 1966 г. Первая ярмарка прошла в Бангкоке. Последующие пять проводились в Тегеране, Дели, дважды в Пекине, а последняя, в 1996 году — в Маниле, где Казахстан представляли Торгово-промышленная палата и выставочная фирма «Каз-ЭКСПО». Именно АСПАТ принадлежит доля заслуги в том, что компании региона составляют 21 % от всех инвесторов, работающих в Казахстане.
Инициатива проведения очередной ярмарки принадлежит правительству Казахстана. Республика открыта для многостороннего сотрудничества с зарубежными партнерами. В выставке приняли участие 120 компаний из 19 стран мира, в том числе из США, Японии, Китая, Канады и других.
Особо нужно отметить международную конференцию «Казахстан и Азиатско-Тихоокеанский регион: возможности и перспективы», в которой приняли участие представители иностранных компаний, коммерческих и торговых делегаций. Конференция прошла под патронажем Государственного комитета Республики Казахстан по инвестициям.
Спонсорами и организаторами выставки ярмарки стали экономическая и социальная комиссия ООН по Азиатско-Тихоокеанскому региону (ЭСКАТО ООН) и торгово-промышленная палата Республики.
Эти два события — имеют неоценимое значение не только для развития торговых связей со странами АТР, но и для общего процесса интегрирования Казахстана с мировым сообществом и в частности с Канадой.
Своеобразие АТР состоит и в том, что практически только здесь, сохранились коммунистические режимы и коммунистическая идеология (KНР, КНДР). И хотя государства АТР избежали эскалации национализма, характерной для некоторых других частей мира, налицо серьезные территориальные споры между некоторыми из них (Япония — Россия — конфликтная зона в Южно-Китайском море).[18]
В середине 90-х годов на долю АТР приходилось свыше 60% промышленного производства капиталистического мира, почти половина мировой торговли[19]. Концентрация внешнеторговых потоков в регионе привела к тому, что за последние 12 лет внутрирегиональные обмены возросли с 55 до 65 % всей внешней торговли стран региона. Между тем в Европейском сообществе этот показатель не превышает 61%)[20]. Здесь производится 67% автомобилей, 77% телевизоров и радиоприемников, 50% алюминия, 54% стали, две трети судов и синтетических волокон.
В течение последних 30 лет в АТР идет интенсивный процесс формирования нового центра мировой экономики. Именно здесь произошло большинство «экономических чудес» современности и зафиксированы рекордные, самые высокие в мире (в отдельных странах двузначные -10-13%) темпы экономического роста, по которым АТР в целом опережает практически все остальные районы земного шара. Уже к началу 80-х годов на их долю приходилась четверть всей производимой в мире продукции.
Экономический динамизм региона в решающей степени и явился результатом выхода ведущих стран АТР на лидирующие позиции в наиболее перспективных направлениях НТП — в области электроники, производства микропроцессоров, промышленных роботов, разработки новых источников энергии и освоения богатств мирового океана, аэрокосмической технологии. Нельзя не учитывать и такой факт, как наличие огромных глобальных запасов полезных ископаемых и стратегического сырья: более 50% урана, 90% — олова, 80% натурального каучука, 40% — никеля, кобальта, цинка.
Большой прогресс за последние годы достигнут в Казахстанско-Китайских отношениях. Заявила о себе и Япония. К примеру, г-н Таро, председатель Агентства экономического планирования Японии, заметил, что лишь один из ста японцев сможет показать на карте Казахстан, в то же время все знают о существовании древнего шелкового пути[21].
продолжение
--PAGE_BREAK--Большие перспективы и у торгово-экономического сотрудничества Казахстана с Южной Кореей. В 1998 г. Республика Корея опередила США, заняв первое место в общем объеме прямых инвестиций в Казахстан.
Канада (Canada), государство в Сев. Америке. 9976 тыс. км2. Население 29,5 млн. человек (1995), главным образом англо-канадцы (св. 44%) и франко-канадцы (ок. 28%); коренное население — индейцы и эскимосы. Городское население 78,6% (1992). Официальный язык — английский и французский. Верующие — протестанты и католики. Канада — федерация в составе 10 провинций и 3 территорий. Столица — Оттава. Входит в Содружество. Глава государства — королева Великобритании, представленная генерал-губернатором. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Сенат и Палата общин).
По Вестминстерскому статуту 1931 была расширена компетенция правительства Канады в международных и внутренних делах. После 2-й мировой войны усилилось влияние на экономику и политику Канады США. Со 2-й пол. 60-х гг. наметился поворот в сторону независимого политического курса. В 60-70-х гг. обострилась внутренняя борьба по вопросу положения франко-канадцев. В 1982 вступила в силу новая конституция Канады; ее не признает Квебек, добивающийся особого статуса.
Канада — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Доля в ВВП (1992, %): промышленность 32,2, в т. ч. обрабатывающая промышленность 17,9, сельское хозяйство 2,2. Канада занимает ведущее место в мире по добыче и выплавке никеля, калийных солей, асбеста, цинка, оксида урана, серебра, свинца, меди. Значительна добыча молибдена, золота, железной руды, гипса, нефти, природного газа, угля. Производство электроэнергии 507 млрд. кВт·ч (1993). Цветная (выплавка никеля, алюминия) и черная металлургия, электрохимическая, целлюлозно-бумажная (ведущее место в мире, ок. 10 млн. т газетной бумаги в год), нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Разнообразное машиностроение. Пищевкусовая, текстильная, швейная промышленность. Главная сельскохозяйственная культура — пшеница (33 млн. т в 1993). Другие экспортные культуры — ячмень, овес; из технических — лен, табак, рапс. Животноводство (молочное, мясо-шерстное; птицеводство) дает ок. 60% стоимости сельскохозяйственной продукции. Лесозаготовки. Пушной промысел. Рыболовство (ведущее место в мире по экспорту мороженой рыбы). Длина (1992, тыс. км) железных дорог 94,3, автодорог 850. Большое значение имеет судоходство по Великим озерам и Глубоководный путь по р. Св. Лаврентия. Велика роль воздушного транспорта, особенно на севере. Основные порты: Ванкувер, Сет-Иль, Порт-Картье, Тандер-Бей, Монреаль. Тоннаж морского торгового флота 2,6 млн. т дедвейт. Экспорт: автомобили, нефтепродукты, бумага и целлюлоза, пшеница, природный газ, промышленное оборудование, никель, алюминий, медь. Основные внешнеторговые партнеры: США (3/4 торгового оборота), Япония, Великобритания. Денежная единица — канадский доллар.
Дипломатические отношения Казахстана с Канадой установлены 10 апреля 1992 г.[22] Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады в Российской Федераций и по совместительству в Республике Казахстан Майкл Ричард Белл вручил в Алматы верительные грамоты 21 сентября 1992 г.[23] Что касается Посольства Канады, то оно в полном объеме функционирует в Алматы с октября 1993 г. Чрезвычайный и Полномочный Посол Канады в Республике Казахстан Ричард Манн в ноябре 1996 г., после вручения верительных грамот, официально приступил к выполнению своих обязанностей. 2 октября 1996 г. Посол РК в США и по совместительству в Канаде Б. К. Нургалиев вручил верительные грамоты Генерал-губернатору Канады Р. Лебланку. В марте 1995 г. в Торонто официально открыт Консульский пункт РК. Почетным консулом РК в Канаде является Р. Каплан.
Со времени установления дипломатических отношений Казахстан посетили министр внешней торговли и промышленности Майкл Уильсон, а также лидер Палаты общин Парламента Канады Арви Андре во главе делегации бизнесменов. Состоялись отдельные визиты представителей деловых кругов провинций Саскачеван и Альберта.
В соответствии с приглашением Президента РК Н. А. Назарбаева осенью 1995 г. планировался официальный визит в Алматы премьер-министра Канады Ж. Кретьена. Однако в силу объективных причин, связанных с проведением в Канаде референдума о статусе провинции Квебек, данный визит был отложен. В свою очередь премьер-министром Ж. Кретьеном в адрес Президента РК Н. А. Назарбаева также было направлено приглашение посетить Канаду с официальным визитом.
Важный импульс развитию двусторонних отношений придал состоявшийся в марте 1995 г. визит в Канаду делегации Республики Казахстан во главе с премьер-министром А. Кажегельдиным. В ходе него были подписаны: «Декларация о принципах взаимоотношений между РК и Канадой»[24], «Торговое соглашение между Правительством РК и Правительством Канады»[25], Соглашение о сотрудничестве между Министерством нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан и канадской фирмой «Сноу Леопард Ресорсиз Инк.», а также Протокол о сотрудничестве по проектированию, строительству и вводу в действие третьей технологической линии по переработке нефти и газа на Жанажольском НПК между АО «Актюбнефть» и канадской фирмой «СНС Лавалин Интернэшнл». НАК «КАТЭП» и фирмой «КАМЕКО» корпорации «Уран Эрц» подписано соглашение о сотрудничестве, позволяющее перейти к прямым контактам по вопросу экспорта урана из Казахстана в Канаду.
В соответствии с принятым в ходе визита Меморандумом о намерениях стороны обязались провести дополнительные переговоры экспертов двух стран для подготовки «Конвенции об избежании двойного налогообложения» и «Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций». 25 сентября 1996 г. подписана «Конвенция об избежании двойного налогообложения между Республикой Казахстан и Канадой»[26], что позитивно для дальнейшего развития казахстанско-канадского торгово-экономического сотрудничества и привлечения канадского бизнеса.
В связи с неприбытием канадских экспертов на запланированную встречу для обсуждения проекта «Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций» согласование его текста не завершено.
Активно развивается сотрудничество министерств и ведомств Казахстана с отдельными фирмами и компаниями Канады. Канадская сторона считает, что существует много возможностей для совместных инвестиционных проектов в различных секторах экономики Казахстана, включая энергетику, горное дело, металлургию, телекоммуникации, аграрную сферу и др. Так, по линии Министерства промышленности и торговли в стадии проработки находится соглашение об участии канадских фирм «Вест групп Интернэшнл» и «Хэч Ассошиэйшн» в строительстве завода по производству нержавеющих сталей в Актюбинске, подписаны протоколы о намерениях по реконструкции НПО Жезказганцветмет (фирма «СНС — Лавалин Интернэшнл»), производству прицепных широкозахватных жаток в Акмоле (фирма «Дон Март»), производству пневматических сеялок на базе АО «Казахсельмаш» (Акмола), проведена экспертиза по проекту внедрения непрерывной разливки стали на Карагандинском металлургическом комбинате. Совместно с канадской фирмой «Голдбелт Рисорсиз» АО «Лениногорский ПМК» создано совместное предприятие «Казголд» для выемки и переработки около 100 млн. тонн полиметаллических отходов. Предполагается получение около 2 800 кг золота и 14 200 кг серебра. С целью содействия ускоренной реализации проекта в рамках совместного предприятия «Казголд» между НАК «Казакстан тусты металдары» и канадской фирмой «Голдбелт Ресорсиз» заключено соглашение о мерах по сотрудничеству в области финансирования деятельности СП.
Министерством энергетики и угольной промышленности РК и канадской компанией «СНС — Лавалин Интернэшнл» подписан протокол о намерениях по сотрудничеству в области строительства гидроэлектростанций, а также реабилитаций ряда действующих тепловых.
С целью разведки и добычи нефти в Атырауской области Министерством геологии РК подписан протокол о намерениях и рассматривается проект по сотрудничеству с канадской фирмой «Лоун Пайн», начаты предварительные переговоры с фирмой «Канадиэн Оксидентал Петролеум Лтд» о сотрудничестве по разведке нефти в юго-восточных районах Казахстана. Государственным комитетом по управлению государственным имуществом РК с компанией «Харрикейн Хайдрокарбонз Лтд» подписан контракт о передаче ей в управление сроком на 20 лет АО «Южнефтегаз» с дочерним предприятием «Харрикейн Кумколь». В соответствии с условиями контракта компания в течение шести лет должна вложить в данное предприятие порядка 280 млн. долларов.
По открытой в 1993 г. кредитной линии в 20 млн. канадских долларов[27] корпорацией «Вестерн комбайн», являющейся одним из учредителей СП «Аквест», осуществлялась поставка зерноуборочного оборудования с соответствующей технологией по производству комплектующих и сборке канадских комбайнов и других видов оборудования для сельского хозяйства (произведена сборка 60 комбайнов). Из этого же кредитного транша финансировалось строительство в Акмолинской области свиноводческой фермы (фирма «Векан проджект девелопмент»), а также велась разработка ТЭО третьей линии Жанажольского нефтегазоперерабатывающего завода. В осуществлении данного проекта участвует канадская фирма «СНС — Лавалин Интернэшнл». Предусматривается увеличение мощностей на 3 млн. т в год.
Объем торговли между Казахстаном и Канадой в настоящее время незначителен. Товарооборот составил в 1995 г. 10,3 млн. долларов США (экспорт — 2,4 млн. долл., импорт -7,9 млн. долл.) Удельный вес казахстанско-канадского товарооборота в общем товарообороте страны составил 1,5%. За первый квартал 1996 г. внешнеторговый оборот составил 2,2 млн. долларов. Основные статьи экспорта — феррохром, урановая руда, ткани хлопчатобумажные, прокладки, ленты транспортерные, импорта — титановые изделия, машины и оборудование для сельскохозяйственного производства, смазочные масла, автопогрузчики, автомобили, комбайны и запчасти.
Складывается сотрудничество в области образования. В октябре 1996 г. известный канадский университет Макгилл совместно с казахстанским институтом менеджмента экономики и прогнозирования (КИМЭП) приступил к созданию канадско-казахстанской программы обучения специалистов руководящего звена отраслей горнодобывающей промышленности Республики. В разработке программы примут участие многие специалисты и организации. Принять участие в работе курсов, которые пройдут в Канаде, будут приглашены чиновники ряда министерств.
В Республике осуществляют свою деятельность около 30 СП. К крупным предприятиям относятся СП «Аквест» (учредители: канадские фирмы «Вестерн комбайн», «Инлайн» и завод «Казсельхозмаш», Акционерный банк «Туранбанк»[28], объединение «Агропром техника») и СП «Мистер Гудбай Интер-прайзис Инк» и АО АХБК.
В Республике аккредитованы представительства крупных канадских фирм, таких как «Ферст Либерти Групп» (производство шин для автобусов, грузовых и легковых машин; создание ювелирного производства с НАК «Алтын алмас» и Усть-Каменогорским свинцово-цинковым комбинатом), «Артур Деффер Ходинг Лтд» (производство мебели, коммерция), «Голдбелт Ресорсиз» (золотодобыча), «Маклауд диксон» (услуги в области корпоративного, торгового и банковского права), «СНС — Лавалин Интернэшнл» (инжиниринг в области нефтегазовой промышленности).
2.2. Развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан Развитие внутриполитических и внешнеполитических событий в Республике Казахстан в 2001 году, так или иначе, во многом продолжает определяться деятельностью администрации Президента и Правительства.[29]
Немаловажным внутриполитическим событием, происходящим в период политического затишья — летом 2001 года, стало проведение в республике Казахстан разовой акции по легализации теневых капиталов.
Легализация капиталов в первую очередь была вызвана желанием части политического истэблишмента обезопасить свои средства находящиеся за рубежом. Многочисленные публикации в западной прессе о тайных счетах, пик которых пришелся на последние три года, арест Бородина и дело Гиффена были тревожным сигналом казахстанской политической элите о наличии возможных рычагов давления со стороны Запада и, в первую очередь США. Последний момент очень важен, так как отношения между Вашингтоном и Астаной за последние годы эволюционировали в худшую сторону. Одним из последних подтверждений этого являются некоторые негативные публикации в авторитетных казахстанских печатных СМИ по поводу назначения нового посла США в Казахстане Ларри Наппера.
О том, что следует внести корректировки в существующее законодательство об иностранных инвестициях несколько раз указывал премьер-министр Казахстана во время заседаний Правительства.
Стоит отметить, что для казахстанских властей не составит большого труда найти то или иное нарушение со стороны иностранных компаний, так как они действительно были, но на них долгое время закрывали глаза. Встреча Президента с инвесторами в очередной раз продемонстрировала ужесточение позиций казахстанского руководства по отношению к ним.
В результате монополизации банковской системы, произойдет повышение конкурентноспособности отечественных банков на казахстанско-финансовом рынке при конкуренции с банками зарубежных государств.
Стоит отметить, что такие прецеденты уже были, как, например, в ситуации с канадской нефтяной компанией «Харрикейн Кумколь Мунай» в Южном Казахстане. Поводом для «столкновений» послужило предложение, поступившее со стороны филиала казахстанского «Казкоммерцбанка» о приобретении контрольного пакета акций «Харрикейна» за 121 млн долл. На данный момент «Казкоммерцбанк» имеет в «Харрикейне» 30% акций и, в последнее время, пытается увеличить свою долю до 53%.
Если исходить из последних тенденций увеличения влияния и роли «Казкоммерцбанка» на финансовом рынке и в промышленной сфере, что не могло произойти без инициативы некоторых влиятельных лиц в республике, то в ситуации с «Харрикейн» счет будет 1:0 в пользу Казкоммерцбанка, который уже использовал все свои информационные ресурсы для полной дискредитации данной компании. Не исключено, что инвестор стал объектом внимания в силу того, что за эти годы, компания стабильно наращивает добычу нефти, а следовательно получает неплохие доходы. Так, в 2000 году добыча нефти достигла 3 млн. 335 тысяч тонн, или на 31% больше 1999 года.
Специалисты подчеркивают, что ценность этого предприятия не только в его высокой доходности, но и в оптимальном для Казахстана его технологическом оснащении. Независимые аналитики, причину конфликта видят в попытке определенных кругов поставить под свой полный или частичный контроль «Харрикейн-Кумколь Мунай», который в результате успеха этой акции принесет авторам заказа новые сотни миллионов долларов. Ряд специалистов сегодняшний ажиотаж вокруг «Харрикейн-Кумколь Мунай» рассматривают как следствие продолжающейся скрытой борьбы между крупными финансово-промышленными группами Казахстана. Согласно их мнению, в ближайшее время в нефтяной отрасли республики возможен новый передел собственности и сфер влияния. Иностранные специалисты, в частности, не исключают, что это простой захват корпоративных активов конкурентами, часто встречаемое в западном мире.
Подписанные на саммите ШОС лидерами стран-участниц важнейшие документы (Декларация о создании Шанхайской организации содружества, лозунг которой — «Безопасность через сотрудничество», а также Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом) способны в значительной мере улучшить развитие отношений внутри сообщества. С созданием совместного антитеррористического центра в рамках ШОС будет положено качественное начало совместного скоординированного мониторинга в области обеспечения безопасности в Центральноазиатском регионе, и вопросы противодействия международному терроризму и экстремизму в Центральноазиатском регионе выходят за пределы Содружества, в рамках которого (ДКБ), аналогичный центр уже существует.
продолжение
--PAGE_BREAK--