Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности уголовного права в СССР в военные годы

Содержание
Введение
1. Органы правосудия июстиции в годы Великой Отечественной войны
1.1 Трибуналы
1.2 Общие суды
1.3 Народный комиссариатюстиции и Прокуратура СССР
2. Уголовноезаконодательство в годы Великой Отечественной войны
3. Процессуальный порядокрассмотрения уголовных дел военными трибуналами
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. – сталасерьезной проверкой не только для всего нашего народа, но и для самого государства.Это особый период в истории отечественного государства и права. Страна была вынужденаперестраиваться на военный лад. В связи с этим серьезную проверку прошли не толькообщественный строй, но и государственное устройство.
С самого начала войны структура государственного аппаратабыла подвергнута серьезной перестройке. 22 июня 1941 г. Президиум Верховного СоветаСССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратилиськ партийным и советским органам с директивой в которой была изложена программа мероприятийпо борьбе с фашистскими захватчиками. В условиях военного времени была еще болееусилена роль центральных органов власти и управления. Вместе с тем в связи с необходимостьюоперативного решения конкретных вопросов управления, была проведена определеннаядецентрализация. Структура управленческого аппарата изменилась: лишние звенья былиотсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.
Порядок и организация работы государственного аппаратабыли скорректированы во время Великой Отечественной войны. Высшие органы государственнойвласти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет Народных Комиссаров,отраслевые, а также республиканские органы власти и управления, местные советскиеорганы сохранили свои полномочия. Однако, в результате призыва в армию, сроки проведенияочередных выборов в Советы всех ступеней, а так же сроки созыва сессий Советов былинарушены. В связи с военным положением Президиум Верховного Совета СССР и президиумыВерховных Советов союзных республик были вынуждены в течение 1941-1945 гг. неоднократнооткладывать проведение очередных выборов и продлевать полномочия соответствующихСоветов. Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенное время депутатыВерховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов. Созданныевременные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный КомитетОбороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционныхорганов.
По существу практика выборов Советов была замененасистемой назначений. Усилилось значение исполнительных органов Советов, которымиосуществлялся ряд исключительных полномочий Советов. Наиболее широкое применениеэто получило на освобожденной от врага территории при восстановлении органов Советскойвласти, когда исполкомы вышестоящих Советов могли без проведения дополнительныхвыборов пополнить представителями партийно-советского актива исполкомы нижестоящихСоветов. Создавались партийно-советские оперативные группы, которые играли большуюроль в восстановлении Советов на освобожденной от врага территории. В условиях ВеликойОтечественной войны требовалось максимально концентрировать руководство всеми силамии ресурсами страны для разгрома врага, поэтому централизация государственного управленияи повышение роли исполнительно-распорядительных узкоколлегиальных советских органовбыли в условиях Великой Отечественной войны в известной степени объективно оправданными.Во время войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного и государственногоруководства различных уровней. Труднейшие задачи военного времени, которые не всегдаможно было решить традиционными методами, выполнялись зачастую мерами государственногопринуждения.

1.Органы правосудия и юстиции в годы Великой Отечественнойвойны
 
В период Великой отечественной войны роль органовсуда и прокуратуры была перестроена. Правосудие осуществлялось Верховным судом СССР,верховными судами союзных и автономных республик, краевыми и областными судами,народными судами, а в армии и на флоте — военными трибуналами. В суровых условияхВеликой Отечественной войны Советское государство требовало от граждан беспрекословноговыполнения правовых норм и распоряжений своих органов, повсеместного соблюденияпорядка, крепкой дисциплины и высокой организованности как одного из важных условийдостижения победы. Лица, отступавшие от правовых требований, наказывались по всейстрогости законов военного времени.
Роль органов правосудияи юстиции в охране социалистической собственности и общественного порядка в условияхВеликой Отечественной войны значительно повысилась. Строжайшая охрана военного имуществаи объектов военного хозяйства, продовольственных и промышленных товаров, которыебыли предназначены для снабжения фронта и тыла, осуществлялась в тесном взаимодействиис военным командованием и политорганами. Это взаимодействие содействовало обеспечениювысокого политико-морального состояния войск, укреплению воинской дисциплины, законностии правопорядка в тылу и на фронте.
В отличие от империалистических войн Великая Отечественнаявойна Советского Союза велась во имя жизненных интересов трудящихся. Законы военноговремени способствовали созданию наиболее благоприятных условий для разгрома фашистскихзахватчиков. Они обеспечивали единство действий армии и народа, слияние фронта итыла в единый боевой лагерь. Проведение этих законов в жизнь повышало у советскихлюдей чувство долга, политическую и трудовую активность, ответственность за выполнениевозложенных на них обязанностей. Всей своей деятельностью судебные органы воспитывалиграждан СССР в духе преданности Родине и делу социализма, в духе точного и неуклонноговыполнения законов Советского государства, и прежде всего законов военного времени,бережного отношения к социалистической собственности, добросовестного и честногоотношения к государственному, общественному и воинскому долгу, уважения правил социалистическогообщежития.
Конституционные основы Советского государства и прававо время Отечественной войны были сохранены. Конституция СССР оставалась на протяжениивсей войны политико-юридической базой текущего законодательства и государственнойпрактики. Действие основных принципов и норм советского права в период войны предопределялосьприродой социалистического строя, справедливым характером самой войны, борьбой зачесть и независимость социалистической Родины, за свободу народов.
Одновременно следует отметить, что в связи с культомличности Сталина проникшие в карательные органы авантюристические, карьеристскиеэлементы практиковали огульные репрессии и грубые нарушения законности.
1.1 Трибуналы
На проведенных за годы войны сессиях Верховного СоветаСССР (в июне 1942 г., январе — феврале 1944 г. и апреле 1945 г.), был принят рядзаконодательных актов, обеспечивающих укрепление советского правопорядка в деледостижения победы над врагом. Вместе с тем, в связи с чрезвычайной обстановкой военноговремени 30 июня 1941 г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР,ЦК ВКП(б) и СНК СССР был образован Государственный Комитет Обороны, деятельностькоторого прежде всего, была направлена на осуществление работы по перестройке всегонародного хозяйства и Вооруженных Сил в соответствии с потребностями и нуждами фронта,по новому регулировала многообразные правоотношения, возникавшие и изменявшиесяв условиях военного времени. Сложившиеся условия диктовали еще большее укреплениегосударственной и военной дисциплины, усиления борьбы с дезертирами, прогульщиками,с лицами, уклоняющимися от мобилизации в армию или для работы на производстве, отвыполнения специальных повинностей и т. д.
Приобрела исключительную актуальность борьба с различнойагентурой врага — шпионами, диверсантами, вредителями, распространителями ложныхслухов, возбуждающих тревогу среди населения, и т. д. Эти преступления в условияхвоенного времени, а тем более в местностях, объявленных на военном положении, былиисключительно опасны. В соответствии с нормами советского уголовного законодательстванаиболее опасные преступники несли более повышенную ответственность, вплоть до примененияк отдельным из них исключительной меры уголовного наказания — расстрела.
В годы ВеликойОтечественной войны органами правосудия были Военные трибуналы и общие суды (Верховныйсуд СССР) краевые, народные, областные суды, Верховные суды автономных республик.
Деятельность военныхтрибуналов осуществлялась в соответствии с «Положением о военных трибуналахв местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий».
Как и все другие органы Советского государства, органыправосудия перестроились на военный лад. Была расширена подсудность военных трибуналови их сеть. В 1943 г. все линейные суды железнодорожного и водного транспорта былипреобразованы в военные трибуналы.
На основании ст.57закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик действуют военные трибуналы:
а) при военныхокругах, фронтах, военных флотилиях;
б) при армиях,при корпусах.
Подсудность делвоенным трибуналам осуществлялась по персональному признаку. ВТ дивизии — до командирароты и приравненных к нему по должностному положению лиц. ВТ корпуса — до командирабатальона включительно, ВТ — армии до помощника командира полка.
Военным трибуналам предоставлялось право рассматриватьдела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Военные трибуналырассматривают уголовные дела в составе 3 постоянных членов. Приговоры военного трибуналакассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены в порядкенадзора. Военным Советам округов, фронтов и армий было предоставлено право приостанавливатьисполнение приговора о высшей мере наказания с одновременным исполнением приговора,сообщением по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда СССР о дальнейшемнаправлении дела. Вынужденное, но вполне оправдавшее себя изменение порядка обжалованияи опротестования приговоров нельзя рассматривать как ослабление, а тем более какустранение гарантий законности выносимых приговоров и всей судебной деятельностивоенных трибуналов.
Отсутствие кассационного обжалования приговоров взначительной мере компенсировалось усилением судебного надзора по двум линиям: полинии расширения круга судебных инстанций, имеющих право пересмотра вступивших взаконную силу приговоров, и по линии расширения круга должностных лиц, которым былопредставлено право опротестования таких приговоров. Это способствовало более гибкомуи быстрому исправлению допущенных ошибок.
Характерной особенностью деятельности военных трибуналовво время войны была меткость и гибкость судебной репрессии. Сурово карая шпионов,предателей, паникеров и злостных дезертиров, военные трибуналы в то же время применялик лицам, совершившим преступления, не представлявшие особой опасности, или случайнопровинившимся, отсрочку приведения приговоров в исполнение до окончания военныхдействий, с направлением осужденных в штрафные части, где им предоставлялась возможностьискупить свою вину перед народом. Немало осужденных военными трибуналами в дальнейшемсмыли с себя позорное пятно совершенного преступления в боях, заслужили освобождениеот наказания и снятие судимости. Многие из них за совершенные подвиги были удостоеныправительственных наград.
В деятельностиорганов военной юстиции в начальный период вой ны не обошлось и без ошибок при определениимер уголовного наказания. В ряде военных трибуналов в тот момент имели место случаинеобоснованного усиления репрессий и применения чрезмерно жестких мер наказания.Во время войны был усилен надзор за строгим соблюдением законов, направленных наукрепление обороны СССР.
В соответствиис Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положениив местностях, объявленных на военном положении», сократилась подсудность делнародным судам в области общеуголовных преступлений. Передаче военным трибуналамподлежали все дела о военнослужащих; дела о наиболее опасных преступлениях, совершенныхлюбыми лицами на территории действия военного трибунала: о государственных преступлениях,о хищениях социалистической собственности, о разбое, об умышленных убийствах, онасильственном освобождении из мест заключения и из-под стражи и др. Военные властиимели право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостномхулиганстве и иные дела, если командование признает это необходимым по военным обстоятельствам.Также в Указе о военном положении говорилось, что все дела, направленные противобороны, общественного порядка и государственной безопасности, были изъяты из веденияобщих судебных органов и отнесены к компетенции военных трибуналов.
Большое количествовоеннослужащих в 1941 г. были арестованы на передовой и переданы на рассмотрениевоенных трибуналов. Согласно Указам Президиума Верховного Совета с 22 июня 1941г. трибуналам разрешалось рассматривать любые дела в местностях, объявленных навоенном положении. При этом устанавливались многие изъятия из правил судопроизводства.29 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР издали директиву с требованием «организоватьбеспощадную борьбу со всякими… паникерами, распространителями слухов». Слухираспространялись, несмотря на жестокие наказания, предусмотренные Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. За первые четыре месяца согласно этомуУказу военные трибуналы осудили1423человека. С началом войны уголовная ответственностьбыла установлена не только за распространение слухов. В разряд преступных были переведеныи другие действия: самовольный уход с предприятия, уклонение от всеобщего военногообучения, нарушение правил светомаскировки и др. Уголовные дела нередко возбуждалисьпри отсутствии к тому оснований. Получило распространение вынесение трибуналамиприговоров по формальным основаниям. Особенно это относилось к случаям храненияфашистских листовок, использовавшихся военнослужащими в бытовых целях. В годы войныбыли резко сокращены сроки производства по уголовным делам. Они составляли от одногодо трех дней, включая приведение приговора в исполнение. В военных трибуналах деланадлежало начинать через 24 часа после вручения копии обвинительного заключения.Этому способствовало немалое число документов, которые обязывали рассматривать иразрешать дела в сокращенные сроки. Данный приказ требовал усилить быстроту судебноговоздействия. Большинство дел рассматривалось без защитника. При таком положенииисключалось участие в деле прокурора, его функцию выполнял трибунал.
В Директиве Наркомаюстиции и Прокурора СССР от 31 июля 1942 г. N 1096 предлагалось: действия командиров,комиссаров и политработников, привлеченных за самовольное отступление с боевой позиции,квалифицировать по п. «б» ст. 58.1 Уголовного кодекса РСФСР (измена Родине,совершенная военнослужащим, наказание — расстрел); пропаганду дальнейшего отступлениячастей РККА квалифицировать по ч. 2 ст. 58.10 Уголовного кодекса РСФСР (контрреволюционнаяпропаганда и агитация, основное наказание — расстрел). Через полтора года — 25 ноября1943 г. Пленум Верховного Суда СССР принял постановление N 22/М/16/У/сс, где говорилось,что «военные трибуналы квалифицируют как измену Родине всякое содействие, оказанноесоветскими гражданами немецким захватчикам, независимо от характера этого содействия».За весь период ВОВ военными трибуналами было осуждено 2,5 млн. человек. За контрреволюционныепреступления было репрессировано 471 тыс. 988 человек (18,6%), за воинские и общеуголовныепреступления — 792 тыс. 192 (31,4%) и 1 млн. 266 тыс. 483 человека (50%) за общеуголовныепреступления. За 4 года войны к высшей мере наказания было приговорено 8,9% от числаосужденных. В 1941 — 1945 гг. каждый пятый человек был осужден по контрреволюционнойстатье. Наибольшее число неправомерных приговоров во время ВОВ было вынесено поделам о контрреволюционной пропаганде и агитации. Например, через три дня послеподписания И. Сталиным приказа «Ни шагу назад!» Нарком юстиции и ПрокурорСССР направили всем органам военной юстиции директиву N 1096, в которой предписывалось:«действия лиц, преданных суду военного трибунала за пропаганду дальнейшегоотступления частей Красной Армии, квалифицировать по статье 58.10, части 2 Уголовногокодекса РСФСР». Необходимо учесть, что большая масса контрреволюционных преступленийпрошла и через внесудебные органы — «двойки», «тройки», а еще10 июня 1934 г. ЦИК СССР принял Постановление, в соответствии с которым Военнойколлегии Верховного Суда СССР и военным трибуналам округов (флотов) стали подсуднырасследуемые аппаратом НКВД дела об измене Родине, шпионаже, терроре, совершенныхкем бы то ни было, а не только военнослужащими. Чаще всего в военные трибуналы поступалидела об измене Родине (статья 581 Уголовного кодекса РСФСР). 24 ноября 1942 г. ГосударственныйКомитет Обороны СССР принял Постановление «О членах семей изменников Родины»,в нем говорилось, что «применение репрессий в отношении членов семей перечисленныхв пунктах 1 и 2 лиц производится органами НКВД на основании судебного приговораили решения Особого совещания при НКВД СССР». Во время ВОВ в связи с увеличениемколичества военных трибуналов (к началу ВОВ в стране функционировало 298 военныхтрибуналов, а к 1 марта 1942 г. их было сформировано еще 823) оказалось невозможнымобеспечить осуществление правосудия постоянным судебным составом из трех военныхсудей. Поэтому 28 июля 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была предусмотренавозможность участвовать в осуществлении правосудия заседателям, которых выделялиполитические органы и командование войсковых частей. Во время ВОВ работники военныхтрибуналов иногда сами приводили приговоры в исполнение, участвовали в деятельностизаградительных отрядов. В 1942 г. по мере освобождения советскими войсками территорий,временно оккупированных германскими войсками, на рассмотрение военным трибуналамстали поступать дела о преступлениях гитлеровцев и их пособников. 19 апреля 1943г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания длянемецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданскогонаселения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советскихграждан и для их пособников». В соответствии с данным Указом для рассмотренияподобных дел специально учреждались военно-полевые суды, они действовали при дивизияхи корпусах Красной Армии. В их состав входили председатель военного трибунала, начальникиполитического и особых отделов. Военно-полевые суды рассматривали дела немедленнопосле освобождения занятых противником территорий.
В целом деятельностьвоенно-полевых судов во время ВОВ не получила широкого распространения (например,за два года, с мая 1943 г. по май 1945 г., военно-полевые суды первого Украинскогофронта рассмотрели 221 дело на 348 человек). В основном военно-полевыми судами рассматривалисьдела только в отношении лиц, пойманных с поличным, и не требовавшие специальногорасследования, если же было необходимо всестороннее изучение обстоятельств делаи специальное расследование, то дело передавалось в военный трибунал. Как упоминалосьранее, высшей надзорной инстанцией за деятельностью военных трибуналов во времяВОВ была Военная коллегия Верховного Суда СССР .
Организационно Военная коллегия состояла из отделовпо военным трибуналам армии, флота, войск НКВД, отдела судебного надзора, отделенияпо суду первой инстанции. Были моменты, когда политическое руководство страны фактическипринуждало Военную коллегию прямо участвовать в расправе с неугодными лицами. Так,8 сентября 1941 г. в соответствии с посланием Государственного комитета обороныСССР Военная коллегия без проведения предварительного разбирательства вынесла приговоро привлечении к высшей мере наказания 161 осужденного, которые отбывали наказаниев Орловской тюрьме. С другой стороны, известна позиция Военной коллегии по вопросунеоправданно широкого применения высшей меры наказания, особенно в начале войны.В обзоре судебной практики, письмах на места Военная коллегия предлагала и дажетребовала от военных трибуналов пересмотра политики по применению высшей меры наказания.Например, за девять месяцев 1942 г. Военная коллегия отменила заочные приговорыв отношении 65% осужденных с направлением дел на доследование или их прекращением.Кроме того, Военная коллегия проводила последовательную политику по расширению применениястатьи 28 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей замену уголовного наказаниянаправлением на фронт в действующую армию, с последующим снятием судимости с техосужденных, которые хорошо проявили себя в боях по защите Родины. В годы ВОВ сотрудникиВоенной коллегии составляли относительно небольшой штат (к началу войны 66 человек,а число судей в целом по стране было около 776 человек), к концу ВОВ — 72 человекаи 6 человек по особому штату за счет НКВД), а объем работы при этом был огромен(например, за 1944 г. и первое полугодие 1945 г. Военная коллегия рассмотрела более43 тысяч дел, из них более 13 тысяч об осужденных к расстрелу). Организационноеруководство всей системой трибуналов осуществлялось Наркоматом юстиции СССР.
Особое место в деятельности военных трибуналов в периодвойны занимали дела о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков и их пособников.Дело в том, что в первые три года войны более 70 миллионов человек попали под жестокийгнет немецко-фашистской оккупации. Часть из них пошла в партизаны, некоторые жестали пособниками оккупантов. Более одного миллиона советских граждан работали вкачестве переводчиков, старост, бургомистров, обслуживали органы государственногоуправления Германии на оккупированной территории. Военные трибуналы провели рядсудебных процессов над немецко-фашистскими оккупантами и их пособниками, виновнымив зверских насилиях над советскими людьми. Такие судебные процессы состоялись вКиеве, Минске, Риге, Ленинграде, Смоленске, Брянске, Великих Луках, Николаеве идругих населенных пунктах. Военные преступники — немецко-фашистские захватчики,чинившие злодеяния, получили заслуженное возмездие за свои тягчайшие преступления.
В 1943 г. в связи с начавшимся освобождением советскойземли возникла необходимость в принятии специального законодательного акта для наказаниятех, кто в годы оккупации сотрудничал с врагом и, более того, творил злодеяния противсоветских граждан. 19 апреля 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного СоветаСССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствахи истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов,изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». В Указеотмечалось, что к немецко-фашистским преступникам и их пособникам прежде применяласьне соответствующая их злодеяниям мера наказания. Отныне немецкие, итальянские, румынские,венгерские и финские фашистские злодеи и шпионы и изменники из советских гражданбудут караться смертной казнью через повешение, пособники из местного населения- ссылкой на каторжные работы на 15 — 20 лет. Проведение настоящего Указа в жизньбыло возложено на военно-полевые суды в дивизиях в составе: председателя военноготрибунала дивизии, начальника особого отдела и заместителя командира дивизии. Указывалось,что в исполнение приговор приводится немедленно и публично, а тела повешенных остаютсяна виселице в течение нескольких дней. Этот документ выходил за рамки обычного советскогоуголовного законодательства, и его особая жестокость объяснялась чрезвычайными условиямивойны.
В качестве основных выводов относительно деятельностивоенных трибуналов во время Великой Отечественной войны следует отметить: во-первых:во время ВОВ никаких особых норм материального права, регламентировавших организациювоенно-судебных органов, не предусматривалось; во-вторых: трибуналы действовалидо 1943 г. в составе 3 постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели;в-третьих: Положение о военных трибуналах предоставляло право данным судебным органамрассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения;в-четвертых: приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежалии могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора; в-пятых: большинстводел рассматривались трибуналами в закрытых заседаниях, так как были связаны с охранойгосударственной тайны; в-шестых: члены военных трибуналов назначались совместнымиприказами НКЮ СССР и Наркома обороны; в-седьмых: особенностью деятельности военныхтрибуналов в период ВОВ являлась широкая подсудность, к которой в основном относилисьдела о контрреволюционных и военных преступлениях; в-восьмых: система военных трибуналовво время ВОВ была достаточно сложной по сравнению с существующей в настоящее время.Великая Отечественная война не упразднила существовавшую судебную систему, да ине внесла коренных изменений в правовые основы ее организации и деятельности. Продолжалисвою работу народные, областные, краевые суды, верховные суды территориальных образований,Верховный Суд СССР, соответствующие органы прокуратуры. Действовали установленныезаконом принципы судопроизводства: защита по уголовным делам, гласность, устность,ведение дела на национальном языке; сохранялся порядок пересмотра приговоров и др.Наиболее серьезные изменения, которые внесла война в судебную систему, заключалисьв расширении сферы деятельности военно-судебных органов.
Итак, основу советской судебной системы в годы ВеликойОтечественной войны составили военные трибуналы. Их условно можно подразделить на:1) военные трибуналы Красной (Советской) армии; 2) военные трибуналы Военно-Морскогофлота; 3) военные трибуналы войск НКВД; 4) военные трибуналы железнодорожного иводного транспорта; 5) военные трибуналы прифронтовых районов. Вся система военныхтрибуналов возглавлялась в те годы Верховным Судом СССР. Военная коллегия ВерховногоСуда СССР действовала как: а) суд первой инстанции по наиболее важным уголовнымделам; б) кассационная инстанция для военных трибуналов, где в качестве меры наказаниявыносился смертный приговор; в) надзорная инстанция по делам всех военных трибуналов,кроме военных трибуналов железнодорожных и водных путей сообщения. Развитие судебногоправа в годы войны.
1.2 Общие суды
В военные годы, как и в мирное время, правосудие осуществлялосьна началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от их социального,имущественного и служебного положения, национальности и расовой принадлежности.При менялось единое и обязательное для всех судебных органов законодательство СССР,в том числе и законы военного времени.
Решения судебных органов могли быть обжалованы осужденными,их защитниками и другими заинтересованными лицами и опротестованы органами прокурорскогонадзора в вышестоящих судебных инстанциях.
Верховный суд и Прокуратура СССР осуществляли в условияхвойны высший контроль за соблюдением законности и правопорядка и в случае необходимостимогли истребовать любое деле из любого суда и обеспечить его пересмотр в установленномзаконом порядке.
Общегражданская судебная и административная властьгосударства осуществляла свои полномочия по этим вопросам лишь в местностях, необъявленных на военном положении, да и то с исключением из ее ведения сферы военногохозяйства. Таким образом, общие суды рассматривали дела не отнесенные к компетенциивоенных трибуналов.
Деятельность гражданскойюстиции также была подчинена задачам военного времени. Судебная практика всех судов,в том числе и военных трибуналов, направлялась Верховным судом СССР.
Во время Великой Отечественной войны в правовую основудеятельности существовавшей системы судов не были внесены коренные изменения – верховные,областные, народные суды продолжали свою деятельность. В связи с военной обстановкойизменения в судебную систему, сводились к расширению сферы деятельности военно-судебныхорганов. К их подсудности был отнесен широкий круг преступных деяний и лиц, их совершивших.
В местностях,объявленных на военном положении, продолжали функционировать и территориальные судыи прокуратуры, хотя объем их деятельности в связи с расширением компетенции органоввоенной юстиции сократился. В городах и районах, объявленных на осадном положении,территориальные судебно-прокурорские органы преобразовывались в военные.
В годы войны большуюроль в борьбе с преступностью продолжали играть народные суды. Война оказала своевлияние на состояние и динамику преступности. Впервые же месяцы военных действийсократилось число поступавших в народные суды дел о хулиганстве, кражах и некоторыхдругих преступлениях. Вместе с тем появились и некоторые другие виды преступлений,не предусмотренные УК РСФСР 1926 г.: нарушение светомаскировки, продажа эвакуированногоскота, кража из квартир эвакуированных и другие. В местностях, не объявленных находящимисяна военном положении, в народные суды поступали главным образом дела о спекуляции,хищении социалистической собственности, растратах, самовольном уходе с предприятия,уклонении от мобилизации в армию или на трудовые работы. Но вместе с тем необходимоотметить, что в условиях военного времени основная масса уголовных дел проходилачерез военные трибуналы.
Основной контингентследственного аппарата в стране в довоенное время составляли мужчины, которые былипризваны в РККА. Следственный аппарат качественно значительно ослаб. Об этом свидетельствуетто, что многие дела судами возвращались на доследование. Подготовительными заседаниямиверховных судов автономных республик, краевых, областных и окружных судов РСФСРв 1941 г. было возвращено прокуратуре на доследование 3,8% всех поступивших дел,в 1942 г. — 3,8%, в 1943 г. — 5,5%, в 1944 г. — 7,4% и в 1945 г. — 8,1%. Показательнастатистика оправдательных приговоров, вынесенных народными судами РСФСР в годы ВеликойОтечественной войны. В 1941 г. народные суды вынесли оправдательные приговоры вотношении 11,6% всех привлеченных к суду лиц, в 1942 г. — 9,4%; в 1943 г. — 9,5%;в 1944 г. — 9,7% и в 1945 г. — 8,9%. Эти цифры весьма красноречиво свидетельствуюто том, что вопреки расхожему мнению, имеющему место в юридической литературе, трибуналыи народные суды занимались не только исключительно и бездумно карательной деятельностью.Верховный Суд РСФСР в годы войны не только рассматривал дела по первой и второйинстанции, но и вел другую разнообразную работу — обобщал судебную практику, вносилпредложения в наркоматы юстиции СССР и РСФСР о даче указаний судам, проводил внеплановыеревизии. Члены Верховного Суда выезжали в освобожденные области для оказания помощив восстановлении судебных органов на местах. Верховный Суд вел систематическую работус судьями нижестоящих судов, заботился о повышении квалификации судей. Таким образом,общая судебная система в основном сохранялась и соответствовала Конституции СССР1936 г. Не были изменены и основные принципы ее организации и деятельности. В условияхвойны сохранялись такие принципы осуществления правосудия, как устность, непосредственность,гласность, право обвиняемого на защиту, независимость судей и подчинение их толькозакону.
Немалая по объемуи значению работа выполнялась в годы войны судами общей юрисдикции. Как уже отмечалось,в отдельных районах (Москва, Ленинград и др.) они реорганизовались в военные трибуналы.Но в местностях, не объявленных на военном положении, они рассматривали много дел,связанных с нарушениями трудовой дисциплины, уклонением от военного учета, уплатыналогов или иных повинностей военного времени. За годы войны в общем числе рассмотренныхэтими судами дел 63,6% составили дела по указам военного времени. Особо важное значениев условиях войны имела борьба с хищениями и растратами, когда сберегались для нуждфронта каждый рубль, каждый пуд хлеба, каждая единица готовой продукции. Количестворассмотренных дел такого рода в 1942 г. было на 7% больше, чем в 1941 г., а в 1943г. на 20,5% больше, чем в 1941 г. В целом по сравнению с предвоенными годами числоприговоренных за указанныепреступлениявозрослона18,2%.Значительная работа производиласьобщими судами по рассмотрению дел о кражах личного имущества, имевших особое распространениев период эвакуации населения. Вместе с тем в годы войны значительно сократиласьсудимость за умышленное убийство, особенно в 1942 и 1943 гг. В то же время возрослочисло осужденных за должностные преступления. Не прекращалось в годы войны и рассмотрениегражданских дел. Впрочем, необходимо отметить, что число гражданских дел, напримерисковых, резко сократилось. В 1942 г. их поступило во все суды страны меньше половиныпротив поступивших в 1941 г., а в 1943 г. — меньше, чем в 1942 г.Большая часть «старых»опытных судей ушла на фронт. Суды пополнялись молодыми юридическими кадрами. Естественно,что в этой ситуации неизбежны были ошибки, выявлением и устранением которых занималисьсуды кассационной и надзорной инстанций, в том числе и Верховный Суд РСФСР.В годывойны, как и в предвоенные годы, возглавлял судебную систему Верховный Суд СССР,в составе которого были: Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегияпо гражданским делам, Военная коллегия, Военная коллегия железнодорожного транспорта,Военная коллегия водного транспорта. Как судебные коллегии, так и Пленум ВерховногоСуда СССР помогали судам в устранении и предупреждении ошибок в работе. Пленум ВерховногоСуда СССР помимо рассмотрения надзорных протестов давал судам руководящие указанияпо вопросам судебной практики. Всего за годы войны было принято 90 постановлений,в которых содержались такие указания. Особенно много их дано в военные месяцы 1941г. (25) и в 1942 г. (35). Эти постановления касались широкого круга вопросов, возникавшихпри рассмотрении уголовных и гражданских дел, но не разрешенных законодателем. Срединих (постановлений) весьма специфические, связанные с чрезвычайными условиями войны.Например, в семи постановлениях Пленума Верховного Суда СССР давались указания,касавшиеся отсрочки исполнения приговоров на время войны с направлением осужденногов действующую армию. Давались указания и по вопросам, возникающим в практике рассмотрениягражданских дел: о возвращении колхозам и совхозам скота, незаконно отчужденногоу них при его эвакуации (1942 г.); о возвращении жилой площади военнослужащим иих возвратившимся из эвакуации семьям; о рассмотрении исков в связи с причинениемвреда и т.д.Судьи в период Великой Отечественной войны выполняли не только сложнуюгосударственную работу по отправлению правосудия. Немалое число работников военныхтрибуналов принимали непосредственное участие в боевых операциях Вооруженных Сил.Многие из них не вернулись с фронта. Те же, кто работал в тылу, сумели, несмотряна трудности военного времени, обеспечить нормальную деятельность судов общей юрисдикциипо разрешению уголовных и гражданских дел, доказали жизнеспособность судебной системы.Приведем лишь один Указ о награждении. Указом Президиума Верховного Совета СССРот 26 марта 1945 г. за успешную работу в органах советской юстиции по укреплениюреволюционной законности и охране интересов государства в условиях Отечественнойвойны награждены: высшей государственной наградой — орденом Ленина — 15 человек,орденом Отечественной войны 1-й степени — 3 человека, орденом Отечественной войны2-й степени — 10 человек, орденом Трудового Красного Знамени — 70 человек, орденомКрасной Звезды — 34 человека, орденом «Знак Почета» — 188 человек, медалью«За трудовую доблесть» — 108 человек, медалью «За трудовое отличие»– 53человека.
1.3 Народный комиссариат юстиции и ПрокуратураСССР
20 июля 1936 года ЦИК и СНК СССР было принято постановлениеоб организации союзно-республиканского НКЮ СССР. Одновременно с организацией союзногоНКЮ был разрешен вопрос об окончательном отделении от НКЮ прокуратуры, общее руководствокоторой ранее осуществлялось через НКЮ союзных республик. С момента организациисоюзной Прокуратуры руководство прокуратурами осуществлялось прокуратурой СоюзаССР. Согласно Конституции Союза ССР 1936 г. и «Положению о Народном комиссариатеюстиции Союза ССР», принятому ЦИК Союза ССР 08.12.1936 г., на НКЮ Союза ССР быливозложены организация и руководство деятельностью судебных учреждений на территорииСоюза ССР. Было постановлено, что в целях осуществления этих задач НКЮ СССР:
— наблюдает заприменением судами «Положения о судоустройстве» — уголовного, гражданского и процессуальныхкодексов, обобщает практику их применения и разрабатывает необходимые измененияи дополнения к ним;
— наблюдает заприменением судами советских законов и дает судам общие указания в целях обеспеченияправильности и единообразия судебной практики;
— руководит организациейсудебной системы, организацией выборов судей и организационно-хозяйственным обслуживаниемсудов на всей территории Союза ССР;
— осуществляетревизию и инструктирование судебных учреждений;
— осуществляетобщее руководство и надзор за деятельностью коллегий защитников и организует юридическуюпомощь населению;
— осуществляетобщее руководство и надзор за деятельностью производственно-товарищеских и сельскихобщественных судов;
— осуществляетобщее руководство и надзор за работой нотариата;
— руководит системойюридического образования и управляет состоящими в его ведении высшими юридическимиучебными заведениями и научно-исследовательскими институтами;
— ведет работупо кодификации законодательства Союза ССР, дает юридическую консультацию и заключениядля Совета Народных Комиссаров Союза ССР;
— ведет судебнуюстатистику и учет лиц, лишенных избирательных прав по суду;
— руководит издательскимделом по вопросам правовой литературы.
Во главе НКЮ СССР стоял народный комиссар, имевшийдвух заместителей, при Наркомате действовал Совет. В составе НКЮ образовывались:
1. отделсудебных учреждений,
2. отделсудебной защиты и юридической помощи населению,
3. отделнотариата,
4. отделкодификации законодательства Союза ССР и юридической консультации,
5. отделкадров,
6. управлениеучебными заведениями,
7. административно-финансовыйотдел.
Наркомюст осуществлял организационную работу, соответствующиеспециальные прокуратуры — общий надзор и поддержание обвинения. В 1946 г. НКЮ был преобразованв министерство.
Военная прокуратура во главе с главным военным прокурором объединялаи направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный прокурор был непосредственноподчинен Прокурору СССР.
В годы войны был издан ряд руководящих постановленийПленума Верховного суда СССР по обеспечению законности и обоснованности приговорови решений. Органы прокуратуры осуществляли надзор за строжайшим соблюдением законности.
Особенно разносторонний характер носила надзорнаядеятельность военных прокуроров. Им приходилось вникать буквально во все стороныжизни армии. В поле зрения прокурорского надзора находились такие важные вопросы,как подвоз продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых и организация питаниясолдат на передовой линии и на отдыхе, обмундирование солдат и воинская дисциплина;работа госпиталей и обеспечение льгот семьям военнослужащих; охрана военного имуществаи возврат промышленности пустой тары, использование боевой техники и воинского транспортаи т. д. Можно без преувеличения сказать, что не было ни одного участка жизни и деятельностиармии на фронте и в тылу, куда бы не проникал зоркий глаз военного прокурора.
В результате общенадзорной работы военной прокуратурыв годы войны предупреждались или исправлялись нарушения закона, дисциплины и порядка.Военные юристы были на фронте не только стражами законности в армии, но и политическимиработниками, проводившими под руководством армейских полит органов большую идейно-политическуюи правовую работу в войсках.
Вместе с бойцами Советской Армии они делили невзгодыи тяготы фронтовой жизни. Как и все патриоты нашей страны, они отдавали свою энергиюи силы, а нередко и жизнь для достижения победы над врагом. Когда требовала обстановка,военные юристы смело принимали на себя командование, храбро сражались с врагом,показывали пример выдержки и стойкости.
В годы войны широко практиковались совместные разъясненияи обращения Наркомата юстиции СССР с заинтересованными ведомствами по вопросам применениясудебной практики. Например, Нарком юстиции СССР, Прокурор СССР и Председатель ВерховногоСуда СССР 12 марта 1943 г. разъяснили, что согласно ст. 2-а Постановления ЦИК иСНК СССР от 7 июля 1934 г. «Об организации воднотранспортных судов и воднотранспортнойпрокуратуры» все дела, подсудные линейным судам водного транспорта, в местностях,поименованных в прилагаемом списке, передаются на рассмотрение соответствующих областных,окружных и народных судов. Рассмотрение этих дел в кассационном порядке и в порядкенадзора осуществляется Военной коллегией Верховного Суда СССР. В списке были указаныотдельные районы РСФСР, Казахской, Узбекской и Туркменской ССР. Народный комиссаробороны СССР и Народный комиссар юстиции СССР дали разъяснения о порядке снятияпоражения в правах лиц, отбывших основную меру наказания и призванных в армию. Народныйкомиссар юстиции СССР и Прокурор СССР в мае 1943 г. разъяснили порядок привлеченияк ответственности работников железнодорожного, морского и речного транспорта и Главногоуправления Северного морского пути при СНК СССР за преступления по службе в связис указами Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля и 9 мая 1943 г.

2. Уголовное законодательство в годы Великой Отечественнойвойны
 
Успешная борьба со всеми видами преступлений, общественная опасностькоторых повысилась в условиях войны, имела огромное значение для достижения основнойцели — разгрома врага. В этой связи уголовное законодательство периода Великой Отечественнойвойны имело свои особенности. Наряду с действующими довоенными нормами уголовногоправа, которые были дополнены и расширены, появились новые, вызванные военной обстановкой.
С первого днявойны наблюдается не только изменение правовых институтов, но и использование новых,таких как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение,вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено вМоскве 20 октября 1941 года).
В состав уголовногозаконодательства военного времени входили как временные нормы, предусматривающихуголовную ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например,распространение панических слухов), так и нормы об ответственности военнослужащихгитлеровской Германии за военные преступления на временно оккупированных территориях.
Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. за распространениев военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, устанавливалуголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет, еслиэти действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. УказПрезидиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. Вводил новые виды наказанийв советское уголовное право – смертную казнь через повешение и ссыпку на каторжныеработы на срок от 15 до 20 лет в отношении преступлений, совершенных немецко-фашистскимизахватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскимипреступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеянийсобирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные дляпроцессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.
Как особенности уголовного законодательства в условиях войны можновыделить следующие:
— ужесточение и пополнение новыми составами преступлений.
— усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, объектомкоторых являлась социалистическая собственность, против преступлений, дезорганизовавшихнормальную работу промышленности и подрывавших трудовую дисциплину, и других преступлений.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственностиза разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственнуютайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностныхлиц на срок до 10 лет, для граждан — до 3 лет.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. вводил уголовнуюответственность воинских начальников за незаконное награждение.
Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части,а виновные подлежали суду военного трибунала.
Устанавливалась ответственность за незаконное хранение оружия для лиц,проживающих на освобожденных территориях и не сдавших трофейное оружие.
Спекуляция получила значительное расширение в определении состава преступления.Ответственность за нее возросла.
Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходена восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольногоухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» была введена уголовная ответственностьза самовольный уход с работы, прогулы или опоздания на работу на 21 минуту и более.Большая часть этих «указников» приговаривалась к исправительно-трудовым работампо месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платыдо25%.Нобылииисключения. Так в январе 1941-го тогдашний начальник ГУЛАГа ВасилийЧернышов направил всем начальникам управлений лагерей и колоний приказ, где говорилосьо судьбе двадцати шести заключенных.«Решениями Верховного трибунала войск НКВД занарушения лагерного режима и систематические отказы от работ» двадцать один человекбыл приговорен к расстрелу, остальные пять — к добавочным десяти годам. Все аналогичныеприговоры Чернышов потребовал впредь «объявлять всем заключенным лагерей и исправительно-трудовыхколоний».
Широко применялась в это время отсрочка исполнения приговоров с отправкойосужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания и с них снималасьсудимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявленаамнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушениетрудовой дисциплины.
Следует так же отметить, что еще одной особенностьюуголовного законодательства ВОВ, было распространение своего рода законодательнойаналогии, так называемых законов о «приравнивании». Так, уход с военных предприятийприравнивался к дезертирству, кража имущества военнослужащего или из квартир эвакуированных,либо находящихся в бомбоубежище лиц, наказывалась как бандитизм (групповое преступление),даже её совершало одно лицо; продажа гражданами товаров по повышенной против государственнойцене, наказывалась по аналогии как спекуляция, даже если не было установлено фактаскупки товаров с целью получения наживы и т. д.
Некоторые законы использовались государством для проведения репрессийпротив невиновных людей.
В развитии уголовного процессанеобходимо отметить следующее.Конституция СССР 1936 г. и Закон о судоустройстве 1938 г. устанавливали следующиепринципы уголовного процесса— гласность судопроизводства, независимостьсудей и подчинение их только закону, обеспечение обвиняемому права на защиту, участиев составе суда народных заседателей, ведение судопроизводства на языке союзной,автономной республики или автономной области и т. д. Многие демократические положенияуголовного процесса во времена войны игнорировались или нарушались.

3. Процессуальный порядок рассмотрения уголовных дел военными трибуналами
 
Источниками процессуальных норм в деятельности военных трибуналов являлисьКонституция 1936 г., Закон о судоустройстве 1938 г., Уголовно-процессуальный кодексРСФСР 1923г., Положение «О военных трибуналах и военной прокуратуре» 1926г., отдельныенормативные решения центральных органов власти, ведомственные директивы, приказыи инструкции.
В истории развития института возбуждения уголовногодела в военное время основную роль сыграли нормативные акты, принятые в период ВеликойОтечественной войны. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР «Овоенном положении» от 22 июня 1941 г. были расширены полномочия военного командованияпо возбуждению уголовных дел о тех преступлениях, которые совершались в местностях,объявленных на военном положении. Инструкция по производству дознания в Военно-МорскомФлоте от 24 сентября 1942 г. и Инструкция органам дознания Красной Армии от 12 ноября1942 г., принятые НКО СССР, четко определяли порядок возбуждения уголовного делаи ведения процедуры дознания в воинских частях и военизированных учреждениях и требовалипри этом четкого соблюдения требований УПК РСФСР 1923 г. в части вынесения органамидознания процессуального решения о возбуждении уголовного дела. Такое решение оформлялосьспециальным постановлением.
Положение о военныхтрибуналах определяло новый порядок рассмотрения уголовных дел (в течение 24 часовпосле получения копии обвинительного заключения). Приговор о высшей мере наказаниявступал в законную силу, если в течение 72 часов не поступало никаких сообщенийот лиц, которые располагали данной компетенцией. Были сжаты сроки следствия по некоторымкатегориям уголовных дел.
Война вызваланеобходимость внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство. Вводилсяновый порядок рассмотрения дел военными трибуналами. Их приговоры не подлежали кассационномуобжалованию и могли быть изменены или отменены только в порядке надзора. Большеевнимание уделялось проверке дел в отношении приговорённых к высшей мере. Право приостанавливатьприговоры трибуналов к высшей мере предоставлялось военным советам, командующимокругами, фронтами, армиями, флотами с одновременным сообщением председателю Военнойколлегии Верховного Суда СССР.
Ключевыми особенностямисудопроизводства военных трибуналов в годы войны являлись: рассмотрение дел безучастия сторон в основном в закрытых судебных заседаниях; сжатые сроки судопроизводства;обеспечение дополнительных полномочий командованию войсковых подразделений в уголовномсудопроизводстве; недопустимость кассационного обжалования приговоров; подчинениедеятельности всех военно-судебных органов выполнению первостепенной задачи обеспеченияпобеды над врагом. В годы войны приговоры к высшей мере наказания – расстрелу использовалисьвоенными трибуналами в качестве исключительной меры в главным образом по делам огосударственных и особо опасных общеуголовных преступлениях. По ясным причинам числотаких приговоров было больше, чем в предвоенные годы. Но в период военного временивоенные трибуналы широко применяли отсрочку исполнения приговора с определениемв штрафные части, что основывало вероятность достижения целей наказания с разумнымиспользованием человеческих контингентов Вооруженных Сил СССР.
Опыт деятельностивоенных трибуналов в годы войны позволяет сделать вывод, что в обстановке военноговремени нужно устанавливать особый, чрезвычайный порядок рассмотрения уголовныхдел военными и специальными судами, поскольку эффективная реализация правосудияими в военной ситуации не возможно на правовой базе мирного периода времени. Результативностьдеятельности военных трибуналов войск НКВД СССР как в обстоятельствах мирного, таки военного времени обеспечивалась проведением своевременных и оперативных организационно-правовыхизменений, централизованным руководством ими со стороны руководящих и директивныхорганов. Военным трибуналам была предназначена особенная роль в чрезвычайных условиях,в военных условиях, в решении сложных внутриполитических задач.

Заключение
 
Великая Отечественная война стала событием, подвергшимбезжалостному испытанию весь общественный и государственный строй нашей страны.Эту проверку Советский народ выдержал с честью.
Внешние функции Советского государства были сконцентрированына прямое отражение агрессии, формирование антигитлеровской коалиции, организациюпомощи народам, воюющим за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функциибыли сконцентрированы на экономическом и моральном обеспечении успешного веденияосвободительной войны до победного ее завершения.
Советский государственный аппарат проявил способностьслаженно работать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось избежатьформирования и чрезвычайных органов власти и управления. Советское право не претерпелокоренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой,и после войны они отмерли.
Увеличилась роль исполнительных органов Советов, рядисключительных полномочий Советов реализовывался их исполкомами.
Высшим чрезвычайныморганом в стране был Государственный Комитет Обороны СССР, образованный 30 июня1941 г. В руках ГКО была сконцентрирована вся полнота власти в государстве; Никогдаеще — ни до, ни после войны — в стране не существовало органа с такими абсолютнымиполномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного КонституциейСССР.
В обстоятельствах войны понадобилось издание тольконебольшого количества Указов Президиума Верховного Совета СССР, определивших ответственностьза новые составы преступлений. Таким образом, не возникало потребности хотя бы вчастичном отказе от положений Общей и Особенной части Уголовного кодекса и в заменеих специальными военными законами.
Так, Указ «О военном положении» от 22 июня 1941 г.,дал право военным властям ввести в местностях, объявленных на военном положении,военно-квартирную, трудовую, автогужевую и транспортную повинности; за невыполнениеэтих повинностей предусматривалось наказание в административном порядке.
Указом от 26 декабря 1941 г. было учреждено, что рабочиеи служащие предприятий военной промышленности, в том числе эвакуированных, а такжепредприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации,являются на время войны мобилизованными и закрепленными для постоянной работы затеми предприятиями, на которых они работают. Указ квалифицировал самовольный уходрабочих и служащих с этих предприятий как дезертирство и предусматривал жесткиемеры наказания. Дела об этих преступлениях были подсудны военным трибуналам. Указомот 15 апреля 1943 г. все рабочие и служащие железнодорожного транспорта объявлялисьна этап войны мобилизованными на железнодорожном транспорте. По ответственностиза служебные преступления работники железнодорожного транспорта были приравненык военнослужащим. Дела о совершенных ими преступлениях рассматривались в военныхтрибуналах железных дорог по законам военного времени. С 9 мая 1943 г. действиеэтого Указа распространялось на весь морской и речной транспорт.
Была также установлена уголовная ответственность:за уклонение от мобилизации на работы в производстве, на строительстве и в сельскомхозяйстве; за распространение ложных слухов, порождаюших тревогу среди населения;за невыполнение колхозниками повышенного обязательного минимума трудодней.

Список используемой литературы
 
1. Закон СССР от 16.08.1938 «О судоустройствеСССР, союзных и автономных республик».
2. Указ Президиума ВС СССР от 22.06.1941 «Обутверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военномположении, и в районах военных действий».
3. Приказ Наркомата юстиции от 29 июня 1941г. N 106 «О перестройке работы судебных органов и органов юстиции на военныйлад».
4. Приказ Наркома обороны N 227 от 28 июля1942 г.
5. Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК 1936г., №283.6.Ведомости Верховного Совета СССР, 1938г. № 11.7.СУ РСФСР 1923г. № 7, ст. 106.8. СЗ СССР 1926г., № 57, ст. 413.9. Стецовский Ю.И. Судебная власть. М.: Дело, 1999.
10. Муранов А.И. Деятельность органов военнойюстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. 11.Война и правосудие // Человек и закон. 1990. N 6.
12. Петухов Н.А. Деятельность органов военнойюстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. 13.Соколов Б.В. Оккупация. М., 2002. 14. Смыкалин А. Указ. соч. 15. Семиряга М.И. Коллаборационизм: природа, типология и проявлениев годы Второй мировой войны. М., 2000. 16. КожевниковМ.В. История советского суда. 1917 — 1956 гг. М., 1957. 17. Куликов В.В. Правосудие в СССР в военные годы // Советскоегосударство и право. 1975. N 5.
18. Никифоров В. И. «Дознание в вооруженныхсилах СССР и его особенности».
19. www.history-ryazan.ru/node/7653История Рязанского края: Тюремная система в годы Великой Отечественной войны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.