--PAGE_BREAK--I. «Политическая напряженность на Корейском полуострове: исторические корни».
1. Предпосылки и условия зарождения раскола Кореи.
С 1910 по 1945 год Корея была японской колонией. Управление страной осуществлялось генерал-губернатором, верхний слой чиновничества формировался также из японцев. Хорошо обученные полицейские силы, дополняемые крупными военными гарнизонами, следили за порядком.
Во время Второй мировой войны в ходе планируемого союзниками послевоенного переустройства дошло дело и до «корейского вопроса». В Каирской декларации 1943 года США, Великобритания и Китай заявили, что в будущем «Корея станет свободной и независимой». США и СССР согласились, что Корея будет разделена по 38-й параллели на северную и южную зоны с целью более эффективной капитуляции японской армии.[1] В августе 1945года советские войска вошли в Корею. Американские вооруженные силы высадились на юге Кореи в сентябре 1945 года.
Совместная советско-американская комиссия, собравшаяся в Сеуле в марте 1946 для обсуждения деталей образования временного правительства для всей Кореи, не смогла достигнуть соглашения, которое устраивало бы обе стороны. Второй раунд заседаний этой комиссии в 1947 тоже не принес результатов. В сентябре 1947 США поставили вопрос о независимости Кореи перед Генеральной ассамблеей ООН, которая приняла резолюцию о проведении в стране выборов под наблюдением ООН.
Однако советская сторона отказалась допустить на территорию Северной Кореи представителей ООН, так что выборы 10 мая 1948 состоялись только на Юге. Американская военная администрация прекратила выполнять свои функции 15 августа 1948, когда была провозглашена Республика Корея (РК), первым президентом которой стал Ли Сынман. [2]
Управление Северной Кореей было передано корейским коммунистам, и в начале 1946 было образовано Временное правительство. После выборов в высший законодательный орган 9 сентября 1948 было объявлено о создании Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) во главе с премьер-министром Ким Ир Сеном.
Установление нового режима и вывод советских войск привели к быстрому формированию северокорейских военных подразделений. На Юге становление вооруженных сил протекало медленнее. Трудности были вызваны военным мятежом в октябре 1948 года, поднятым на волне народного недовольства и поддержанным прокоммунистической оппозицией. Эвакуация американской армии завершилась в июне 1949.
В следующем году Север и Юг Кореи занялись укреплением своего военного потенциала. В мае 1950 прошли выборы в южнокорейский парламент. Хотя ультралевые партии были поставлены вне закона, многие радикалы выступили самостоятельно в качестве независимых кандидатов и завоевали 60% депутатских мест. Правительство Ли Сынмана ответило репрессиями, вынудив многих новоизбранных членов парламента бежать в Северную Корею.[3]
2.
Анализ динамики политических курсов РК и КНДР по отношению друг к другу и роль третьих государств в решении корейской проблемы.
Отношения между двумя Кореями в этот период все более накаляются, обе стороны начинают постепенно наращивать военную мощь и готовиться к войне, рассчитывая на поддержку сильных держав: РК – на помощь США, а КНДР – на СССР и КНР.
25 июня 1950 года между Севером и Югом Корейского полуострова началась война, которая быстро переросла из локального конфликта в международный: на стороне Юга в нее вмешались США, возглавившие войска ООН, а на стороне Севера выступили китайские народные добровольцы и советские ВВС (правда, их участие в Корейской войне тщательно скрывалось руководством СССР). Мир оказался на грани ядерной катастрофы, перерастания «холодной войны» между социалистическим и капиталистическим лагерем в «горячую». [4]
Однако, к счастью, в руководствах государств-участников конфликта прислушались к разумным доводам, и стороны начали переговоры, которые увенчались подписанием соглашения о перемирии 27 июля 1953 г.
Последствия корейской войны оказались негативными для обеих Корей: война закончилась там же, где и началась – на 38-й параллели и закрепила факт сосуществования на полуострове двух независимых государств. Сильно пострадала экономика обеих стран. Еще одним неутешительным результатом Корейской войны стало укрепление на полуострове американских военных, которые обустроили свои базы на Юге и стали, с одной стороны, гарантом его безопасности, а с другой стороны, серьезнейшим препятствием на пути межкорейского диалога. [5]
Советско-американское противоборство в тот период, развернувшаяся «вширь и вглубь» «холодная война» только консервировали корейский конфликт, загоняли его в тупик. Итогом этого стало подписание Договора о взаимной обороне между РК и США, а также Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и КНДР и аналогичного Договора между КНДР и КНР. Эти документы, с одной стороны, укрепляли баланс и расстановку сил на Корейском полуострове, становились гарантом его безопасности; а с другой стороны – еще больше усугубляли взаимное отчуждение двух Корей.
В 1961г. К власти в Южной Корее путем военного переворота пришел генерал Пак Чжон Хи. Именно по его инициативе в августе 1961г. в обстановке строжайшей секретности происходят первые межкорейские контакты. Фактически целью этих переговоров было даже не достижение компромиссных договоренностей, а зондирование намерений друг друга. Однако переговоры Севера и Юга были полезными не только с точки зрения оценки сторонами друг друга, но и потому, что доказали, что РК и КНДР могут пойти на самостоятельные прямые контакты без вмешательства третьих государств. [6]
На рубеже 1960-1970-х гг. в мире начинается период «разрядки международной напряженности». Благодаря этому Юг и Север стали менее зависимы от своих старших союзников, а сам факт возможности налаживания контактов между Югом и Севером, в свою очередь, способствовал стабилизации обстановки в азиатском регионе.
В начале 1970-х гг. происходит новая серия контактов РК и КНДР, итогом которых стало подписание 4 июля 1972 г. Совместного заявления Юга и Севера. В этом Заявлении впервые были оглашены принципы объединения двух Корей, которое должно было быть достигнуто самостоятельно, мирным путем, на основе национальной консолидации и без иностранного вмешательства.
Постепенно инициатива в межкорейском диалоге по праву сильного переходит в руки Сеула, особенно после того, как в 1977 г. власти Юга впервые официально заявляют, что Республика Корея перегнала в своем экономическом развитии КНДР и нарастила мощный военный потенциал. [7]
В 1984 г. экономика Юга сильно пострадала от наводнения, и в Пхеньяне было принято решение об оказании гуманитарной помощи населению РК. Эта акция считается официальным началом межкорейских экономических отношений. За ней последовали переговоры между Сеулом и Пхеньяном, на которых шло обсуждение различных экономических вопросов, а в сентябре 1985 г. в Сеуле и Пхеньяне состоялись первые встречи разделенных семей.
В конце 1980-х гг. на Корейском полуострове происходят серьезные изменения, оказавшие определяющее влияние на вектор развития отношения РК и КНДР в конце XX – начале XXI века.
В октябре 1987 г. в Южной Корее состоялся референдум по проекту новой конституции. Главное, чего добились южные корейцы, — это прямые выборы президента. В конституции были закреплены основы гражданских свобод и права, сделаны поправки в отношении введения чрезвычайного положения, роспуска парламента, подчеркнута недопустимость вмешательства военных в политическую жизнь страны. 16 декабря 1987 г. в Южной Корее впервые в истории состоялись демократические президентские выборы.
Президентские выборы 1987 года знаменовали начало подлинно многопартийной демократии в Южной Корее. Наиболее влиятельными партиями были ДПС, Демократическая партия за воссоединение (ДПВ), Партия мира и демократии (ПМД). В Национальном собрании, избранном в апреле 1988 года, большинство мест получили ДПС (124 из 299), ПМД (71) и ДПВ (59).
Новое правительство обещало расширить автономию университетов, разрешить создание студенческих организаций, либерализовать законы о печати и облегчить поездки граждан за границу.
Летом 1988 года тысячи студентов приняли участие в манифестациях, требуя объединения Кореи и вывода американских войск. В октябре 1988 года в Сеуле состоялись 24-е Олимпийские игры, подготовка к которым и сам ход их проведения не позволил властям применять репрессии против демонстрантов.
В ноябре власти дали согласие на образование новых профсоюзов, которые получили право на заключение коллективных договоров, и объявили об отмене обязательной военной подготовки для студентов университетов.
Победу на первых демократических президентских выборах одержал Ро Дэ У. Он провозгласил новый политический курс Юга по отношению к Северу, который получил название «северная политика». Южнокорейский президент призвал начать обмены между двумя Кореями по всем направлениям, прекратить взаимные нападки на международной арене, признать место друг друга в международном сообществе и «развивать сотрудничество в интересах всего корейского народа». Кроме того, для урегулирования межкорейских отношений Юг начинает налаживать контакты и с другими социалистическими странами, в первую очередь, с СССР и КНР.
Осенью 1990 г. в Сеуле и Пхеньяне начались встречи премьер-министров двух корейских государств, которые завершились подписанием крупных межправительственных документов – Соглашения о примирении, ненападении, сотрудничестве и обменах и Декларации о безъядерном статусе Корейского полуострова. Подписывая Соглашение, стороны фактически признавали суверенитет и самостоятельность друг друга.
В 1991 г. РК и КНДР подали официальные заявки на вступление в ООН, на которые были получены положительные ответы. Хотя Пхеньян всегда утверждал, что одновременное вступление в ООН двух Корей только закрепит раскол на полуострове и усилит отчуждение, на деле этого не произошло и вступление в ООН стало реальным шагом к нормализации межкорейских отношений.
Период с конца 1980-х гг. по начало 1990-х гг. ознаменовался целым рядом событий, которые негативно сказывались на положении дел в Северной Корее. Изменение международной обстановки, развал социалистического лагеря и очень резкое свертывание отношений с Россией, «северная политика» Юга, экономические достижения РК, дипломатическая изоляция КНДР и экономическая депрессия, а также установление дипломатических отношений между КНР и РК в августе 1992 г. – все это превратилось в нескончаемую череду политических шоков для КНДР.
Динамично меняющаяся обстановка несла в себе скрытую угрозу консервативному режиму Севера, и это подтолкнуло КНДР к изменению приоритетов во внешней политике. В 1993-1994 гг. на Корейском полуострове разразился т.н. первый ядерный кризис, причиной которого стало заявление КНДР о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия в одностороннем порядке. Это событие в очередной раз заморозило межкорейский диалог.
Начинаются трудные переговоры между КНДР и США по ядерной проблеме, которые завершились подписанием в 1994 г. рамочного соглашения в Женеве. В результате этих переговоров Пхеньян сумел прервать усиливающуюся международную изоляцию, избавиться от внешнего давления, а также получить гарантии предоставления серьезной экономической помощи. Это привело и к усилению позиций Пхеньяна в межкорейском диалоге. Америка же, в свою очередь, вырвала у РК инициативу по урегулированию корейской проблемы.
Администрации Ро Дэ У не удалось достичь гармонии в отношениях с Севером, однако именно в период правления Ро Дэ У был заложен главный принцип межкорейского диалога – принцип поэтапного многоступенчатого сближения, который получил развитие у его преемников.
Качественно новый этап в межкорейском диалоге начался, когда в 1997 г. к власти в Корее пришел Ким Дэ Чжун. Он провозгласил в отношении Севера «политику солнечного тепла», характеризовавшуюся, в первую очередь, смягчением отношения РК к КНДР. Сложившаяся на тот момент ситуация на Корейском полуострове и вокруг него играли против Пхеньяна. Из-за серьезнейшего социально-экономического кризиса, разразившегося в КНДР, Пхеньян был вынужден принять правила, предложенные Сеулом. Правда, эти правила были для Пхеньяна достаточно выгодными. Юг впервые провозгласил курс на построение отношений по принципу отделения экономической составляющей от политической. Кроме того, администрация нового президента стремилась не к скорейшему объединению, а в первую очередь к добрососедскому сосуществованию и тесному сотрудничеству на Корейском полуострове.
продолжение
--PAGE_BREAK--II. «Важнейшие аспекты взаимоотношений РК и КНДР на современном этапе с учетом влияния меняющейся международной обстановки».
1.
Истоки ядерной проблемы Корейского полуострова, а также ее современное состояние.
Изначально к разработке ядерного оружия Пхеньян подтолкнула угроза применения США оружия массового поражения в ходе Корейской войны, и руководством Северной Кореи было принято решение об организации в 1952 г. НИИ атомной энергии при АН КНДР.
В мае 1959 г. между СССР и КНДР были заключены Соглашение об оказании СССР технического содействия КНДР в использовании атомной энергии в мирных целях и Соглашение о предоставлении помощи в развитии научно-исследовательских работ в области ядерной физики и в деле применения атомной энергии в народном хозяйстве. [8]
К 1965 г. СССР поставил в исследовательский центр в Ёнбене реактор на 2 МВт, и сопутствующее оборудование. Ядерное топливо для реактора также поставлялось из СССР. К 1986 г. мощность реактора за счет 2 реконструкций была доведена до 8 МВт.
В 1974 г. КНДР вступает в Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В это же время северокорейские специалисты получают доступ на ядерные полигоны КНР. Однако, скептически оценивая северокорейский экономический и научно-технический потенциал, ядерные державы до конца 1980-х гг. не придавали ракетно-ядерным амбициям Пхеньяна серьезного значения.
Гораздо большее внимание мировой общественности в тот момент привлекли разработки ядерного оружия в Республике Корее, которая в 1968 г. присоединилась к ДНЯО, но не спешила его ратифицировать. Южнокорейский диктатор не скрывал намерений создать ядерное оружие к 1981 г. Его амбиции шли вразрез с американской политикой сдерживания распространения оружия массового поражения в регионе. В 1979 г. президент Пак Чжон Хи был убит, и вскоре после этого, Сеул и Вашингтон смогли договориться об увеличении американского тактического ядерного арсенала на территории РК в обмен на отказ Юга от ядерных разработок.
Все это не могло не подтолкнуть Пхеньян к дальнейшим ядерным разработкам, и в 1979 г. начинается сооружение нового реактора мощностью 5 МВт. В 1985 г. между СССР и КНДР подписывается Соглашение о сотрудничестве и обмене специалистами в области ядерных исследований, а в декабре того же года КНДР присоединяется к ДНЯО, снимая тем самым основную преграду на пути реализации данного проекта.
В начале 1990-х гг., после того как СССР и США заявили о готовности ликвидировать тактическое ядерное оружие, была принята совместная Декларации Юга и Севера о превращении Корейского полуострова в безъядерную зону, а чуть позже КНДР заключила Соглашение об атомной безопасности с МАГАТЭ. Но когда переговоры были переведены в плоскость практических проверок на территории КНДР, северокорейская сторона отказалась допускать международных инспекторов на свои исследовательские объекты.
Не последнюю роль в эскалации конфликта сыграл распад Советского Союза и новый курс РФ, в результате чего КНДР потеряла мощного союзника.
Оказавшись между враждебным американо-южнокорейским альянсом на юге и недоброжелательной Россией на севере, руководство КНДР в марте 1993 г. заявило о выходе из ДНЯО, а в мае того же года провело в Японском море полетные испытания ракеты среднего радиуса действия «Нодон-1». Администрация Б. Клинтона сама вынуждена была пойти на компромисс и в июне 1993 г. начала прямые консультации с КНДР по вопросам ракетно-ядерных разработок.
В это время Россия приостановила действие соглашения о сотрудничестве и обмене специалистами в области ядерных исследований между двумя странами. На практике такая быстрая смена Россией политического курса привела к полной потере Россией рычагов политического воздействия на ситуацию на Корейском полуострове. Она перестала быть полезным партнером как для США с Китаем, так и для Республики Кореи и КНДР. РФ даже не включили в состав международной организации по энергоснабжению Корейского полуострова (KEDO). [9]
США все больше склонялись к возможности вооруженного разрешения конфликта, и только срочный визит в Пхеньян бывшего президента США Дж. Картера и его экстренная встреча с президентом КНДР Ким Ир Сеном смогли предотвратить ядерную катастрофу.
В соответствии с достигнутыми после визита Картера договоренностями КНДР взяла на себя обязательства не выходить из ДНЯО, заморозить свои ядерные разработки на трех газографитовых реакторах и допустить к этим объектам инспекторов МАГАТЭ. США, в свою очередь, согласились на поставку для строящейся северокорейской АЭС до 2003 г. двух легководных реакторов мощностью по 1000 МВт. Одновременно Америка гарантировала обеспечение тепловых электростанций республики мазутом вплоть до ввода этих реакторов в действие. К сожалению, достигнутые соглашения не столько разрешали ядерный кризис, сколько замораживали сложившуюся ситуацию почти на десятилетие.
В 2002 г. на смену очевидным признакам прогресса на Корейском полуострове вновь пришло балансирование на грани ядерной войны. В основе столь резкой метаморфозы лежал коренной пересмотр подхода к КНДР новой республиканской администрации США. КНДР была причислена к т.н. «оси зла», и ядерный кризис на Корейском полуострове сделал новый виток. [10]
Серьезные проблемы возникли также с финансированием созданной в марте 1995 г. KEDO. В ноябре KEDO по инициативе США принимает решение заморозить поставки в КНДР топливного мазута. В сложившейся ситуации КНДР возобновляет работы на законсервированных ядерных объектах, а в январе 2003 г. заявляет о выходе из ДНЯО.
К лету 2003 г. становится ясно, что вывести «северокорейскую проблему» из тупика можно лишь при учете интересов всех региональных держав, и в августе по инициативе Пекина начинаются шестисторонние переговоры с участием Республики Корея, КНДР, США, КНР, России и Японии. Длительная история шестисторонних переговоров не раз ставила их на грань срыва и на один шаг от успеха.
На современном этапе сторонам удалось определить стратегию решения ядерной проблемы: она должна быть «пошаговой», т.е. на уступку со стороны Севера должна быть ответная положительная реакция со стороны других государств-участниц переговоров, и в первую очередь, США. КНДР, согласилась в течение двух месяцев закрыть и опечатать все объекты ядерного комплекса в Ёнбене, допустив на них сотрудников МАГАТЭ. В обмен на это РК, КНР, США и РФ обещали предоставить Пхеньяну 50 тысяч т мазута или равноценную экономическую и гуманитарную помощь. В качестве следующего шага КНДР обязалась передать полный список своих ядерных объектов и информацию о накопленных запасах плутония.
Результаты переговоров вызвали достаточно противоречивые оценки от заявлений о безусловном успехе международной дипломатии в области предотвращения распространения ядерного оружия до констатаций позорного провала политики администрации Дж. Буша-младшего в отношении северокорейского режима. [11]
Традиционно для ослабления напряженности в военно-политической сфере между двумя Кореями служило также и экономическое сотрудничество, которое помимо вполненения непосредственно экономических целей, становилось основой для определенного смягчения общего климата на полуострове. Как уже говорилось, отправной точкой реальных экономических контактов между двумя Кореями принято считать сентябрь 1984г.
2.
Динамика экономического сотрудничества двух Корей в настоящее время.
Начиная с 1990-х годов заметно возрастает количество контактов между Республикой Корея и КНДР, увеличился товарооборот между ними, и в течение 90-х годов и в начале 21 века РК постепенно становится крупнейшим торговым партнером КНДР и главным поставщиком гуманитарной помощи Северной Корее.
По итогам пхеньянского саммита 2000г. совместно с комиссией по экономическому сотрудничеству было разработано и подписано четыре документа: о гарантиях инвестиций, об устранении двойного налогообложения, улаживании спорных вопросов в коммерческой деятельности и ведении банковских расчетов. Именно эти договоренности стали каркасом системы экономических связей РК и КНДР.
Постоянно растет товарооборот между двумя Кореями. 2005 год стал годом существенного прорыва в межкорейской торговле: объем двусторонней торговли впервые превысил 1 млрд. долларов, увеличившись за год более чем на 50%. При этом рост экспорта КНДР составил 32%, а импорта – 60%. На современном этапе Южная Корея является вторым по величине торговым партнером КНДР, уступая лишь Китаю. Важно также отметить, что значительная часть южнокорейских поставок осуществлялась в рамках некоммерческих операций преимущественно гуманитарного характера, в том числе на безвозмездной основе.
В межкорейском экономическом сотрудничестве очень важную роль играет осуществление совместных проектов, и к концу 2008г. наиболее важными и уже реально работающими проектами межкорейского экономического сотрудничества являются следующие: развитие туристического комплекса в горах Кымгансан, строительство индустриального комплекса в городе Кэсоне, а также соединение автомобильных и железных дорог двух Корей. [12]
Второй межкорейский саммит в Пхеньяне состоялся 2–4 октября 2007 г. Отправляясь в Пхеньян, президент Южной Кореи Но Му Хен с супругой пешком перешли демаркационную линию, которая является символом холодной войны, что дало миру надежду на нормализацию положения на Корейском полуострове. В ходе саммита были проведены две встречи лидеров РК и КНДР, при этом обсуждались различные важные вопросы межкорейского сотрудничества и была принята так называемая «декларация о развитии отношений между Севером и Югом и мирном процветании», состоящая из 8 пунктов.[13]
Декларация эта характеризуется следующим. Во-первых, декларация подтверждает действие «Основного соглашения между РК и КНДР», заключенного в декабре 1991 г. В первом пункте заявляется о продолжении действия совместной декларации от 15 июня 2000 г. Со второго по восьмой речь идет о примирении, ослаблении военного напряжения, достижении совместного процветаниия и сотрудничестве. Другими словами, на основе соглашения от 13 декабря 1991 г. продемонстрировано развитие отношений между двумя Кореями после декларации от 15 июня 2000 г. и зафиксированы результаты обсужденных вопросов более конкретного практического характера.
Во-вторых, была предложена конкретная система реализации обсужденных вопросов. В частности, стороны согласились провести межкорейские переговоры на уровне премьер-министров, создать совет экономического сотрудничества Севера и Юга на уровне заместителей премьер-министра и провести переговоры министров обороны.
В-третьих, стороны уделили внимание таким проблемам, как ослабление военного противостояния и развитие экономического сотрудничества. Обе страны, разделенные уже более 60 лет, смогут найти путь к объединению, поддерживая мирное сосуществование путем решения вопросов экономического сотрудничества и поддержания мира на Корейском полуострове.
В-четвертых, декларация подчеркивает, что инициатива в процессе установления мира на Корейском полуострове исходит от самих корейских государств. Это важно подчеркнуть, так как корейский вопрос имеет международный характер. Поэтому нередко на корейский вопрос внешние факторы оказывали не меньшее влияние, чем внутренние. На этот раз стороны продемонстрировали свою волю стать главными акторами в решении корейского вопроса, утерждая, что декларация об окончании Корейской войны будет заключена в Корее.
В-пятых, Юг и Север видят тесную связь между проблемой экономики и проблемой обороны. Предлагая создание совместной экономической зоны на Желтом море, где произошел вооруженный конфликт, Север и Юг договорились, что военное доверие и экономическое сотрудничество будут взаимно дополнять друг друга. Кроме того, содержание декларации говорит о намерении сторон предпринять такие конкретные шаги по нормализации отношений, как создание программы туров в северокорейские горы Бэкту, создание прямого воздушного сообщения Бэкту – Сеул, обмен видеописьмами между разделенными семьями, строительство постоянного пункта для встреч членов разделенных семей.
Оценивая значение второго межкорейского саммита в целом, можно сказать следующее. Если первый саммит носил прежде всего политический символический характер, то второй был уже практическим этапом в развитии межкорейских отношений, где были сформулированы конкретные планы сотрудничества в различных областях. Создание нового постоянного института для обсуждения вопросов о сотрудничестве – межкорейских переговоров на уровне премьер-министров – также показывает, что межкорейские отношения поднялись на более высокую ступень, так как до этого проводились только переговоры на уровне министров. Важно отметить, что Юг и Север начали сотрудничать и в военной сфере, самой сложной в отношениях между двумя странами.
Южнокорейское экономическое и политическое сообщество давно пришло к выводу, что, несмотря на то, что северные корейцы «невероятно трудные партнеры для диалога», этот диалог все же лучше конфронтации, так как позволяет «вовлекать» Север в экономические отношения с Югом, тем самым увеличивая зависимость Севера от Юга с перспективой реформирования северокорейского режима. Таким образом, экономические изменения должны будут повлечь за собой политические. Естественно, на Севере это прекрасно понимают и стремятся максимально защитить правящий режим. Однако и Южной Корее не нужно резкое падение северокорейского режима, так как бремя восстановления слабой экономики КНДР, еще не оправившейся от сильнейшего кризиса 90-х гг., ляжет на плечи южнокорейских налогоплательщиков и может серьезно дестабилизировать экономическую ситуацию на Юге. [14]
Кризис, разразившийся в КНДР в 90-е гг. прошлого века отразился и на энергетическом комплексе. Энергетическая проблема остается одной из первоочередных для КНДР. Из-за хронической нехватки энергоносителей не может идти речи о нормальном функционировании промышленных предприятий Севера, периодически возникают проблемы на железной дороге. Несмотря на жесткий контроль властей за потреблением электроэнергии сложилась очень тяжелая ситуация с энергообеспечением: постоянно электроэнергия предоставляется только предприятиям военно-промышленного комплекса. Необходима полная перестройка и модернизация всего энергетического комплекса КНДР, которая невозможна без помощи мирового сообщества. Попытки разрешить энергетическую проблему в КНДР предпринимались неоднократно, однако по сей день проблема остается нерешенной, так как стороны не могут достичь консенсуса.[15]
\
продолжение
--PAGE_BREAK--